Что называется застывшей музыкой
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— духовная музыка Средневековья, эпохи Возрождения и барокко;
— гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства;
— григорианский хорал, оратория, полифония, месса, реквием, фуга;
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.
Импрессионизм в музыке – это направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Духовная музыка всегда обладала удивительной силой вдохновлять, наполнять верой и надеждой. И это не удивительно, ведь в средневековой Европе музыка развивалась в основном внутри церкви. Самым популярным жанром тогда был григорианский хорал – католические молитвы, положенные на музыку.
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Богослужебное пение называли ангелогласным, ведь певчие использовали интонации, которые не встречались в светской музыке. В Средневековье были популярны и другие вокальные жанры, которые тоже исполнялись в церквях: органум, мотет, гокет, кондукт.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Любое церковное исполнение было немыслимо вне сводов и стен самого храма. Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Музыка католических храмов была динамичной, драматической, словно устремлённой ввысь. Русские православные сочинения отличались умиротворённостью и распевностью. Древние христиане воспевали Бога в псалмах и гимнах в основном без музыкального сопровождения – а капелла.
В эпоху Возрождения богослужебное пение западных католиков получило название сantus planus, что означало «плавный распев». В эпоху барокко средневековая полифоническая традиция получила развитие в мессах, ораториях, реквиемах и фугах. Музыка стала более мелодичной, живой, в ней появилось содержание. Ярким представителем барочного искусства является немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и известен как непревзойдённый мастер полифонии.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Сонаты и партиты Баха – это своеобразное музыкальное воплощение Евангелия, вершина скрипичной музыки эпохи барокко. Произведения Баха отличаются необычайной образностью, объёмностью, текучестью и динамичностью. Они как нельзя лучше созвучны архитектуре величественных соборов, где и звучали.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Архитектура, музыка и живопись тесно переплетены друг с другом и часто служат источниками взаимного вдохновения. Как оказывается, музыку можно найти всюду – в изящных архитектурных формах, древних руинах и на знаменитых полотнах.
Понятие застывшей музыки можно применить и к живописи, особенно к картинам, написанным импрессионистами.
Художники этого направления создавали картины под влиянием момента, под впечатлением от увиденного: impression в переводе с французского — впечатление.
Основоположником музыкального импрессионизма является французский композитор Клод Дебюсси.
Музыкальный импрессионизм – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) – ярчайший представитель музыкального импрессионизма. Его музыка олицетворяет переход от позднего романтизма к модернизму XX века. Значительное влияние на творчество Дебюсси оказали сочинения Рихарда Вагнера.
Пару лет Дебюсси работал учителем музыки в российском поместье меценатки Петра Ильича Чайковского Надежды фон Мекк. Затем Клод отправился в Рим, где продолжил свою музыкальную карьеру как композитор.
Клод Дебюсси сотрудничал и с Сергеем Павловичем Дягилевым. В 1912 году состоялась премьера его балета «Послеполуденный отдых фавна», а в 1913 году специально для «Русских сезонов» была написана музыка к балету «Игры». Дебюсси называют отцом музыки прошлого столетия. Его композиции обладают неимоверной красочностью и живостью, подобно полотнам знаменитых импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара.
№ 1. Что называли застывшей музыкой?
Варианты ответов: иконы в храмах, паузы в музыкальных произведениях, архитектуру религиозных сооружений.
Для правильного ответа достаточно вспомнить, что чувствуют люди, глядя на строгие очертания храмов и монастырей, любуясь их красотой и величием.
Музыкальные композиции того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. А стены и своды храмов были настоящими музыкальными инструментами, усиливая звуки пения за счет хорошей акустики.
Значит, правильный ответ: архитектуру религиозных сооружений.
№ 2. Как можно охарактеризовать музыку Иоганна Себастьяна Баха?
Выберите правильный ответ: тоскливая, образная, героическая, объёмная, историческая, скучная, текучая, идейная.
На уроке прозвучали произведения Баха, который известен как мастер полифонии. Он писал музыку, которая отличалась цикличностью, многоголосием, была насыщена яркими образами, отличалась текучестью и объёмом – её звуки заполняли собой огромные пространства католических соборов.
Значит, правильный ответ: образная, объёмная, текучая.
Застывшая музыка
Архитекту́ра (лат. architectura — строительство, зодчество, от греч. αρχι — старший, главный и греч. τέκτων — строитель, плотник) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек.
