Что называется стандартным планом по уходу
ДОКУМЕНТАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
Документация проводится в сестринской истории состояния здоровья или болезни пациента. Заполнение документации требует времени и не должно быть сложным. Формы не должны мешать работе, превращаясь в отдельный вид деятельности, еще один производственный ритуал.
Необходимость документации сестринского процесса состоит в том, чтобы от интуитивного подхода по оказанию помощи пациенту медсестра перешла на продуманный, сформированный, рассчитанный на удовлетворение нарушенных потребностей уход. Конечно, не все медицинские сестры смогут документировать сестринский процесс четко, ясно, профессионально, надо все продумать: формат, точность, краткость изложений и др. Важен и сам процесс мышления медсестры, условия работы, ее компетентность. Возможно потребуется время для формирования навыков ведения записей. Необходима разработка оптимально удобной документации.
Надо помнить, что следует избегать повторов и понимать систему фиксации информации, но последнее слово за всеми участниками сестринского процесса.
Принципы ведения документации:
Рекомендации по ведению документации
1. Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет Вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.
2. Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшаться) неприятные симптомы (укажите, какие), далее, укажите срок, за который, по Вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.
3. Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.
4. Храните план ухода в тумбочке пациента (или в другом месте, удобном для Вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе), и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.
5. Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствие с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.
6. Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.
7. Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем отличаются новые определения сестринского дела от определения, данного Флоренс Найтингейл в 1860 году в книге «Записки об уходе»?
2. Что является целью сестринского процесса?
3. Перечислите основные задачи, которые необходимо решить медицинской сестре с целью осуществления сестринского процесса?
4. Назовите пять этапов сестринского процесса.
5. Покажите на примере взаимосвязь этапов сестринского процесса.
6. Дополните необходимость внедрения сестринского процесса
(на примере житейской ситуации).
7. Что называется стандартным планом по уходу?
8. Чем отличается индивидуальный план ухода от стандартного?
ГЛАВА V.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
5.1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Что называется стандартным планом по уходу
3, 4, 5 ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
1. Виды и элементы целей сестринских вмешательств.
2. Типы и методы сестринских вмешательств.
3. Понятие стандартного и индивидуального плана сестринского ухода.
4. Аспекты, источники и критерии оценки.
План – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий сестры, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.
1. Виды и элементы целей сестринских вмешательств
По определению европейского регионального бюро ВОЗ: «Планирование – это документирование конкретных ожидаемых результатов сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».
По приоритетности проблемы делятся на:
А. Первичные, угрожающие жизни пациента.
Б. Промежуточные, угрожающие здоровью пациента.
В.Вторичные, прямо не связанные с болезнью.
Острая или хроническая задержка мочевыделения – первичная проблема (существующая).
Затруднение вставания и ходьбы после инсульта – промежуточная проблема (существующая).
Беспокойство о судьбе рабочего проекта без его, пациента, присутствия – вторичная проблема.
Кроме приведенной классификации приоритетности проблем существует и другая:
А. Проблемы срочного выполнения (начало осуществления в течение суток).
Б. Проблемы краткосрочного выполнения (в течение 1-2 нед.).
В. Проблемы долгосрочного выполнения.
Проблемы срочного выполнения могут быть приравнены к первичным.
Примеры проблем краткосрочного выполнения:
Ослабить или устранить кашель (существующая).
Устранить бессонницу (существующая).
Предупредить падение массы тела или тенденцию к ее нарастанию (существующая).
Изменить режим и содержание питания для предупреждения запоров (потенциальная).
Примеры долгосрочного выполнения:
Устранение никотиновой зависимости (курения).
Восстановление нормальной речи у пациента, перенесшего инсульт.
Как видно из вышеизложенного, проблемы долгосрочного выполнения нельзя отождествлять с вторичными.
Решение срочных и первичных проблем осуществляется в условиях стационара; разрешение промежуточных и долгосрочных проблем – как в стационарах, так и в амбулаторных условиях или в реабилитационных центрах.
Приоритетность проблем так же документируется, как и все остальное.
В сестринской практике цель – это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по определенной проблеме пациента.
Цели ухода разнятся от пациента к пациенту, однако наиболее общими положениями являются следующие:
— добиться улучшения состояния здоровья и самочувствия;
— решить существующие проблемы;
— предотвратить потенциальные проблемы;
— улучшить самопомощь (самоуход);
— облегчить проблемы, которые полностью невозможно решить;
— изменить (если это необходимо) отношение пациента к своему здоровью.
Существуют определенные требования к постановке целей сестринского вмешательства по проблемам пациента:
1. Цель должна соответствовать поставленной проблеме.
2. Цель должна быть реальной и иметь конкретные сроки достижения.
3. Цель должна быть сформулирована в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
4. Цель должна быть сосредоточена на пациенте, то есть должна формулироваться «от пациента», отражать то существенное, что получит пациент в результате сестринского вмешательства.
5. Цели должны быть конкретными, следует избегать расплывчатых общих формулировок «пациент будет чувствовать себя лучше», «у пациента не будет дискомфорта», «пациент будет адаптирован».
6. Цель должна быть понятна пациенту, его семье, а также другим медицинским работникам.
Существуют и рекомендации для формирования цели.
А.Исполнение (пациент будет ходить, общаться и т.п.).
Б. Условие (обстоятельства, при которых исполнение возможно).
В. Критерий выполнения (через какое время, насколько хорошо и т.п.).
Отметим еще, что в результате совместного обсуждения с пациентом, он должен рассматривать цель как важную.
1. Пациент с диагнозом «Ишемическая болезнь сердца» испытывает частые то более, то менее сильные боли. Курит, предпочитает жирную пищу. Если боли не очень сильные, предпочитает их перетерпеть, нежели принять лекарство. Два раза наблюдались состояния, расцененные, как «предынфарктные».
Приоритетные существующие проблемы:
— неправильное отношение к своему здоровью.
Приоритетная потенциальная проблема:
— риск развития инфаркта миокарда;
а) пациент не будет испытывать значительных болей;
б) это возможно, если он сократит или прекратит курение, перейдет на растительно-фруктовую диету, будет незамедлительно принимать назначенные врачом лекарства при появлении предвестников болей (чувства недостатка воздуха, «неудобства» в груди);
в) критерий выполнения – по истечении 2 нед.;
г) у пациента в течение всего времени пребывания в стационаре не будут развиваться предынфарктные состояния.
2. Девочка 13 лет с мечтой обязательно сделаться топ-моделью. Постепенно усиливая скрытое голодание, потеряла около 25% массы тела. Избавляется от пищи, угощая соседей, животных; срыгивает пищу в туалете. При объективном осмотре обнаружено понижение АД и компенсаторное учащение пульса.
Приоритетная существующая проблема:
— неконтролируемое и прогрессирующее снижение массы тела.
Приоритетная потенциальная проблема:
— развитие дистрофии сердечной мышцы.
— у девочки остановится падение массы тела, и масса тела начнет нарастать;
— у девочки изменится отношение к здоровью, и она остановит тайное голодание;
— у девочки улучшатся объективные показатели сердечной деятельности;
— условие: это возможно при проведении психотерапии с участием медсестры, лекарственной терапии, при участии диетолога;
— критерий выполнения: указанные улучшения в здоровье будут достигнуты в течение недели.
Излишне доказывать, что проблемы могут быть самыми разнообразными в зависимости от состояния пациента, что может быть несколько вариантов решения, из которых медсестра выбирает самые эффективные.
Существуют определенные требования к вмешательствам, они должны быть:
— безопасными и соответствовать возрасту пациента;
— согласованы с ценностями и убеждения ми пациента;
— согласованы с лечением других специалистов.
Примечание. В перечень вмешательств в большинстве случаев входит психотерапия. Если в стране или регионе развито несколько психотерапевтических школ, специалист по уходу осуществляет выбор между ними.
Вмешательства делятся на:
Зависимые (по указанию или под контролем врача; такие вмешательства в России пока основные).
Независимые (осуществляющиеся медсестрой, без участия врача).
Взаимозависимые (выполняемые медсестрой в сотрудничестве с другими специалистами или другими медсестрами; с психотерапевтами, с командой медсестер при перемещении пациентов т применении методов эргономики).
Примеры независимых вмешательств:
— оказание пациенту помощи при еде или туалете;
— наблюдение за реакцией на лечение, в том числе побочными эффектами назначенных медикаментов;
— беседа по поводу состояния здоровья, проблем и обсуждения плана ухода.
2. Типы и методы сестринских вмешательств
Медсестра, разрабатывающая план ухода, не выполняет все вмешательства сама, часть их поручая другим лицам (дежурной медсестре, младшему медперсоналу, родственникам, самому пациенту). Но ответственность за координацию и качество выполняемых мероприятий она принимает на себя.
В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:
1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (наблюдение за реакцией пациента на лечение и за адаптаций к лечению, обучение пациента приемам лечения и самоуход, советы пациенту относительно его здоровья контроль и рекоме6ндации пациента относительно восстановительной активности и отдыха, обучение родственников ухода за пациентами).
2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращая его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения.
Уточнение назначение врача входит в компетенцию медсестры, выполняющая неверное и ненужное назначение, профессионально непригодна, в той же степени ответственна за ошибки, что и врач.
3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.
Помощь, оказываемая пациенту, может быть:
1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например, после операций, травм;
2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);
3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.
Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:
1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;
2) выполнение мероприятий – II стадия;
3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.
3. Понятие стандартного и индивидуального плана сестринского ухода
После формулировки целей сестра составляет письменный план индивидуального ухода за пациентом.
Пример составления индивидуального плана сестринского вмешательства:
План сестринского вмешательства
дома регулярно принимать лекарства
Пациент будет принимать лекарства регулярно,
в соответствии с назначением врача, во все время заболевания
1. Беседа с пациентом о его болезни: объяснить механизм действия лекарственных средств, возможные последствия нерегулярного приема или передозировки.
2. Дать совет: заранее раскладывать лекарства по специальным ячейкам, маркированным «утро», «обед», «вечер». Держать ячейки с лекарствами на видном месте.
3. Дать совет: ставить таймер будильника на время очередного приема лекарства.
4. Нарисовать схему приема рекомендованного врачом препарата по дням недели, предлагая обводить кружком выполненные назначения.
5. Принимать лекарства в течение недели под контролем близких и в их присутствии.
При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики.
Стандартный план ухода по типичной проблеме пациента представляет собой утвержденный базовый перечень научно обоснованных мероприятий по уходу, обеспечивающих достижение целей сестринской помощи по этой проблеме, вне зависимости от конкретной клинической ситуации; формальное описание ожидаемого сестринского вмешательства. Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здравоохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».
Формальные стандарты могут облегчить работу медсестры, но никогда не заменят ее самостоятельного суждения. Стандарты обобщают сестринские знания и рассчитаны на работу в типичной ситуации – со среднестатистическим, а не конкретным пациентом. От медсестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной клинической ситуации. Медсестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода либо, наоборот, дополнить план действиями, непредусмотренными стандартом, но она должна уметь логически обосновать свою точку зрения.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей.
План записывается в сестринскую историю болезни. Это обеспечивает:
1) продуманность, последовательности, систему в оказании медпомощи;
2) преемственность и координацию ухода между сестринскими координаторами и сестринскими манипуляторам;
3) легко осуществляемый контроль за качеством сестринской помощи;
4) выполнение плана – реализация.
Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:
1) координирует работу сестринской бригады;
2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;
3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;
4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);
5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;
6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.
Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ. Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного пациента, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.
4. Аспекты, источники и критерии оценки
Цель пятого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.
Оценка осуществляется медсестрой непрерывно, с определенной периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого – каждый час.
1. Достижение целей по проблемам пациента.
2. Появление новых проблем, требующих внимания сестры.
Пятый этап наиболее сложен. Поскольку требует от медсестры умения мыслить аналитически: медсестра сравнивает имеющиеся результаты с желаемыми, пользуясь оценочными критериями. В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова и (или) поведение пациента, данные объективного исследования, информация от окружения пациента. Например, при обслуживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс, а при выяснении уровня боли соответствующие цифровые шкалы.
Если проблема решена, медсестра должна обоснованно удостоверить это в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия медсестры.
Например, небрежно собрав информацию о пациенте на первом этапе, и приступив к его обучению по самовведению инсулина, медсестра неожиданно выяснила, что пациент страдает дефектом зрения и не видит деления на шприце, а значит, не может контролировать дозу инсулина. Медсестра должна внести коррекцию: посоветовать пациенту, приобрести инсулиновую шприц-ручку, шприц с накладной лупой или обучить этому близких родственников пациента.
В предложенной ситуационной задаче, выделите настоящие и потенциальные проблемы пациента
Больной Р., 37 лет, поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 15-18 литров воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, повышенную утомляемость, похудение. Заболел месяц назад после перенесенного гриппа. Не лечился. Попытки воздержания от употребления воды резко ухудшается общее состояние.
Объективно: рост 172см, масса тела 55 кг, кожа сухая. PS 74 в мин, ритмичный, АД 170/80 мм рт.ст.
Медицинский диагноз: несахарный диабет.
Настоящие: 1. Обезвоживание. 2. Дефицит питания. 3. Нарушение комфортного состояния: головная боль.
Потенциальные: 1. Коллапс. 2. Тромбоэмболия. 3. Нарушение электролитного баланса. 4. Психические нарушения. 5. Общая слабость. 6. Одышка.
Общий уход за пациентами
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.
Сестринский процесс (СП) — это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов.
1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).
2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).
3. Планирование (определение целей).
4. Реализация плана ухода за пациентом.
5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).
Сестринский процесс — это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача — поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).
Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды — физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.
Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения — это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.
7. Поддерживать температуру тела.
8. Спать и отдыхать.
10. Избегать опасности.
12. Иметь жизненные ценности.
13. Работать, играть и учиться.
14. Одеваться и раздеваться.
1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.
2-й этап СП — постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.
Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.
Отличия врачебного диагноза от сестринского
К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:
— недостаточное или избыточное питание;
— острая или хроническая боль;
— отеки или обезвоживание;
— нарушение речи, памяти, внимания;
Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:
— страх, тревога, беспокойство;
— недоверие к медицинскому персоналу;
— отказ от приема лекарств;
— неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;
— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
— чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.
Социальными проблемами пациента могут быть:
— беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);
— невозможность купить лекарственные препараты.
Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 — 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.
3-й этап СП — планирование. Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.
Требования к целям:
— должны быть реальными, достижимыми;
— должны иметь конкретные сроки достижения;
— должны находиться в пределах сестринской компетенции;
— должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).
По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).
Каждая цель включает:
— критерий (дата, время, расстояние);
— условия (с помощью кого-либо / чего-либо).
Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие — условие — критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.
План сестринского ухода может включать следующие действия:
— придание пациенту наиболее удобного положения;
— обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);
— обучение пациента технике расслабления;
— словесное внушение и отвлечение внимания.
4-й этап СП — реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:
Зависимое вмешательство — это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство — это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.
Взаимозависимое вмешательство — подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).
5-й этап СП — оценка эффективности ухода. Он включает:
— оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);
— изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;
— активный поиск и оценку новых проблем пациента.
Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:
— изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);
— пересмотр сроков достижения целей;
— внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.
Таким образом, сестринский процесс — необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.