Что наша жизнь игра цитата автор
Что наша жизнь? Игра!
Слова из арии Германна оперы «Пиковая дама» (премьера 7 декабря 1890 г.) русского композитора Чайковского Петра Ильича (1840 – 1893) по повести поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).
Автор либретто — Модест Ильич Чайковский (1850 – 1916), брат русского композитора Чайковского Петра Ильича (1840 – 1893):
Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло — одни мечты!
Труд, честность — сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!»
«Жизнь игра, парень. Жизнь игра которую каждый играет согласно установленным правилам»
(Life is a game, boy. Life is a game that one plays according to the rules, анг.).
Из арии Германна оперы «Пиковая дама» и другая известная фраза: Пусть неудачник плачет.
✍ Примеры
Передача «Что? Где? Когда?»
Слова из либретто оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» «Что наша жизнь? Игра!» использовалась в передаче «Что? Где? Когда?» (транслируется с 1975 года).
«Нравится вам это или нет, но жизнь – игра. Кто бы ни опровергал эту истину, кто бы просто ни отказывался сам играть, остается брошенным на обочине, а я этого не хотел.»
С близким значением
Вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры
Слова, которые приписываются английскому драматургу Уильяму Шекспиру (1564 – 1616).
Жизнь — спектакль с плохо подобранными актерами
Люди должны понимать, что в этом театре человеческой жизни зрителями могут быть только Бог и ангелы
Слова английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626).
Хорошо ли я сыграл комедию жизни?
Слова, сказанные перед своей смертью императором древнего Рима Октавианом Августом (63 до н.э. – 14).
Юлий Ким
Нет, я не плачу и не рыдаю,
На все вопросы я открыто отвечаю,
Что наша жизнь игра, и кто ж тому виной,
Что я увлекся этою игрой?
И перед кем же мне извиняться?
Мне уступают, я не в силах отказаться.
И разве мой талант и мой душевный жар
Не заслужили скромный гонорар?
Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей
Белеет мой парус, такой одинокий,
На фоне стальных кораблей.
И согласитесь, какая прелесть,
Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь!
Орлиный взор, напор, изящный поворот:
И прямо в руки запретный плод.
О наслажденье ходить по краю.
Замрите, ангелы, смотрите: я играю.
Разбор грехов моих оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры!
Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей
Белеет мой парус, такой одинокий,
На фоне стальных кораблей.
Я не разбойник и не апостол.
И для меня, конечно, тоже все не просто.
И очень может быть, что от забот своих
Я поседею раньше остальных.
Но я не плачу, и не рыдаю.
Хотя не знаю, где найду, где потеряю.
И очень может быть, что на свою беду
Я потеряю больше, чем найду.
Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей.
Белеет мой парус, такой одинокий,
На фоне стальных кораблей.
Белеет мой парус, такой одинокий,
На фоне стальных кораблей.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
А Вы заметили, что многие статьи начинаются с цитаты «Что наша жизнь? Игра!», которую ошибочно приписывают это Шекспиру? и получил лучший ответ
Ответ от Ёергей Смолицкий [гуру]
Нигде и никогда Пушкин подобного не писал.
Либретто к опере «Пиковая дама» написал Модест Чайковский, ему же принадлежаит и слова всех арий.
Вообще-то странно не помнить, что «Пиковая дама» Пушкина написана прозой.
Статей, где приведенные Вами слова приписываются Шекспиру, отродясь не встречал. Хотел бы посмотреть на журналиста, который мог допустить подобное.
Ответ от 3 ответа [гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А Вы заметили, что многие статьи начинаются с цитаты «Что наша жизнь? Игра!», которую ошибочно приписывают это Шекспиру?
Ответ от 3 ответа [гуру]
Стало вдруг интересно узнать, кто первым сказал фразу, что наша жизнь игра? В поисковике набрал и нажал поиск, выдало несколько ответов, вот они:
А теперь, я приведу отрывок толкования на святого Матфея Евангелиста, данное нам святым отцом Иоанном Златоустом, сказанные им за многие-многие столетия до Шекспира и Пушкина.
Что наша жизнь? Игра!
В сети известны другие вариации стихов на эту известную тему. Ниже представлены только некоторые из них.
Вся жизнь игра, а люди в ней актёры.
Недаром говорил Шекспир!
У каждого есть маска наготове.
Которую достать, готовы в миг.
Пытаясь спрятать все проблемы.
Меняя маски каждый миг.
Мы путаемся к сожалению,
Какой нас путь сейчас постиг.
Путь одиночества нам близок и понятен.
И вроде окружают все тебя!
И создаются красок впечатления,
Но это лишь иллюзия твоя.
В реальности вокруг один театр.
Актёры сплошь и тут и там.
Ведь жизнь игра, а люди в ней актёры.
Такая участь у тебя:
Живем играть, меняем маски,
Меняем маски, чтоб играть.
(Риторика на грани казуистики)
Давайте, в конце концов, разбираться, что есть наша жизнь, кто мы в ней и зачем?
Эти вопросы волновали людей на протяжении тысячелетий, мы не первые, кто этот вопрос ставит ребром. Но ответов или множество, или нет совсем. Великие умы, как правило, ставили вопрос о смысле жизни, не отвечая на него, чаще они только предполагали тот или иной вариант ответа. И Боже меня сохрани заявить, что жизнь – это то-то, смысл её в том-то, а потому жить надо так, а не иначе.
П.И. Чайковский в «Пиковой даме» написал чудную арию Герману, и не знающие оперу люди слышали знаменитый тезис героя: «Что наша жизнь? – Игра. », частенько используют его, как цитату, совершенно не придавая значения смыслу и фразы и самой арии, где дальше поётся: «…сегодня ты, а завтра я…» С этих позиций и рассмотрим утверждённую редакцией тему.
«Нас не спрашивают, хотим мы рождаться на этот свет или нет». Мало кто не знает такого постулата, мало кто им не пользуется. Опять же, не придавая этому значения. Обстоятельства, эмоции, стрессы и прочее вынуждают нас произносить подобные словосочетания. Другое дело, когда твой ребёнок подходит и или в лоб спрашивает, или в запале выкрикивает: «Зачем вы меня родили?!» И тут мамы с папами в растерянности разводят руками – ответить-то нечего.
Кто-то когда-то (врать не буду, не помню) связал вышеприведённый постулат с игрой: действительно, это игра такая с Высшим, Он не спросил нас, Он дал нас родителям, а те, соответственно, дали нам жизнь. И давай, друг, играй, а то проиграешь. И мы играем, каждый, как может. Играем всю жизнь. Похожа жизнь на игру? Безусловно!
Любая игра предполагает цель, надо дойти до некоего финала, кого-то обойти, обыграть, самому при этом выиграть, набрав N-ое количество очков. Притом, что правила в такой игре более чем свободны и условны. И каждый шурует к намеченной цели в соответствии со своим воспитанием, уровнем интеллекта, кругозором, степенью претензий и притязаний и прочими прибамбасами.
Где-то в первой трети дистанции нам становится совершенно ясно, насколько эта игра сложна, мудрёна, жестка и даже жестока. Кто-то приостанавливается, кто-то сходит с дистанции, кто-то сбавляет обороты, а кто-то продолжает шуровать, прыгая с уровня на уровень, не думая о партнёрах по этой игре: лишь бы достичь цели первым и урвать по пути крупный куш. А дети наши смотрят на нас и внимают…
Я актёр, игра – моя стихия, моя жизнь. Азарт мне свойственен по природе профессии. Только не стоит путать этот азарт с азартом, скажем, карточного игрока. Суть этих азартов разная. Меня будоражит азарт познания, исследования. Вслед за другим классиком, Шекспиром, я могу утверждать, что «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры, и каждый не одну играет роль».
Согласитесь, великий англичанин был прав. За полтора десятка лет на сцене я перемерял столько масок, что иногда с трудом различаю, где я, а где сыгранный мной персонаж. Это издержки профессии. Собой оставаться трудно, и не только на сцене. Но, с другой стороны, профессия моя обязывает меня наблюдать жизнь, наблюдать за людьми, за их проявлениями в разных ситуациях, за тем, как их характер, темперамент, интеллектуальная составляющая влияют на эти проявления. И с каждым годом убеждаюсь в верности формулировки Шекспира. Все играют, все. И дети, в том числе.
На этом лирическое отступление закончено и продолжается размышление на заданную тему.
Любая игра – некое постижение, определённый набор опыта. С повышением уровня игры опыт увеличивается, познания множатся. Повышение уровня предполагает бонусы. Это закон игры, закон жизни.
Игра навязывается ребёнку с самого начала его жизни. Сначала дитя приучается улыбкой отвечать на родительскую улыбку, потом, играя, ребёнок учится ходить, запоминать, говорить, что-то делать. По мере взросления, ставки в этой игре растут: «Сделай то-то!» — «А что мне за это будет?» Знакомо? Знакомо.
Но это с одной стороны… С другой стороны, ребёнка окружает сегодня такое количество информации, что даже взрослый человек переварить не в состоянии. Телевидение – главный поставщик информации. Как результат, дети становятся агрессивнее, меркантильнее, неуправляемее.
ЕЩЁ ОДНО ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Другой мальчонка (3 года) обожает своего отца и ни во что не ставит бабушку с дедушкой (родители сознательно ограничивают его в просмотре телевизора, очень скрупулёзно следят за тем, что он смотрит, предлагают ему конкретные фильмы и мультики), он сочинитель в свои годы, его богатая фантазия бурлит и изливается на взрослых, и бабушка с дедушкой не могут соответствовать его игровым и энергетическим запросам. Мой племянник (7 лет) уже несколько лет бредит Человеком-Пауком.
Он прибегает к родителям и сообщает, что победил злодеев (до этого мы несколько часов слышали вопли и крики, стоны и рычания, разного рода «тыдыщ!», «уау!», «бах!»), а кто эти злодеи, почему они злодеи для него не важно. При этом они все используют наши выражения, словечки из телевизора, сюжеты импортных мультиков, как правило, с канала «Jetix» или ему подобных.
Примеры эти, в общем-то, частные, может, покажутся кому-то мелковатыми и даже ворчливыми, но это, естественно, лишь часть паззла. (Вот, кстати, ещё одно сравнение жизни и игры.)
Учитывая тему, дальнейший разговор теперь может идти исключительно о правилах этой игры. Об их обнаружении, формулировании для себя, о следовании им и (ни в коем случае не или!) о несоблюдении их. Самое примечательное, что правила в этой игре установлены самими игроками. Не нами, а теми, кто играл задолго до нас. Мы пользуемся их опытом, присваиваем его себе, опять же – соответственно нашим представлениям о них (правилах), нашему интеллекту, характеру, темпераменту…
«Всё когда-то уже было…» Жизнь развивается по спирали. История человечества – это история костюма, прежде всего. Насколько трудно, к примеру, сегодняшним литераторам, до них столько всего сочинено, проанализировано, что, кажется, тем для исследований уже не осталось. И они по новой ворошат уже проанализированные темы, вертят принятые предками постулаты и истины так и этак, часто высасывают из пальца новые смыслы, вскрывают «ложь веков». Чем не игра? И подобные действия не всегда продиктованы только лишь их желанием остаться в числе лучших игроков, о чём в любой игре свидетельствует Галерея Почёта.
Но ведь что ещё интересно: на чужих ошибках человек учится редко, только на своих. А научившись, обжегшись, столкнувшись, задним умом понимает, что это «когда-то уже было». Вот и получается, что опыт – это количество шишек на твоей голове. Так в любой игре: карты сошлись именно так, кубики выдали именно такую комбинацию, именно на ту кнопку ты нажал, проходя уровень. А расклад правил при этом был такой-то…
Жизнь-игра предлагает великое множество соблазнов. Можно даже считать, что соблазны эти и есть своеобразные правила игры. Жизнь-игра предлагает бессчётное множество путей, они тоже суть правила. Как в русской былине: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь — …»
Не выбрать свой путь, то есть не принять те или иные правила игры, невозможно. С одной стороны нас зазывают религии, с другой соблазняют пороки, с третьей – познания, с четвёртой… Да много их, путей, спору нет. И начав шагать по одному пути, мы или продолжаем идти по нему, или же перебегаем на иную дорогу. И так по кругу, и без конца, и без конца.
Одно можно сказать с уверенностью, чтобы выводить на какую-то жизненную дорогу своих детей, надо определиться со своей. Трудно это крайне, господа взрослые люди, вы это не хуже меня знаете. Но надо. Иначе, в случае с детьми, выйдет сказка про белого бычка. Будут дети наши ходить по кругу, аки козлик, к колышку привязанный.
На встрече со зрителями Андрея Миронова студенты-щукинцы спросили: «Как жить?». Он ответил: «Честно.» Играть надо честно. Если жизнь – это игра, то и давайте играть по правилам. Закономерен вопрос: что это за правила, которые самим себе формулировать нужно? О чём вы вообще ведёте речь, если на протяжении всей статьи только и распинаетесь, что о неких эфемерных понятиях да о непонятном опыте предков?
А речь я веду именно о том, друзья мои, что мы в наш век скоростей настолько положились на технический прогресс и известный только нам «авось», что совершенно забыли, кто мы, откуда. Про «зачем» я вообще лучше умолчу. Факт остаётся фактом: мы стали ленивы, мы стали невежественны и невежливы, скудоумны, непытливы и потрясающе неинтересны сами себе. Осознать себя без опыта ушедших поколений – НЕЛЬЗЯ! С собой определиться не можем, чего же мы от детей требуем, господа?
Правила игры, название которой «ЖИЗНЬ», у нас под носом, их нужно только разглядеть и принять. И вовсе не стоит смотреть на эту игру взглядом обречённого. Надо играть! Так вышло, что играем мы все и всегда, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то удачливей, кто-то не очень, но результат в любом случае зависит только от нас.
Судьба? Рок? Фатум? Вы ещё Парок вспомните, тех, что из Древней Греции. Они, может и есть, но уж если и обращаться к грекам за примером, то следует помнить, что эти граждане всегда старались богов обставить, обспорить и даже облапошить. А иудейский Яхве вообще предоставил человеку самому определять свою судьбу. Не знали? Вот видите…
Простите, дорогие читатели, если чем-то задел ваше самолюбие, никого обидеть я не хотел. В мои цели вовсе не входило учить или давать рецепты, я желал лишь обозначить проблему в соответствии с темой. Но наблюдения мои за жизнью, за людьми, за самим собой заставляют меня делать эти неутешительные выводы. В какой-то момент своей жизни я чётко понял, что блюдечка с голубой каёмочкой не бывает в природе, хотя чертовски хочется, чтобы оно существовало. А если оно и возникает где-то, то чуть позже за него приходится платить.
И это главное правило игры. И надо познавать, надо прочерчивать себе путь, оглядываясь на рядом идущих, поддерживая, подталкивая кого-то вперёд, аккуратно обходя кого-то на поворотах, разочаровываясь в ком-то, обретая что-то и кого-то, теряя, прощаясь… Игра эта – увлекательна, познавательна. «Если бы знать, если бы знать, если бы знать. » — восклицали чеховские три сестры. Но знать наперёд невозможно, в том и интерес. Узнать, что за поворотом, можно только заглянув за него. История вообще не терпит сослагательного наклонения.
ПОСЛЕДНЕЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Мой любимый поэт Юрий Левитанский написал такое стихотворение:
Ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить.
И снова, снова к тем азам,
в бумагу с головой заройся.
Сезам, — я говорю, — откройся.
Не отворяется Сезам.
Можно было привести его полностью, да и не только его, у Левитанского отличные стихи. Но я сознательно не привожу. Найдите, прочтите, узнайте себя.
Заглавие для настоящего эссе я взял у Александра Сергеевича Пушкина из его повести “Пиковая дама”. До него об этом писал и Уильям Шекспир: ”Жизнь – театр и каждый в нем играет свою роль“. Естественно, что об этом писали многие и до них, так как это действительно так, каждый из нас играет свои роли в своих многочисленных жизнях.
Давайте подсчитаем сколько жизней живет человек после того, как его духовная сущность вышла на уровень человека, прошла его и, закончив воплощаться в материальном мире, полностью перешла в духовный мир на уровень ангела. В это время, как говорит нам мудрый восток, человек воплощается в мире плотной материи 777 раз, но столько же раз он воплощается и в астральном, ментальном и духовном мирах. Всего каждый из нас живет в четырех мирах 3108 жизней. Живущий на нашей планете мужчина в следующем своем воплощении в мире плотной материи может быть мужчиной или женщиной и воплотиться не на планете Земля, а на любой другой планете, в том числе находящейся в другой галактике, при этом условия жизни на этой планете могут существенно отличаться от условий, к которым он привык в этой его жизни на нашей планете Земля.
А ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТО, КАК МЫ ИГРАЕМ СВОИ РОЛИ В НАШИХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЖИЗНЯХ? ГЛАВНОЕ, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ВСЕ НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ТО, КАК МЫ ИГРАЕМ СВОИ РОЛИ В НАШИХ ЖИЗНЯХ, ЭТО ВОЗРАСТ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ, ИЗМЕРЯЕМЫЙ УРОВНЕМ ЭВОЛЮЦИИ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. А В ЖИЗНИ В МИРЕ ПЛОТНОЙ МАТЕРИИ ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ И ВОЗРАСТ НАШЕГО ТЕЛА ИЗ ПЛОТНОЙ МАТЕРИИ, РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ТОГО, ЧТО ОН СМОЖЕТ СДЕЛАТЬ, КОГДА ОН СТАНЕТ ВЗРОСЛЫМ.