Содержание
Архитектура как область человеческой деятельности
Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени. После периода модернизма (не путать с модерном), с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти неизбежно стала отрываться от функции. Форма стала зависеть не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотических претензий заказчика или автора-архитектора, и формула Витрувия стала уделом студентов и «классицистов».
Профессия
В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.
К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.
Искусство
В XX веке архитектурное развитие, стимулированное цивилизационной рефлексией, пошло в сторону симбиоза с сопряжёнными областями человеческой деятельности. «Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье. «Архитектура как инженерия» породила направления функционализм и хай-тек. В связи с крахом парадигмы модернизма и кризисом позитивизма возник Деконструктивизм (например, Заха Хадид) как постмодернистская реакция на предшествующий конструктивизм, и т. д. В настоящее время актуальными архитектурными течениями являются неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, условно объединенные в категорию неомодернизм.
За заслуги в области архитектуры присуждается Притцкеровская премия. A главные архитектурные премии в России присуждатся на ежегодной выставке Арх Москва.
Результаты разделения профессии на ветви «Архитектура» в понимании «объем» и «Градостроительство» проявляются в начале XXI века в крупных и крупнейших городах: развитие городов без планирования последствий для всех составляющих город элементов породило немало проблем, одной из которых является самая болезненная проблема — скоростные транспортные связи между районами городов.
Основные области архитектуры
Ключевые понятия архитектуры
Архитектура как «застывшая музыка»: здания, которые можно слушать
Гете называл архитектуру застывшей музыкой – в этом смысле показательна цитата из его Фауста: «Звучит триглиф, звучат колонны, свод, и дивный храм как будто весь поет», – и это не просто образ: обе области искусства, архитектура и музыка, действительно тесно связаны между собой и созвучны друг другу. Музыка невидима, а архитектура неслышима, но ассоциативно можно «видеть» музыку и «слышать» архитектуру.
Американский музыкант Дэвид Бирн прошел большой путь от игры в клубе CBGB в трущобах Нью-Йорка до аншлага в Карнеги-холл. Связь музыки и того пространства, в котором ее исполняют, интересовала его всегда – не так давно музыкант даже представил свою книгу «Как действует музыка». О том, как музыка меняется в угоду конкретному пространству, где она будет исполнена, он размышлял во время своего выступления на TED Talks. Бирн уверен, из-за ревербераций в таких залах, как Карнеги-холл, музыка должна была быть несколько менее ритмичной и более текстурной. Вместе с тем, джазовые ансамбли раньше играли на речных судах и в клубах, в небольших помещениях, где люди танцевали, кричали и выпивали. Поэтому такая музыка должна была быть достаточно громкой, чтобы ее было слышно.
Вместе с тем, верно и другое: музыка не только подстраивается под пространство, в котором ее будут играть, но и формирует его. В 1877 году британский историк искусства Уолтер Патер заметил: «Все искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», и архитектура, конечно, не исключение – построенная на ритмах и гармонии, она состоит из эквивалентных аккордам элементов: колонны, аркада, трифорий, галереи и прочее. Статья на эту тему была, в частности, у Architectural Review – Architecture Becomes Music. Мы расскажем о выдающихся архитектурных проектах, задуманных как «застывшая музыка».
Кардиффский оперный театр, Манфреди Николетти
Настоящий оперный театр в Кадиффе – проект, реализованный архитектурным бюро Захи Хадид. Вторым лауреатом конкурса тогда стал итальянский архитектор Манфреди Николетти, который представил проект, созданный под большим влиянием традиционной итальянской оперной архитектуры, – Sea Wave. Вопреки названию, «волна» это не только буквальная волна Кадиффского залива, на берегу которого должно было разместиться здание, но и звуковая волна, которая разливается мелодией над слушателями. Прозрачная стеклянная крыша выполняет роль купола, запечатывает музыку, отгородив ее от агрессивной внешней морской среды. Вместе с тем, она минимизирует длину звуковых волн, увеличивая тем самым гибкость звучания всего ансамбля.
Свой концертный зал Манфреди Николетти спроектировал чуть позже и в Казахстане. Он не столь музыкален внешне, но и здесь можно проследить, как архитектурная форма складывается под влиянием музыки. Если при фронтальном осмотре здание кажется излишне грубым или резким, то при взгляде сверху оно напоминает раковину моллюска – раньше их использовали в том числе в качестве музыкальных инструментов.
Нереализованный проект Кадиффской оперы Манфреди Николетти
Проект концертного зала Манфреди Николетти в Казахстане
Experience Music Project, Фрэнк Гери
Проект Фрэнка Гери в Сиэтле – это симбиоз изобретательного дизайнерского взгляда на осязаемый объект и мелодии, под воздействием которой он родился, а именно виртуозной игры гитариста Джими Хендрикса. Вдохновением для формы музея даже послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он разбивал после каждого концерта. Впрочем, законченное здание «звучит» как оркестр, играющий на нескольких инструментах: саксофоне, ударных и пианино. Отказавшись от законов классической архитектуры, неутомимый экспериментатор Гери выразил музыкальную экспрессию в архитектурной форме: свою симфонию «играет», переливаясь на солнце, не только облицовка из нержавеющей стали, но и вся архитектура музейного центра: каждая из его частей спроектирована под влиянием формы того или иного музыкального инструмента, причем образ меняется в зависимости от точки зрения. Вместе с тем, в музее нет стен, и посетители легко могут переходить от одного экспоната к другому (и даже пробуя играть на них) – получается цельная музыкальная мелодия. Правильная акустика помещений (чтобы здание «звучало» не только снаружи, но и внутри) была для архитектора самой главной проблемой – из-за изогнутых крыши и стен добиться чистого звучания внутри было непросто.
Experience Music Project – саксофон
Experience Music Project – ударные
Experience Music Project – гитара
Другой проект архитектора Фрэнка Гери – здание Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Сердце одной из самых сложных акустических площадок мира – орган необычной формы, над которым Гери трудился вместе со звуковым проектировщиком Мануэлем Розалесом. Над установкой сложного музыкального инструмента они трудились целый год, но результат превзошел все ожидания – после первой репетиции музыканты концертного зала сказали: «Мы остаемся здесь». Причудливая форма здания это звук нетипичного органа, выраженный в архитектуре.
Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери
Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери
Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер
Совсем по-другому звучит построенный в стиле каталонского модерна концертный зал в Барселоне – Дворец каталонской музыки. Внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО он является единственным в Европе концертным залом с естественным освещением – свет проникает в помещение сквозь красочные витражи, которые богато украшают потолок и стены. На фасаде здания – бюсты Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Баха, Бетховена и Вагнера, но самое главное, это скульптурные композиции, олицетворяющие полет валькирий из оперы Вагнера. Подобно Вагнеру это здание и звучит: чувственно, но не чересчур пышно, гармонично, но не скупо.
Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер
Павильон Philips «Электронная поэма», Ле Корбюзье и Янис Ксенакис
Один из самых наглядных примеров того, как музыка рождает архитектуру и наоборот, это павильон Philips, спроектированный Ле Корбюзье для Международной выставки в Брюсселе в 1958 году. Над ним архитектор работал вместе с композитором и архитектором, греком по происхождению, Янисом Ксенакисом. К моменту начала работы над проектом павильона Ксенакис уже сформулировал своеобразную авторскую гипотезу о том, как музыка обретает архитектурную форму. Он говорил: «Архитектура охватывает трехмерное пространство, в котором мы живем. Выпуклые и вогнутые поверхности имеют большое значение как для звуковой, так и для визуальной сферы. Главное здесь – соблюдение пропорций. В идеале архитектура должна заботится не об украшательстве, а только о пропорциях и объемах».
О том, что при проектировании павильона композитор и архитектор использовал идеи из собственной оркестровой музыки, он говорил напрямую. На тот момент Ксенакис уже написал свое самое известное музыкальное произведение – «Метастазис». Оно начинается знаменитым глиссандо – медленно поднимающимся звуком струнных, – и достаточно взглянуть на схематичное изображение павильона Philips, чтобы уловить выдающееся сходство в музыкальной форме и форме каркаса здания. Сегодня эти сходства угадываются и в других архитектурных произведениях, например, в форме нового здания Музея дизайна в Лондоне (проект архитектурного бюро OMA).
Урок по теме «Застывшая музыка». 5-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 5
Класс: 5
Тип урока: урок освоения и систематизации новых знаний
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано.
Электронно-образовательные ресурсы:
Ход урока
Приветствие.
Ребята, музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.
Вслушайся: весь мир поёт –
Шорох, свист и шелест,
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен.
А как вы думаете, можем ли мы увидеть её?
С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? (с изобразительным искусством, а ещё с каким?)
Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку? (на концерте, в храме)
Почему в храме? (музыка похожа на молитву, мужское одноголосное пение, монотонность звучания)
Молодцы, действительно такую музыку можно услышать в храме.
Это звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке.
Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?
Давайте, тогда попробуем определить тему урока.
Ваше предположения, ваше мнение. (Музыка в храме, музыкальный храм и т.д.)
Тема записывается на доске (предполагаемая)
Посмотрите, на слайде изображены два храма.
Какие эти храмы? (разные)
А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? (разная)
Почему? (Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой)
Предположение записать на доске
Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? (Выход на средства музыкальной выразительности)
Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.)
Итак, мы готовы для сравнения?
Какие средства музыкальной выразительности подходят для описания этих храмов? Называем.
Послушайте музыку, опишите ваши чувства.
Слушание: И.С.Бах. Органная фуга Соль-минор
Как звучит музыка? (сосредоточенность, покой, равновесие).
(слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания)
Что помогало музыке звучать так мощно и сильно? (инструмент – орган)
Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?( Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила)
Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган.
Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа? (И.С.Бах)
И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития, это как? (Мнения детей).
Можно сказать, сплетения равноправных мелодий?
Что происходило с мелодиями?
Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла тема разговора, и что с ней происходило дальше?
Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15)
Главная тема возникла в каком регистре? (Она звучит сначала в высоком регистре)
— Эта тема звучала один раз?
Как она повторялась? (Нет, звучит несколько раз, начало тем повторяется, после высокого звучит по ниже, потом звучит голос в среднем регистре, потом и в басах)
А когда вступали темы в других голосах, предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать)
А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее)
Давайте соберём всё воедино и изобразим эту музыку в рисунке: (дети совместно с учителем создают рисунок музыки готического собора)
Следующие темы отличаются звучанием? Как они звучат? (немного ниже как можно изобразить? Башни поменьше, ниже)
Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)
А теперь послушайте и скажите, в каком храме может звучать эта музыка?
Звучит колокольный звон
(Молодцы, правильно, в левом храме. Перед вами православный собор. Молодцы, да это прозвучал колокольный звон.)
Для чего служит колокольный звон? ( Созывает верующих к службе; выражает торжество церковного богослужения; оповещает о времени
совершения наиболее важных частей службы.)
Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется колокольный звон, когда случается беда? (Набат)
А как называется, когда приглашает всех на праздник? (Благовест, праздничный)
Какой колокольный звон сейчас прозвучал? Молодцы, праздничный.
О чём нам говорит праздничный звон? (Такой колокольный звон возвещает нам о православном празднике.)
(А какие православные праздники вы знаете?
“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки)
Как вы думаете, какая музыка должна звучать? Опишите её? (Музыка напевная, мелодичная, тёплая)
Давайте проверим наше предположение, послушав музыку.
С.В. Рахманинов «Богородица, дево радуйся»
Правильные слова мы подобрали для этой музыки или нет?
Какие особенности этой музыки? (звучит хор без сопровождения)
А как называется пение без сопровождения? (Акаппелла)
Сейчас прозвучало духовное произведение русского композитора С.Рахманинова “Богородица Дева, радуйся”
Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”).
Хочется немного помолчать, правда?
Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная).
Теперь давайте, попробуем нарисуем музыку Рахманинова:
Как начинается музыка? Поёт много голосов в начале или один? Поёт священнослужитель – низким голосом, солист.
Посмотрите на слайд. На что похож этот голос? – можно сказать, что на большой купол?
Дальше что происходит? Вступает хор.
Хор что напоминает? – маленькие купола, которые находятся возле большого. Соединяем их, что получается? Православный храм.
Молодцы, ребята, смотрите сколько мы сегодня на уроке успели сделать.
Сравнивали музыку и храмы, почувствовали её, описали и нарисовали музыку.
Какой вывод можно сделать на основе этих сравнений?
Вернёмся к нашему предположению.
Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой?
Предположение подтвердилось? Молодцы!
А можно наш урок назвать застывшей музыкой? Почему? (Мнения детей)
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего села, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.
И пусть выполнению этого задания, хорошему настрою на учебный день поможет эта песня. (звучит песня)