Что названо в честь беллинсгаузена и лазарева
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев
Краткая биография Фаддея Беллинсгаузена
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на о. Сааремаа в 1778 г. Он окончил Морской кадетский корпус и успел принять участие в кругосветном мореплавании под руководством И. Ф. Крузенштерна. В 1819 году он отправился на шлюпах «Восток» и «Мирный» (им командовал М. П. Лазарев) к берегам неизведанной южной земли (корабли достигли побережья Антарктиды в 1820 году). Он принимал участие в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг., а в 1839 году был назначен военным губернатором крепости Кронштадт.
Награжден высшими орденами, среди которых Владимирский крест. Умер Ф.Ф. Беллинсгаузен в 1852 году.
Краткая биография Михаила Лазарева
Михаил Петрович Лазарев родился в 1788 году в дворянской семье, из которой вышло несколько блестящих морских офицеров. Прошел путь от гардемарина до адмирала флота. Лазарев командовал всем Черноморским флотом, участвовал в его модернизации и перевооружении. Он был не только превосходным моряком, но и хорошим учителем: среди его учеников были адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
Умер Лазарев в 1851 году, похоронен в Севастополе. В честь его и его корабля названы станции в Антарктиде «Мирный», «Новолазаревская», «Лазаревская».
Открытие Антарктиды
Поисками загадочного южного материка занимались многие мореплаватели. В своих попытках проникнуть как можно ближе к Южному полюсу принимали участие в разные годы Д. Кук (он заявил о недоступности южной земли, назвав ее «Терра Австралиус инкогнита»), английские моряки Уотерхауз и Смит; не оставляли мысли о ледовом походе и русских моряков. После кругосветных путешествий капитаны Крузенштерн, Коцебу и Сарычев обратились в 1819 г. с прошением к царю Александру I об организации южной полярной экспедиции. Царь ответил согласием; и экспедицию пришлось снаряжать в очень сжатые сроки, чтобы успеть отплыть летом 1819 года. В состав флотилии вошло два корабля, совершенно не предназначенных для полярных плаваний: «Восток» и «Мирный».
Целью вояжа были «открытия возможной близости Антарктического полюса, …приобретение полнейших знаний о нашем земном шаре», т. е. цели были чисто научные: пройти как можно дальше за Южный полярный круг и подойти насколько возможно близко к неизвестной земле. При наличии парусных кораблей, не приспособленных для полярных широт, мечтать о большем не было смысла.
Капитан Беллинсгаузен (шлюп «Восток») и капитан Лазарев (шлюп «Мирный») вышли из Кронштадта в начале июля 1819 года и уже к декабрю достигли Сандвичевых островов, нанесенных на карту Д. Куком. Граница плавучих льдов встретила их на широте 69°. 27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг и устремились к югу. Наконец, перед кораблями вырос ледяной барьер из сплошного льда. В условиях плохой видимости из-за снега и тумана, корабли двинулись вдоль кромки сплошных льдов на восток. Несколько раз они то приближались, то отдалялись от «матерого» льда, части ледяного щита Антарктиды, трижды пересекая полярный круг в своих попытках приблизиться к земле.
Но земля ли это? Материк перед их глазами или просто острова, покрытые льдом, ледяные моря, возвышающиеся над кораблями подобно стенам? Они были менее чем в трех километрах от «суши», так близко к ней еще не приближался никто.. «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду… мы забирались иногда в такую чащу… и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шел снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен», – писал о погоде Лазарев. Подойти ближе не представлялось возможным, к тому же начиналась полярная зима, и кораблям пришлось отступить в более теплые воды.
«В сей бесплодной стране скитались мы как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды, туманы…» Михаил Лазарев
Было решено отправиться севернее, в необъятные пространства Индийского океана. Корабли пошли поодиночке: у них были разные ходовые качества, и было решено, что вновь флотилия воссоединится в Сиднее для ремонта. Во время плавания в водах Индийского и Тихого океанов капитаны не оставляли своих научных целей: были обследованы острова Туамоту, Лазарев и «Мирный» посетили остров Пасхи, дали встреченным ими многочисленным островкам русские имена.
После стоянки у берегов Австралии «Восток» и «Мирный» вновь устремились к югу. Спустя год, в январе 1821 года корабли опять подошли к предполагаемому материку и 28 января наблюдали в условиях более ясной погоды берег, на котором ясно были видны скалы и горы. Беллинсгаузен назвал виденное берегом Александра I. «Блеснуло солнце, и лучи его осветили черные скалы».
«Я называю это берегом потому, что отдаленность другого конца (его) исчезла за предел зрения нашего… Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен». Фаддей Беллинсгаузен
Экспедиция вновь не смогла подойти совсем близко к материку, к тому же «Восток» опять нуждался в ремонте, и корабли повернули к северу. На обратном пути они обследовали Южные Шетландские острова (виденные Смитом в 1818 г.) и нанесли их на карту. Среди команд кораблей было много людей, прошедших вой ну 1812 года с Наполеоном, в честь этого многие острова получили названия Бородино, Ватерлоо, Смоленск.
После 751-дневного морского вояжа корабли вошли в Кронштадт. О своих плаваниях, которые вылились не только в открытие Антарктиды, но и в кругосветное путешествие, Беллинсгаузен написал в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавании вокруг света».
Вклад в географию
Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен никогда не говорил о своем «открытии» Антарктиды: он полагал, что можно считать, что побывал на новой земле, только сойдя на сушу. До 1945 года книга Беллинсгаузена не была переведена на английский язык, так что, как это ни странно, его исследования были мало известны миру. Мнения среди ученых разных стран, была ли открыта Антарктида во время путешествия Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, разделились. Российские ученые отвечают на этот вопрос утвердительно.
Открытие Антарктиды
В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий.
Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном».
В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев.
Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков.
1. Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен,
при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен
(нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen)
Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний.
Беллинсгаузен родился на острове Эзель (остров Сарема в Эстонской ССР) в 1779 г. «Я родился среди моря, — говорил он о себе впоследствии, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».
Мальчику было десять лет, когда его отдали учиться, в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Будучи кадетом, юный Беллинсгаузен во время летней практики плавал к берегам Англии. Окончив Морской корпус в 18 лет, он получил чин мичмана.
В 1803—1806 г. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под начальством талантливого и опытного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Во время экспедиции Беллинсгаузен занимался главным образом составлением карт и астрономическими наблюдениями.
Командир шлюпа «Мирный» М. П. Лазарев родился в 1788 г. во Владимирской губернии. Вместе с двумя братьями он также поступил в Морской корпус. Во время обучения он впервые побывал в море и полюбил его навсегда.
2. Адмирал Михаил Петрович Лазарев
Лазарева назначили командиром корабля «Суворов». Кругосветное плавание русских обогатило географическую науку новыми открытиями. В Тихом океане Лазарев открыл группу неизвестных островов, которые назвал именем Суворова.
16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный», составлявшие «Южную дивизию», снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
3.
4.
В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.
В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию. Редкие и слабые штормы не нарушали распорядка жизни на кораблях. С первых же дней плавания велись научные наблюдения,
которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал.
Ежедневно под руководством проф. Казанского университета астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судна.
Через 21 день плавания шлюпы подошли к о-ву Тенериф. Пока команды кораблей запасались свежей водой и провизией, офицеры обследовали гористый живописный остров.
Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для приэкваториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии и стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся г. Рио-де-Жанейро.
Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.
В умеренной полосе южной части Атлантического океана в воздухе стала чувствоваться прохлада, хотя уже начиналось южное лето. Чем дальше к югу, тем больше встречалось птиц, в особенности буревестников. Большими стадами проплывали мимо киты.
В конце декабря 1819 г. шлюпы подошли к о-ву Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту еще английский мореплаватель Джемс Кук. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.
Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.
В начале января 1820 г. моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество.
Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — островами Траверсе.
На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.
Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали о-вами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым о-вам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.
Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми о-вами.
Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель.
С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.
На некоторых антарктических островах мореплаватели встречали огромное количество пингвинов и морских слонов. Пингвины обычно стояли плотным строем, морские слоны были погружены в глубокий сон. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов.
Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты.
В 1948 г. в этих местах побывала советская китобойная флотилия «Слава», установившая, что лишь плохая видимость помешала Беллинсгаузену отчетливо увидеть все побережье Антарктиды и даже горные вершины в глубине материка.
В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
В марте, с наступлением осени, ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию. Чтобы охватить исследованием более широкую полосу, капитан решил направить шлюпы в Австралию разными путями.
В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Жаксои (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.
В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на
карту 15 островов, которым дали русские названия.
Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления.
На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи.
Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги.
Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства.
При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.
Наконец 22 января 1821 г. счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно.
Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.
Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра 1.
Земля Александра 1 до сих пор еще недостаточно исследована. По открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.
Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.
Разгадав многовековую загадку, мореплаватели решили идти на северо-восток для исследования Южных Шетландских островов. Выполнив работы по съемке их южного побережья, моряки были вынуждены срочно уходить на север: с каждым днем усиливалась течь в потрепанных штормами
кораблях. И Беллинсгаузен направил их в Рио-де-Жанейро.
В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап плавания.
Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.
5 августа 1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.
Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое
представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие
морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морен было названо морем Беллинсгаузена.
Именем Беллинсгаузена названы:
— Море Беллинсгаузена в Тихом океане,
— мыс на Сахалине
— остров в архипелаге Туамоту,
— острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых,
— ледник Беллинсгаузена,
— лунный кратер
— научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктиде.
В 1870 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.
В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
5. Памятник адмиралу Беллинсгаузену в Кронштадте
6. Монета Банка России — «Географическая серия», 1994 г.
В честь Лазарева:
— В 1867 г. в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,
— На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
— В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
— В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».
— В 1994 году, Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
7. М.П.Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
8. Памятник адмиралу П.М.Лазареву в городе Новороссийск
9. Марка СССР, 1987 г.
10. Почтовый конверт СССР, 1962 г.
11. Монета Банка России — «Географическая серия», 1994 г.
В честь Лазарева названы:
— район города Сочи — Лазаревское
— атолл в группе островов Россиян в Тихом океане
— остров в Аральском море
-мысы:
* в Амурском лимане
* в северной части о. Унимак
— бухта и порт в Японском море
— бухта в Южном океане
— горная цепь в Антарктиде
— две антарктические станции:
* Лазарев
* Новолазаревская
— жёлоб в Антарктике
— улица в районе Южное Бутово Москвы
— улица в Липецке.
— Площади Лазарева в Севастополе и Владимире
— Улица Лазарева в Лазаревском районе города Сочи
— Набережная адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге
Чтение на 15 минут: «Открытие Антарктиды»
В январе 1820 года русские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк. К открытия Антарктиды в издательстве Paulsen выходит переиздание атласа Беллинсгаузена — собрания рисунков, сделанных участником экспедиции Павлом Михайловым, — книга «Открытие Антарктиды». Помимо рисунков, в ней есть и другие материалы, например карты и чертежи. Arzamas публикует фрагмент из вступительной статьи — про саму экспедицию и историю атласа
4 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро.
2 ноября 1819 года корабли прибыли в Рио-де-Жанейро.
15 декабря 1819 года «Восток» и «Мирный» вошли в антарктические воды.
16 января 1820 года корабли подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты).
5–6 февраля 1820 года «Восток» и «Мирный» вновь подошли к берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль).
Февраль 1820 года — плавания у берегов Антарктиды и заход в Порт-Джексон (ныне Сидней).
8 мая 1820 года корабли вышли из Порт-Джексона в тропическую часть Тихого океана.
9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон.
31 октября 1820 года после ремонта вышли из Порт-Джексона в западную часть Антарктики.
30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики.
27 февраля 1821 года «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро.
23 апреля 1821 года суда вышли в обратный путь.
24 июля 1821 года кругосветное плавание было успешно завершено, корабли прибыли в Кронштадт.
Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. 1819–1821 годы
Несмотря на безусловный авторитет Кука, русские мореплаватели мечтали открыть новые земли и планировали новые экспедиции в Южный океан. Морской министр И. И. де Траверсе и вице-адмирал Г. А. Сарычев были в числе инициаторов экспедиции. Они, а также И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу изложили свои соображения и дали инструкции Беллинсгаузену. Эти документы касались как задач экспедиции, так и рекомендаций по сохранению жизни и здоровья экипажа.
Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возможности пройти к Южному полюсу.
Ф. Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а М. П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября того же года.
Павел Михайлов. Вид города Сент-Себастьяна в Рио Жанейро. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen
Павел Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen
Несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, 5–6 февраля «Восток» и «Мирный» вновь подошли к ледяным берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль). Плавание продолжалось до середины февраля, затем шлюпы направились к берегам Австралии.
После ремонта и пополнения запасов в Порт-Джексоне (ныне Сидней) 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной области архипелага Паумоту (Туамоту) открыли группу островов Россиян, которым дали имена известных русских полководцев и мореплавателей. В группе островов Лайн (Центральные Полинезийские Спорады) был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе островов Кука — остров Александра, в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова. Большинство этих островов нанесено в настоящее время на карты под местными названиями.
9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон и после ремонта 31 октября вновь направились в Антарктику, на сей раз в ее западную часть. Лавируя среди льдов и айсбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 9 января 1821 г. моряки увидели остров, которому присвоили имя основателя Российского флота Петра I, a 17 января — гористый берег, получивший название Земля Александра I. Во время двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка.
Затем оба судна отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед Русской армии в Отечественной войне 1812 года, а также именами адмиралов и офицеров Российского флота.
Павел Михайлов. Вид на остров Лескова, Высокий остров и остров Завадовского. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen
30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики. 27 февраля «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро. После двухмесячного пребывания в Бразилии 23 апреля они вышли в обратный путь и, зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, 24 июля 1821 года успешно закончили кругосветное плавание, прибыв в Кронштадт. Важно отметить, что за два с лишним года плавания экспедиция потеряла лишь двух матросов (обычная смертность была гораздо выше). Заслуга в сохранении жизни и здоровья своих подчиненных принадлежит командирам кораблей и их офицерам.
История издания результатов экспедиции
В результате книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах „Восток“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа „Восток“. Шлюпом „Мирным“ начальствовал лейт. Лазарев» вышла в свет только в 1831 году, через десять лет после экспедиции.
Фундаментальный труд представляет собой подробный текстовый отчет о подготовке, ходе и результатах экспедиции. Начав с описания снаряжения, перечня участников, оснастки шлюпов, Беллинсгаузен затем рассказал о сложных физико-географических явлениях, коралловых рифах и полярных льдах, о неизведанных местах и невиданных растениях и животных.
Павел Михайлов. Хохлатый пингвин. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen
Издание вышло в свет в двух томах, карты и рисунки вышли как приложение отдельным атласом. «Атлас» состоит из 19 карт и 45 литографий с изображением видов островов и поселений, портретных зарисовок аборигенов, образцов экзотической флоры и фауны.
Павел Михайлов. Берега кораллового острова Великого Князя Александра Николаевича. Головы туземцев. Лодка. 1820 год Государственный Русский музей
Павел Михайлов. Берег Александра I. 1821 год Государственный Русский музей
Атлас, изданный в 1831 году тиражом 600 экземпляров, никогда не переиздавался и является библиографической редкостью. Основной тираж был напечатан в черно-белом варианте.