Что нашли на курилах

Что нашли на курилах

Японские военные создавали базы на островах по всему Тихому океану

В каждом океане есть свой таинственный, секретный остров, который будоражит воображение, ставит вопросы, на которые пока нет ответов. В северной части Тихого океана самым таинственным, безусловно, является остров Матуа.

Что нашли на курилах
Расположен он в 700 км от Петропавловска-Камчатского. С 1946 года административно входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области. Его длина – 11 километров, ширина – 6,4 километра. Это остров средней группы Большой гряды Курильских островов. Эти вулканические острова всегда были почти безлюдны. И сегодня нет ни души на Харимкотане, Чиринкотане, Экарме, Шиашкотане, Матуа и Расшуа.

Исконным населением Матуа считаются айны – древнейший народ Японских островов. На их языке остров называется «адской пастью», хотя некоторые ученые не согласны с таким переводом.

В 20-х годах на острове была японская деревня Мацуа Мура, жители которой добывали полезные ископаемые.

Что нашли на курилах
Айны

Так закончилась спокойная, размеренная жизнь острова Матуа.

Такие базы в императорской Японии строили во всех ключевых местах Тихого океана – будущего театра военных действий Второй мировой. На севере Тихого океана нужна была база, с одной стороны, блокирующая угрозу со стороны Алеутских островов, принадлежащих США, с другой – создающая угрозу советской Камчатке. Для такой универсальной базы был выбран остров средней группы Большой гряды Курильских островов Матуа. Он должен был выполнять функции опорной точки Японии на севере Тихого океана. На Матуа построили первоклассный по тем временам аэродром, батареи крупнокалиберной артиллерии, системы ДОТов и ДЗОТов, связанных между собой подземными переходами. Весь гарнизон находился под землей. На острове не было только одного – военно-морской базы. Но это было связано с тем, что её физически негде было построить. Был только пирс для разгрузки приходящих на остров судов.

Тихая, богом забытая жизнь на острове кончилась в одночасье. Японские военные инженеры – люди весьма опытные в постройке фортификационных сооружений. Википедия утверждает, что там есть подскальное укрытие для подводных лодок, но несколько совместных экспедиций Министерства обороны и Русского географического общества такого укрытия не нашли. Зато они нашли немало другого.

На острове есть аэродром с функциями базирования гидросамолетов. Его взлетно-посадочная полоса (ВПП) шириной 80 метров имеет бетонно-асфальтовое покрытие. Она выполнена в виде буквы Г, что позволяет осуществлять взлет при разных направлениях ветра. Одна ВПП имеет длину 1200 метров, другая – 800. некоторые исследователи утверждают, что ВПП обогревалась теплыми термальными водами, но несколько экспедиций Министерства обороны следов этой системы пока не нашли. На этот аэродром базировались и крупные летающие лодки, проводящие разведку в северной части Тихого океана. Для их выхода на сушу (полосу аэродрома) был сделан специальный спуск.

Весь остров по периметру покрыт долговременными огневыми точками – ДОТами, оборудован стрелковыми точками, командными и дальномерными постами. «Мертвых зон», где теоретически можно было бы укрыться от огня японцев, на острове не было. Последняя совместная экспедиция насчитала 76 ДОТов. Но сами исследователи говорят, что эта цифра не итоговая. Надо понимать, что каждый ДОТ – это миниатюрная крепость с небольшим гарнизоном, способная к длительной автономной обороне. Любопытная деталь. Внутренности ДОТов отделывались смесью цемента с морской капустой. Такой необычный состав служил утеплителем. Кстати, на Матуа есть единственный ДОТ, не связанный подземными коммуникациями с системой обороны острова. Почему и для чего он был сделан, информации нет. Наши военные, служившие на Матуа после войны, называли его «ДОТом смертников». Остров вулканический, но на направлениях, где возможна высадка десанта с моря, имеются несколько линий окопов. Практически по всему периметру обороны на острове шла узкоколейная железная дорога. Береговые батареи были укомплектованы орудиями калибра 152 мм и 76 мм. На острове есть сопка Круглая, она почти правильной формы, высотой 125 метров и 500 метров в диаметре. Некоторые исследователи говорят об искусственном происхождении сопки. Фактом остается то, что вся сопка изрезана подземными коммуникациями.

Что нашли на курилах
Аналогичная вулканическая сопка на острове Иводзима имела 45 подземных этажей. Сколько подземных этажей имела сопка на Матуа, доподлинно неизвестно. Её начали раскапывать только две последние экспедиции.

Единственное, чего не было на Матуа, это условий для базирования военных кораблей. Кроме пирса, были 4 слипа – бетонные спуски с рельсами, уходящие в море на 50 метров. Они предназначались для вытягивания на берег катеров с грузами.

На Матуа располагался 41 смешанный пехотный полк. Уже после войны, командующий северной группировкой войск Японии на островах Шумшу и Парамушир генерал Фусаки рассказал, что гарнизон Матуа ему не подчинялся. Все приказы на Матуа поступали из японской ставки на острове Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа.

Что нашли на курилах

Что нашли на курилах

Что нашли на курилах

Что нашли на курилах

Война
Основными противниками японцев на Матуа во время войны были американцы. Они прекрасно понимали значение острова и аэродрома. Вообще, это была игра «в долгую».

Началось с того, что японская эскадра, атаковавшая Перл-Харбор, для маскировки, выйдя из японских баз, пошла на север, в сторону Курильских островов. Это было началом игры нервов между двумя противниками. В 1942 году японская эскадра захватила два острова Алеутской гряды – Кыска и Атту. Была даже эвакуирована база Датч-Харбор. Это было единственное вторжение на территорию США в ХХ веке! И хотя операцию проводил японский ВМФ, базы на островах играли важную роль. После того, как американцы вернули статус-кво, начались активные действия против баз японцев на севере Тихого океана. Достаточно сказать, что над Матуа было сбито 50 американских самолетов, а ВПП аэродрома приходилось постоянно восстанавливать после налетов американцев. Кстати, в этих авианалетах проявилась одна из тайн Матуа. Бомбы падали в основном на взлетно-посадочные полосы и такие объекты, как склады ГСМ, другие же сооружения щадились. Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с апреля 1944 до августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25.

Что нашли на курилах
Американский бомбардировщик B-24
На море, в водах вокруг острова, борьба велась тоже не на шутку. С 1944 года ВМС США осуществляли морскую блокаду острова. Для американцев это вылилось в потерю двух подводных лодок. Сначала недалеко от острова японским эскортным кораблем «Исигаки» была потоплена американская подводная лодка USS S-44 (SS-155). Случай гибели второй американской лодки по-своему уникален. USS «Herring» (SS-233), потопила суда «Хибуки Мару», «Иваки Мару» и эскортник «Исигаки» в 70 милях к западу от острова. После этого «Herring», подойдя к острову, всплыла и была уничтожена огнем японской береговой артиллерии. Это единственный случай в американском ВМФ во Второй мировой войне, когда американская подводная лодка была потоплена огнем береговой артиллерии! В 2017 году «Herring» был обнаружен экспедицией Министерства обороны России на глубине 110 метров и обследован с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов».

Что нашли на курилах
USS «Herring» (SS-233)
Гарнизон острова, и самое главное, количество вооружений на острове, менялось с ходом войны. Максимально он составлял 7,5 тысячи, включая артиллерию и даже танки!

В августе 1945 года гарнизон численностью 3795 человек капитулировал без единого выстрела. Командир 41 полка полковник Уэда сдал остров советскому командованию. Матуа перешел Советскому Союзу.

После войны
Первоначально, советский и японский гарнизоны были на Матуа вместе, потом японцев вывезли на родину. На Матуа остался небольшой гарнизон: пограничники и радиолокационная станция ПВО страны. Предварительно получив приказ о капитуляции, японцы предприняли ряд действий, тайну которых до сих пор пытаются разгадать современные исследователи. Советские военные находились на Матуа до 1991 года.

С Матуа связан один любопытный дипломатический эпизод. После войны, Президент США Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США один из островов Курильской гряды – остров Матуа. Подоплека понятна – Матуа один из немногих островов с аэродромом. Трумэн в своем письме не скрывал, что намерен построить на Матуа военно-морскую базу. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из островов Алеутской гряды. Вопрос закрылся сам собой.

