Что нарушает пост в исламе
Действия, нарушающие пост
Несоблюдение хотя бы одного из трех главных элементов поста, составляющих его основу, таких как воздержание от еды, питья и интимной близости, нарушает пост.
Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление), или же только возмещение.
Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время».
Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание». В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.
Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.
Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.
Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.
За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.
Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:
первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;
второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.
1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):
Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).
Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:
а) Вступление в интимную связь
Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):
«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:
— О Посланник Аллаха! Я погиб!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:
— Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?
Человек снова ответил:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:
— Где тот человек, который спрашивал меня?
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:
— Возьми это и раздай как садака.
В ответ человек сказал:
— О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.
В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:
— Тогда возьми финики и угости ими свою семью.
(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).
Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.
б) Употребление пищи или того, что к ней относится.
К этой категории относится употребление пищи, питья, всех видов алкогольных напитков и наркотиков.
Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.
По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.
2. Действия, требующие только «када» (возмещения).
Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:
О том, что нарушает пост
1. Намеренное принятие пищи
Всевышний Аллах сказал:
«Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» Сура «аль-Бакара», аят 187.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Нет никаких разногласий в том, что намеренное принятие еды и питья нарушают пост». См. «Задуль-ма’ад» 2/60.
Поевший намерено в светлое время дня в Рамадане, совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние.
Большинство ученых (джумхур) также сказали, что если человек сознательно проглотил еду, застрявшую между зубов, то его пост становится недействительным. Имам Ибн Къудама сказал: «Положение того, у кого между зубов осталась еда, делится на два вида: Если проглочен очень маленький кусочек еды и не возможно было его выплюнуть, то пост не нарушается, ибо это подобно слюне. Ибн аль-Мунзир говорил, что ученые в этом единогласны. Второй вид — это когда между зубов остался большой кусочек еды, который можно выплюнуть. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде». См. «аль-Мугъни» 3/260.
К этому также относятся и питательные уколы.
Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста с помощью запретного. См. «Фатауа ислямия» 2/183.
2. Совокупление в светлое время дня Рамадана
В хадисе сказано: «Поистине, половой акт нарушает пост». См. «Сахих Ибн Хузайма» 3/242.
Тот кто, намеренно, совершил половой акт в Рамадане во время поста так, что сошлись два половых органа, и ввел головку в половой орган или анальное отверстие, нарушил свой пост. И нет разницы, было семяизвержение или не было. Такой человек должен покаяться, продолжить пост в этот день, затем восполнить этот день и совершить тяжкое искупление. Относительного того, что совокупление в светлое время Рамадана нарушает пост, нет никаких разногласий среди ученых. См. «ад-Дураруль-мудыя» 2/22.
Запрет на совокупление снимается после захода солнца. Всевышний Аллах сказал:
«Дозволено вам в ночь поста близость с вашими женами. Ведь ваши жены одеяние для вас, а вы одеяние для них» Сура «аль-Бакара», аят 187.
3. Намеренный вызов рвоты
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить». Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Если человек вызвал рвоту намерено, то он совершил грех, за который следует также и каяться.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в том, что вызвавший рвоту намерено, нарушил свой пост». См. «аль-Иджма’» 47.
4. Менструация и послеродовое кровотечение
Если во время поста у женщины появилась менструация или началось послеродовое кровотечение, то она обязана прервать пост, и относительно того, что в подобном состоянии запрещено постится и что пост не действительный, нет среди ученых разногласий. См. «Сахих фикъху-Сунна» 2/105.
Если же женщина предполагает, что ее месячные наступят завтра, ей следует все еще сохранять свое намерение и продолжать пост. Она не должна прерывать пост, пока месячные не начнутся.
Можно ли принимать таблетки препятствующие начинанию месячных
Когда Ибн Умара спросили относительно женщины, которая хочет принять лекарство, прекращающее месячные, он ответил, что не видит в этом ничего страшного. Абдур-Раззакъ 1219. Также ответил и Ибн Аби Наджих. Абдур-Раззакъ 1220.
Однако, если подобные таблетки причиняют вред здоровью, то нельзя их принимать! И зачастую после подобных препаратов у женщин сбивается цикл месячных.
5. Намерение прервать пост
Тот, кто имеет намерение прервать пост, то его пост становится недействительным, независимо от того ел он или нет, поскольку «деяния оцениваются по намерениям». См. «аль-Мухалля» 6/175, «аль-Мугъни» 3/25, «аль-Маджму’» 6/314.
Однако в этом вопросе нет единогласного мнения ученых. Другие же ученые сказали, что если человек намеревался прервать пост в течение дня по уважительной причине, например, он решил отправиться в путь, но затем передумал, то его пост все же действителен. Он подобен человеку, который вознамерился сказать что-то во время молитвы, но не сделал этого.
Однако воизбежание ошибки и для выхода из разногласий, следует восполнить пост позже, ведь намерение, как говорил шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди, является основой любого поклонения, которое в случае нарушения, нарушает и поклонение!
6. Вероотступничество
Среди ученых нет разногласий в том, что вероотступничество нарушает пост, также каки и все остальные дела. См. «аль-Мугъни» 3/25.
Всевышний Аллах сказал:
«Тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам уже было внушено: „Если ты приобщишь сотоварищей (Аллаху), то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток“» Сура «аз-Зумар», аят 65.
Всё, что нужно знать постящемуся в месяц Рамадан
Пост месяца Рамадан – обязанность верующего
В арабском языке «пост» звучит следующим образом: «ас-сыям» или «ас-савм». Выражения «ас-савм» и «ас-сыям» означают воздержание от чего-либо, будь то высказывание чего-либо или приём внутрь. Подтверждением тому служат слова Марьям, приводимые в Коране (смысл): «Поистине я дала Милостивому обет поста» (сура «Марьям», аят 26), т. е. дала обет не говорить ничего.
إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا
В Шариате же выражения «ас-савм» и «ас-сыям» обозначают воздержание от всего, что нарушает пост, в промежутке времени от наступления утренней молитвы до захода солнца, намерившись держать пост.
Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шаабан, во втором году по Хиджре. Само же явление поста имело место и до Ислама, он был предписан Всевышним и предыдущим народам, а также среди Ахль аль-китаб (иудеи и христиане), живших во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Аллах в Коране сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.
Вменение в обязанность мусульманского поста
Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост. » (сура «Аль-Бакара», аят 185).
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
В изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится: «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплачивании закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).
عَنْ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَالْحَجِّ وَصَوْمِ رَمَضَانَ
Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).
اخبرني ماذا فرض الله علي من الصوم فقال صيام رمضان
Положение Ислама в отношении того, кто не постится без уважительной причины
Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, убеждённый в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, но не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем). К примеру, мусульманин говорит: «Я знаю, что поститься обязательно, но я не буду этого делать», – такой мусульманин является фасиком, но никак не кяфиром (неверным). В подобных ситуациях долгом правителя является заключение нечестивца под стражу и лишение его питья и еды в дневное время, чтобы хотя бы таким образом он соблюдал пост.
Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом
В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданным сподвижником Курайбом (да будет доволен им Аллах) сказано: «Будучи в Шаме (территория нынешней Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), в пятничную ночь я видел новолуние. А в конце месяца Рамадан я прибыл в Медину. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил меня: «Когда вы (имея в виду жителей Шама) увидели луну?» Я ответил: «В пятничную ночь». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) уточнил: «А ты сам видел её?» Я ответил: «Да! Остальные люди тоже видели её и начали поститься, включая и Муавию (правитель Шама)». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «А мы видели луну в субботнюю ночь, и мы не перестанем поститься, пока не завершим 30 постов или не увидим молодой месяц». «А разве нам недостаточно того, что Муавия видел луну и начал поститься? (т. е. почему не ведём начало месяца Рамадан согласно тому, что луну видели в Шаме, т. е. на день раньше?)». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) ответил: «Нет, так велел поступать Посланник Аллаха (мир ему и благословение)»».
Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов, потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост. И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов, ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.
Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до наступления времени вечерней молитвы.
Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.
Условия обязательности поста
Чтобы соблюдение поста было обязательным, необходимо наличие трёх условий:
— Ислам. Т. е. соблюдать пост в месяце Рамадан обязан только мусульманин. Немусульманин не обязан поститься, т. е. на этом свете с него ни имам, ни кто-либо другой не вправе требовать поститься. Однако немусульмане будут отчитаны в Судный день не только за неверие, но и за несоблюдение предписаний, в том числе и поста.
— Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).
رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل
— Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.
Причин, препятствующих соблюдению поста, две
— Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.
— Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.
Причин, разрешающих не соблюдать пост, три
— Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост!
— Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.
Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана, в котором говорится (смысл): « тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время. » (сура «Аль-Бакара», аят 185).
وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
— Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).
В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост.
Условия, необходимые для действительности поста
— Ислам. Пост немусульманина недействителен.
— Здравый ум. Таким образом, пост умалишённого и ребёнка, не достигшего возраста тамйиза (приблизительно 6 лет), недействителен. Пост же ребёнка, достигшего возраста тамйиза, получается. А по достижению ребёнком семилетнего возраста его уже надо учить поститься и наказывать за несоблюдение поста уже с 10 лет, как и за несовершение обязательной пятикратной молитвы.
— Отсутствие причин, препятствующих соблюдать пост. Подобными причинами являются: месячные или послеродовые выделения, потеря сознания или помешательство в течение всего светового промежутка суток.
Составляющие части поста (арканы)
Пост состоит из двух основных составляющих, при соблюдении которых он считается действительным: намерение и воздержание от всего, что нарушает пост (муфаттырат), в промежутке времени от наступления утренней молитвы до наступления вечерней молитвы.
В свою очередь намерение тоже состоит из трёх составляющих, без соблюдения которых оно считается недействительным.
Намерение – это твёрдое желание, цель совершить что-нибудь. Чтобы наше благое деяние засчиталось, достаточно, чтобы намерение было в сердце, но желательно, чтобы мы его ещё и произносили вслух. А простое произнесение слов, без цели совершения чего-либо конкретного, не считается намерением. Обязательность намерения обусловливается следующим хадисом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Деяния принимаются и оцениваются по их намерению…» («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).
إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ
Если намерение делается для соблюдения поста в месяце Рамадан, то есть ещё необходимые действия
— Желающий соблюдать пост вознамерился это сделать ещё до того, как приступит к соблюдению поста, а именно до наступления времени утренней молитвы. Если намерение будет сделано после наступления времени утренней молитвы, то оно считается недействительным, следовательно, и пост не засчитается. Ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост того, кто не вознамерится соблюдать пост до наступления времени утренней молитвы, недействителен» («Сунан ад-дарукутни», № 2/172; «аль-Байхаки», № 4/202).
من لم يبيت الصيام قبل الفجر فلا صيام له
— Определение вида поста, т. е. какой именно пост человек собирается соблюдать: месяца Рамадан, штрафной пост или… Если просто вознамериться поститься, но без определения – такое намерение недействительно. Поскольку в изречении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Деяния принимаются и оцениваются по их намерению, и каждому человеку будет зачтено то, на что именно он намерился. » («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).
إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ وَلِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى
— Возобновление намерения каждую ночь для каждого поста. Чтобы пост был действительным, необходимо каждый день до наступления времени утренней молитвы делать намерение соблюдать пост на текущий день. Одного намерения за весь месяц, за все посты недостаточно, поскольку каждый пост, хоть и ежедневно повторяется, считается отдельным поклонением, а как мы поняли из вышеприведённого хадиса, каждое поклонение нуждается в намерении.
Образец формулировки намерения для обязательного поста в месяце Рамадан: «Я намерен завтра соблюдать обязательный пост месяца Рамадан этого года ради Всевышнего Аллаха».
Примечание: согласно мазхабу имама Абу Ханифы намерение даже для обязательного поста месяца Рамадан можно делать даже за час до наступления времени обеденной молитвы. Некоторые богословы допускают возможность сделать намерение для поста согласно ханафитскому мазхабу тому, кто забыл сделать намерение до наступления времени утренней молитвы. А согласно мазхабу имама Малика разрешено делать намерение за все посты месяца Рамадан одним разом в первый же день. Поэтому будет целесообразным воспользоваться этим и сделать намерение за весь месяц по мазхабу имама Малика, а также делать намерение каждую ночь за каждый пост, чтобы на случай, если забудем сделать намерение, не остаться без поста.
Действия, нарушающие пост
Вторым составляющим (рукну) поста, без соблюдения которого он будет недействительным, является отказ от тех вещей, которые нарушают пост. Всего их семь:
— Целенаправленный приём внутрь любой пищи, будь то еды или напитки, какой бы малой она ни была. Но если съел или выпил что-либо, забыв, что постишься, даже если досыта, пост не нарушается. Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто съест или выпьет что-либо, забыв, что он соблюдает пост, пусть продолжает поститься, поистине его накормил и напоил Аллах» («Сахих аль-Бухари», № 1831; «Сахих Муслим», № 1155).
من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه
— Проникновение в полость физического тела (айн) через естественное (физиологическое) отверстие человека. Под физическим телом следует понимать всё, что можно увидеть невооружённым глазом, а под естественным отверстием: рот, нос, уши, половые органы и задний проход. Нарушающим пост проникновение через рот считается только тогда, когда физическое тело пройдёт за границу глотки, а именно за границу места возникновения звука «ха», а в нос – если физическое тело пройдёт за границу гайморальных пазух. Проникновение любого физического тела в вышеупомянутые естественные отверстия нарушает пост. К примеру, капли в нос нарушают пост, а капли в глаза не нарушают, поскольку там нет полости. Клизма тоже нарушает пост, поскольку физическое тело проникает в полость, а укол, будь он внутримышечный или внутривенный, не нарушает пост.
Однако есть богословы, которые утверждают, что если человек не по болезни, а просто для комфортного соблюдения поста ставит капельницы с глюкозой, – пост недействителен! Всё это нарушает пост только тогда, когда проникновение тела было совершено осознанно. К примеру, если постящийся забыл, что соблюдает пост, и прочистит ушные каналы ватными палочками, пост не нарушается, так же, как он не нарушается, если выпить или съесть что-нибудь по забывчивости. Проникновение в утробу через рот пыли и ей подобного тоже не нарушает пост, потому что остеречься от подобного крайне затруднительно. Глотание собственной слюны тоже не нарушает пост. А у того, кто проглотит слюну, с которой смешалось ещё что-нибудь, например кровь из дёсен, пост нарушается, даже если прошло время и слюна вновь приобрела свой естественный цвет. А чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот чистой водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не прошла за границу глотки.
Аналогично и во время чистки зубов надо быть предельно осторожным, чтобы не проглотить ни воду, ни пасту, а иначе пост нарушается. Относительно желательных действий во время омовения, таких как полоскание рта и носовой полости (мазмазат и истиншак), то проникновение воды не нарушает поста только при условии, что умывающийся не усердствовал в их полоскании, в противном случае пост нарушается, поскольку он совершает то, что порицается совершать постящемуся.
Если у постящегося между зубами остались остатки пищи и их не удаётся извлечь, пост не нарушается, а если есть возможность очистить ротовую полость, в частности между зубами, от остатков пищи и постящийся не сделает этого, его пост нарушается. Пост не нарушается, если человека вынудили, например под угрозой расправы, съесть или выпить что-либо.
— Третья причина, по которой нарушается пост, – это осознанное вызывание рвоты, даже если ни капли из рвотной массы не проникнет обратно в пищевод и желудок! В хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится: «Тому, кто непроизвольно вырвет во время поста, нет необходимости возмещать его (т. е. пост не нарушается). А тот, кто сам вызовет рвоту, пусть возмещает пост» («Сунану Аби Давуда», № 2380; «Сунану ат-Тирмизи», № 720).
عَن أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ ذَرَعَهُ قَيْءٌ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ
كُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُم عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ
Половой акт, совершённый по забывчивости, не нарушает пост. Тот, кто осквернил месяц Рамадан, прервав пост половым актом, должен не только воздерживаться от еды, питья и всего остального, что нарушает пост, до захода солнца, но и возместить этот пост после месяца Рамадан. Кроме того, он ещё должен в качестве штрафа поститься два месяца подряд, а если физически не в состоянии сделать это, то дать по одному мудду (600 грамм) зерна 60 беднякам.
— Семяизвержение, произошедшее в результате возбуждения от поцелуя супруги и т. п., а также в результате мастурбирования, нарушает пост. Тому, кто боится возбудиться от поцелуя, грешно делать это, поскольку этим действием постящийся подвергает угрозе обязательный пост. А тому, кто уверен в себе, порицается (караха), но не запрещается целоваться. Свидетельством тому служит хадис, переданный Айшей (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) целовал меня, будучи постящимся. Кто же из вас владеет своими желаниями так же, как владел ими Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» («Сахих Муслим», № 1106).
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُقَبِّلُنِي وَهُوَ صَائِمٌ وَأَيُّكُمْ يَمْلِكُ إِرْبَهُ كَمَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَمْلِكُ إِرْبَهُ
Богословы, комментируя слова Айши (да будет доволен им Аллах), сказали, что смысл её слов заключается в том, что хоть поцелуй и не нарушает пост, его следует остерегаться, потому что это может послужить причиной семяизвержения или сильного возбуждения, с которым мы не сможем совладать, как мог Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
— Месячные и послеродовые выделения. Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.
— Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний, вероотступничество тоже нарушают пост.
Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь