Что называется оперативным штабом пожаротушения
Штаб пожаротушения (оперативный штаб на месте пожара)
Оперативный штаб на месте пожара (штаб пожаротушения) – это временно формируемый, по решению руководителя тушения пожара (РТП), нештатный орган управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара. Штаб пожаротушения оснащается штабным столом.
Когда создается штаб пожаротушения
Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:
Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.
Оперативный штаб на месте пожара располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:
Состав штаб пожаротушения
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.
Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-«бис») РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 55 Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте пожара.
Основные задачи штаба пожаротушения
Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:
В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте пожара по управлению силами и средствами по решению РТП может привлекаться подвижный пункт управления.
Работа штаба пожаротушения
Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.
Если подразделения получили распоряжение от штаба по радиосвязи, руководители подразделений докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае руководители подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.
Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Руководители подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты – в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.
Оперативный штаб, начальник тыла и руководители подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее мощность и добиваться высокой эффективности огнетушащих веществ.
Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать информацию с боевых участков, тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставляются со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций здания.
Обязанность начальника штаба – всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно, изменение обстановки на пожаре. В экстремальных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.
Полная статья Начальник оперативного штаба пожаротушения
Начальник штаба организует на пожаре работу ГДЗС. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара. Для эффективной работы состава штаб по анализу обстановки, выдаче распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать ЭВМ, диктофоны, набор приспособлений для нанесения схем и другую оргтехнику.
Оперативный штаб систематически информирует центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местной администрации и т.п.
В случае прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальника тыла, представители служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачи воды, пены и других огнетушащих веществ на пожар. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), определяет способы и порядок дозаправки машин.
С помощью ГИБДД штаб обеспечивает перекрытие участков улиц переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточник пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснение причины пожара, оказания помощи органам дознания и следствия, прибывших на пожар своевременное включение в работу пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений и т.п.
При пожарах на газовых и нефтяных скважинах, пожарах леса и торфопредприятий, метрополитена создаются специальные штабы или комиссии, в состав которых входят РТП, через свой оперативный штаб руководящий пожарной службой.
В задачи РТП и оперативного штаба входит организация морально-психологической работы с личным составом, принимающим участие в тушении, через начальников пожарных частей и их заместителей по работе с личным составом. Штаб включает их в активную деятельность на боевых участках, ориентирует их в обстановке для мобилизации личного состава на успешное выполнение задач по спасанию людей, сохранению общественного личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.
Организация связи оперативного штаба пожаротушения с участниками тушения пожара
Как было уже отмечено выше, непрерывность и работоспособность управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменение обстановки и ход действий по тушению пожара.
Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.
Штаб организует на пожаре:
Схема управления подразделениями на пожаре, через оперативный штаб, с организацией боевых участков и секторов проведения работ
Автоматизация деятельности оперативного штаба пожаротушения
В условиях усложнения процесса управления подразделениями перечисленные традиционные формы, оставаясь по-прежнему необходимыми, приобретают новое содержание и дополняются новыми формами.
Наряду с качественной оценкой возможных планов действий, сейчас все большее значение приобретает количественная оценка для обоснования решения.
Это открыло новые возможности для проведения количественного анализа и сравнения вариантов решения для формирования условий задач, т.е. для внедрения ее содержания в виде чисел, таблиц, формул, функциональных и вероятностных зависимостей, которые и могут служить основой для создания формализованных моделей действий. Объективная необходимость автоматизации управления действиями обусловлена, прежде всего, неуклонным возрастанием потока информации на пожаре. Этот процесс – закономерное явление в результате сложности обстановки на пожаре современных производств, зданий и сооружений и как следствие масштабов операций – повышении темпов и детализации действий по тушению пожара, разных неожиданных изменений в обстановке. Опыт тушения пожаров, а также проведения пожарно-тактических учений показывают, что в ходе тушения пожара или учения в штаб поступает большой объем информации. Вместе с этим, высокая скоротечность и маневренность действий по тушению пожара сокращает время, выделяемое на обработку информации и принятие решения, ведет к быстрому «устареванию» информации.
Все это требует сокращения сроков сбора информации, ее переработки и передачи. Успешное разрешение такого объективного противоречия находится в прямой зависимости от широкого и умелого применения вычислительной и информационной техники.
Применение вычислительной техники в деятельности оперативного штаба пожаротушения
Орган управления (РТП, штаб) не может дать однозначного ответа о необходимом количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом тушения сложных пожаров должно осуществляться на базе научных методов принятия решения с привлечением информационной техники и ЭВМ. Применение ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции хранения всей информации, которая в настоящее время делается вручную (расчет сил и средств, варианты обстановки, различные рекомендации и т.п.). можно ставить эксперименты по решению на ЭВМ целых комплексных задач управления процессом тушения пожара, главным из которых должен быть поиск оптимального варианта решения, способствующего сокращению срока между прибытием подразделения на пожар и началом активного тушения. Одним из путей такого сокращения может быть предварительное прогнозирование возможной обстановки на пожаре, чем обеспечивается уменьшение времени поиска решения. Процесс прогнозирования возможной обстановки базируется на анализе с помощью ЭВМ массива статистических данных о пожарах, аналогичных прогнозируемому. При этом прогнозирование не должно заканчиваться предварительным прогнозом возможной обстановки пожара, его необходимо продолжать и в ходе поиска оптимального решения РТП, штаба.
Быстродействие ЭВМ обеспечивает «выдачу» прогноза в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению. Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.
Нештатные должности в составе штаба пожаротушения
Нештатные должности в составе оперативного штаба на месте пожара:
Условное обозначение штаба пожаротушения
Условное обозначение места расположения оперативного штаба на месте пожара (ЧС)
Дополнительно об оперативном штабе на месте ЧС и о том когда он создается: читайте в материале по ссылке >>>
Читайте также дополнительный материал по теме:
Источники:
Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре.
Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре
Для её решения штаб должен иметь чёткие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чём они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их боевую готовность.
Такие данные оперативный штаб получает путём личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках тушения пожара, из данных разведки места пожара.
Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочётов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знанию должностными лицами на пожаре установленных сигналов.
С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию действий по тушению пожара, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчёты, необходимые РТП для принятия решения; планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению действий по тушению пожара; организует связь с подчинёнными, взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе действий по тушению пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчинённых на участках тушения пожара и позициях, за работой тыла на пожаре.
Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчётливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.
На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановки оперативный штаб подготавливает выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и в соответствии с решением РТП осуществляет планирование действий по тушению пожара и проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы.
Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остаётся умелая организация связи.
В период подготовки и ведения действий по тушению пожара одной из задач оперативного штаба является ведение учёта личного состава, пожарной техники. Данные об укомплектованности боевых расчётов поступают в момент заступления на дежурство. В тех случаях, когда неожиданно произошли резкие изменения в составе подразделений, об этом докладывается немедленно.
Являясь основным органом управления силами и средствами на пожаре, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.
Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления. Что касается их подготовленности и личных качеств, то здесь на первый план выдвигается высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество. Исключительно велика в этом роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 1. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мероприятий по организации и обеспечению действий по тушению пожара. В свою очередь они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчинённых, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.
Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчинённых зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.
РТП должен доверять начальнику штаба, поскольку он не просто исполнитель, а самый близкий помощник РТП. Со своими подчинёнными на основе общего замысла РТП, начальник оперативного штаба обдумывает все детали, готовит мотивированные предложения. С помощью его осуществляется контроль исполнения приказов и обеспечивается управление силами и средствами на пожаре.
Рис. 1. Модель деятельности начальника оперативного штаба на пожаре.
Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделениям РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предложения по решению, определить мероприятия по обеспечению действий по тушению пожара и организации управления.
Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчёт времени на организацию действий по тушению пожара, разрабатывает оперативные документы.
Но каким бы подготовленным ни был начальник оперативного штаба, он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. Поэтому в некоторых случаях он назначает помощников. От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех оперативного штаба в целом. Отсюда важнейшей задачей является обучение и воспитание сотрудников оперативного штаба, совершенствование методов их работы, повышение слаженности сотрудников оперативного штаба как основного органа управления.
Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависит от их организованности и чёткости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиаль-ность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.
Успешное выполнение задач управления возможно только при обеспечении самой тесной взаимосвязи в деятельности всех должностных лиц и органов управления. Как никогда раньше качество управления зависит не только от работы РТП и штаба, но и всех руководителей, возглавляющих пожарные подразделения или вызванных на место пожара для оказания помощи. Важнейшим показателем умелой деятельности органов управления является выполнение всех работ с высоким уровнем штабной культуры. В это понятие обычно входит система требований к уровню подготовки органов управления, к качеству выполняемых ими работ по управлению силами и средствами, которое отвечает характеру тушения пожара. В содержание штабной культуры вкладывается не только грамотная и аккуратная разработка документов, но и глубокое знание сотрудниками оперативного штаба вопросов тушения, высокий уровень их профессиональной подготовленности, умение изыскивать новые методы работы, обеспечивающие эффективное использование в тушении имеющихся сил и средств.
В любых условиях, в том числе и при внедрении автоматизированных систем управления, ни в коей мере не уменьшится роль РТП и штаба в руководстве силами и средствами. Новейшие технические средства окажут им неоценимую помощь, но не заменят человека, его творческую мысль, волю, логический анализ обстановки; по-прежнему РТП останется центральной фигурой в системе управления, а оперативный штаб – основным органом управления силами и средствами на пожаре.
Задачи материально-технического обеспечения тушения пожара решает начальник тыла, который входит в состав оперативного штаба и непосредственно подчиняется НШ.
Основными задачами тыла на пожаре являются:
Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 2.
Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили. В каждом гарнизоне необходимо иметь запас рукавов и пожарной техники, ГСМ.
В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и подготавливает необходимые сведения начальнику оперативного штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.
В ряде случаев на пожаре создаются условия, вызывающие необходимость в усилении тыла:
В этих случаях РТП должен выделить в помощь НТ одного – трёх человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.
В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику оперативного штаба. В его обязанности входит контроль за соблюдением личным составом правил охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил личному составу подразделений, принимающему участие в тушении пожара.
Оперативный штаб
Оперативный штаб – временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, который создается, если на тушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара. Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является зам. РТП. В состав оперативного штаба могут входить зам. начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и др. лица по усмотрению РТП Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
Основные задачи оперативного штаба: сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру; определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП; обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара; учёт сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации; создание на пожаре резерва сил и средств; обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре; обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре; реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.
Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или др. световым указателем красного цвета.
Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984
Оперативный прогноз – см. Прогнозирование.
Оперативный штаб МЧС России по ликвидации чрезвычайной ситуации – функциональная структура МЧС России, предназначенная для выявления причин, оценки характера чрезвычайной ситуации, выработки предложений по её локализации и ликвидации, осуществляющая руководство организацией и проведением мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации. О.ш. занимается: координацией действий всех служб и подсистем, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ; обеспечением деятельности соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям; организацией взаимодействия этих комиссий с органами военного командования, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций; О.ш. создаются на базе органов управления ГОЧС и заинтересованных организаций с учётом специфики возникновения чрезвычайных ситуаций.
Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре.
Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:
· привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;
· организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;
· необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.
Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.
В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара входят: заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.
Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:
· сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;
· определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;
· обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
· организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;
· составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;
· создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;
· обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;
· обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;
· реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;
· организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).
Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:
Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник и направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжение какого участка на пожаре поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета на нем, а также участок на пожаре, где должно выполнять задачи это подразделение.
Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.
Если подразделения получили распоряжение оперативного штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить о своем прибытии.
На оперативный штаб возлагаются сложные задачи. Среди них одно из первых мест по своему значению занимает поддержание постоянной готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач.
Для ее решения штаб должен иметь четкие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чем они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их готовность к применению.
Такие данные оперативный штаб получает путем личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников оперативного штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.
Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочетов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знании. Должностными лицами на пожаре установленных сигналов.
С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию тактико-технических действий, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчеты, необходимые РТП для обоснования принимаемых решений, планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению тактико-технических действий; организует связь с подчиненными взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе тушения пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчиненных на участках и позициях, за работой тыла на пожаре.
На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановка оперативный штаб готовит выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и, в соответствии с решением РТП, осуществляет планированием тактико-технических действий; проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы, уполномоченные по решению задач ГО, ЧС и пожарной безопасности.
Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остается умелая организация связи.
В период подготовки и ведения тактико-технических действий одной их задач оперативного штаба является учет личного состава и пожарной техники, прибывающей к месту вызова и остающейся в резерве.
Являясь основным органом управления силами и средствами на крупных и сложных пожарах, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.
Начальник оперативного штаба пожаротушения
НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение задач:
· готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений, предложения по организации тушения пожара и проведении АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;
· организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;
· организовывает расстановку сил и средств подразделений;
· докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;
· организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.
— отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведения АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;
— отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР, с последующим обязательным докладом о них РТП;
— требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;
— отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).
НШ доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению деятельности на пожаре. В свою очередь, они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчиненных, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.
Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчиненных зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.
Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделению РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предположения по решению, определить мероприятия по обеспечению тактико-технических действий и организации управления.
Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчет времени на организацию тактико-технических действий, разрабатывает оперативные документы.
Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависти от их организованности и четкости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиальность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.