Что называется раппортом в психодиагностике
Что называется раппортом в психодиагностике
Тестовые вопросы по Психодиагностике.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Как называется независимость опросника от внутренних факторов?
2. Как называется независимость методики от качеств исследователя?
3. При каких обстоятельствах возникает наибольшая вероятность ложных результатов исследования?
— когда разъясняют инструкцию;
— когда объясняют значение непонятных терминов;
+ когда дают комментарии по выполнению заданий.
4. Наибольшая вероятность ложных результатов исследования возникает в том случае, если у испытуемого высокий уровень…
5. Возникающее сходство реакций испытуемого по разным пунктам психодиагностической методики называется…
6. При каком предмете диагностики невозможно получить ретестовую надежность?
— высших психических функций;
7. Для оценки чего используется разделение вопросов ПДМ на две равные части?
— надежности параллельных форм;
8. Ретестовая надежность психодиагностической методики прежде всего используется для методик:
— тестирования разных выборок испытуемых;
+ тестирования одной выборки испытуемых;
— тестирования репрезентативных выборок испытуемых;
9. Как называется устойчиво фиксируемая воспроизводимость результатов психодиагностической методики?
тест 10. Какие тесты при оценке их надежности и валидности составляют наибольшее затруднение?
11. На каком факторе основана шкала «лжи»?
12. Для определения какого вида валидности используется метод «экспертных оценок»?
13. Для каких психодиагностических методик имеет наибольшее значение дискриминантная валидность?
14. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие результатов исследования стимульному материалу психодиагностической методики?
15. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие частей одной психодиагностической методики, диагностирующих одно и то же свойство?
16. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие психодиагностических методик, диагностирующих одно и то же свойство?
17. Как называется валидность, обеспечивающая соответствие результатов исследования по психодиагностической методике, отражающей диагностируемый параметр по внешнему признаку?
18. Как называется соответствие психодиагностической методики определенным категориям населения и условиям, в которых она должна применяться?
19. Что из перечисленного НЕ относится к основным документам для проведения психодиагностического исследования?
— отчёт о результатах работы;
тест-20. Что НЕ входит в процедуру психодиагностического исследования?
— оглашение испытуемым цели диагностики;
21. Что НЕ относится к подготовительному этапу психодиагностического исследования?
— разделение полномочий между проводящими тестирование;
— подготовка стимульных материалов;
+ информирование о методике и мотивация испытуемых.
22. Как называется эффект искажения результатов, возникающий, когда экспериментатор бессознательно воздействует на испытуемого?
23. Как называется эффект искажения результатов, возникающий, когда испытуемый хочет продемонстрировать свои наилучшие качества/выставить себя в «лучшем свете»?
24. Что называется «раппортом» в психодиагностике?
— доступное объяснение специалистом испытуемому результатов тестирования;
+ стремление исследователя вызвать у испытуемых интерес к тесту, мотивировать на сотрудничество;
— корректное поведение специалиста по отношению к испытуемому;
25. Что из перечисленного является локальным (местным) правовым актом психолога?
— указы и распоряжения Президента РФ;
+ приказы, уставы, положения, инструкции организации;
— постановления и распоряжения Правительства РФ.
26. Что из перечисленного НЕ относится к мотивации испытуемых при проведении исследования?
— объяснение о конфиденциальности результатов тестирования;
+ инструктаж по работе с тестом;
— информирование о возможности испытуемого получить достоверную информацию о себе;
27. Как называется разделение оси накопленной частоты на 100 равных частей?
28. Как называется разделение оси накопленной частоты на 4 равные части?
29. Как называется разделение оси накопленной частоты на 5 равных частей?
тест_30. Как называется приведение к единому стандарту процедуру и оценивание психодиагностической методики?
31. Как называются методики, которые могут исследовать неосознаваемые испытуемым психические явления?
32. Кем была создана первая проективная методика?
33. Как называются психодиагностические методики, в которых испытуемым нужно продолжить высказывание, рассказ или историю?
34. Как называются психодиагностические методики, в которых испытуемым, не задумываясь, нужно выбрать между предлагаемыми исследователем стимулами?
35. Как называют вид проективных методик, в которых испытуемому нужно придать свой смысл представляемому стимулу?
36. Как называются задания в опросниках, при ответе на которые испытуемый обязан обратиться к своему личному опыту?
37. Как называются задания в опросниках, при ответе на которые испытуемый обязан высказать своё мнение по поводу каких-либо фактов или событий?