Тайны Матуа
В 70-х годах ХХ века трое пограничников попытались исследовать подземные коммуникации острова. Вероятно, произошло обрушение потерны, где находились пограничники. На поверхность они не вышли. Как водится, был издан приказ о запрете личному составу спускаться в подземелье. Задумываться о вопросах и версиях, о том, что же происходило на острове, стали уже в XXI веке. Экспедиции на остров начались с 2003 года. Сначала это были энтузиасты-краеведы. Начиная с 2016 года, эти экспедиции организует Министерство обороны (МО) России совместно с Русским географическим обществом. Мы попробуем сформулировать основные вопросы и, по возможности, дать на них ответы.

1. Появилось много публикаций о том, что на острове находилась лаборатория печально известного отряда 731.

2. На острове найдено большое количество ржавых бочек из-под топлива с немецкой маркировкой времен войны.

4. Одна из самых интересных находок, которая может со временем много объяснить. На острове найден высоковольтный (!) кабель на склоне вулкана Сарычева.

Неподалеку расположены остатки старой дороги к жерлу вулкана. На склоне были найдены несколько обрушившихся входов в подземные коммуникации. Что находилось на склонах вулкана, для чего нужен был высоковольтный кабель питания – неясно.

5. Все входы в подземные сооружения взорваны.

Экспедиция находит вход. Проходит 50-100 метров и натыкается на завал, образовавшийся от подрыва. Для чего японцы перед капитуляцией заблокировали все входы в подземные коммуникации? Есть версия, что таким образом они законсервировали свою базу.

6. После вывода российского гарнизона в 1991 году, ПВО страны не раз засекали японские военные самолеты вблизи острова.

Для чего совершались эти полеты? Матуа не входит в число островов, суверенитет над которыми Япония оспаривает у России.

Будущее острова Матуа
7 мая 2016 года из Владивостока на остров Матуа на шести кораблях и судах отправилась крупная научно-исследовательская экспедиция под руководством заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Александра Рябухина, в количестве 200 человек. В составе экспедиции была группа РХБ контроля, сформированная из специалистов научно-исследовательских организаций войск РХБ защиты Министерства обороны. К июню 2016 года экспедицией Министерства обороны РФ и Русского географического общества были обследованы прибрежные и равнинные части острова Матуа, всего 97 исторических объектов. В 2017 году была направлена вторая экспедиция на остров. Цели этих экспедиций были не только научно-исторические. Принято решение о восстановлении присутствия военных на острове. Общая стратегия – усиление обороны на Курильских островах. Существующие гарнизоны укрепляются современными комплексами ПВО «Бук-М2» и противокорабельными комплексами «Бал» и «Бастион». В цепочку островов с военными базами решено включить и Матуа. Военно-морской базы здесь не будет, природные условия не позволяют, а восстановить структуру аэродрома и разместить силы ПВО вполне возможно. Расположение Матуа – почти в середине цепочки островов имеет решающее значение, опорная точна на нем нужна. Первое, что сделали с помощью специальных сетчатых секций, восстановили часть ВПП и организовали место посадки военных вертолетов. В дальнейшем восстановили всю полосу, и на ней в прошлом году совершил первую посадку военно-транспортный самолет Ан-26. Более конкретной информации о военном будущем острова Матуа Министерства обороны не разглашает, но понятно, что остров будет включен в систему обороны страны на Дальнем Востоке.

А тайны Матуа будут исследоваться дальше. Как заявил Министр обороны Сергей Шойгу, там осталось много вопросов без ответов. Значит, экспедиции будут продолжаться.

Что нашли на курилах

Что нашли на курилах

Что нашли на курилах
Андрей Максимов

Источник

Тайны японских военных до сих пор остаются без ответа

Матуа – секретный остров в Тихом океане. Часть 2

Что нашли на курилах

Основными противниками японцев на Матуа во время войны были американцы. Они прекрасно понимали значение острова и аэродрома. Вообще, это была игра «в долгую».

Началось с того, что японская эскадра, атаковавшая Перл-Харбор, для маскировки, выйдя из японских баз, пошла на север, в сторону Курильских островов. Это было началом игры нервов между двумя противниками. В 1942 году японская эскадра захватила два острова Алеутской гряды – Кыска и Атту. Была даже эвакуирована база Датч-Харбор. Это было единственное вторжение на территорию США в ХХ веке! И хотя операцию проводил японский ВМФ, базы на островах играли важную роль. После того, как американцы вернули статус-кво, начались активные действия против баз японцев на севере Тихого океана. Достаточно сказать, что над Матуа было сбито 50 американских самолетов, а ВПП аэродрома приходилось постоянно восстанавливать после налетов американцев. Кстати, в этих авианалетах проявилась одна из тайн Матуа. Бомбы падали в основном на взлетно-посадочные полосы и такие объекты, как склады ГСМ, другие же сооружения щадились. Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с апреля 1944 до августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25.

Что нашли на курилах

На море, в водах вокруг острова, борьба велась то же не на шутку. С 1944 года ВМС США осуществляли морскую блокаду острова. Для американцев это вылилось в потерю двух подводных лодок. Сначала недалеко от острова японским эскортным кораблем «Исигаки» была потоплена американская подводная лодка USS S-44 (SS-155). Случай гибели второй американской лодки по-своему уникален. USS «Herring» (SS-233), потопила суда «Хибуки Мару», «Иваки Мару» и эскортник «Исигаки» в 70 милях к западу от острова. После этого «Herring», подойдя к острову, всплыла и была уничтожена огнем японской береговой артиллерии. Это единственный случай в американском ВМФ во Второй мировой войне, когда американская подводная лодка была потоплена огнем береговой артиллерии! В 2017 году «Herring» был обнаружен экспедицией Министерства обороны России на глубине 110 метров и обследован с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов».

Что нашли на курилах

Гарнизон острова, и самое главное, количество вооружений на острове, менялось с ходом войны. Максимально он составлял 7,5 тысячи, включая артиллерию и даже танки!

В августе 1945 года гарнизон численностью 3795 человек капитулировал без единого выстрела. Командир 41 полка полковник Уэда сдал остров советскому командованию. Матуа перешел Советскому Союзу.

Что нашли на курилах

Девять депутатов Госдумы VII созыва, сложившие с себя полномочия, отказываются покидать служебное жилье, выделенное им в Москве, сообщает газета «Ведомости».

Первоначально, советский и японский гарнизоны были на Матуа вместе, потом японцев вывезли на родину. На Матуа остался небольшой гарнизон: пограничники и радиолокационная станция ПВО страны. Предварительно получив приказ о капитуляции, японцы предприняли ряд действий, тайну которых до сих пор пытаются разгадать современные исследователи. Советские военные находились на Матуа до 1991 года.

С Матуа связан один любопытный дипломатический эпизод. После войны, Президент США Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США один из островов Курильской гряды – остров Матуа. Подоплека понятна – Матуа один из немногих островов с аэродромом. Трумэн в своем письме не скрывал, что намерен построить на Матуа военно-морскую базу. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из островов Алеутской гряды. Вопрос закрылся сам собой.

В 70-х годах ХХ века трое пограничников попытались исследовать подземные коммуникации острова. Вероятно, произошло обрушение потерны, где находились пограничники. На поверхность они не вышли. Как водится, был издан приказ о запрете личному составу спускаться в подземелье. Задумываться о вопросах и версиях, о том, что же происходило на острове, стали уже в XXI веке. Экспедиции на остров начались с 2003 года. Сначала это были энтузиасты-краеведы. Начиная с 2016 года, эти экспедиции организует Министерство обороны (МО) России совместно с Русским географическим обществом. Мы попробуем сформулировать основные вопросы и, по возможности, дать на них ответы.

1. Появилось много публикаций о том, что на острове находилась лаборатория печально известного отряда 731 (см. Страшная правда отряда 731).

2. На острове найдено большое количество ржавых бочек из-под топлива с немецкой маркировкой времен войны.

Что нашли на курилах

4. Одна из самых интересных находок, которая может со временем много объяснить. На острове найден высоковольтный (!) кабель на склоне вулкана Сарычева.

Неподалеку расположены остатки старой дороги к жерлу вулкана. На склоне были найдены несколько обрушившихся входов в подземные коммуникации. Что находилось на склонах вулкана, для чего нужен был высоковольтный кабель питания – неясно.

5. Все входы в подземные сооружения взорваны.

Экспедиция находит вход. Проходит 50-100 метров и натыкается на завал, образовавшийся от подрыва. Для чего японцы перед капитуляцией заблокировали все входы в подземные коммуникации? Есть версия, что таким образом они законсервировали свою базу.

6. После вывода российского гарнизона в 1991 году, ПВО страны не раз засекали японские военные самолеты вблизи острова.

Для чего совершались эти полеты? Матуа не входит в число островов, суверенитет над которыми Япония оспаривает у России.

Будущее острова Матуа

7 мая 2016 года из Владивостока на остров Матуа на шести кораблях и судах отправилась крупная научно-исследовательская экспедиция под руководством заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Александра Рябухина, в количестве 200 человек. В составе экспедиции была группа РХБ контроля, сформированная из специалистов научно-исследовательских организаций войск РХБ защиты Министерства обороны. К июню 2016 года экспедицией Министерства обороны РФ и Русского географического общества были обследованы прибрежные и равнинные части острова Матуа, всего 97 исторических объектов. В 2017 году была направлена вторая экспедиция на остров. Цели этих экспедиций были не только научно-исторические. Принято решение о восстановлении присутствия военных на острове. Общая стратегия – усиление обороны на Курильских островах. Существующие гарнизоны укрепляются современными комплексами ПВО «Бук-М2» и противокорабельными комплексами «Бал» и «Бастион». В цепочку островов с военными базами решено включить и Матуа. Военно-морской базы здесь не будет, природные условия не позволяют, а восстановить структуру аэродрома и разместить силы ПВО вполне возможно. Расположение Матуа – почти в середине цепочки островов имеет решающее значение, опорная точна на нем нужна. Первое, что сделали с помощью специальных сетчатых секций, восстановили часть ВПП и организовали место посадки военных вертолетов. В дальнейшем восстановили всю полосу, и на ней в прошлом году совершил первую посадку военно-транспортный самолет Ан-26. Более конкретной информации о военном будущем острова Матуа Министерства обороны не разглашает, но понятно, что остров будет включен в систему обороны страны на Дальнем Востоке.

А тайны Матуа будут исследоваться дальше. Как заявил Министр обороны Сергей Шойгу, там осталось много вопросов без ответов. Значит, экспедиции будут продолжаться.

Источник

Остров Матуа (35 фото)

Площадь — 52 км², длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км. На острове расположены нежилые населённые пункты Сарычево и Губановка. У восточного берега, на расстоянии 1,3 км, расположен остров Топорковый (площадь около 1 км², максимальная высота 70 м).
На острове находится действующий вулкан Сарычева высотой 1446 м, небольшой ручей Хесупо с пригодной для питья водой. Якорная стоянка в бухте Двойная.
Покрыт кустарником и стлаником. В ложбинах — заросли кустарниковой ольхи. Водятся лисицы и мелкие грызуны. Лежбища сивучей. В окрестностях водится кольчатая нерпа. Гнездятся кайры, бакланы, чайки.
Отделён проливом Головнина от острова Райкоке, расположенного в 18 км севернее; проливом Надежды — от острова Расшуа, расположенного в 28 км юго-западнее.

Загадочный остров Матуа.

Поэтому самым загадочным и неизведанным островом Курильской гряды до сих пор остаётся небольшой о. Матуа

Что нашли на курилах

Что нашли на курилах

Остров Матуа относительно небольшой – 11 километров в длину, 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки, пика Сарычева (вулкан Фуё), – 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром нет. Да, собственно, и незачем – остров необитаем.

Первое упоминание об острове Матуа найдено у Ивана Козыревского, который был на самых северных островах Шумшу и Парамушире в 1711-м и 1713-м годах и собрал много сведений о всей гряде. Матуа он называл островом Мотого. Казачий сотник Иван Черный, доходивший в 1766–1769 годах до Итурупа, называл Матуа островом Мутова.

В своем отчете он писал о нем:
«Мутова — на нем сопка, коя по объявлению курильцев в недавних годах преужасно горела, причем по всему острову разметало каменья так, что и летающих птиц во многом числе оными поубивало. Коренье все выгорело и заметано камнем».

Что нашли на курилах

До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов.

Что нашли на курилах

(Этот дот — самый известный на Матуа. Говорят, это единственный дот, не связанный подземным переходом с общей подземной системой острова. У него вообще нет подземного выхода. Поэтому наши пограничники называли его дотом смертников.)

Что нашли на курилах

(Церемония сдачи в плен военнослужащих 41-го отдельного пехотного полка, входившего в гарнизон острова Матуа. Японский офицер — командир полка, полковник Уэда.)

Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…

После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял. Почему? Это станет понятно, если найти цитаты из переписки Сталина и Трумэна по вопросам капитуляции Японии. По предварительной договоренности, японцы обязательно должны были капитулировать на Курилах и северной части Хоккайдо перед советскими войсками. Но Трумэн «забыл» об этом и в своем приказе для генерала Макартура оговорил всю капитуляцию японцев только перед американскими войсками. Сталин тут же напомнил об этом, но Трумэн стал ломаться и в конце концов выразил желание «располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе». Таким островом с готовым, прекрасным аэродромом был только Матуа. Сталин в ответ попросил для своей базы один из островов Алеутской гряды. С тех пор вопросов подобного рода не возникало. Так что, в 1944-45 годах американцы, сдается, положили на Матуа глаз и по большому счету щадили его уникальные оборонительные сооружения.

Что нашли на курилах

О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.

Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.

Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».

Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.

Что нашли на курилах

На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.

В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?

Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…

Что нашли на курилах

Даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Правда, эти приборы были сломаны и выброшены ещё самими японцами. А где же всё остальное? Техника, оборудование, снаряжение, личные вещи гарнизона? Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? Что пытались уничтожить или захватить американцы, что нашли уже наши?

Вот что пишет Команда катамарана «Котоярви» несколько дней исследовала этот клочок курильской суши

Вопросов множество. На часть из них мы смогли получить ответы в Петропавловске-Камчатском, встретившись с Евгением Михайловичем Верещагой – бессменным руководителем камчатско-курильской экспедиции.

С Верещагой мы связались ещё из Москвы, рассказали о планах. Опытный камчадал посмотрел фотографии катамарана и высказал вежливое недоумение: по Охотскому морю и Тихому океану на таком не ходят. Но в помощи не отказал – на Матуа нас ждали 120 литров 92-го бензина, без которого пришлось бы туго. Могли мы встретиться и в море. Примерно в то время, когда «Котоярви» продвигался на север, камчатско-курильская экспедиция с пограничниками устанавливала на Курилах православные кресты. У острова Ушишир мы вышли на связь с пограничным вельботом, но подойти к нему не смогли из-за бурного моря и густого тумана. Встретились уже в Петропавловске – в музее, который Евгений Верещага, Ирина Витер и их соратники создали в результате исследования Курильских островов и в первую очередь Матуа.

– Почему именно Матуа, ведь совсем рядом с Камчаткой есть Шумшу и Парамушир, большие по размеру и лучше известные острова, отбитые у японцев в том же 1945-м?

– Очень долго Матуа был абсолютно недоступен. Возможность туда попасть появилась лишь в 2001 году, когда сгорела застава и ушли пограничники. В этом году у нас прошла уже 14-я экспедиция, но даже сейчас остров показывает нам лишь одну сотую своих тайн. Хотя вывод однозначный: остров был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам.

– А у них было на это время?

– 18 августа началась Курильская десантная операция. Информация об этом прошла по всем Курилам, естественно, на Матуа узнали о начале военных действий со стороны СССР. 23 августа капитулировал японский гарнизон на Шумшу и Парамушире. А 25 августа сдался гарнизон Матуа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников мы знаем, что с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов всё, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать, то есть спрятать. Оборудование, технику, сырьё… Руководство страны и предприняло такие действия в связи с тем, что был прогноз о скорой капитуляции фашистской Германии, основного союзника Японии. В феврале-марте 1945 года план Кэцу был введён в действие и на Матуа. Всё, что нельзя было вывезти, пряталось. А что нельзя было спрятать – уничтожалось. Мы нашли большое количество сожжённого оборудования, причём не просто сожжённого, а сожжённого и закопанного на 2 метра. Мелкие детали сжигались в бочках при огромной температуре. Там всё спеклось и расплавилось. Очень тщательно всё уничтожали. Но мы предполагаем, что особо ценные вещи были хорошо спрятаны. Ведь известно же, как в подобных случаях японцы поступали на южных островах, на тех же Филиппинах, например. По нашим предположениям перед капитуляцией остров покинули порядка 10–15 тыс. человек. А те, кто сдался, – это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.

Что нашли на курилах

– Но в феврале 1945-го, а тем более позже, японцам очень трудно было эвакуировать такой большой и сложный военный объект, как остров Матуа. Может быть, они всё утопили в океане?

– Водолазами, которые участвовали в экспедиции, были обследованы берега, в том числе потайной пирс. Кроме нескольких железяк и американских снарядов, которыми обстреливался остров, там ничего нет.

– А почему этот довольно небольшой остров, не имеющий удобной бухты, был так важен для японцев?

– Мы считаем, что Матуа строился как мощнейшая резервная база, которая должна была стать плацдармом для возможного отступления с северных островов. Шумшу и Парамушир – это остриё меча, направленного на Камчатку. Сооружения на этих островах имеют чисто военное значение. Никакой экзотики, а на Матуа мы видим мощёные дороги, фигурные стеночки, декоративную отделку, новые технологии… Видно, что здесь всё было очень комфортно, жили раскайфованные японцы, здесь был тыл. Как мы узнаем из допросов генерала Цуми Фусаки, командующего северной группировкой, гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа. Японский и наш менталитет очень различаются; на острове, на котором, казалось бы, невозможно создать военно-морскую базу, японцы её построили. Неожиданность и парадокс – это их «ноу-хау».

Что нашли на курилах

Похоже, что остров был своеобразной перевалочной, тыловой базой между островами Курильской гряды и Японией. На острове располагались резервные запасы топлива, продуктов питания, техники.

Что нашли на курилах

– Я видел какие-то химические колбы, другие выдутые из стекла сосуды…

– Разумеется, мы их тоже находили. Но специальных раскопок мы не производили. Везде в мире есть нормы безопасности. Если склады опасной химии или бактерий должны быть укрыты на глубине 20 метров, естественно, что они там и находятся. В этом смысле Матуа безопасен. 55 лет здесь находились наши гарнизоны, и ничего плохого не произошло.

– Какие есть доказательства того, что внутри острова скрыты законсервированные объекты?

– Мы нашли подземные коммуникации, 100–200–300 метров коридоров, вырубленных в базальте, отделанных деревом, внутри много разных помещений, печки для приготовления пищи и отопления. Это так называемый объект подземный город. И это только та часть его, которую мы открыли случайно. Произошла осыпь, образовался вход, и мы туда смогли пролезть. После землетрясений, цунами и извержений вулкана случайно открываются всё новые и новые объекты. Но мы находим только то, что не очень-то и маскировалось.

Можно взять для примера остров Иводзима, о котором все наверняка слышали. Его гарнизон составляли 22 тыс. человек. Американцы штурмовали его три месяца. В операции участвовали около 200 тыс. солдат, сотни кораблей, его только бомбили целый месяц. Так вот, Иводзима в три раза меньше Матуа. А на Матуа, когда наши туда пришли, ни одного самолёта, ни одного танка, ни одного орудия. И огромный интерес США к этому острову. Всё это говорит о том, что основные объекты были законсервированы ресурсом государства. Я имею в виду план Кэцу или какой-то аналогичный. Делалось всё специалистами, всё целенаправленно маскировалось, укладывалось на хранение, чтобы потом забрать, закупоривалось, взрывалось. Имеющимся у нас ресурсом открыть то, что пряталось ресурсом целого государства, очень сложно.

Вы видели на острове круглую сопку, мы называем её «объект холм». Точно такая же есть на Иводзиме. Такой же потухший вулканчик. Так вот на Иводзиме в ней 45 этажей коммуникаций. Мы предполагаем, что и на Матуа в сопке не менее 45 этажей коммуникаций и галерей. Наши попытки проникнуть в технические помещения пока не увенчались успехом. Если на нашу работу обратят внимание какие-то государственные структуры, действующие в интересах государства и его безопасности, мы всегда готовы поделиться информацией, которую, скажем так, не афишируем.

Cеверную часть острова Матуа занимает горный массив, венчает который пик Сарычева (вулкан Фуё). Подступы и склоны густо заросли малопроходимым ольховым стлаником, выше начинаются свежие шлаковые осыпи крутизной в 60–70 градусов. Вулкан жив: последнее извержение произошло всего два года назад.

Что нашли на курилах

Мы продолжаем разговор с Евгением Верещагой, руководителем камчатско-курильской экспедиции, почти 10 лет пытающимся проникнуть в тайны острова.

– В чём уникальность сооружений на Матуа, в частности аэродрома? То, что мы видели, поражает. Спустя 70 лет покрытие абсолютно пригодное для использования. А каким был аэродром при японцах?

– Было три полосы с асфальтобетонным покрытием. Одна – 400 метров, на ней стояли четыре металлических ангара и шла рулёжка на большую полосу длиной около 2 километров. Ещё одна полоса – 1,5 километра. Ширина полос – 70 метров, по краям – желоба для стока воды. Под покрытием – уложенные трубы. Те, кто здесь служил, рассказывают, что до 1985 года аэродром отапливался термальными водами.

– Получается противоречие: с одной стороны, аэродром, а с другой – лаборатории. Но само наличие огромного аэродрома демаскировало бы секретные объекты. Что же всё-таки первично? Аэродром обслуживал какую-то важную инфраструктуру или все эти сооружения были построены для обслуживания аэродрома?

– Японцы начали осваивать остров давно. В 1923 году здесь уже был посёлок Мацуа-мура. Если представить, что строительство началось в 30-е годы, то тогда это была внутренняя территория Японии и вряд ли имелась необходимость скрывать работы. А потом началась война и ситуация изменилась. На американских фотографиях времён войны аэродрома с воздуха практически не видно. Всё было покрыто маскировочными сетями. Остатки этой маскировки сохранились до сих пор. Мы считаем, что помимо аэродрома здесь находилось какое-то производство. Заводы, запасы сырья…

Что нашли на курилах

– Известно, что японские подлодки доходили до Германии. Бочки с немецким горючим, найденные на острове, могут свидетельствовать о том, что и немцы приходили сюда. После мая 1945 года многие немецкие подлодки просто исчезли. Исчезли и материальные ценности, сокровища, документы. Позднее члены команд этих подлодок объявлялись в разных частях света. Вы нашли подводные причальные стенки, тоннели. Могли ли немцы что-то доставить своим союзникам на Матуа?

– Мы считаем такую возможность вполне реальной. Почему, например, ту же Янтарную комнату было не вывезти на один из далёких и труднодоступных островов, да ещё к союзникам? Фантастическая версия, конечно. Но имеет право на существование. В коммуникационном плане остров настолько развит, что на нём можно спрятать всё, что угодно. Утечка информации полностью отсутствовала. Любой груз, который завозился, сохранялся здесь в полной тайне, информация не могла уйти. Японцы молчат до сих пор. Начальник гарнизона полковник Ледо умер в 1985 году, не оставив никаких мемуаров. До 2000 года в Японии официально существовало общество ветеранов Матуа. На острове Иводзима из 20-тысячного гарнизона в плен попали всего 200 человек, да и те ранеными. Их японское общество не воспринимает, считает изгоями, потому что они сдались, вместо того чтобы погибнуть за императора. А на Матуа 3811 человек сдались, и общество их извиняет. Почему? Значит, их миссия состояла в этом.

– После того как Россия сняла свою заставу с Матуа, остров остался без присмотра. Могли ли в это время побывать здесь, скажем, те же японцы, чтобы что-то с острова забрать? Это в принципе возможно?

– Если перед японцами стояла такая задача, то возможности для этого были. По крайней мере японские самолёты в районе Матуа зесекали не раз.

Что нашли на курилах

Практически все наземные военные объекты имеют единую соединяющую подземную галерею. Почти везде по верхней линии обороны идет узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Также на острове есть противотанковые рвы, береговая полоса на всем протяжении — в окопах и противопехотных заграждениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *