Что называется физическим воспитанием
Физическое воспитание
Смотреть что такое «Физическое воспитание» в других словарях:
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Большой Энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека … Юридическая энциклопедия
Физическое воспитание — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физическое воспитание — органическая часть общего воспитания (См. Воспитание); социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на… … Большая советская энциклопедия
Физическое воспитание — – система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека – внутренних органов, двигательной и костно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Физическое воспитание — 25) физическое воспитание процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически… … Официальная терминология
физическое воспитание — часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств, разностороннее развития физических способностей, формирование и… … Психомоторика: cловарь-справочник
физическое воспитание — fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Judėjimo įgūdžių, fizinių ypatybių ir kompleksinių gebėjimų tobulinimas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education vok. körperliche Bildung, f; Leibeserziehung … Sporto terminų žodynas
физическое воспитание — fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kūno lavinimas fiziniais pratimais, papildantis intelektinį lavinimą ir sudarantis bendrosios auklėjimo sistemos dalį. Fizinio lavinimo mokykloje tikslai: judesių mokymas ir… … Sporto terminų žodynas
физическое воспитание — fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vientisas pedagoginis vyksmas, kurio tikslas aktyvia fizine veikla ir lavinamojo poveikio priemonėmis ugdyti žmogaus prigimties galias, asmenybę. atitikmenys: angl. physical… … Sporto terminų žodynas
Что называется физическим воспитанием
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).
Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Что называется физическим воспитанием
Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием.
Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:
1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;
2) практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;
3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).
К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:
1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совершенство;
5) спорт.
Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции
Физическое воспитание
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).
Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическая подготовка
Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическое развитие
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физическое совершенство
Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются [3]:
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
Спорт
Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие. [Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 данного учебного пособия (глава 17)]
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Физическое воспитание: определение процесса, основные понятия и цели
Физическое воспитание — актуальный вопрос для всестороннего развития молодежи. Эффективность современных теорий и методик определяется выбором рациональных путей для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в данном направлении. Комплексный подход к обучению базируется на основных понятиях физического воспитания, изложенных в данной статье.
Физическое воспитание — определение процесса, смысл
Физическое воспитание представляет собой дисциплину, направленную на освоение физических упражнений, формирование навыков и знаний в данном направлении. Отдельный элемент воспитательной работы способствует осознанному приобщению к физической культуре.
Обучающий комплекс по физическому воспитанию разработан на основе общественной практики физкультуры и является ее исторически обусловленным видом. Образовательный процесс включает несколько основных направлений, которые способствуют физическому совершенству людей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Физическим или телесным развитием называют комплексные перемены, отмеченные в организме человека. Изменения обуславливаются необходимостью, закономерностью, прогрессивной или регрессивной предопределенной тенденцией развития.
В результате физического развития формируются навыки и функции организма человека. Эффект достигается за счет влияния факторов разных категорий, включая:
Физическое формирование представляет собой воздействие внешней среды на уровень телесной организации человека. Физическое формирование классифицируется на стихийное и целенаправленное.
Занимаясь физкультурой, человек совершенствует физическую форму и способности. Уровень развития физической культуры определяет тенденции формирования общества и каждого индивида. С помощью доктрины физического воспитания люди познают закономерности и связи интенсивного, целенаправленного достижения физического совершенства.
Главная цель физического воспитания
В процессе физического воспитания человек обучается движениям, вырабатывает физические качества, получает специальные физические знания и формирует осознанную потребность в них. Главной целью физического воспитания является гармоничное развитие человека. Занятия физкультурой направлены на решение важных задач:
Уровни физического воспитания
Физическое воспитание включает несколько уровней. Комплексный образовательный процесс состоит из теории, практики и контрольного этапа. Содержание каждого блока формируется с помощью определенных методик, которые могут несколько отличаться в зависимости от техники преподавания. На каждом уровне достигаются поставленные цели и решаются задачи, направленные на конкретный результат.
Физическая культура включает теоретический раздел. Полезные материалы на этом уровне предоставляются учащимся в форме структурированных лекций с последовательным изложением информации. Наличие теоретического пласта знаний служит основой для выполнения физических упражнений.
Физические упражнения – это осознанные двигательные действия человека. Основной целью процедур является решение конкретных задач в процессе физического воспитания.
Практический уровень состоит из двух блоков:
Практические знания методической и учебно-тренировочной направленности преподаются в форме законченного модуля, включенного в образовательную программу физкультуры. По итогам прохождения практики предусмотрена аттестация, демонстрирующая успешность усвоения учащимися материалов по теме физического воспитания. Основные разделы контрольных занятий:
Допускается отступления от категорического подхода к образовательному процессу. В зависимости от специфики применяемых методик и организации физического воспитания, уровни обучения могут чередоваться и совмещаться. К примеру, нередко теоретические курсы объединяют с практикой и контролем знаний:
Разделение образовательного процесса на уровни позволяет систематизировать знания, четко сформировать и отработать систему физического воспитания. От правильности и эффективности прохождения каждого блока зависит результат образовательного процесса.
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания реализуются с помощью определенных средств. Комплексный подход к обучению способствует достижению высоких результатов. К основным мероприятиям, демонстрирующим эффективность на практике, относятся физические упражнения и процедуры, занятия гимнастикой, спортивные и развивающие игры, соблюдение режима дня.
Природные условия
Успешность физического воспитания в большой степени определяется природными факторами. Среди часто используемых средств можно выделить:
Физкультура проводится с помощью прогулок, экскурсий, туристических походов. В результате такие средства физического воспитания способствуют улучшению общего самочувствия, физической закалки, расширению кругозора. В процессе обучения человек, используя эффективные средства, получает навыки взаимодействия с природными факторами и их правильного применения для оздоровления организма.
Режим питания
Занятия физкультурой демонстрируют высокую эффективность при соблюдении режима дня. Одним из главных условий данного средства физического воспитания является правильное питание. Употребление в пищу продуктов и питья с содержанием витаминов, минералов, питательных веществ, соответствующих норме, благоприятно сказывается на здоровье человека:
Прием пищи в определенное время позволяет наладить внутренние процессы в организме. Состояние здоровья человека оказывает прямое влияние на результативность физического воспитания.
Утренняя гимнастика
Гимнастикой называется комплекс разнообразных физических упражнений. Занятия подобного характера благоприятно и разносторонне воздействуют на человеческий организм.
Результаты многочисленных практических наблюдений доказывают повышенную эффективность занятий гимнастикой по утрам. Это связано с особенностью биологических часов и ритмом человеческого организма. Гимнастические упражнения отличаются по времени и объему физических нагрузок:
Важным средством физического воспитания является гигиеническая гимнастика. Данный тип занятий включает зарядку по утрам, выполнение упражнений в перерывах между другими делами, физкультминутки. Подобные меры позволяют сохранять стабильность важных жизненных показателей организма в норме, а также снижать утомляемость на протяжении дня.
Уроки физической культуры
Базовая гимнастика играет главную роль в физическом воспитании молодежи. Уроки физкультуры предусмотрены на всех этапах обучения человека:
Благодаря упражнениям из курса по физкультуре, стабилизируется общее физическое состояние человека, формируются навыки труда, быта. С помощью занятий вырабатывается сила, выносливость, быстрота.
Методы физического воспитания
Успешная реализация средств физического воспитания достигается за счет применения определенных методик. Комплексные системы направлены на эффективное решение поставленных задач и выполнения целей образовательного процесса.
Физические упражнения/тренировки
Задачи физического воспитания решаются путем выполнения физических упражнений. В процессе занятий человек совершает определенные планом обучения действия. Особенности и последовательность процедур фиксируется в методических указаниях. Благодаря регулярным физическим упражнениям, удается благоприятно влиять на человеческий организм:
Эффективные методики описывают последовательность и интенсивность действия, исходя из определенных норм нагрузки на организм. Воздействие на опорно-двигательный аппарат в процессе выполнения упражнений повышает прочность и подвижность суставов, способствует увеличению мышечной массы, улучшая мощь и эластичность тканей. Равномерно распределяемые физические нагрузки поддерживают работу мышечной, кровеносной и дыхательной систем.
Участие в спортивных соревнованиях
Эффективный метод физического воспитания – спортивные игры. Наиболее действенными с точки зрения улучшения физических характеристик и получения навыков являются соревнования и групповые занятия. От учащихся требуется не только проявить собственные умения на практике, но и продемонстрировать активность и подвижность при выполнении определенных упражнений. Игровая деятельность позволяет выработать навыки:
Проявлять индивидуальные качества каждому участнику соревнований помогает эмоциональность процесса. Игры подразделяют на подвижные и спортивные. Оба типа включены в стандартные программы физического воспитания. Некоторые упражнения представляют собой отдельные спортивные направления:
Спортивные соревнования поддерживают самочувствие, развивают физические способности, морально-волевые качества и способствуют достижению успехов в профессиональном спорте. Состязание, как средство контроля над параметрами состояния физкультурно-спортивной работы, стимулирует стремление людей к физическому совершенству и вовлекает в занятия спортом.
Результаты физического воспитания молодежи
Целенаправленный педагогический процесс физического воспитания направлен на полное осуществление образовательных и развивающих функций физической культуры. Эффективные методики позволяют реализовать главную цель обучения, которая заключается в формировании физической культуры личности. Результатами данного процесса являются:
Физическая подготовленность позволяет молодежи быстро адаптироваться к взрослой жизни и профессиональной деятельности. Опыт творческого использования принципов физического воспитания позволяет достигать жизненные цели.
Физическое воспитание является частью здорового образа жизни. Специальный режим укрепляет здоровье, развивает организм, способствует обретению гармонии с физическими и духовными интересами личности, поиску новых возможностей и резервов. Эффективные средства физической культуры обеспечивают достижение важных целей физического воспитания, которое положительно влияет на самочувствие, жизнь, профессиональные успехи человека.