Что называлось тяглом в 16 веке на руси
Тягло
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.
Содержание
Тягло в Московской Руси
Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]
Тягло в духовенстве
Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.
Санкции за уклонение от уплаты тягла
Кого на Руси называли гулящими людьми и в чем им можно было позавидовать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое тягло и кого от него освобождали
В 15-18 веках термин «тягло» в России обозначал денежную подать или же натуральную повинность. Их уплачивало крестьянское население и люд посадский. Эти социальные группы называли тягловым населением. Были и нетягловые люди, к которым относили военных, знать придворную и дворовую, отдельных представителей купечества и сотрудников гражданской службы. Также не платили подати те граждане, которые стали нищими из-за пожара, нападения разбойников или военных действий, неплатежеспособные вдовы.
Отдельный слой, который не имел никаких общественно-государственных обязательств — маргинальный. Сюда относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди. Они не платили налоги. Как жилось таким людям и были ли они довольны своим положением?
Люди вольные, как ими становились и были ли они нищими
Историк Ключевский писал, что гулящими или вольными называли людей, принадлежащих к подвижной касте. Она объединяла так называемые свободные промыслы, в том числе и такое нехорошее ремесло, как воровство и разбой. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычный социальный статус. Они были независимы и свободно передвигались по стране. Нередко поступали на работу к хозяину, а после окончания срока либо продлевали договор, либо искали новое место для приложения своих сил.
Иногда положение вольного человека было переходным, то есть основой для попадания в более высокий социальный слой. Но частенько люди гулящие не хотели менять свою независимость, становиться ответственным хозяином и платить налоги. Они отрабатывали чужое тягло, выбирая занятия по душе. Могли трудиться на земле, а могли заниматься попрошайничеством, работать скоморохом или шерстобитом, наняться в ремесленную мастерскую в качестве помощника. Нередко вольными становились люди, которые сбежали из плена или же слуги, которым их хозяевами была дарована свобода.
Изначально гулящие люди отдавались в кабалу исключительно по собственной воле. Но когда вышел петровский указ от 18 ноября 1699 года, все стало иначе. Тех, кто был годен к военной службе отдавали в солдаты, а остальные были закреплены за хозяевами, на чьей земле они проживали.
Захребетники – кто они, и почему беглые крестьяне хотели ими стать
Сегодня слово «захребетник» произносят, вкладывая негатив. Так называют тунеядцев бездельников, которые используют чужой труд. «Кто этот человек? Да он захребетник! Ничего не делает, только сидит на шее у родителей (жены, сестры, брата, родственников и так далее)». А в 15-17 веках такое название употребляли для касты вольных людей, нанимающихся на чужое тягло и не имеющих собственного хозяйства. Беглые крестьяне порой старались стать захребетниками.
Эту касту описывал историк Сергеевич. Он высказал предположение, что слово захребетник произошло из-за того, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тяжело работающих, гнувших спину. А спина это и есть хребет. Иногда захребетники работали сразу на нескольких крестьян.
Некоторые историки утверждают, что захребетники очень часто занимались ремеслами: становились подмастерьями, оказывали помощь в кустарной деятельности. Иногда они настолько улучшали свое материальное положение, что оседали. А, значит, становились тягловым населением, которое обязано было платить налоги. После того как налоги стали взимать не с хозяйства, а с количества живущих людей, наемные работники были переведены в категорию тягловых.
Бобыли, кутники и халупники – почему их не слишком жаловали
Бобылями с 15 до начала 18 века звали крестьян, у которых не было земельного надела, а в Поморье это слово обозначало людей, которые промышляли различными промыслами, не связанными с земледелием.
В разных местах страны для обозначения такой категории можно было встретить разные названия. Например, «кутник». А бобылей, у которых была изба и огород, звали халупниками. Бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов. Так как они все имели льготы по налогу, народ не особо их жаловал и часто называл бездельниками.
В зависимости от места жительства, бобыли бывали городскими и сельскими. То есть, некоторые оставались в деревнях и работали на землевладельцев. Кстати, когда бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк. Народ дал ему меткое название бобыльщина.
Те бобыли, которые не хотели гнуть спину на земле, устремлялись в города, чтобы искать лучшую долю, богатство и счастье. Так они чаще всего становились мелкими торговцами, занимались каким-либо ремеслом, нанимались на работу в качестве временной рабочей силы.
Особенное положение было у сибирских бобылей. Они получили название «промышленные люди». Такие люди старались оставаться свободными. Часто заводили семью. Историки рассказывают о записи в переписи, датированной 1680 годом, которая гласила, что бобыли имеют свои дворы, занимаются различными промыслами. И что с этого года они попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зависимое население Древнерусского государства: тягловые люди
Тяглом называлась система натуральных и денежных повинностей, которые лежали как на крестьянах, так и на посадских людях. Несущий тягло назывался тяглым крестьянином. В чем особенности этого налогообложения, как оно применялось и контролировалось в Русском государстве XV-XVIII вв.? Чем занимались тягловые люди и как они выплачивали свою «тягость? На эти и другие вопросы ответим в этой статье.
Как это выглядело?
Слово «тягло» фактически было калькой с древнегреческого слова, обозначавшего «общественную нужду». До того, как были сформированы полноценные государственные институты и органы местного самоуправления, государство возлагало на своих подданных обязанность несения государственной службы или выполнения иных работ.
Все это в итоге было переведено в юрисдикцию служилых людей, а затем и различных канцелярий. Но на Руси XV-XVIII в. до этого было еще далеко. Молодое Русское государство переняло такой опыт из римской практики. Постоянные контакты с Византийской империей позволяли перенимать не только культуру, но и юридические особенности управления государством.
Кроме того, государство, пережившее вековой гнет Золотой Орды и жуткие времена Смутного времени, находилось на границе нищеты. Страна была невероятно бедной. Еще не было достаточно количества собственных ресурсов, все золото и серебро поступало в казну из-за рубежа. Единственное, что могло сделать молодое государства для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование аппарата – заставить одних людей содержать других.
Именно эта кризисная ситуация и приводит к содержанию государственного аппарата и армии зависимым населением. Так появляется тягловая повинность.
Тягло как государственная служба
Тягловое население делилось на несколько разрядов и две большие категории: городское и сельское. Первые назывались посадскими людьми, вторые – крестьянами.
Все юридически свободное население Руси (в том числе и крестьянство, которое формально считалось свободным до отмены Юрьева дня) было обложено тягловой повинностью.
Тягло можно назвать своеобразным родом службы. Правда, пока служилые люди занимались службой военной и административной, все остальное население занималось службой финансовой. Фактически, именно крестьянство содержало и княжеский двор, и дружину, и весь административный аппарат.
Тягловой повинностью облагался каждый совершеннолетний мужчина: в городах – домохозяин, в сельской местности – черносошный крестьянин. Женщины и дети тягловой повинностью не облагались.
Что же такое тягло?
Крестьянин, обложенной тягловой повинностью, должен было проживать на государственной земле (это значит, что никакой собственности у него не было). Тягло забирается только с земли государственной, поэтому все служилые люди, занятые войной и административной работой, владеющие собственными посадами, от этого налога были полностью освобождены.
Однако здесь наблюдается интересный юридический казус. Если на земле помещика живет свободный крестьянин, он должен нести тягловую повинность, так как фактически земля государственная, а значит налог он платить обязан. Если же на этой же земле проживает холоп (фактически – раб), то этот холоп освобожден от тягловой повинности, потому что подчиняется непосредственно боярину, которому принадлежит земля, и который сам не платит тяглового налога.
Таким образом, становится понятна привлекательность несвободного состояния в этот период русской истории. Люди продавали себя в холопы именно потому, что разорялись, будучи не в состоянии терпеть тягловую повинность. И эта массовая продажа крестьян своих семей и самих себя в рабство, в итоге, заставила государство холопство отменить.
Категории тяглового населения
У тяглового населения были свои категории, которые по-разному облагались повинностью.
Гости
Считались самой привилегированной частью населения. Но, во-первых, их число строго регламентировалось (по некоторым источником, всего гостей не могло быть больше тридцати человек).
Во-вторых, гости – это иностранные купцы, которым оказывают некоторые почести (в зависимости от дипломатических отношений Русского государства с теми или иными зарубежными державами).
В-третьих, служилая честь гостя защищена: в случае каких-либо неустоек ему положено выплатить 50 рублей.
Стоит сделать важное замечание: «гостями» становились не все зарубежные торговцы, а только те, которых русское государство решило поощрить. Например, за оказание финансовой помощи.
Так что не удивительна эта «квота» по количеству «гостей». Далеко не каждый мог позволить себе крупную помощь чужеземному государству. Зато те, кто становился «гостем», получал массу преимуществ.
У гостей были и другие привилегии. Они могли покупать себе землю, просить справедливости в суде, вызывая к ответу в том числе и служилых людей, состоящих непосредственно на государевой службе. А еще им выдавались жалованные грамоты, где указывались их особенные права. За такие грамоты взималась пошлина в размере 2,5 рублей.
Надо отметить, что купцы в принципе пользовались особенным положением на Руси. Русская власть всячески способствовала развитию торговли, стремилась создать самые выгодные условия для купцов.
Торговый класс подлежал особой защите: за любые оскорбления купеческому люду предусматривались солидные штрафы. А сам процесс торговли был регламентирован до мельчайших подробней.
Несмотря на все преференции, купцам запрещалось торговать, где вздумается: для этого существовали специальные выделенные места. Была и своя сеть внутренних таможен между разными городами, а также на мостах через крупные реки. Проходить такую таможню без лишних проблем могли только гости, обладающие правом свободного разъезда.
Иностранцам, не получившим жалованной грамоты, разъездная торговля внутри страны строго запрещалась. При въезде на территорию Руси купцам приходилось предъявлять весь свой товар, а казна имело право преимущественной покупки (нередко по сниженной цене). Только после этого торговец мог начать торговлю с русскими купцами.
Городское население
Именно этот слой составлял основное тяглое население на Руси, и именно городские жители несли самое тяжелое налоговое бремя. У них не было такого количества льгот, как у гостей, но преимущества все-таки были:
Для правительства было очень важным, чтобы тяглое городское население не переходило в «белые слободы» — частные дворы, население которых не было обложено тягловой повинностью.
В итоге Соборное уложение запретило создание подобных слобод, а все прежние «белые» земли переходили в собственность государства. Так, в одним момент, все население бывших белых слобод, ушедшее туда от непомерного налога, снова было вынуждено этот налог платить. Беглых тяглецов, стремящихся уйти от повинности, возвращали вне зависимости от того, куда такой беглый подался, даже если он нанимался в холопы.
Городское население было четко организовано. Существовали сотни и слободы. Местным органами управления были выборные головы, причем выбирались они только на один год. Слободские головы занимались административной работой, в частности – управляли финансами поселения.
Несмотря на выборную форму правления, слободские головы быстро становились достаточно богатыми: за хорошую службу им полагалось не только жалование, но и всяческие подарки от княжеского двора. Например, упоминаются серебряные ковши, отрезы сукна или тафты, в зависимости от личных достижений человека и от прибыльности его слободы.
Впрочем, слободские головы, плохо справляющиеся со своей работой, могли быть наказаны, и наказаны довольно жестоко. Их не только обкладывали дополнительными налогами, но и могли выпороть кнутом.
Еще одни управленцы от слободы – десяцкие – следили за соблюдением винной монополии и общественным порядком, в частности, за курением табака: это было под запретом.
Сельское население
Сельское население занимало довольно большую прослойку всего тяглого народа. Здесь же было огромное количество разрядов, каждый из которых занимался собственным делом. Например, в исторических документах упоминаются половники, серебряники, монастырские дети, соседи и т.д.
Далеко не все категории сельского населения входили в состав тяглого населения. Как уже говорилось, черными людьми, вынужденными нести тягло, были те, кто проживал на государственной земле и был фактически свободным человеком.
То есть отношения между крестьянством и государством выстраивались на основе земельного права, которое регулировалось порядной записью. Если крестьянин был свободным и обрабатывал государственную землю, то он автоматически становился вытным – владельцем выти, с которой нес тягло. Он имел право взять себе в батраки безземельных крестьян, которых в исторических документах называли захребетниками.
Отдельно стоит отметь особый разряд повинного населения – полувытчиков. Сюда входили бобыли (холостые крестьяне, не обзаведшиеся собственным двором) и казаки. Эти категории были «льготниками», они несли только половину тягла (отсюда и характерное название).
Чтобы крестьянин мог сменить одну общину на другую, нужно было придерживаться нескольких строгих правил:
Для черносошных и крепостных крестьян эта возможность была закреплена законодательно, и указан единственный день в году, позволительный для перехода – Юрьев день.
Совершить переход можно было только с одобрения «принимающей» общины, которая решала, будет она брать к себе нового человека, или же нет.
Переходя в другую общину, крестьянин мог либо стать вытным, либо взять землю общины и отрабатывать там свою повинность. Только в этом случае крестьянин нес не тягловую повинность, а оброчную, и должен был работать на общину, которая получала новый источник дохода.
Впоследствии это сложилось в полноценные арендные отношения, которые были зафиксированы в кортомных записях. «Кортомля» — это и есть вид арендных отношений, характерных только для русского древнего права.
Если же вытник собирался покидать одну общину и переходить в другую, своим прежним общинникам он был обязан заплатить откуп. Так что здесь работала точно такая же схема, что была предусмотрена для откупа крестьянина от помещика
Санкции за отказ от тягловой повинности
Тяжесть тягловой повинности закономерно приводила к тому, что люди всячески старались от нее уклоняться. Итогом этих уклонений стала борьба государства и церкви с «уклонистами» и беглецами.
Например, новгородский архиепископ Феофил предписывал псковским священникам вовремя платить пошлины, грозясь отказать в церковной поддержке.
Грамота Иоакаима указывает размеры штрафа за утайку прибыли, приходских дворов и земли.
Патриарх Адриан грозил священникам лишением сана за утайку доходов.
Свободными от налога были белые церковные земли. С них тягло взималось только в случае крайней нужды: во время крупных войн, эпидемий, неурожаев.
Законным способом избавиться от тягла было только получение жалованной грамоты, но эти грамоты, выдаваемые княжеским или церковным двором, получали только высокородные и сильные лица.
ТЯГЛО
Смотреть что такое «ТЯГЛО» в других словарях:
тягло — тягла тягла, мн. тягла, тягол, тяглам, ср. 1. Государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности… … Толковый словарь Ушакова
тягло — налог, скот, повинность Словарь русских синонимов. тягло сущ., кол во синонимов: 3 • налог (39) • повиннос … Словарь синонимов
тягло — тягло, род. тягла и устаревающее тягло, род. тягла; мн. тягла (неправильно тяглы), род. тягол и тягл, дат. тяглам … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
тягло — ТЯГЛО, арх. – Тягловой, рабочий скот. С добрым тяглом ты тут такую артель ратаюшек сколотишь, что в самой Руси пашенных завидки возьмут (3. 376). Самотик Словарь Чмыхало 216: тягло (устар.) «рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего л.» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
ТЯГЛО — ТЯГЛО, в Русском государстве 15 начала 18 вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей. В 18 19 вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков … Современная энциклопедия
ТЯГЛО — в Русском государстве 15 нач. 18 вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей; в 18 19 вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков … Большой Энциклопедический словарь
ТЯГЛО 1 — ТЯГЛО 1, а, ср. Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТЯГЛО 2 — ТЯГЛО 2, а, мн. тягла, гол и тягл, глам, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
тягло — ТЯГЛО, а, ср. Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего н. | прил. тягловый, ая, ое. Тягловая сила. II. ТЯГЛО, а, мн. тягла, гол и тягл, глам, ср. 1. В Русском государстве до 18 в.: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого… … Толковый словарь Ожегова