Что называется редуцированностью действий
Критерии сформирования навыка
Существенно подчеркнуть, что в качестве объективных показателей сформированного навыка или его отработанности могут быть названы следующие внешние критерии: 1)правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок), 2) скорость выполнения отдельных операций или их последовательности и внутренние критерии: 1)отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, 2) отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, 3) выпадение промежуточных операций, т. е. редуцированность действий.
Все рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность обучающегося есть сложный динамический неоднородный объект управления. Она представляет собой личностно обусловленное активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие ученика (студента) с другими учениками (студентами), с учителем (преподавателем) взаимодействие, которое должно управляться последним во всех его звеньях с разной мерой гибкости.
Усвоение, представляя сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые наиболее явно проявляются в формировании и развитии навыков.
Вопросы для самопроверки
1. Что отличает учебную деятельность от усвоения, а усвоение от формирования навыков?
2. Почему термин «построение» навыка точнее отражает этот процесс, чем «развитие»?
3. Какие основные факторы влияют на научение?
Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.
Талызина Н. Ф, Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
Глава 4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности
Общая характеристика самостоятельной работы
Критерии сформированности навыка
В качестве объективных показателей сформированного навыка или его отработанности выступают следующие: правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок), скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (внешние критерии); отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций, т.е. редуцированность действия (внутренние критерии).
Все рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность обучающегося есть сложный динамичный неоднородный объект управления. Она представляет собой личностно обусловленное активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие ученика (студента) с другими учениками (студентами), с учителем (преподавателем) — взаимодействие, которое должно управляться последним во всех его звеньях с разной мерой гибкости.
Усвоение, представляя сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые наиболее явно проявляются в формировании и развитии навыков.
Вопросы для самопроверки
1. Что отличает учебную деятельность от усвоения, а усвоение — от формирования навыков?
2. Почему термин «построение» навыка точнее отражает этот процесс, чем «развитие»?
3. Какие основные факторы влияют на научение?
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. Гл. 6.
Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
Глава 4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности
Общая характеристика самостоятельной работы
Что называется редуцированностью действий
Внимание! Студент педкампус? Помогу сдать сессию в личном кабинете!
Средний балл моих тестов 95 баллов.
Узнайте цену за 5 минут.
Написать и заказать тесты Педкампус https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: педагогика
Педагогический опыт – это
• совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов обучения
• совокупность полученных теоретических знаний в области обучения детей и взрослых
• совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания
• совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Педагогический процесс включает в себя:
— продукты
— предмет
— духовные средства
— объекты
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
— тестирование
— анкетирование
— ассессмент
— наблюдение
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?
— педагогический менеджмент
— методика преподавания
— методология педагогики
— общая педагогика
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Педагогическая теория представляет собой:
— комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
— совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
— совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
— совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Тесты педкампус с ответами
Тесты Педкампус с ответами. Предмет: «Педагогика»
Что не включает в себя основной этап педагогического процесса?
постановка и разъяснение целей и задач
— проектирование
— вычленение ошибок
— целеполагание
Не нашли нужный ответ? Пишите сюда: https://vk.com/im?sel=-207281462
Критерии сформированности навыка
В качестве объективных показателей сформированного навыка или его отработанности выступают следующие: правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок), скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (внешние критерии); отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций, т. е. редуцированность действия (внутренние критерии).
Все рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность обучающегося есть сложный динамичный неоднородный объект управления. Она представляет собой личностно обусловленное активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие ученика (студента) с другими учениками (студентами), с учителем (преподавателем) — взаимодействие, которое должно управляться последним во всех его звеньях с разной мерой гибкости.
Усвоение, представляя сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые наиболее явно проявляются в формировании и развитии навыков.
185. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
См. вопросы 131,140 (возрастная психология)
186. Психологические компоненты усвоения знаний по Н.Д. Левитову
Процесс мышления как третий компонент усвоения рассматривается в терминах осмысливания и понимания всех связей и отношений, включения нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему. Четвертый компонент усвоения связан с процессами запоминания и сохранения учебного материала в памяти. Многочисленные исследования в этой области (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др.) позволяют отметить, что наибольшая эффективность этих процессов определяется: а) конкретностью установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т. д.) и б) включенностью обучающегося в активную собственную деятельность. Так, в условиях установки на важность, значимость учебного правила (положения) и ориентации на то, что его можно будет использовать в жизни, и в то же время при сравнении его с другими правилами, например по точности формулировки, оно будет зафиксировано, удержано в памяти прочнее, чем в том случае, если бы оно специально произвольно заучивалось.
Компонентность усвоения отмечается всеми исследователями этого процесса, хотя сами компоненты называются по-разному. На основе системного анализа основного массива теорий учения (усвоения) И. И. Ильясов пришел к выводу, что, по существу, могут быть выделены только: «1) получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним и 2) отработка, освоение знаний и действий» [79, с. 76]. Ниже приведена аргументация И. И. Ильясова, свидетельствующая о правомерности такого вывода. Так, И. И. Ильясов считает, что в качестве первого и второго из двух данных компонентов в разных концепциях выступают соответственно такие макрокомпоненты, как понимание и заучивание (Коменский); углубление (ясность, ассоциации, система) и метод (Гербарт); нахождение знания и закрепление (Дистервег); восприятие, переработка и выражение в действии (Лай); получение и закрепление (Ушинский), получение, переработка и применение (Каптерев); восприятие, отвлечение и проверка в деятельности (Лесгафт); установление связи и упрочение связи (Торндайк); успех и память (Коффка); селективное восприятие и кодирование, хранение, выполнение (Гэгни); ориентировка и проработка (Лингарт); внимание, понимание и память, моторика (Бандура и др.), оценка, выбор способов действия и реализация (Пэрис и Кросс); восприятие, понимание и выполнение, проверка (Леонтьев); уяснение, ориентировка и отработка (Гальперин); восприятие, осмысление и закрепление, овладение (Рубинштейн); усвоение объяснения и закрепление в действии (Кабанова-Меллер); восприятие, поиск и заучивание (Ительсон); осознание средств и упражнения (Щедровицкий); когнитивное усвоение деятельности и практическое действие (Шадриков) [79, с. 76].
В то же время глубинный анализ процесса усвоения, по С. Л. Рубинштейну, предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы — восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения». Они находятся в двустороннем процессе обучения, где взаимосвязаны и взаимообусловлены учитель — ученик и учебный материал [194, т. 2, с. 85]. Это, по С. Л. Рубинштейну, первый и основной принцип правильной трактовки самих этих процессов в учебной деятельности и усвоения в целом.
Вслед за С. Л. Рубинштейном, необходимо подчеркнуть взаимопроникновение, взаимообусловленность всех этих психических процессов в усвоении. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы» [194, т. 2, с. 85]. Важным для усвоения является его заключительный, результирующий этап — применение, использование на практике или то, что подчеркивалось Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, экстериоризация знаний. Рассмотрим с этих позиций этапы усвоения учебного материала.
187. Концепция построения учебной деятельности В.В. Давыдова.
См. вопросы 131,140 (возрастная психология)
Содержание понятия развивающего обучения
В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования (Днепров Э.Д., 1994).
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождение В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения.
Несколько крупных отечественных ученых, среди них Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков еще в 50-е гг. ХХ в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.
Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей мышления, личности (например, традиционное начальное обучение развивает у младших школьников эмпирическое мышление).
Если психическое развитие в принципе может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Действительно, в общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом, и любое обучение и воспитание можно назвать «развивающим». Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что некоторые виды обучения и воспитания могут тормозить психическое развитие человека (тогда происходит его регрессия, которая также входит в философское понятие «развития»).
Термин «развивающее обучение» остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например:
с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований;
Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей (или хотя бы некоторых из них) исследователь или педагог-практик постепенно переходит к оперированию собственно понятием развивающего обучения применительно к вполне определенному возрастному периоду и к тем реальным средствам обучения детей данного возраста, с помощью которых можно осуществлять организацию их ведущей деятельности, приводящую к развитию необходимого уровня соответствующих психологических новообразований
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования. Ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
2. Какой метод исследования позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование на долгосрочной основе?
• метод синтеза
• лонгитюдный метод
• метод поперечных срезов
• метод группировки
3. К какой группе относятся способности педагога проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний?
• дидактические
• перцептивные
• организаторские
• академические
4. Какие из нижеперечисленных методов являются экспериментальными?
• естественный
• полевой
• лабораторный
• наблюдение
5. Какие из нижеперечисленных критериев сформирования навыка являются внутренними?
• скорость выполнения отдельных операций или их последовательности
• отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия
• отсутствие напряжения и быстрой утомляемости
• правильность и качественность навыков оформления
6. Способность педагога проникать во внутренний мир учащегося, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой получила название:
• телепатия педагога
• симпатия к ученику
• эмпатия к педагогу
• эмпатия к ученику
7. Структура педагогической психологии состоит из:
• психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
• психология педагогической деятельности и ее субъекта
• психология учебной деятельности и ее субъекта
• психология образовательной деятельности
8. Укажите верные утверждения, соответствующие современной концепции саморазвития в воспитании:
• самый главный прием воспитания — это мягкая коррекция личности человека методом прямых оценок и наставлений
• педагоги должны заранее сформировать этический идеал для конкретного человека, чтобы помочь ему определить, каким быть
• самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений
• педагоги не должны заранее решать за человека, каким ему быть
9. Что из нижеперечисленного является задачами педагогической психологии?
• изучение психологических основ деятельности педагога
• определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта
• определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами
• изучение психических заболеваний
10. Что называют редуцированностью действий?
• отсутствие напряжения и быстрой утомляемости при осуществлении действия
• отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия
• скорость выполнения отдельных операций или их последовательности в рамках действия
• выпадение промежуточных операций
11. Какой метод эмпирического исследования преимущественно основан на рефлексивном мышлении?
• наблюдение
• интервью
• все из перечисленных
• самонаблюдение
12. Какие воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний?
• поведенческие
• когнитивные
• косвенные
• эмоциональные
13. Методы исследования по основанию уровня научного познания делятся на:
• теоретические
• эмпирические
• проектные
• методы наблюдения
14. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:
• формирование целей обучения
• установление исходного уровня управляемого процесса
• обратная связь
• отсутствие исходного уровня управляемого процесса
16. К психологическим детерминантам устойчивости относятся:
• объективная значимость предметного содержания деятельности
• психологическое содержание мотивационной структуры
• личностная значимость предметного содержания деятельности
• исходный тип мотивационной структуры
17. Какие воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование?
• когнитивные
• эмоциональные
• поведенческие
• косвенные
18. Как называют процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности я ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данной группе и обществе?
• социальное обучение
• коммуникация
• воспитание
• социализация
19. Праксиметрические методы включают в себя:
• хронометрия
• лонгитюдный метод
• оценка работ
• циклография
20. Укажите, какие измерения имеют установки, влияющие на деятельность учащихся?
• аффективное
• поведенческое
• когнитивное
• перцептивное