Что нарисовать на гравюре
Гравюра своими руками: техника граттаж для детей
Граттаж для детей: поделка-гравюра своими руками. Расскажем о технике выполнения граттаж поэтапно, работы и рисунки в этой технике: граттаж салют, пейзаж, космос.
Граттаж — один из видов графики, основанный на выполнении быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания. Нестандартная техника рисования интересна всем детям независимо от возраста. Разница лишь в том, что малышам мы должны помочь подготовить исходный материал, а старшие могут сделать все самостоятельно, так как техника выполнения граттаж для детей достаточно проста.
Слово граттаж происходит от французского Gratter — скрести, царапать. Это известный способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой.
Все шаги подготовки листа к работе интересны и полезны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на подготовленном темном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.
Именно поэтому самые популярные мотивы в технике граттаж для детей — те, что всегда выполняются на темном фоне: космос, ракета, ночной пейзаж, праздничный салют.
Готовые наборы для граттажа производители называют скретч-картами и гравюрами.
Гравюра своими руками
Граттаж причисляют к гравюре, т.к. изображение получается нанесением штрихов без помощи красок, хотя вернее будет назвать эту технику имитацией гравюры.
На цветном картоне
Самый простой граттаж своими руками можно сделать на обычном цветном картоне. А экономный и разноцветный вариант — граттаж на цветном картоне, например, яркие коробки, тетрадные или журнальные обложки и т.д.
Вам понадобится: любой цветной картон, черная гуашевая или акриловая краска, жидкость для мытья посуды, стаканчик для смешивания, свеча палочка для процарапывания рисунка.
Палочка для граттажа
Возьмите любую палочку с острым концом, например, деревянную шпажку. Если украсить палочку лентой васи и деревянной бусинкой, инструмент становится действительно шикарной палочкой для процарапывания гравюры.
Можно найти другое царапающее устройство. Даже сухой маркер хорошо работает.
Гравюра восковыми мелками
Граттаж для детей
Праздничный салют — цветные всполохи на угольно-черном небе — идеальная тема для творческой работы в технике граттаж.
Также эффектно смотрятся ночные пейзажи.
Животные, насекомые и рыбки, да практически любой мотив выглядят красиво в этой технике.
Идеи для гравюр
Формы
Когда вам (или вашим детям) надоест процарапывать простые пейзажи и салюты на прямоугольниках, попробуйте вырезать формы и украшать их в технике граттаж.
Фотобумага
Распечатайте фотографию на бумаге, нанесите ее воском и покройте краской для гравюр. Таким образом вы можете сделать удивительные поздравительные открытки и обрадовать своих родителей, бабушек и дедушек или друзей таким подарком.
Экспериментируйте с цветом: помимо черного, хорошо смотрятся золотые и серебряные оттенки.
Шаблон
Распечатайте красивый шаблон и наложите его поверх подготовленного листа для граттаж. Обведите все линии карандашом, следуя всем контурным линиям. Важно давить достаточно сильно, тогда ажурный рисунок проявится на листе.
Гравюра. Мастер-класс.
Светлана Большакова
Гравюра. Мастер-класс.
Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры.
Эта гравюра сделана из картона
А здесь кроме картона использованы кружева
Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры. Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке. Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами, я захотела вспомнить, как это делается.
Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне. Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.
Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно
Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней
Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев
Все наклеила на основу
Решила взять бордовую гуашь
Но мне не понравилось.
Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то
Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку
Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться
Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск
Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.
Мастер-класс «Барабанщицы» Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.
Мастер класс «Гвоздика» Чтобы сделать такую гвоздику вам понадобиться:гофрированная бумага двух цветов (зеленая и красная,ножницы,клей ПВА,трубочка. Для начала.
Мастер-класс «Корзинка из роз» Добрый день, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами способом изготовления роз из гофрированной бумаги. Вот такая рождественская корзинка.
Мастер-класс «Мастер времени. Делаем декоративные часы» Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.
Мастер-класс «Ромашка» Думаю, мнoгие рaзделяют мoю любoвь к пoлевым цветaм. Ромaшка – этo однo из чудесных твoрений прирoды. Не знаю, как у других, но у меня.
Мастер-класс «Солнышко» Для работы нам потребуется цветной картон желтого и синего цвета, клей-карандаш, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, 8конфет с желтыми.
Делаем «гравюру» с детьми
Дожила я до того, что дочь моя 5 лет стала меня учить, вот такой вчера у дочки был мастер-класс для меня 🙂 Она этому научилась в студии рисования, так как способ меня удивил и порадовал спешу поделится с вами.
Даже не знаю, как такой способ рисования называется, покупали что-то подобное в магазине, называлось гравюра. Но можно сделать и самим.
— лист плотной бумаги (у нас акварельная, но думаю можно любую);
Делали сразу 2 работы дочка мне показывала и я делала.
Певрый этап закрашиваем лист акварелькой как хотите полосками пятнами желательно разных цветов.
Чуть рисунок подсох затираем его свечкой или воском.. дочка сказала «зигзагом» надо покрыть весь листик.
Зачем почувствуй себя малечивем закрась весь лист черной краской.
Оставляем сохнуть ( на занятий у них сох до следующего занятия) дома около часа хватило высохнуть.
Приступаем к самому интересному берем забочистку и начинает процарапывать рисунок.
Вот мой рисунок. Рисую я плохо, но так приятно было царапать. Получила массу удовольствия.
Спасибо дочке за мастер-класс, надеюсь, и вы что-то для себя новое найдете, ваши коментарии ребенку обязательно прочту 🙂
Вот думаю, можно сразу несколько листиков сделать, а потом небольшие «открыточки» делать такие, приятного времяпрепровождения с детьми 🙂
иллюстраторы и иллюстрации
Page Summary
Links
Как делаются иллюстрации, выглядящие как гравюры.
« previous entry | next entry »
Aug. 30th, 2011 | 06:47 pm
posted by: rikki_t_tavi in ru_illustrators
Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.
И все они ошибутся:)
Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.
Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но «гравюрная доска» одновременно является и отпечатком, конечной работой.
Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.
При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.
Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:
Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.
Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными «стружками», под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается «награвированная» пыль с рисунка.
Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.
Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.
Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.
Ну не красавчик ли?
Техника выходит особенно хорошо в такой технике ( неожиданный каламбур)
А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.
Быстрый набросок для иллюстрации.
Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.
Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)
Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)
И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:
Не знаю, кто, в шляпе:
И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.
Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма
Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____
В жж у меня есть другие посты в серии «иллюстраторские техники», тут ссылку давать не буду.
Техники гравюры с примерами работ
Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.
Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.
Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).
Резцовая гравюра (резец)
Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.
Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.
Отличительные признаки резцовой гравюры:
А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.
Сухая игла
Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).
Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.
Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.
Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
Пунктирная манера
Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.
В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.
Отличительные признаки пунктирной техники:
А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.
Меццо-тинто
В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.
Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.
Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:
К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.
Офорт
Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.
При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.
Основные признаки гравировки техникой офорта:
А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.
И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.
Акватинта
Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.
Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.
Отличительные признаки гравюры методом акватинты:
И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.
Лавис
Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.
В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).
Отличительные признаки гравировки методом лависа:
Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.
Мягкий лак
Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.
В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.
Основные признаки техники мягкого лака:
Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.
Карандашная манера
В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.
При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.
При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.
Основные признаки гравировки карандашной манерой:
Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.
Литография
Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.
Оттиск с камня в процессе литографии.
В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.
На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.
Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.
Основные признаки литографического оттиска:
Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.
Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.
Гравюра на стали
Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.
Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.
По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.
Базовые признаки гравировки на стали:
Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.
Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».