Что называется системой органов биология 8 класс
Системы органов
Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
В организме выделяют несколько систем органов.
Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.
Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.
Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи,легкие.
В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с ее органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины — яичники.
Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.
В теле человека выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.
Живой организм, состоящий из множества органов, объединенных в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.
Проверьте свои знания
Подумайте
По какому принципу органы объединяют в системы?
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию. Аппарат органов — это группа органов, разных по происхождению и строению, но выполняющих общую функцию.
Что называется системой органов биология 8 класс
1. Изучить понятия «органы» и «системы органов» и их функции;
2. Научиться распределять органы человека по системам;
3. Научиться распознавать органы и системы органов на рисунках.
Орган – это часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию. Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной, «рабочей». Например, для головного мозга главной является нервная ткань, для кожи – эпителиальная, для мышц – мышечная. Все остальные ткани выполняют вспомогательные функции.
Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют системы органов.
Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
В организме выделяют несколько систем органов
Скелетная система состоит из костей и их соединений. Скелет поддерживает тело, служит местом крепления мышц, выполняет защитную функцию.
Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.
Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течёт кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с её органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины – яичники.
Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.
Эндокринная система объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.
В теле человека выделяют также и аппараты органов. В аппарате органы или имеют различное строение и происхождение, но связаны выполнением общей функции (опорно-двигательный аппарат), или выполняют различные задачи, но имеют общее происхождение (мочеполовой аппарат). Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы.
Живой организм, состоящий из множества органов, объединённых в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.
Органы. Системы органов. 8-й класс
Разделы: Биология
Класс: 8
Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ
Формы работы на уроке: беседа, демонстрация слайдов, самостоятельная работа с учебником и тематическими таблицами, работа в группах, составление таблицы.
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. За окном осень вступила в свои права, а мы сегодня собрались в этом уютном кабинете на открытый урок по биологии. Всем желаю получить только хорошие и отличные оценки.
2. Проверка домашнего задания
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме.
1. О каких видах ткани идёт речь?
А) Наружный покров тела, а так же многие полости внутренних органов выстилает ткань… (эпителиальная)
Б) Обладает свойством возбудимости и сократимости ткань… (мышечная)
В) Самой разнообразной по строению и функциям тип ткани… (соединительная)
Г) Основную часть спинного и головного мозга образует ткань… (нервная)
Д) Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов и плазмы… (кровь)
Е) Образует слой жировой клетчатки над кожей… (жировая)
Ж) Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро замещаются новыми… (эпителиальная)
З) Эти ткани образуют скелет человека… (костная и хрящевая)
И) Ткань, образующая сердечную мышцу… (сердечная мышечная ткань)
К) Образуют скелетные мышцы… (поперечно-полосатые скелетные ткани)
2. По рисунку определите тип или вид ткани.
Ребята получают рисунки с видами тканей. Отвечают.
3. Новая тема
1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся живые существа, ко второй неживые.
Скажите, что общего в строении всех живых существ? (Клеточное строение)
– Что образуют клетки в многоклеточном организме? (Ткани)
– Вспомните определение понятию – ткань. (Ткань – группа клеток, схожих по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.)
– Что образуют ткани живых существ? (Органы)
– Попробуйте сформулировать определение понятию орган. (Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию)
– Что в свою очередь образуют органы? (Системы органов)
– Что образуют системы органов? (Целый организм, который работает как единое целое)
На доске появляется схема.
– Какие звенья в этой цепочке мы уже изучили? Что предстоит изучить? Итак, тема нашего урока: Органы. Системы органов. Записываем в тетрадь.
Для выполнения задания использовать информацию учебника и тематические таблицы.
Результатом работы всех групп будет заполнение общей таблицы указанной на доске. Группы изучают и готовятся к выступлению. Время 10 мин.
№ | Системы органов | Органы, из которых она состоит | Функции |
1 | Скелетная система | Из костей | Поддерживает тело Место прикрепления мышц защитная |
2 | Мышечная система | Скелетные мышцы | Приводит в движение кости скелета |
3 | мочевыделительная | Почки, Мочеточники Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал | Выделение из организма жидких продуктов обмена |
4 | Кровеносная система | Сердце сосуды | Обеспечивает движение крови, которая транспортирует кислород и питательные вещества и удаляет продукты обмена |
5 | Дыхательная система | Носовая полость Глотка Гортань Трахея Бронхи лёгкие | Обеспечивает поступление кислорода и выделение углекислого газа |
6 | Пищеварительная система | Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Кишечник Печень Поджелудочная железа | Переваривание пищи |
7 | Половая система | Яичники семенники | Обеспечивает продолжение рода |
8 | Нервная система | Головной мозг Спинной мозг нервы | Координирует работу всех органов нашего тела |
9 | Эндокринный аппарат | Эндокринные железы | Влияет на обмен веществ и работу органов |
Вопросы:
– Чем система органов отличается от аппарата органов? (Система органов состоит из органов одинаковых по происхождению и плану строения, а аппарат из органов разного происхождения и строения, но объединённых общими функциями.)
– Какие вы знаете аппараты органов? (Опорно-двигательный аппарат, эндокринный аппарат)
– Благодаря какой системе организм существует как единое целое? (Нервной)
3. Изучив расположение органов и их систем, ответьте на вопрос:
4. А знаете ли вы, что в строении и расположении человеческого тела имеются определённые закономерности? Послушайте сообщение (готовит ученик)
Перечисленные закономерности верны лишь приблизительно, у одних несоответствие будет больше, а у других меньше. Эти отклонения будут вариантами нормы и не являются недостатками фигуры.
5. Закрепление
Заключительное задание группам. Установить соответствие между органом и системой органов. Заполните таблицу, вставив букву соответствующей системы органов.
1) желудок А) скелетная система
2) мочевой пузырь Б) мышечная система
3) печень В) выделительная система
4) почки Г) дыхательная система
5) поджелудочная железа Д) пищеварительная система
6) сердце Е) нервная система
7) семенники Ж) кровеносная система
8) трахея З) половая система
9) гортань
10) головной мозг
6. Рефлексия
– Что было главным на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно?
– Чему научились?
Учитель просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.
На экране появляется запись:
«5» – выполнил все данные мне задания.
«4» – выполнил все задания, но иногда ошибался.
«3» – часто ошибался, выполнил только половину.
«2» – ничего не смог выполнить правильно.
Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.
– Спасибо всем за урок. Молодцы!
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание: подготовиться к зачёту «Общий обзор организма человека».
Что называется системой органов биология 8 класс
Сердечно-сосудистая система организма человека включает сердце и кровеносные сосуды. Она обеспечивает кровообращение в организме.
Дыхательная система объединяет дыхательные органы (глотка, трахея, бронхи, легкие), через которые происходит газообмен между кровью и окружающей средой (атмосферным воздухом).
Пищеварительная система обеспечивает пищеварение и всасывание питательных веществ в кровь.
Нервная система координирует и регулирует работу всех органов и систем органов.
Выделительная система выводит из организма конечные продукты обмена веществ (соли, моча и др.).
Сенсорная система (органы чувств) воспринимает наружные и внутренние раздражения.
Эндокринная система регулирует все процессы в организме.
Кроме того, выделяют лимфатическую, покровную, иммунную, опорно-двигательную и половую системы (табл. 1). В целом схема построения организма выглядит следующим образом:
клетки —> ткани —> органы —> системы органов —»организм.
Системы органов, объединяясь. составляют целостный организм. Все системы органов находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие осуществляется нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной системами. Они обеспечивают согласованную регуляцию функций организма. Нервная система проводит импульсы, эндокринная система выделяет гормоны, а сердечно-сосудистая транспортирует их к органам. Целостность организма обеспечивается за счет слаженной работы всех органов и систем органов.
О Орган.внутренние органы, системы органов.
Органы, входящие в системы
Кожа и дополнительные образования (волосы, волоски, ногти)
Кости и их соединения Скелетные мышцы
а) пищеварительный канал
б) пищеварительные железы
Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник Слюнные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные); печень;
Сердце, кровеносные сосуды (аорта, артерии, вены, капилляры)
Лимфа, лимфатические сосуды, лимфатические узлы
Белые клетки крови, красный костный мозг, вилочковая железа, миндалины, лимфатические узлы, селезенка, аппендикс и др.
а) воздухоносные пути
Полость носа, носоглотка, гортань, трахея,
Головной мозг, спинной мозг, нервные узлы I! нервы
IX. Сенсорная (органы чувств)
Глаз, ухо, нос, язык, кожа и др.
Гипофиз, эпифиз и железы: щитовидная, пара щитовидные, вилочковая (тимус), поджелудочная, надпочечники, половые
Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
1) женские половые органы
2) мужские половые органы
Яичники, матка, влагалище, наружные половые органы
Семенники, мошонка, предстательная железа. пенис
1. Что такое система органов? Какими бывают системы органов?
2. Что такое возбуждение?
2. Каким тканям присуща возбудимость? Что это такое?
1. Дайте определение системе органов. Какие системы органон бывают в организме человека? Какую роль они выполняют?
2. Что такое организм? Объясните, почему его называют целостным.
Плазматическая мембрана защищает клетку и отделяет ее от окружающей среды. Свойство мембраны пропускать через себя только определенные вещества называется избирательной прони цаемостью. Она впускает полезные и выделяет вредные или ненужные вещества.
Ядро управляет жизнью клетки. Оно отделяется от цитоплазмы двойной мембраной. Внутри оно заполнено ядерной жидкостью. В ней «плавают» ядрышки и хромосомы. Хромосомы (у человека 46 шт., 23 пары) состоят из ДНК. Небольшие участки (кусочки) хромосом называются генами. В генах и хромосомах «записаны» наследственные признаки, передающиеся от предков потомкам. Клетки человека, лишенные ядра ( эритроциты. тромбоциты ), не способны размножаться и образовывать дочерние клетки.
В ней образуются жиры и углеводы. Если внутри к ее мембране прикрепляются рибосомы, это шероховатая ЭПС. Здесь образуются белки.
По строению и функциям на гладкую ЭПС похож комплекс Голь джи. Он расположен вблизи ядра и центриолей. Его функции: транспорт и выделение веществ, превращение сложных веществ.
Клетки человека (и животных) в отличие от растений не имеют вакуолей, пластид (хлоропластов) и твердой клеточной стенки. Все клетки способны усваивать нужные вещества (пищу, кислород) и выделять ненужные (углекислый газ, воду, мочевину). Это свойство называется обменом веществ.
Из белков, жиров и углеводов пищи клетка получает энергию и образует (биосинтез) собственные вещества. Из собственных белков, жиров и углеводов строится каждая наша клетка и все тело.
Общее свойство клеток и организмов различать изменения окружающей среды и реагировать на них называется раздражимостью (возбудимостью).
Похожие по строению, функциям и происхождению клетки объединяются в ткани. У человека (и животных) выделяют 4 типа тканей: эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Все типы тканей состоят из клеток и окружающего их межклеточного вещества. Каждый из типов тканей имеет характерные отличия. Все типы, кроме нервной, делятся на подтипы.
Эпителиальная ткань имеет мало межклеточного вещества, ее клетки плотно прижаты друг к другу и способны к быстрому размножению после повреждения ( регенерация ). По выполняемым функциям эпителий делится на 3 подтипа: покровный, железистый и реснитчатый.
Реснитчатый эпителий имеет выросты в виде ресничек, таких же, как у инфузории-туфельки. Он расположен в воздухоносных путях. Двигаясь, реснички удаляют твердые частицы (пыль) из органов дыхания.
Способность клеток отвечать на воздействие изменениями называется возбудимостью. Возбудимые ткани: железистый эпителий (выделение слюны), нервная (выработка импульса) и мышечная (сокращение).
1. Ядро от цитоплазмы отделяет
2. Клетка заполнена
3. Веретеновидное образование, отвечающее за равномерное распределение хромосом при делении клетки
4. Снаружи клетку покрывает
5. Вязкая жидкость, заполняющая ядро
6. Ткань, выделяющая молоко, пот. слюну
7. Органические вещества клетки, отвечающие за наследственность
8. Количество хромосом у человека
9. Название нервной клетки
10. Часть тела, состоящая из различных типов тканей и выполняющая определенную функцию
11. Участки хромосом
12. Вещество, которого больше всего в живой клетке
13. Органоид, синтезирующий белки
14. Ткань, из которой образованы кости
15. Количество типов тканей в организме животных 16 Кроме нейронов в состав нервной ткани входят
17. Короткий отросток нейрона
18. Длинный отросток нейрона
19. Органоид, обеспечивающий клетку энергией
20. Неорганические вещества, придающие зубам и костям особую прочность
21. Жидкий вид соединительной ткани
22. Ткань, обеспечивающая появление возбуждения
23. Ткань, покрывающая снаружи и выстилающая изнутри
24. Органоид, расщепляющий питательные вещества и микробов
25. Ткань, приводящая в движение органы
26. Органоид, участвующий в синтезе собственных белков
27. Ткань, образующая сухожилия
28. Органоид, участвующий в делении клетки, равномерном распределении хромосом
29. Не имеют ядра клетки
30. Количество ядер в клетках гладких мышц
31. Количество ядер в клетках поперечнополосатых мышц
Системы органов
Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
В организме выделяют несколько систем органов.
Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.
Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.
Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи,легкие.
В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с ее органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины — яичники.
Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.
В теле человека выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.
Живой организм, состоящий из множества органов, объединенных в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.
Проверьте свои знания
Подумайте
По какому принципу органы объединяют в системы?
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию. Аппарат органов — это группа органов, разных по происхождению и строению, но выполняющих общую функцию.