Что назвали в честь дрейка
Фрэнсис Дрейк: интересные факты
13 декабря — особенная дата для всех нас, ибо именно в этот день в 1577 году знаменитый английский пират Фрэнсис Дрейк отправился в свою первую кругосветную экспедицию по приказу королевы Елизаветы I. Почему эта дата особенная, спросите вы? А кто не скачивал пиратский контент хоть раз в своей жизни?!
В честь знаменательной даты мы собрали для вас интересные факты из жизни «пирата ее Величества».
Фрэнсис Дрейк — любимый пират королевы
Первый и самый известный из них — Дрейк «работал» на английскую королеву, и даже получил за свою службу рыцарское звание. На самом деле в этом нет ничего удивительного. Мы привыкли считать морских разбойников вольными птицами, выходившими на промысел, чтобы грабить всех подряд, однако в действительности за плечами корсаров и флибустьеров часто стояли члены королевских семей, герцоги, князья и другая аристократия. Соответственно, и нападали такие пираты только на те суда и поселения, которые принадлежали врагам их достопочтимых сюзеренов.
Взамен пираты получали возможность выгодно сбывать добычу на легальных рынках, не боясь, что их схватят за грабежи; почетные титулы; уважение и, конечно же, государственные награды.
В честь кого назван пролив Дрейка?
В честь Дрейка. Фрэнсиса Дрейка! Знаменитый корсар проходил раскинувшийся между Южным и Тихим океаном пролив в 1578 году, во время той самой экспедиции. К слову, она стала второй кругосветной экспедиций в мире после Магелланова путешествия. «Пиратское» название проливу предложил известный исследователь Антарктики Шеклтон Эрнест. Похвально, что успешному корсару — человеку, безусловно, тщеславному — хватило скромности не называть географические объекты в свою честь — за него это сделали потомки.
Что открыл Фрэнсис Дрейк?
Капитан сделал чрезвычайно важное для своего времени открытие — путь между Южной Америкой и Антарктидой. Собственно, речь идет о том самом проливе. Дрейк шел во главе флотилии, состоявшей из 6 кораблей, когда у островов Огненной земли началась страшная буря, отбросившая флагманский фрегат «Пеликан» в южную сторону и потопившая остальные суда. В честь небывалой удачи пират переименовал свой корабль в «Золотую Лань» и двинулся дальше, в сторону нынешних Канады и Калифорнии. По пути он грабил испанские порты, что, кстати, было одной из основных целей «исследовательской» экспедиции. Королева Елизавета, вне всякого сомнения, была заинтересована в открытии новых земель, но в золоте испанцев она была заинтересована ничуть не меньше.
Портрет Фрэнсиса Дрейка
При звуке этого имени большинству из нас представляется суровый морской волк, отчаянный разбойник со злобным взглядом, всклокоченной бородой и саблей наголо. В действительности именитый корсар с лицензией на грабеж имел вполне презентабельную для того времени внешность, в чем можно легко убедиться, познакомившись с его прижизненными портретами. К слову, щегольство всегда было у пиратов в почете. Многие из них тратили значительную часть «заработанных» денег на праздничные платья, «как у аристократов», ювелирные украшения и тому подобную атрибутику. Да и сам Дрейк уделял своему внешнему виду самое пристальное внимание: даже во время плаваний он наряжался в роскошные камзолы, пошитые лучшими портными, и украшал собственную каюту.
Памятники Фрэнсису Дрейку
Память о великом мореплавателе жива и по сей день. Памятник Дрейку можно найти, например, в английском городе Плимуте. А в немецком Оффенбурге статуя пирата, сжимавшего в руке цветок картофелины, стояла с 1853 по 1939 годы. В конце 30-х годов памятник был разрушен нацистами, однако его каменные руки уцелели — эти мозолистые ладони и по сей день украшают экспозицию в местном музее, напоминая нам, кто же в действительности был героем, а кто — преступником.
Почему скульптор вложил в руку Дрейка цветок картофелины? Дело в том, что именно Дрейк популяризировал этот корнеплод в Европе. Колумб привозил туда картошку и раньше, но только благодаря стараниям Фрэнсиса Дрейка европейцы стали украшать ее цветами прически, а позднее — распробовали на вкус. Надпись на постаменте этого памятника гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».
Также в честь главного британского пирата в 1973 году была выпущена почтовая марка. Кроме того, Фрэнсис Дрейк — имя одного из главных героев серии видеоигр Uncharted. Впрочем, об играх мы уже рассказывали подробней.
Сэр Фрэнсис Дрейк
Дрейк был благородным разбойником — он очень гордился, что не пролил ни капли испанской крови в мирное время — только в честном бою. За свои географические открытия, за верную службу Короне, за бескорыстную помощь бедным этот пират определенно заслуживает уважения. Так давайте же постреляем в его честь!
Самое штормовое место на Земле: почему пролив Дрейка — опаснейший путь в Антарктику
Даже грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?
Читайте «Хайтек» в
Где находится пролив Дрейка?
Пролив Дрейка — это межконтинентальный пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов (в случае выделения Южного океана может полностью или частично относиться к нему). К северу от пролива расположена самая южная точка южноамериканского материка и всего американского континента — острова Диего-Рамирес (архипелаг Огненная Земля) и легендарный мыс Горн, а с противоположной стороны — Южные Шетландские острова (Антарктида). Является самым широким (из имеющих собственное название) проливом на Земле: в самой узкой части его ширина составляет не менее 820 км. Он же является и самым глубоким, с глубинами более 5000 м.
Мар-де-Осес, как на испанском языке называют пролив Дрейка, предположительно впервые встретил мореплавателя в начале 1500-х годов. Тогда известный испанский морской исследователь Франсиско де Осес отправился изучать южное направление: он стремился увидеть конец континента Южная Америка. Несколько десятилетий спустя известный британский исследователь, адмирал и морской капитан Фрэнсис Дрейк прошел этот пролив в 1578 году во время второго в мире после Магеллана кругосветного путешествия на единственном из оставшихся от своей многочисленной флотилии фрегате «Пеликан» (позднее переименованном в «Золотую Лань»), водоизмещением 150 тонн.
В итоге, пролив получил свое сегодняшнее название благодаря Шеклтону Эрнесту во время Имперской трансантарктической экспедиции в честь английского мореплавателя.
Дрейк был легендарной фигурой в британской экспансии, и именно от него произошло английское название пролива.
Испанцы, однако, считают его пиратом. И не просто так — Дрейк имел склонность захватывать их заполненные сокровищами корабли. Именно поэтому в большинстве испаноязычных источников по сей день пролив Дрейка все еще упоминается как Мар-де-Осес.
Сближение морей и кладбище кораблей
Через пролив проходит мощное Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты штормы, причём здесь они являются одними из самых сильных на планете — постоянный западный ветер, иногда достигающий 35 м/с (126 км/ч), сочетается с течением с запада на восток, местами достигающим скорости в 15 км/ч, также нередки волны высотой более 15 метров. Преимущественно в южной части пролива встречаются айсберги, движущиеся вслед за течением с запада на восток. В целом климат умеренный, в южной части переходящий в субантарктический.
Пролив Дрейка простирается чуть менее чем на 1000 км. В этом месте сходятся океаны.
Что делает пролив Дрейка таким печально известным? Мощнейшие течения на этой широте не встречают сопротивления ни с одной частью суши. В сочетании со склонностью этого района к сильному ветру, переход через пролив Дрейка может быть довольно авантюрным делом. К счастью, в настоящее время экспедиционные суда оснащены стабилизаторами, которые поглощают большую часть колебаний.
Исторически пролив является кладбищем значительного числа кораблей, которые пытались пройти его против течения и ветров со времён Магеллана и до открытия Панамского канала, который оттянул на себя практически все каботажные маршруты Южной Америки. Безопасное судоходство по проливу при относительно спокойной погоде возможно только для грузовых судов очень крупного водоизмещения (например, танкеров и контейнеровозов класса «Панамакс»), крупных военных кораблей (например, крейсеров и авианосцев), а также подводных лодок.
Почему это одно из самых опасных мест на планете?
Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов Земли.
Пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Также это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними бурлят 5 км воды. Также он отличается постоянными ветрами.
В южной части земного шара, между 40° и 50° южной широты проходит мощное Антарктическое циркумполярное океаническое течение, или течение Западных Ветров. Это течение, не встречая на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость. Поэтому всем судам, которые идут через пролив Дрейка из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения, пишет Travelask.
Но течение не так страшно, как штормовые ветры. Здесь постоянно они нередко достигают 25-30 м/с, то есть находятся на отметке показателей 10-балльного шторма.
Помимо мощнейших ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в южном полушарии зима) покрыта льдом. Летом на юге пролива Дрейка часто плавают айсберги.
Экстремальное пересечение пролива Дрейка
Если говорить о судоходстве в этом проливе, то оно не сильно развито ввиду вышеназванных причин. После того, как был построен Панамский канал, большинство судов использует именно его для того, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно. Ну а если необходимо попасть именно в южную часть Южной Америки, обогнув ее с юга, то используют куда более спокойный и безопасный Магелланов пролив. По нему же проходят и многочисленные круизные лайнеры, следующие по маршрутам кругосветного плавания.
Однако в конце 2019 года команде из шести человек впервые в истории удалось на гребной лодке пересечь пролив Дрейка на обычной гребной лодке в конце 2019 года.
Участники экспедиции родом из США, Исландии, ЮАР и Шотландии. Путь, начавшийся с южной оконечности Южной Америки, занял у них тринадцать дней. Чтобы лодка не перевернулась, три человека должны были все время оставаться на вёслах, в то время как еще у троих была возможность отдохнуть в стесненных условиях девятиметрового судна.
Угрозу жизни представляли сильные ветра, 12-метровые волны и киты, которые могли легко перевернуть лодку. Как рассказал один из участников экспедиции, вода в проливе Дрейка настолько холодная, что при попадании за борт у человека остается на выживание от двух до пяти минут.
Помимо угрозы для жизни, мужчины работали в тяжелых условиях. Их 9-метровая гребная лодка под названием Ohana должна была находиться в постоянном движении, чтобы не опрокинуться. Это означало, что трое мужчин будут грести по 90 минут, в то время как трое других будут отдыхать, все еще холодные и мокрые.
«Вы гребете в открытом трюме, 40-футовые морские волны плещутся вам в лицо, почти ледяная вода попадает в нос», — рассказывает 34-летний Колин О’Брэди из Джексон-Хоул, штат Вайоминг, один из шести участников экспедиции.
«Это было довольно мучительно,— рассказал О’Брэди Associated Press в своем первом интервью после поездки — К концу мы все сильно похудели и были в бреду от недосыпания».
Самой сложной задачей для товарища по гребле О’Брэди, Джейми Дугласа-Гамильтона из Эдинбурга, Шотландия, были постоянные бомбардировки со стороны стихии.
«Мы были поражены ветрами со всех сторон … и море здесь очень сильное, ведь это самый бурный океан в мире — поделился 38-летний мужчина — Мы много раз почти опрокидывались, и проблема в том, что вода настолько холодная, что если вы упадете в неп, у вас есть от двух до пяти минут на то, чтобы выбраться».
Зачем ученые наблюдают и исследуют пролив?
На протяжении более 20 лет пролив Дрейка является наиболее тщательно наблюдаемой частью Южного океана. Он обеспечивает связь между Тихим и Атлантическим океанами и ограничивает Антарктическое циркумполярное течение (АЦТ) узким географическим регионом. В итоге, эир делает его лучшим местом для измерения свойств АЦП. С 1993 года каждое антарктическое лето проводятся высококачественные гидрографические измерения на полной глубине в проливе Дрейка. Эти межконтинентальные измерения уникальны: ни один другой океанский бассейн не имеет такого хорошего разрешения в течении такого долгого периода времени.
Объем воды, переносимой АЦТ, затмевает даже Гольфстрим. Именно поэтому даже небольшие изменения его свойств в будущем могут оказать глубокое влияние на остальные океаны мира. Чем больше у ученых будет записей об этом экстремальном месте, тем лучше будет их способность обнаруживать постепенные долгосрочные изменения в естественной изменчивости океана.
Южный океан не похож ни на один другой на планете из-за непрерывного плавания вокруг Антарктического континента. Это канал, по которому тепло и пресная вода, а также биогеохимические свойства переносятся между бассейнами Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Он также играет важную роль в циркуляции океана за счет образования водных масс вокруг Антарктиды. Таким образом, это чрезвычайно важная часть глобальной системы океан-атмосфера-криосфера, которая одновременно очень чувствительна к климатическим воздействиям и активно участвует в них.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Он привез из Нового Света картофель, табак и сокровищ ценой в несколько годовых бюджетов английского королевства. Как было не восхищаться Фрэнсисом Дрейком? Его имя не забыто и сейчас: его можно встретить на географических картах и в рассказах о благородных пиратах прошлого.
А знаете ли вы, Почему моряк Фрэнсис Дрейк герой для англичан и пират для остального мира?
Как сын фермера стал пиратом
Будущий пират и вице-адмирал Королевского флота родился в 1540 году в семье фермера Эдмунда Дрейка, который был из младших сыновей, а значит, не понаслышке знал о том, что значит быть стесненным в средствах. В бедности проходили детство, а затем отрочество и Фрэнсиса, первенца. К тому же, его родителям, протестантам, пришлось страдать за свою веру – эпоха была неспокойной, и за свои религиозные воззрения часто приходилось бороться.
Баклендское аббатство — его Дрейк приобрел после того, как был посвящен в рыцари
Спасаясь от гонений со стороны католиков, Дрейки были вынуждены бежать из Девоншира, и фермерство осталось в прошлом. Отец был вынужден устроиться корабельным священником – так жизнь Фрэнсиса Дрейка оказалась связана с морем. Уже в двенадцать он был юнгой на торговом корабле, а в восемнадцать благодаря завещанию прежнего владельца получил судно в наследство и стал капитаном.
Приличного образования Дрейк так и не получил, до конца жизни он весьма неохотно читал и писал, зато он был решителен, самостоятелен и умел обращать себе на пользу любые повороты судьбы. Пусть первый корабль был небольшим, водоизмещением всего в 15 тонн, зато это было его, Дрейка, собственное дело, открывавшее широкие возможности. В 1558 году случилось и другое удачное для Дрейка событие: на престол, сменив умершую королеву Марию, вступила Елизавета.
Елизавета I
В 1567 году Фрэнсис Дрейк отправился в дальнее плавание, через океан – к берегам американского континента, не так давно открытого, но уже ставшего предметом территориальных споров.
Это была совместная экспедиция молодого капитана и его дяди, Джона Хокинса, который был старше Дрейка всего на восемь лет. Хокинс еще за несколько лет до этого путешествия открыл для себя способ хорошо заработать: он отправлялся к берегам Африки, там его целью становился захват чернокожих рабов, которые затем переправлялись в Новый Свет, чтобы быть проданными на невольничьем рынке. Работорговля была исключительно прибыльным занятием, несмотря на то, что мореплавателям постоянно угрожали самые разнообразные опасности – шторм, бунты собственных команд, эпидемии, набеги африканских племен, нападения испанцев.
Фрэнсис Дрейк и Джон Хокинс (в центре и справа)
Отношения английских и испанских мореплавателей были напряженными – виной тому была поддержка английской королевой голландских повстанцев, стремившихся освободиться от испанского владычества. Да и насчет колонизации американских земель вопрос стоял остро: Елизавете было интересно разбавить это испано-португальское представительство в Новом Свете, но англичанам там рады не были. Интересно, что испанские инквизиторы, поощрявшие истребление индейских племен, осуждали работорговлю как нечто не согласующееся с католическим вероучением.
В 2006 году во время визита в африканскую Гамбию потомок Хокинса принес публичные извинения за деятельность своего предка
Во время экспедиции Хокинса и Дрейка пять их кораблей подверглись нападению испанцев, в результате осталось два судна. Именно тогда Дрейк и поставит своей целью взять у испанцев все, что только возможно, – не только в стремлении отомстить за причиненные убытки, но и найдя наконец реального врага, которому можно было предъявить давние счеты: за детство, полное лишений, за преследования католиками родителей.
Король Испании Филипп II
С тех пор Фрэнсис Дрейк стал для испанского короля Филиппа II кошмаром наяву. Его называли Эль Драке, то есть «Дракон». Следующая экспедиция отправилась в Вест-Индию в 1572 году, тогда были захвачены и разграблены суда и испанские владения на суше, корабли англичанина ломились от золота и серебра. В Англию Фрэнсис Дрейк возвратился национальным героем.
Глава «пиратского флота» королевы Елизаветы
Фрэнсис Дрейк был человеком не только богатым, но и щедрым, а кроме того, он с большим почтением и галантностью относился к королеве. Существует даже легенда, что именно благодаря этому английскому пирату возникла традиция отдавать честь – якобы при первой встрече с Елизаветой он, сделав вид, что ослеплен ее красотой, заслонил глаза рукой. Дрейка заметили при дворе, да не просто заметили – ему была предложена служба на благо королевства. Бравый капитан был направлен в Ирландию для подавления восстания. А в 1577 году Елизавета поручила Дрейку возглавить экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки.
М. Гирартс-мл. Портрет Фрэнсиса Дрейка
Формально плавание затевалось ради исследования новых земель и открытия Terra Australis Incognita – неизвестной южной земли, то есть Антарктиды. О том, что Южный полюс окружает материк, догадывались задолго до появления в тех широтах европейских мореплавателей. Забегая вперед, нужно сказать, что официальной цели путешествия Дрейк так и не достиг, правда, именно его имя получил широкий пролив между Антарктидой и архипелагом Огненная Земля.
Истинной же целью экспедиции было отобрать у испанцев столько богатств, сколько представится возможным, ради пополнения английской казны. Дрейк стал, таким образом, не пиратом, а капером – то есть действовал с санкции своего правителя против кораблей вражеского государства. Соглашение между королевой и капером носило конфиденциальный характер – только лишь им двоим была известна точная сумма награбленного и привезенного в Англию испанского добра.
Копия галеона «Золотая лань» в Лондоне
Тихого океана достигло только одно из судов экспедиции – галеон под названием «Пеликан», который был переименован в «Золотую лань» и под этим названием вошел в историю. На этом небольшом корабле (длина его составляла всего 36 метров) Дрейк и его команда провели без малого три года, поднявшись вдоль западного американского побережья до самого Ванкувера. Берег неподалеку от Сан-Франциско был объявлен английским и получил название Новый Альбион. Залив на калифорнийском побережье – там, где высадился Дрейк – носит его имя.
Обогнув африканский континент, Дрейк вернулся в Англию, совершив кругосветное путешествие и, кстати, доставил на родину огромное количество ценностей. По всей видимости, оно в разы превышало бюджет государства, а тем, кто инвестировал в это путешествие, все предприятие принесло более 4000 процентов прибыли.
Ф.Я. Лютербург «Разгром испанской армады»
Дрейк был встречен как национальный герой, он получил от королевы рыцарское звание. Испанцы были в ярости. Тем более, что на этом Дрейк не остановился и спустя несколько лет вернулся в воды Вест-Индии, разорив еще несколько испанских городов. Говорили, правда, что нападения английского капера использовались испанскими колонистами в собственных целях: на грабежи Дрейка списывали пропажу гораздо большего количества золота, чем англичанин мог увезти в реальности.
В 1585 году началась англо-испанская война, а в 1586 Испания начала снаряжать Непобедимую армаду – флот, который должен был дать отпор английским кораблям, а кроме того, помочь британским католикам в борьбе с протестантской церковью. Спустя два года состоялся поход Армады, и от испанцев отвернулась удача: больше половины судов были потеряны в боях или потонули в результате шторма, который разыгрался у британских берегов. Вице-адмирал флота, сэр Фрэнсис Дрейк отличился и тут, приняв в разгроме Непобедимой армады непосредственное участие.
Последняя экспедиция
А вот в последние годы жизни Дрейка удача как будто изменила ему. Планы захватить Лиссабон, на что очень рассчитывала Елизавета, провалились, нападения на испанские колонии уже не приносили того впечатляющего результата: неприятели извлекали уроки из прошлых поражений. Елизавета относилась к своему корсару куда прохладнее, чем прежде. В последнюю свою экспедицию к американскому берегу Дрейк отправился в 1595 году, снова с Джоном Хокинсом. Там, вблизи Панамы, он скончался, попросив перед смертью надеть на него доспехи.
Дж. Бем «Похороны Дрейка в море»
Фрэнсиса Дрейка похоронили в море в свинцовом гробу. Для короля Испании известие о смерти давнего врага стало настоящим праздником.
Детей у Дрейка, несмотря на два брака, не было, состояние перешло племяннику. До сих пор, как и полагается в таких случаях, ходят слухи о кладах с несметными сокровищами, спрятанными перед смертью английским пиратом, да еще – о карте, которая была якобы положена в гроб вместе с телом Дрейка.
Дрейк оставил в истории след не только как корсар на службе Ее Величества. Вместе с Хокинсом в 1590 году он основал в Лондоне богадельню для отставных моряков, чей возраст или здоровье не позволяли самостоятельно добиться достойных условий жизни.
Слева — памятник Дрейку в немецком Оффенбурге, уничтожен нацистами в 1939 г.; справа — памятник в Плимуте
Англичанин внес коррективы в военную науку; раньше считалось, что преимущество в морском бою дает количество орудий на борту, Дрейк же продемонстрировал, что куда большую значимость имеют скорость и маневренность судна – эта тактика оправдала себя во время боев против Непобедимой армады.
Если сам капер не был любителем брать в руки перо и чернила, то среди его окружения находилось немало тех, кто брался увековечить события его жизни на бумаге. Да и испанская инквизиция подробно документировала все, что относилось к Эль Драке. А потому о жизни Фрэнсиса Дрейка сейчас известно довольно много, несмотря на то, что после его смерти прошло уже более четырех веков. Правда, легенд и слухов остается предостаточно.
Фрэнсис Дрейк никогда не поднимал над своими судами черный пиратский флаг, а вот некоторые его коллеги это практиковали – с совершенно конкретными целями.