ГЛАВНОЕ, ХОРОШО ИГРАТЬ РОЛИ, ПОРУЧЕННЫЕ НАМ ТЕМИ, КТО СТАРШЕ НАС – АНГЕЛАМИ И БОГАМИ. СМ. МОЕ ЭССЕ «КТО ЖЕ УПРАВЛЯЕТ НАМИ, ЖИВУЩИМИ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?». ЕСЛИ ВЫ РАБОТАЕТЕ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ И ПЕЧАТАЕТЕ НА БУМАГЕ ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ЗАТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПОЛИТИКАМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ, ТО В АСТРАЛЬНОМ МИРЕ ПОСЛЕ ВАШЕЙ СМЕРТИ ВЫ ОКАЖЕТЕСЬ В ВЕРХНИХ СЛОЯХ АДА. В ТО ВРЕМЯ КАК ФИНАНСИСТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ АФЕРУ С БУМАЖНЫМИ ДЕНЬГАМИ И ПОЛИТИКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ “ЭТИ ДЕНЬГИ” ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ, БУДУТ ПРОХОДИТЬ СВОЕ ИСПРАВЛЕНИЕ В САМЫХ НИЖНИХ СЛОЯХ АДА. А ЭТОГО Я НЕ ПОЖЕЛАЮ ДАЖЕ СВОЕМУ ВРАГУ. НО В КОНЦЕ КОНЦОВ ВСЕ ЛЮДИ, ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ, СТАНУТ СО ВРЕМЕНЕМ АНГЕЛАМИ, А ЗАТЕМ БОГАМИ.
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО…
Что наша жизнь? – Игра.
(Риторика на грани казуистики)
Давайте, в конце концов, разбираться, что есть наша жизнь, кто мы в ней и зачем?
Эти вопросы волновали людей на протяжении тысячелетий, мы не первые, кто этот вопрос ставит ребром. Но ответов или множество, или нет совсем. Великие умы, как правило, ставили вопрос о смысле жизни, не отвечая на него, чаще они только предполагали тот или иной вариант ответа. И Боже меня сохрани заявить, что жизнь – это то-то, смысл её в том-то, а потому жить надо так, а не иначе.
П.И. Чайковский в «Пиковой даме» написал чудную арию Герману, и не знающие оперу люди слышали знаменитый тезис героя: «Что наша жизнь? – Игра. », частенько используют его, как цитату, совершенно не придавая значения смыслу и фразы и самой арии, где дальше поётся: «…сегодня ты, а завтра я…» С этих позиций и рассмотрим утверждённую редакцией тему.
«Нас не спрашивают, хотим мы рождаться на этот свет или нет». Мало кто не знает такого постулата, мало кто им не пользуется. Опять же, не придавая этому значения. Обстоятельства, эмоции, стрессы и прочее вынуждают нас произносить подобные словосочетания. Другое дело, когда твой ребёнок подходит и или в лоб спрашивает, или в запале выкрикивает: «Зачем вы меня родили?!» И тут мамы с папами в растерянности разводят руками – ответить-то нечего.
Кто-то когда-то (врать не буду, не помню) связал вышеприведённый постулат с игрой: действительно, это игра такая с Высшим, Он не спросил нас, Он дал нас родителям, а те, соответственно, дали нам жизнь. И давай, друг, играй, а то проиграешь. И мы играем, каждый, как может. Играем всю жизнь. Похожа жизнь на игру? Безусловно!
Любая игра предполагает цель, надо дойти до некоего финала, кого-то обойти, обыграть, самому при этом выиграть, набрав N-ое количество очков. Притом, что правила в такой игре более чем свободны и условны. И каждый шурует к намеченной цели в соответствии со своим воспитанием, уровнем интеллекта, кругозором, степенью претензий и притязаний и прочими прибамбасами.
Где-то в первой трети дистанции нам становится совершенно ясно, насколько эта игра сложна, мудрёна, жестка и даже жестока. Кто-то приостанавливается, кто-то сходит с дистанции, кто-то сбавляет обороты, а кто-то продолжает шуровать, прыгая с уровня на уровень, не думая о партнёрах по этой игре: лишь бы достичь цели первым и урвать по пути крупный куш. А дети наши смотрят на нас и внимают…
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Я актёр, игра – моя стихия, моя жизнь. Азарт мне свойственен по природе профессии. Только не стоит путать этот азарт с азартом, скажем, карточного игрока. Суть этих азартов разная. Меня будоражит азарт познания, исследования. Вслед за другим классиком, Шекспиром, я могу утверждать, что «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры, и каждый не одну играет роль».
Согласитесь, великий англичанин был прав. За полтора десятка лет на сцене я перемерял столько масок, что иногда с трудом различаю, где я, а где сыгранный мной персонаж. Это издержки профессии. Собой оставаться трудно, и не только на сцене. Но, с другой стороны, профессия моя обязывает меня наблюдать жизнь, наблюдать за людьми, за их проявлениями в разных ситуациях, за тем, как их характер, темперамент, интеллектуальная составляющая влияют на эти проявления. И с каждым годом убеждаюсь в верности формулировки Шекспира. Все играют, все. И дети, в том числе.
На этом лирическое отступление закончено и продолжается размышление на заданную тему.
Любая игра – некое постижение, определённый набор опыта. С повышением уровня игры опыт увеличивается, познания множатся. Повышение уровня предполагает бонусы. Это закон игры, закон жизни.
Игра навязывается ребёнку с самого начала его жизни. Сначала дитя приучается улыбкой отвечать на родительскую улыбку, потом, играя, ребёнок учится ходить, запоминать, говорить, что-то делать. По мере взросления, ставки в этой игре растут: «Сделай то-то!» — «А что мне за это будет?» Знакомо? Знакомо.
Но это с одной стороны… С другой стороны, ребёнка окружает сегодня такое количество информации, что даже взрослый человек переварить не в состоянии. Телевидение – главный поставщик информации. Как результат, дети становятся агрессивнее, меркантильнее, неуправляемее.
ЕЩЁ ОДНО ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Другой мальчонка (3 года) обожает своего отца и ни во что не ставит бабушку с дедушкой (родители сознательно ограничивают его в просмотре телевизора, очень скрупулёзно следят за тем, что он смотрит, предлагают ему конкретные фильмы и мультики), он сочинитель в свои годы, его богатая фантазия бурлит и изливается на взрослых, и бабушка с дедушкой не могут соответствовать его игровым и энергетическим запросам. Мой племянник (7 лет) уже несколько лет бредит Человеком-Пауком.
Он прибегает к родителям и сообщает, что победил злодеев (до этого мы несколько часов слышали вопли и крики, стоны и рычания, разного рода «тыдыщ!», «уау!», «бах!»), а кто эти злодеи, почему они злодеи для него не важно. При этом они все используют наши выражения, словечки из телевизора, сюжеты импортных мультиков, как правило, с канала «Jetix» или ему подобных.
Примеры эти, в общем-то, частные, может, покажутся кому-то мелковатыми и даже ворчливыми, но это, естественно, лишь часть паззла. (Вот, кстати, ещё одно сравнение жизни и игры.)
Учитывая тему, дальнейший разговор теперь может идти исключительно о правилах этой игры. Об их обнаружении, формулировании для себя, о следовании им и (ни в коем случае не или!) о несоблюдении их. Самое примечательное, что правила в этой игре установлены самими игроками. Не нами, а теми, кто играл задолго до нас. Мы пользуемся их опытом, присваиваем его себе, опять же – соответственно нашим представлениям о них (правилах), нашему интеллекту, характеру, темпераменту…
«Всё когда-то уже было…» Жизнь развивается по спирали. История человечества – это история костюма, прежде всего. Насколько трудно, к примеру, сегодняшним литераторам, до них столько всего сочинено, проанализировано, что, кажется, тем для исследований уже не осталось. И они по новой ворошат уже проанализированные темы, вертят принятые предками постулаты и истины так и этак, часто высасывают из пальца новые смыслы, вскрывают «ложь веков». Чем не игра? И подобные действия не всегда продиктованы только лишь их желанием остаться в числе лучших игроков, о чём в любой игре свидетельствует Галерея Почёта.
Но ведь что ещё интересно: на чужих ошибках человек учится редко, только на своих. А научившись, обжегшись, столкнувшись, задним умом понимает, что это «когда-то уже было». Вот и получается, что опыт – это количество шишек на твоей голове. Так в любой игре: карты сошлись именно так, кубики выдали именно такую комбинацию, именно на ту кнопку ты нажал, проходя уровень. А расклад правил при этом был такой-то…
Жизнь-игра предлагает великое множество соблазнов. Можно даже считать, что соблазны эти и есть своеобразные правила игры. Жизнь-игра предлагает бессчётное множество путей, они тоже суть правила. Как в русской былине: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь — …»
Не выбрать свой путь, то есть не принять те или иные правила игры, невозможно. С одной стороны нас зазывают религии, с другой соблазняют пороки, с третьей – познания, с четвёртой… Да много их, путей, спору нет. И начав шагать по одному пути, мы или продолжаем идти по нему, или же перебегаем на иную дорогу. И так по кругу, и без конца, и без конца.
Одно можно сказать с уверенностью, чтобы выводить на какую-то жизненную дорогу своих детей, надо определиться со своей. Трудно это крайне, господа взрослые люди, вы это не хуже меня знаете. Но надо. Иначе, в случае с детьми, выйдет сказка про белого бычка. Будут дети наши ходить по кругу, аки козлик, к колышку привязанный.
На встрече со зрителями Андрея Миронова студенты-щукинцы спросили: «Как жить?». Он ответил: «Честно.» Играть надо честно. Если жизнь – это игра, то и давайте играть по правилам. Закономерен вопрос: что это за правила, которые самим себе формулировать нужно? О чём вы вообще ведёте речь, если на протяжении всей статьи только и распинаетесь, что о неких эфемерных понятиях да о непонятном опыте предков?
А речь я веду именно о том, друзья мои, что мы в наш век скоростей настолько положились на технический прогресс и известный только нам «авось», что совершенно забыли, кто мы, откуда. Про «зачем» я вообще лучше умолчу. Факт остаётся фактом: мы стали ленивы, мы стали невежественны и невежливы, скудоумны, непытливы и потрясающе неинтересны сами себе. Осознать себя без опыта ушедших поколений – НЕЛЬЗЯ! С собой определиться не можем, чего же мы от детей требуем, господа?
Правила игры, название которой «ЖИЗНЬ», у нас под носом, их нужно только разглядеть и принять. И вовсе не стоит смотреть на эту игру взглядом обречённого. Надо играть! Так вышло, что играем мы все и всегда, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то удачливей, кто-то не очень, но результат в любом случае зависит только от нас.
Судьба? Рок? Фатум? Вы ещё Парок вспомните, тех, что из Древней Греции. Они, может и есть, но уж если и обращаться к грекам за примером, то следует помнить, что эти граждане всегда старались богов обставить, обспорить и даже облапошить. А иудейский Яхве вообще предоставил человеку самому определять свою судьбу. Не знали? Вот видите…
Простите, дорогие читатели, если чем-то задел ваше самолюбие, никого обидеть я не хотел. В мои цели вовсе не входило учить или давать рецепты, я желал лишь обозначить проблему в соответствии с темой. Но наблюдения мои за жизнью, за людьми, за самим собой заставляют меня делать эти неутешительные выводы. В какой-то момент своей жизни я чётко понял, что блюдечка с голубой каёмочкой не бывает в природе, хотя чертовски хочется, чтобы оно существовало. А если оно и возникает где-то, то чуть позже за него приходится платить.
И это главное правило игры. И надо познавать, надо прочерчивать себе путь, оглядываясь на рядом идущих, поддерживая, подталкивая кого-то вперёд, аккуратно обходя кого-то на поворотах, разочаровываясь в ком-то, обретая что-то и кого-то, теряя, прощаясь… Игра эта – увлекательна, познавательна. «Если бы знать, если бы знать, если бы знать. » — восклицали чеховские три сестры. Но знать наперёд невозможно, в том и интерес. Узнать, что за поворотом, можно только заглянув за него. История вообще не терпит сослагательного наклонения.
ПОСЛЕДНЕЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Мой любимый поэт Юрий Левитанский написал такое стихотворение:
Ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить.
И снова, снова к тем азам,
в бумагу с головой заройся.
-Сезам, — я говорю, — откройся.
Не отворяется Сезам.
Можно было привести его полностью, да и не только его, у Левитанского отличные стихи. Но я сознательно не привожу. Найдите, прочтите, узнайте себя.