Что называется нераспространенным предложением
Распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения
теория по русскому 🐻 синтаксис
По грамматическому составу различают предложения двух типов: распространённые и нераспространённые.
Нераспространенные предложения
Предложения, состоящие только из грамматической основы (двух главных членов или одного из них), называются нераспространёнными.
Частицы, предлоги и союзы не являются членами предложения, поэтому не влияют на распространённость предложения!
Распространенные предложения
Предложения, в составе которых имеются любые второстепенные члены, называются распространёнными.
Наличие определения, приложения, дополнения, обстоятельства позволяет отнести предложение к разряду распространённых. При этом предложение может быть как двусоставным, так и односоставным. Примеры:
Полные предложения
Простые предложения бывают полными и неполными.
Полными предложениями называются те, в которых есть все структурно необходимые члены предложения, выражающие относительно законченную мысль.
« Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки » (И.А. Гончаров).
Сказуемое в предложении согласуется с подлежащим и управляет дополнением и обстоятельством; дополнения «усталости», «скуки» зависят от дополнения «выражением». Таким образом, предложение представляет собой непрерывную цепочку связей между словами.
Неполные предложения
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Возможность пропуска члена предложения объясняется тем, что они легко восстанавливаются на основе контекста (языкового окружения), речевой ситуации или из структуры самого предложения.
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные, как распространённые, так и нераспространённые предложения. Использование неполных предложений необходимо, чтобы избежать тавтологии, облегчить речь либо упростить конструкции сложных предложений. Пример:
Второе предложение отдельно от первого звучит бессмысленно, но, зная первое, мы легко восстановим недостающее сказуемое «пришла». Поэтому предложение «Катя (пришла)» будет неполным.
В неполных предложениях могут быть пропущены следующие члены:
Неполные предложения бывают трёх типов: контекстуально-неполные, диалогически-неполные, ситуативно-неполные.
Контекстуально-неполные предложения
В подобных предложениях опущенный элемент легко восстанавливается из предшествующего контекста и пропущенных членов может быть больше одного:
«Правда правдой остаётся, а молва себе – молвой» (А.Т. Твардовский).
Диалогически-неполные предложения
Предложения этого типа являются элементами диалога (вопросно-ответная форма). Неполным предложением чаще всего является ответная реплика:
«– Куда и откуда? / – Из Вологды в Керчь… А вы-с? / – Из Керчи в Вологду…» (А.Н. Островский)
Ситуативно-неполные предложения
Подобные предложения звучат как коммуникативное целое и обладают только грамматической неполнотой. Например, команда «Ещё раз!» может быть восстановлена до полной формы («Ещё раз скажите», «Сделайте ещё раз»), но и без дополнительных членов смысл этой фразы ясен.
Эллипсис
Неполнота предложения может использоваться как средство художественной изобразительности. Такая стилистическая фигура называется эллипсисом – намеренным пропуском какого-либо члена предложения: «Татьяна – в лес, / Медведь – за ней» (А.С. Пушкин). Пропущенные члены в эллиптических предложениях, как правило, не восстанавливаются из контекста, а являются очевидными для говорящих.
Пунктуация в неполных предложениях
В неполном предложении на месте пропущенного члена ставится тире, если пропущенный член находится в середине предложения и восстанавливается из предшествующей части или на месте пропуска делается пауза. Примеры:
«А ты любишь пироги с зелёным луком? Я – страсть как!» (М. Горький); «За шоссе – берёзовый лесок» (И.А. Бунин)
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
Нераспространенные предложения. Примеры
Стало дождливо и пасмурно.
Посетитель оказался нетерпелив.
В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!
Распространенные предложения. Примеры
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)
Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)
Как составить нераспространенное предложение
Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.
Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:
Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.
Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.
Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.
Как распространить нераспространенное предложение
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.
Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания
Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.
Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.
Распространенное и нераспространенное предложение
Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения
Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.
Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Обстоятельства выражаются разными способами:
Правило встречается в следующих упражнениях:
Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 44,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 175,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 39,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 166,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 15,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 60,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 417,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 10,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 26,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 225,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 147,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 180,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 459,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 353,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 443,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 695,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 9,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 484,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 74,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 173,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 58,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной — 2015 год
Что такое распространенные и нераспространенные предложения — ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: познакомить с понятиями распространенное и нераспространенное предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента “светофор”.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Бегут мешки дырявые.
Из мешков течет вода. (Туча.)
От всех ее защищают. (Шипы.)
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями —
Листьями деревьев. (Жираф.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (Чучело.)
— Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.
— Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ—ШИ пиши с буквой И. ЧА—ЩА пиши с буквой А. ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите предложение: “Щука дремлет”.
— Объясните значение слова дремлет. (Дремать — некрепко спать, быть в состоянии полусна.)
— Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.
— Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)
— Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит только из основы, а другое — из основы и второстепенных членов предложения.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что такое распространенные и нераспространенные предложения?)
— Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Утро.)
— На какие две группы можно разделить все предложения в тексте? (1 — предложения, состоящие только из основы; 2 — предложения, состоящие из основы и второстепенных членов предложения.)
— Запишите предложения, состоящие только из основы. (Дети самостоятельно выписывают эти предложения.)
— Прочитайте правило и скажите, как называются предложения, которые вы выписали. (Нераспространенные, потому что они состоят только из основы.)
— Как называются предложения, которые вы не выписывали? (Распространенные, потому что в них, кроме основы, есть второстепенные члены предложения.)
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не связаны по смыслу.)
— Составьте из слов нераспространенное предложение. (Лисятки играют.)
— Составьте распространенное предложение. (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.)
— Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.
— Какое из записанных предложений вам нравится больше?
— Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.
— Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколько учащихся зачитывают свои варианты.)
— Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное — Н.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Они рады весеннему свету.
(Самопроверка (сверка с образцом на доске), самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие предложения называются распространенными?
— Какие предложения называются нераспространенными?
— Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?
IX. Домашнее задание
Выполнить упр. 42 (с. 36).
Программный уровень. Дополнить предложение второстепенными членами письменно.