Что называется искусством история 5 класс ответ
Тест по истории Возникновение искусства и религиозных верований 5 класс
Тест по истории Древнего мира Возникновение искусства и религиозных верований для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 вопросов с выбором ответа в части В — 1 вопрос с кратким ответом.
1 вариант
А1. К какому виду исторических источников относится пещерная живопись?
1) изобразительным
2) письменным
3) вещественным
А2. Как называется пещера, в которой археолог и его дочь обнаружили древнейшие рисунки?
1) Альтамира
2) Капова
3) Ляско
А3. Для чего первобытные художники помещали свои рисунки в глубине пещер?
1) чтобы от лучей солнца рисунки не тускнели
2) чтобы скрыть их от других племён
3) чтобы звери были «заколдованы» и не ушли с этой территории
А4. Первобытные люди клали в могилу сородича одежду и орудия, потому что
1) оставлять их было плохой приметой
2) верили, что они понадобятся в загробной жизни
3) сородич при жизни любил эти вещи
A5. Какими красками пользовались первобытные художники?
1) красной, чёрной, коричневой
2) розовой, зелёной, жёлтой
3) красной, зелёной, чёрной
В1. Установите соответствие между изображениями животных и названиями пещер, в которых они были обнаружены.
А) бизон
Б) мамонт
В) лошадь
1) Капова пещера
2) Альтамира
3) Ляско
2 вариант
А1. Каких животных изобразил на потолке пещеры древнейший художник?
1) собаку
2) бизонов
3) жирафов
А2. Пещера Альтамира находится
1) в Восточной Африке
2) в Северной Испании
3) во Франции
А3. Почему первобытные художники изображали животных?
1) так они пытались сделать охоту успешной
2) они не умели рисовать никого другого
3) они надеялись, что так они смогут сделать животных домашними
А4. Что помогает учёным разгадать назначение пещерных рисунков?
1) подробное описание рисунков
2) наблюдение за жизнью племён, находящихся и сегодня на первобытной стадии развития
3) изучение состава красок, которыми пользовались художники
A5. Какое представление из названных относится к религиозным верованиям?
1) каждый взрослый человек должен передавать опыт младшим
2) перед охотой нужно совершить колдовской обряд
3) женщина должна хранить домашний очаг
В1. Установите соответствие между названиями пещер и местом их расположения.
А) Ляско
Б) Альтамира
В) Капова
1) Северная Испания
2) Урал (Россия)
3) Франция
Ответы на тест по истории Возникновение искусства и религиозных верований
1 вариант
А1-1
А2-1
А3-3
А4-2
А5-1
В1-213
2 вариант
А1-2
А2-2
А3-1
А4-2
А5-2
В1-312
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
Основные термины и даты по истории Древнего мира (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.
5.Соседская община- коллектив людей, не связанных родственными узами.
Глава 4.Древний Египет.
1.Государство – это организация власти одного класса над другим.
Глава 5.Древнее Двуречье.
612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.
Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.
Глава 7.Древняя Греция.
ж)Афина- богиня мудрости, справедливой войны.
Глава 8. Полисы Древней Греции.
1.Пирей- главный порт Афин.
11. Театр — место для зрелищ.
17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;
2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)
Поход Александра Македонского на Восток.
Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством
Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет
Осада и взятие Тира
Подчинён бассейн Средиземного моря
Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы
Битва при Гавгамелах
Война в Бактрии и Согдиане
Подавлены последние очаги сопротивления в Персии
Война в Индии. Битва
с Пором при Гидаспе.
Крайние истощение сил македонского войска
Смерть Александра Македонского
Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.
Глава 11.Древнейший Рим.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.
11. Имение — земельное владение богатого человека.
Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
313 год нашей эры— Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мастер-класс. Урок в 5 классе «Возникновение искусства и религии».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Возникновение искусства и религии..docx
Урок 14. Возникновение искусства и религии.
1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления
2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;
3.воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.
I. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала.
В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте
вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы
1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно
будет давать ответы.
2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:
Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?
Как изменился животный мир?
Что называется родовой общиной?
■ Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное
похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых
природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть
землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились
более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал
лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,
3. Решение творческих задач с классом
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий
и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось
установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767,
Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих
Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше
медведей и леопардов.
А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.
Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на
стоянки людей каменного века?
Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо
обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).
III. Переход к изучению новой темы
интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.
Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?
1.Причины появления религии
Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя :душа не успеет вернуться.
Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.
Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».
В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.
2.Работа с дополнительной литературой.
Цитируется небольшой текст.
«. Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось
женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — височными
подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными
комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.
Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей
превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них
найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части
конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное. »
3. Беседа по вопросам к тексту.
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные
памятники, а значит информаиию.)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в
стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им
или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о
появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей
усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью
управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их
представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных
людей зародилась вера в богов, религия
Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных
зверей. Как вы думаете, почему?
Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.
Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не
уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.
Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное
на песке животное.Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,
сделанные в наши дни
Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником
Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или
колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим
уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка
волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает
Это были первые религиозные верования
Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные
ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования
в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.
4. Работа над новым понятием.
Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради
1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.
2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.
3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.
Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны
Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.
Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек
приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.
Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и
не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук
на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего
человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.
Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось
Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.
В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.
В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего
искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.
Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о
древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку
информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях
обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.
5. Работа над новым понятием.
Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба
Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.
Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне
и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.
Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды. )
Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве
А теперь мы проведём физкультминутку.
Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради
Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради ( выпуск 1) Задание 9, с. 11.
Ответьте на вопросы:
Каким словом можно заменить следующие выражения;
Вера в богов и духов —_______________(религия).
Изображения почитаемых богов и духов —_____________(живопись).
Подарки богам и духам —____________________(жертвоприношение).
Поражение копьями нарисованное животное — ________________ (колдовской обряд).
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).
1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?
2.Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения
о жизни первобытного человека они могли там получить?
3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?
4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?
5.Какие краски использовали первобытные художники?
6.Что чаще всего изображали первобытные художники?
Задание на самоподготовку
2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.
3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.
1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007
2.Всемирная история :в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998
3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007
4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс»Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год
8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 5 Искусство и религия первобытных людей
Стр. 23. Ключевые вопросы
№ 1. Что побуждало первобытных людей создавать рисунки, скульптуры?
Искусство первобытных людей было тесно связано с их верованиями. Большинство сюжетов пещерной живописи посвящено животным, на которых люди охотились. Животных часто изображали ранеными, утыканными копьями. Поверх некоторых звериных силуэтов нарисованы топоры и дубинки. Люди верили в то, что между животным и его изображением, существует магическая связь: они надеялись повторить в реальности сцены удачной охоты, запечатлённые на стенах и сводах пещер. Вера в удачу увеличивала силы охотников, а успех укреплял веру.
№ 2. Какими были верования древних людей?
Случалось, что обычным предметам приписывали волшебные свойства. По представлениям древних людей, уберечь от беды или принести удачу могли амулеты, талисманы, узоры на одежде, украшения.
У первобытных людей возникла вера в душу. Считалось, что она покидает тело во время сна. Люди полагали, что душа человека после его смерти продолжает жить в «стране мёртвых». Они стали хоронить умерших, совершая погребальные обряды, клали в могилы различные вещи, считая, что они потребуются человеку после смерти, сооружали большие могильники — курганы.
Люди верили и в существование духов, наполняющих окружающий мир. Как им казалось, свои духи есть у всего в природе — животных и растений, рек, камней. Веру в существование души и духов называется анимизмом (от лат. anima — душа). Верили наши далёкие предки и в существование высших могущественных сил — богов. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу, дождь — всё, от чего зависела жизнь, что могло нести угрозу.
Люди не знали, как появилось на земле человечество. Первобытные охотники предположили, что их далёкими предками были животные. Каждый род считал своим предком какого-то зверя. Иногда рядом с жилищами устанавливали вырезанные из камня или дерева изображения зверей-предков. Первобытные охотники рисовали на теле изображение того зверя, чьё имя носил род. Такое верование называлось тотемизмом.
Постепенно представления людей о богах менялись и усложнялись. Так появилась религия — вера в сверхъестественные силы, управляющие жизнью людей и природой, и поклонение им.
Стр. 26. Итоговые вопросы
№ 1. Где, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены изображения, сделанные древними людьми? Какое значение имели подобные находки?
Долгое время археологи находили в пещерах древних людей только орудия труда, кости, золу и угли древних очагов. Но в 1879 году в Испании было сделано важное открытие. Археолог Марселино де Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира. Он бывал в ней раньше, но на этот раз взял с собой свою маленькую дочь Марию. Гуляя по пещере, Мария увидела на одном из сводов красочное изображение стада бизонов, сделанное красной, жёлтой и чёрной краской.
Многие ученые сначала сомневались, что это работа первобытных людей. Но пещерную живопись обнаружили и в других местах. Сейчас их известно более трехсот, в том числе и в России. В Каповой пещере на Урале изображены мамонты, лошади и другие животные. Краски были природного происхождения, кисти делали из кусочков шерсти, привязывая их к небольшим костям. Иногда краску наносили на рисунок пальцами или использовали для этого маленькие кусочки меха, пучки мха.
В сентябре 1940 года четверо французских школьников случайно обнаружили пещеру Ласко, стены которой были сплошь покрыты рисунками людей и животных — быков, зубров, носорогов, лошадей и оленей. Учёные определили возраст рисунков — 15 тысяч лет.
Найдены также наскальные рисунки, нанесённые краской или вырезанные на камне и древнейшие скульптуры — фигурки животных и людей, сделанные из камня, кости или глины. Некоторые из них были созданы около 30 тысяч лет назад. На изделиях древних людей из кости, глины, дерева нередко можно увидеть узоры. Так постепенно зарождалось искусство.
№ 2. Что чаще всего изображалось на рисунках древнего человека? Для чего они создавались?
По мнению ученых, искусство первобытных людей было тесно связано с их верованиями. Большинство сюжетов пещерной живописи посвящено животным, на которых люди охотились: это мамонт, олень, бык, медведь, дикая лошадь. Животных часто изображали ранеными, утыканными копьями. Поверх некоторых звериных силуэтов нарисованы топоры и дубинки.
№ 3. Почему у древнего человека появилась вера в существование особых высших сил? Кому поклонялись древние люди?
Первобытные люди внимательно наблюдали за природой, но не всегда правильно понимали, что происходит в мире.
Первобытные люди верили в душу. Считалось, что она покидает тело во время сна. После смерти человека его душа продолжает жить в «стране мёртвых». Люди стали хоронить умерших, совершая погребальные обряды, клали в могилы различные вещи, считая, что они потребуются человеку после смерти, сооружали большие курганы.
Люди верили и в существование духов, наполняющих окружающий мир. Как им казалось, свои духи есть у всего в природе — животных и растений, рек, камней. Веру в существование души и духов называется анимизмом (от лат. anima — душа). Верили наши далёкие предки и в существование высших могущественных сил — богов. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу, дождь — всё, от чего зависела жизнь, что могло нести угрозу.
Первобытные охотники предполагали, что их далёкими предками были животные. Каждый род считал своим предком какого-то зверя. Иногда рядом с жилищами устанавливали вырезанные из камня или дерева изображения зверей-предков. Первобытные охотники рисовали на теле изображение того зверя, чьё имя носил род.
Первобытные люди представляли себе богов в виде людей или животных. Они создавали идолов – изображения богов, думая, что боги вселяются в них. Чтобы боги услышали просьбы людей и оказали помощь, идолам приносили подношения, произносили магические заклинания, совершали различные обряды. Хранителями обрядов и заклинаний являлись колдуны. Постепенно представления людей о богах менялись и усложнялись. Так появилась религия — вера в сверхъестественные силы, управляющие жизнью людей и природой, и поклонение им.
№ 4. Расскажите об обрядах древних людей. Для чего их проводили?
Первобытные люди верили в душу. Считалось, что она покидает тело во время сна. После смерти человека его душа продолжает жить в «стране мёртвых». Люди стали хоронить умерших, совершая погребальные обряды, клали в могилы различные вещи, считая, что они потребуются человеку после смерти, сооружали большие курганы.
Первобытные люди создавали изображения богов, думая, что боги вселяются в них. Чтобы боги услышали просьбы людей и оказали помощь, идолам приносили подношения — жертвы, произносили магические заклинания, совершали различные обряды. Хранителями обрядов и заклинаний являлись колдуны.
№ 5. Объясните, откуда учёные узнают о верованиях древних людей.
Первобытные люди объясняли происходящие в мире явления так, как они это понимали. В глубокой древности возникли мифы — доступные объяснения того, что происходит в окружающем мире. За десятки тысяч лет люди придумали бесчисленное множество мифов. Например, в одном древнем мифе говорится, что бог солнца — это царь над всеми богами. Такой миф мог возникнуть только тогда, когда у людей уже существовала царская власть. Изучая мифы, учёные узнают многое о жизни и мышлении людей в древности.
Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