Что называется окончанием и основой слова 5 класс

Основа слова и окончание

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окончания.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва, выяс­ним, из каких частей она состо­ит, вхо­дит ли окон­ча­ние в основу.

Состав слова

В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — морфемы:

Морфема — это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма».

Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие морфемы:

сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание.

Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

Что называется окончанием и основой слова 5 класс

Корень слова

Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, например:

суще­ству­ет пред­мет «тра­ва», и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные слова:

Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом — «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья».

Что называется окончанием и основой слова 5 класс

Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

Приставка

Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые слова:

Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское значение.

Что называется окончанием и основой слова 5 класс

Суффикс

Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые слова:

Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

Что называется окончанием и основой слова 5 класс

Окончание

В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, например:

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся прежним.

С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — предложение.

Сравним:

Что называется окончанием и основой слова 5 класс

Что такое основа слова

Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние, например:

В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го слова:

Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

Видеоурок

Источник

5 класс «Окончание и основа слова»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Окончание и основа слова»

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – карточки самоконтроля.

Основные понятия – основа слова, окончание.

1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя.

Прозвенел у нас звонок,

Все настроились на урок!

2. Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика. Проверим наши знания. Итак, отправляемся в путь. Ответим на мои вопросы:

1.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

2.Что такое лексическое значение слова?

3.Что такое грамматическое значение слова?

4.Какие морфемы вы знаете?

5.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)

6.Как называются слова, имеющие один корень, но отличающиеся тем, что у них разная основа слова?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

3. Изучение темы. Целеполагание.

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).

-Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания, определять основу слова, указывать грамматическое значение окончания)

Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

Ночь, ударять, сильный, мороз.

Пушистый, снежинка, кругом, падать, на земля.

Понятен ли смысл каждой строчки? Что надо сделать, чтобы из этих слов получились предложения? ( Надо изменить окончание: измениеть падеж, число, род сущ., прилаг, число, лицо. род, глагола)

А что еще нужно сделать, чтобы получилось предложение? ( Добавить предлог)

Составление предложения со словами 1 строчки( устно)

( Изменяемая значимая часть слова).

На доске записано « на земля», а у вас в тетрадях? (На землю)

— Что образует окончание? Форму слова или однокоренные слова? ( форму слова)

— Как графически вы выделяли окончания? (Квадрат)

-Что вызвало затруднение?

-Мы выделили окончание в изменяемых словах пушистые, снежинки, падали, на землю. Они имеют окончания, а как сказать о неизменяемых словах – наречиях, междометиях, несклоняемых существительных? (Оканчиваются на …)
Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

— Как выделяется основа слова?

— Что заключено в основе слова (Его лексическое значение)

— Если у слова «кругом» нет окончания, то как мы выделим основу слова в этом слове?( Основой будет все слово)

— В каком слове основа равна корню? (земле)

Выделите основу слова в слове «сегодня» ( При наличии времени)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).

— Определите грамматическое значение окончаний у слов

К доске выходят 3 ученика ( индивидуальная) работа

5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.

— Ребята, среди окончаний может быть нулевое. Встречается у существительных, в краткой форме прилагательных. В глаголах прошедшего времени. Как вы можете объяснить выражение «нулевое окончание?» (Оно не выражено звуками)

Запись в тетрадь : день, у берез, поместил.

Вывод: в этих словах есть нулевое окончание в сущ. 2 скл. И, В. падежей, у сущ. р.п., мн.ч., ж.р.; у глаг. м.р. прош. вр.

Повторение полученных знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
– Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

Запишите в первый столбик слова, которые имеют окончание о, во второй – оканчивающиеся на о

Какао,небо, спасибо, кружево. зарево, топливо, слово, одинаково, рабство, чувство.

Составьте предложение со словом «самбо». (Президент России занимается самбо).

— Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

1. для чего служит окончание;

2. какое значение заключено

3. как выделить окончание в слове;

4. как определить основу слова.

1. определять, что называется окончанием;

2. указывать значения, выраженные окончанием;

3. выделять окончание (в изменяемых словах);

4. выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).

Рефлексия учебной деятельности

Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли? ( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.

Источник

Конспект урока русского языка 5 класс «Основа и окончание слова» (технологическая карта урока)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка 5 класс

Тема: «Окончание и основа слова»

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные : осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации.

Личностные :– сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.

Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, оценочные листы, магниты.

Основные понятия – основа слова, окончание.

Вступительное слово учителя:

— Ребята, какой у вас любимый праздник в году? (Новый год)

— А в какое время года мы его празднуем? (Зима)

— Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1)

— Нарисуйте свое настроение на полях.

— Запишем число, классная работа. (Слайд 2)

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

— А что такое окончание?

— Что можно сделать с этими окончаниями?

— Можно ли по окончанию определить часть речи?

— Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре)

-Как называется часть слова без окончания?

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Физминутка для глаз

Определение темы и целей урока.

— О чем же сегодня мы будем говорить? (Слайд 6)

— Какие цели мы перед собой поставим?

— Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение)

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

Работа с деформированными предложениями. (Слайд 7)

1 в. В, январь, ударять, сильный, морозы.

2 в. Пушистый, снежинки, падать, на, земля.

— Можно ли сказать, что это предложения?

— Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

— Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 8) Светофор

— Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.

— Какие значения имеет слово?

-Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова?

Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания и основы, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Какая же зима без снега. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели, закружились, упали на землю. Дети из снега стали лепить снеговика. А потом слепили снежки и весело бросали их друг в друга. Наступил вечер, и все вернулись домой.

Чтение пар.12 (теоретич. материал)

Работа в паре «Проверь друга» (рассказывают правила), упр.82

Предлагает выполнить упр. 83 (Слайд 9)

На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных;

На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек;

На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста .

— Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал. Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал. (Слайд 10)

4. Упр.85.( с комментированием)

Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

Контроль усвоения материала

Работа с сигнальными карточками. ДА-НЕТ. Зачитывает вопросы.

– Ответьте кратко: да или нет ):

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

Самостоятельная работа. Упр.86.

Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом

Самостоятельно выполняют работу.

Регулятивные ( контроль, коррекция, оценка)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придется потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться.

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Упарю 12, упр.88, словарн. раб. (слова вначале пар. * состав. 3 предложения)

Источник

Конспект урока русского языка в 5 классе «Окончание и основа слова»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель : Колупаева А. А.

Предмет: русский язык

Тема: Окончание и основа слова. (§12) С.42-45

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический мето д, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, фоторисунки на заданную тему, карточки самоконтроля.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – основа слова, окончание.

Мультимедийное оборудование, презентация, задания для каждой группы.

учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын – М.: Просвещение, 2012

1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя.

Прозвенел у нас звонок

Все настроились на урок

Откройте тетради, запишите число.

Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация знаний.

Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика». Для того, чтобы продолжить наше путешествие, мы должны проверить наши знания. Но помните,жители этой страны очень серьёзные и поэтому не любят тех, кто кричит, мешает другим работать. Знайте, в этой стране нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один. Итак, отправляемся в путь.

Внимательно посмотрите на слайд( №1) и ответьте на вопрос:

1.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)

2.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

3.Как вы понимаете лексическое значение слова?

4.Что такое грамматическое значение слова?

5.Какие морфемы вы знаете?

6.Как называются слова, имеющие одно значение корня?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

Изучение темы. Целеполагание.

Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Для чего служит окончание?
– Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может быть вы мне поможете?

День Учителя

В году много праздников. Осенью мы отмечаем День Учителя. С утра все школьники идут с букетами цветов. В нашей школе повесили красивый плакат с поздравлениями. Мы красиво украсили класс шарами. Ваня и Петя выучили стихотворения об учителях. Катя принесла большой букет роз.

А чего в этом письме не хватает? ( Окончания). давайте исправим ошибки.

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).

Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания).

Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться. ).
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир- ).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

А что вы знаете об окончани?

Вы знаете, что при помощи приставки и суффикса образуются новые слова. А какую же роль играет окончание? ( Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.)

Обратите внимание на слайд (№ 5 )

слайд – деформированный текст

Прочитайте слова первой строчки. Понятен смысл каждого из них? (Понятен.)

— Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)

— Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

Работаем коллективно у доски. Составляем предложение, выделяем окончание и основу слова, разбираем предложение по членам и даём характеристику предложениям.

Ночью пошел сильный дождь .( повеств., невоскл, двусоставное, …

Порывистый ветер сбивал листья с веток. .

Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).

5. Первичное закрепление материала.

Работа с учебником.

6 . Самостоятельная работа с самопроверкой
– Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

Слайд №5.
– Проверьте свою работу.Слайд№6

– У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
– Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
– Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?

1.для чего служит окончание;

2.какое значение заключено

3.как выделить окончание в слове;

4.как определить основу слова.

1.определять, что называется окончанием;

2.указывать значения, выраженные окончанием;

3.выделять окончание (в изменяемых словах);

4.выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).

7. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, скажите, Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)

Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли? ( Окончание
– это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.
Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
– Над чем еще надо поработать?
– У кого не было затруднений по новой теме?

8. Домашнее задание: Выучить правило на С. 42, у пражнение 91(п 1,2 — всему классу, +п.7 для сильных учеников).

Источник

Урок русского языка в 5 классе по теме окончание и основа слова

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5 класс Русский язык

Цель урока: углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Планируемые образовательные результат ы:

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные : проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

Кто быстрее найдет лишнее слово в ряду

— Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

— Как образуются формы одного и того же слова?

Найти в тексте однокоренные слова и объяснить их значение

Грибов в нашем лукошке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь грибников.

Выделить корни. Установить его значение

Определить, к каким частям речи принадлежат однокоренные слова

2.Формулирование темы урока.

— Каковы будут цели нашей работы?

3.Определение целей урока.

4.Работа по теме урока.

Записать текст, Вставить пропущенные орфограммы

Ч..ремуха- очень веселое деревцо. Она всегда улыбается, а весной даже смеется. Мы любуемся цв..тущей ч…ремухой.

Определяем значение слова «черемуха» ( слайд)

Выписать грамматические формы слова «черемуха» из текста. Выделить окончания.

При помощи чего образуются формы слова?

Какова роль окончаний? ( служат для связи слов в предложении и СС)

Что заключено в основе слова?

Найдем в тексте прилагательные и глаголы. Выделим окончания. Определим грамматическое значение окончаний

Работа по тексту. ( текст выведен на доску)

Вводится понятие нулевое окончание.

Комментированное письмо. Записываем слова. Определяем нулевое окончание, какие грамматические формы оно образует

Водопад, вертолет, космодром, берез, рябин, сестер, грузин, сапог, человек, яблок, ночь, новость, прилежен, трудолюбив.

Логическая задача. « Вася и Петя записали слова «Депо, пальто, сегодня, наверху» и задумались, Чем похожи эти слова. Помогите мальчикам.

( это неизменяемые слова, они не имеют окончаний)

Работа в группах ( 3 группы)

1 группа – определяет грамматическое значение окончаний существительных

3 группа- определяет грамматическое значение окончаний глаголов

Через п. ляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тр…пинка.

Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем с вами цифровой диктант «Верные и неверные высказывания». Код диктанта такой: 1 – ДА, 0 – НЕТ. Готовы?

1) Окончание – это словообразующая морфема. (0)

2) Основа – это часть слова без окончания. (1)

3) Основа – это формообразующая морфема. (0)

4) Окончание, пропадающее при изменении слова в какой-то его форме, называется нулевым. (1)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *