Что называется социальностью человека в физкультуре
Урок физической культуры на тему «Социализация личности учащегося на уроках физической культуры»
Уверенность в себе обеспечивает более высокий уровень осознанной саморегуляции, самоконтроля. Она базируется на эффективной самооценке своих возможностей, способствует постановке и решению все более усложняющихся задач в различных видах деятельности. Обратной стороной этого качества является тревожность.
Самостоятельность и независимость являются показателем регулярной автономности. Высокий уровень самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, о способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Все эти характеристики являются важными факторами социализации личности учащихся.
В то же время ученики с низким уровнем самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Программы действий разрабатываются ими не самостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регулярные сбои. В свою очередь это не способствует, а затрудняет процесс социализации школьников.
Важным фактором, способствующим социализации личности, является активность личности. Только в процессе активной деятельности, в готовности ставить новые задачи и достигать их, в умении преодолевать трудности, не останавливаться перед неудачей и формируется социально адаптированная личность.
Человек с недостаточной активностью пассивно движется по жизни, не пытается изменить неудачно складывающиеся жизненные ситуации, считает, что от него мало что зависит. Все это, естественно, затрудняет социальную адаптацию таких людей, создавая значительные психологические трудности в их дальнейшей жизнедеятельности.
Еще одной важной характеристикой способствующей социализации личности, является наличие лидерских качеств. Эти качества обеспечивают активное вовлечение в коллективную деятельность. При этом они требуют проявления от человека способности не только что-то предлагать коллективу, но и отвечать за предложенное; не только решать свои личные задачи, но и соизмерять их с интересами других.
В целом все вышеперечисленные качества в большей степени и обеспечивают процесс социализации личности, и способствуют ему. В связи с этим является важным определить уровень формирования этих качеств у школьников старших классов.
Исследование проводилось в условиях Специализированного учебно-научного центра УрГУ им.А.М.Горького. В нем принимали участие учащиеся 10 классов.
Это новые сформированные классы из учащихся школ города и области. Дети поступили в СУНЦ по результатам вступительных экзаменов. Все они большое внимание уделяли умственной деятельности и, как правило, мало уделяли внимание занятиям физической культуры. Всего в исследовании приняли участие 250 учащихся.
На первом этапе использовался тест, позволяющий по 10 бальной шкале определить уровень развития уверенности, активности, самостоятельности, лидерских качеств.
На втором этапе исследования учащиеся были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная по 20 человек каждая, состоящая из девушек 10 классов.
На начальном этапе все они находились в равных условиях. Далее экспериментальная группа занималась подготовкой и участием в традиционном спортивно-танцевальном фестивале. А контрольная группа занималась по обычной программе.
Перед началом процесса подготовки к фестивалю в экспериментальной группе была проведена организационная и мотивационная работа: просмотр видеокассет с записями выступлений, прослушивание музыкальных произведений, показ и обсуждение стилевых особенностей того или иного танцевального номера.
В процессе подготовки девушки должны были самостоятельно организовать свою группу (из 6 или более человек), подобрать музыкальное сопровождение, придумать элементы (соответствующие музыкальному сопровождению), соединить их в связки и придумать как минимум 3 перестроения, чтобы получить целостную композицию. После этого шел процесс работы над техникой элементов, над синхронностью, отработка композиции под музыкальное сопровождение и работа над артистичностью.
Так как у девушек отсутствовал опыт подготовки своих танцевальных композиций, основная работа учителя сводилась к оказанию помощи в реализации творческих поисков и к психологической поддержке учеников в том, что они смогут справиться с задачей, которая перед ними поставлена.
Итогом шестимесячной подготовки стал спортивно-танцевальный фестиваль, который проводился в спортивном комплексе СУНЦ УрГУ. Зрителями и ведущими были учащиеся лицея.
Самостоятельный творческий процесс требовал от учащихся проявления активности и самостоятельности, способность побороть страх сцены требовала проявления уверенности, а стремление победить – проявления лидерских качеств.
На третьем этапе снова проводился тест для выявления динамики изменения психологических характеристик (уверенности, активности, самостоятельности, лидерских качеств).
Полученные результаты свидетельствуют, что специально организованные занятия, направленные на развития личности учащихся (в нашем случае подготовка и участие в спортивно-танцевальном фестивале) способствует позитивному развитию этих качеств. Причем, особенно важно отметить, эта положительная тенденция отметилась в большей степени у учащихся с низким уровнем развития этих качеств. Так количество учащихся с низким уровнем уверенности снизилось с 35% (до эксперимента) до 15% (после эксперимента). Отмечена положительная тенденция в таких показателях как активность (снизилась с 30% до 15%) и что особенно важно, значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем самостоятельности (с 25% до 10%) более чем в 2 раза.
Все эти изменения свидетельствуют о том, что ориентация учителя физической культуры на решение проблемы социализации личности школьника при создании условий для решения этой задачи (в нашем случае это подготовка и участие в спортивно-танцевальном фестивале) способствует возникновению позитивных сдвигов у учащихся.
Решение проблемы социализации подрастающего поколения является одной из важнейших задач в школе. Как нам представляется, школа могла бы значительно улучшить работу в этом направлении.
Результаты нашего исследования показали, что у более половины учащихся (от 60% до 80%) такие важные качества как уверенность в себе, самостоятельность, активность, склонность к руководству находятся на среднем или низком уровне. А именно эти качества во многом обеспечивают процесс социализации школьников. Развитие этих качеств стало возможным при условии включения учащихся в значимую для них творческую деятельность. В данном случае это была подготовка и участие девушек старших классов в спортивно-танцевальном фестивале. В процессе этой работы были отмечены сдвиги в развитии указанных выше психологических характеристик.
Таким образом, поведенное нами исследование показало, что физическая культура имеет все возможности решать задачу социализации личности, так как именно занятия физической культурой в наибольшей степени дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Но в свою очередь, это требует изменений идеологии физической культуры, которая должна иметь свою направленность, заменив функционально-методический подход, который является в настоящее время приоритетным. Это, в свою очередь, требует изменений, как содержательной части урока, так и организации урока, где учащиеся должны выступать не исполнителями заданий учителя, а самостоятельно решать творчески задачи. Представляется, что именно такой подход позволяет выходить на процесс социализации личности учащегося на занятиях физической культуры.
Что называется социальностью человека в физкультуре
Key words: individual, personality, person, phenomenon of physical culture.
СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры
Ключевые слова: индивид, личность, человек, феномен физической культуры.
Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического.
То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.
На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.
Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов [4], но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма [12]. В связи с этим человека нельзя представить как «сгусток социума», нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития [15]. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику соотношения, взаимодействия социального и биологического в организме человека на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей морфологии и функций его организма, физического развития и формирования здоровья и др. В связи с этим возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все эти проблемы особенно актуальны и обусловлены усилением воздействия современного общества, науки, техники на организм и психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе.
Потребность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук.
Биологическое, однако, не является определяющим в человеке. Оно лишь материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей.
В чем же, на наш взгляд, существо философского видения человека? В данном случае речь должна идти не о поиске «золотой середины» между биологизаторской и социологической тенденциями, а об акценте на биосоциальной природе человека. Поэтому здесь уместно вспомнить слова К. Ясперса, определяющего человека в качестве чувственного существа:
К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны слабо. В связи с этим в спортивной науке, в том числе и социологии физической культуры, еще имеет место не совсем точное понимание соотношения биологического и социального в этой сфере деятельности людей, на что справедливо указывают ряд ученых. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первоначального развития физического воспитания Н.И. Пономарев [10].
Методологической основой познания сущности феномена физической активности должен стать, по мнению В.К. Бальсе-вича, эволюционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития. Гносеологической задачей эволюционного подхода является формирование научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекция его индивидуального и коллективного физкультурного воспитания [3].
Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, таким образом, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культуро-логического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Совершенный нами путь теоретико-методологического анализа проблемы соотношения биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности, детерминированности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
PRO Баскет
Планета Баскетбол
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
FIBA Assist Magazine
Фабрика футбола
Мониторинг деятельности учреждений в спортивной отрасли
Вижу поле.
Бешеная армия: Облик футбольного насилия
Каппо. Японская техника реанимации в практике боевых искусств
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры
Ключевые слова: индивид, личность, человек, феномен физической культуры.
Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического.
То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.
На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.
Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов [4], но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма [12]. В связи с этим человека нельзя представить как «сгусток социума», нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития [15]. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику соотношения, взаимодействия социального и биологического в организме человека на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей морфологии и функций его организма, физического развития и формирования здоровья и др. В связи с этим возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все эти проблемы особенно актуальны и обусловлены усилением воздействия современного общества, науки, техники на организм и психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе.
Потребность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук.
Биологическое, однако, не является определяющим в человеке. Оно лишь материал, природная основа для становления человека, формирования его общественных качеств, свойств, способностей.
К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны слабо. В связи с этим в спортивной науке, в том числе и социологии физической культуры, еще имеет место не совсем точное понимание соотношения биологического и социального в этой сфере деятельности людей, на что справедливо указывают ряд ученых. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первоначального развития физического воспитания Н.И. Пономарев [10].
Методологической основой познания сущности феномена физической активности должен стать, по мнению В.К. Бальсе-вича, эволюционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития. Гносеологической задачей эволюционного подхода является формирование научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекция его индивидуального и коллективного физкультурного воспитания [3].
Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, таким образом, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культуро-логического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Совершенный нами путь теоретико-методологического анализа проблемы соотношения биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности, детерминированности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.
Проблемы социального и биологического в физической культуре личности
Раздел (с. 90–97) работы: Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. Печатается с сокращениями.
(…) Природа человека с позиции соотношения социального – биологического. Философской основой сущности и существования человека является вопрос взаимосвязи социального и биологического. С одной стороны, человек – высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке – организм, который представлен его телесной физической структурой, задатками, темпераментом, динамикой психических процессов, способностью действовать. С другой стороны, он творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе.
Как же связаны эти два начала – природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?
То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.
На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.
В философии и социологии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек – биосоциокультурная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности [Афанасьев, 1977; Каган, 1987; Казначеев, Спирин, 1988; Кузин, Никитюк, 1996; Парсонс, 1985].
Современная наука не только вскрыла причины индивидуальных биологических различий человеческих организмов [Говалло, 1984], но и показала связь этих различий с психологическими особенностями организма [Русаков, 1979]. В связи с этим человека нельзя представить как «сгусток социума», нельзя разрывать взаимодействие социологических и биологических факторов его становления и развития [Тарасов, Черненко, 1979]. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить диалектику его соотношения, взаимодействия социального и биологического на основе раскрытия определяющего воздействия первого на второе. От правильности решения этой проблемы зависят методологическая направленность и способы интерпретации смысла и цели жизни человека, особенностей функций его организма, физического развития, формирования здоровья и др. Возникают и другие проблемы, более широкого порядка: сущность и причины возникновения человеческого общества, его история и современное состояние, взаимосвязи человека и машины, человека и природы, человека и общества и т. д. Все они обусловлены усилием воздействия современного общества, науки, техники на психику человека, а также возрастанием роли отдельной личности и ее деятельности в современном обществе.
Погрешность методологического подхода, учета взаимосвязи социального и биологического особенно отчетливо ощущается в современной научной и практической медицине, в развитии теории и практики физической культуры, антропологии, генетики человека и других наук.
Попытки рассмотреть и раскрыть сущность человека предпринимались многими философами, психологами, педагогами. Например, французские просветители XVIII в. Ш. Фурье, Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Сен-Симон говорили, что человек – продукт среды и обстоятельств, но сама среда трактовалась ими как модификация человеческих идей, страстей и переживаний. Отсюда и культ человека как сущности биологического, отрицание значимости общественных отношений между людьми. Сторонников такого подхода и в современной науке достаточно много. Например, В. Г. Афанасьев (1977) отмечает, что социальное в человеке возникло и развивалось отнюдь не «вдруг». Оно имело определенные биологические предпосылки. Мало того, и сейчас, когда социальное, общественное составляет самую глубокую сущность человека, он в то же время остается и биологическим существом. Человек – система биосоциальная, причем биологическое начало не является в нем определяющим. Оно лишь материал, природная основа для его становления, формирования его общественных качеств, свойств, способностей. Человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, но и качественно новое, принципиально особое явление с присущими только ему социальными качествами и свойствами, складывающимися в результате взаимодействия людей друг с другом.
В чем же, на наш взгляд, существо философского видения человека? В данном случае речь не о поиске «золотой середины» между биологической и социологической тенденциями, а об акценте на биосоциальной природе человека. Поэтому здесь уместно вспомнить слова К. Ясперса, определяющего человека в качестве чувственного существа – «высший из животных», и в качестве духовного – «низший из ангелов», но он не животное и не ангел, хотя и «родствен обоим частью своего существа; перед обоими у него есть преимущество, поскольку он обладает тем, чего лишены те и другие» [Ясперс, 1994, С. 443].
Биосоциальность создает особый мир, особую целостность, с одной стороны, способную чувствовать, переживать, хотеть быть неодолимой, иметь силу жизненной необходимости. С другой, – действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, и испытывать радость не только (и не столько) из-за утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного. В нем навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа. Социальное – качественно новое состояние жизни, ее регуляция.
При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:
? природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;
? биологическое – общее по происхождению, хотя необязательно тождественное у человека с животным;
? наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей;
? социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
? Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:
? собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;
? специфически культурное – совокупность норм и правил поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;
? нравственное – высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.
О естественной природе и социальной сущности человека. Научное разграничение рассматриваемых понятий позволяет правильно осмыслить двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) – природно-социальную, биосоциальную – основу человека, как не допуская игнорирования природных начал в человеке, так и не отрицая ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека от его природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.
Были попытки рассмотреть проблему соотношения биологического и социального в развитии человека с исторических позиций [Корсаевская, 1970; Тарасов, Черненко, 1979]. Относительно длительности и количества стадий формирования человека существуют различные точки зрения [Семенов, 1996]. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что социогенез одновременно обусловливал антропогенез. Так, Т. В. Корсаевская пишет, что «социальность человека в своем исходном значении выводима из его биологии, телесной организации», и в то же время, из биологии вырастает его социальность, которая «снимает его биологию» [Корсаевская, 1970, С. 10, 11]. Мы солидарны с позицией К. Е. Тарасова и Е. К. Черненко (1979), утверждающих, что решающее значение в формировании специфической человеческой биологии принадлежит социогенезу. Но это не общебиологические предпосылки, на базе которых могла произойти социализация антропогенеза. Полная универсализация эволюции организма человека обусловлена не биологическим, а социальным образом труда, общения и жизни. Однако подобные теоретические положения еще должны стать предметом серьезного научного исследования.
Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность, состоящая из совокупности ее качеств и отношений к жизни. Через личность человеческий организм испытывает влияние социального фактора. Понятие «человек» включает в себя понятие «человеческий индивид», характеризующее его биологическую сторону, и понятие «личность» выражающее его социальную сторону. Понятие «человеческий индивид» не содержит ничего специфически социального, оно, так же как и понятие «организм», – отражение принадлежности человека к живой природе, биологическому. Личность же характеризуется не биологическими, а социальными качествами. Она носитель определенных социальных функций, однако, выполняя эти функции, накладывает на их выполнение свои неповторимые черты – характер, волю, силу своего ума, интересы и потребности, знания, ценностные ориентации и мировоззрение [Шорохова, 1977, С. 69].
Социальные, личностные качества человека формируются только под влияниям социальной среды и проявляются в социальной деятельности в той роли, которую он выполняет в обществе [Кон, 1967]. В то же время, рассматривая особенности взаимоотношений социального и биологического в человеке, следует отметить, что биологическое имеет в человеке субстанциональный характер. Биологическая сторона в жизнедеятельности обусловливает социальную активность личности. Вся деятельность человека обеспечивается метаболизмом, имеющим биологический характер. Исходя из этого, нам представляется неправомерным игнорирование биологической стороны жизнедеятельности в формировании личности, которое наблюдается в педагогике и социологии. Только в диалектическом единстве природного и социального может развиваться человек. Именно исходя из представлений о сущности единства социального и биологического, можно рассматривать проблему формирования физической культуры как отдельного человека, так и человечества в целом. При этом физический потенциал, по мнению В. К. Бальсевича, определяется множеством факторов биологического и социального характера. В конечном счете задача сводится к тому, чтобы познать естественные, природные законы индивидуальной эволюции физических способностей человека, а затем в строгом соответствии с ними выработать и реализовать пути социального, в том числе педагогического и организационного стимулирования гармоничного роста этих способностей. Приоритет биологического в данном случае заключается в том, что оно формирует стратегию последовательности и интенсивности тренирующих воздействий и обеспечивает развитие физических возможностей, а приоритет социального – в том, что оно обеспечивает, с одной стороны, процесс познания мудрости природы, а с другой, – практическую реализацию его результатов в соответствии с запросами, возможностями, моральными и нравственными ценностями общества [Бальсевич, Запорожанов, 1987].
Методологический анализ биосоциальной проблемы развития физической культуры. К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны еще слабо. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первоначального развития физического воспитания Н. И. Пономарев (1970).
По мнению В. К. Бальсевича, методологической основой познания сущности феномена физической активности является эволюционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономерностей его развития. Гносеологические задачи эволюционного подхода заключаются в формировании научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработке на этой основе стратегии социального стимулирования, управления и коррекции его индивидуального и коллективного физкультурного воспитания [Бальсевич, Запорожанов, 1987].
Еще раз хочется подчеркнуть, что особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другие социальные факторы, действуя на человека, зависят от его сознания и воли. Одним из них выступает физическая культура. Целесообразно воздействуя на процесс физического совершенствования человека, она позволяет обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее воздействия является физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [Кузин, Никитюк, 1996]. Иными словами, физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.
Но было бы слишком недальновидно считать физическую культуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкультурного воспитания – воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон – физической культуры.
Поэтому нельзя смешивать понятия «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание». Первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе – активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть – это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого – сознательно и целенаправленно познавать и реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.
В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент традиционно ставится на двигательном, биологическом моменте, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Итак, соотношение понятий биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.