Что нарушает гусль у мужчин
О том, что нарушает и не нарушает гъусль (полное омовение)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Гъусль нарушают только три вещи:
1. Семяизвержение.
2. Введение полового органа мужчины в половой орган женщины.
3. Месячные и послеродовое течение.
1. Доводы того, что семяизвержение нарушает гъусль
Нет разногласия среди ученых в том, что семяизвержение нарушает гъусль как у мужчин, так и у женщин, в независимости произошло это наяву или во сне, при половом акте или как-то иначе!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, вода после воды!» Муслим 343.
Т.е. после выхода спермы необходимо искупаться.
Смысл последних слов в том, что женщина подобна мужчине во всех законоположениях, если только нет никаких конкретизаций.
Под выделениями речь идет не просто о смазке, а о сперме.
Под «четырьмя» речь идет о двух руках и ногах, как об этом сказано в «ан-Нихая».
Что же касается понятия «ввода члена», который нарушает гъусль, то на это указал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Если соприкоснулись два обрезанных (мужской и женский половые органы) и зашла головка члена, то совершения гъсуля становится обязательным в независимости от того было семяизвержение или нет!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/9. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 386.
Это единственные вещи, которые нарушают полное омовение (гъусль)!
В этом хадисе также содержится указание на желательность совершения полного омовения тому, кто похоронил неверного.
Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 10. Полное омовение и вещи, которые делают его обязательным
فَصْلُ مَا يُوجِبُ الغُسْل
Раздел о действиях, которые делают обязательным совершение полного омовения (гусль)
Гусль в языковом значение – это пролитие воды на какое-либо место[1]. Также гусль – это вода, которой совершают купание.
В шариатском значении гусль – это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.
Джанаба (большое осквернение) – это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта[2] независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).
У гусля, как и у вуду, есть:
Причина (сабаб) гусля – желание совершить действие, которое нельзя совершать, когда человек находится в состоянии джанаба или когда гусль является обязательным для него.
Рукн гусля – это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.
Хукм гусля в этой жизни – дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни – награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.
Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:
Семя (المَنِي) мужчины – это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии – запах яичного белка. Семя женщины – это не густая жидкость с желтоватым оттенком.
Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа[3]. По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа.
Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.
Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации[4] человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.
Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.
Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части.
Если человек совершал половой акт через преграду[6] и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.
На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться законному правителю (باغ), – такого человека не омывают и не совершают по нему погребальный намаз.
Ситуации, в которых гусль совершать необязательно:
[1] C точки зрения арабского языка, можно также произносить это слово «аль-гисль», однако в терминологии фикха следует произносить с даммой, то есть «аль-гусль».
[2] Под половым актом следует понимать проникновение головки полового органа мужчины во влагалище женщины.
[3] Половой акт (введение головки полового члена во влагалище) при этом необязателен.
[4] Hапример, когда совершить гусль трудно из-за холода и опасности заболеть.
[5] При условии, что человек достиг такого возраста, когда он вызывает половое влечение у женщины.
[8] Жидкость, выделением которой сопровождается сексуальное возбуждение.
[9] Жидкость, которая обычно выходит после мочеиспускания.
[10] При этом мази, в отличие от семени, которое выходит толчками, выделяется незаметно для человека, а после его выделения половой орган мужчины не становится вновь мягким, как после выхода семени.
[11] У женщины такая жидкость будет называться «аль-каза» (القَذَى).
[12] И таково мнение имама Абу Ханифы по данному вопросу.
Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 9. Что нарушает малое омовение
فَصْلٌ فِي نَوَاِقضٍ الوُضُوء
Раздел о том, что нарушает малое омовение
Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия – он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.
Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).
В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос[4] является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.
Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.
Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.
Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.
Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, – гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.
فَصْلٌ فِيمَا لا يَنْقُضُ الوُضُوء
Раздел о том, что не нарушает малое омовение
Что не нарушает вуду:
По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело[10]. Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым[11], например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.
[1] Переднего и заднего.
[2] Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.
[3] Помимо заднего прохода и половых органов.
[4] До твердой его части.
[5] Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.
[6] Согласно самому сильному мнению.
[7] Так, что слышал голоса людей вокруг.
[8] Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.
[9] Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.
[10] На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.
[11] Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.
[12] Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.
[13] То же касается саджда тилява и саджда шукр.
Что нарушает гусль у мужчин
Действия и состояния, делающие обязательным совершение гусля:
Половой акт. Даже если он не сопровождался оргазмом. Если быть более точным, делает обязательным совершение гусля уже само введение головки полового члена мужчины во влагалище женщины, даже если за этим ничего не последовало.
После завершения хайда (менструации) и нифаса (послеродового кровотечения) у женщины.
Смерть. Обязательно совершить полное омовение тела умершего мусульманина перед погребением. Это коллективная обязанность (фард кифая), возложенная Шариатом на общину мусульман местности, где скончался этот мусульманин.
Тому, кто принимает Ислам, обязательно совершить гусль, если до Ислама он совершал то, после чего необходим гусль.
перед пятничным намазом (джума);
перед двумя праздничными намазами (Ураза-байрам и Курбан-байрам);
перед входом в состояние ихрама для хаджа или умры;
в день стояния на Арафа (9-го числа месяца Зуль-Хиджжа) после наступления времени дневного намаза (зухр).
Если полное омовение нарушено, запрещены следующие действия:
Обязательных действий гусля три:
Для действительности гусля необходимо промыть водой все тело целиком (включая рот и нос) один раз так, чтобы вода омыла кожу, волосы, все складки и углубления тела.
Исключение составляют длинные волосы, заплетенные в косы у женщин, – для действительности гусля ей достаточно убедиться, что вода промыла корни волос и внешнюю сторону кос. Попадание воды внутрь кос не обязательно.
Если человек войдет с головой в реку или большой водоем (море, озеро), пробудет в воде некоторое время, протерев (рукой или мочалкой) все тело, то будет считаться, что он совершил полноценный гусль со всеми суннами.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Шейх Усаймин: Что нарушает малое омовение (вуду)
Вопросы 70 и 71: «Уважаемый шейх, что нарушает малое омовение (вуду)?”.
Ответ: «Прежде, чем мы упомянем действия, делающие омовение недействительным, я бы хотел обратить внимание на вопрос, сокрытый от многих людей, а это то, что некоторые люди полагают, будто подмывание водой — истинджа, или же подтирание [салфеткой, бумагой, камнями и т.д.] — истиджмар, относятся к обязательным действиям при совершении вуду. Так, часто задают вопрос, описывая следующую ситуацию: «Человек нарушил состояние омовения ещё в начале дня [т.е. справил нужду, после чего подмылся], но не совершил малое омовение. Затем после азана на молитву зухр он более не справлял нужду. Следует ли ему подмываться вновь перед совершением вуду на молитву зухр?». Мы ответим: «Тебе не нужно подмываться, т.к. это делается лишь для очищения половых органов от нечистот, возникающих после справления нужды. Если он не очистил половые органы после справления нужды, то значит он остался осквернённым. Таким образом, отсюда мы понимаем, что нет связи между подмыванием половых органов (истинджа), которое делается для очищения от скверны, и малым омовением (вуду). Я хотел обратить ваше внимание на этот вопрос.
Данное постановление также подкрепляется священным аятом, в котором говорится о справлении большой нужды как одной из причин, нарушающих вуду. Всевышний Аллах сказал:
Доводом на то, что выход газов нарушает вуду, является хадис, переданный Абдуллой ибн Зейдом и Абу Хурайрой (да будет доволен ими Аллах), о человеке, которому было трудно распознать, выпустил ли он газы или нет. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть продолжает совершать намаз — или — пусть не выходит из мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Бухари 137, Муслим 361). Это указывает на то, что выход газов нарушает малое омовение. Таким образом, четыре вещи делают вуду недействительным: справление малой и большой нужд, выход газов и сон.
Однако, только глубокий сон нарушает вуду, который целиком погружает в себя спящего так, что он бывает не в состоянии почувствовать, вышло ли из него что-либо. Потому сам по себе сон не является осквернением, однако он является вероятностью того, что человек может оскверниться (даже не почувствовав этого). Поэтому, если человек задремал во время намаза или вне намаза, однако был в состоянии почувствовать, нарушил ли он омовение или нет, — в таком случае его омовение не нарушается, даже если его дремота будет длительной, или если он будет дремать, облокотившись обо что-либо, или же будет дремать лёжа. Потому что здесь суть вопроса не в том, в какой он позе, а в его бдительности во сне. Если этот дремлющий человек способен почувствовать осквернение, то его вуду действительно, даже если он облокачивается, опирается на что-либо, находится в положении лёжа и т.д.
Пятая причина, по которой вуду может быть нарушено, — это приём в пищу верблюжатины. Достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение), что его спросили: «Следует ли нам совершать вуду после того, как мы покушаем мясо верблюда?», он ответил: «Да«. Также его спросили о совершении вуду после приема в пищу баранины, на что он ответил: «Если пожелаешь» (Муслим, 1/285). Его положительный ответ относительно верблюжатины и выбор, который он предоставил в вопросе, брать ли вуду после приёма в пищу баранины, указывает на то, что совершение вуду после приема верблюжатины не возвращается к желанию человеку, а является обязательным деянием. В противном случае в этом вопросе также был бы дан выбор. Также от Пророка (мир ему и благословение) достоверно передаётся то, что «он приказал ему совершить вуду после приёма в пищу верблюжатины».
Таким образом, если человек покушает верблюжатину, его вуду нарушается. При этом, не имеет значения, сколько он съел, было ли мясо сырым или приготовленным, поел ли он вырезку, кишки, желудок, печень, сердце или какую-либо другую часть тела, потому что в хадисе мясо пришло в обобщённом смысле, и не делается различий между его отдельными частями.
Это подобно обобщённости в запрете свинины. В соответствии со словами Всевышнего Аллаха:
Напротив, ко всем частям тела применяются одинаковые положения. В особенности, если мы будем придерживаться мнения, что причина нарушения вуду после приёма в пищу верблюжатины нам известна, и этот приказ не является простым поклонением.
Таким образом, если человек поел какую бы то ни было часть верблюжатины, находясь при этом в состоянии вуду, то ему следует обновить его. Далее, знай то, что человек, находящийся в состоянии вуду, которого затем начинают постигать сомнения, не испортил ли он его, не вышла ли из него моча, или не выпустил ли он газы, или сомневающийся в том, какое мясо он съел — верблюжатину или баранину, — в этом случае ему не следует делать вуду. Это по той причине, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о человеке, которому кажется, что у него нарушается омовение во время намаза, он ответил: «Пусть не выходит из намаза, пока не услышит звук газов или не почувствует их запах» (Бухари 137, Муслим 361). То есть, пока он не будет уверен в этом и не почувствует известные ощущения, которыми сопровождается выход газов.
На это положение также указывает правило “Основа заключается в том, что вещь остаётся в том состоянии, в котором она была, до тех пор, пока мы не убедимся в том, что оно изменилось”. В данном же положении основа заключается в том, что то омовение имеется и не нарушается до тех пор, пока мы не убедимся в его нарушении.
Шейх Мухаммад ибн Салих Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
Источник: Фикх аль-ибадат (1/114)
Подготовил: Рамин Муталлим
Смотрите также:
Оригинал текста на арабском — المتن الأصلي باللغة العربية