Что называется строповкой конструкций
Строповка
Стропо́вка — технологическая операция, выполняемая в процессе подъёма и перемещения груза с целью соединения последнего с подъёмным сооружением (ПС). Строповка производится посредством обвязки, зацепки (захватывания) или навешивания груза на крюк ПС с использованием, как правило, грузозахватных приспособлений.
Данный обзор темы опирается, помимо традиционных для Википедии вторичных АИ, на авторитетные первоисточники, широко известные факты реальной жизни, здравый смысл и личный жизненный опыт редакторов, и основан на критическом анализе всего перечисленного, что существенно отличает его от одноименной статьи Википедии, которой там теперь, к сожаления, вообще нет (дважды удалена).
Содержание
Немного истории [ править ]
Первоначально сюда был скопирован ОРИССный вариант статьи Википедии w:ru:Строповка (до её повторного удаления из РуВики 17:19, 6 декабря 2016) в надежде на то, что со временем из него получится нечто пригодное для само- и взаимообучения по этой теме.
Та статья Википедии была выставлена 24.12.15 на удаление (запись в журнале блокировок). И затем была вторично удалена из Википедии с пояснением в итоге обсуждения: «Важная тема, но с момента номинации статью правили только боты» (ссылка).
Определения термина [ править ]
Стандартное определение [ править ]
Стропо́вка — технологическая операция, выполняемая в процессе подъёма и перемещения груза с целью соединения последнего с подъёмным сооружением (ПС). Строповка производится посредством обвязки, зацепки (захватывания) или навешивания груза на крюк ПС с использованием, как правило, грузозахватных приспособлений
было на русском языке впервые стандартизовано в конце 2013 года в Приложении 1 к Федеральным Нормам и Правилам (ФНП) в области промышленной безопасности (ПБ) «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения». [1]
Подъёмными сооружениями в п.1 этих ФНП сокращенно названы «стационарно установленные грузоподъёмные механизмы». Далее в п.3 там приведен подробный перечень ПС, на которые распространяются требования этих ФНП в области ПБ (в частности «а) грузоподъёмные краны всех типов»), а в п.4 — перечень ПС, на которые требования этих ФНП не распространяются (в частности «г) ПС, установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах»).
Нестандартизованные определения [ править ]
Строповкой грузов называют совокупность приёмов подготовки грузов к подъёмно-транспортным и перегрузочным работам: обвязки и зацепки для их подъёма и перемещения грузоподъёмными средствами
Определения аналогичных зарубежных терминов [ править ]
ТАКЕЛАЖ: оснастка или оборудование, используемое для безопасного закрепления груза на подъемном устройстве.
СТРОПОВКА: искусство или процесс безопасного крепления груза к крюку, подразумевающие адекватно подобранные и правильно применяемые стропы и соответствующую оснастку
RIGGING: The hardware or equipment used to safely attach a load to a lifting device. The art or process of safely attaching a load to a hook by means of adequately rated and properly applied slings and related hardware
Оно отличается (от русскоязычного стандартного определения строповки) акцентом на безопасное (safely) крепление. Русскоязычный термин такелаж имеет несколько значений, но статья с таким названием посвящена пока только одному из них — оснащению парусного корабля. Английское слово tackle также может соответствовать русскому такелажу (как снастям или оснащению). О такелаже как о наборе средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов речь идет в статье «Такелажные работы».
Проблемы схем строповки и главная задача данного обзора [ править ]
Вопреки распространенному мнению, стандартами Единой Системы Кострукторской Документации (ЕСКД) правила выполнения схем строповки не установлены. Причём в конструкторской документации (КД) выполнение схем строповки вообще не предусмотрено (но многие думают, что будто бы предусмотрено). Тем не менее, не слишком грамотные (технически) инженеры нередко выполняли и продолжают выполнять в КД разнообразные подобия схем строповки. Таким образом в КД накоплены и продолжают накапливаться проблемные, особенно для молодых специалистов, прецеденты. Иногда фактически технологическую документацию со схемами строповки просто именуют «чертежами» строповки, если её фактически выпускают конструкторы.
Одна из основных проблем выполнения схем строповки в технической документации состоит, по опыту авторов, в том, что элементы детали или узла, за которые производится строповка, как и места расположения этих элементов определяются именно в КД (например, отверстия для ввинчивания рым-болтов). Поэтому технологу интуиция подсказывает, что конструктор по крайней мере представляет себе, какая будет схема строповки за эти элементы. И технолог логично предполагает, что конструктору неплохо (для технолога) было бы изобразить эту схему (хотя бы приблизительно) в КД. Но эта интуиция играет с ними обоими злую шутку. Поскольку конструктор-то знает, что схему именно строповки помещать в КД нельзя (против этого возможны потом обоснованные возражения нормоконтролера КД). Таковы стандарты ЕСКД. Но и конструктору тоже полезно видеть схему строповки, когда он проектирует элементы детали или узла, необходимые для строповки по этой схеме. Поэтому конструктор не слишом сильно сопротивляется интуитивному предположению технолога, и пытается расположить в КД некое подобие схемы строповки без единообразных и четко установленных правил. Нередко ему это так или иначе удаётся сделать. И даже удаётся потом получить подпись податливого нормоконтролёра КД (не основанную ни на чём, кроме давления руководителей и желания понравиться руководителям или констуктору).
Обучение строповке [ править ]
Обучение и аттестация рабочих [ править ]
Строповка относится к опасным работам. Выполняющий её стропальщик должен пройти специальное обучение и аттестацию
8.2.17 Такелажные работы или строповка грузов должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение, проверку знаний и имеющими удостоверение на право производства этих работ
На рабочих местах должны быть вывешены схемы строповки. В некоторых случаях они должны также выдаваться на руки стропальщикам.
Обучение и аттестация специалистов [ править ]
Вопреки распространенному мнению, специальное обучение и сертификация специалистов (инженеров), привлекаемых к выполнению схем строповки на русском языке, не предусмотрена пока (на июнь 2015 года) никакими государственными нормативными документами.
Правила выполнения схем строповки [ править ]
В пособиях для стропальщиков и на плакатах [ править ]
Правила выполнения схем строповки в пособиях для стропальщиков и на плакатах на русском языке по состоянию на июнь 2015 года на государственном уровне не стандартизованы.
Авторы пособий для стропальщиков формулируют требования к схемам строповки и правила их выполнения в самих этих пособиях. Общее сложившееся на практике для пособий и плакатов правило: схемы строповки должны быть трехмерными (объемными).
Схемы строповки в технологической документации [ править ]
Межгосударственный стандарт Единой Системы Технологической Документации (ЕСТД) ГОСТ 3.1120-83 [6] в п.3.7 (на с.3) предусматривает выполнение схем строповки в картах эскизов (КЭ) и технологических инструкциях (ТИ).
ГОСТ 3.1128-83 [7] «ЕСПД. Общие правила выполнения графических технологических документов» в п.4.9 рекомендует выполнять схемы строповки грузов в эскизах на процессы перемещения.
Тот же ГОСТ 3.1128-83 содержит отдельный раздел 5 «Выполнение схем. Общие положения». И в нем, в п.5.1.3 сказано буквально следующее: «Схемы должны быть разработаны в соответствии с требованиями Единой Системы Конструкторской Документации». Однако ЕСКД не содержит ни требований к схемам строповки, ни правил их выполнения.
Схемы строповки в документации по организации строительства [ править ]
В документации по организации строительства уже упомянутые выше ФНП [1] в п. 160 (подпункт «д») требуют, чтобы в Проектах Производства Работ (ППР) с применением ПС были предусмотрены схемы строповки, если они не были указаны в Проекте Организации Строительства (ПОС).
Но правила выполнения схем строповки не стандартизованы на государственном уровне даже для этих видов технологической документации и документации по организации работ.
Схемы строповки не должно быть в рабочих чертежах деталей, сборочных, габаритных и монтажных [ править ]
Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.109-73 [8] «ЕСКД. Основные требования к чертежам» в п.1.1.3 [9] устанавливает общее правило для чертежей деталей, сборочных, габаритных и монтажных на стадии разработки рабочей конструкторской документации: «На рабочих чертежах не допускается помещать технологические указания».
Далее в этом же пункте приведены три случая, когда в виде исключения допускается:
«а) указывать способы изготовления и контроля, если они являются единственными, гарантирующими требуемое качество изделия, например, совместная обработка, совместная гибка или развальцовка и т.п.;
б) давать указания по выбору вида технологической заготовки (отливки, поковки и т.п.);
в) указывать определенный технологический прием, гарантирующий обеспечение отдельных технических требований к изделию, которые невозможно выразить объективными показателями или величинами, например, процесс старения, вакуумная пропитка, технология склеивания, контроль, сопряжения плунжерной пары и др.».
Но далее в п.1.1.4 того же стандарта снимаются ограничения на многие другие технологические указания в чертежах для изделий основного единичного и вспомогательного производства, предназначенных для использования на конкретном предприятии. Однако допускаются лишь «различные указания по технологии изготовления и контролю изделий».
Технологическая операция строповки не является ни операцией изготовления, ни операцией контроля. Она является операцией процесса подъема и перемещения груза. Следовательно, согласно ГОСТ 2.109-73, на рабочих чертежах (деталей, сборочных, габаритных и монтажных) не допускается помещать схему этой технологической операции даже для изделий основного единичного или вспомогательного производства.
Разногласия по правилам для технической документации [ править ]
По распределению обязанностей [ править ]
В практически употреблявшихся до конца 2013 года нестандартных формулировках термина Строповка не было явного определения её как технологической операции. Это способствовало многочисленным, иногда очень острым, разногласиям между конструкторскими и технологическими подразделениями промышленных предприятий по поводу распределения между ними обязанностей выполнения схем строповки в технической документации.
На многих машиностроительных предприятиях обязанность выполнения схем строповки возлагалась и продолжает возлагаться на конструкторов, которых стандартами предприятий и приказами руководителей обязывают выполнять схемы строповки в конструкторской документации (КД), преимущественно в рабочих сборочных чертежах и рабочих чертежах деталей. Однако, выполнение схем строповки ни в одном из этих видов КД не предусмотрено ни одним из стандартов Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД). Соответственно, не стандартизованы и правила выполнения схем строповки в этих видах КД.
По технике выполнения [ править ]
В отличие от пособий для стропальщиков и от плакатов, где схемы строповки принято изображать трехмерными (объемными), в конструкторской документации делать их объемными обычно не разрешается службами нормоконтроля, несмотря на отсутствие явного нормирования и стандартизации по этому поводу на государственном уровне (по состоянию на июнь 2015 года). Основанием для такой позиции нормоконтроля может служить то обстоятельство, что по меньшей мере в одном из государственных стандартов — ГОСТ 25573-82 [10] в рекомендуемом Приложении 3 приведены примеры схем строповки, которые там выполнены двумерными (не объемными).
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов
Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).
К строповке конструкций предъявляют следующие требования:
· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;
· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;
· использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными);
· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);
· строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.
Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.
Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.
При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.
При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.
Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.
Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.
При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.
Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.
Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.
Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.
Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.
Рис. 5.2. Строповка балок:
а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка
Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:
груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;
груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;
груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.
Рис. 5.3. Строповка труб:
а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка
Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Рис. 5.4. Строповка металлопроката:
а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — эксцентриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.
Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.
При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:
· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);
· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;
· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);
· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;
· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;
· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;
· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.
Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.
Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.
Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.
Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.
Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)
Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), монтаже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д):
1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт
Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов
(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в пакетах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномерных; ж — штабелей)
Рис. 5.8. Строповка оборудования:
а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — задвижки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двухпетлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами
Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.
При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.
Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.
Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Схемы строповки грузов
Под строповкой понимают обвязку и зацепку различных грузов, обеспечивающих их безопасный подъем и перемещение к месту назначения. Типовые схемы строповки обеспечивают детализацию методов зацепки, поднятия и перемещения конструкций. Графические изображения и схемы строповки и зацепки выдаются стропальщикам и крановщикам на руки либо развешивают в местах проведения работ. Разработка безопасных способов строповки грузов производится отправителем продукции или специализированными компаниями.
Как делается обвязка груза
Обвязка и зацепка груза выполняются с использованием нескольких видов оснастки. На любой строительной или производственной площадке не обойтись без таких приспособлений, как:
Методы обвязки грузов:
Грузоподъемность стропов
Выбор грузовых строп должен учитывать массу и тип поднимаемого оборудования/материала. Также важно учесть число ветвей и допустимые углы строповки. Стропы общего назначения подбирают так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Расчет грузоподъемности оборудования производится с учетом вида строповки и сложности такелажных работ.
Небольшие металлоконструкции и небольшие металлоизделия поднимаются и перемещаются с помощью захватов и скоб. Железобетонные плиты перекрытия, перемычки, прогоны и другие ж/б и стальные элементы поднимают с использованием траверс, предусматривающих возможность многоярусного размещения конструкций. Траверсы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Данное оборудование может быть линейного или пространственного типа – в зависимости от характеристик товара.
При работе с листовой продукций используется схема строповки труб текстильными стропами универсального двухпетлевого типа методом «на удавку». Строповка труб, круглого проката, бревен производится методом «на удавку». В петлю продевается один конец стропа, а второй – накидывается на крюк крана так, чтобы при подъеме петля затянулась, и был обеспечен надежный захват. Схема строповки двутавровой балки предусматривает использование 2-х одноветьевых стропами по тому же принципу «на удавку».
Грузоподъемные работы со стропами должны выполняться квалифицированными специалистами. При расчете грузоподъемности и длины строп учитываются следующие показатели:
Нагрузка на стропы может снижаться в зависимости от применяемой схемы обвязки. Для расчета рабочей грузоподъемности применяют определенные коэффициенты.
Таблица коэффициентов и грузоподъемности строп при разных схемах строповки
Изменение грузоподъемности грузоподъемного оборудования происходит в зависимости от количества ветвей. При выборе такелажа, захватных приспособлений важно рассчитать нагрузку на каждую ветвь. Выполнить расчет можно по формуле:
где
S – нагрузка на одну ветвь;
G ‒ вес груза;
m ‒ количество ветвей;
k – коэффициент распределения веса на ветви;
b – угол наклона ветвей к вертикали;
9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).
Коэффициент распределения веса груза на ветви (k) рассчитывается по количеству ветвей.
Расчет нагрузки на ветвь позволяет определить разрывное усилие стропа:
, где kзап – коэффициент запаса прочности.
Данный коэффициент отражает во сколько раз натяжение ветви должно быть меньше разрывного усилия стропа, прописанного в паспорте изделия. У изделий, произведенных из разных материалов, показатель может отличаться.
Как зацепить ветвевые стропы
Основные правила строповки грузов содержат условия зацепа поклажи ветвевыми изделиями:
Наибольшей уязвимостью среди текстильных, канатных и цепных строп отличаются текстильные. Их не рекомендуется применять во влажном виде при минусовых температур, подвергать действию пламени, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы зацепки грузов с целью предупреждения разреза текстильных строп, их следует осторожно использовать для работы с товарами с острыми кромками, защитить ленты прокладками.
Правила перемещения грузов
При выборе способа строповки груза важно учесть основные требования к проведению данной процедуры:
Чаще всего схемы строповки представляются в виде плаката с графическим изображением. Особых требований относительно цветового исполнения схем законодательство не предъявляет. Стенды могут содержать фирменную символику, иметь подсветку.
К основным правилам строповки и перемещения товаров относятся:
Примеры схем строповки различных грузов.
Строповка строительных конструкций, арматурного каркаса, фундаментных стеновых блоков (ФБС), вагончика бытовки, бочки 200 литров, еврокуба с пенообразователем, барабана с кабелем, складирование, перемещение краном поддонов с кирпичом производится согласно заранее разработанным схемам. Учитывается высота подъема и опускания грузов, необходимость складирования грузов, в том числе лестничных маршей, тип погрузочно-разгрузочного оборудования.