Что называется дистанцией в физкультуре
Тест по теме гимнастика раздел «Строевая подготовка» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по разделу «Гимнастика»
для учащихся 8 классов
Ф.И. ученика _____________________________
Обведи кружком правильный ответ.
1.Как с греческого переводится слово «гимнастика».
2.Строевые упражнения служат…
а) как средство общей физической подготовки;
б) как средство управления строем;
в) как средство развития физических качеств.
а) когда ученики стоят в кругу;
б) строй, когда ученики стоят плечом друг к другу.
в) размещение занимающихся, для совместных действий ;
а) строй, когда ученики стоят в затылок друг к другу
б) строй, когда ученики стоят плечом друг к другу
в) когда ученики стоят в кругу
а) Общее Развивающие Упражнения.
б) Очень Рано Успел.
в) Очень Резкие Упражнения
а) Соревновательная Физическая Подготовка
б) Специальная Физическая Подготовка
в) Сравнительная Физическая Подготовка
г) Современная физическая подготовка
7. Что такое интервал?
а) расстояние между направляющим и замыкающим в колонне;
б) расстояние между двумя шеренгами.
в) расстояние между учащимися, стоящими в одной шеренге;
8. Что называется дистанцией?
а) расстояние между учащимися, стоящими в колонне по одному;
б) расстояние между двумя стоящими рядом колоннами учащихся;
в) расстояние между учащимися, стоящими боком друг к другу.
9. Движение тела вокруг вертикальной оси с изменением расположения ступней, называется
10. Изменение строя или размещения занимающихся
а) строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии;
б) строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Оценка «5» ставится за правильное выполнение 11 заданий;
Оценка «4» – за правильное выполнение 8 заданий;
Оценка «3» – за правильное выполнение 6 заданий;
Оценка «2» – за правильное выполнение менее 5 заданий.
Тест по разделу «Гимнастика»
для учащихся 8 классов
Ф.И. ученика _____________________________
Обведи кружком правильный ответ.
1.Как с греческого переводится слово «гимнастика».
2.Строевые упражнения служат…
а) как средство общей физической подготовки;
б) как средство управления строем;
в) как средство развития физических качеств.
а) когда ученики стоят в кругу;
б) размещение занимающихся, для совместных действий ;
в) строй, когда ученики стоят плечом друг к другу.
а) строй, когда ученики стоят в затылок друг к другу
б) строй, когда ученики стоят плечом друг к другу
в) когда ученики стоят в кругу
а) Очень Рано Успел.
б) Общее Развивающие Упражнения.
в) Очень Резкие Упражнения
а) Соревновательная Физическая Подготовка
б) Специальная Физическая Подготовка
в) Сравнительная Физическая Подготовка
г) Современная физическая подготовка
7. Что такое интервал?
а) расстояние между направляющим и замыкающим в колонне;
б) расстояние между учащимися, стоящими в одной шеренге;
в) расстояние между двумя шеренгами.
8. Что называется дистанцией?
а) расстояние между учащимися, стоящими в колонне по одному;
б) расстояние между двумя стоящими рядом колоннами учащихся;
в) расстояние между учащимися, стоящими боком друг к другу.
9. Движение тела вокруг вертикальной оси с изменением расположения ступней, называется
10. Изменение строя или размещения занимающихся
а) строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии;
б) строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу;
Оценка «5» ставится за правильное выполнение 11 заданий;
Оценка «4» – за правильное выполнение 8 заданий;
Оценка «3» – за правильное выполнение 6 заданий;
Оценка «2» – за правильное выполнение менее 5 заданий.
Ключ к теоретическому заданию
по физической культуре
для учащихся 8 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-018361
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебное пособие «Гимнастическая терминология. Строевые и Общеразвивающие упражнения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЮГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
Гимнастическая терминология. Строевые и Общеразвивающие упражнения.
Учебное пособие для студентов колледжей (техникумов) олимпийского резерва
А.С. Стрекалова, преподаватель АУ СПО ХМАО-Югры «ЮКИОР»
Гимнастическая терминология. Строевые и Общеразвивающие упражнения. Учебное пособие для студентов колледжей (техникумов) олимпийского резерва: Югорский колледж-интернат олимпийского резерва.
Пособие ставит своей целью ознакомить учащихся с основами гимнастической терминологии, раскрывает понятия строевых и общеразвивающих упражнений.
Учебное пособие рекомендуется студентам средних специальных учебных заведений, колледжей (техникумов) олимпийского резерва.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ………………. 6
Строй и его структурные элементы………………………. 10
Строевые приемы…………………………. 11
Построения и перестроения…………………………………. 13
Размыкания и смыкания……………………………………….20
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………………………………21
Классификация упражнений и программный материал…. 24
Правила составления комплексов общеразвивающих упражнений и дозирование физической нагрузки…………..24 Правила записи общеразвивающих упражнений……………28
Термины общеразвивающих упражнений……………. ……28
Библиографический список…………………………………. 36
Гимнастика как одно из основных средств физического воспитания представляет собой совокупность специально подобранных физических упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, физических, волевых и моральных качеств, а также для устранения физических недостатков.
Как базовый вид физкультурно-спортивных занятий гимнастика является одним из основных средств в подготовке студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры общеобразовательной школы, преподавателя среднего специального и высшего учебных заведений. Она представляет собой самостоятельную логически завершенную систему обучения. В нее входят лекционные, семинарские, практические, секционные (курс спортивного совершенствования) и самостоятельные занятия студентов.
Основные задачи гимнастики:
1. Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
4. Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.
5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике, аэробике и спортивной акробатике.
В соответствии с общими целями физического воспитания определены три основных направления применения средств гимнастики (физических упражнений):
1. Использование физических упражнений в процессе общего физического развития человека.
2. Применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике.
3. Освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Гимнастические упражнения объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:
1. Строевые упражнения.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Прикладные упражнения.
4. Вольные упражнения.
5. Упражнения художественной гимнастики и аэробики.
6. Акробатические упражнения.
8. Упражнения на снарядах.
В данном методическом пособии подробно рассмотрены такие средства как строевые и общеобразовательные упражнения.
Ниже дана их краткая характеристика:
1. Строевые упражнения – это несложные двигательные действия служебного характера, используемые для более организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время упражнений.
2. Общеразвивающие упражнения – это координационно-несложные двигательные действия, выполняемые с целью общей физической подготовки. К ним относятся: упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, с использованием гимнастического и тренажерного оборудования.
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы.
III — передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.
IV — размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Основные наименования строя и его расположения приведены на рисунке 1.
Для выполнения строевых упражнений одна часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике. При проведении строевых упражнений на уроках гимнастики в спортивном зале условно определяют точки — центр, середины, углы (рис. 2).
Но есть команды, которые содержат только исполнительную часть («Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!» и т. п.). Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «класс» («отделение», «группа»). Предварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы учащиеся могли приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, более отрывисто и энергично. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «Смирно!» подается, то она должна быть выполнена безупречно. При подаче команды учитель должен быть в положении основной стойки. В некоторых случаях команды целесообразно заменять распоряжениями. Например, вместо того, чтобы классу, сидящему на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движения в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» — движение в указанную сторону без поворота, т. е. боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!». При размыканиях следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». При подаче команд для перестроения необходимо назвать строй, затем направление движения и способ исполнения.
Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.
Фронт — сторона строя, к которой занимающиеся обращены лицом.
Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии, лицом к фронту.
Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Сомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренгах один от другого на расстоянии, равном ширине ладони между локтями, в колоне на расстоянии вытянутых вперед рук.
Разомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренгах на расстоянии одного шага один от другого или на интервал, указанный учителем.
Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д.
Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий — занимающийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий — занимающийся, идущий в колонне последним.
«Становись!» По этой команде занимающиеся становятся в строй и принимают строевую (основную) стойку.
Основная стойка — стоя прямо; пятки вместе; носки врозь на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены; плечи развернуты; живот подобран; туловище несколько подается вперед; руки опущены так, что кисти, обращенные ладонями внутрь, находятся сбоку и посередине бедра, а пальцы полусогнуты и касаются бедра; голова держится прямо.
«Равняйсь!» — по этой команде занимающиеся выравниваются по носкам (переносят вес тела на всю стопу), принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) и видят грудь четвертого человека. «Равняйсь!», «Налево — Равняйсь!», «На середину — Равняйсь!»
«Смирно!» — принимается основная стойка без движений. «Разойдись!» — команда, при которой занимающиеся расходятся для самостоятельных действий.
«Вольно!» — следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, с места не сходить, быть внимательным, не разговаривать.
«Правой (левой) — Вольно!» — занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, руки кладет за спину. Применяется в разомкнутом строю.
«Отставить!» — по этой команде принимается предшествующее ей положение.
Построения и перестроения.
Построение в шеренгу, колонну и т. д. по распоряжению. Например: «Построиться в колонну по диагонали!», «Построиться в две шеренги на верхней границе зала» и т. д.
Перестроение из одной шеренги в две. После расчета на первый, второй подается команда: «В две шеренги — Стройся!» Действия: вторые номера делают шаг левой ногой назад (счет — «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет — «два») и, становясь в затылок первому, приставляя левую ногу (счет — «три»).
Перестроение из одной шеренги в три. После расчета предварительного расчета подается команда: «В три шеренги — Стройся!» Действия: вторые номера стоят на месте, первые делают шаг правой ногой назад (счет — «раз»), левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (счет — «два») и, становясь в затылок первому, приставляя правую ногу (счет — «три»). Третьи номера делают шаг левой ногой вперед (счет — «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет — «два») и, становясь впереди вторых номеров, приставляя левую ногу (счет — «три»).
Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. Команда: «В колонну по два — Стройся!» Действия: вторые номера делают шаг вправо (счет — «раз»), затем, не приставляя левой ноги, шаг левой вперед (счет — «два») и приставляя правую (счет — «три»).
Перестроение из колонны по одному в колонну по три на месте. Команда: «В колонну по три — Стройся!» Действия: вторыми номерами стоят на месте, первые делают шаг правой ногой вправо (счет — «раз»), левой ногой, не приставляя ее, шаг назад (счет — «два») и приставляют правую ногу (счет — «три»). Третьи номера делают шаг левой ногой влево(счет — «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет — «два») и приставляют левую ногу (счет — «три»).
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды:
2. «Направляющий, на месте!» — подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая.
Переход с движения на месте к передвижению. Команды:
1. «Прямо!» (подается под левую ногу) — выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.
Прекращение движения по команде «Группа — Стой!» — подается под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога).
Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).
Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды «Шире Шаг!», «Короче Шаг!», «Чаще Шаг!», «Ре-Же!» (команда подается под левую ногу через счет), «Полный Шаг!», «Полшага!»,
Исполнительная команда подается под шаг одноименной ноги: делается шаг другой ногой на месте с одновременным поворотом в указанную сторону, после чего следует шаг на месте. Исполнительная команда «Кру — Гом!» подается под правую ногу, выполняется шаг левой, шаг правой с поворотом налево-кругом, продолжая движение с левой на месте.
Исполнительная команда подается под шаг одноименной ноги после чего занимающийся делает шаг вперед другой ногой, поворачивается на носке и начинает движение в новом направлении Пример: при повороте «Напра — Во!» исполнительная команда подается под правую ногу; поворот выполняется на левом носке.
Движение змейкой — несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды:
Размыкания и смыкания.
Размыкания. Команда: «Направо (налево от середины или от указанной колонны) на два, три и т. д. шага разом — Кнись!» Действия: все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево), начинают движение на указанное количество шагов, приставляя ногу, и поворачиваются лицом к фронту. Для смыкания подается команда: «Налево (направо, к середине) сом — Кнись!» Все действия выполняются в обратном порядке.
Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.
Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями применяются в различных сочетаниях, разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных предметов, отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.
Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением, большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки.
Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:
— владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологически назвать);
— знание характера каждого упражнения, его направленности;
— умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
— умение обучать и проводить занятия ОРУ разными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
— владение методами организации занятий ОРУ;
—- умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами.
Классификация упражнений и программный материал
ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, группируя упражнения для различных частей тела:
1. Упражнения для рук и плечевого пояса.
2. Упражнения для шеи.
3. Упражнения для ног и тазового пояса.
4. Упражнения для туловища.
5. Упражнения для всего тела.
В каждой группе можно выделить ряд упражнении более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.
В группе «упражнения для ног и тазового пояса» — упражнения для стопы, голени, бедер. В группе «упражнения для туловища» выделяются упражнения для мышц передней или боковой поверхности туловища и т. п.
Правила составления комплексов общеразвивающих упражнений
и дозирование физической нагрузки
При составлении комплексов общеразвивающих упражнений следует руководствоваться следующими правилами:
Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Для этого нужно включать в комплекс упражнения, для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определенной схемы, к примеру «руки – ноги – туловище». Выполнение серий упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.
Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.
Каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями.
Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округленной или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон.
При всем обилии упражнений основой данных комплексов должны быть следующие упражнения и их разновидности:
1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием.
2. Наклоны и круговые движения головой.
3. Круговые и маховые движения руками.
5. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.
6. Махи ногами вперед, назад и в сторону.
7. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
8. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).
9. Прыжки (подскоки) многократные.
10. Бег или ходьба на месте.
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения количества и содержания упражнений; интервалов отдыха между упражнениями; количества повторений; темпа; исходных положений.
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
При индивидуальных занятиях оценивать нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становится трудно.
В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.
От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя ее за счет перечисленных выше факторов и количества дней занятий в неделю.
Правила записи общеразвивающих упражнений
1. Исходное положение (И.п.), из которого начинается движение.
2. Название движения каждого счета (наклон, поворот, мах, приседание, выпад).
3. Направление (вправо, влево).
4. Конечное положение (если необходимо), но, как правило, упражнение должно заканчиваться исходным положением.
5. Упражнения записываются столбиком.
6. Все упражнения составляются на 2, 4 или 8 счетов.
Термины общеразвивающих упражнений
Исходные положения (и. п.): стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.
Стойки, применяемые как исходные положения:
Основная Узкая, Ноги врозь Скрестная, Руки на пояс
стойка руки на пояс правой вперед
Широкая Ноги врозь, Согнуть правую Правой (левой) На
правой вперед вперед вольно коленях
Сед: положение сидя на полу или на снаряде.
Сед Сед углом Сед согнувшись Сед с захватом
Сед ноги врозь Сед на пятках Сед на пятках Сед на правой пятке
с наклоном вперед с захватом
Упор: положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи (плечевая ось) выше точек опоры.
Упор присев Упор стоя Упор на коленях Упор присев на левой,
согнувшись правая в сторону
Упор лежа Упор лежа сзади Упор присев на левой,
правая назад на носок
Д
вижения руками:
Руки вперед Руки в стороны Руки вверх Руки назад
Руки вниз – опущенные руки у туловища с боков. Обычно применяется команда «Руки вниз–СТАВЬ!»
Руки вперед – подняты на высоту плеч, параллельны, ладони внутрь.
Руки в стороны – подняты на высоту плеч, ладони книзу.
Руки вверх – подняты и отведены назад, параллельны, ладони внутрь.
Руки назад – отведены назад до отказа, ладони внутрь.
Различают движения одновременные, поочередные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется слово «согнуть».
Промежуточные положения, в которых руки расположены под углом 45°:
Руки вверх-наружу Руки вперед-книзу Руки в стороны-книзу
Положение кисти: обычное, кисть в кулак, кисть свободна, опущена, поднята, вперед, назад.
Исходные положения с согнутыми руками:
Руки: на пояс перед грудью за голову к плечам скрестно,
Движения ногами (в и.п. руки на пояс):
Правую в сторону Правую в сторону- Правую в Левую
на носок книзу сторону-кверху вперед-кверху
При движении указываются: наименование ноги (правая, левая) и направление движения. При выставлении на носок добавляется: «на носок». Если тяжесть тела распределяется на обе ноги, указывается: «на шаг», а при переносе тяжести тела указывается, например: «шаг правой назад, левая на носке».
П
рисед: положение занимающегося на согнутых ногах.
Присед на правой, Круглый присед,
левую вперед, руки вперед руки вверх, ладони вперед
Для обозначения круговых движений применяются термины:
Круг – движение, совершаемое по окружности на 360°.
Дуга – движение, выполняемое менее чем на 360°.
Например: из и. п. руки в стороны дугами книзу руки вверх.
Н
аклон: термин, обозначающий сгибание тела.
Наклон Наклон прогнувшись Наклон с захватом
руки на пояс руки на пояс
Для обозначения наклонов туловища применяется термин «наклон» и указывается его направление (кроме наклона вперед).
В
ыпад: движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги.
Выпад правой Выпад левой Выпад правой Выпад правой с
в сторону, вперед, руки в сторону наклонно, наклоном,
руки на пояс на пояс руки вверх руки скрестно
Р
авновесие: устойчивое положение занимающегося на одной ноге.
Равновесие на левой Боковое равновесие Равновесие кольцом
«Ласточка» на правой на левой
Мост: дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.
Различают разновидности мостов:
Мост опусканием – выполняемый из основной стойки (стойки ноги врозь) наклоном назад до опоры руками.
Шпагат: сед с предельно разведенными ногами. Для него характерно касание опоры всей длиной одной и другой ноги.
Шпагат правой Полушпагат левой Шпагат ноги в стороны
Стойка: вертикальное положение тела ногами вверх.
Стойка Стойка Стойка Стойка на
на лопатках на голове и руках на руках одной руке