Что называется основой слова 4 класс

Основа слова

Что называется основой слова 4 класс Что называется основой слова 4 класс

Всего получено оценок: 170.

Всего получено оценок: 170.

Каждое слово в русском языке можно разобрать на части: какие-то слова состоят из корня и окончания, в каких-то есть приставка или суффикс, а также то и другое. И у каждого слова есть основа, которая является одной из главных его частей. Учащимся 3 класса важно понять, что такое основа слова, как ее найти и какое значение она имеет для словообразовательного процесса, а поскольку выделение этой части слова может вызвать затруднения, тема должна быть изучена внимательно.

Что называется основой слова 4 класс

Основа слова: что это такое и какие особенности она имеет

Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.

Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.

Производные и непроизводные основы

Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.

Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.

Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.

Что входит в состав основы

Примеры

Суффикс – один или несколько

Сочетание приставок и суффиксов

Приставка, суффикс и постфикс

Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнулся, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.

Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.

Что называется основой слова 4 класс

Что мы узнали?

Такое понятие, как основа слова, не настолько простое, как принято считать. Так, чтобы ее выделить, нужно найти окончание: та часть слова, которая будет ему предшествовать, и является основой. В то же время есть ряд слов, основа которых является прерывистой, то есть ее часть располагается за окончанием, а не перед ним. Узнав, что такое основа слова в русском языке, ученики также узнают, что она может быть непроизводной и производной. В первом случае речь идет об основе, которая не образована ни от какого другого слова, во втором – о непроизводной основе со словообразующими элементами. Непроизводная основа в такой ситуации называется производящей и в большинстве случаев начинает цепочку однокоренных слов. Существует правило, согласно которому у каждой производной основы есть производящая.

Источник

Что такое основа слова в русском языке?

Основа сло­ва — это неиз­ме­ня­е­мая часть сло­ва без окон­ча­ния, в кото­рой выра­же­но его лек­си­че­ское значение.

Какие морфемы составляют основу слова?

Выполняя раз­бор сло­ва по соста­ву, важ­но не толь­ко опре­де­лить все его мор­фе­мы, но и выде­лить осно­ву сло­ва. Это уме­ние в даль­ней­шем помо­жет в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе, так как в рус­ском язы­ке от осно­вы сло­ва обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы с помо­щью при­ста­вок, суф­фик­сов и пр.

Каждое сло­во рус­ско­го язы­ка скла­ды­ва­ет­ся из мини­маль­ных зна­чи­мых частей, кото­рые назы­ва­ют­ся морфемами.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но указать

Все эти мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, состав­ля­ют осно­ву слова.

В нау­ке о язы­ке при­ня­то сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое осно­ва слова:

Что называется основой слова 4 класс

Из содер­жа­ния это­го опре­де­ле­ния мож­но заклю­чить, что окон­ча­ние как изме­ня­е­мая часть сло­ва не вхо­дит в осно­ву. В изме­ня­е­мых сло­вах окон­ча­ние не име­ет лек­си­че­ско­го зна­че­ния, а толь­ко выра­жа­ет раз­ные грам­ма­ти­че­ские категории:

В соста­ве неко­то­рых слов име­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы. Их тоже не сле­ду­ет вклю­чать в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную осно­ву слова:

Как найти основу слова?

У ряда слов осно­ва может быть прерывистой.

Прерывистую осно­ву имеют

1. неко­то­рые воз­врат­ные глаголы

2. неопре­де­лен­ные местоимения

3. слож­ные существительные

4. слож­ные числительные

Итак, что­бы выде­лить осно­ву сло­ва, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

Таблица

Примеры

Покрасить (что сде­лать?) — это гла­гол в неопре­де­лен­ной фор­ме. Морфема -ть явля­ет­ся окон­ча­ни­ем (покра­сим, покра­си­те).

Бессильный (какой?) — это при­ла­га­тель­ное. Изменим его по родам и числам:

Нарисовать (как?) кра­си­во — это наре­чие, неиз­ме­ня­е­мая часть речи, у кото­рой нет окончания.

Все сло­во явля­ет­ся основой.

Производная и непроизводная основа слова

В рус­ском язы­ке у слов раз­ли­ча­ют про­из­вод­ную или непро­из­вод­ную осно­ву. Слова, кото­рые не обра­зо­ва­ны от дру­гих лек­сем, состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

Такие сло­ва име­ют непро­из­вод­ную осно­ву, кото­рая сов­па­да­ет с их корнем.

Множество слов име­ют более слож­ную про­из­вод­ную осно­ву, обра­зо­ван­ную от дру­гих слов с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мор­фем. Производная осно­ва состо­ит, как пра­ви­ло, из несколь­ких морфем.

Понаблюдаем:

Производная осно­ва включает

а) при­став­ку и корень:

б) корень и суффикс:

в) при­став­ку, корень и суффикс:

г) при­став­ку, корень, суф­фикс, постфикс:

Что такое производящая основа?

Производящей явля­ет­ся любая осно­ва, от кото­рой обра­зу­ют­ся новые слова.

Непроизводная осно­ва сло­ва «вода» явля­ет­ся про­из­во­дя­щей для слов:

В свою оче­редь осно­ва про­из­вод­ных слов явля­ет­ся про­из­во­дя­щей для дру­гих слов:

Источник

Что такое основа слова в русском языке?

Title: Основа слова в русском языке — правило, примеры, таблица
Description: Узнаем, что такое основа слова. Выясним, из каких морфем состоит основа, какие бывают основы слов, что такое производящая основа.

Основа сло­ва — это неиз­ме­ня­е­мая часть сло­ва без окон­ча­ния, в кото­рой выра­же­но его лек­си­че­ское зна­че­ние.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва в рус­ском язы­ке, выяс­ним, из каких мор­фем она скла­ды­ва­ет­ся и что выра­жа­ет.

Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет

Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.

Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.

Производные и непроизводные основы

Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.

Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.

Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.

Что входит в состав основыПримеры
Суффикс – один или несколькоМужественный, мужественность
ПриставкаПравнук, замуж
Сочетание приставок и суффиксовВозмужалый, по-мужски
Приставка, суффикс и постфиксЗадохнуться

Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.

Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.

Какие морфемы составляют основу слова?

Выполняя раз­бор сло­ва по соста­ву, важ­но не толь­ко опре­де­лить все его мор­фе­мы, но и выде­лить осно­ву сло­ва. Это уме­ние в даль­ней­шем помо­жет в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе, так как от осно­вы сло­ва обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы с помо­щью при­ста­вок, суф­фик­сов и пр.

Каждое сло­во рус­ско­го язы­ка скла­ды­ва­ет­ся из мини­маль­ных зна­чи­мых частей, кото­рые назы­ва­ют­ся мор­фе­ма­ми.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но ука­зать

Все эти мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, состав­ля­ют осно­ву сло­ва.

В нау­ке о язы­ке при­ня­то сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое осно­ва сло­ва:ОпределениеОснова сло­ва — это неиз­ме­ня­е­мая часть сло­ва, в кото­рой выра­же­но его лек­си­че­ское зна­че­ние.

Что называется основой слова 4 класс

Из содер­жа­ния это­го опре­де­ле­ния мож­но заклю­чить, что окон­ча­ние как изме­ня­е­мая часть сло­ва не вхо­дит в осно­ву. В изме­ня­е­мых сло­вах окон­ча­ние не име­ет лек­си­че­ско­го зна­че­ния, а толь­ко выра­жа­ет раз­ные грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии:

В соста­ве неко­то­рых слов име­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы. Их тоже не сле­ду­ет вклю­чать в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную осно­ву сло­ва:

Как найти основу слова?

У ряда слов осно­ва может быть пре­ры­ви­стой.

Прерывистую осно­ву име­ют

1. неко­то­рые воз­врат­ные гла­го­лы

2. неопре­де­лен­ные место­име­ния

3. слож­ные суще­стви­тель­ные

4. слож­ные чис­ли­тель­ные

Итак, что­бы выде­лить осно­ву сло­ва, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

Таблица

Что вхо­дит в состав осно­выПримеры
Суффикс – один или несколь­коправдивый, правдивость
Приставкаподтекст, побелить
Сочетание при­ста­вок и суф­фик­совотпечаток, по-летнему
Приставка, корень, суф­фикс и пост­фиксвыровняться

Примеры

Бессильный (какой?) — это при­ла­га­тель­ное. Изменим его по родам и чис­лам:

Нарисовать (как?) кра­си­во — это наре­чие, неиз­ме­ня­е­мая часть речи, у кото­рой нет окон­ча­ния.

Все сло­во явля­ет­ся осно­вой.

Производная и непроизводная основа слова

В рус­ском язы­ке у слов раз­ли­ча­ют про­из­вод­ную или непро­из­вод­ную осно­ву. Слова, кото­рые не обра­зо­ва­ны от дру­гих лек­сем, состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

Такие сло­ва име­ют непро­из­вод­ную осно­ву, кото­рая сов­па­да­ет с их кор­нем.

Множество слов име­ют более слож­ную про­из­вод­ную осно­ву, обра­зо­ван­ную от дру­гих слов с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мор­фем. Производная осно­ва состо­ит, как пра­ви­ло, из несколь­ких мор­фем.

Понаблюдаем:

Производная осно­ва вклю­ча­ет

а) при­став­ку и корень:

б) корень и суф­фикс:

в) при­став­ку, корень и суф­фикс:

г) при­став­ку, корень, суф­фикс, пост­фикс:

ВыводПонаблюдав за мор­фем­ным соста­вом про­из­вод­ной осно­вы, сде­ла­ем вывод, что новые сло­ва обра­зу­ют­ся от непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных основ.

Что такое производящая основа?

Производящей явля­ет­ся любая осно­ва, от кото­рой обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

Непроизводная осно­ва сло­ва «вода» явля­ет­ся про­из­во­дя­щей для слов:

В свою оче­редь осно­ва про­из­вод­ных слов явля­ет­ся про­из­во­дя­щей для дру­гих слов:

Источник

Презентация к уроку

Цель урока: повторить знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

Задачи:

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Приложение 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал.
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

Что называется основой слова 4 класс

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5

Что называется основой слова 4 класс

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

Что называется основой слова 4 класс

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

IV. Работа по теме «Состав слова».

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.

(проверка выполнения задания)

(Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

– Какие задания можно предложить к данной группе слов?

(Возможные ответы детей)

– Найдите лишнее слово. (Время на выполне­ние задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание.

(Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

1) Введение понятия «Основа слова»

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком: СЛАЙД 9

Что называется основой слова 4 класс

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

(Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова. СЛАЙД 11

– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

СЛАЙД 12

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

Что называется основой слова 4 класс

– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
Е – корень
У – основа

Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова

Окончание – это СЛАЙД 15
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

Суффикс служит СЛАЙД 16
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

Приставка стоит СЛАЙД 17
Х – после корня
К – перед корнем

Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

Кроссворд «Состав слова» СЛАЙД 20

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.

Источник

Основа слова – что это такое понятным языком, какая она бывает и как ее правильно выделить в любом слове

Часть слова без окончания.

Что называется основой слова 4 класс

Основа любого слова – это то, что остается от слова, если отбросить окончание. Вот возьмем, к примеру, слово «яблоко». Посклоняем его, чтобы увидеть окончание: яблоки, яблоку, о яблоке. Окончание – «о», а основа – «яблок».

Но не все так просто. Давайте учиться правильно выделять основу в словах всех частей речи.

Как правильно выделить основу слова

Принцип для всех слов одинаковый – надо найти окончание и отбросить его. Но тут есть некоторые тонкости, о которых надо помнить.

Звук j

Если у вас в окончании есть буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» и они обозначают два звука – будьте очень внимательны. Посмотрите, оба ли звука меняются при склонении слова, то есть оба ли они относятся к окончанию.

Возьмем для примера слово «потепление». В нем на конце буква «е», она стоит после гласной и обозначает два звука – «jэ». Давайте посклоняем и посмотрим, что меняется:

Мы видим, что «j» никуда не девается. Следовательно, он не относится к окончанию и его надо оставить в основе. Чтобы это сделать – делим буковку «е» пунктиром и левую часть оставляем в окончании, а правую берем в основу.

Как правильно выделить основу в слове с йотированной гласной

Та же проблема с буквой «и». Она тоже умеет обозначать два звука. Например, в слове «строим» очень четко слышится «j»: «строjим». Поэтому вам в нем тоже надо поделить «и» пунктиром и одну половину отдать основе, а вторую – окончанию.

Неизменяемые слова

У них основой является всё слово. Но школьники забывают об этом и начинают пытаться выделить окончание.

Неизменяемыми являются все слова следующих частей речи:

А также слова, которые не входят в систему частей речи:

Вам обязательно надо прочитать статьи про деепричастия, наречия и категории состояния. Потому что вы [школьники] их постоянно путаете. Например:

Вот. Слово вроде одно и то же, а во всех четырех предложениях части речи разные. В двух есть окончание, в двух нет. Так что заставьте себя открыть статьи и вспомнить, чем различаются категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

Отдельно хочу сказать про деепричастия. Это слова типа «делая», «сделав», «читая», «вспоминая» – у них основой тоже является все слово. Не надо путать их с глаголами и говорить: делая – делаю – основа «делай». Нет. Деепричастия не меняются, поэтому основа – «делая», «вспоминая» и пр.

Бывают неизменяемые слова и в других частях речи. Например, существительные: очки, санки, депо, кофе, пальто. Их как не склоняй – они не меняются, то есть окончания у них вообще нет и основой является все слово.

Основа инфинитива

У инфинитива, или неопределенной формы глагола основой всегда является часть слова без «ть», потому что «ть» – окончание. В слове «читать» основа «чита-», в слове «пережевывать» – «пережевыва-».

Обратите внимание, что у неопределенных форм глаголов, которые оканчиваются на «-чь» основой является все слово. «Беречь» – все слово будет основой, «печь» – аналогично.

Основа сложных слов

Сложное слово – это такое, в котором больше одного корня. Между этими корнями обычно ставится соединительная гласная – «о» или «е». Так вот. Основу не надо прерывать на соединительных гласных. Вы выделяете основу у СЛОВА, всего слова, без разницы, сколько там корней.

Шуруповерт – основой будет «шуруповерт», «мясокомбинат» – «мясокомбинат».

Два типа основ: производящие и производные

Однокоренные слова в языке происходят друг от друга. Делается это так – берется основа слова и к ней добавляется приставка или суффикс. Та основа, которую взяли для «создания» нового слова – производящая. То есть она «производит». А та, к которой уже что-то присоединили – производная. То есть она «произвелась» от другой.

Например. Вот есть существительное «вода». От него образовалось прилагательные «водный» – с помощью суффикса «н». Основа «вод» – производящая, а основа «водн» – производная.

Производная основа может стать производящей для другого слова, если к ней еще что-то будет добавляться. Например, добавим мы к слову «водный» приставку «под» и получим новое прилагательное – «подводный». Основа «водн» для него станет уже производящей, а «подводн» будет производной.

А если мы захотим из этого прилагательного сделать существительное «подводник», то «подводн» станет производящей основой, а «подводник» будет производной.

Основы форм слов и однокоренных слов – в чем разница

Если вы выделили основы двух слов и эти основы одинаковые, а разные только окончания – то перед вами формы слов. Например: подводник, подводник-и, подводник-ам.

Если же основы разные – то перед вами однокоренные слова: вод-а, водн-ый, подводн-ый, подводн-ик. Все четыре основы разные. Они различаются приставками и суффиксами. Вывод – это однокоренные слова, а не формы слов.

Зачем надо знать разницу?

Затем, что у однокоренных слов есть различия в лексическом значении. Вода – жидкость, водный – связанный с водой, подводный – находящийся под водой, подводник – человек, который что-то делает под водой.

У форм слов лексическое значение одинаковое. Подводник, подводнику, подводники – все три слова обозначают человека, который делает что-то под водой. Различается только грамматическое значение – число, падеж.

Помните про беглые гласные

«Снежок» и «снежк-а» – это формы одного и того же слова. Хоть они и различаются на одну букву – в первом случае есть «о», во втором нет.

Разница возникает не потому, что у основ разные суффиксы, а из-за того, что по законам русского языка гласный может быть «беглым» и выпадать. И тут он как раз выпал.

То, что перед нами именно формы, а не однокоренные слова, подсказывает и значение. Снежок, снежка – это один и тот же «небольшой, легкий снег». Значение не поменялось ни на йоту.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. И не забудьте её подтвердить в письме, которое придет вам на почту. Подписка позволит мне высылать вам на почтовый адрес свежие статьи по русскому языку.

Посмотрите мои подборки учебных материалов для подготовки к экзаменам и ВПР. Вы найдете там курсы от лучших учителей России, причем за низкую плату. Они помогут вам эффективно готовиться к любым видам контроля:

Посмотрите мое видео о том, как правильно выделять окончание в слове, чтобы сразу находить основу.

Я хочу, чтобы эта статья приносила реальную пользу ученикам и их родителям. Я постарался в ней рассказать всё, что нужно знать об основе слова. Напишите, пожалуйста, в комментарии, был ли этот текст вам полезен, сложно его было читать или легко, какие вы видите в нем слабые стороны.

Я прочитываю все комментарии, отвечаю на вопросы в течение суток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *