Что называется ошибкой управления в автоматизации

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Точность систем управления является важнейшим показателем их качества. Чем выше точность, тем выше качество системы. Однако предъявление повышенных требований к точности вызывает неоправданное удорожание системы, усложняет ее конструкцию. Недостаточная точность может привести к несоответствию характеристик системы условиям функционирования и необходимости ее повторной разработки. Поэтому на этапе проектирования системы должно быть проведено тщательное обоснование требуемых показателей точности.

В этом разделе рассматриваются методы определения ошибок, возникающих при работе систем управления с детерминированными входными воздействиями. Вначале анализируются ошибки систем в переходном режиме. Затем особое внимание уделено простым способам расчета ошибок систем в установившемся режиме. Будет показано, что все системы управления можно разделить по величине установившихся ошибок на системы без памяти, так называемые статические системы, и системы, обладающие памятью, – астатические системы управления.

Типовые входные воздействия

Для оценки качества работы систем управления рассматривают их поведение при некоторых типовых воздействиях. Обычно такими воздействиями служат следующие три основные вида функций:

а) ступенчатое воздействие: g(t) = Что называется ошибкой управления в автоматизации, g(p) = Что называется ошибкой управления в автоматизации;

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Что называется ошибкой управления в автоматизации

В некоторых случаях рассматривают обобщенное полиномиальное воздействие:

Что называется ошибкой управления в автоматизации, t > 0.

Переходные процессы при типовых воздействиях можно построить следующим образом. Пусть задана передаточная функция замкнутой системы управления W(p). Тогда

где g(p) – изображение соответствующего воздействия.

Например, если Что называется ошибкой управления в автоматизации, то Что называется ошибкой управления в автоматизациии для g(t) = g0 получим Что называется ошибкой управления в автоматизации.

С помощью вычетов или по таблицам находим обратное преобразование Лапласа и получаем вид переходного процесса x(t) для заданного входного воздействия:

Что называется ошибкой управления в автоматизации,

где Res x(p) – вычет функции x(p) в точке a.

Обычно реакция системы на ступенчатое воздействие имеет вид, показанный на рис. 21,а или рис. 21,б.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Переходный процесс, как правило, характеризуют двумя параметрами – длительностью переходного процесса (временем установления) и величиной перерегулирования.

В зависимости от характера собственных колебаний системы переходный процесс в ней может быть колебательным, как это показано на рис. 21, б, или плавным гладким, называемым апериодическим (рис. 21,а). Если корни характеристического уравнения системы действительны, то переходный процесс в ней апериодический. В случае комплексных корней характеристического уравнения собственные колебания устойчивой системы управления являются затухающими гармоническими и переходный процесс в системе имеет колебательный характер.

При малом запасе устойчивости САУ ее собственные колебания затухают медленно, и перерегулирование в переходном режиме получается значительным. Как следствие, величина перерегулирования может служить мерой запаса устойчивости системы. Для многих систем запас устойчивости считается достаточным, если величина перерегулирования Что называется ошибкой управления в автоматизации.

При проектировании систем управления часто требуется оценить ошибку слежения в установившемся режиме Что называется ошибкой управления в автоматизации. В зависимости от вида воздействия и свойств системы эта ошибка может быть нулевой, постоянной или бесконечно большой величиной.

Очень важно, что величина установившейся ошибки может быть легко найдена с помощью теоремы о предельном значении оригинала: Что называется ошибкой управления в автоматизации.

При использовании этой теоремы нужно выразить величину ошибки e (p) через g(p). Для этого рассмотрим структурную схему замкнутой системы управления (рис. 22).

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Что называется ошибкой управления в автоматизации,

Пример 1. Рассмотрим систему управления, в составе которой нет интеграторов, например,

Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Найдем величину установившейся ошибки при ступенчатом входном воздействии g(t) = g0, t ³ 0. В этом случае

Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Предположим теперь, что входное воздействие изменяется линейно Что называется ошибкой управления в автоматизацииt или Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Тогда Что называется ошибкой управления в автоматизации. Соответствующие входные воздействия и переходные процессы можно представить графиками на рис. 23,а и б.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Пример 2. Рассмотрим теперь систему, содержащую один интегратор. Типичным примером может быть система сервопривода (рис. 6) с Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Для ступенчатого воздействия g(t) = g0 или g(p) = Что называется ошибкой управления в автоматизацииполучим

Что называется ошибкой управления в автоматизации.

При линейном входном воздействии

Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Такие процессы можно проиллюстрировать соответствующими кривыми на рис.24, а и б.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Пример 3. Рассмотрим систему с двумя интеграторами. Пусть, например, Что называется ошибкой управления в автоматизации. При ступенчатом воздействии Что называется ошибкой управления в автоматизации.

При линейном Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Наконец, если входное воздействие квадратичное g(t) = at2/2 (g(p) = a/p3), то

Что называется ошибкой управления в автоматизации.

Таким образом, в системе с двумя интеграторами может осуществляться слежение за квадратичным входным воздействием при конечной величине установившейся ошибки. Например, можно следить за координатами объекта, движущегося с постоянным ускорением.

Статические и астатические системы управления

Анализ рассмотренных примеров показывает, что системы управления, содержащие интегрирующие звенья, выгодно отличаются от систем без интеграторов. По этому признаку все системы делятся на статические системы, не содержащие интегрирующих звеньев, и астатические системы, которые содержат интеграторы. Системы с одним интегратором называются системами с астатизмом первого порядка. Системы с двумя интеграторами – системами с астатизмом второго порядка и т.д.

Какие же физические причины лежат в основе таких свойств астатических систем управления?

Рассмотрим систему управления с астатизмом второго порядка (рис. 25)

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Итак, существуют простые возможности определения важнейшего показателя систем управления – величины их динамических ошибок. Детальный анализ переходных процессов в системах управления обычно выполняют с помощью моделирования на ПЭВМ. Вместе с тем величины установившихся ошибок легко находятся аналитически. При этом астатические системы управления, т.е. системы с интеграторами, имеют существенно лучшие показатели качества по сравнению со статическими системами.

© 2021 Научная библиотека

Копирование информации со страницы разрешается только с указанием ссылки на данный сайт

Источник

Автоматизация: типичные ошибки управления

Николя Шабанолес

По мере роста использования технологий автоматизации возникают проблемы управления. Николя Шабанолес, технический директор Bonitasoft, рассматривает на портале Enterprisers Project некоторые общие подводные камни и дает рекомендации для ИТ-директоров.

По мере того, как автоматизация перемещается из заводских цехов в бизнес-офисы, возрастает ответственность ИТ-директора за обеспечение целостности бизнес-процессов. Теперь речь идет не только собственно об автоматизации с помощью средств управления бизнес-процессами (BPM), цифровых платформ автоматизации процессов или даже инструментов роботизации процессов (RPA). Мы все больше и больше обращаем внимание на краткосрочные и долгосрочные последствия автоматизации работы людей с информацией посредством BPM, RPA и искусственного интеллекта.

Это означает, что интеллект и ноу-хау для определенных видов работ все чаще реализуется в программном обеспечении. Вопрос в том, как мы можем обеспечить соответствие проводимой автоматизации корпоративной политике управления как на уровне проекта, так и на уровне компании?

Вот несколько распространенных ошибок и советов для ИТ-директоров по управлению и автоматизации бизнеса.

Ошибка 1. Автоматизация без надлежащего контроля слишком большого числа функций — потому что это «легко»

Распространение SaaS и инструментов Low-code облегчило для бизнес-подразделений получение необходимых возможностей автоматизации без участия ИТ-отдела. Инструменты BPM, ориентированные на «гражданских разработчиков», и мощный рост RPA означают, что ИТ-службы не всегда отслеживают, как автоматизация (особенно автоматизация задач) согласуется с работой бизнеса и операционными процессами. Соблюдаются ли соответствующие уровни безопасности и проектные политики, зависит от того, думает ли об этом руководитель.

Как только эти сервисы и инструменты станут частью бизнес-ландшафта, руководители проектов могут обратиться в ИТ-отдел, чтобы интегрировать их в существующие системы. Роль CIO заключается в том, чтобы убедиться, что организационная ответственность, контроль качества, соответствие финансовым требованиям, безопасность и другие управленческие требования достаточно хорошо понятны и с самого начала учитываются ответственными менеджерами или что эти руководители знают, когда следует обратиться к технической группе за помощью в обеспечении соответствия корпоративным требованиям.

Хорошее управление предполагает более широкий взгляд на то, что и каким образом должно быть автоматизировано. Например, использование RPA для автоматизации задач, которые являются частью неэффективного процесса, может привести к более быстрому, но все так же неэффективному процессу, и несколько точек, подвергнутых такой автоматизации, увеличат, а не уменьшат неэффективность процесса.

Ошибка 2. Ожидание, когда руководители бизнес-проектов попросят помощи

Техническая группа должна с самого начала работать с бизнесом над проектами автоматизации как процессов (BPM), так и задач (RPA). Часть самого процесса управления проектом должна быть направлена на то, чтобы ИТ и бизнес вместе работали в команде и чтобы частые коммуникации не вызывали сложностей. Задача бизнеса заключается в обеспечении соответствия технологий бизнес-процессам и правилам. Задача ИТ-отдела заключается в том, чтобы обеспечить надлежащее внедрение технологий — например, чтобы процессы были безопасными и непреднамеренно не раскрывали конфиденциальную информацию.

В организациях, где руководство бизнеса понимает и применяет передовые практики вплоть до нижних уровней, ИТ-директору, возможно, не нужно так сильно напоминать всем о том, что решения об автоматизации и внедрении решений должны рассматриваться с более широкой точки зрения. Но люди — это люди, поэтому CIO должен гарантировать, что культура ИТ-коллектива предполагает сотрудничество с бизнесом на равных в команде, а не развертывание ресурса только тогда, когда ощущается потребность в нем.

Хорошо интегрированная группа ИТ и бизнеса означает, что бизнес не боится обращаться за советом и помощью, прежде чем принимать решения по внедрению технических решений, и ИТ-специалисты знают о них и готовы помочь соответствующим образом упростить эти решения.

Ошибка 3. Ожидание, что командная работа наладится сама собой

Легко сказать, что ИТ- и бизнес-команды должны быть хорошо интегрированы и обладать высоким уровнем доверия и коммуникации — но этого мало. Так как же мы можем на самом деле помочь установлению сотрудничества и доверия, чтобы наладить своевременную коммуникацию о решениях и управлении автоматизацией?

Наибольший успех в области автоматизации процессов наблюдается в компаниях, создавших для своих проектов центры передового опыта (CoE). СоЕ выполняет ключевые функции представительства бизнеса и ИТ на различных уровнях, от топ-менеджмента до руководителей проектов, а также способствует сотрудничеству.

Эффективный СоЕ может помочь ИТ-отделу следить за тем, как автоматизация интегрируется в работу бизнеса с помощью BPM, RPA, ИИ и внедрений других инструментов на различных уровнях. Он может избавить менеджеров от необходимости просить о помощи или ИТ-отдел от необходимости постоянно подтверждать свои полномочия, будучи приглашенным в проект или нет. И лучше всего, когда корпоративное и проектное управление присутствует с начала каждого проекта, как тщательно спланированного, так и ситуативного.

Ответственность ИТ-директора выходит за рамки технологии. Возможно, это всегда было так, но по мере того, как технологические возможности все больше и больше переходят в руки бизнеса, полноценное сотрудничество и командная работа становятся важнее, чем когда-либо. Установление правил и политик корпоративного и проектного управления является обоюдной ответственностью, равно как и внедрение «корпоративных ограждений» через технологии в проекты автоматизации всех размеров.

Конечно, CIO видней, на что обращать внимание, ждать ли обращений о помощи и стоит ли оставить командную работу на произвол судьбы. Но, как и в общей ситуации с лучшими практиками, раскрыть им глаза — значит лучше подвести их к правильным действиям.

Источник

Системы автоматики: системы автоматического контроля, управления и регулирования

Что называется ошибкой управления в автоматизацииВсе элементы автоматики по характеру и объему выполняемых операций подразделяют на системы: автоматического контроля, автоматического управления, автоматического регулирования.

Система автоматического контроля (рис. 1) предназначена для контроля за ходом какого-либо процесса. Такая система включает датчик В, усилитель А, принимающий сигнал от датчика и передающий его после усиления на специальный элемент Р, который реализует заключительную операцию автоматического контроля — представление контролируемой величины в форме, удобной для наблюдения или регистрации.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 1. Система автоматического контроля

Независимо от количества элементов системы автоматического контроля являются разомкнутыми и сигнал в них проходит только в одном направлении — от объекта контроля Е к исполнительному элементу Р.

Система автоматического управления предназначена для частичного или полного (без участия человека) управления объектом либо технологическим процессом. Эти системы широко применяют для автоматизации, например, процессов пуска, регулирования частоты вращения и реверсирования электродвигателей в электроприводах всех назначений.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Усилитель А, не изменяющий принципа действия системы, необходим для ее практической реализации, когда мощность сигнала, поступающего от элемента сравнения UN, недостаточна для воздействия на рабочий орган L.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 2. Система автоматического регулирования

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 3. Автоматическое регулирование по отклонению

Наряду с задающим воздействием на систему могут влиять различные дестабилизирующие факторы Q, которые вызывают отклонение регулируемой величины от заданной. Воздействия дестабилизирующих факторов, один из которых условно обозначен на рисунке буквой Q, могут проявляться в различных местах системы и, как принято говорить, поступать по различным каналам. Так, например, изменение температуры окружающей среды приводит к изменению сопротивления в цепи обмотки возбуждения, что в свою очередь влияет на напряжение генератора.

Однако где бы ни возникали воздействия Q (со стороны потребителя — ток нагрузки, вследствие изменения параметров цепи возбуждения), система регулирования будет реагировать на вызванное ими отклонение регулируемой величины от заданной.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

В системе, использующей только такой принцип регулирования (рис. 4 и 5), фактическое значение регулируемой величины не учитывается. Принимают во внимание только одно возмущающее воздействие — ток нагрузки I н. В соответствии с изменением тока нагрузки происходит изменение магнитодвижущей силы (мдс) обмотки возбуждения L2, являющейся измерительным элементом данной системы. Изменение мдс этой обмотки приводит к соответствующему изменению напряжения на выводах генератора.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 4. Автоматическое регулирование по возмущению

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 5. Принципиальная схема системы автоматики

Система, осуществляющая комбинированное регулирование (по отклонению и возмущению), может быть получена объединением ранее рассмотренных систем в одну (рис. 6)

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 6. Система автоматики комбинированного регулирования

замкнутойтой не имеет замкнутой цепи воздействия по регулируемой величине, поэтому ее называют разомкнутой.

Системы автоматики по принципу действия подразделяют на статические и астатические. В статических системах регулируемая величина не имеет строго постоянного значения и с увеличением нагрузки изменяется на некоторую величину, называемую ошибкой регулирования.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

В астатических системах статизм равен нулю и поэтому зависимость регулируемой величины от нагрузки представляет собой линию, параллельную оси нагрузки (рис. 7,6).

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 8. Астатическая система автоматики

Однако существуют системы, называемые дискретными, в которых воздействие на рабочий орган осуществляется с перерывами, например система регулирования температуры подошвы утюга, в которой регулирующее воздействие может принимать только одно из двух фиксированных значений при непрерывном изменении регулируемой величины — температуры.

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Что называется ошибкой управления в автоматизации

Рис. 9. Структурная схема системы телемеханики

Телесигнализация, как и телеизмерение, выдает оператору исходные данные для принятия решения по управлению ОК или служит для выработки управляющих воздействий в системах телеуправления и телерегулировки. Основное отличие этих систем от предыдущих заключается в том, что в первой из них используются дискретные сигналы типа «включить», «выключить», а во второй — непрерывные, подобно обычным системам регулирования.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Интернет для продвижения. Как получить пользу на b2b-рынке

Интернет становится неоценимым каналом маркетинговых коммуникаций: здесь прекрасно продвигаются и предметы роскоши, и самые что ни на есть массовые брэнды. Но как только речь заходит о товарах и услугах так называемого «производственного назначения» – сразу же появляется масса вопросов. подробнее

Что называется ошибкой управления в автоматизацииЧто называется ошибкой управления в автоматизации
Что называется ошибкой управления в автоматизацииЧто называется ошибкой управления в автоматизации

Как избежать ошибок при автоматизации предприятия

Андрей Кулинич,
директор «ПИМ Консалтинг»

Павел Лебедев,
управляющий партнер «ФМ Консалтинг»

У консультантов в области информационных технологий есть шутка, которая звучит примерно так: «Если бы дома строили так же как осуществляют автоматизацию предприятия, то в лучшем случае дома были бы непригодны для жилья. А в большинстве случаев рушились бы еще до момента окончания строительства». И здесь, как в каждой шутке, есть лишь доля шутки. Что же так часто является причиной неудач проектов по автоматизации? Можно ли избежать потерь? В этих вопросах попробуем разобраться далее в настоящей статье. Информационные технологии сегодня – мода или стратегический инструмент управления?

Инвестиции в информационные технологии неизбежны при развитии бизнеса. Сегодня является очевидным тот факт, что информационные технологии реально позволяют предприятию получать конкурентные преимущества. И, несмотря на то, что не бывает системы, которая думала бы за сотрудников, а появления предприятие со 100% автоматизированными службами в ближайшем обозримом будущем не ожидается, осуществление инвестиций в ИТ-сферу позволяет снижать себестоимость бизнес-процессов, ускорять время прохождения информации, повышать лояльность клиентов за счет лучшего их обслуживания и наличии детализированной информации, достигать других не менее значительных выгод.

Таким образом, информационные технологии являются одним из инструментов реализации стратегии компании, причем инструментом дорогостоящим. Следовательно, руководителю очень важно четко представлять себе критерии, на основании которых будут приниматься решения об инвестициях в информационные технологии.

Почему же приведенные данные настолько неутешительны? На наш взгляд, это обусловлено совершением ряда типичных ошибок при планировании и реализации проектов, причем сказанное справедливо по отношению к проектам по внедрению информационных систем любого уровня сложности.

С чего начинается автоматизация?

Любой проект по автоматизации должен начинаться с самой важной, ответственной и тяжелой задачи – согласования планируемых результатов проекта с миссией и стратегическими целями предприятия. На основе этих данных выстраивается стратегия инвестиций и использования информационных технологий. Любое решение об инвестициях в ИТ должно приниматься исходя из того, насколько оно соответствует стратегии и целям компании, и путям их достижения.

И тут зачастую кроется первая (причем обычно фатальная для проекта) ошибка – не всегда на предприятии имеется четкое представление о ее миссии и стратегии. Несмотря на то, что существуют, например, элементы стратегии в области маркетинга, продаж, финансов, зачастую отсутствует основополагающее общее видение целей предприятия ‑ общее для понимания будущее.

Без этих, казалось бы, очевидных элементов, автоматизация по умолчанию становиться далеко не самой маленькой статей расходов (именно расходов, а не инвестиций). Ведь если не знать куда идти, то соответственно и прийти куда либо сложно! Да и этот путь в никуда к тому же может быть весьма дорогостоящим.

Итак, первая, самая глобальная и, как следствие, дорогостоящая ошибка – отсутствие у предприятия стратегии.

Следует также иметь в виду, что некоторые новые технологии по началу вызывают во многом излишний ажиотаж, как, например, случилось с Интернетом. Многие компании вложили огромные деньги в интернет-проекты, не разобравшись детально, каков механизм функционирования этих проектов, и извлечения выгод именно применительно к собственному бизнесу. В результате – резкое ухудшение финансового положения из-за отвлечения ресурсов в заранее не окупаемые инвестиции и громкие скандалы с банкротствами. Только вслед за этой фазой, после некоторого спада интереса к подобным новым технологиям, начинается их массовое использование по вполне понятным механизмам и с ясными выгодами.

Итак, с целями автоматизации и критериями определились. Следующий этап – анализ бизнес-процессов на предприятии – очень трудоемкая и кропотливая работа. В процессе этой работы необходимо формализовать и описать все происходящие на предприятии бизнес-процессы, механизмы принятия решений и подходы к оценке эффективности деятельности. Естественно, что это относится, в первую очередь, к той области деятельности предприятия, которая будет автоматизироваться.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев в результате формализации и описания бизнес-процессов выявляются узкие места в работе предприятия и неэффективные дублирующиеся операции. В процессе изменений, связанных с автоматизацией, имеется возможность устранить данные недостатки. Если же этот этап будет пропущен, то мы будем автоматизировать хаос, в результате чего получим автоматизированный хаос.

На этой стадии руководитель должен потребовать от команды внедрения максимально детальное описание процессов, происходящих на предприятии, а также четкое описание картины того, что будет получено по окончании проекта. Данная работа называется предпроектным исследованием.

Таким образом, для избежания второй существенной ошибки, в результате которой может быть «автоматизирован хаоса», должное внимание следует уделять процессу предпроектного исследования и его результатам.

Ошибки при процессе внедрения

На предприятии, насчитывающем 200 сотрудников, было решено автоматизировать расчет заработной платы. До начала проекта с этой задачей прекрасно справлялся один бухгалтер. После окончания, расчетом заработной платы было занято 7 бухгалтеров и 4 компьютера. Это реальный пример из жизни.

Какие же ошибки допускаются непосредственно в процессе внедрения, в результате которых могут быть получены результаты абсолютно противоположные планируемым? Практика показывает, что на данном этапе характерными являются следующие ошибки.

Недостаточно внимания уделяется исследованию уже имеющихся процессов, что в геометрической прогрессии сказывается на возникновении ошибок, на качестве и результативности всего проекта.

Во многих случаях квалификация специалистов, проводящих предпроектное исследование, не всегда соответствует уровню сложности работы, что изначально закладывает высокий уровень погрешности и риска при принятии решений по проекту.

Встречаются случаи, когда из-за предыдущих ошибок команда, проводящая исследования, не имеет достаточно времени и возможностей не только для сбора информации, но и для ее обобщения, анализа и представления в удобной для восприятия форме.

Часто результаты предпроектного анализа утверждаются только руководителем. Хотя правильным здесь было бы привлечь руководителей ключевых подразделений и отдельных ответственных сотрудников, постаравшись исключить при этом формальный подход со стороны участников. Это позволит адекватно отразить бизнес-процессы и понять, что именно мы автоматизируем.

Не всегда учитываются и должным образом планируются временные и человеческие ресурсы. В любом проекте на ключевых сотрудников компании ложится дополнительная нагрузка. Вне зависимости от того, кто осуществляет те или иные работы, затраты времени на проект почти всегда колоссальны. Учитывая к тому же, что автоматизация проводится как правило на предприятиях и подразделениях с высокой интенсивностью работы, то дополнительная нагрузка на персонал становится серьезной проблемой. Если этой проблемой не управлять, то вряд ли удастся избежать срыва сроков и низкого качества работы.

Нетрудно заметить, что целый блок ошибок непосредственно при процессе внедрения обусловлен низким уровнем управления проектом, ведущим к неправильному распределению и управлению ресурсами проекта. И важный аспект управления ресурсами в проектах по автоматизации – управление персоналом проекта.

Формирование команды, отвечающей за подготовку и само внедрение, является сложным процессом, изобилующим подводными камнями.

Существует множество примеров провалов проектов после ухода ключевых фигур из команды внедрения. И это скорее правило, чем исключение. Соответственно, сотрудники, которым поручено ответственное дело автоматизации, должны быть лояльны компании, хорошо мотивированы, иметь необходимые знания и квалификацию, опыт и влияние внутри организации.

Для того чтобы грамотно управлять изменениями члены команды должен иметь весомое влияние, авторитет в коллективе и достаточные административные полномочия.

Если это требование не учитывается, может возникнуть серьезное противостояние в коллективе, что само по себе является негативным факторов и может к тому же поставить под угрозу срыва весь проект. Так, редакция одной из крупнейших российских газет приобрела систему автоматизации редакционной деятельности. Затраты, в том числе и на настройку, обновление парка персональных компьютеров, составляли сотни тысяч долларов. Но коллектив в течение двух месяцев после ввода системы в эксплуатацию работал по старинке. Технический директор, ответственный за внедрение, по ряду причин не смог переломить ситуацию. Чтобы инвестиции не пропали, генеральному руководителю пришлось пойти на крайние меры в виде ультиматума трудовому коллективу.

Одним из методов управления изменениями и важным элементом успешного проекта является обучение персонала. Очень часто это упускается из виду либо бессознательно, либо с целью экономии денег по данной статье расходов. И тут хорошей иллюстрацией является присказка ‑ «В руках дикаря самая современная техника просто груда железа». Конечно, данный афоризм – не более чем преувеличение, но нельзя ожидать эффективной работы от неподготовленных сотрудников. Как следствие резко падает окупаемость инвестиций. Так, руководитель одного достаточно известного предприятия выделил средства на приобретение и внедрение новой системы бухгалтерского учета. А вот на обучение бухгалтеров решил не тратиться. Не смотря на все доводы, так свое мнение и не изменил. Но только до тех пор, пока не произошла задержка со сдачей налоговой отчетности. Причиной задержки было неумение персонала пользоваться бухгалтерским комплексом.

Итак, всегда нужно осознавать, что персонал – ключевой ресурс любой организации и ошибки, связанные с управлением персоналом могут быть критичными по отношению к любому проекту, причем не только при внедрении информационных технологий.

Многие мелочи и просчеты негативно сказываются на проекте и их вообще легко упустить из виду. Избежать такого риска помогают план проекта и бюджет – необходимы инструменты эффективной работы менеджера проекта. Известно, например, что в строительстве риск возникновения нештатной ситуации гораздо меньше, потому что перед началом возведения здания все многократно просчитано, выверено и смоделировано.

Чем больше внимания уделяется подготовительной фазе и отдельным деталям исполнения, тем меньше придется делать корректировок и итераций по ходу проекта, тем больше шансы на успех проекта. При этом в отличие от строительства нового здания, команде по автоматизации приходится намного сложнее – ведь проект осуществляется в рамках работающей компании. По аналогии со строительством – по сути, происходит перестройка дома, без выселения жильцов. Каждый, кто пережил ремонт в квартире, поймет, что это такое.

Сколько же времени нужно посвящать планированию? Японцы, например, считают, что наиболее оптимальное сочетание подготовительного этапа и реализации 60% к 40%. Безусловно, это не абсолютная истина, но важно осознавать значение фазы планирования и предпроектного исследования. Существует множество примеров того, когда этапы планирования и предпроектных исследований просто пропускались с намерениями сэкономить деньги. В результате – приходилось платить за исправление уже проделанной работы, и даже не один раз.

Из данного количества альтернатив руководитель должен выбрать наиболее рациональные с точки зрения предприятия, наличия средств и свободного времени.

Итак, следует помнить, что риск неуспеха проекта во многом зависит от ошибок на стадии планирования и от правильного управления информацией в компании.

Оценка эффективности инвестиций в ИТ–проекты

Как уже отмечалось выше, нельзя начинать процесс инвестиций в информационные технологии, четко не определившись с результатами, которых хотелось бы достичь – без этого оценить эффективность инвестиций будет весьма проблематично.

Очевидно, что важным моментом здесь является наличие функционирующей на предприятии сбалансированной системы показателей, на основании которой производится мониторинг текущего состояния дел на предприятии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что называется ошибкой управления в автоматизации