Что называется дошкольной дидактикой
Дошкольная дидактика
Историческое становление дошкольной дидактики
Дошкольная дидактика является разделом общей дидактики и занимается исследованием теоретических основ и целей дошкольного обучения, его сущности, содержания, форм и приемов организации, методик и технологий, применяемых для эффективного и всестороннего развития личности ребенка и его подготовке к дальнейшему, школьному этапу обучения.
Развитие дошкольной дидактики проходило в несколько основных этапов:
Сущность и принципы построения дошкольной дидактики
Поскольку дошкольная дидактика является разделом общей дидактики, то она базируется на тех же принципах и имеет те же концептуальные основы обучения. Дошкольная дидактика является теоретическим и практическим разделом педагогики, служащим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактика исследует построение дошкольных учебных программ и деятельность педагогов в преподнесении научных знаний и их практической реализации детям младшего возраста. Педагогики должны быть проводниками детей к знаниям и навыкам, их личностному становлению и развитию.
Дошкольная дидактика занимается изучением проблем реального обучения в дошкольных учреждениях, определяет связи между разными сторонами воспитания и обучения, анализирует будущие тенденции развития и перспективные направления организации учебного процесса.
Первоочередными задачами дидактики в дошкольном обучении являются:
Дошкольная дидактика уделяет большое внимание проблемам учета психологических особенностей разных возрастных категорий дошкольников и их индивидуальных качеств, в связи с чем разрабатываются особые формы и методики организации учебного процесса.
Показателями отбора знаний, умений и навыков дошкольной дидактики служат ее ведущие принципы:
Программа дошкольного обучения разрабатывается, исходя из двух основных аспектов. Первый предполагает рассмотрение освоения знаний и умений в их непосредственном соответствии имеющимся возможностям и продуктивным способностям детей. В основном эти знания прививаются при помощи игровой деятельности, взаимоотношений между сверстниками и со старшими. Поэтому особой организации обучения такой подход не требует. Второй аспект основывается на организованном способе обучения, когда знания усваиваются только посредством учебных занятий. При этом дети получают общие знания, которые пронизывают и охватывают весь процесс обучения, каждую его стадию и специфические, касающиеся какого-то одного направления, раздела науки, отдельной дисциплины.
Современная дидактика детского сада. Формы организации обучения детей дошкольного возраста.
Дидактика– отрасль современной педагогики, которая изучает теорию образования в целом и обучения в частности. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.
Дошкольная дидактикаизучает образование (воспитание и обучение) детей дошкольного возраста как единый, целостный педагогический процесс, осуществляемый на протяжение всего периода пребывания ребенка в ДОУ посредством различных видов деятельности и направленный на решение задач его разностороннего развития и подготовку к школе.
Основателями дошкольной дидактики были Я.А. Коменский, который видел цель дошкольного обучения в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе, и Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Ее основу составили детально проработанная программа, сочетающая знания и способы деятельности, и организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий. Дошкольная дидактика получила свое развитие и в трудах русских и советских педагогов (К.Д. Ушинский; Н.К. Крупская; А.П. Усова и др.).
На современном этапе дошкольная дидактика интенсивно развивается и, прежде всего, за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно ее обогатили психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний, путей реализации развивающей функции дошкольного обучения.
Дидактика как таковая является одновременно теоретической и практической отраслью педагогической науки. В дошкольных учреждениях она выступает как основное средство воспитания и обучения дошкольников. Дидактика изучает реальные процессы обучения, устанавливает связи между различными сторонами воспитания и образования, определяет основные тенденции и перспективы дальнейшего развития.
В детских садах дидактика решает такие задачи, как подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в школе, а также обеспечение разностороннего развития личности ребенка. В современных дошкольных учреждениях дидактика тесно связана с психологическими особенностями форм и методов дошкольного образования. Учет психологических возможностей усвоения знаний различными возрастными группами дошкольников обеспечивает наиболее приемлемые способы реализации дошкольной программы.
Критерии отбора знаний, умений и навыков дошкольной дидактики:
– принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой;
– принцип системности знаний;
– принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений;
– принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков;
Изучение современной теории и практики обучения в детском саду требует рассмотрения основных дидактических направлений в дошкольной педагогике.
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Современное состояние отечественного дошкольного образования ориентируется именно на данные положения, что находит свое отражение в нормативных документах, определяющих отношение к подрастающему поколению, приоритетность прав детей в обществе и особенности социальной и образовательной политики: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Концепция дошкольного воспитания», «Временное положение о дошкольном учреждении», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».
В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.
Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности.
Традиционно в истории дошкольной дидактики теоретические основы обучения определялись исходя изобщих дидактических характеристик процесса обучения, а именно: обучение основано на учете психологических закономерностей развития детей дошкольного возраста; опирается на ведущую роль педагога; носит организованный характер, преследуя цель сообщения знаний детям, овладения ими навыками и умениями.
Дидактические принципы, на которых основывается дошкольная педагогика, имеют много общего с основными принципами обучения в школе:
— принцип развивающего обучения;
— принцип воспитывающего обучения;
— принцип доступности обучения;
— принцип системности и последовательности;
— принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
— принцип индивидуального подхода к детям.
В процессе проведения занятия педагог использует целесообразные методы и приемы обучения с целью проведения эффективного образовательного процесса. В. И.Ядэшко предлагает следующуюклассификацию методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
1. Наглядные методы
2. Словесные методы
3. Практические методы связаны с овладением умений и навыков посредством упражнений.
Современная дошкольная дидактика разрабатывает вариативные подходы к обучению детей, ориентирующие на использование инновационных методик и технологий (элементов творческого решения исследовательских задач, проблемного обучения, а также моделирования, технических средств обучения и т.д.).
В качестве центрального компонента образовательной работы с детьми следует рассматривать комплекс тех видов деятельности, которые характерны для данного возрастного этапа, а одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности — познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. В целом стратегия выстраивания образовательного процесса в современных ДОУ может базироваться на основе определения возможностей содержательной и технологической интеграции различных видов детской деятельности.
Современные программы предусматривают организацию образовательного процесса как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм. Программа становится ведущим и необходимым документом для дошкольных образовательных учреждений, который определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса при наличии возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.
Обучение дошкольников осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в различных видах деятельности детей с помощью форм организации учебного процесса
Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. По ведущей деятельности различают следующие формы организации обучения дошкольников: дидактическая игра, экскурсия, занятия.
Основной формой являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с ООП. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми.
В занятии можно выделить три основные части:
Требования к занятиям:
— гигиенические: чистое проветренное, хорошо освещенное помещение, правильность позы ребенка, предусматривание чередование различных видов деят-ти детей.
— дидактические: определить образовательные задачи занятия, использование на занятии все дидактические принципы в единстве, выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия, обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия, систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
— Организационные: иметь в наличие продуманный план проведения занятия, четко определить цель и дидактические задачи занятия, грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
По дидактическим целям выделяют следующие виды занятий:
— занятие по усвоению детьми новых знаний
— занятие по закреплению и систематизации опыта детей
— контрольные занятия призваны выяснить наличие у детей знаний, представлений, умений, навыков
— комплексные занятия включают сообщения детям новых знаний, повторение, закрепление, систематизацию и использования полученных знаний, умений и навыков. Такие занятия распространенные в дошкольных учреждениях
Занятия делятся на:
— фронтальные (со всеми детьми группы);
— групповые (10-12 дошкольников);
— индивидуальные (1-4 дошкольников)
Содержание занятий определяет программа воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Каждое занятие предусматривает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Экскурсия –ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями.
Одним из требований к экскурсии является повторяемость ее проведения, поэтому воспитатель должен рационально распределить знания, которые дети должны получить во время каждой экскурсии. Например, поскольку для ознакомления с осенью как временем года организуют три экскурсии в разные ее периоды (ранней, средней («золотой»), поздней осенью). Важными условиями успешности экскурсии является рациональность наблюдения, посильное участие детей в ней.
Одним из условий успешного обучения детей дошкольного возраста является сочетание учебной работы на занятиях и вне. Современные концепции дошкольного воспитания нацеливают педагогов на необходимость осуществления учебных задач не только на занятиях, но и в разных формах работы в повседневной жизни: на экскурсиях, прогулках, во время разнообразных наблюдений, дидактических игр, выполнение игровых упражнений.
На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился. Появились такие нетрадиционные формы занятий как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), «Клуб знатоков», «Что? Где? Когда?».
Дидактическая игра. Используют ее как самостоятельную форму организации обучения и как часть занятия. Дидактические игры знакомят детей с различными явлениями, предметами и их свойствами.
Если в раннем возрасте почти все занятия проходят в форме дидактической игры, направленной на развитие сенсорики, речи, ознакомление с предметами и явлениями действительности, то для старших дошкольника она приобретает значение самостоятельной формы организации обучения. Чаще всего ее используют для закрепления знаний, полученных детьми во время занятия.
Следовательно, использование разнообразных форм организации обучения дошкольников обеспечивает эффективное усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных возможностей ребенка
Теоретические основы обучения детей в ДОО. Основные понятия дошкольной дидактики. Основные задачи, принципы и формы обучения дошкольников
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.
Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.
Рассмотрим ее основные категории:
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Знание– совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются речь педагога, его мастерство, учебники, оборудование.
Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
К задачам обучения дошкольников относятся:
¾ Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.
¾ Развитие общего кругозора детей.
¾ Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности.
¾ Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
¾ Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность.
¾ Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу.
¾ Развитие любознательности и познавательных интересов детей.
¾ Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.
¾ Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения.
¾ Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению.
Перечислим принципы обучения детей дошкольного возраста:
¾ Принцип гуманизации и демократизации.
¾ Принцип воспитывающего характера обучения.
¾ Принцип развивающего обучения.
¾ Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
¾ Принцип связи обучения с жизнью.
¾ Принцип активности и сознательности.
¾ Принцип учета индивидуальных особенностей.
Таким образом, принципы обучения дошкольников представляют собой набор средств и методов, которые должен использовать воспитатель для организации процесса обучения. Принципы обучения являются исторической категорией, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется с учетом современных требований к процессу обучения детей дошкольного возраста.
Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения в ДОО бывают:
¾ индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
¾ групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
¾ коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
¾ самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающейся среде).
История развития дошкольной дидактики.
Тема: «Дошкольная дидактика».
План :
История развития дошкольной дидактики.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития и подготовку его к школе.
Дошкольная дидактика – отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного образования, представлены его содержание, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка, подготовку его к обучению в школе.
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Л.А.Каменского «Материнская школа». Он разработал первую в истории педагогики программу знаний, предназначенных для обучения маленьких детей, в которой знания сгруппированы по темам, обозначенным научными терминами (например, оптика – различие цветов радуги, география – знания места, где ребенок вырос, физика, геометрия, хронология, астрономия …) Приобщение к подобным занятиям по мысли Каменского закладывает основы общего образования.
В книге определены пути освоения этих знаний, путем явное предпочтение отдается чувственному познанию.
— детально проработанная педагогика, сочетающая знания и способы деятельности ;
— организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
В трудах Фребеля впервые представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответ, реплик детей, поэтичного или песенного сопровождения выполненных действий.
Среди русских педагогов проблему дошкольного образования развивал В.Ф.Одоевский, который занимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Главная задача дошкольного обучения научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обобщению знаний.
В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Перинея», В.Ф.Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определить их назначение.
Н.Д.Ушинский задачи дошкольного обучения видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психологическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Познавательный материал учебных пособий Ушинского «Разное слово», «Детский мир» используются в работе с дошкольниками до сих пор. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лелафт, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина.
А.П.Усовой принадлежат труды, в которых расскрывается концепция о дошкольном образовании, как единство воспитательной, обучающей и образовательной работы. В своих исследованиях она дала характеристику учебной деятельности детей и направление её развития в условиях специально организованного обучения, раскрыта содержание и методика обучения детей на занятиях.
Введение в практику ДОУ систематического обучения (1953г.) вызвало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х годов были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина), обучения разным языкам (О.И.Соловьева). развитие основных движений(А.И.Быкова), изодеятельности (Н.П.Сакулина), ФЭМП ( А.И.Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, решаются вопросы совершенствования форм и средств обучения.
2. Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форме, методов обучения.
Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), путем реализации вопросов развивающего дошкольного обучения (Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков).
Развивается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, например, информационные технологии с использованием компьютера (С,Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, С.А.Козлова)
В последнем и ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при котором стимулируется общение между детьми в процессе решения задачи (Е.В.Субботский, Н.А.Короткова).
3. Отличительные особенности обучения в ДОУ от обучения в школе (специфика дошкольного обучения) :
1. Отличие по содержанию.
В школе учащихся вооружают основами наук. Задача детского сада – не столько вооружить детей научными знаниями, сколько научить учиться. То есть в процессе обучения в детском саду дети лишь включаются в учебную деятельность: учатся слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его. В.Ф.Одоевский называл обучение в детском возрасте наукой до всякой науки, цель которой – развить умственные способности ребенка, не стремясь к обилию знаний.
2. Различие по организационным формам обучения.
Основной формой организации обучения дошкольников является не урок, а занятие, которое отличается от урока продолжительностью, структурой, уровнем требований, предъявляемых к детям. В детском саду не выставляются оценки, не даются домашние задания.
3. Отличие в методах обучения.
Обучение в детском саду строится на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дошкольное обучение является изустным, докнижным, как называли его Одоевский и Ушинский,. Дети приобретают знания и умения от взрослых (в школе – из книги).
4. Однако, несмотря на все указанные отличия есть и общие черты, присущие как обучению в школе, так и в детском саду :