Что называется химической реакцией 8 класс
Химическая реакция
Хими́ческая реа́кция — превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции). В отличие от ядерных реакций, при химических реакциях ядра атомов не меняются, в частности не изменяется их общее число, изотопный состав химических элементов, при этом происходит перераспределение электронов и ядер и образуются новые химические вещества.
Химические реакции происходят при смешении или физическом контакте реагентов самопроизвольно, при нагревании, участии катализаторов (катализ), действии света (фотохимические реакции), электрического тока (электродные процессы), ионизирующих излучений (радиационно-химические реакции), механического воздействия (механохимические реакции), в низкотемпературной плазме (плазмохимические реакции) и т. п. Взаимодействие молекул между собой происходит по цепному маршруту: ассоциация — электронная изомеризация — диссоциация, в котором активными частицами являются радикалы, ионы, координационно-ненасыщенные соединения. Скорость химической реакции определяется концентрацией активных частиц и разницей между энергиями связи разрываемой и образуемой.
Содержание
Классификация
Существует большое количество признаков, по которым можно классифицировать химические реакции.
По фазовому составу реагирующей системы
По изменению степеней окисления реагентов
В данном случае различают
Пример окислительно-восстановительной реакции — горение водорода (восстановитель) в кислороде (окислитель) с образованием воды:
Пример реакции диспропорционирования — реакция разложения нитрата аммония при нагревании. Окислителем в данном случае выступает азот (+5) нитрогруппы, а восстановителем — азот (-3) катиона аммония:
По тепловому эффекту реакции
Все реакции сопровождаются тепловыми эффектами. При разрыве химических связей в реагентах выделяется энергия, которая, в основном, идет на образование новых химических связей. В некоторых реакциях энергии этих процессов близки, и в таком случае общий тепловой эффект реакции приближается к нулю. В остальных случаях можно выделить:
Тепловой эффект реакции (энтальпию реакции, ΔrH), часто имеющий очень важное значение, можно вычислить по закону Гесса, если известны энтальпии образования реагентов и продуктов. Когда сумма энтальпий продуктов меньше суммы энтальпий реагентов (ΔrH 0) — поглощение.
По типу превращений реагирующих частиц
Химические реакции всегда сопровождаются физическими эффектами: поглощением и выделением энергии, например в виде теплопередачи, изменением агрегатного состояния реагентов, изменением окраски реакционной смеси и др. Именно по этим физическим эффектам часто судят о протекании химических реакций.
Химические процессы, протекающие в веществе, отличаются и от физических процессов, и от ядерных превращений. В физических процессах каждое из участвующих веществ сохраняет неизменным свой состав (хотя вещества могут образовывать смеси), но могут изменять внешнюю форму или агрегатное состояние.
В химических процессах (химических реакциях) получаются новые вещества с отличными от реагентов свойствами, но никогда не образуются атомы новых элементов. В атомах же участвующих в реакции элементов обязательно происходят видоизменения электронной оболочки.
В ядерных реакциях происходят изменения в атомных ядрах всех участвующих элементов, что приводит к образованию атомов новых элементов.
С помощью химических реакций можно получать практически важные вещества, которые в природе находятся в ограниченных количествах, например азотные удобрения, либо вообще не встречаются по каким-либо причинам, например сульфаниламиды и другие синтетические лекарственные препараты, полиэтилен и другие пластмассы. Химия позволяет синтезировать новые, неизвестные природе вещества, необходимые для жизнедеятельности человека. Вместе с тем, неумелое или безответственное химическое воздействие на окружающую среду и на протекающие природные процессы может привести к нарушению установившихся естественных химических циклов, что делает актуальной экологическую проблему (загрязнение окружающей среды) и усложняет задачу рационального использования природных ресурсов и сохранения естественной среды обитания на Земле.
Разработка по химии на тему «Химические реакции» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет – химия 8 класс
Тема урока: «Химические реакции»
Тип урока – комбинированный
Цель урока: изучение признаков химических реакций и условий их протекания.
Развивающие: продолжить формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, говорить и высказывать свои мысли; умения самостоятельной работы с тестовыми заданиями, дополнительной информацией; умения работать в группах и индивидуально.
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к познанию и к предмету химии; чувство взаимного уважения между ребятами, самоуважения, самовоспитания; создать положительную психологическую атмосферу.
Тип урока: комбинированный
Формы работы с учащимися: чередование индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Методы: практический, метод тестирования, словесный, наглядный, репродуктивный.
Взаимное приветствие учащихся и учителя, гостей.
Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Ребята! Повернитесь к гостям и поприветствуйте их своей улыбкой.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Все готовы к уроку? Тогда начинаем!
2. Проверка домашнего задания
С самого момента нашего рождения нас окружает огромный и удивительный мир веществ, с которыми происходят различные изменения. Эти изменения мы называем явлениями.
На прошлом уроке вы изучали физически явления и сейчас по этой теме будет проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания проводится в виде тестирования в двух вариантах. На выполнение тестов отводится 4 минуты. После выполнения работы взаимопроверка учащимися тестов. Правильные ответы на вопросы тестов и критерии оценивания учащиеся видят на экране. По ним выставляют оценки. После взаимопроверки учащиеся выставляют оценки в дневник.
3.Мотивация учебной деятельности
На столе зажженная свеча. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Свеча горела на столе,
Как летом роем мошкара
Слетались хлопья со двора
Метель лепила на стекле
Свеча горела на столе,
Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?
— плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)
— затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления? (физические). Вы изучали их на прошлом уроке.
— к каким явлениям относится горение фитиля парафина (к химическим)
Их еще называют химическими реакциями. Ребята, как вы думаете, какая тема урока будет у нас сегодня? (предполагаемый ответ – химические реакции). Тема урока записывается учащимися со слайда презентации в тетрадь. Хотелось бы вам узнать по каким признакам можно отличить химические реакции от физических явлений? Вот это нам сегодня и предстоит выяснить. Следовательно, целью нашего урока является изучение признаков химических реакций и условий их протекания.
-Какие явления называются физическими? (Явления, при которых состав веществ не изменяется);
— А что может измениться при физических явлениях? (агрегатное состояние веществ, размеры, форма тел)
— Приведите примеры физических явлений (таяние льда, испарение воды, плавление металла)
5. Изучение нового материала (презентация), химический эксперимент.
Главным итогом химических реакций является образование новых веществ, а у новых веществ, конечно же, будут и новые свойства. Учащиеся записывает определение химических реакций. «При химических реакциях происходит превращение одних веществ в другие, т.е. меняется состав веществ».
Поэтому, химические реакции часто сопровождаются внешними признаками.
Демонстрация опытов, учащиеся при наблюдении опытов называют признаки химических реакций.
1. Взаимодействие серной кислоты и гидрокарбоната натрия
2. Взаимодействие гидроксида натрия и сульфата меди (II)
3. Взаимодействие гидроксида меди ( II ) соляной кислоты
4. Взаимодействие хлорида железа ( III ) роданида калия
5. Горение бихромата аммония
Учитель: какое природное явление напоминает вам этот опыт?
Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи», на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. Почти 2000 лет назад при извержении вулкана Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.
Это была реакция горения. Откройте учебник стр.157. Найдите определение этой реакции и выпишите его в тетрадь.
«Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения».
Учащиеся записывают признаки протекания химических реакций:
2) Образование осадка
3) Растворение осадка
4) Изменение окраски
6) Выделение или поглощение теплоты, иногда света
Реакции горения идут с выделением теплоты. Но есть реакции, которым для их протекания необходимо теплота. В связи с этим реакции можно разделить на экзотермические и эндотермические.
На слайде записаны физические и химические явления, напротив каждого явления – буква. Если ребята правильно определят химическое явление, то получится слово – молодцы. Потом все хором произносят это слово.
Создание проблемной ситуации.
Ребята, вам известно, что полено дров труднее поджечь, чем тонкую лучинку. А при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются.
Проблемный вопрос. Что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция?
Предполагаемый ответ: должны выполняться какие-то у словия.
Об этих условиях вы сейчас узнаете из учебника на стр. 159. Проводится самостоятельная работа с учебником, после которой учащиеся в устной форме называют условия, которые должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Затем учащиеся записывают эти условия из презентации в тетрадь:
1)реагирующие вещества должны соприкасаться;
3)действие электрического тока, света и т.д.
Ребята, а где используются химические реакции? Каково их значение?
6. Закрепление и систематизация знаний
— какие реакции называются химическими?
— назовите признаки химических реакций
— назовите условия протекания химических реакций
1) На цветных листочках, оформленных в виде лепестков, записаны физические и химические явления. 1 группе надо выбрать физические явления, 2 группе – выбрать химические явления и на магнитной доске каждая группа оформляет свои ответы в виде цветка.
Потом учитель читает названия явлений на лепестках каждой группы, если есть ошибки, учащиеся их исправляют.
Возвращение к цели урока, вывод вместе с учащимися о том, что цель урока достигнута.
Дополнительное: найти или придумать стихи, загадки, пословицы о химических явлениях.
Зеленая – «Мне было интересно»
Красная– «Я усвоил новую информацию»
Оранжевая – «Мне было сложно»
Белая – «Я ничего не понял»
Оценка учителя: спасибо всем за активную, плодотворную, творческую работу! Мне очень приятно было с вами работать.
Урок 8 Бесплатно Химическая реакция- уравнение и типы
Начало
Продолжим изучение химической реакции как одной из основ химической науки.
Ведь полноценное понимание этой темы нужно для дальнейшего изучения химии, и в то же время это сделает вас образованнее не только в научном плане, но и в бытовом!
Уравнение химической реакции
Вся информация о протекающей химической реакции (исходные вещества, продукты реакции, условия протекания, тепловой эффект) на письме фиксируется в виде уравнения реакции.
Уравнение можно записать для любой реакции. Для этого нужно знать состав молекул исходных веществ и продуктов.
Всё это записывается в виде химических формул.
Всё происходит как в математике: в левой части записываются формулы исходных веществ, а в правой – формулы продуктов.
Только вместо знака «равно» чаще всего ставят стрелку: она показывает, что реакция идёт именно в этом направлении.
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
В некоторых случаях возможно протекание реакции при одних и тех же условиях в обоих направлениях. В таком случае обычно ставят две стрелки в обе стороны, но также и допустимо ставить знак «равно».
В некоторых случаях (когда это требуется) указывают условия протекания реакции и тепловой эффект реакции.
Условия протекания записывают над стрелкой, а тепловой эффект – в виде количества теплоты в левой части, если реакция эндотермическая, и в правой части, если экзотермическая.
Для примера запишем уравнение реакции водорода с кислородом:
Зигзаг обозначает искру – условие для начала реакции, а «+ Q» – то, что в результате реакции выделяется энергия.
В зависимости от конкретных задач условия протекания и тепловой эффект могут вообще не отмечать или отмечать конкретное числовое значение теплового эффекта.
Если среди продуктов реакции есть газ, около его формулы пишут стрелку вверх.
Например, когда мы капаем на рану перекись водорода, под действием ферментов крови она разлагается с выделением кислорода:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Кислород обладает обеззараживающим действием и способствует более быстрой свёртываемости крови!
Перекись водорода может разлагаться не только под воздействием ферментов крови, но и многих других веществ.
Разложение перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV) (Оксид марганца (IV) в химической реакции не участвует).
Если реакция идет в растворе и в результате выпадает осадок, то пишут стрелку вниз.
Садовые деревья весной обрабатывают от паразитов «бордосской жидкостью». Чтобы её приготовить, смешивают растворы извести и медного купороса.
При этом наблюдается выпадение хлопьев, которые состоят сразу из двух нерастворимых веществ: гидроксида меди и сульфата кальция.
Получившийся сульфат кальция, гипс, образует корку, которая будет дольше держаться на стволе дерева, и поэтому такая смесь дольше защищает его от вредителей.
Запишем уравнение этой реакции
Как правильно читать уравнение химической реакции?
В химии принято делать это примерно так: «один моль сульфата меди реагирует с одним молем гидроксида кальция с образованием одного моля гидроксида меди и одного моля сульфата кальция».
То есть коэффициент перед формулой вещества считают количеством вещества в молях, а не количеством молекул.
Ведь в реальной жизни мы наблюдаем реакцию не единичных молекул, а большого объема веществ.
