Что нарушает привычную скуку паныча
Презентация по русскому языку на тему «Куприн Олеся» (11 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по повести Куприна «Олеся»
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
— Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
— Ваше отношение к главным героям повести
— Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?
Зовут зовуткой, а величают уткой.
Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?
Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?
Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?
Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?
Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?
Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?
Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
Как называется место, где разворачиваются описанные события?
Волынская губерния, Полесье.
Какой дар передан Олесе по наследству?
Назовите местную интеллигенцию.
Ксендз, органист, урядник, конторщик.
Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?
В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?
На углу оконной рамы.
Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?
О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?
Что у них нет ребёночка.
Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?
Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?
Вы ещё наплачетесь досыта.
Что напоминала хата колдуньи?
Сказочную избушку на курьих ножках.
Настоящее имя Олеси?
Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?
Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?
Она говорила образно, здесь так не умеют.
Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?
При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
Как звали собаку Ярмолы?
Самое любимое занятие дворян?
Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?
Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?
Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?
Чего больше всего в жизни боялась Олеся?
Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?
Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Как местные бабы расправились с Олесей?
Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?
За что люди прогнали ведьму из села?
Извела у одной молодицы дитя.
Какие птицы дружили с Олесей?
О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?
Какой картой в колоде является Олеся?
Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?
Почему Олеся никогда не ходила в церковь?
Её душа с рождения продана дьяволу.
За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?
За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.
Чего самого элементарного не знает Олеся?
За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?
Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?
Во сколько раз деревня меньше Петербурга?
На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?
В середине болит, ни есть, ни пить не могу.
Сколько грамотных людей в деревне?
В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?
Какие «украшения» были в избе Мануйлихи?
Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.
1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.
2. Что оставила Олеся в память о себе?
а) бусы; б) письмо; в) крест.
3. О ком идёт речь: «. считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?
а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.
4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?
а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.
5. Что хотели сделать с Олесей женщины?
а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.
7. Выводы по повести на материалах презентации
8. Подведение итогов, рефлексия:
— Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?
11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества.
11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
— Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
— Ваше отношение к главным героям повести
— Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?
Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.
О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?
Был ли он с ней счастлив.
Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?
Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.
Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?
Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.
Что было самым примечательным в портрете Олеси?
Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.
Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?
Зовут зовуткой, а величают уткой.
Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?
Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?
Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?
Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?
Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?
Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?
Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
Как называется место, где разворачиваются описанные события?
Волынская губерния, Полесье.
Какой дар передан Олесе по наследству?
Назовите местную интеллигенцию.
Ксендз, органист, урядник, конторщик.
Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?
В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?
На углу оконной рамы.
Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?
О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?
Что у них нет ребёночка.
Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?
Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?
Вы ещё наплачетесь досыта.
Что напоминала хата колдуньи?
Сказочную избушку на курьих ножках.
Настоящее имя Олеси?
Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?
Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?
Она говорила образно, здесь так не умеют.
Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?
При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
Как звали собаку Ярмолы?
Самое любимое занятие дворян?
Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?
Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?
Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?
Чего больше всего в жизни боялась Олеся?
Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?
Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Как местные бабы расправились с Олесей?
Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?
За что люди прогнали ведьму из села?
Извела у одной молодицы дитя.
Какие птицы дружили с Олесей?
О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?
Какой картой в колоде является Олеся?
Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?
Почему Олеся никогда не ходила в церковь?
Её душа с рождения продана дьяволу.
За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?
За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.
Чего самого элементарного не знает Олеся?
За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?
Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?
Во сколько раз деревня меньше Петербурга?
На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?
В середине болит, ни есть, ни пить не могу.
Сколько грамотных людей в деревне?
В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?
11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества.
11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
— Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
— Ваше отношение к главным героям повести
— Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?
Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.
О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?
Был ли он с ней счастлив.
Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?
Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.
Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?
Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.
Что было самым примечательным в портрете Олеси?
Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.
Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?
Зовут зовуткой, а величают уткой.
Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?
Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?
Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?
Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?
Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?
Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?
Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
Как называется место, где разворачиваются описанные события?
Волынская губерния, Полесье.
Какой дар передан Олесе по наследству?
Назовите местную интеллигенцию.
Ксендз, органист, урядник, конторщик.
Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?
В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?
На углу оконной рамы.
Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?
О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?
Что у них нет ребёночка.
Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?
Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?
Вы ещё наплачетесь досыта.
Что напоминала хата колдуньи?
Сказочную избушку на курьих ножках.
Настоящее имя Олеси?
Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?
Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?
Она говорила образно, здесь так не умеют.
Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?
При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
Как звали собаку Ярмолы?
Самое любимое занятие дворян?
Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?
Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?
Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?
Чего больше всего в жизни боялась Олеся?
Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?
Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Как местные бабы расправились с Олесей?
Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?
За что люди прогнали ведьму из села?
Извела у одной молодицы дитя.
Какие птицы дружили с Олесей?
О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?
Какой картой в колоде является Олеся?
Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?
Почему Олеся никогда не ходила в церковь?
Её душа с рождения продана дьяволу.
За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?
За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.
Чего самого элементарного не знает Олеся?
За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?
Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?
Во сколько раз деревня меньше Петербурга?
На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?
В середине болит, ни есть, ни пить не могу.
Сколько грамотных людей в деревне?
В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?