Что называют активной безопасностью автомобиля
Активная безопасность автомобиля
Содержание
Структура
Наиболее известными и востребованными системами активной безопасности являются [2] :
Имеются также вспомогательные системы активной безопасности (ассистенты), предназначенные для помощи водителю в трудных с точки зрения вождения ситуациях. К таким системам относятся [2] :
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Активная безопасность автомобиля» в других словарях:
Безопасность автомобиля активная — Активная безопасность это свойство автомобиля снижать вероятность возникновения ДТП или полностью его предотвращать. Оно проявляется в период, когда в опасной дорожной обстановке водитель еще может изменить характер движения автомобиля. Активная… … Официальная терминология
Пассивная безопасность автомобиля — Пассивная безопасность совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на снижение тяжести дорожно транспортного происшествия.[1] Включает в себя следующие элементы: ремни безопасности, в том числе… … Википедия
Электронный контроль устойчивости — (англ. Electronic Stability Control, ESC; ЭКУ) активная система безопасности автомобиля, позволяющая предотвратить занос посредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является… … Википедия
Volvo 440 K (445) — Volvo 440 K (445) модель автомобиля компании Volvo. Volvo 440 … Википедия
Высоцкий, Михаил Степанович — Михаил Степанович Высоцкий Род деятельности: учёный в области грузового автомобилестроения, общественный деятель Дата рождения: 10 февраля 1928(1928 02 10) (84 года) … Википедия
Автополигон НАМИ — НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» Тип … Википедия
Kia cee’d — Kia Cee d … Википедия
Mercedes-Benz W204 — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Hyundai Santa Fe — Hyundai Santa Fe … Википедия
Системы активной безопасности
Помимо повышения и улучшения эксплуатационных и технических показателей автомобилей, конструкторы уделяют немало внимания обеспечению безопасности. Современные технологии позволяют оснастить машины значительным количеством систем, которые обеспечивают контроль поведения авто в экстренных ситуациях, а также максимально возможную защиту водителя и пассажиров от получения травм при ДТП.
Какие системы безопасности бывают?
Самой первой такой системой на авто можно считать ремни безопасности, которые длительное время оставались единственным средством защиты пассажиров. Сейчас же авто комплектуется десятком и более всевозможных систем, которые подразделяются на две категории безопасности – активной и пассивной.
Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля за поведением авто в экстренных случаях. Причем они действуют автоматически, то есть, вносят свои коррективы несмотря на действия водителя.
Пассивные же системы направлены на уменьшение последствий при случившейся аварии. К ним относятся ремни, подушки и шторки безопасности, специальные системы крепления детских сидений.
Активная безопасность
Первой системой активной безопасности на авто является антиблокировочная (АБС). Отметим, что она также выступает основой для многих видов активных систем.
В целом, на автомобилях могут использоваться такие системы активной безопасности, как:
Многие автопроизводители патентуют свои системы. Но в большинстве своем они работают по единому принципу, и разница сводится лишь к названиям.
Антиблокировочная система, пожалуй, единственная, которая у всех автопроизводителей обозначается одинаково – аббревиатурой ABS. В задачу АБС, как понятно из названия, входит предотвращение полной блокировки колес во время торможения. Это в свою очередь не дает колесам потерять контакт с полотном дороги, и авто не уходит в юз. АБС является частью тормозной системы.
Суть функционирования АБС сводится к тому, что блок управления посредством датчиков отслеживает скорость вращения каждого колеса и при определении, что одно из них замедляется быстрее других, посредством исполнительного блока сбрасывает давление в магистрали этого колеса, и оно перестает замедляться. АБС действует полностью автоматически. То есть, водитель, как обычно, просто нажимает на педаль, а АБС уже самостоятельно контролирует процесс замедления всех колес по отдельности.
Противобуксовочная система направлена на предотвращение пробуксовки ведущих колес, что исключает уход авто в занос. Работает она на всех режимах движения, но имеет возможность отключения. Разные автопроизводители эту систему обозначают по-разному – ASR, ASC, DTC, TRC и другие.
Работает ASR на базе ABS, то есть она воздействует на тормозную систему. Но дополнительно она управляет также электронной блокировкой дифференциала и некоторыми параметрами силовой установки.
При небольшой скорости ASR отслеживает, посредством датчиков ABS, скорость вращения колес и если отмечается, что одно из них вращается быстрее, то просто притормаживает его.
На высоких же скоростях ASR подает сигналы на ЭБУ, а тот в свою очередь регулирует работу силовой установки, обеспечивая снижение крутящего момента.
Распределение тормозных усилий – это не полноценная система, а лишь расширение функционала ABS. Но все же она имеет свое обозначение – EDB или EBV.
Она выполняет функцию предотвращения блокировки колес задней оси. При торможении центр тяжести авто смещается на передок, из-за чего задние колеса получаются разгруженными, поэтому для их блокировки требуется меньше усилия тормозных механизмов. При торможении EDB задействует задние тормоза с небольшой задержкой, а также следит за усилием, создаваемым на тормозных механизмах колес, и предотвращает их блокировку.
Система экстренного торможения необходима для максимально эффективного срабатывание тормозов при резком торможении. Она обозначается разными аббревиатурами – BA, BAS, EBA, AFU.
Эта система бывает двух типов. В первом варианте она не задействует ABS, а суть работы BA сводится к тому, что она отслеживает скорость перемещения штока тормозного цилиндра. И при обнаружении его быстрого движения, что бывает, когда водитель «бьет» по тормозам в экстренном случае, BA задействует электромагнитный привод штока, дожимая его и обеспечивая максимальное усилие.
Во втором варианте BAS работает вместе с ABS. Здесь все работает по описанному выше принципу, но исполнение несколько иное. При определении экстренного торможения она подает сигнал на исполнительный механизм ABS, а тот создает максимальное давление в тормозных магистралях.
Система курсовой устойчивости направлена на стабилизацию поведения авто и сохранения направления движения при возникновении внештатных ситуаций. У разных автопроизводителей она обозначается как ESP, ESC, DSC, VSA и прочие.
По сути, ESP представляет собой комплекс, включающий в себя ABS, BA, ASR, а также электронную блокировку дифференциала. Также для работы она использует системы управления силовой установкой и АКПП, в некоторых случаях также и датчики угла поворота колес и руля.
Все вместе они постоянно оценивают поведение авто, действия водителя и при обнаружении каких-либо отклонений от параметров, которые считаются нормой, вносят необходимые коррективы в режим работы систем двигателя, КПП, тормозов.
Система предотвращения столкновения с пешеходами контролирует пространство перед авто и при обнаружении пешеходов в автоматическом режиме включает тормоза, обеспечивая замедление авто. У автопроизводителей она обозначается как PDS, APDS, Eyesight.
PDS является сравнительно новой и применяется она далеко не всеми производителями. Для работы PDS используются камеры или радары, а в качестве исполнительного механизма выступает BAS.
Электронная блокировка дифференциала работает на базе ABS. В ее задачу входит предотвращение пробуксовки и повышение проходимости за счет перераспределения крутящего момента на ведущих колесах.
Отметим, что EDS работает по тому же принципу, что и BAS, то есть она с помощью датчиков фиксирует скорость вращения ведущих колес и при выявлении повышенной скорости вращения на одном из них, задействует тормозной механизм.
Системы-ассистенты
Выше описаны только основные системы, но активная безопасность автомобиля включает еще ряд вспомогательных, так называемых «ассистентов». Их количество тоже немалое, и к ним относятся такие системы как:
Это основные ассистенты. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, повышая общее количество систем авто, обеспечивающих безопасность во время движения.
Заключение
В современном автопроизводстве активная безопасность играет значительную роль для сохранения здоровья людей в автомобиле и вне его, а также исключает множество ситуаций, которые раньше привели бы к повреждению авто. Поэтому не стоит недооценивать их значимость и пренебрегать наличием таких помощников в комплектации.
Правила вождения автомобиля
БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Безопасность автомобилей и транспортных средств состоит из комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, которые обеспечивают уменьшение вероятности возникновения ДТП, и не только. Одной из главных задач обеспечения безопасности транспортных средств является уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду и снижение тяжести последствий.
Безопасность транспортных средств бывает нескольких видов:
1) Активная безопасность;
2) Пассивная безопасность;
3) Послеаварийная безопасность;
4) Экологическая безопасность;
Все страны-производители автомобилей обязаны разрабатывать документы и законодательные акты, которые регулируют отношения различных элементов безопасности автомобилей и транспортных средств.
Существующая Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций создала специальный комитет, который отвечает за урегулирование вопроса безопасности транспортных средств и автомобилей на международном уровне. В 1958 году был подписано и принято соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения. В соответствии с этим соглашением, страны участники обязаны:
1) Разрабатывать и принимать единые рекомендации по требованиям к параметрам транспортных средств и узлам установленных на автомобиле, а также методики по испытанию безопасности транспортных средств.
2) В соответствии с установленным порядком, проводить испытания и проверки узлов, и агрегатов на автомобиле по соответствующей принятой методике, на соответствие нормативным требованиям.
3) По результатам испытаний присваивать утвержденные знаки официального утверждения (знак официального утверждения наносится на агрегаты и узлы автомобиля). Знак содержит информацию о стране, где производилось испытание, номер официального документа проведенного испытания, номер правил ЕЭК ООН.
ЧТО ТАКОЕ АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?
Активная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения вероятности возникновения ДТП (дорожно-транспортного происшествия).
Для обеспечения активной безопасности транспортное средство наделено несколькими свойствами, которые помогают водителю управлять автомобилем безопасно (разгоняться, тормозить, маневрировать без особых усилий).
Свойства активной безопасности:
— тяговые свойства автомобиля;
— тормозные свойства автомобиля;
Совокупность тяговых и тормозных свойств автомобиля называют динамическими свойствами автомобиля (динамичность автомобиля).
ЧТО ТАКОЕ ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?
Пассивная безопасность транспортного средства это свойства автомобиля или транспортного средства, которые используются для снижения тяжести последствий ДТП.
Пассивная безопасность бывает внешней и внутренней.
Требования, предъявляемые к внешней пассивной безопасности автомобиля:
1) Конструктивное выполнения сборки корпуса автомобиля и его составных частей таким образом, чтобы при возникновении ДТП вероятность повреждения человека свести к минимуму.
2) Выполнение внешних элементов конструкции автомобиля в соответствии с правилами пассивной безопасности, например: травмобезопасный бампер, утопленные ручки дверей, безопасная форма профиля капота автомобиля, уменьшение количества захватывающих элементов автомобиля до минимума, применение пластмассовых частей.
Требования, предъявляемые к внутренней пассивной безопасности автомобиля:
1) Создать условия, при которых человек спокойно может выдержать значительные перегрузки в движении.
2) Максимально исключить травмоопасные элементы в салоне автомобиля.
Анализ ДТП показал, что основное большинство погибших во время столкновения транспортных средств приходится на людей, сидящих на передних сиденьях. Поэтому при обеспечении безопасности внутри салона автомобиля основное внимание уделяется переднему пассажиру и водителю.
Для сохранения зоны жизнеобеспечения конструкция и жесткость кузова выполняются таким образом, чтобы деформация салона была минимальной.
Для обеспечения внутренней безопасности принимаются следующие меры:
— Возможность перемещения рулевого колеса и рулевой колонки с поглощением удара с равномерным распределением по поверхности груди водителя.
— Надежность замков дверей для исключения возможности выпадения пассажиров.
— Наличие удерживающих и защитных средств (ремни безопасности, подголовники, воздушные подушки).
— Отсутствие травмоопасных элементов в салоне.
— Установка травмобезопасных стекол.
ЧТО ТАКОЕ ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?
Послеаварийная безопасность состоит из:
1) Противопожарные мероприятия;
3) Аварийная сигнализация.
Наиболее страшным и тяжелым последствием ДТП является возгорание автомобиля. Возгорание происходит обычно при тяжелых ДТП. Возгорание автомобиля вызывает полное разрушение автомобиля и увеличивает вероятность гибели людей при невозможности их эвакуации.
Поэтому при конструировании транспортного средства придерживаются следующих правил:
1) Бак располагается дальше от двигателя, сзади;
2) Устанавливают автоматическое отключение источника элктричества при ДТП;
3) Обеспечивают пожаробезопасность топливных баков и топливопроводов;
4) Устанавливают устройства для аварийной эвакуации людей из автомобиля после ДТП;
5) Установка огнетушителей.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ?
Экологическая безопасность автомобиля – это свойство снижать степень вредного влияния на окружающую среду.
Экологическая безопасность автомобиля состоит из следующих принципиальных частей:
Активная безопасность автомобиля
Автор: ПДДШКА
Под активной безопасностью понимают системы автомобиля, которые направлены на комплексное предотвращение аварий и уменьшения количества опасных ситуаций на дороге. Электронные помощники связаны друг с другом. Они посылают предупреждающие сигналы, упрощают управление и регулируют различные параметры, связанные с движением и торможением автомобиля на дороге.
Какие системы безопасности бывают
Системы безопасности делят на активные и пассивные. Задача систем пассивной безопасности –защита водителя от последствий ДТП, когда нужно сохранить здоровье и жизнь человека. Срабатывают в момент удара и продолжают работать до остановки автомобиля. К элементам пассивной безопасности относят:
Система активной безопасности автомобиля регулирует поведение машины дороге, ее ходовые характеристики – торможение, ускорение, стабилизацию. САБ предотвращают возможные аварийные ситуации. К активной безопасности относятся следующие системы:
Основные требования к активной безопасности
К производителям автомобилей выдвигаются широкие требования по конструкции элементов активной безопасности автомобилей, потому что они напрямую влияют на ходовые характеристики автомобиля и его поведение при сложных ситуациях. Самые основные параметры, к которым выдвигаются требования:
Способность автомобиля останавливаться при появлении препятствия на дороге. Свойство должно обеспечивать максимально безопасное и эффективное торможение.
Сила тормозной системы не должна превышать силу сцепления, чтобы не происходила блокировка колес и дальнейший неконтролируемый занос. На передней оси должны быть обязательно дисковые тормоза, а сзади – барабанные, на которых стоит ограничитель.
Способность автомобиля ускоряться в разных условиях. Тяговая динамика напрямую влияет на возможность ухода от столкновения при возникновении опасных ситуаций. Вовремя сработавшая система стабилизации при заносе и дальнейшее ускорение автомобиля может спасти жизнь.
Сила тяги не должна превышать значения сцепления во избежание скольжения. Антипробуксовочная система регулирует силу тяги, распределение момента и приостанавливает колесо, которое вращается быстрее остальных.
Способность автомобиля держать заданную траекторию во избежание заносов и опрокидывания машины из-за воздействия внешних противодействующих сил.
Модели с плохой курсовой устойчивостью «виляют» на дороге, и водителю приходится постоянно подруливать, чтобы автомобиль не выехал со своей полосы.
Способность автомобиля поворачивать в нужном направлении при повороте руля. Управляемость делится на три категории: избыточная, нейтральная и недостаточная.
При избытке поворачиваемости уменьшается радиус поворота. Автомобиль может перевернуться при резком движении рулевого колеса. Радиус также изменяется при воздействии центробежной силы и внешних условий.
Элементы активной безопасности
Современные правила безопасности и количество элементов, обеспечивающих сохранность здоровья и жизни водителя и пассажиров, постоянно увеличивается следом за прогрессом технологий и электроники.
В Европе машины имеют утвержденный список стандартных средств для транспортного контроля и безопасности:
Также, в случае столкновения машина должна автоматически включать аварийный сигнал. Представленный набор является стандартным и играет основную роль при торможении автомобиля и его стабилизации. Перечисленные системы повышают эффективность торможения, повышают и понижают обороты в зависимости от ситуации.
Также к элементам активной безопасности относится контроль давления в шинах, контроль слепых зон, распознавание дорожных знаков, круиз-контроль, автоматическое поддержание дистанции, автоматическая блокировка дифференциала, системы оповещения о ситуации в салоне и на дороге.
Антиблокировочная система ABS
Антиблокировочная система нужна для предотвращения блокировки колес машины во время торможения. Благодаря этому водитель не потеряет управление автомобилем и сможет его выровнять. Также ABS устанавливают для обеспечения маневренности и уменьшения тормозного пути.
Изначально устанавливалась на автомобили производителя Mercedes-Benz, но затем остальные компании подхватили тенденцию, и ABS стала использоваться повсеместно. Сейчас она является основным средством для сохранения безопасности на дороге не только автомобилей, но и дорогих мотоциклов. Принцип работы у них схож, но в автомобиле сработавший механизм АБС подает слегка пульсирующий сигнал в педаль тормоза.
Механизм работы выглядит следующим образом: подается сигнал в клапаны, которые снижают давление тормозной жидкости. После стабилизации всех колес клапан закрывается и повышают давление в тормозной системе. ABS работает циклически. Один цикл занимает менее чем 0.1 секунду, поэтому система срабатывает до 12 раз за один отрезок времени. АБС выключается только после снятия ноги с педали.
У ABS есть недостатки:
Поэтому, такие основные узлы как АБС нужно постоянно проверять и подвергать сервисному ремонту в случае возникновения неисправности. Автомобиль должен проходить ТО согласно установленным срокам.
Антипробуксовочная система
В зависимости от транспортной марки автомобиля, в котором стоит антипробуксовочная система, элемент может называться ASR, TCS, STC. Предназначается для предотвращения скольжения колес при разгоне. Работает в паре с ABS, считается вторичным элементом безопасности.
Но не всегда противопробуксовочная система нужна. Автолюбители утверждают, что АПС нужна только начинающим водителям в условиях плохой погоды. Более продвинутые люди способны самостоятельно «зацепить» машину. Механизм работы выглядит следующим образом:
АПС ухудшает маневренность автомобиля на средневысоких скоростях в разные времена года. Нередко электроника дает сбой и ASR начинает работать неправильно, неправильно распределяя усилия тормозов и крутящего момента.
Система курсовой устойчивости
Основная головная боль автомобильных производителей – обеспечение комфортной управляемости автомобиля при неблагоприятных погодных условиях. Система курсовой устойчивости (ESP) по-разному называется у различных компаний. Одни называют ее системой курсовой стабилизации, а другие – курсовой устойчивости. Принцип и задачи их работы одинаковый.
СКУ активирует специальную электронику, которая обеспечивает устойчивость автомобиля на дороге при отклонении от прямого движения по полосе. Модели автомобилей в США и Европе обязательно оснащены данным элементом. Узел стабилизирует движение машины при разных ситуациях, поэтому снискал большую популярность во всех странах мира.
ESP воздействует на поведение автомобиля комплексно, является своеобразным «мозговым центром», в который входят остальные системы активной безопасности. Они работают совместно с датчиками бокового ускорения, поворота рулевого колеса и т.д. Функции СКУ:
Система курсовой устойчивости способна изменять углы поворота колес и обороты двигателя настраивать жесткость подвески. Предварительно СКУ убеждается, что автомобиль не занесет, не наедет на бордюр, обочину или неровную поверхность. Комплекс воздействий ESP позволяет водителю чувствовать себя на дороге уверенно.
Самое главное, что нужно запомнить – ESP контролирует остальные системы активной безопасности. Сюда же входят перечисленные выше и некоторые другие: блокировка дифференциала, экстренное торможение и предотвращения столкновения.
Адаптивный круиз контроль
Адаптивный круиз-контроль предназначен для автоматического поддержания скорости автомобиля, чтобы не возникал риск врезаться в препятствие, находящееся впереди. Особенно полезен в дальних поездках, дает возможность водителю немного расслабить мозг и не думать постоянно о соблюдении дистанции при монотонной и длительной езде.
Система адаптивного круиз-контроля поддерживает скорость на установленной отметке и тормозит в случае необходимости. На работу не воздействует тип дорожного покрытия и рельефность покрытия. Адаптивный-круиз контроль особенно полезен на спусках, когда скорость быстро увеличивается и возникает риск не затормозить вовремя. Также данная функция увеличивает ресурс мотора, потому что обороты постоянно держатся в одном диапазоне. Из-за этого узлы двигателя не испытывают повышенных нагрузок. В сочетании с антиблокировочной системой круиз-контроль становится незаменимой функцией в любом современном автомобиле.
Основной прибор – ультразвуковой датчик, который анализирует количество свободного пространства перед автомобилем.
Система распределения тормозных усилий
EBD – часть системы ABS, не является самостоятельным элементом активной безопасности. Расширяет возможности антиблокировки колес и дополнительно регулирует поведение задней оси при торможении. Чтобы усилие работало правильно, моменту на задние колеса должно уделяться больше внимания. Из-за перегруженности передней части автомобиля может возникать курсовая дестабилизация, для ее предотвращения и ввели СРТУ. Называется система распределения тормозных усилий в моделях разных производителей по-разному: EBV, EBD.
СРТУ работает почти так же, как и АБС, «паразитируя» на нем в качестве программного обеспечения. Единственное их различие – разница давлений в тормозных жидкостях колес на задней оси. Принцип работы выглядит следующим образом: подается сигнал в клапаны, которые снижают давление до нужного значения. После стабилизации и разблокировки колеса клапан закрывается и давление повышается обратно. EBD и ABS – две системы, работающие в тандеме. Они сокращают тормозной путь, регулируют давление в тормозной жидкости и возвращают управление автомобилем водителю.
Система экстренного торможения
Система экстренного торможения (BAS) – крайняя мера, которая начинает работать при возникновении предаварийных ситуаций на дороге. Элемент активной безопасности срабатывает при нажатии водителем педали газа на максимум. Сигнал поступает в электронику и происходит значительное усиление торможения. Тормозной путь становится на 20% меньше, от этого сокращается риск дорожно-транспортного происшествия или наезда на препятствие.
BAS может работать как часть ABS, так и самостоятельно – зависит от производителя и модели автомобиля. Принцип работы построен на электромагнитном приводе штока усилителя. Активируя его, BAS дает наиболее эффективное экстренное торможение. Срабатывает при резком и сильном нажатии на педаль тормоза.
Основные функции активных систем безопасности
Активные системы безопасности, входящие в единый комплекс и контролирующиеся СКУ, выполняют следующие функции:
АСБ противодействуют внешним силам и природным воздействиям, которые вызывают нестабильность в управлении ТС, возможность заноса или опрокидывания. Система курсовой устойчивости, к которой относятся все остальные «помощники», позволяет сохранить движение по правильной траектории.
Особенности активных систем безопасности в авто
АСБ в автомобилях имеют ключевую особенность: в них встроена интеллектуальная логика. Она базируется на полученных от датчиков сведениях. На их основе принимает решения, которые будут максимально эффективными в сложившейся ситуации. Инженеры-конструкторы заложили в память систем примеры нештатных ситуаций и показатели в датчиках, которые должны быть для того, чтобы обнаружить неисправность на ходу. После этого АСБ комплексно срабатывают и выполняют инструкции для устранения возникшей или возможной опасной ситуации.
Автоматические системы безопасности не могут работать без множества дополнительных элементов и многочисленных устройств-анализаторов. В колесах машины присутствуют клапаны, регулирующие давление в тормозной жидкости. Система ABS подает сигнал к ним и предупреждает блокировку. Так же и системы курсовой устойчивости представляют собой десятки датчиков и деталей, без которых ESP не смогла бы анализировать ситуацию и вносить корректировки во избежание дорожно-транспортных происшествий.