Что называется физкультурной паузой
«Оздоровительная физическая культура»
61. Какая физкультминутка проводится в середине третьей лекции и может быть использована вместо физкультурной паузы, если та по какой-то причине не проводится?
• физкультминутка общего воздействия
62. Какова основная функция гигиенической физической культуры?
• оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха
63. Какое активное физическое упражнение не относится к упражнениям в виде естественных движений?
• упражнение, выполняемое на тренажерном устройстве
64. Какое направление оздоровительной физической культуры применяется для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм?
• спортивно-реабилитационная физическая культура
65. Какое направление системы оздоровительной физической культуры представляет собой отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения)?
• оздоровительно-рекреативная физическая культура
66. Какой принцип обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функцию?
• принцип оздоровительной направленности
67. На сколько, по данным научных исследований, в настоящее время зависит здоровье человека от деятельности медицинских учреждений?
• на 10-15%
68. Роль каких методических принципов значительно возрастает в оздоровительно-реабилитационной физической культуре?
• принципов индивидуализации и постепенного повышения нагрузок
69. Что в комплексе ритмической гимнастики относится к упражнениям вводной части?
• ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движения рук и головы, выпады, наклоны, приседания
70. Что из перечисленного не относится к видам производственной физической культуры (ПФК) во внерабочее время?
• занятие массовым спортом
71. Что из перечисленного не относится к основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным эффектом?
• ритмичный бег
72. Что из перечисленного не относится к системам дыхательной гимнастики?
• аэробные упражнения К. Купера
73. Что из перечисленного не относится к формам оздоровительно-реабилитационного направления в нашей стране?
• занятия массовым спортом
74. Что называется физкультурной паузой?
• комплекс из 7-8 гимнастических упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 минут с целью срочного активного отдыха, предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня
75. Что собой представляет изометрическая физкультминутка?
• физические упражнения, включающие в себя упражнения в самосопротивлении и напряжении отдельных мышечных групп в положении сидя
Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз
Надежда Михелева
Сходства и различия физкультурных минуток и физкультурных пауз
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, который отличается разнообразием форм физического воспитания. Среди множества таких форм можно выделить физкультурные минутки и физкультурные паузы, использующиеся для снижения умственного утомления и статического перенапряжения.
Физкультурная минутка и физкультурная пауза являются формой активного отдыха и широко применяются в работе с детьми дошкольного возраста, особенно во время малоподвижных, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, работа со счетным материалом и др.
Организация и проведение физкультурных минуток и физкультурных пауз преследует общие цели:
1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей во время малоподвижных занятий.
2. Обеспечить кратковременный отдых для снижения нагрузки на органы зрения, слуха.
3. Снять статическое напряжение мышц туловища, особенно спины (профилактика искривления осанки, мышц кисти работающей руки.
Различия проявляются в длительности и содержании. Так, для физкультурной минуты составляется комплекс из 3 –4 простых упражнений для больших групп мышц: плечевого пояса, рук, туловища, ног. Данные упражнения активизируют дыхание и кровообращение.
В физкультурной паузе количество упражнений в комплексе увеличивается до 5 – 8, кроме того, в паузу можно также включать малоподвижные игры, развлечения. Продолжительность физкультурной паузы несколько дольше 1,5 – 2 минут, характерных для физминутки.
Используемые в процессе активного отдыха упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Хорошо, если содержание физминуток и особенно физкультурных пауз строится на программном материале, т. к. это способствует подготовке нового двигательного действия.
Для повышения эффективности действия физкультурных минуток и пауз, поддержания интереса к ним, следует, во-первых, подбирать содержание соответственно возрасту дошкольников. Первоначально для детей раннего и младшего возраста упражнения должны носить подражательно-имитационный характер («птички пьют воду», «кружатся снежинки» и т. д.).
Во-вторых, комплексы упражнений должны еженедельно изменяться частично или полностью, при этом могут использоваться упражнения с пособиями или инвентарем (с флажками, ленточками, листочками, кубиками и др.).
Следующим важным моментом является музыкальное сопровождение. Это может быть бубен, аудиозапись, живая игра на фортепиано. Активный отдых с музыкальным сопровождением неизменно оставляет в памяти детей неизгладимые яркие впечатления. При отсутствии музыкального сопровождения большую роль может сыграть живость, эмоциональность взрослого, выполняющего движения вместе с детьми.
Отдельно следует сказать о важности правильно принятого исходного положения. Здесь также нужно исходить из возраста дошкольников. Для детей младшего возраста наиболее удобное исходное положение – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно; для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения.
В заключение можно сказать о том, что физкультурные минутки и физкультурные паузы необходимо активно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста для предупреждения умственного и физического переутомления.
Литература
Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011. – 176 с.
Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.
Консультация для воспитателей «Физминутка — форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возраста» Физминутка – форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возрастаДля полноценного физического развития и укрепления.
Физкультурные паузы и минутки
Физкультурные паузы и минутки
Основные принципы построения комплексов физических пауз и минут:
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Физкультурные паузы – комплекс физкультурных упражнений и игр, проводимых между занятиями с целью активного отдыха.
Существует две формы организации детей для проведения физкультурных пауз:
Самостоятельное выполнение детьми физкультурных упражнений в физкультурной паузе, преследует цель научить целесообразно использовать время между занятиями.
Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить в помещение необходимое оборудование и пособия: создать условие, вызывающее интерес и желание заниматься физическими упражнениями. Важно, чтобы дети хорошо усвоили правила пользования предложенным инвентарем.
При проведении физкультурных пауз особенно важно следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки.
НАПРИМЕР: детям предлагалось выполнить комплекс упражнений с мячом или предлагалось разделиться на 2-3 группы:
Первая группа набрасывает кольца в игре «кольцеброс», а вторая – играла кеглями. Но такой вариант может привести к передозировке физической нагрузки.
Организационный (фронтальный) метод проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физкультурных упражнений, подвижных или хороводных игр.
Подвижная игра служит средством эмоциональной разрядки, а сочетающийся с ней комплекс упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Этот комплекс составляется из знакомых детям упражнений, активизирующих основные мышечные группы.
Пример физкультурной паузы в разновозрастной группе (5-7) лет между занятиями по развитию речи и рисованию.
Дети строятся в круг, идут по кругу, чередуя движения: 4 шага на носках и на пятках, 4 шага – обычной ходьбы с хлопками рук. Затем проводится игра «Затейники»(ровным кругом). Каждый «затейник» предлагает 1 упражнение. Каждое упражнение выполняется 3 раза. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети идут, держась за руки, на носках на занятие по рисованию.
Длительность физкультурной паузы для детей старшего дошкольного возраста 5-8 минут. Физкультурные паузы не проводятся в те дни, когда вторым по плану идет музыкальное или физкультурное занятие. Игры не должны быть большой подвижности.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТЫ
Это кратковременные перерывы на занятиях 1-2 минуты для проведения физкультурного упражнения с целью предупреждения утомления сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Время проведения физкультурной минуты диктуется характером и содержанием занятия. В среднем это будет 12-ая – 14-ая минута занятия, т. к. именно в этот период начинает проявляться у детей двигательное беспокойство и отмечается наибольшее число отвлечений.
Подбор физкультурных упражнений зависит от специфики проводимого занятия. На занятиях по рисованию, лепке следует основное внимание направить на активное сгибание и разгибание пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т. д. На занятиях по развитию речи и математике и др. следует предложить упражнения для мышц спины, потягивания с глубоким дыханием через нос.
Физкультурная минута может сливаться с содержанием занятия. Например: на занятии по счету воспитатель показывает детям карточку с числом 8 и предлагает похлопать в ладоши (поднять и отпустить руки, постучать, попрыгать и т. д.) на 1 раз больше или меньше и т. д.
В ряде случаев физкультурная минута может носить отвлеченный от занятия характер. Например: на занятии по конструированию в подготовительной группе.
Очень любят дети упражнение сопровождающиеся стихотворным текстом:
Ответы на тесты по теме Физическая культура
Какой должна быть мощность тренировочной нагрузки (в % к максимальному уровню физической работоспособности) в оздоровительной тренировке?
50-70% от максимальной физической работоспособности
Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности?
не менее 1200-1300 ккал. в сутки
С какой целью проводится педагогический контроль?
чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий
—> Физиологической основой какого методического принципа физического воспитания является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы)?
Признаками какого типа сложения человека являются короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура?
Какое направление системы оздоровительной физической культуры представляет собой отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения)?
оздоровительно-рекреативная физическая культура
Что называется физкультурной паузой?
комплекс из 7-8 гимнастических упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 минут с целью срочного активного отдыха, предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня
Какой вид спорта не является собственно-прикладным для готовящихся стать профессиональными водителями автотранспорта?
Что происходит с состоянием здоровья студентов от поколения к поколению по показателям эмоциональных и вегетативных нарушений?
оно в основном ухудшается
Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?
Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением?
Международная федерация университетского спорта (FISU)
Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей?
общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10% (15%)
—>
Что является важнейшей специфической функцией физической культуры?
создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности
Какой вид мышечной силы человека характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза?
Что не относится к субъективным факторам, отражающимся на психофизическом состоянии студентов?
величина учебной нагрузки
Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?
Какой метод развития выносливости в основном направлен на повышение функциональных возможностей сердца и является небезопасным для организма?
интервальный метод тренировки
Какой вид адаптации не имеет особого значения для становления личности специалиста?
К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы?
Физкультурная пауза
В отличие от зарядки физкультурная пауза выполняется во время перерыва в работе, обычно перед развитием утомления, и продолжается 5—7 мин. Поскольку спад работоспособности происходит через 2—2,5 ч после начала работы и за 1,5—2 ч до окончания рабочего дня, то наиболее целесообразно проводить физкультурную паузу в это время до или при появлении первых признаков утомления.
Казалось бы, ну что могут дать банальные физические упражнения? Именно в силу простоты многие недооценивают их. Однако на тех предприятиях, где проводится физкультурная пауза, производительность труда возрастает на 2—6%. В качестве примера приведу опыт одного из кемеровских предприятий. Раньше его рабочие собирали 99 деталей в час, затем пассивно отдыхали 10 мин и несмотря на это за последующий час собирали всего 84 детали. После введения физкультурной паузы они вырабатывали уже 123 изделия в час!
Физкультурная пауза включает, во-первых, упражнения, расслабляющие натруженные мышцы и успокаивающие утомленные нервные центры; во-вторых, упражнения, тонизирующие бездействовавшие нервные центры и мышцы; в-третьих, упражнения, улучшающие мозговое и периферическое кровообращение и устраняющие неблагоприятное влияние условий труда на организм.
Виды упражнений, их последовательность, темп, количество повторений, продолжительность физкультурной паузы зависят от профессии и характера труда. При легкой работе выполняются интенсивные упражнения, при тяжелой — менее интенсивные. Чем сложнее производственная деятельность, тем проще должны быть упражнения. Много лет в производственной гимнастике с успехом используются комплексы физкультурной паузы, составленные В. В. Белановичем для четырех профессиональных групп. Предлагаю выбрать подходящие для Вас.
1. Если вы работник умственного труда и подвергаетесь значительному нервному напряжению (врач, педагог, инженер, научный работник, студент и др.), то схема физкультурной паузы будет такой: первое упражнение — потягивание; второе упражнение — для расслабления мышц рук и туловища; третье упражнение — для мышц ног (выпады, приседания, поднимание ног); четвертое упражнение — для сохранения или увеличения подвижности позвоночного столба (наклоны головы, наклоны туловища вперед-назад и др.); пятое упражнение — для усиления кровообращения и дыхания (бег, прыжки, ходьба); шестое упражнение — для мышц туловища (повороты и наклоны в стороны); седьмое упражнение — на улучшение координации движений, их точность, мобилизацию внимания (асимметричные движения рук и ног с одновременной работой мышц-антагонистов, конкретные рабочие действия, выполненные в более быстром темпе, периодическое выполнение какого-либо действия при подаче неправильной команды и др.).
2. Если ваш труд связан с большим нервным и легким физическим напряжением и однообразными рабочими движениями (сборка часов, радиоаппаратуры, вождение автомобиля, мелкая штамповка и т. п.), то схема физкультурной паузы будет следующей: первое упражнение — потягивание; второе упражнение — на расслабление мышц рук и туловища; третье упражнение — для мышц туловища (наклоны в стороны и повороты); четвертое упражнение — для мышц ног, способствующее усилению кровообращения и дыхания, например маховые движения; пятое упражнение — для туловища (наклоны вперед-назад); шестое упражнение — на координацию движений и внимания.
3. Если ваш труд связан со средним нервным и физическим напряжением и разнообразными рабочими движениями (у токарей, фрезеровщиков, ткачих и др.), то необходимо выполнить другой комплекс физкультурной паузы: первое упражнение — потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц рук и туловища; второе упражнение — для усиления кровообращения и дыхания; третье упражнение — для расслабления мышц рук и туловища; четвертое упражнение — широкие движения туловища и рук с акцентом на растягивание; пятое упражнение — для туловища с большой амплитудой и маховыми движениями руками; шестое упражнение — на координацию и внимание.
4. Наконец, для работников тяжелого физического труда (прокатчиков, грузчиков, строителей и т. п.) схема физкультурной паузы будет такой: первое упражнение — потягивание с расслаблением мышц рук и туловища и глубоким дыханием, после этого следует отдохнуть 2,5—3 мин сидя или полулежа с глубоким дыханием, расслабив мышцы тела; второе упражнение — маховые движения руками на растягивание мышц; третье упражнение — для развития гибкости позвоночного столба — движение туловищем с большой амплитудой; четвертое упражнение — махи руками и ногами; пятое упражнение — для туловища, рук и ног.