Что называет действие предмета но отвечает на вопрос что

Слова — названия действий предметов в русском языке

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.

Продолжите сами по аналогии:

Молчать – молчал, молчит, будет молчать.

Читать – читал, читает, будет читать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 66. Слова-действия

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что делают? делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Основное лексическое значение слова называется прямым. Оно точно указывает на предмет, действие или признак.

Иногда значение одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Прочитайте стихотворение. Оно поможет вам определить тему урока.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ГЛАГОЛ.

Давным-давно в стране, под названием Части Речи, жили-были только имена существительные. Что? Дерево. Кто? Щенок. Что? Солнце. Жили существительные очень скучно, потому что ничего не делали.

И вот однажды в Страну пришли жить глаголы. Они не могли смотреть на то, что все бездействуют, потому что сами были большие непоседы.

Глаголы постоянно что-то делали. Глаголы были очень разговорчивы. Стоило спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.

И в один момент в Стране всё изменилось! Дерево стало зеленеть, цвести, плодоносить. Солнце – греть, светить, радовать, лаять, играть. Что же произошло? Да просто глаголы научили всех действовать!

А как же отличить глагол от других частей речи. Например, от имени существительного.

На какие вопросы отвечают слова ворона и воробей? Слова ворона и воробей отвечают на вопрос кто? Эти слова обозначают предметы. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.

Как подаёт голос воробей? Воробей чирикает. Как подаёт голос ворона? Ворона каркает. Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает? Слова, отвечающие на вопросы что делает?, обозначают действие предмета и называются глаголами.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного!

В предложении глаголы чаще всего являются главным членом предложения – сказуемым и подчёркиваются двумя чертами.

Глаголы изменяются по числам.

Сделаем выводы о том, что такое глагол:

У слова может быть несколько лексических значений. Глаголы могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение прямо указывает на действие (плакала девочка). Переносное значение – это новое лексическое значение слова, когда прямое значение переносится на другой предмет, если действия сходны по выполняемому действию (плакала берёза.).

Попробуйте определить значение глагола в следующем стихотворении:

В русском языке нашёл

Шёл и просто человек.

Утром шёл десятый час.

В каком предложении глагол «шёл» употребляется в значении «двигаться, переступая ногами»? В предложении: Шёл и просто человек.

Это прямое значение глагола.

А что вы скажите о дождике, снеге, часе, мультфильме? В этих предложениях глагол употреблён в переносном значении.

Употребление глагола в переносном значении – это средство художественной изобразительности, которое называется олицетворением.

Олицетворение – перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Правильный выбор.

Выделите цветом глаголы, которые отвечают на вопрос что делал?

Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.

Подсказка: должно быть четыре глагола.

Поёт; сияло; думал; подошёл; писал; говорит; знала; хотел; играть; радуется; учил.

Задание. Порядок событий.

Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.

Источник

Урок русского языка по теме «Слова, называющие действие предмета» (УМК «Школа России»). 2-й класс

Класс: 2

Ход урока

1. Организационный момент.

Начнем урок. Сядьте правильно, откройте тетради, не забывайте про наклон, расстояние от глаз до тетради. Постарайтесь быть активными и внимательными.

2. Подготовка руки к письму.

Чтобы писать красиво, подготовим руки к письму (гимнастика).

— Подпишите число, классная работа, положили ручки.

3. Работа над новой темой.

1.) Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

— Прочитайте слова на доске и подумайте, какое слово лишнее.

— Почему? (Это слово называет предмет, а остальные слова называют действия предмета)

— Над какими словами будем работать на уроке? (Ответы детей)

— Прочитайте тему урока.

Тема. Слова, называющие действия предметов.

Сформулируйте учебную задачу урока, чему мы будем учиться? (Ответы детей)

Учебная задача. Учиться распознавать, различать слова, называющие действия предметов, сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение.

Чтобы справиться, с этой задачей, нужно активно работать и помогать друг другу и мне на уроке.

Для того чтобы уметь распознавать слова называющие действия предметов, вспомним, что вы знаете о словах называющих предмет.

Слова, называющие предмет- это… (имена существительные).

— На какие вопросы отвечает имя существительное?

— На какой вопрос отвечают имена существительные, которые называют людей и животных?

— На какой вопрос отвечают все остальные имена существительные?

— Как вы думаете, а слова, называющие действия предметов, отвечают на один или несколько разных вопросов? (Ответы детей)

В ходе урока мы попытаемся ответить и на этот вопрос.

2.) Упражнение в распознавании слов, называющих действия предметов.

Учебник стр.26 упр.40.

— Какое задание приготовили для вас авторы учебника? Что надо сделать? (Отгадать загадки)

Прочитайте первую загадку.

— Кто догадался, о чем речь в загадке? (Гусь.) Показать рисунок.

— Читаем вторую загадку.

— Кто догадался, о чём речь в этой загадке? (Сосулька) Показать рисунок.

— Прочитайте задание самостоятельно.

— Что надо сделать? (Найти слова, называющие действия предметов и выписать их с вопросами.)

Запись на доске и в тетради. Ученики называют по одному слову.

Что делает? – бродит, выходит, носит, дарит, уходит, льёт.

— Что называет эти слова? (Слова, называют действия предметов).

— На какой вопрос отвечают? (Что делает?)

Слова называющие действия предметов, отвечают на вопрос: “Что делает?”

Открываю вопрос на доске. (Что делает?)

Игра “Летает, не летает”

4.) Подбор слов, называющих действия предметов.

Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.

— Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)

— Почему? (Не хватает слов)

_______ ветры в феврале,
_______ в трубах громко.
Змейкой _________ по земле
Лёгкая позёмка.

Слова для справок: мчится, воют, дуют.

Какое незнакомое слово встретилось? (Позёмка)

Значение этого слова можно узнать из словаря русского языка С.И. Ожегова.

Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

(Значение слова зачитываю и показываю словарь).

— Вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.

Обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, надо вставить.

— Кто готов отвечать? (Заслушиваю ответы)

Запись стихотворения с комментированием.

— Что называют слова, которые мы с вами вставили? (Действия предметов)

— Выпишем слова – названия действий предметов с вопросами.

На доске и в тетради.

Что делают? – дуют, воют.

Что делает? – мчится.

Чем отличаются слова, записанные в первой сточке, от слов, записанных во второй строчке? (Слова в первой строчке называют действия многих предметов, а слова во второй строчке называют действия одного предмета)

— На какой ещё вопрос могут отвечать слова, называющие действия предметов?

Сделайте вывод. (Что делают?)

Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делают?”

Открываю вопрос на доске

Мы с вами хорошо поработали, много нового узнали. Давайте немного отдохнём и отправимся на прогулку в лес. Встаньте.

Звучит фонограмма пения птиц. (Дети выполняют движения вместе с учителем.).

6.) Работа над предложением.

— Что услышали во время прогулки? (Пение птиц)

Ребята чтобы мы с вами весной смогли слушать пение птиц, надо сейчас зимой их подкармливать, потому что им очень холодно и нечего кушать птицам.

Чем можно подкармливать птиц?

Составьте предложения. Расскажите, что вы делали.

Мы слушали пение птиц.

Давайте подберём другие слова, которыми можно заменить слово мы. (Ученики, дети, ребята, школьники)

Запиши предложение с одним из этих слов. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Грамматический разбор предложения.

— Найдите в предложении слово – название действия предмета.

— На какой вопрос оно отвечает? (Что делали?)

Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делали?”

Открываю вопрос на доске.

И так сделайте вывод, на какие вопросы отвечают слова называющие действие предмета?

— Как вы думаете, вы научились распознавать слова, называющие действия предметов и ставить вопросы к ним.

4. Закрепление.

1.) Самостоятельная работа.

Чтобы проверить, на сколько вы справились с учебной задачей урока, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке трещит лёд.

Работать будем по вариантам.

Задание. Выписать предложения, в которых слова- названия предметов отвечают на вопрос 1в. – Что делает?

Можно советоваться с соседом по парте, кому нужна моя помощь, поднимите руку.

Поднимите руку, кто самостоятельно справился с этим заданием? Кому была нужна помощь?

2.) Работа в группах.

Ребята, к нам на урок прибежал Незнайка(рисунок). Он решил стать спортсменом и принёс вам интересное задание для работы в группах.

Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.

1 группа. Пловцы. (рисунок)

2 группа. Боксёры. (рисунок)

3 группа. Штангисты. (рисунок)

После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.

3) Рассказ о спортивном празднике “Лыжня России”.

Ребята, в феврале 40 городах России проходит спортивном праздник “Лыжня России”, в том числе и в нашем городе. Вы с родителя можете принять участие и как настоящие спортсмены пройти дистанцию на лыжах

5. Итог.

— Какая тема изучалась на уроке?

— На какие вопросы они отвечают?

— Научились ли вы распознавать слова называющие действия предметов и ставить вопросы к ним?

— Какое задание было наиболее интересным?

— Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?

Источник

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы «Что делал? Что делает? Что сделает?»

Цели:

Ход урока

1. Организационный момент

Уч-ль. Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.

2. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока

На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.

Справка: решит, прочитал, думает

Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.

Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.

Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.

(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно.)

Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.

Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока.)

Уч-ль. Определим цель урока.

На доске опорная запись:

3. Минутка чистописания

Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.

Уч-к. В словах прочитал, думает и решит имеется строчная буква т. Её будем писать в узоре чистописания.

Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т.(На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т.) Каждый теперь сам составит свой узор.

Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)

4. Изучение нового материала

Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.

Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].

Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.

(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)

Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.

(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)

Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.

Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.

Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?

Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.

(УМК « Планета Знаний», Т.М.Андрианова «Русский язык» 1класс)

(Ученики читают правило вслух; далее рассказывают правило по памяти и приводят свои примеры.)

5. Словарная работа

На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ

Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?

Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.

Уч-ль. Сделаем фонетический разбор этого слова.

и заполняем звуковую схему слова:

Что называет действие предмета но отвечает на вопрос что

Что называет действие предмета но отвечает на вопрос что

Что называет действие предмета но отвечает на вопрос что

Что называет действие предмета но отвечает на вопрос что

Что называет действие предмета но отвечает на вопрос что

Уч-ль. Составим предложение с новым словарным словом по схеме на доске:

(Например: Девочка Марина рисует красками пейзаж.)

Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала?

Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.

6. Физминутка

Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:

7. Первичное закрепление нового материала

Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т.е. являются АНТОНИМАМИ.

Уч-ль. Назовите антонимы к словам: болеть, спать.

болеть – здравствовать
спать – бодрствовать)

Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)

Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т.е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.

(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:

Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.

(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)

Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.

Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.

Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:

витать в облаках, т.е. мечтать;

держать язык за зубами – молчать;

зарубить на носу – значит, запомнить.

Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.

(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)

8. Закрепление нового материала

На доске: Ветер воет.

Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.

Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:

Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.

Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.

(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)

Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.

Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.

Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.

Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)

Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».

9. Итог урока

Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?( Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)

Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)

10. Домашнее задание

Уч-ль. Запишите домашнее задание: выучить правило; выполнить упражнение 3 на странице 72.

11. Рефлексия

Уч-ль. Ребята, сейчас оцените наш урок:

Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *