Что называется потребительскими благами кратко
Экономические блага — понятие, виды, характеристики, примеры
В процессе формирования представлений о комфортной жизни образовалось понятие экономического блага. Оно направлено на удовлетворение различных потребностей человека и выступает одним из основных двигателей хозяйственной и промышленной деятельности. В этой статье мы рассмотрим, что означает определение “блага” и какими признаками оно отличается от других ресурсов.
Что такое благо
Каждый человек в процессе жизнедеятельности сталкивается с различными нуждами и желаниями. Для обеспечения комфорта, отдыха, здоровья, безопасных трудовых условий и прочих потребностей людям необходимы ресурсы и материальные предметы.
Все то, что способно приносить пользу, удовольствие и решать повседневные проблемы, называется благом. Это понятие подразумевает под собой совокупность вещей и явлений, которые имеют ценность для человека или групп людей. Благо может оцениваться в денежных ресурсах и выступать предметом обмена и торговли. Иногда полезные и нужные явления не имеют рыночной стоимости. Получается, что благо — это нечто важное для человека.
Рис. 1. Определение термина «благо»
Все блага можно классифицировать на экономические и неэкономические:
Важно! Неэкономические блага во многом способствуют удовлетворению потребностей человека в отдыхе, удовольствии и сохранении здоровья. Но без экономических благ использование многих природных ресурсов будет либо невозможным, либо бесполезным. Например, поездка на море невозможна без участия транспорта, топлива и личных вещей человека. А наличие чистого воздуха не принесет пользы, если у человека отсутствуют жилье и пища. В совокупности природные ресурсы и результаты производства способны в полной мере удовлетворять многие нужды людей.
Экономические блага производятся для того, чтобы жизнь человека была более счастливой, комфортной и безопасной. Отдых, здоровье и решение повседневных вопросов являются целью, достигнуть которую можно с помощью различных ресурсов и продуктов.
Признаки экономических благ
Не все результаты труда и продукты обмена могут стать благом. Существуют основные характеристики, позволяющие назвать объект экономическим благом:
Чтобы предмет стал благом, требуется наличие всех этих признаков. Если вещь обладает ценными свойствами, но ее использование не решает проблему человека, этот объект не всегда может называться благом.
Важно! Встречается множество случаев, когда связь между пользой и ценностью неочевидна либо зависит от взглядов конкретного человека. Например, алкоголь является важным и ценным для одних людей, но совершенно ненужным и бессмысленным для других. А здоровое питание не перестает быть благом, даже если человек не осознает необходимости в данном ресурсе.
Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки:
Важно! Даже если человек получил какое-то экономическое благо бесплатно, оно не становится свободным. На выпуск и покупку объекта были затрачены трудовые ресурсы и материалы. Если на производстве выпустили очень много продукции, она все равно может являться благом, так как существует определенное исчерпаемое количество этих вещей.
Рис. 2. Виды благ
Классификации экономических благ
Поскольку экономические блага охватывают все результаты человеческого труда, существует множество видов этих полезных явлений и предметов. Для облегчения процесса изучения их принято классифицировать на группы, в зависимости от требуемых признаков.
Понятие блага с точки зрения вещественного содержания
Все экономические блага можно поделить на две большие группы:
Классификация по типу удовлетворения потребностей
Различают взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары и услуги. К первому типу относятся объекты, которые выполняют схожую роль, но отличаются по свойствам и качеству. Это могут быть декоративные цветы, одежда или различная еда. К взаимодополняемым благам относят те продукты производства и потребления, которые не способны существовать отдельно для удовлетворения одной потребности. Например, шампунь бесполезен без наличия воды, а компьютер не сможет работать без электричества.
Важно! Взаимодополняемость также называют комплементарностью. Этот термин в экономике используется для обозначения взаимозависимых объектов и предметов.
Разделение благ по потреблению
Все предметы и объекты, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, можно разделить на:
Существуют и другие способы классифицировать экономические блага по специфическим признакам. Но эти перечисленные методы группировки являются одними из самых популярных в экономической теории.
Рис. 3. Классификация благ
Общественные блага
Этой категории полезных ресурсов в экономике уделяется особое внимание. Общественными благами может называться все то, что потребляется группой людей. Их отличие от индивидуальных (частных) благ в том, что общественно полезные объекты не могут использоваться только одним человеком.
В экономике общественные блага определяются совокупностью ресурсов, находящихся во владении государства. Эти ресурсы призваны служить для улучшения жизни граждан и предоставляются потребителю бесплатно. Примером общественных благ могут выступать образовательные учреждения, мосты, дороги, медицинское страхование населения. Они решают важные социальные проблемы и выступают показателем отношения государства к нации.
Важно! Государство должно предоставлять подобные блага для обеспечения комфортной и безопасной жизни людей. Некоторые блага, такие как льготы или программы муниципального характера, предоставляются только определенным слоям населения и называются исключаемыми. В то время как ресурсами, направленными на удовлетворение жизненно важных потребностей, обеспечивается все население.
Общественные блага отличаются специфическими особенностями:
Не все материальные объекты можно назвать благом. Многие предметы, необходимые людям в их повседневной жизни, выполняют важную экономическую роль и оцениваются в денежном эквиваленте. Разнообразие полезных товаров, услуг и социальных явлений обеспечивают комфортную, безопасную и счастливую жизнь человека.
Узнайте еще больше интересных фактов об экономических благах из предложенного ниже видео.
Экономика : 1.Экономические блага, их классификация
Благом вообще называется способность предметов удовлетворять потребности человека. А. Маршалл называет благом желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. Но свойство предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность, еще не делает его благом. Это происходит только тогда, когда человек осознал способность этого предмета удовлетворять определенную потребность.
Необходимо отделить экономические блага от общего многообразия благ. Одни из благ имеются в неограниченном количестве, например, воздух, другие — в ограниченном размере. Особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ уделила Неоклассическая школа. Это разделение связано с ограниченностью благ.
К экономическим благам относят те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, получаемые в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они способны удовлетворить.
Экономические блага — это ограниченные количественно материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности человека. Важнейшими свойствами экономического блага являются ценность и стоимость. Они выделяются в зависимости от того, в каком качестве — цели или средства ее достижения — выступает конкретное благо по отношению к другим. Ценность блага как средства достижения цели есть то, что от него можно получить в результате потребления. Исходя из способа использования данного блага — непосредственно или косвенно, путем обмена — выделяют потребительную и меновую ценность.
Потребительная ценность блага — это полезный эффект, получаемый его владельцем от использования данного блага. Потребительная ценность всегда имеет строго персонифицированный характер, связанный со вкусами, предпочтениями, оценками конкретного индивида.
Меновая ценность блага представляет собой другие блага, которые можно получить за счет отказа от потребления данного блага. Количественное ее выражение представляет собой пропорцию, в которой получаемое благо относится к отдаваемому взамен. Чаще всего выступают деньги. Ценность блага зависит от его полезности. Способность блага удовлетворять потребность человека составляет его полезность. Ею обладает любое благо независимо от того, какую потребность оно удовлетворяет, физическую или духовную.
Стоимость блага как цели есть то, что за него надо отдать, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Стоимость блага иначе называют альтернативными издержками или издержками отказа при выборе.
Существует множество видов классификаций экономических благ в зависимости от использования того или иного критерия.
1. В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага. Материальные блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной форме. Это продукты питания, одежда, оборудование, жилые постройки Материальные блага, исходя из срока использования, делятся на блага длительного (срок службы более лет) и кратковременного пользования. Нематериальные блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены, прежде всего, услугами. Процесс производства и потребления услуг, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран.
2. В зависимости от особенностей функционального назначения в общественном производстве экономические блага делятся на: производственные (промежуточные) и потребительские (конечные).
Производственные блага — продукты труда, применяющиеся для создания новых благ. Их потребление носит промежуточный характер и используется экономическими агентами в качестве необходимой предпосылки дальнейшего развития производства. К производственным благам относятся оборудование, сырье, материалы, деловые услуги Также их называют косвенными экономическими благами или экономическими ресурсами. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательская способность и информация.
Потребительские блага — продукты труда, поступающие в личное потребление населения. Они окончательно покидают процесс производства и рассматриваются в границах личного потребления. Потребительские блага включают продукты питания, одежду, жилье, предметы назначения и проч.
3. В зависимости от места создания экономические блага подразделяются на внутренние (созданные внутри страны) и внешние (импортируемые из других стран).
4. В рыночном хозяйстве экономические блага в зависимости от характера потребления (индивидуальное или коллективное) классифицируются на частные и общественные. Критериями такого разграничения являются конкурентность и исключаемость экономических благ. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага другим экономическим субъектом.
Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо.
Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.
В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю (например, рождение еще одного жителя страны не увеличит и не уменьшит асходов на оборону).
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 4. Производство потребительских благ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага.
Отрасль производства – это производство в одной конкретной области деятельности.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности. Для удовлетворения этих потребностей человек приобретает потребительские блага, которые бывают материальные и нематериальные.
Материальные блага – это вещи, предметы, необходимые и желаемые человеком. Их можно потрогать руками.
Нематериальные блага – это услуги, которые оказывают людям. Ни одну услугу нельзя потрогать. Можно лишь осознать или ощутить результат.
Для того, чтобы получить желаемое благо, необходимо его сделать или произвести, то есть наладить производство.
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг. Иными словами, производство – процесс создания различных видов товаров и услуг.
Слово «производство» имеет несколько значений. Производством называют изготовление, создание вполне определённой продукции, а также производством называют само предприятие, на котором изготавливают те или иные товары, или услуги.
Рассмотрим процесс производства на простом примере. Изготовление хлеба.
Этот процесс относят к материальному производству. Чтобы испечь хлеб, сначала нужно обеспечить производство необходимыми ресурсами и оборудованием, а также специалистами и рабочей силой.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
К ресурсам хлебного производства относятся мука, вода, молоко, дрожжи, масло, сахар и другие компоненты, из которых получают тесто.
Оборудование – это аппараты для замешивания и выстаивания теста, печи.
Специалисты и рабочая сила – это технологи, пекари и другие рабочие. Производство хлеба происходит по определённым правилам – технологиям, в строгой последовательности: отмеряют компоненты, замешивают тесто, выпекают в формах.
Как мы видим, даже такое простое на первый взгляд производство, как изготовление хлеба, требует тщательной организации процесса, чтобы мы получили качественный продукт, чтобы удовлетворили свою потребность.
Современное производство предназначено для создания множества видов потребительских благ. Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных и птиц, ловля рыбы, изготовление продуктов питания, добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений, создание станков и автомобилей.
Производство нематериальных благ – это работа специалиста по оказанию человеку необходимых услуг. Таким производством можно считать работу стилиста, продавца, риелтора, механика.
Создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить лишь на склоне лет. Организация современного производства даёт возможность людям получать блага и удовлетворять свои потребности регулярно.
Для совершенствования процесса изготовления, сокращения сроков выпуска, и улучшения качества готового продукта, производства однотипных товаров и услуг стали формировать в отдельные группы.
Производство в одной конкретной области деятельности называют отраслью производства.
Каждая конкретная отрасль – это совокупность предприятий и производств, которые используют общую технологию для производства схожей продукции. Существуют такие отрасли, как станкостроение и автомобилестроение, животноводство, растениеводство. Материальным производством занимаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей. К таким благам относятся кинофильмы, спектакли, услуги организаций здравоохранения и многое другое. Отрасли, которые создают нематериальные блага, являются кинопроизводство, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, торговля.
Мы уже знаем, что созданием материальных и нематериальных благ занимаются люди разных профессий.
Человек, выполняющий свою работу качественно, грамотно, учитывающий все тонкости своего дела, называется профессионалом. Профессионалом может быть специалист любой сферы деятельности, например, строитель и врач, педагог и официант, технолог и художник, журналист и программист.
Сегодня в числе наиболее востребованных в России рабочие профессии. Помимо рабочих профессий сегодня наиболее востребованы специалисты в отраслях, которые стремительно развиваются.
Это специалисты в области информационных и нано технологий, медицины и биотехнологий, экологии и природоохранных технологий, а также в отраслях сельского хозяйства, производства продуктов питания, транспорта и логистики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Установите соответствие между отраслями производств и видом продукции.
§ 4. Потребности потребителя. Полезность потребительского блага и способы ее оценки
Экономические потребности делятся на потребности потребителей и производственные потребности. Производственные потребности связаны с деятельностью какого-либо предприятия (фирмы), поэтому это потребности в производственных ресурсах. Производственные потребности изучаются в теории рационального поведения фирмы. В этом параграфе мы будем изучать потребности потребителя. Если человек удовлетворяет свои потребности с помощью природных предметов или явлений, если это требует усилий собственного труда или бесплатной услуги членов семьи, друзей, то это — неэкономические потребности. Например, потребность в общении, в том, чтобы наслаждаться пением лесных птиц, потребность веры в Бога, потребность в том, чтобы кто-то из членов семьи приготовил ужин. Экономические потребности удовлетворяются только экономическими благами.
Рассмотрим основные экономические потребности человека.
Физиологические потребности — это потребности в пище, жилье, одежде и т. д. (это базовые, или насущные, потребности человека, поскольку их удовлетворение обусловливает возможность существования человека как биологического вида).
Социальные потребности — это потребности человека в духовном развитии, образовании, общении, в развитии творческих способностей, общественного производства, денежного обмена, в обмене информацией и т. д. (это то, что необходимо для развития способностей человека как члена общества).
Потребности могут быть рациональными и нерациональными (иррациональными), поскольку они или способствуют поддержке жизни и развития, или нет. Рациональность необходима, чтобы выгоды при удовлетворении потребности превышали затраты.
Потребности человека в зависимости от способа удовлетворения могут быть индивидуальными (личными) или групповыми (коллективными, общественными). Индивидуальные потребности — когда субъектом желаний выступает отдельный человек
и реализация этих желаний зависит от его собственной деятельности (например иметь собственный компьютер, велосипед, автомобиль и т. д.).
Групповые (коллективные, общественные) — это потребности, которые можно удовлетворить только совместными усилиями определенной группы людей (семья, класс, школа, город, страна). Для реализации групповой (коллективной, общественной) потребности обязательным является принятие общего решения.
Примером может служить потребность коллектива какого-либо предприятия в современном оборудовании для производства конкурентоспособной продукции; иметь спортзал в школе; стремление членов кружка современного танца победить в конкурсе; потребность семьи в летнем совместном отдыхе.
Общественные потребности — это потребности города, региона, страны, группы стран. Например развитие системы образования и медицинского обслуживания, уменьшение загрязнения окружающей среды. Правительство, персонифицируя коллективные потребности граждан, проявляет заботу о будущих поколениях, стремится строить дороги, больницы, учебные заведения и т. д.
По временному признаку потребности можно разделить на текущие и перспективные. Так, например, для учащегося средней школы потребность иметь учебник по экономике является текущей, а, скажем, потребность в обучении на экономическом факультете университета — перспективной потребностью.
Существует и другой подход к классификации, характеризующий место каждого типа потребностей в общественном развитии. Наиболее распространена иерархическая классификация потребностей по Абрахаму Маслоу, которая включает следующие основные положения: потребности, расположенные ближе к основе «пирамиды», должны быть удовлетворены в первую очередь; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в целом удовлетворены потребности более низкого уровня.
Согласно теории Маслоу, существует пять групп потребностей (рис. 2, с. 26). Рассмотрим характеристику каждой группы.
Физиологические потребности. Потребности этой группы находятся на «первом этаже» условной пирамиды.
Потребности в безопасности. Это потребности в социальных гарантиях: обеспечении права на труд, получении медицинской помощи, среднего образования, в пенсионном обеспечении, защите от внутренних и внешних врагов и т. д. Эти потребности выражают стремление человека сохранить определенный уровень жизни, уменьшить экономические риски.
Социальные потребности. Человек стремится к участию в совместных действиях, ищет дружбы, любви, хочет быть членом каких-либо объединений людей, с которыми имеет общие интересы (различные кружки, спортивные секции, клубы), старается участвовать в общественных мероприятиях.
Рис. 2. Пирамида потребностей по Маслоу |
Потребности в признании и уважении. Это — потребности в положительной оценке индивида со стороны общества, в получении человеком определенного социального статуса, в уважении и признании со стороны окружающих. В рыночной экономике признание проявляется через размер вознаграждения за труд. Поэтому для разных профессий существует уровень квалификации. Признание артиста народным — это не только высокий социальный статус, но и материальный стимул.
Потребности в самореализации. Эта группа объединяет потребности, связанные со стремлением человека раскрыть свои способности, к развитию личности и скрытого в ней потенциала. Это — процесс саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в своей деятельности. На вершину пирамиды не каждый попадает со своими реализованными потребностями. Этому препятствуют нереализованные потребности на более низких уровнях. В развитых странах благодаря высоким пенсиям люди преклонного возраста начинают заниматься искусством, дизайном, бальными танцами и т.
На формирование и изменение потребностей влияют ряд факторов: конкретная ситуация, климатические условия, возрастной и половой признаки человека, национальные особенности и индивидуальные интересы, вкусы и предпочтения, а также уровень развития науки, техники и экономического развития страны. Поэтому потребности не только разнообразны, но и имеют тенденцию к развитию, то есть к количественному росту и качественному усовершенствованию, что проявляется в действии закона роста экономических потребностей.
Безграничные потребности удовлетворяются с помощью благ. Благо — это любое средство, которое используют для удовлетворения потребностей. Способность предмета удовлетворять какую- либо потребность должна быть осознана человеком. Одни блага существуют в почти неограниченных масштабах (например воздух), другие — в ограниченном объеме. Последние, как мы с вами уже выяснили, называют экономическими благами. Они состоят из товаров и услуг.
Товары — это физически ощутимые предметы: пища, обувь, автомобили, дома и т. д. Услуга — это какое-либо действие, в процессе которого потребитель получает возможность удовлетворить определенную потребность, например медицинское обслуживание, парикмахерские или образовательные услуги. Услуга предоставляется людям или фирмам в форме целенаправленного полезного действия или обслуживания.
Если товары и услуги потребляются в процессе удовлетворения потребностей людей, то это прямые (потребительские) блага. Потребительскими благами можно удовлетворять и личные, и групповые потребности; и физиологические, и социальные потребности; как за собственные деньги, так и за счет государственного бюджета. Мы с вами уже разделяли экономические потребительские блага на индивидуальные, общественные и квазиобщественные (тема I). Рациональный потребительский выбор нуждается в анализе индивидуальных благ, распределяющихся по законам рыночной экономики.
Индивидуальные потребительские блага делятся на блага долгосрочного пользования, предусматривающие многоразовое потребление (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.
Ценность благ зависит от их редкости, в первую очередь от интенсивности потребности и количества благ, способных удовлетворить эту потребность. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Поэтому мы делим товары и услуги на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементы).
Взаимозаменяемые блага (субституты). Если увеличивается потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами служат пары продуктов: чай и кофе; джинсы и классические брюки; шоколадные и карамельные конфеты. К субститутам относится много потребительских товаров и производственных ресурсов, а также различные услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Иногда товары становятся субститутами только в определенных ситуациях или только для отдельных потребителей.
Взаимодополняющие блага (комплементы). Они сопровождают друг друга, и потребность в них одновременно увеличивается или падает. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты и т. д.
Конечно, каждый человек обладает собственными потребностями, а следовательно, и желанием приобрести на рынке те или иные товары по определенной шкале приоритетов. Интенсивность потребности в благах определяется понятием «полезность». Полезность — это субъективное ощущение удовлетворенности от потребления блага. Полезность каждого блага имеет свои критерии. Например, полезность одежды проявляется в размере, цвете, дизайне; полезность продуктов питания — в калорийности, количестве витаминов, вкусовых качествах.
Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно лишним для другого.
Максимизация полезности является целью потребителя, основным мотивом его поведения.
Общая величина удовлетворения, которое получает потребитель от всех использованных благ, называется общей полезностью ‘(ТЦ). Однако ключ к разгадке рационального поведения потребителя скрывается в категории предельной полезности.
Представьте себе жаркий летний день. Вы утоляете жажду. Попробуйте оценить по десятибалльной шкале полезность каждого из пяти выпитых стаканов газированной воды. Вы ощущаете, что по мере утоления жажды каждый последующий стакан воды будет иметь для вас все меньшую полезность. Понятие предельной полезности следует понимать как собственную оценку потребности в последней порции определенных благ.
Предельная полезность (МЦ) — это дополнительная полезность, полученная от потребления дополнительной единицы блага,
или прирост общей полезности при изменении количества блага АТи
Поскольку человек имеет потребность не в целом в данном предмете, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется согласно закону насыщения потребностей. Это первый закон, названный именем его автора — немецкого экономиста Германа Госсена (1810—1858), который можно сформулировать так: по мере увеличения количества потребляемого товара полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, а общая полезность при этом возрастает. Только когда предельная полезность приобретает отрицательные значения, общая полезность уменьшается.
Закон убывающей предельной полезности касается абсолютного большинства благ. Однако существуют блага, при потреблении которых предельная полезность является возрастающей (коллекционирование, антиквариат, а также антиблага: алкоголь и наркотики для зависимых от них людей). Такое положение объясняет парадокс воды и алмаза (Парадокс Адама Смита). При увеличении потребления воды предельная полезность каждого дополнительного литра значительно уменьшается, а каждый дополнительный карат алмаза увеличивает его ценность. Цены определяются не общей, а предельной полезностью.
Следует обратить внимание, что закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) имеет большое практическое значение для деятельности фирм. Он отражает связь между снижением предельной полезности и уменьшением количества товаров, которые потребители готовы купить. Приостановить падение предельной полезности можно уменьшением цены на дополнительный продукт. Литровая бутылка напитка стоит 1 грн. Предельная полезность второго литра этого напитка для покупателя ниже, чем первого, поэтому тот же напиток в двухлитровой бутылке должен стоить меньше 2 грн.
Потребитель делает выбор в условиях ограниченности своего дохода. Поэтому потребителя интересует отдача с единицы затрат, то есть какую предельную полезность можно получить от определенного блага, израсходовав одну денежную единицу. Набор товаров, который покупает потребитель, называется рыночной потребительской корзиной. Потребитель отдаст предпочтение тому товару, который добавляет на каждую денежную единицу больше полезности.
Приняв оптимальное решение, потребитель находится в состоянии равновесия.
Условие потребительского равновесия может быть выражено
так:
Дайте классификацию потребностей по следующим признакам: а) физиологическая или социальная; б) индивидуальная или групповая (коллективная, общественная); в) рациональная или нерациональная; г) потребительская или производственная; д) текущая или перспективная.
1) Иван мечтает, чтобы Еврокубок по футболу, несмотря ни на что, состоялся в Украине.
2) Ребята 10-Б класса после встречи с футболистом А. Шевченко решили посещать футбольную секцию.
Ответ. 1) Социальная, общественная, рациональная, потребительская, перспективная. 2) Физиологическая, индивидуальная, рациональная, потребительская, текущая.
1. Напишите экономическое сочинение об отличиях в потребностях жителей Европы, Азии, Африки в наше время. Определите, как влияют на потребности человека климатические условия, культурные традиции и исторические особенности этих стран, а также уровень образования населения. 2. Определите роль рекламы в формировании потребностей человека. 3. Проанализируйте изменения ваших потребностей в играх по возрастному признаку. Приведите примеры известных вам национальных игр. 4. Приведите примеры товаров или услуг, в которых для вас полезность максимальна, а для других — может быть нулевой. 5. Сделайте необходимые расчеты и заполните пропущенные данные в таблице.