Что называется деятельностью водителя

Понятие о деятельности водителя

Понятие о деятельности водителя

Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое количество информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии значительного количества параметров дороги, окружающей среды, средств регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля (с помощью различных приборов) и т. д. Водитель должен не только воспринимать большой поток информации, но и проводить ее переработку (анализ), в результате чего принимать соответствующее решение и на его основании производить действия. Весь этот процесс от восприятия до совершения действия требует определенной затраты времени. Учитывая скоротечность сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель может совершить неправильные действия. К ним приводят следующие причины:

1) недостаток (дефицит) времени на весь процесс восприятия, переработки, принятия решения и совершения ответного действия;

2) восприятие водителем исходной информации не соответствует действительности (например, красный сигнал светофора принят за зеленый);

3) информация воспринята правильно, однако ее переработка неверна (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что горящий желтый сигнал светофора сменится зеленым, однако включается красный);

4) восприятие, переработка информации правильны, однако принято решение неверно (например, вместо маневра, единственно необходимого в сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);

5) все предыдущие ответному действию элементы процесса (восприятие, переработка информации, принятие решения) правильны, однако ошибочно само действие (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость).

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, кроме того, следствием психического состояния водителя в данный момент. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс от восприятия информации до совершения ответных действий в постоянно меняющихся дорожно-транспортных ситуациях. Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или, напротив, депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Именно поэтому психические особенности водителя имеют большое значение для производительной и безаварийной работы.

Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно только изучение отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человека как личность. Ведь личность складывается из большого многообразия качеств, взаимосвязанных между собой. Это — способности, интересы, темперамент, характер, склонности, отношение к своей профессии и другим видам деятельности, к общественной работе и т. д. Личностные качества водителя во многом определяют него профессиональные качества, что подтверждается бытующим выражением «Человек водит автомобиль так, как он живет».

Статистика говорит о большом количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине водителя.

Анализ этих происшествий позволяет выявить факторы, их вызвавшие (превышение скорости, несоблюдение очередности проезда перекрестков и т. п.), однако не всегда удается выяснить истинные причины ДТП. И если можно квалифицировать действия водителя, совершившего ДТП, как неосторожные, легкомысленные и пр., то причину подобных действий прежде всего следует искать в самой личности водителя с его переживаниями, жизненными потребностями, конфликтами, радостями и огорчениями. Это закономерно. Заботы, неприятности, обиды не оставляют водителя даже во время езды, хотя внимание его должно быть полностью направлено на восприятие дорожной обстановки. И если во время этой весьма напряженной деятельности водитель думает о ОБОИХ конфликтах, то возникшее в связи с этим отрицательное эмоциональное состояние может оказаться причиной дорожно-транспортного происшествия.

Деятельность водителя способствует формированию черт характера, имеющих непосредственное значение в его профессии. К таким чертам относятся ответственность, инициатива, воля, настойчивость и т. д.

Читайте также

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

5. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ

5. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора,

1. Понятие и признаки интеллектуальной деятельности

1. Понятие и признаки интеллектуальной деятельности Интеллектуальная деятельность – умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная

МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ

МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ Снимай напряжение Водитель полностью самостоятелен — сам выбирает дорогу, скорость, дистанцию, интервал, принимает другие решения. В потоке движения он сочетает свои маневры с действиями других водителей и пешеходов. В пути не от кого получать

ДТП по вине водителя

ДТП по вине водителя Явные причиныВодитель полностью самостоятелен — сам выбирает маршрут, скорость движения, дистанцию, интервал, принимает другие решения, сочетая свои маневры с действиями других водителей и пешеходов. Не все готовы к такой самостоятельности: один

Манипуляторы водителя

Манипуляторы водителя Для управления автомобиль оборудуют соответствующими рычагами и педалями. Они подразделяются на две группы: ножные (педаль управления подачей топлива, педали тормоза и сцепления) и ручные (рулевое колесо, рычаги стояночного тормоза и коробки

16. Основное понятие закупок и сущность закупочной деятельности

16. Основное понятие закупок и сущность закупочной деятельности Процессы закупок относятся к широкому диапазону сырья и материалов и охватывают большое количество мероприятий.Предприятия независимо от вида деятельности закупают сырье, материалы сопутствующие товары,

3.1.1. Посадка водителя

3.1.1. Посадка водителя Потеря контроля над автомобилем из-за неправильного хвата руляОписание ситуации (рис. 14)Водитель легковой машины двигался по загородной дороге (илл. 1). Поскольку дорожная ситуация длительное время была достаточно спокойной, водитель почувствовал

Сопротивление водителя

Сопротивление водителя Я понимаю, что у большинства читателей нет ни времени, ни средств для кардинального улучшения аэродинамики их байков. Но если обращать внимание на позу за рулем, улучшений можно добиться бесплатно. Например, новички теряют примерно 7–8 миль в час от

Задержание водителя

Задержание водителя Задержание милицией может быть применено в случае происшествия. Разница между задержанием и арестом в том, что при задержании не нужна санкция прокурора. Закон предусматривает два типа задержания:? административное задержание — не более чем на 3 ч по

Источник

Общая характеристика водительской деятельности

Что называется деятельностью водителя

Общая характеристика водительской деятельности

1. Специфика деятельности водителей

В современных условиях среди проблем психологии приобретает актуальность проблема готовности человека к водительской деятельности. Данный вид деятельности протекает в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, возможным изменением функциональных состояний от монотонного до стрессового.

Специфика деятельности водителей предполагает постоянную возможность возникновения экстремальных ситуаций, которые могут содержать реальную угрозу здоровью и жизни.

Действие экстремальных факторов может привести к возникновению у водителей негативных психологических состояний типа динамических рассогласований, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность. При этом негативные психологические состояния воспринимаются как отрицательные эмоции и неприятные соматические ощущения. Экстремальные условия способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе.

Водитель должен обладать целым рядом психофизиологических и психических функций, характеризующихся определенным условием развития.

Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое количество информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии значительного количества параметров дороги, окружающей среды, средств регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля (с помощью различных приборов) и т. д. Водитель должен не только воспринимать большой поток информации, но и проводить ее переработку (анализ), в результате чего принимать соответствующее решение и на его основании производить действия. Весь этот процесс от восприятия до совершения действия требует определенной затраты времени. Учитывая скоротечность сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель может совершить неправильные действия. К ним приводят следующие причины:

1) недостаток (дефицит) времени на весь процесс восприятия, переработки, принятия решения и совершения ответного действия;

2) восприятие водителем исходной информации не соответствует действительности (например, красный сигнал светофора принят за зеленый);

3) информация воспринята правильно, однако ее переработка неверна (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что горящий желтый сигнал светофора сменится зеленым, однако включается красный);

4) восприятие, переработка информации правильны, однако принято решение неверно (например, вместо маневра, единственно необходимого в сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);

5) все предыдущие ответному действию элементы процесса (восприятие, переработка информации, принятие решения) правильны, однако ошибочно само действие (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость).

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, кроме того, следствием психического состояния водителя в данный момент. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс от восприятия информации до совершения ответных действий в постоянно меняющихся дорожно-транспортных ситуациях. Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (возбуждение «ли, напротив, депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Именно поэтому психические особенности водителя имеют большое значение для производительной и безаварийной работы.

Управление автомобилем — сложный, эмоционально-насыщенный процесс, требующий постоянного нервного напряжения и максимальной мобилизованности, способности ежеминутно анализировать окружающую обстановку и прогнозировать развитие ситуации. Сопротивляемость влиянию отрицательных факторов вождения автомобиля различна и зависит от индивидуальных особенностей водителя, его психологических качеств и навыков.

Исследования показывают, что даже опытные и дисциплинированные водители попадают в критические ситуации от 3 до 15 раз в день. Недисциплинированность водителей и нарушение правил, несомненно, имеют место среди комплекса причин дорожно-транспортных происшествий, но в целом ряде случаев они являются лишь внешним проявлением взаимодействия ряда других факторов. Водитель может допустить нарушение правил дорожного движения в силу дефектов восприятия, рассеянного внимания, памяти или замедленной психомоторной реакции, растерянности или неумения быстро ориентироваться в изменениях дорожной обстановки.

Очень большое значение в деятельности водителя, определяющее во многих случаях правильность и точность его действий, имеет его эмоциональное состояние. Известно, что радостные переживания человека делают его бодрым и уверенным, В результате его действия становятся более точными, реакции более быстрыми, движения более координированными. Горе, тяжелые переживания приводят к противоположным результатам.

Проведенные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные являются значительно чаще нарушителями ПДД и участниками дорожно-транспортных происшествий. Помимо этого на надежность управления транспортным средством оказывают личная дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание, что является основными волевыми качествами водителя.

Человек, находящийся в состоянии эмоционального напряжения, разгневанный, например, действует хаотически, не учитывает характера ситуаций, неправильно пользуется получаемой информацией, реагирует или слишком сильно, или слишком слабо, вне корреляции с силой раздражителей. Резкий страх приводит к оцепенению, исключает вообще всякую деятельность.

Как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, безопасность движения в значительной степени определяется его эмоциональной устойчивостью, необходимой степенью самообладания; быстрой сообразительностью; скоростью переключения и распределения внимания; памятью, от которой зависит быстрее извлечение информации, необходимой для выполнения целенаправленных действий.

Причинами эмоционального возбуждения водителей могут быть и самые обычные дорожные ситуации, которым сам водитель не придает значения. Так, например, частота пульса у водителей после обычного движения в городе при выезде на автостраду увеличивается с 78 до 115 ударов в минуту. Особенно сильное эмоциональное возбуждение возникает при внезапном усложнении дорожной обстановки. Экспериментально установлено, что неожиданный занос автомобиля вызывает сильное эмоциональное возбуждение, которое особенно выражено у неопытных водителей.

Из сказанного не следует, что эмоции всегда ведут к нарушению состояния и работоспособности водителей. У большинства водителей эмоции по степени напряженности протекают в пределах нормы и не ведут к ошибкам при управлении автомобилем. Но есть категории людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких лиц возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными, или эмоционально неустойчивыми.

Эмоционально-волевая устойчивость позволяет водителю в сложных ситуациях действовать хладнокровно, спокойно, смело и решительно; хорошо развитая воля помогает сделать поведение управляемым, действовать в соответствии с обстановкой, подавлять отрицательные эмоции.

3. Психофизиологические особенности личности будущих водителей

Отмечается, что молодые водители чаще склонны рисковать, недооценивать опасность и переоценивать свои возможности. Более молодые водители значительно чаще теряют контроль над автомобилем; легкость управления современным автомобилем на больших скоростях создает у них опасную иллюзию уверенности в том, что они с такой же легкостью могут выйти из любой опасной ситуации. Очень часто эта иллюзия подводит молодых водителей. К тому же, для этой категории водителей характерным является крайне низкий «порог» внимания; многие из них не считаются с тем, что легкость управления, удобства и комфорт — все это не синонимы безопасности. С возрастом юношеская опрометчивость и импульсивность сменяются более высоким чувством ответственности, рассудительностью и сдержанностью. Эти качества, несомненно, постепенно дополняются ростом их водительской квалификации, что в конечном итоге приводит к определенному снижению аварийности.

Вообще в экстремальных условиях нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, полнейший срыв деятельности, аффективные реакции, психогении. Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Управление автомобилем требует от человека выдерживания такого безопасного режима движения, который учитывал бы постоянное изменение ситуации. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление, которое неразрывно связано с ощущениями, восприятиями, памятью, воображением. Важнейшая роль мышления и заключается в упорядочении, координации и синтезе этих процессов. Особое значение приобретают память и навыки водителя. Память позволяет воспроизвести сведения, необходимые для совершения действия в данном конкретном случае, а навык позволяет произвести эти действия без осмысливания каждого составляющего движения, т. е. автоматически. Это дает возможность, особенно в условиях острого дефицита времени (критическая или аварийная ситуация), сэкономить необходимые доли секунды.

Восприятие водителя является процессом многосторонним, так как ему приходится удерживать в поле своего зрения не только дорожную обстановку (непосредственно дорогу, препятствия на ней, пешеходов, другие транспортные средства), но и показания приборов, на слух контролировать работу двигателя. Так, например, опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем водитель без опыта вождения. Именно поэтому поведение молодого водителя на дороге характеризуется большей осторожностью, что может проявляться в невысокой скорости движения, нерешительности совершения различных маневров на дороге (обгон, проезд перекрестков и пр.).

Наиболее важным для водителя представляется знание расстояний между предметами (восприятие пространства) и умение точно оценивать временные интервалы при различных маневрах автомобиля (восприятие времени). Однако на последнее может оказывать влияние и эмоциональное состояние человека.

Острота зрения определяется наименьшим промежутком между двумя видимыми раздельно точками. Водитель обязан иметь хорошее зрение. Норма зрения =1,0. Остротой зрения считается способность увидеть две точки, разделенные промежутком в одну угловую минуту. Водительская острота зрения зависит от опыта водителя.

Восприятие водителя находится в тесной взаимосвязи с необходимостью переключать внимание с одного объекта на другой в зависимости от важности и складывающейся дорожной обстановки. Именно внимание водителя является одним их основных факторов, обеспечивающих безопасность движения. Для водителя недостаточно быть просто внимательным, постоянно меняющаяся дорожная ситуация требует напряженного, устойчивого внимания, его распределения и быстрого переключения. Именно поэтому нельзя просто говорить о невнимательности водителя вообще, необходимо говорить о недостатке того или иного качества внимания. Также немаловажным качеством является умение водителя пользоваться своим вниманием, т. е. он должен иметь отчетливое представление о последовательности восприятия объектов, уметь выделять главное и второстепенное в дорожной ситуации.

При управлении автомобилем водитель должен одновременно смотреть, думать и действовать. Единство и слаженность этих сторон направленности внимания обеспечивают правильные действия в сложной обстановке. Переключение внимания — это способность быстро менять объекты внимания или переходить от одного вида деятельности к другому. Быстрота переключения внимания имеет большое значение для водителя. Она помогает ему воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно.

Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в дорожно-транспортное происшествие. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.

Источник

Коноплянко В. И. К 64 Основы безопасности дорожного движения

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Глава 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Физические и психофизиологические требо­вания к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое ко­личество информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии значительного количе­ства параметров дороги, окружающей среды, средств ре­гулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля (с помощью различных приборов) и т. д. Водитель дол­жен не только воспринимать большой поток информа­ции, но и проводить ее переработку (анализ), в резуль­тате чего принимать соответствующее решение и на его основании производить действия. Весь этот процесс от восприятия до совершения действия требует определен­ной затраты времени. Учитывая скоротечность сложив­шейся дорожно-транспортной ситуации, водитель может совершить неправильные действия. К ним приводят сле­дующие причины:

1) недостаток (дефицит) времени на весь процесс восприятия, переработки, принятия решения и соверше­ния ответного действия;

2) восприятие водителем исходной информации не соответствует действительности (например, красный сиг­нал светофора принят за зеленый);

3) информация воспринята правильно, однако ее пе­реработка неверна (например, водитель при приближе­нии к перекрестку считает, что горящий желтый сигнал светофора сменится зеленым, однако включается красный);

4) восприятие, переработка информации правильны, однако принято решение неверно (например, вместо ма­невра, единственно необходимого в сложившейся дорож­но-транспортной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);

5) все предыдущие ответному действию элементы процесса (восприятие, переработка информации, приня­тие решения) правильны, однако ошибочно само дей­ствие (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно на­жимает на педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость).

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, кроме того, следствием психического со-стбяния водителя в данный момент. Вот почему води­телю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс от восприятия информации до совершения ответных действий в постоянно меняющихся дорожно-транспортных ситуациях. Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (воз­буждение «ли, напротив, депрессия) затрудняют про­цесс восприятия и переработки информации и тем са­мым увеличивают вероятность ошибочных действий во­дителя. Именно поэтому психические особенности води­теля имеют большое значение для производительной и безаварийной работы.

Для правильного понимания индивидуально-психоло­гических особенностей водителя недостаточно только изучение отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человека как личность. Ведь личность складывается из большого многообразия качеств, взаимосвязанных между собой. Это — способности, интересы, темперамент, характер, склонности, отношение к своей профессии и другим ви­дам деятельности, к общественной работе и т. д. Лич­ностные качества водителя во многом определяют него профессиональные качества, что подтверждается бытую­щим выражением «Человек водит автомобиль так, как он живет».

Статистика говорит о большом количестве дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине водителя.

Деятельность водителя способствует формированию черт характера, имеющих непосредственное значение в его профессии. К таким чертам относятся ответствен­ность, инициатива, воля, настойчивость и т. д.

Ощущения — это отражение в сознании че­ловека отдельных свойств предметов и явлений матери­ального мира, непосредственно воздействующих на ор­ганы чувств. Различают ощущения зрительные, слухо­вые, кожные, обонятельные, двигательные, вибрацион­ные и др. В процессе движения на автомобиле зритель­ный анализатор является основным источником инфор­мации об окружающей среде. Снижение видимости влечет за собой увеличение дорожно-транспортных про­исшествий. Статистика указывает на большое количе­ство ДТП (до 60%) в темное время суток, несмотря на снижение в это время интенсивности движения до 10 — 15% от ее дневной величины. Поэтому некоторые осот бенности физиологии зрения должны учитываться води­телем при выборе режима движения в условиях искус­ственного освещения дороги.

Зрительным полем называют измеряемую в градусах область, видимую фиксированным (неподвижным) глазом. В среднем поле зрения для белого цвета распро­страняется к наружной стороне на 90°, к внутренней — на 65°, кверху — на 65°, книзу — на 75°. Поле зрения для цветных объектов значительно меньше. Водители с су­женным полем зрения могут допускать ошибки в управ­лении автомобилем, связанные с невозможностью обна­ружения объектов за пределом его поля зрения (напри­мер, пешеход или автомобиль на обочине, обгоняемый автомобиль, объекты, находящиеся на перекрестке, и т. д.). Совмещенное поле зрения человека (зрениедву­мя глазами) равно приблизительно 120 — 130°. Если объект рассматривается совместным для обоих глаз уча­стком поля зрения, то глаза видят наиболее отчетливо, рельефно. Это так называемое бинокулярное зрение.

Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения его угловой величины в поле зрения и рас­стояния до предмета. Предметы кажутся тем меньше, чем дальше расположены от наблюдателя. Глаз спосо­бен воспринимать также пространственное расположе­ние предметов относительно друг друга и расстояние между ними.

Решающее значение для зрения имеют условия осве­щенности. Для того чтобы глаза могли распознать предмет, необходим определенный уровень освещенно­сти. Предметы могут распознаваться по силуэту, когда яркость объекта ниже яркости окружающего его фона (это бывает при невысокой освещенности дороги); по обратному силуэту, когда яркость препятствия больше окружающего его фона, но детали поверхности неразли­чимы; по высокой яркости, когда видны детали на по­верхности предмета.

При изменении условий освещенности глаз к ней при­спосабливается. Этот процесс называется адаптацией. Время адаптации, т. е. время, необходимое для пере­стройки глаз на новый режим освещения, является важ­ной физиологической особенностью зрения, непосредст­венно сказывающейся на безопасности движения. При переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем при переходе от света к темноте. Наиболь­шие затруднения у водителя возникают при резких из­менениях освещенности дороги, при движении в услови­ях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности. Во всех этих случаях процесс зрительно­го восприятия существенно замедляется.

Быстрое изменение уровней освещенности вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что на­ступает временное ослепление. Ослепление может на­ступить от освещения водителя светом фар встречных автомобилей, лучами светильников, блеском отражен­ного света и т. д. Время ослепления колеблется в широ­ких пределах и в зависимости от субъективных качеств человека и от степени раздражения сетчатки может продолжаться от нескольких секунд до нескольких ми­нут.

Значительное влияние на безопасность движеиия оказывает способность к цветоразличению. Глаз чело­века может различать все цвета, однако в зависимости от цвета рассматриваемого предмета меняются размеры поля зрения. Граница поля зрения для голубого цвета на 10 — 15° меньше, чем для белого, а для красного цве­та граница меньше, чем для голубого. Поле зрения для зеленого цвета почти вдвое меньше, чем для белого. У некоторых людей могут быть врожденные отклонения в цветоразличении — дальтонизм. Наиболее часто наблю­дается неразличение красного и зеленого цветов.

Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Качество восприятия, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависит от зна­ний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях «увидит» больше и быстрее, чем нови­чок. Очень важны для водителя восприятия простран­ства и времени.

Восприятие пространства. Обычно человек восприни­мает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие, имеющие те же размеры. Для водителя наиболее важно восприятие рас­стояний между предметами к их удаленности. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окру­жения. Вот почему так важно для водителя знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер.

Значительно сложнее восприятие и оценка расстоя­ний от водителя до двигающихся объектов (автомобили, пешеходы и пр.) и между объектами.

На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий цвет), переоценивается, т. е. автомобиль ка­жется водителю дальше, а автомобиль, окрашенный в яркие, светлые тона (оранжевый, желтый), наоборот, кажется ближе.

Водители могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интерзалов. Наиболее опас­на тенденция к их переоценке, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени для выполнения маневра вполне достаточно; ошибка, как правило, обна­руживается слишком поздно. На точность восприятия времени оказывают влияние индивидуальные особенно­сти человека, его эмоциональное состояние.

Иллюзорные восприятия опасны. Даже при незначи­тельном искажении действительности они могут приве­сти к аварийным ситуациям. Так, например, иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий по­ворот, экстренное торможение и др.

Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителя могут быть: утомление, отрицатель­ные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внима­ния, состояние алкогольного опьянения и пр.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, кото­рые являются результатом болезненного состояния чело­века. При галлюцинациях водитель видит предметы или слышит звуки, которых в действительности нет. При иллюзиях объект восприятия всегда существует, но вос­принимается искаженно.

ОЩУЩЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ, УСКОРЕНИЙ, ВИБРАЦИИ

Равновесие — это способность восприятия изменения положения тела в пространстве, а также дей­ствия на организм ускорений и перегрузок. В сохране­нии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-еуставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих реф­лексов. Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое — с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нару­шению,

Ускорение появляется при изменении скорости или направления движения тела. Линейные ускорения воз­никают при увеличении или уменьшении скорости дви­жения без изменения его направления (разгон, тормо­жение на прямолинейном участке дороги); радиальные или центростремительные ускорения — при изменении на­правления движения (движение по кривой). Линейные и радиальные ускорения в зависимости от времени их, действия условно делят на ударные (до десятых долен секунды) и длительные.

Общее состояние человека при действии ускорений характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при зна­чительных перегрузках) и полным отсутствием возмож­ности движений, особенно конечностями. Большие величины ускорений приводят к расстройству арения. Своевременное прекращение ускорений приводит к нор­мализации всех функций.

В реальных условиях движения величины ускорений, действующих на водителя, невелики. Даже при высокой скорости движения на кривых малых радиусов пере­грузки теоретически не могут быть больше 5 — 10 (49 — 98 м/с 2 ) при времени воздействия таких ускорений на организм не более 10 с. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств. Однако во время и после прохождения кривой наблю­дается изменение тонуса мышц, вследствие чего человек не всегда может выдержать прямолинейное направление движения. Так, при прохождении со значительными ско­ростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлектор-но смещает автомобиль на наружную сторону дороги, в ряде случаев заезжая на полосу встречного движения. В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым ма­лых радиусов )возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни. Основные проявления: плохое самочувствие, головокружение, тош­нота.

Вибрация, как и любая форма периодических дви­жений тела около положения равновесия, имеет опреде­ленные физические параметры. Основными из них явля­ются: амплитуда — наибольшее отклонение вибрирующе­го или колеблющегося тела от положения равновесия; частота — число полных колебаний, происходящих в те­чение 1 с; период — величина, обратная частоте, т. е. дремя одного полного колебания.

Под влиянием вибрации в организме наступают раз­личные органические и функциональные изменения, в том числе изменения в системе кровообращения (особенно в кровеносных сосудах), в центральной и вегета­тивной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Под действием вибраций ухудша­ется зрительное восприятие, снижается качество внима­ния, замедляется реакция, понижается точность дей­ствий.

Чаще влиянию вибраций подвергаются водители тя­желых грузовых автомобилей. Наиболее опасными явля­ются резонансные колебания, т. е. колебания, частота которых соответствует собственной частоте колебаний отдельных органов тела. Этим можно объяснить нару­шение деятельности органов пищеварения и возникнове­ние болевых ощущений в соответствующих областях тела у водителей большегрузных автомобилей.

Уменьшение влияния на организм ускорений и вибра­ций заключается в тренировке вестибулярного аппара­та, т. е. в совершении движений, раздражающих его: наклоны, повороты, прыжки, упражнения на батуте, пе­рекладине и т. п. Кроме того, повторное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускорений с помо­щью вращающихся установок (центрифуги), качелей и др.

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Как средство получения информации слу­ховое восприятие является для человека вторым по зна­чению психическим процессом. Слуховое восприятие зависит от трех факторов: слухового анализатора, источ­ника звука, среды, которая передает изменения давле­ния от источника звука к уху.

Слуховым ощущением называют реакцию слуховой системы на звук.

Обычно считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц.

Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в условных единицах — деци­белах (дБ).

Шум внутри легковых автомобилей находится в пре­делах норм, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин, Допустимым пределом шума в кабине автомобиля счи­тают 74 — 75 дБ при частоте 1000 Гц.

Слушание двумя ушами позволяет точно определить источник звука в пространстве и характер его переме­щения. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля с помощью слуха; воспринимает информа­цию, передаваемую звуковыми сигналами других води­телей, звонки у железнодорожных переездов, сирены спецавтомобилей, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота кото рых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум оказывает отрицатель­ное воздействие на органы слуха. Под его влиянием удлиняется скрытый период двигательной реакции, сни­жается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движения и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *