Что называется словосочетанием в русском языке
Что такое словосочетание?
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
Уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем
2 слова, одно главное, второе – зависимое.
Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.
Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.
Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться
Разбираем каждый компонент определения.
Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.
Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.
Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.
«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.
«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.
Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?
Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.
Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.
Что не является словосочетанием
Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.
Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.
Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.
Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».
Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.
Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.
Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.
Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.
Типы словосочетаний по главному слову
Три типа: именные, глагольные, наречные.
Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).
Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).
Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).
Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.
Виды связи слов в словосочетании
Их три: согласование, управление, примыкание.
Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.
Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.
Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.
Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.
Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.
Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.
Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.
Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)
Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.
Что надо знать про подход Бабайцевой
Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.
Короче, если у вас вот такой учебник:
– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.
Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.
Определение и особенности
Словосочетанием называется соединение нескольких самостоятельных слов (от двух и больше), которые связаны между собой грамматически и по смыслу. Вместе они обозначают единое понятие — это может быть предмет, его качества, действия и пр. Словосочетание является единицей синтаксиса, имеющей смысл только в контексте предложения, основная роль которой заключается в выполнении коммуникативной функции. Типичные примеры словосочетаний выглядят следующим образом:
Из приведённых примеров видно, что в качестве сочетаемых слов могут использоваться не только существительное и прилагательное, но и причастие, порядковое числительное, местоимение, наречие и другие части речи. Соединения двух или нескольких слов происходит на основе подчинительной связи — наличие главного и зависимого члена.
Главное слово в словосочетании несёт в себе смысл, суть явления, а зависимое выполняет функции уточнения и конкретизации: закат (явление) — огненный закат (признак + явление) — любоваться закатом (действие + явление, на которое оно направлено). Для облегчения определения главного и подчинительного членов необходимо запомнить, что вопрос можно задавать только от главного слова (к примеру, «красная шляпа» — задать вопрос «шляпа какая?» — «красная», следовательно, «шляпа» является основным словом).
Во многих словосочетаниях можно выразить не одно, а два значения (к примеру, «лететь над горами» — вопрос № 1: «лететь где?» — над горами и вопрос № 2: «лететь над чем?» — над горами). Также к сочетаниям слов относится и связь однородных членов предложения, называемых сочинительными словосочетаниями. Их особенность в том, что между словами нет подчинительной связи, они равны. В качестве примера можно назвать такие конструкции: «брат и сестра», «отец и сын», «красивый, но дорогой», «яблоки и груши», «зелёный и красный», «война и мир».
Основные типы связи
Словосочетание, в отличие от предложения, не выражает законченной мысли или интонации. Но предложения, в свою очередь, состоят из нескольких подобных синтаксических единиц, в совокупности имеющих интонационную и смысловую завершённость. Важно также запомнить, что подлежащее и сказуемое словосочетания не создают.
Сочетания слов могут быть связаны между собой различным образом. Лингвисты выделяют 3 основных группы синтаксической подчинительной связи.
Полное и неполное согласование
Это разновидность подчинительной связи, особенностью которой является согласование зависимого слова с главным в падеже, числе и роде. Соответственно, если меняется главный член, то изменяется и второстепенный («фиолетовый тюльпан» — оба слова мужского рода, в единственном числе и именительном падеже; «фиолетовые тюльпаны», «фиолетовыми тюльпанами»).
Встречается также сочетаемость слов без согласований по роду — «наши тетради», «яркие краски», «две корзинки». В качестве главного члена выступает существительное или другая часть речи в форме существительного: осенние листья (сущ.), усталые рабочие (сущ.). Второстепенное слово может выражаться такими частями речи:
Следует знать, что слово «оба» может согласоваться в роде и числе — обоих мальчиков, обеих девочек.
Согласование делится на полное и неполное. При полном происходит изменение всех параметров зависимого слова, тогда как слова в парах с неполной связью меняют лишь некоторые свои характеристики. К примеру, «две маленькие табуретки» — слово «маленькие» согласуется с главным словом лишь в падеже, не совпадая при этом в числе, а числительное «два» — только в роде.
В некоторых случаях главное слово определяется исключительно из соображений смысла и текущего контекста. Таким спорным моментом, согласно лингвистическим словарям, является сочетание слов «юноша-студент».
Управление в лингвистике
Эта разновидность синтаксической связи от предыдущей отличается тем, что свободная единица речи находится в форме косвенного падежа, то есть она ставится возле главного слова с предлогом или без такового. В случае его изменения форма второстепенного не изменяется. В подобных словосочетаниях главным словом могут быть следующие части речи:
Зависимое слово может выражаться как существительное или в виде любой части речи в форме существительного («смотреть на лежащего», «лететь с ними»). Интересно, что некоторые словосочетания могут писаться по-разному, сохраняя при этом свой первоначальный смысл: «оплатить проезд» (оплатить что?) и «заплатить за проезд» (заплатить за что?).
Изменение падежных форм большинства собирательных и вещественных зависят от обозначения целого или части, при этом у существительного меняется окончание: «килограмм сыру» (часть целого), «вкус сыра» (обозначение целого).
Сильное и слабое примыкание
Особенность этого вида связи слов в словосочетании заключается в связывании зависимой и главной части лишь по смыслу, а также при помощи подчёркивания интонацией. Главное слово в словосочетаниях с таким типом связи может быть выражено при помощи четырех частей речи. К ним относятся:
Главным членом в примыкании признаётся то, что способно изменяться либо же может употребляться в речи отдельно от зависимого без потери смысла (к примеру, в сочетании «очень быстро» первое является второстепенным). Зависимое слово также выражается в четырёх частях речи:
При использовании сильного примыкания необходимо наличие зависимого слова, без которого теряется смысл выражения, к примеру, «учиться разговаривать», «броситься бежать», «становиться сильнее». В случаях слабого примыкания отбрасывание второстепенных слов может быть допустимо (быстро идти, высоко летать, вкусно поесть). Также слабые формы примыкания могут варьироваться: «работать дома» — «работать на дому», «читать по ночам» — «читать ночами», «начать играть» — «начать игру».
Различные классификации
На текущий момент существует множество различных свойств, по которым словосочетания классифицируются по определённым группам или типам. Наиболее распространена систематизация по морфологической основе и свойствам главного слова. Она представляет собой следующую схему:
Также выделяется классификация видов словосочетаний по вопросам, благодаря которым можно определить свойство или характерные признаки существительного. Всего существует 3 группы. Их наименования можно представить в следующем виде:
Для подробного разбора, а также для закрепления материала важно знать, что словосочетанием не является.
Помимо подлежащего и сказуемого (стандартные предложения по типу «светит солнце», «дождь идёт») к словосочетаниям не относятся фразеологизмы (ни рыба ни мясо), сочетание служебного слова со второстепенным (перед сном, перед пробуждением), формы будущего наклонения (буду учиться), а также безличная или страдательная форма глагола при наличии главного слова в творительном падеже (предложено учёными, выполнено рабочими, написано программистом).
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
Управление
Примеры
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.
Есть три вида подчинительной связи в словосочетании:
согласование, управление и примыкание (СУП).
Согласование.
Типичные случаи согласования — это словосочетание из существительного и прилагательного (красивая тетрадка). Как мы понимаем, что это согласование? Когда мы главное слово изменяем по падежам, зависимое слово тоже изменяется (красивая тетрадка, нет красивой тетрадки и так далее). Оба слова одинаково меняются по падежам, у них появляются окончания, соответствующие этим падежам, значит они согласуются между собой в падеже, числе и роде.
Управление.
Это такая связь, при которой главное слово управляет зависимым в каком-либо падеже. То есть у главного слова нет категории падежа, у зависимого есть, и когда мы изменяем главное слово, зависимое слово остается в одном и том же падеже. Например:
читать книгу.
Я читаю книгу.
Он читал бы книгу.
Читайте книгу!
Глагол в разных формах употребляем, а существительные в винительном падеже при нем стоит всегда. Чем отличается от согласования? Тем, что у главного слова падежа нет. Иногда у главного слова падеж тоже может быть. Допустим словосочетание из двух существительных тоже по типу управления: чтение книги, но когда мы изменяем главное слово, зависимое вместе с ним не изменяется по падежам, оно остается в одном и том же падеже:
чтение книги,
чтения книги.
Книги в родительном падеже как было, так и есть. Вот такое словосочетание, в котором падеж зависимого слова не меняется при изменении главного, называется управлением.
Управления более разнообразно, чем согласование. Главные слова могут быть выражены разными частями речи, но особенность одна и та же: у зависимого слова обязательно есть категория падежа, и оно обязательно в одном и том же падеже употребляется.
Примыкание.
Это такая связь, при которой у зависимого слова вообще нет категории падежа. Обычно так формулируют: зависимое слово является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой. Типичный пример: словосочетание «глагол + наречие» (бежать быстро, учиться хорошо).
Наречие — действительно неизменяемая часть речи (почти неизменяемая, поскольку степени сравнения наречий все-таки есть), но главное, что у них нет падежа.
Примыкают не только наречия, но и другие формы, которые не имеют падежей. Например, инфинитив глагола: иду учиться.
Учиться — это глагол, у него много разных форм, соответственно, часть речи это в принципе изменяемая, но падежа у него нет. Если глагол оказывается зависимым словом (зависимым словом он может быть именно в инфинитиве), то он примыкает, то есть никак не взаимодействует с другими словами по падежу, поскольку падежа у него просто нет. И так же примыкают любые неизменяемые прилагательные, что знаменательные прилагательные, что местоименные прилагательные.
Три товарища. Главное слово в этом словосочетании — это слово три (имя числительное). Если мы это словосочетание будем изменять: три товарища, трех товарищей, трем товарищем. Явно наблюдается согласование в косвенных падежах — числительные и существительные стоят в одной и той же форме, и главным словом становится существительное. А в начальной форме главное слово — числительное и существительное стоит при нем в родительном падеже. А само числительное в именительном. Как мы это можем понять? Составить предложение с этим словосочетанием:
Пришли три товарища.
Три товарища – подлежащее, значит, главное слово в именительном падеже, а зависимое в родительном. То есть что мы должны здесь сказать? В именительном падеже в начальной форме словосочетание построено по типу управления (числительное управляет существительным в родительном падеже), а в косвенных падежах тип связи меняется на согласование, и существительное становится главным словом, а числительное согласуется с ним по падежу. Все словосочетания с числительными имеют такую особенность: они меняют тип связи при изменении словосочетания.
А дальше еще хитрее…
С одной стороны это тоже самое, что и три товарища, то есть управление в начальной форме. Но есть два друга, а есть две подруги. Что еще здесь происходит? Частичное согласование по роду. То есть получается — это управление родительным падежом. По падежу это словосочетание построено именно как управление, а по роду здесь слова согласуются — числительное согласуется с существительным. Почему так происходит? Потому что вообще у числительных нет категории рода и категории числа, у них есть только категория падежа. Как мы это увидели на примере числительного три. Но у числительного два и числительного один есть категория рода. А у числительного один еще и категория числа.
Трое братьев, троих братьев, троим братьям. То же самое, что и три товарища. То есть собирательное числительное ведет себя так же, как и количественное, то есть меняет тип связи.
Главное слово здесь прилагательное склонный, зависимое — глагол в инфинитиве преувеличивать. Раз глагол в инфинитиве зависимое слово, то он примыкает.
Здесь главное слово — местоимение кто-то, зависимое слово это предложно-падежная форма — существительное с предлогом. Когда зависимое слово представлено какой-то падежной формой существительного и оно не изменяется вместе с изменением главного (кто-то в толпе, кого-то в толпе, кому-то в толпе, в толпе не меняется), значит это управление. Управление, а не примыкание, потому что это существительное, а у существительного есть падеж (в толпе – предложный падеж).
Так же, как три товарища. Сорок пять дней, сорока пяти дней, сорока пяти дням. В начальной форме – управление, то есть главное слово здесь сорок пять, оно управляет родительным падежом слова дней, а в косвенных падежах тип связи меняется и числительное сорок пять начинает согласоваться с существительным день.
Чем отличаются сорок пять дней и три товарища?
Числительные от пяти и больше управляют формой родительного падежа не единственного числа, а множественного (три дня, но сорок пять дней).
Находим главное слово – директива, зависимое слово – сверху, это наречие. Раз зависимое слово – наречие, то оно примыкает. В чем необычность такого словосочетания? В том, что обычно наречие зависит от глагола, от существительного крайне редко. Но вот здесь именно такой случай. Здесь пропущен глагол, выполняющий роль связки: директива, направленная сверху (направленная — причастие, особая форма глагола).
Здесь употреблено несклоняемое существительное. Окончания у него нет, но несклоняемые существительные все равно имеют категорию падежа, потому что мы можем ему задать определенный падежный вопрос: пойти во что? Следовательно существительное употреблено в винительном падеже. И раз глагол задает вот эту форму винительного падежа, то это управление. Глагол пойти управляет существительным в винительном падеже с предлогом – в кафе.
То же самое. Если зависимое слово существительное, то автоматически это управление.
Далее несколько словосочетаний с притяжательными местоимениями. Обратите особое внимание, поскольку притяжательные местоимения могут вступать во все три вида связи.
Ответ чей? Его. Это местоимение — прилагательное. Отвечает на вопрос чей? Это притяжательное местоимение. Его ответ, его ответа, его ответу. Вроде бы прилагательное, но не согласуется с существительным, а застыло в одной и той же форме. Это неизменяемая часть речи. Оно примыкает. Здесь нужно разграничивать: несклоняемые существительные управляются, потому что у них есть падеж; неизменяемые прилагательные (и местоименные, и знаменательные) примыкают.
Его – здесь это не притяжательное местоимение его, это личное местоимение он в форме винительного падежа: встретить кого? Значит, это управление.
А здесь согласование, потому что притяжательное местоимение свои согласуется с существительным обязанность.
Свои обязанности, своя обязанность, своих обязанностей.
Еще раз: если у прилагательного есть окончания, если оно изменяется по падежам, то оно согласуется с существительным; а если прилагательное неизменяемое, то оно примыкает.
Словосочетания с числительным в косвенном падеже. Значит, это согласование. В начальной форме управление, а в косвенных падежах это согласование. Если бы было две руки, то это было бы управление с элементом согласования по роду. А двумя руками — это уже чистое согласование.
Числительное один — это единственное числительное, которое полностью согласуется с существительным. Если мы внимательно понаблюдаем, то все остальные числительные управляют родительным падежом (одна строка, но две строки; строка – в именительном падеже, строки – в родительном падеже).
Тридцать третий пункт.
Это чистое согласование, потому что тридцать третий – это числительное порядковое, то есть это прилагательное с количественным значением. Оно ведет себя как любое другое прилагательное.
Тридцать третий пункт, тридцать третьего пункта, тридцать третьему пункту.
Авеню – существительное несклоняемое. Но существительные, от того что они несклоняемые, никак не меняют своего синтаксического поведения. Здесь слово авеню – главное. Посмотрим, как оно влияет на зависимое.
Есть главная авеню, нет главной авеню, прилагательное с ним согласуется. У самого слова авеню окончания нет, но прилагательное подстраивает свое окончание под падеж существительного. Так что это согласование.
А вот это особый вид согласования между двумя существительными. В лингвистике для него есть особый термин: аппозиция или аппозитивная связь. Буквально обозначает приставление одного существительного к другому. В чем его отличие от согласования прилагательного с существительным? В том, что здесь менее четко выражено, какое слово главное, а какое зависимое. Но все-таки дочка – главное, потому что мы можем заменить такое словосочетание на словосочетание с прилагательным красивая дочка. Тем не менее это согласование, потому что два существительных одинаково изменяются по падежам:
красавицы дочки, красавице дочке, красавицей дочкой.
Заниматься – инфинитив в позиции зависимого слова. Это примыкание. И как член предложения – это обстоятельство цели.
Тоже самое, что его ответ. Беж – это неизменяемое прилагательное. Это примыкание.