38. К какому виду ошибок исследования относится предвзятость специалиста к испытуемому?
39. К какому виду ошибок исследования относится неправильное использование исследователя психодиагностической методики?
тест*40. Как называется вид ошибок исследования, когда специалист выделяет у испытуемой особенности, которыми он не обладает?
Виды психодиагностических методов
Сущность формализованных и малоформализованных методов
Психодиагностика – это область психологии, которая отвечает за разработку теории, методов и измерение индивидуальных психологических особенностей личности.
Существует классификация психодиагностических методик:
Для них характерны:
Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.
Малоформализованные же методы содержат:
Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание. К предметам относят:
Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.
Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга. В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком (биографические сведения, склонности и т.д.) После того, как сведения были получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдение.
Рассмотрим более подробно формализованные методы.
Классификация тестов по форме
Психология рассматривает четыре группы методик:
В научной литературе методы называются тестами, а учебники по психодиагностике – тестологией. Но, тем не менее, тесты бывают разные.
Тест (от англ. «test» — «испытание», «проверка», «проба») – стандартизированные и краткие, ограниченные во времени исследования, которые устанавливают количественные и качественные индивидуально-психологические различия людей друг от друга. Тест состоит из заданий.
Классификацию тестов можно рассмотреть с разных сторон. Это зависит от признака, взятого за основу деления. Чаще всего рассматривают структурирование по форме и содержанию.
По форме они делятся на:
Индивидуальные тесты подразумевает взаимодействие диагностика и испытуемого с глазу на глаз. Плюсы тестирования:
Если испытуемый имеет хороший уровень подготовки, то можно тест заменить другим.
Используется данный метод в случае необходимости тесного контакта с целью оптимизации деятельности испытуемого и применяются в работе с:
Но индивидуальные тесты требует большого количества времени, чем групповые.
Групповые тесты помогают получить одновременно ответы в группе людей (количество человек – до нескольких сот). Для проведения тестирования детально прорабатываются инструкции, которых исследователь должен строго придерживаться, и процесс. Это необходимо, так как групповые тесты требуют единообразия. Обработка полученных данных не нуждается в высокой квалификации, так как она объектиризирована. При этом результаты могут проверяться с помощью технической составляющей.
Минусы группового тестирования:
Поэтому, если важны какие-то детали, то необходимо:
Отличие устных и письменных тестов заключается в том, что первые – это зачастую индивидуальные тестирования, а вторые – групповые. Устные ответы:
Письменные ответы тоже могут быть открытыми и закрытыми, и отражаются они на:
Отличие бланковых, предметных, аппаратурных, компьютерных тестов заключается в способах подачи заданий.
Бланковые тесты, или «карандаш и бумага» представлены в виде отдельных бланков, тетрадей, брошюр. В них содержится инструкция, примеры решения, задания и место для ответов. Такой вид тестирования применяется при индивидуальном и групповом исследованиях.
Предметные тесты содержат задания, которые представлены в виде предметов:
Самые известные способы – это кубики Косса, метод сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахарова. Такое тестирование больше всего подходит индивидуальному испытанию.
Следующий вид методик – аппаратурные тесты. При использовании данного метода применяются специальные технические средства. Они позволяют провести исследование и зарегистрировать полученные данные. Чаще всего используются следующие технические приборы:
Чаще всего этот метод применяется для индивидуального тестирования.
Компьютерные тесты удобны в современном мире, так как они представлены в виде автоматизированного теста в форме диалога человека с компьютером. Задания высвечиваются на экране монитора, ответы вводятся в память технике при помощи клавиатуры. Таким образом, создается сразу набор данных, т.е. файл, на магнитном носителе. Благодаря стандартным статистическим пакетам проверка результатов в математико-статистической обработке проходит довольно быстро. При необходимости полученные данные можно отразить в виде:
Этот метод уникален тем, что экспериментатор может извлечь данные, которые получает только компьютер:
Это позволяет составить углубленный ответ психодиагностики.
Отличие вербальных и невербальных тестов заключается в характере стимульного материала. Вербальное тестирование в основе содержит словесно-логические операции с:
Составляющие метода обращаются к памяти, воображению, мышлению в языковой форме. Они зависят от:
Этот тип метода распространен в:
В невербальной методике тесты представлены в наглядном виде, например:
Человек, принимающий участие в испытании, должен понимать вербальные инструкции. Выполнение задания базируется на перцептивных и моторных функциях. Самый распространенный тест – «Прогрессивные матрицы» Равена. Данный вид метода:
Невербальный метод часто применяется при оценивании пространственного и комбинированного мышления. Он используется в:
Классификация тестов по содержанию
Различают следующие виды тестов:
1. Тестирование интеллекта, или IQ нужны для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Это самая распространенная методика в психодиагностике. Здесь рассматриваются в первую очередь познавательный процесс и функции (мышление, память, внимание, восприятие).
По форме они бывают:
Каждое задание имеет один правильный ответ, по их количеству определяются способности интеллекта. За последние 35-40 лет стремительно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные методы исследования умственных знаний. Отличие от традиционных тестов – поиск своего решения определенной логической задачи, при использовании понятий и терминов, включенные в учебную программу. Их применение определяет трансформацию знаний в предмет мыслительной деятельности.
2. Метод оценивает индивидуальные возможности человека в овладение знаний, навыков, умений в разных областях:
После n-количества раз проведенных исследований, психологи сделали вывод, что данное тестирование не показывает измерение возможности навыков и т.п., а отражает само их наличие.
Способности делятся на два вида:
По форме метод бывает:
Критерий оценки – правильный ответ.
3. Тестирование психодиагностики, которые оценивают поведение человека в определенных условиях ( по мнению психологов, считается интеллектуальной особенностью) и неинтеллектуальные проявления, например, эмоционально-волевые компоненты психики:
Метод личности фиксирует общие психологические элементы, которые лежат в основе познавательной и личностной сторон индивида.
Тестирование личности тоже делиться на два вида:
Неинтеллектуальные свойства измеряются:
4. Данный метод отвечает за контроль успешности и оценку объема знаний, навыков, умений после обучения, общей и профессиональной подготовки. Т.е. тест достижений измеряет влияние. Метод часто используют для оценивания таких достижений, как:
Классификация опросников
Одна из групп психодиагностических методов является опросник. Задание построено по типу вопрос – утверждение. Их используют с целью получения сведений со слов исследуемого человека. Они являются наиболее распространенным диагностическим инструментом. Отличительной чертой опросника от теста считается критерий оценивания, который не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они содержат согласие или несогласие субъекта. Опросники можно классифицировать следующим образом:
Опросники личности
Это своего рода самоотчеты, сделанные по стандарту. По форме они бывают: групповые, индивидуальные, письменные, бланковые, компьютерные.
Закрытые опросники уже содержат варианты ответов, из которых необходимо выбрать один. Часто используют двух- или трехальтернативный выбор ответов:
Плюсы такого вида опроса:
Открытые опросы содержат свободный от ограничений ответ, т.е. обследуемый отражает свои мысли, отношение. Стандартизация происходит путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
Плюсы открытых опросов:
Форма ответов опросников личности – шкала, которая показывает оценку утверждений, например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой. Обычно применяют шкалы с 3, 5, 7 подразделениями.
По содержанию они отражают:
Опросники-анкеты
Данный метод необходим для получения сведений о человеке, не относящиеся к личностным качествам, например, для сбора данных биографии. Опросники представлены в виде жесткого фиксированного порядка, содержания и формы вопросов. Ответы должны быть такими же четкими. Их испытуемый может давать в отсутствие экспериментатора, т.е. форма заочного опроса, и с его участием – прямой опрос.
Классификация анкетных опросов включает в себя содержание и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты бывают с:
Все виды вопросов в данном методе комбинируются. Это является большим плюсом, так как расширяется информационный диапазон ответов.
Часто опросники-анкеты используются для получения информации о биографии человека. Они затрагивают в себя такие вопросы как:
Классификация проективной техники
Метод помогает составлять психодиагностику личности. Здесь исследование проводится глобально, а не по отдельным чертам индивида. Отличительный признак от других методов психологии – использование неопределенных стимулов. Их участник исследования самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает и т.д.
Критерий оценивания тоже не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они определяют характерные черты личности человека, т.е. ответы проецируются на портрет. Проективные методы всегда скрыты, поэтому они не позволяют отвечающему произвести желаемое впечатление.
Методики, по своей сути, часто индивидуальны, поэтому по форме они бывают:
Виды проективных методов:
Классификация психофизиологических методик
Суть данного метода – психодиагностика природных особенностей человека, которые обусловлены базовыми свойствами нервной системы (НС).
Методики разрабатывались в отечественной школе Теплова Б.М. – Небылицины В.Д. и научным направлением «дифференциальная психофизиология». Т.е. методы, с теоретической точи зрения, объясняют психофизиологическую концепцию индивидуальных отличий, свойств и проявлений НС.
Индивидуальные отличия, которые объяснены качествами НС, не имеют содержания психического. Они проявляются в формально-динамических свойствах психики, поведении человека, т.е. здесь учитываются:
Данный метод, с точки зрения индивидуальных различий, не оценивает индивида, т.е., например, при проведении теста интеллекта конечным результатом будет оценка умственных способностей. Так происходит, так как нельзя утверждать какие качества НС лучше, какие, нет. Их проявление зависит от условий, ситуаций.
Для того чтобы обосновать полученные результаты используют:
По форме метод – аппаратурный (использование специальной аппаратуры и электроэнцефалографы). Но последние тридцать лет были разработаны методы под названием «карандаш и бумага».
Тест как основной инструмент психодиагностики
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест как основной инструмент психодиагностики
Тест — это modus operandi психодиагностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психологии внетестовой диагностики (оценки).
Понятие теста. Виды тестов
Под тестом (англ. test— проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме
Процедуры обследования —на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности.
Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные
тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных
и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники.
Компьютеризированные и компьютерные тесты
На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемлемым элементом диагностической деятельности психолога.
Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции.
Развитие этих тестов создает предпосылки адаптивного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, и компьютерные.
К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагностики, сравнительно с традиционными, следует отнести:
неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условий тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении заданий;
обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возможных реакций испытуемого;
имеется возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;
сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических данных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых;
создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов;
психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при проведении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;
обеспечивается возможность расширения практики группового тестирования и тиражирования методик;
расширяются возможности применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур анализа;
облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;
тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в некоторых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может иметь решающее значение;
компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение действия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики индивидуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);
появляется возможность актуализации «игровой» мотивации у испытуемых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования более привлекательным и повышает достоверность результатов;
намечаются пути решения давней проблемы, возникающей как результат несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик (например, создание словаря-тезауруса терминов-названий психических свойств, используемых в научной, литературной и бытовой лексике);
становится возможным проведение анализа поведения испытуемого непосредственно в ходе обследования, учета многих параметров складывающихся ситуаций, организации диалога в реальном режиме времени (адаптивное тестирование);
испытуемый при необходимости обеспечивается быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования;
средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому динамические объекты (динамическая среда), становится возможным использование полимодальных стимулов;
появляются условия как для индивидуализации психодиагностического исследования, так и проведения быстрых массовых обследований;
обеспечивается тесная связь с решением практических задач.
Об «объективных» тестах личности
В области психологической диагностики личности давно обсуждается вопрос о
разработке так называемых объективных тестов. Разработчики объективных тестов стремятся получить с их помощью «чистое» знание о личности, иначе говоря, те данные о личности, которые, с одной стороны, не фальсифицированы самим испытуемым, а с другой стороны — избежали влияния экспериментатора, например его теоретических предпочтений.
Адаптация зарубежных тестов
Как хорошо известно, информация по тесту, предлагаемому для решения определенных диагностических задач, должна как минимум состоять из:
• детального описания содержания измерительного инструмента;
• сведений о процедуре проведения и обработки полученных результатов;
• данных о надежности;
• данных о валидности.
Редко какой зарубежный тест, используемый в СНГ, причем достаточно широко, соответствует всем этим требованиям. Преобладающее большинство из применяемых у нас зарубежных тестов не может быть рекомендовано многочисленным психологам-пользователям, а значение получаемых с их помощью данных, как правило, не выходит за пределы тех конкретных научных исследований, в которых они были использованы, да и то с известными оговорками.
Наименее сложны в адаптации проективные методики, стимулы которых не
подлежат каким-либо изменениям. Это же можно сказать и о других невербальных тестах. С наибольшими сложностями сталкиваемся при адаптации широко
распространенных в отечественной психодиагностике личностных опросников.
Процесс их адаптации нередко ограничивают следующими этапами:
1) подготовка предварительного варианта перевода с оригинала на второй
2) экспертная содержательная оценка предварительного перевода с привлечением лингвистов и профессиональных психологов, владеющих языком оригинала;
3) проверка эквивалентности экспериментального перевода шкалы и оригинала;
4) установление новой шкалы и сбор соответствующих норм на отечественной выборке (Ю. Л. Ханин, 1977).