При составлении уравнений химики опираются на два основных закона природы: закона сохранения массы и закона постоянства состава веществ.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Классификация реакций
Существует несколько классификаций реакций, протекающих в неорганической и органической химии.
По характеру процесса
Так называют химические реакции, где из нескольких простых или сложных веществ получается одно сложное вещество. Примеры:
В результате реакции разложения сложное вещество распадается на несколько сложных или простых веществ. Примеры:
В ходе реакций замещения атом или группа атомов в молекуле замещаются на другой атом или группу атомов. Примеры:
К реакциям обмена относятся те, которые протекают без изменения степеней окисления и выражаются в обмене компонентов между веществами. Часто обмен происходит анионами/катионами:
AgF + NaCl = AgCl↓ + NaF
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Замечу, что окислителем и восстановителем могут являться только исходные вещества (а не продукты!) Окислитель всегда понижает свою СО, принимая электроны в процессе восстановления. Восстановитель всегда повышает свою СО, отдавая электроны в процессе окисления.
ОВР уравнивают методом электронного баланса, с которым мы подробно познакомимся в разделе «Решения задач».
Обратимые и необратимые реакции
Классическим примером обратимой реакции является синтез аммиака и реакция этерификации (из органической химии):
Необратимые реакции протекают только в одном направлении, до полного расходования одного из исходных веществ. Главное отличие их от обратимых реакций в том, что образовавшиеся продукты реакции не взаимодействуют между собой с образованием исходных веществ.
Примеры необратимых реакций:
NaOH + HCl = NaCl + H2O (образуется вода)
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 (сопровождается выделением большого количества тепла)
Реакции и агрегатное состояние фаз
Фазой в химии называют часть объема равновесной системы, однородную во всех своих точках по химическому составу и физическим свойствам и отделенную от других частей того же объема поверхностью раздела. Фаза бывает жидкой, твердой и газообразной.
К гетерогенным реакциям относятся следующие реакции (примеры): жидкость + газ, газ + твердое вещество, твердое вещество + жидкость. Примером такой реакции может послужить взаимодействие твердого цинка и раствора соляной кислоты:
К гомогенным реакциям относятся (примеры): жидкость + жидкость, газ + газ. Примером такой реакции может служить взаимодействие между растворами уксусной кислоты и едкого натра.
Реакции и их тепловой эффект
NaOH + HCl = NaCl + H2O + 56 кДж
К экзотермическим реакциям часто относятся реакции горения, соединения.
Исключением является взаимодействие азота и кислорода, при котором тепло поглощается:
Как уже было отмечено выше, если тепло выделяется во внешнюю среду, значит, система реагирующих веществ потеряло это тепло. Поэтому не должно казаться противоречием, что внутренняя энергия веществ в результате экзотермической реакции уменьшается.
Энтальпией называют (обозначение Н), количество термодинамической (тепловой) энергии, содержащееся в веществе. Иногда с целью «запутывания» в реакции вместо явного +Q при экзотермической реакции могут написать ΔH 0, так как внутренняя энергия веществ увеличивается. Например:
CaCO3 = CaO + CO2↑ ; ΔH > 0 (значит реакция эндотермическая, так как внутренняя энергия увеличивается)
Замечу, что не все реакции разложения являются эндотермическими. Широко известная реакция разложения дихромата аммония («вулканчик») является примером экзотермического разложения, при котором тепло выделяется.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Конспект урока «Химические реакции» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Химические реакции
Дата проведения: 04.02.2020 г.
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся об отличии физических явлений от химических реакций.
образовательная: содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями; повторить признаки и условия протекания химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;
развивающая: развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Готовимся к уроку. Начнем урок.
Сегодня на уроке, используя имеющиеся у вас знания из курса физики, отметим отличия физических явлений от химических реакций, признаки и условия протекания химических реакций, их классификацию по тепловому эффекту.
Человек, и все, что его окружает – живая и неживая природа непрерывно изменяются. Вся живая и неживая природа состоит из веществ. Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.
– А как классифицируются явления? (Явления делятся на физические и химические)
В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел).
Учащиеся выполняют письменно задание:
Укажите, о каких явлениях (физических или химических) идет речь: