Что навсегда сохранила память юного фонвизина

8 класс Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 813758.ppt

Что навсегда сохранила память юного фонвизина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Д. И. Фонвизин «НЕДОРОСЛЬ» Тест к уроку в 8 классе

Кем Еремеевна служит у Простаковых? А) нянькой Митрофана Б) Мамкой Митрофана В) Горничной Софьи 2.В каком году написана комедия? А) 1782г. Б) 1879г. В) 1788г.

3. Кем был по званию Цыфиркин? А) Учитель арифметики Б) семинарист В) отставной сержант 4. Зачем приехал Скотинин в дом Простаковых? А) чтобы повидать Митрофана и сестру Б) чтобы сговориться на венчание с Софьей В) чтобы проверить домашнее задание Митрофана

5. Какой национальности учитель французского Адам Вральман? А) немец Б) француз В) русский Почему г-жа Простакова сказала: « Поздравляю, Софьюшка. Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю?» А) У Софьи богатое приданое. Б) Софья любит Милона В) Софья выходит замуж за её брата.

7.Кому Милон признаётся, что он любит Софью? А) Стародуму Б) Правдину В) Простакову 8.Какой предмет преподает Кутейкин? А) математику Б) Историю В) богословие

9. Кто о своей жизни говорит: «Чтоб оградить ее жизнь от недостатку в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро?» А) Милон Б) Правдин В) Стародум 10. Сколько лет Митрофану? А) 15 Б)16 В)17

11. Кто рассуждает о герое так: «Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.» А) Правдин Б) Милон В) Стародум

12. Кто из героев считает так: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить?» А) Кутейкин Б) Скотинин В) Простакова

ОТВЕТЫ: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5 –а, 6-а, 7-б, 8-В, 9-в, 10-а, 11-б, 12-в

Выбранный для просмотра документ Fonvizin.pptx

Что навсегда сохранила память юного фонвизина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизин

Проверка домашнего задания Крылатые выражения Слова высокого стиля Слова низкого стиля

Я …, поэтому… Я …, потому что … Похвали себя!

Эразм Роттердамский «Похвала Глупости»

С Днём рождения, Митрофан!

Поздравление Митрофану Простакову с 16-летием от… (любого героя пьесы). Письмо Митрофану Простакову из ХХІ века.

Выбранный для просмотра документ denis_ivanovich.pptx

Что навсегда сохранила память юного фонвизина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Недоросль-дворянин, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. ( во времена Фонвизина). Недоросль-балбес, тупица, подросток ( сейчас). Комедия «Недоросль»

Деление персонажей на положительных и отрицательных, Говорящие имена, Правило трех единств в комедии. Идеи классицизма в комедии.

Достоверность образов Изображение дворянского рода и социальных отношений Реализм в комедии

проблема нравственного разложения дворянства проблема воспитания Тематика

Дворяне знают и чтут только свои права, о своих же обязанностях они забыли и с легкостью преступают закон. Идея: Беззаконие дворян.

Стародум-носитель идеи русского дворянского Просвещения. Правдин-чиновник Софья Милон Основные герои

Выбранный для просмотра документ Презентация Фонвизин.ppt

Что навсегда сохранила память юного фонвизина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, автор комедии «Недоросль»

Литературные направления классицизм романтизм сентиментализм реализм модернизм

Особенности драмы как рода литературы основа драмы – действие речь героя – главное средство создания образа отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.) авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)

Основные правила классической комедии Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец

Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил? Подумаем отступление от единства действия ( в комедии «Недоросль» две сюжетные линии) отрицательные герои интересны и неоднозначны при создании характеров героев используется речевая характеристика несчастливый конец единство места (деревня Простаковых) единство времени (одни сутки) одна идея ( воспитание достойного гражданина) деление героев на отрицательных и положительных «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж

Подберите цитаты из текста комедии Фонвизина «Недоросль» к иллюстрациям Т.Костериной.

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого». В.Г. Белинский «Горе от ума»

Выбранный для просмотра документ Урок по Фонвизину.doc

Урок литературы (8 класс)

Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.

Повторить роды литературы и особенности драмы.

Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.

Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Невежество казнил в комедии народной.

А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы Х YIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

— Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

— Какую информацию вы получили из этой таблицы?

— В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

Перечислите названные литературные направления.

— Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

— Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке то, что вам не понятно, знаком вопроса.

— Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

2. Повторение пройденного (слайды 5)

Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

— Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

— Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

3. Объяснение нового.

— Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7 презентации)

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

— Кого в 18 веке называли недорослем?

— Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

Герои комедии сегодня у нас в гостях.

— В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

— Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

— Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

— Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

— Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

— Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

4-я и 5-я группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Принцип рационализма, культ разума

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Классицизм как литературное направление

— Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

— Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

— Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

— Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

— Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

— Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Принцип рационализма, культ разума

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Классицизм как литературное направление

— Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

— Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

— Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

— Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

— Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

— Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

Изображение повседневной жизни, людских пороков

Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)

Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)

Установка на разговорный язык

Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

Основа драмы – повествование о событиях

Портрет героя – главное средство создания образа

В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение

Важна роль пейзажа и художественных деталей

Авторская позиция выражается посредством лирического отступления

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Что навсегда сохранила память юного фонвизинаЧто навсегда сохранила память юного фонвизинаЧто навсегда сохранила память юного фонвизинаЧто навсегда сохранила память юного фонвизина

Выбранный для просмотра документ Фонвизин Недоросль.ppt

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *