Что называется пробегом автобуса
ношение этих скоростей характеризует использование рабочего времени ПС.
2.5. Пробег подвижного состава
Расстояние, проходимое ТС за определенный период работы, называется пробегом. Он может выполняться ТС с грузом, являясь производительным, т.к. при этом создается транспортная работа, и без груза, который бывает порожним (холостым) и нулевым.
Порожний пробег – это пробег без груза, совершаемый при выполнении транспортных циклов для подачи ПС от места разгрузки к месту погрузки. Он является составной частью транспортного процесса. Нулевой пробег является подготовительным и вызывается необходимостью подачи ТС к месту работы из транспортного предприятия в пункт погрузки и возврата с маршрута на предприятие. Кроме того, к нулевым пробегам относят все передвижения ТС, не относящиеся к транспортному процессу (с маршрута на маршрут, на заправку и т.п.).
Σ l0 – суммарный нулевой пробег ТС, км.
Оценку степени использования пробега осуществляют с помощью коэффициента использования пробега (β). За нарядное время LLсут г = Lг + LLх г + Σl0 ; β =
где lег – пробег с грузом за ездку, называемый длиной груженой ездки, км; lе – длина ездки, км:
При отсутствии нулевых пробегов β за время в наряде и βе будут равны.
Коэффициент использования пробега повышают за счет сокращения нулевых и порожних пробегов путем предварительной работы по маршрутизации перевозок (составления рациональных маршрутов).
3. Производительность подвижного состава
Производительность – это количество перевезенного или планируемого к перевозке тонн груза либо выполненной или планируемой транспортной работы (ткм) за единицу времени (час, смену, неделю, месяц, квартал, год и т.п.).
Производительность за 1 ч называют часовой.
Работу транспортного предприятия оценивают величиной прибыли (П), которую определяют как разность между доходами и затратами:
П = Д – З, где Д – доходы за рассматриваемый период, грн; З – затраты за тот же период, грн.
Прибыль за 1 ч работы находят следующим образом:
где d – доход предприятия, равный тарифу за перевозку 1 т груза, грн/т; S – себестоимость перевозки 1 т груза, грн/т; WQ – часовая производительность ТС, т/ч.
Анализ этого выражения показывает основные пути повышения прибыли – повышение тарифа, что не является рациональным в условиях рынка; снижение затрат и повышение часовой производительности, что рационально в борьбе за клиентуру. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о производительности ПС, выяснив влияние ТЭП на нее.
выражение в формулу часовой производительности, получим
Для выражений WQ и WP значения всех показателей должны быть средние за ездку.
Пробег подвижного состава и его использование
Расстояние, проходимое автомобилем, называется пробегом. Пробег автомобиля с грузом является производительным пробегом, так как в это время производится перемещение груза. Пробег автомобиля без груза может быть холостым и нулевым. Холостым пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозки при подаче подвижного состава от места разгрузки к месту погрузки.
Показатель, характеризующий величину степени полезного использования общего пробега, называется коэффициентом использования пробега:
Величина коэффициента использования пробега зависит от взаимного расположения и размера грузовых потоков, состава грузопотоков, взаимного расположения автотранспортных предприятий, объектов работы, пунктов заправки горюче-смазочными материалами, а также от организации смены водителей при двух- и трехсменной работе, от качества суточного планирования и других факторов.
Величина использования пробега иногда характеризуется коэффициентом нулевых пробегов
Взаимосвязь между коэффициентом нулевых пробегов и коэффициентом использования пробега может быть установлена через коэффициент использования пробега за ездку. Если автомобиль за день работы делает Ze ездок, при средней длине ездки с грузом Ler и коэффициент использования пробега за ездку βе, то его пробег по выполнению перевозок
а общий пробег за день работы
После преобразования получается
Увеличение коэффициента использования пробега увеличивает производительность подвижного состава и значительно снижает себестоимость перевозок, так как объем перевозок увеличивается без увеличения общего пробега автомобиля.
Определение технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) работы подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта
1.Расчет общего пробега автобуса
Общий пробег автобуса (Lобщ) подразделяется на производительный Lпр и нулевой l0.
Под производительным пробегом понимают пробег автобуса от АТП до промежуточного или конечного пункта автобусного маршрута, а также обратно при возвращении автобуса с линии.
Общий суточный пробег (Lобщ.сут):
где Lобщ.сут.— это общий пробег, за смену то есть производительный и пробег от АТП до места первого остановочного пункта;
lo – это пробег от АТП до места начальной остановки и с конечной до АТП.
Общий годовой за весь календарный год (Lобщ.год)
Отношение производительного пробега к общему называют коэффициентом использования пробега.
Коэффициент использования пробега (β) – это отношение пробега подвижного состава с пассажирами (Lпр) к общему его пробегу (Lобщ) за определенный календарный период времени.
, (3)
Коэффициент использования пробега на городском автобусном транспорте обычно равен 0,95-0,98.
2. Расчет времени работы автобуса
В дипломной работе рассматривается только 1 (один) маршрут за календарный период (за рейс, смену, год).
Рейсом (tр, ч) называется совокупность операций при движении автобуса от начального до конечного пункта маршрута.
Расчет времени рейса (tр, ч):
tр = t дв + t по nпр + tко, (4)
где: tдв – время движения автобуса на маршруте в одно направление,
tпо – время простоя автобуса на промежуточных остановках
nпр– количество промежуточных остановок
tко-время простоя автобуса на конечных остановках
Время оборотного рейса автобуса
Оборотом (Тоб, ч) называется пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях
Тоб= 2 t р, (5)
Если маршрут кольцевой, то время рейса (tр, ч) и оборотного рейса (Тоб, ч) находится по формуле:
tр.прям.напр = tдв + t по nпр + tко,
tр.обратн.напр = tдв + t по nпр + tко,
Время работы автобуса на маршруте (Tм, ч) распределяется на время чистого движения tдв, время простоя автобуса на промежуточных остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров tп, время задержек по причинам дорожного движения tз и время простоя на конечных пунктах маршрута tко за всю смену работы автобуса на линии:
Число рейсов автобуса (nр)
nр = , (7)
Время пребывания в наряде (Тн, ч) включает время работы автобуса на маршруте Тм и время нулевого пробега to:
где tо – это время, затраченное на нулевой пробег.
3. Расчет скоростей движения подвижного состава
Техническая скорость (Vт, км/ч) – отношение пройденного автобусом пути Lм к суммарному времени движения:
(9)
Скорость сообщения (Vс, км/ч) – отношение пройденного автобусом пути Lм к суммарному времени, затраченному на движение tдв, и стоянки на промежуточных остановочных пунктах (tпo):
, (10)
Скорость сообщения является скоростью доставки пассажиров и характеризует затраты времени пассажиров на поездки в автобусах.
Эксплуатационная скорость (Vэ, км/ч) – отношение пройденного пути (пробега) Lпр к сумме времени, затраченному на движение tдв, стоянки на промежуточных остановочных пунктах tпо и стоянки на конечных пунктах маршрута tко:
, (11)
Эксплуатационная скорость характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок, а также эффективность использования автобусов.
Расчет среднесуточного пробега
где Тн – это время в наряде.
4. Расчет объема автобусных перевозок
Для того, чтобы найти объем перевезенных пассажиров (Qсут, пасс), необходимо изучить максимальный и минимальный пассажиропоток на маршруте:
Или объем автобусных перевозок (Qсут, пасс) определяется общим количеством перевезенных автобусом пассажиров на маршруте за сутки.
Qсут = ,
Объем автобусных перевозок (Qгод, пасс) определяется общим количеством перевезенных автобусом пассажиров на маршруте за год (Дэ)
где Qсут – объем перевезенных пассажиров за сутки, пасс,
Дэ – дни работы автобуса на маршруте за год, дн.
5. Расчет пассажирооборота
Пассажирооборот (Pсут, пасс.км), определяющий работу, выполненную автобусным транспортом на маршрутах. Пассажирооборот характеризует объем выполненных пассажирских перевозок с учетом расстояний, на которые пассажиры были перевезены:
, (16)
где Qсут – объем перевезенных пассажиров за сутки, пасс,
lср— среднее расстояние перевозки, км
Коэффициент использования пассажировместимости автобусов (коэффициент наполнения автобусов). При расчете коэффициента использования пассажировместимости γ следует провести исследование пассажиропотока по маршруту и построить эпюры пассажиропотока.
Коэффициент использования пассажировместимости автобусов (коэффициент наполнения автобусов) представляет собой отношение фактического пассажирооборота qфакт к предоставленному (возможному) пассажирообороту qвозм:
, (17)
Пассажирооборот общий годовой (Робщ.год, пасс.км) отражает выполненную транспортную работу автобуса за год и выражается формулой:
Робщ.год = Aэ × qном ×Lобщ.год β, (18)
где Aэ – количество автобусов на маршруте;
qном – вместимость автобуса;
Lобщ – общий пробег автобуса (или автобусов) за год;
β – коэффициент использования пробега.
6. Расчет производительности подвижного состава
Суточная производительность автобуса:
W = qном Ксм×nр, (19)
где: Ксм – коэффициент сменности пассажиров
К см = , (20)
W = ,
В пассажирокиллометрах (пасс.км):
W = qном ×β, (21)
W = ×
Полученные результаты заносим в таблицу 3.3
Таблица 3.3– Производственная программа по эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Пробег автобуса: холостой, нулевой, суточный – нормы и расчет
Дата публикации — 15.01.2019
Пассажирские перевозки – важная отрасль сферы услуг, оказываемых населению. От эффективности использования пассажирского транспорта во многом зависит своевременное прибытие людей на работу, организация их личного хозяйства и досуга. Для составления рациональных графиков эксплуатации ТС используются понятия различных видов пробега (расстояния, пройденного автобусом): общий, производительный (с пассажирами), без пассажиров. Одна из основных целей организации работы АТП – повышение в общем пути процентного содержания производительной части.
Виды пробегов автобусов без пассажиров
Пробег без пассажиров делится на холостой и нулевой:
Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
Один из показателей эффективности эксплуатации автобуса – коэффициент полезного использования общего пробега:
Для автобусов междугородного сообщения в автомобиледни учитываются все дни, проведенные в командировке. Из этих дней вычитают только дни целодневных простоев. Делением нормы пробега до технического обслуживания на среднесуточный пробег определяют периодичность проведения ТО.
Определить среднесуточный (Lсс) пробег автобуса, зависящий от производительного (Lг), холостого (Lх), нулевого (L0) пробега, можно по формуле:
Величина ß в пределах всего АТП зависит от взаимного расположения и размеров пассажиропотоков, размещения пунктов заправки топливом, качества суточного планирования выхода транспорта на маршруты.
Определение коэффициента нулевого пробега
Еще одна величина, характеризующая эффективность эксплуатации автотранспорта, – коэффициент нулевого пробега, который определяется по формуле:
Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее работа пассажирского транспорта. Снизить этот показатель можно, используя нулевые пробеги (при возможности) для перевозки пассажиров.
Дневная выработка автобусов
Вычислив коэффициент полезного использования общего пути (ß), пройденного автобусом, и среднесуточный пробег (Lсс), можно определить дневную выработку (Wдн) транспорта, работающего на городских маршрутах, по формуле:
Существует несколько способов повышения дневной выработки автобуса: изучение и анализ загрузки транспорта в течение дня, применение математических методов при составлении графика движения автобусов различной вместимости. В часы пик на загруженные маршруты рационально выпускать автобусы большой и особо большой вместимости. При спаде пассажиропотока – автобусы средней и малой вместимости.
Что называется пробегом автобуса
Ездка – законченный транспортный цикл, состоящий из погрузки, перевозки, разгрузке, сдача груза, подача ПС под очередную погрузку.
Оборот – транспортный процесс состоящий из нескольких ездок с обратным возвращением в исходную точку.
Парком подвижного состава называется подвижной состав (автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы) АТП.
Списочный (инвентарный) парк
Асп – подвижной состав, числящийся по инвентарным книгам.
,
где АТ – парк, готовый к эксплуатации; Ар – парк, требующий ремонта и ТО или находящийся в ремонте и ТО:
,
где Аэ – парк, находящийся в эксплуатации; Ап – парк, находящийся по различным причинам в простое в готовом к эксплуатации состоянии.
Для учета парка подвижного состава за определенный период времени пользуются показателями:
АДт – автомобиле-дни парка, готового к эксплуатации;
АДр – автомобиле-дни подвижного состава в ремонте и ТО;
АДп – автомобиле-дни простоя подвижного состава, готового к эксплуатации
.
Готовность парка ПС оценивается коэффициентом технической готовности:
для одного автомобиля за Ди календарных дней:
.
для парка ПС за один рабочий день:
.
для парка ПС за Дн календарных дней:
.
Коэффициент выпуска ПС характеризует степень выпуска ПС на линию
для одного автомобиля за Дн календарных дней:
;
для парка ПС за один рабочий день:
;
для парка ПС за Дн календарных дней:
.
Характеризуется коэффициентами использования грузоподъемности (г/п). Коэффициент статического использования г/п
yc
,
где qф – количество фактически перевезенного груза; q – номинальная г/п автомобиля или автопоезда;
,
Коэффициент динамического использования г/п yд:
,
,
где Р – количество выполненной транспортной работы, ткм; Рвозм – количество возможной транспортной работы, ткм.
Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени. Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный пробег грузовых автомобилей (г/а) называется груженым пробегом. Непроизводительный пробег – пробег без груза (нулевой или порожний). Нулевым называется пробег от АТП (или другого места стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП. Порожним называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.
;
где lег – пробег с грузом, км; lх – порожний пробег, км.
Нулевой пробег за день:
,
где lн1
– нулевой пробег ПС от АТП до первого пункта погрузки, км; lн2
– нулевой пробег ПС от последнего места разгрузки до АТП, км;
Использование пробега ПС характеризуется коэффициентом использования пробега
βе равного отношению груженого пробега к общему и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге ПС
;
.
Средняя длина ездки – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки
,
где Lг – общий груженый пробег.
Среднее расстояние перевозки
– это средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы Р
в ткм на число перевезенных тонн Q:
.
Время простоя ПС под погрузкой-разгрузкой.
Общее время простоя tп- р ПС под погрузкой и разгрузкой за одну ездку включает время:
Время (Тн) пребывания в наряде измеряется количеством часов с момента выезда ПС из АТП до момента возвращения его на АТП за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи отдых.
,
где Тдв – время движения; Тп—р – время простоя под погрузкой-разгрузкой; Тм – время работы на маршруте; Тн – время, затрачиваемое на нулевой пробег
Средние скорости движения ПС.
Различают техническую, эксплуатационную и скорость сообщения.
Техническая скорость (VТ) – это средняя скорость движения ПС за определенный период времени движения. При ее расчете во время движения включается все краткие временные остановки, связанные с регулированием движения:
,
где L – пройденное расстояние.
Эксплуатационная скорость (Vэ) – этот условная скорость движения ПС за время его нахождения на линии:
,
где ТПТ – время простоя по техническим причинам.
Производительность ПС измеряется количеством выполненных ткм или перевезенных тонн груза в единицу времени.
Производительность ПС за одну ездку:
;
.
Производительность ПС за смену
;
.
Часовая производительность ПС
,
.
Производительность парка ПС.
Это производительность парка в тоннах и ткм за определенный период времени:
,
.
Мощностью АТП является суммарное количество автомобиле-тонно-дней, рассчитываемое по каждой модели автомобилей как произведение среднесписочного количества ПС за определенный период времени, количества календарных дней в этом периоде и грузоподъемности единицы ПС.
Технико-экономическое обоснование показателей работы автобусных парков имеет свои особенности в сравнении с грузовыми АТП, и прежде всего оно заключается в правильном определении объема перевозок пассажиров на перспективу.
Для определения плановых объемов перевозки пассажиров на перспективу пользуются нормативом транспортной подвижности населения в городах с различной численностью населения с учетом перспектив ее увеличения.
Осуществляя планирование автобусных перевозок в городах, эксплуатационная служба транспортных управлений и отделы эксплуатации АТП пользуются следующими эксплуатационными показателями:
.
.
Время работы автобуса на маршруте Tр распределяется на время чистого движения tдв, время простоя автобуса на промежуточных остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров tп время задержек по причинам дорожного движения tз и время простоя на конечных пунктах маршрута tк:
.
Отношение производительного пробега к общему называют коэффициентом использования пробега:
.
Коэффициент использования пробега на городском автобусном транспорте обычно равен 0,95-0,98.
, м/с;
, км/ч.
, м/с;
, км/ч.
Скорость сообщения является скоростью доставки пассажиров и характеризует затраты времени пассажиров на поездки в автобусах.
, м/с;
, км/ч.
Эксплуатационная скорость характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок, а также эффективность использования автобусов.
Среднесуточный пробег можно определить:
.
.
Фактический пассажирооборот определяется произведением числа перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки:
.
Представленный пассажирооборот определяется произведением общего производительного пробега среднесписочного парка автобусов на среднюю вместимость автобусов предприятия:
,
где Aраб – количество автобусов на маршруте; mср – средняя вместимость автобусов; lоб – общий пробег автобусов; β – коэффициент использования пробега.
.
Транспортная подвижность населения (количество поездок на 1 человека в год) подсчитывается по формуле:
где – количество поездок всего населения за год (определяется теоретически на основе нормативов или практически); Н – численность населения города, чел.
где П1 – количество поездок постоянного населения города; П2 – то же жителей пригорода; П3 – то же временно проживающих в городе.
Значения П2 и П3 составляют 5…10 % от П1. Но в ряде случаев (например, в промышленных или крупных научных центрах, курортных городах и др.), удельный вес приезжающих и временно проживающих в городе может значительно увеличиваться. В каждом таком случае производят конкретные расчеты.
Около 20…25% общего количества поездок выполняются автобусным транспортом (в крупных городах); там, где другие виды транспорта развиты недостаточно, эта цифра выше. В небольших городах автобусный транспорт является почти единственным средством сообщения.
Существенное значение имеет экономическая оценка качества подвижного состава. Показателями, характеризующими их, являются производительность, оцениваемая массой (объемом) или количеством перевозимых в единицу времени грузов или пассажиров, себестоимость единицы транспортной продукции (рублей на 1 пассажиро- или тонно-километр). Эти показатели определяют применительно к конкретным условиям эксплуатации автомобилей.
Годовая производительность единицы подвижного состава определяется по формулам:
для грузовых автомобилей и автопоездов (в тонно-километрах):
для автобусов (в пассажиро-километрах):
для легковых автомобилей (в платных пассажиро-километрах)
где – соответственно грузоподъемность автотранспортного средства, номинальная вместимость (число мест) автобуса, количество пассажирских мест в такси;
– коэффициент использования грузоподъемности грузового автомобиля, коэффициент наполнения автобуса, коэффициент наполнения легкового автомобиля;
– коэффициент использования пробега соответственно грузового автомобиля, автобуса и легкового автомобиля;
– среднесуточный пробег транспортного средства;
– коэффициент использования грузового автомобиля, автобуса и такси за год.
Обобщающим же показателем работы транспортных средств является себестоимость перевозок. Поэтому сравнение автомобилей различных моделей только по производительности еще не гарантирует правильности выводов об их экономичности. Но производительность транспортных средств используется при их сопоставительном анализе, так как связана и с производительностью труда на транспорте.
Для определения себестоимости перевозок необходимо суммарные расходы, связанные с выполнением перевозок за определенный период времени, разделить на соответствующую производительность автомобиля за то же время.
Так, себестоимость грузовых перевозок может быть определена по формуле:
,
где – затраты на перевозку грузов за определенный период времени, руб.; – производительность автомобилей за то же время, тонно*км.
Таким образом, выбор типа транспортного средства заключается в том, чтобы удельные затраты на перевозку были минимальными, т.е.: