Что названо в честь фрэнсиса дрейка
Фрэнсис Дрейк: интересные факты
13 декабря — особенная дата для всех нас, ибо именно в этот день в 1577 году знаменитый английский пират Фрэнсис Дрейк отправился в свою первую кругосветную экспедицию по приказу королевы Елизаветы I. Почему эта дата особенная, спросите вы? А кто не скачивал пиратский контент хоть раз в своей жизни?!
В честь знаменательной даты мы собрали для вас интересные факты из жизни «пирата ее Величества».
Фрэнсис Дрейк — любимый пират королевы
Первый и самый известный из них — Дрейк «работал» на английскую королеву, и даже получил за свою службу рыцарское звание. На самом деле в этом нет ничего удивительного. Мы привыкли считать морских разбойников вольными птицами, выходившими на промысел, чтобы грабить всех подряд, однако в действительности за плечами корсаров и флибустьеров часто стояли члены королевских семей, герцоги, князья и другая аристократия. Соответственно, и нападали такие пираты только на те суда и поселения, которые принадлежали врагам их достопочтимых сюзеренов.
Взамен пираты получали возможность выгодно сбывать добычу на легальных рынках, не боясь, что их схватят за грабежи; почетные титулы; уважение и, конечно же, государственные награды.
В честь кого назван пролив Дрейка?
В честь Дрейка. Фрэнсиса Дрейка! Знаменитый корсар проходил раскинувшийся между Южным и Тихим океаном пролив в 1578 году, во время той самой экспедиции. К слову, она стала второй кругосветной экспедиций в мире после Магелланова путешествия. «Пиратское» название проливу предложил известный исследователь Антарктики Шеклтон Эрнест. Похвально, что успешному корсару — человеку, безусловно, тщеславному — хватило скромности не называть географические объекты в свою честь — за него это сделали потомки.
Что открыл Фрэнсис Дрейк?
Капитан сделал чрезвычайно важное для своего времени открытие — путь между Южной Америкой и Антарктидой. Собственно, речь идет о том самом проливе. Дрейк шел во главе флотилии, состоявшей из 6 кораблей, когда у островов Огненной земли началась страшная буря, отбросившая флагманский фрегат «Пеликан» в южную сторону и потопившая остальные суда. В честь небывалой удачи пират переименовал свой корабль в «Золотую Лань» и двинулся дальше, в сторону нынешних Канады и Калифорнии. По пути он грабил испанские порты, что, кстати, было одной из основных целей «исследовательской» экспедиции. Королева Елизавета, вне всякого сомнения, была заинтересована в открытии новых земель, но в золоте испанцев она была заинтересована ничуть не меньше.
Портрет Фрэнсиса Дрейка
При звуке этого имени большинству из нас представляется суровый морской волк, отчаянный разбойник со злобным взглядом, всклокоченной бородой и саблей наголо. В действительности именитый корсар с лицензией на грабеж имел вполне презентабельную для того времени внешность, в чем можно легко убедиться, познакомившись с его прижизненными портретами. К слову, щегольство всегда было у пиратов в почете. Многие из них тратили значительную часть «заработанных» денег на праздничные платья, «как у аристократов», ювелирные украшения и тому подобную атрибутику. Да и сам Дрейк уделял своему внешнему виду самое пристальное внимание: даже во время плаваний он наряжался в роскошные камзолы, пошитые лучшими портными, и украшал собственную каюту.
Памятники Фрэнсису Дрейку
Память о великом мореплавателе жива и по сей день. Памятник Дрейку можно найти, например, в английском городе Плимуте. А в немецком Оффенбурге статуя пирата, сжимавшего в руке цветок картофелины, стояла с 1853 по 1939 годы. В конце 30-х годов памятник был разрушен нацистами, однако его каменные руки уцелели — эти мозолистые ладони и по сей день украшают экспозицию в местном музее, напоминая нам, кто же в действительности был героем, а кто — преступником.
Почему скульптор вложил в руку Дрейка цветок картофелины? Дело в том, что именно Дрейк популяризировал этот корнеплод в Европе. Колумб привозил туда картошку и раньше, но только благодаря стараниям Фрэнсиса Дрейка европейцы стали украшать ее цветами прически, а позднее — распробовали на вкус. Надпись на постаменте этого памятника гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».
Также в честь главного британского пирата в 1973 году была выпущена почтовая марка. Кроме того, Фрэнсис Дрейк — имя одного из главных героев серии видеоигр Uncharted. Впрочем, об играх мы уже рассказывали подробней.
Сэр Фрэнсис Дрейк
Дрейк был благородным разбойником — он очень гордился, что не пролил ни капли испанской крови в мирное время — только в честном бою. За свои географические открытия, за верную службу Короне, за бескорыстную помощь бедным этот пират определенно заслуживает уважения. Так давайте же постреляем в его честь!
Фрэнсис Дрейк: «Железный Пират» Елизаветы I
Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) — английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после Фернана Магеллана совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.
Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).
Детство и юность
Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).
Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.
Жизнь, полная приключений
В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника — Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.
В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на Панамском перешейке, затем — несколько судов возле гавани близ венесуэльского города Картахена (исп. Cartagena).
Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».
15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.
Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.
Френсис отправился на юг, к Магелланову проливу (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.
Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».
Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что Огненная Земля (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий пролив между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.
Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов Чили и Перу, за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в Вальпараисо (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.
Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.
Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).
Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)
Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.
Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.
Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).
Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.
Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).
В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».
В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.
«Английская армада» Дрейка
Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.
Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595—1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.
Личная жизнь
В 1569 г. Фрэнсис Дрейк женился на девушке по имени Мэри Ньюман (англ. Mary Newman), известно, что первый брак оказался бездетным, а Мэри умерла 12 лет спустя.
В 1585 г. он женился во второй раз на девушке из богатого и знатного рода, Элизабет Сиденхэм (англ. Elizabeth Sydenham). Чета переехала в свое новое поместье «Buckland Abbey», сегодня там находится большой монумент в честь «королевского пирата». Как и в первом браке, детей у знаменитого мореплавателя не было, все его состояние впоследствии перешло к племяннику, которого тоже звали Френсис.
Фрэнсис Дрейк: Память
Любопытные факты
Фрэнсис Дрейк — легендарный английский пират, совершивший «кругосветку» и ставший адмиралом
Имя Фрэнсиса Дрейка, пирата XVI века, носит пролив между Антарктидой и Огненной землёй, пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океан. И это одна из причин, почему его можно назвать самым известным реальным пиратом. Дрейк прославился тем, что осуществил кругосветное путешествие (второе в истории!) и принял активное участие в разгромлении испанского флота, который тогда называли Непобедимой Армадой. Одно время Дрейк был очень полезен британской короне, и поэтому в итоге даже смог получить титулы рыцаря и адмирала. В жизни пирата Её Величества было действительно много крутых штормов и поворотов. @
Дрейк в роли работорговца и его первые приключения
Фрэнсис Дрейк родился в семье корабельного священника в 1540 или 1541 году. Ещё будучи ребёнком (в возрасте от 10 до 13 лет), он завербовался юнгой на торговый корабль. Старик-капитан был впечатлён усердием юноши в морском деле, и поэтому решил завещать своё судно именно Дрейку. Таким образом, уже в 1561 году у Дрейка появился собственный корабль.
А когда Фрэнсис стал чуть постарше, его взял в своё плавание родственник — известный к тому времени моряк Джон Хокинс. Хокинс и Дрейк хотели нажиться на контрабандной работорговле. Схема «бизнеса» была незатейлива: взять рабов в Африке, а затем перевезти их в трюмах и продать в одной из колоний Испании в Вест-Индии (на островах Карибского моря).
Это знаменитый английский моряк Джон Хокинс — в каком-то смысле он являлся учителем Дрейка
Одна из экспедиций под руководством Хокинса, в которой участвовал Дрейк, состоялась в 1567 году. И так вышло, что около берегов Мексики английские суда подверглись вероломной атаке со стороны испанцев. Значительная часть этих судов ушла на дно, спастись смогли только два судна — Дрейка и Хокинса. Британские власти впоследствии требовали у короля Испанской империи (тогда им был Филипп II), чтобы он возместил ущерб за утраченные суда, но получили отказ. Узнав об этом, Дрейк сообщил, что сам заберёт всё, что сможет, у испанской короны.
Пират Фрэнсис Дрейк собственной персоной
То есть Дрейком во многих случаях двигала не только жажды наживы, но и желание отомстить. В скором времени он начинает действовать уже не как работорговец, но как пират — пускает ко дну и десятками грабит торговые корабли под испанскими флагами, попутно принося разрушения в прибрежные порты.
Путешествие Дрейка за сокровищами «Серебряного каравана»
Достаточно известна и подробно описана современниками экспедиция Дрейка 1572–1573 годов. Пират посетил испанские владения в Вест-Индии, захватил порт Номбре-де-Дьос, что находился на территории современной Панамы, и затопил некоторое количество судов неподалёку от гавани Картахены (порт Картахена в Карибском море ныне принадлежит Колумбии).
Вест-Индия на современной карте: в XVI веке практически все эти острова была испанскими
Кроме того, на Панамском перешейке ему удалось перехватить испанскую эскадру «Серебряный караван» — эта эскадра называлась так, потому что она перевозила около тридцати тонн серебра. Причём в ходе операции по захвату богатств с «Серебряного каравана» Дрейк проявил недюжинную изобретательность. Например, ему и его команде удалось прорваться сквозь кордон кораблей колониальных властей, которые патрулировали побережье, на обычном деревянном плоту. Сокровища же Дрейк заранее спрятал на берегу и вернулся за ними на следующую ночь. Это был настоящий успех для английского «джентельмена удачи».
9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут. И в результате стал известным на всю Англию корсаром (именно так в те времена называли пиратов, которые имели своеобразную лицензию от государства на захватывание и разграбление вражеских судов). Финансовое положение Дрейка значительно улучшилось — теперь он стал богатым и перестал зависеть от спонсоров и судовладельцев.
Начало кругосветного путешествия английского корсара
С годами репутация Дрейка как «железного пирата» и, одновременно, умелого военно-морского тактика, лишь крепла. И не удивительно, что при подготовке к морской войне с Испанией Фрэнсиса Дрейка вызвали для консультаций. Он сказал, что хорошим вариантом в данном случае стала бы атака на испанские территории и земли в Америке. Спустя какое-то время после этого Дрейк был приглашён на тайную аудиенцию к королеве Елизавете I. Их встреча состоялась в середине ноября 1577 года — пират и монаршая особа нашли что сказать друг другу.
Королева Елизавета I, которая негласно поддерживала пирата Дрейка
В итоге Елизавета I дала добро корсару на экспедицию к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Кроме того, негласно Её Величество, как и ещё ряд почтенных джентельменов, стала спонсором этой экспедиции. Известно также, что Дрейку в ходе аудиенции королева подарила шёлковый шарфик с вышитыми золотом напутственными словами.
Вскоре для Дрейка построили шикарную флотилию из пяти кораблей. Кораблём-флагманом стал «Пеликан» с водоизмещением в сто тонн. Именно здесь располагалась каюта Фрэнсиса, которая также была обставлена очень богато. Вообще Дрейк даже во время путешествий предпочитал вести роскошный образ жизни — он ел из серебряной посуды, и во время трапезы его развлекали музыканты. Кроме того, рядом всегда стоял паж, готовый исполнить любое поручение.
Предположительно, так выглядела каюта Фрэнсиса Дрейка
13 декабря 1577 года флотилия Дрейка выдвинулась из Плимута и отправилась в далёкий и долгий путь. Сначала Дрейк и его команда (всего на всех кораблях — порядка 160 человек) совершили несколько разбоев в отношении испанских и португальских судов с ценными грузами у африканских берегов. Вдобавок ко всему команде удалось взять в плен португальского лоцмана, который хорошо знал безопасные морские дороги к Южной Америке.
В июне 1578-го флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, расположенной сравнительно близко к Магелланову проливу. Во время зимовки здесь на одном из судов разразился бунт, который поддержала некоторая часть команды. Но этот бунт был подавлен, и Дрейк в итоге даже повелел казнить зачинщика по фамилии Доути — за предательство.
После зимовки и перед тем, как направиться непосредственно в Магелланов пролив, команда Дрейка перетащила на другие корабли всё ценное с двух самых малых судов флотилии, которые оказались сильно повреждены — их решено было оставить в порту.
Дальнейшее путешествие преподнесло очередной неприятный сюрприз. На выходе из Магелланова пролива все три корабля флотилии Дрейка попали в шторм — в результате один из них напоролся на скалы и утонул, а второй вышвырнуло обратно в пролив (его капитан впоследствии предпочёл уплыть обратно в Англию). И только «Пеликан» каким-то чудом смог пробиться к Тихому океану, после чего его отнесло очень сильно на юг. Таким образом, кстати, команде Дрейка удалось выяснить, что Огненная земля — это остров, а не часть какого-то неведомого материка.
В честь того что «Пеликану» удалось пережить столь сильный шторм, Дрейк переименовал его в «Золотую лань». И фигурку на носу корабля тоже приказал заменить.
Одна из существующих сегодня больших копий корабля «Золотая лань» («Пеликан»)
«Золотая лань» идёт на север
Итак, в распоряжении пирата остался всего один корабль. Но Дрейк как настоящий авантюрист решил не отступать и продолжил миссию. Судно направилось на север, к берегам Чили.
А Дальше Дрейку начинает очень сильно везти как пирату. В портах на западном побережье Южной Америки он не встречал практически никакого сопротивления (испанцы просто не думали, что кто-то может туда добраться), и это позволяло легко получать добычу.
В частности, был разграблен порт Вальпараисо (находится на территории современной Чили). В этом порту пиратам достался особенно большой куш — корабль, нагруженный золотом и дорогостоящими предметами. И в самом городе тоже был обнаружен солидный запас золота.
Но всё же через какое-то время реакция на действия Дрейка последовала: правитель Перу направил два корабля в погоню за «Золотой Ланью». Также был выставлен патруль в Карибском море — на случай, если Дрейк с командой попытается перебраться через Панамский перешеек. Но всё это не помогло — Дрейк ушёл от возможных преследователей на север, и уже там продолжил грабить суда с драгоценностями. Число кораблей, попавших под горячую руку корсара, точно установить нереально, но ясно, что добыча была поистине огромной.
Дрейк не скрывал свою принадлежность к Англии — он грабил под английскими флагами
План Дрейка был таким — найти где-нибудь на севере пролив, ведущий на восток, и по этому проливу добраться до Атлантики. Впрочем, вскоре Дрейк понял, что вернуться прежним путём домой вряд ли удастся. Чем дальше плыло судно, тем больше беспокоились члены экипажа. Линия берега всё отклонялась и отклонялась к северо-западу — прохода на восток так и не обнаружилось.
Невесёлому настрою моряков соответствовали ухудшающиеся погодные условия. Становилось всё холоднее, с неба зачастили дожди со снегом. В определённый момент снасти даже покрылись слоем льда, и это осложнило управление кораблём.
Встреча Дрейка с индейцами и возвращение домой
Экспедиции Дрейка, по-видимому, всё же удалось достичь 48 параллели северной широты — и в этих местах Северной Америки ранее не бывал ещё ни один европейский корабль. Но здесь Дрейк понял, что дальше идти нет смысла. Поэтому Корабль повернул обратно на юг и спустился обратно, в более тёплые широты.
В июне 1579 года в районе 38° северной широты (то есть неподалёку от нынешнего Сан-Франциско) команда «Золотой Лани» высадились на берег с целью отдохнуть и отремонтировать корабль. Тут их встретили местные индейцы. Причём какого-либо враждебного отношения туземцы не проявили — они приняли странных пришельцев за богов. Осознав это, «боги» не растерялись и обменяли некоторые вещи с «Золотой лани» на еду и воду.
Фрэнсис Дрейк и члены его команды высаживаются в неведомых землях
Англичане провели здесь ещё несколько недель. И индейцы, чем больше общались с путешественниками, тем больше верили в то, что встретились с богами. Согласно описанию корабельного священника, в какой-то момент индейский вождь без всякого насилия передал власть «главному из богов» — Дрейку.
Пират захотел присоединить к Соединённому королевству открытую им землю. Он дал ей название «Новый Альбион». Для подтверждения права на владение землёй была изготовлена специальная пластина из меди с соответствующим текстом. Пластину закрепили на столбе, а вместо печати Дрейк якобы оставил серебряную монетку с портретом королевы.
Отдохнув и взвесив все «за» и «против», Дрейк решил поплыть на запад. Тем более, что ещё у побережья Никарагуа команде удалось взять с собой в качестве добычи испанские карты Тихого океана.
От берегов Америки судно «Золотая лань» отплыло на запад в июле 1579 года. И всё получилось в общем-то так, как и задумывалось. Сначала команда Дрейка остановилась на Филлипинах, затем на Моллукском архипелаге, а затем на острове Ява. Дальше уже были относительно знакомые места — корабль обогнул мыс Доброй Надежды и сделал по дороге домой только ещё одну остановку — в Сьерра-Леоне.
Маршрут кругосветного путешествия Дрейка на карте
Итак, в сентябре 1580 года Дрейк триумфально прибыл в Плимут. Его корабль был набит сокровищами на сумму 600000 фунтов, что равнялось размеру доходов Британского королевства за два года. Королева сразу же наградила Дрейка рыцарским титулом. Фактически Дрейк стал первым человеком, который осуществил кругосветку от начала и до конца (Магеллан, как известно, умер в пути).
Елизавета I прямо на корабле посвящает Дрейка в рыцари
Дрейк в роли адмирала и его последние годы жизни
Став дворянином, Дрейк приобрёл для себя уютное поместье и сыграл свадьбу – его женой стала девушка из богатой семьи. Также он одно время выполнял обязанности мэра Плимута и заседал в парламенте. Но всё же размеренная жизнь ему не слишком-то нравилась. Поэтому он организовал ещё несколько экспедиций в Карибский бассейн.
А в 1588 году Дрейк уже являлся британским адмиралом. В победе над «Непобедимой армадой» он сыграл роль, которую трудно переоценить. Строго говоря, сэр Фрэнсис Дрейк внёс очень эффективные новшества в тактику ведения морских сражений. Он делал ставку прежде всего на скорость кораблей, и поэтому смог победить испанский флот, который в целом был вооружён более мощными орудиями. Новая тактика англичан выглядела так: сначала книппелями портились паруса вражеского судна — это обездвиживало его и превращало стоячую мишень, а затем использовались все имеющиеся в арсенале средства для его разрушения.
Дрейк отличился, в том числе, и в Гравелинском морском сражении, в котором Непобедимая Армада проиграла
А в 1589 году Дрейк практически командовал объединёнными силами английского флота, в его распоряжении находилось более 150 боевых судов — удивительная карьера для бывшего пирата-корсара!
Но даже после этого он не успокоился — ему захотелось совершить ещё одну экспедицию к островам Центральной и Южной Америки за золотом и сокровищами. В это плавание легендарный корсар отправился в 1595 году, и оно стало, к сожалению, для него роковым.
Экспедиция с самого начала не задалась: погода за бортом была отвратительная, среди членов экипажей кораблей (а под руководством Дрейка, между прочим, была целая эскадра) стали распространяться дизентерия и тропическая лихорадка. К тому же Дрейк завёл корабли в неблагоприятное из-за гуляющих вокруг сильных ветров место у островка Эскудо-ле-Верагуа. Шло время, продовольственные запасы на судах стали подходить к концу, и это, конечно, тоже не прибавляло радости матросам…
А потом дизентерией заразился сэр Дрейк. С этим недугом он справиться уже не смог. Умер легендарный пират 28 января 1596 года — корабль в это время находился в пути. Прославленного «морского волка» похоронили под залпы пушек прямо в море, в специальном свинцовом гробу. В Плимут эскадра (точнее, то, что от неё осталось) возвратилась уже без капитана.
Картина художника Томаса Дэвидсона «Похороны адмирала Дрейка»
Мифы и достопримечательности, связанные с личностью Дрейка
Как свидетельствуют те, кто знал Фрэнсиса Дрейка, он был раздражительным, жадным, властолюбивым и весьма суеверным человеком. И уже при его жизни появилась испанская легенда о том, что в молодости Дрейк продал душу дьяволу и взамен получил удачливость в морских сражениях и приключениях. Также существовало поверье, что именно Дрейк навлёк жуткие штормы на «Непобедимую Армаду», и якобы ему в этом помогли ведьмы, с которыми он довольно близко общался с детства. Конечно, это всего лишь слухи и мифы.
С другой стороны, многим экспертам-историкам очевидно, что «жадный» Дрейк отнюдь не только ради несметных сокровищ предпринимал рискованные экспедиции. Как и всех великих мореплавателей, его влекли неизведанные земли, стремление побывать в местах, где до него не был ещё никто. И мореходы следующих поколений обязаны многими значимыми уточнениями на мировой карте именно этому корсару.
Кстати, есть версия, что картошку в Европу впервые привёз именно Дрейк, но, скорее всего, она не соответствует действительности. Вероятно, это всё-таки было сделано раньше испанцами. Однако в германском городке Оффенбург, в середине XIX века была установлена каменная статуя великого корсара с цветком картофеля в ладони – её автором был скульптор Андре Фридрих.
Памятник Фрэнсису Дрейку с картофелем (к сожалению, не сохранился до наших дней)
Сегодня Дрейка больше всего чтут и помнят, конечно, в Британии. Его портрет даже в 1973 году красовался на одной из марок Соединённого Королевства.
Марка 1973 года с пиратом Дрейком
И особенно много памятных мест, связанных с Дрейком, есть в городе Плимуте. Здесь стоит его памятник и работает музей Дрейка. А в Лондоне на южном берегу Темзы можно увидеть воссозданное судно «Золотая лань» — сегодня оно является туристической достопримечательностью. Впрочем, как и усадебный дом, в котором когда-то жил Дрейк — Бакленд-Эбби.
Вход в поместье Бакленд-Эбби сегодня
Этот дом давным-давно уже превращён в музей. И одним из самых важных его экспонатов является барабан Дрейка. Говорят, он начинает звучать сам по себе в дни знаменательных и судьбоносных для Великобритании событий…