Что называется потребительскими благами технология 5 класс
Потребительские блага,технология 5 класс,
Содержимое разработки
технология 5 класс
по учебнику Казакевич В.М.,
Просвещение 2019 г.
Разработчик: учитель технологии
Куренкова Марина Николаевна
приобретаемые человеком для своих потребностей
к какому благу можно отнести?
1.Что называется потребительскими благами?
2.Какие антиблага вы знаете?
3.Чем характеризуются нематериальные блага?
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 4. Производство потребительских благ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага.
Отрасль производства – это производство в одной конкретной области деятельности.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности. Для удовлетворения этих потребностей человек приобретает потребительские блага, которые бывают материальные и нематериальные.
Материальные блага – это вещи, предметы, необходимые и желаемые человеком. Их можно потрогать руками.
Нематериальные блага – это услуги, которые оказывают людям. Ни одну услугу нельзя потрогать. Можно лишь осознать или ощутить результат.
Для того, чтобы получить желаемое благо, необходимо его сделать или произвести, то есть наладить производство.
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг. Иными словами, производство – процесс создания различных видов товаров и услуг.
Слово «производство» имеет несколько значений. Производством называют изготовление, создание вполне определённой продукции, а также производством называют само предприятие, на котором изготавливают те или иные товары, или услуги.
Рассмотрим процесс производства на простом примере. Изготовление хлеба.
Этот процесс относят к материальному производству. Чтобы испечь хлеб, сначала нужно обеспечить производство необходимыми ресурсами и оборудованием, а также специалистами и рабочей силой.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
К ресурсам хлебного производства относятся мука, вода, молоко, дрожжи, масло, сахар и другие компоненты, из которых получают тесто.
Оборудование – это аппараты для замешивания и выстаивания теста, печи.
Специалисты и рабочая сила – это технологи, пекари и другие рабочие. Производство хлеба происходит по определённым правилам – технологиям, в строгой последовательности: отмеряют компоненты, замешивают тесто, выпекают в формах.
Как мы видим, даже такое простое на первый взгляд производство, как изготовление хлеба, требует тщательной организации процесса, чтобы мы получили качественный продукт, чтобы удовлетворили свою потребность.
Современное производство предназначено для создания множества видов потребительских благ. Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных и птиц, ловля рыбы, изготовление продуктов питания, добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений, создание станков и автомобилей.
Производство нематериальных благ – это работа специалиста по оказанию человеку необходимых услуг. Таким производством можно считать работу стилиста, продавца, риелтора, механика.
Создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить лишь на склоне лет. Организация современного производства даёт возможность людям получать блага и удовлетворять свои потребности регулярно.
Для совершенствования процесса изготовления, сокращения сроков выпуска, и улучшения качества готового продукта, производства однотипных товаров и услуг стали формировать в отдельные группы.
Производство в одной конкретной области деятельности называют отраслью производства.
Каждая конкретная отрасль – это совокупность предприятий и производств, которые используют общую технологию для производства схожей продукции. Существуют такие отрасли, как станкостроение и автомобилестроение, животноводство, растениеводство. Материальным производством занимаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей. К таким благам относятся кинофильмы, спектакли, услуги организаций здравоохранения и многое другое. Отрасли, которые создают нематериальные блага, являются кинопроизводство, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, торговля.
Мы уже знаем, что созданием материальных и нематериальных благ занимаются люди разных профессий.
Человек, выполняющий свою работу качественно, грамотно, учитывающий все тонкости своего дела, называется профессионалом. Профессионалом может быть специалист любой сферы деятельности, например, строитель и врач, педагог и официант, технолог и художник, журналист и программист.
Сегодня в числе наиболее востребованных в России рабочие профессии. Помимо рабочих профессий сегодня наиболее востребованы специалисты в отраслях, которые стремительно развиваются.
Это специалисты в области информационных и нано технологий, медицины и биотехнологий, экологии и природоохранных технологий, а также в отраслях сельского хозяйства, производства продуктов питания, транспорта и логистики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Установите соответствие между отраслями производств и видом продукции.
Конспект урока по технологии «Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.» для 5 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ 5 класс ТЕХНОЛОГИЯ
Составитель КОВАЛЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА
ТЕМА: Введение. Первичный инструктаж по ТБ.
Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
ЦЕЛЬ: Вы Вы узнаете: что нас окружает преимущественно искусственный, рукотворный мир, называемый техносферой; что такое потребительские блага и антиблага для человека; как производятся потребительские блага. научитесь: различать разделять ные; различать благ. объекты природы и техносферы; потребительские блага на материальные и нематериаль_виды производства материальных или нематериальны
Подумайте, что окружает людей на улице и дома. Какие объекты созданы природой, а какие — человеком?
Подумайте., что необходимо человеку для жизни. Всё ли это материально и можно потрогать руками или попробовать на вкус?
Подумайте, как человек может помочь себе, чтобы жела_ние исполнилось, т. е. чтобы было произведено благо.
Подумайте, почему раньше люди сами для себя создавали многие блага, а сегодня для создания некоторых благ нужны отдельные производства.
МЕТОД: Практическая работа, текущий инструктаж.
МЕСТО: Учебные мастерские.
М.С. Математика, физика, Т – 5;6;7.
1. Что такое техносфера? 2. Какие объекты относятся к техносфере? Как это определить? 3*. Можно ли в городе найти объекты, являющие ся частью природ1Юй среды? СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: случайно выросшая в лесу яблоня — это объект приро ды или техносферы? Обоснуйте свой вывод.пре
2. 1. Что называется потребительскими благами? 2. Какие антиблага вы знаете? 3. Чем характеризуются нематериальные блага? Перечислите, какие конкретные нематериальные блага вы получали и получаете. ‘ПОДУМАЙТЕ, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности.
4. 1. Что такое материальное производство? 2. Что такое от_расль производства? 3
5. КАБИНЕТ И МАСТЕРСКАЯ Практические задания
6. 1*. Найдите названия производств нематериальных услуг. к 2. Составьте список основных материальных благ, которыми вы поль_зуетесь постоянно. Без каких материальных благ вы могли бы обойтись без большого ущерба для жизни и деятельности? Какие дополнительные материальные блага вы хотели бы получить? Оцените возможность и це_лесообразность их получения, учитывая средства вашей семьи. Творческое задание Проанализируйте работу продавца ближайшего магазина: 1) Sann_is шите последовательность действий и операций, которые выполняет продавец, торгуя товаром; 2) объясните, чем вызван такой порядок действий; 3) оформите отчёт по итогам наблюдения, иллюстрируя его фотографиями или рисунками. Примечание: до выполнения задания получите разрешение продавца делать записи. Выводы Человека окружает естественная и искусственная среда обитания. Искусственная среда создана людьми и называется техносферой. У каждого человека имеются желания, нужды и потребности. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага. Для того чтобы любое желание исполнилось, т. е. было создано благо, необходимо что-то сделать, произвести — организовать про_изводство. Производство является процессом воздействия человека на то, что он взял из природы для получения необходимых ему матери_альных благ и услуг. Производство материальных благ называется материальным производством. Нематериальные блага, которые нель_зя потрогать руками, создаются на нематериальном производстве. В зависимости от видов производимых материальных благ производ_ство делится на отрасли. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. 1. Приведите несколько примеров тех_носферы и природы. 2. В чём различия между потребительскими благами и антиблагами? Обоснуйте свой ответ. 3. В чём различия между материальными и нематериальными благами? 4. Что такое производство
7. З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.
Конспект урока по технологии на тему «Потребительские блага» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология, 5 класс
Урок 4. Производство потребительских благ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Понятия производство.
2. Виды производств: материальное, нематериальное.
3. Отрасль производства.
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага.
Отрасль производства – это производство в одной конкретной области деятельности.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности. Для удовлетворения этих потребностей человек приобретает потребительские блага, которые бывают материальные и нематериальные.
Материальные блага – это вещи, предметы, необходимые и желаемые человеком. Их можно потрогать руками.
Нематериальные блага – это услуги, которые оказывают людям. Ни одну услугу нельзя потрогать. Можно лишь осознать или ощутить результат.
Для того, чтобы получить желаемое благо, необходимо его сделать или произвести, то есть наладить производство.
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг. Иными словами, производство – процесс создания различных видов товаров и услуг.
Слово «производство» имеет несколько значений. Производством называют изготовление, создание вполне определённой продукции, а также производством называют само предприятие, на котором изготавливают те или иные товары, или услуги.
Рассмотрим процесс производства на простом примере. Изготовление хлеба.
Этот процесс относят к материальному производству. Чтобы испечь хлеб, сначала нужно обеспечить производство необходимыми ресурсами и оборудованием, а также специалистами и рабочей силой.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
К ресурсам хлебного производства относятся мука, вода, молоко, дрожжи, масло, сахар и другие компоненты, из которых получают тесто.
Оборудование – это аппараты для замешивания и выстаивания теста, печи.
Специалисты и рабочая сила – это технологи, пекари и другие рабочие. Производство хлеба происходит по определённым правилам – технологиям, в строгой последовательности: отмеряют компоненты, замешивают тесто, выпекают в формах.
Как мы видим, даже такое простое на первый взгляд производство, как изготовление хлеба, требует тщательной организации процесса, чтобы мы получили качественный продукт, чтобы удовлетворили свою потребность.
Современное производство предназначено для создания множества видов потребительских благ. Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных и птиц, ловля рыбы, изготовление продуктов питания, добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений, создание станков и автомобилей.
Производство нематериальных благ – это работа специалиста по оказанию человеку необходимых услуг. Таким производством можно считать работу стилиста, продавца, риелтора, механика.
Создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить лишь на склоне лет. Организация современного производства даёт возможность людям получать блага и удовлетворять свои потребности регулярно.
Для совершенствования процесса изготовления, сокращения сроков выпуска, и улучшения качества готового продукта, производства однотипных товаров и услуг стали формировать в отдельные группы.
Производство в одной конкретной области деятельности называют отраслью производства.
Каждая конкретная отрасль – это совокупность предприятий и производств, которые используют общую технологию для производства схожей продукции. Существуют такие отрасли, как станкостроение и автомобилестроение, животноводство, растениеводство. Материальным производством занимаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей. К таким благам относятся кинофильмы, спектакли, услуги организаций здравоохранения и многое другое. Отрасли, которые создают нематериальные блага, являются кинопроизводство, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, торговля.
Мы уже знаем, что созданием материальных и нематериальных благ занимаются люди разных профессий.
Человек, выполняющий свою работу качественно, грамотно, учитывающий все тонкости своего дела, называется профессионалом. Профессионалом может быть специалист любой сферы деятельности, например, строитель и врач, педагог и официант, технолог и художник, журналист и программист.
Сегодня в числе наиболее востребованных в России рабочие профессии. Помимо рабочих профессий сегодня наиболее востребованы специалисты в отраслях, которые стремительно развиваются.
Это специалисты в области информационных и нано технологий, медицины и биотехнологий, экологии и природоохранных технологий, а также в отраслях сельского хозяйства, производства продуктов питания, транспорта и логистики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Установите соответствие между отраслями производств и видом продукции.
Урок «Потребительские блага» 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Тема: Потребительские блага
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Формирование представления о потребностях, умения различать потребительские блага и формы их проявления.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Формирование представления о потребностях благах; формирование умения различать потребительские блага и формы их проявления ( материальных и нематериальных блага), формирование умения различать и понимать что такое благо и антиблаго.
Проявление познавательных интересов о потребительских благах ; формирование потребности трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование : учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование
-Я рада видеть вас. Начинаем нашу совместную работу
Посмотрите на слайд. И скажите, каким одним словом можно объединить все изображения? Что это?
Потребности – это нужды человека в чем-либо
Потребности заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.
Как называется одним словом всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд
(то, что человек использует для удовлетворения своих желаний ).
Попробуйте отгадать ребус
Отвечают на вопросы
— Это то, что человеку необходимо для жизни
-Это то, в чём человек нуждается
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
актуализации и пробного учебного действия.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему урока.
Соедините два понятия, о которых мы говорили, чтобы получилось словосочетание.
Тема урока: Потребительские блага
Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей»
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая (пища, вода, жилье, одежда).
На втором месте потребность в безопасности (защита от болезней, врагов, преступности).
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности (общение, дружба, любовь).
На четвёртом потребность в уважении (самоуважении, уважении другими и других)
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование).
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для удовлетворения своих потребностей.
Блага могут быть доступны человеку в ограниченном и в неограниченном количестве
Приведите примеры благ, получаемых в неограниченном количестве
Примером благ, получаемых человеком в неограниченном количестве (свободных) является солнечный свет, воздух, вода на берегу моря.
Приведите примеры благ, получаемых в ограниченном количестве
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
-узнать что такое потребительские блага и какие бывают виды
-научиться определять виды потребительских благ
Усваивают новое понятие
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3.Э тап выявления места и причины затруднения.
Эти явления называются антиблагами
Не всё, что человеку необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или попробовать на вкус.
Поэтому, по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные
Подумайте, что можно отнести к материальным, а что к нематериальным благам?
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Логические – формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Объясните, что и почему вы отнесли к материальным благам
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Усваивают новое понятие
Предметные: Формирование представления о техносфере;
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5.Этап реализации построенного проекта.
Что называется потребительскими благами?
Какие антиблага вы знаете?
Перечислите формы проявления потребительских благ.
Чем характеризуются нематериальные блага?
Перечислите, какие нематериальные блага вы получаете?
Подумайте, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности?
Отвечают на вопросы.
формирование представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Предлагает участникам пары дать ответ на вопрос после совместного обсуждения ( один участник читает вопрос, другой отвечает на вопрос после совместного обсуждения)
Слушают и отвечают на вопросы
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует работу в парах
Организует обсуждение правильных ответов самопроверку учащимися своих решений по эталону;
создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления
(решение тестового задания)
Работая в парах, соотносят объекты техносферы и природные объекты Ответы сверяют с эталоном на слайде.
Выполнять самопроверку по эталону
Выявить причины ошибок и их исправление
Тест по теме: «Потребительские блага»
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Регулятивные контроль, оценка
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
8.Этап включения в систему знаний и повторения;
Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ
— Подумайте и предложите варианты ответов на вопрос: Что влияет на рост потребностей?
Пример ответа ( По мере того как развивается сам человек, возрастают его потребности. Младенец имеет намного меньше потребностей, нежели взрослый человек. Появляются более качественные и экологически чистые продукты, новая и удобная одежда и т. д. В связи с этим, потребности возрастают и совершенствуются.)
Предлагаю вам (работа в парах) прочитать текст.
Авторы характеризуют блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером. Приведите два довода из текста, которые подтверждают, «все, что удовлетворяет наши потребности – это блага».
Человеку необходимо гораздо больше благ, чем дает природа, поэтому люди научились добывать или создавать необходимые для них блага. Те блага, которые человек специально делает, чтобы удовлетворить свои потребности, называют потребительскими. По форме проявления они бывают материальными и нематериальными.