Что нарисовать маслом на маленьком холсте
Что нарисовать маслом на маленьком холсте
Чтобы писать на холсте масляными красками нужно обладать определенными знаниями, умениями и техниками. А еще знать различные нюансы, которые кардинально отличают живопись маслом, например, от акварельной живописи.
Грег Кройц, художник и преподаватель с 40-летним стажем, в своей книге «Живопись маслом» объясняет общие для всех сюжетов техники масляной живописи, и в каждой главе описывает преимущества и сложности всех жанров. В пошаговых разборах на примере своих работ автор рассказывает, как улучшить навыки в одном жанре, изучая другой, ранее незнакомый.
Как пишет в предисловии к книге художник, педагог и основатель школы рисования Вероника Калачева, эта книга — сборник ответов на тысячу и один полезный вопрос, включая такие неординарные, которые даже не успели прийти вам в голову.
Жизнеутверждающее творчество: полюбите масляные краски!
Важнейшее условие для обучения масляной живописи — любовь к краскам, удовольствие от их смешивания, от того, как они ложатся на холст и растушевываются. Если вы пишете маслом, вам должен нравиться процесс. Необходимо усердие.
Картина рождается в радости творчества, и на холсте необходимо передать ощущение жизни.
Экспрессивное письмо
У масляных красок вязкая консистенция, и манера письма определяется отношением художника к процессу. Тонкий и неуверенный слой выглядит скупо и свидетельствует о низкой вовлеченности автора в сюжет. Щедро кладите влажные мазки, вкладывайте в них свои эмоции. Они достойны того, чтобы зритель их ощутил.
Если не вложить в работу чувства, она будет похожа на детскую раскраску.
Усиление глубины пространства
Мазками можно усилить иллюзию пространственной глубины на холсте. Крупные, густые мазки выступают вперед. Мелкие кажутся удаленными. Иногда такого оптического эффекта вполне достаточно, чтобы убедительно показать глубину. Но если забыть о нем и положить крупные мазки на фон, глубина потеряется. Размер мазка обусловлен его расположением в пространстве изображения.
Направление мазка тоже важно. На лепестки цветка правильно класть краску начиная от ближнего края, постепенно ослабляя давление кистью на холст. Порой мазков слишком много. Если картина переполнена фактурой и акцентами, у зрителя случится перегрузка визуальной информацией: она станет шумом и перестанет восприниматься.
Оптимальная последовательность
Что нужно делать и когда? Решать сложные вопросы в начале работы или в конце? Начать с деталей и постепенной проработки или с общих масс и уточнить их позже? Автор предлагает последовательность шагов, которая наиболее полно отвечает на вопросы о размещении, фоне, тенях и свете.
Шаг 1 (размещение).
Вначале художник размещает объекты ориентировочно. На первом этапе можно неистово малевать. Это начальный физический контакт с красками и холстом. Не зацикливайтесь на точности, рисуйте, как заблагорассудится. Исправление наброска не ударит по самолюбию так сильно. Его можно двигать туда-сюда сколько угодно.
Шаг 2 (фон).
Фоном следует заняться на раннем этапе. Удобно приступать к нему сразу после размещения элементов. В любом жанре фон задает атмосферу картины. Это среда обитания объектов. Пренебрегать им и торопиться изображать основные объекты прежде фона — все равно что расставлять мебель без комнаты. Важно, чтобы фон выполнял функции фона. Он не должен быть интересным, красивым или замысловатым. Его единственное назначение — выгодно подчеркнуть основные объекты.
Когда фон готов, пора заняться тенями. Следует сосредоточиться на форме, цвете и тоне тени. Темные тени подчеркнут яркость света, когда дело дойдет до него. Если нужно будет осветлить тень отраженным светом, это можно сделать позже, когда станет понятно, насколько ярким должен быть свет. Нанесение теней именно в такой последовательности — после фона и до света — дает возможность уделить им больше внимания и убедиться, что они легли в нужном месте.
Шаг 3 (тени).
Когда фон готов, пора заняться тенями. Следует сосредоточиться на форме, цвете и тоне тени. Темные тени подчеркнут яркость света, когда дело дойдет до него. Если нужно будет осветлить тень отраженным светом, это можно сделать позже, когда станет понятно, насколько ярким должен быть свет. Нанесение теней именно в такой последовательности — после фона и до света — дает возможность уделить им больше внимания и убедиться, что они легли в нужном месте.
Шаг 4 (свет).
Это кульминационный момент. Пришло время для аккуратной, плотной прописки света. Можно оживить изображение. Работа со светом — заключительный шаг процесса. Как только она окончена, основные задачи можно считать решенными.
Портрет
Портреты — хороший способ узнать больше о людях. Внимательно и пристрастно изучая других (а это необходимо для убедительности изображения), замечаешь, как проступает под кожей череп, как формируется мимика, каков на самом деле цвет кожи, за счет чего взгляд кажется глубоким, что делает лицо красивым или уродливым (и бывает ли так) и многое другое. Все это можно узнать, создавая правдоподобный образ человека на холсте. Если писать эмпатически — стараясь передать впечатление от увиденного наряду с содержанием, — возникнет сильная связь с моделью. Она воспринимается уже не как отдельная личность, а как близкий человек.
Обнаженная натура
Что важнее, привлекательнее и достойнее поклонения, чем тело человека? Восприимчивость к живости и грации обнаженного тела способствует пониманию человека в контексте гармонии природы. Счастье живописцев в том, что страсть к созиданию побуждает их постигать человеческое тело во всем его неприкрытом великолепии.
Как писать обнаженную натуру?
Теоретически переложить фигуру человека на холст масляными красками не сложнее, чем любой другой трехмерный объект. Но на деле правдоподобное, убедительное изображение требует невероятного труда. Чтобы преодолеть все проблемы, придерживайтесь привычной последовательности: размещение, фон, тени и свет.
Натюрморт
Как и обнаженная натура, натюрморт — эффективный этап обучения для любого живописца. Незатейливый реквизит не занимает много места и не двигается (яблокам не нужен перерыв), работа идет в удобном для художника темпе. Проще разобраться с поведением света, природой теней и цветовыми переходами без пленэрной суеты и необходимости передать портретное сходство.
Пейзаж
До XVII века пейзаж считался просто фоном для религиозных сцен, портретов, баталий. Но около 1600 года жанр, воспевающий красоту природы, приобрел самостоятельную ценность. Мейндерт Хоббема и Клод Лоррен открыли миру глубину и поэзию природы. Интерес к жанру подогрело изобретение тюбиков для краски в 1840 году. Раньше пленэрная живопись была слишком трудоемкой из-за необходимости таскать с собой тяжелые инструменты. Благодаря тюбикам художники смогли покинуть стены мастерских.
Интерьер
Для удачной интерьерной картины необходимы терпение пейзажиста, восприимчивость натюрмортиста и — если вы хотите ввести в картину людей — навыки изображения обнаженной натуры. Это самый сложный жанр. Поскольку в интерьере обычно много геометрических форм, без понимания перспективы не обойтись.
В интерьерной живописи есть понемногу от всех жанров. Это очень благодатная тема: много сюжетов, выразительное освещение, участие человека. Но для успеха нужны определенные (а может, и многие) навыки изображения портрета, натюрморта, обнаженной натуры и пейзажа.
Упорство, восприимчивость, рассудительность, сопереживание, гибкость и способность воспринимать целое, а не только части, необходимы для становления живописца. Оно продолжается всю жизнь. Начните свой путь художника с книгой «Живопись маслом».
Мастер-класс по написанию картины маслом для начинающих
В наше время многие люди стараются разнообразить свой досуг. Для этого они придумывают различные занятия и хобби. Наиболее популярными из них являются рукоделие и рисование. Последнее прекрасно подходит для людей, которые не нашли себя в других видах творчества. Если вы один из них, то попробуйте нарисовать картины маслом. Для начинающих это дело покажется трудным, но соблюдая все советы и рекомендации, вы сможете его освоить и добиться хороших результатов.
Подготовка к работе
Перед тем как освоить пошаговый мастер-класс по рисованию маслом для начинающих, необходимо правильно подобрать все инструменты и материалы для работы. Именно от этого и будет зависеть качество и привлекательность вашей картины.
Выбор красок
Начинать подготовку к рисованию, следует с выбора красок. Благодаря им можно подчеркнуть отдельные детали рисунка и придать ему завершённый вид. Художники для своих работ используют такие виды красок:
Для графики используются гуашь и акварель, а для живописи — масло, акрил, темпера. Новичкам лучше всего использовать масляные краски. Их легко можно найти в специализированных магазинах, а также с ними проще работать.
Для рисования картин маслом не существует общепринятой техники. Каждый художник подбирает свой стиль которому следует в процессе создания всех картин. Масляные краски можно наносить как пастозно (неразбавленной краской), так и жидко (с добавлением растворителя). Практикуясь с разными техниками нанесения, можно подобрать оптимальный и наиболее удобный для вас способ.
Начиная с XV века, живописцы всего мира стали применять в качестве связующих веществ различные масла (ореховое, льняное, маковое). Например, знаменитый голландский живописец Питер Пауль Рубенс использовал масла, которые были предварительно сгущены и отбелены солнцем, а также смолы, делавшие его краску вязкой. Благодаря этому они очень быстро сохли и имели хорошее сцепление с холстом. Среди русских художников (Венецианов, Рублёв, Репин, Брюллов, Коровин), особой популярностью пользовались живописные лаки, сделанные из различных смол.
Большинство используемых видов масел практически не меняют цвет краски. При этом они очень долго высыхают и, отвердевая, образуют хрупкую плёнку. Из-за этого картины, нарисованные с применением таких красок, требуют дополнительной обработки и ухода.
Оптимальным вариантом для новичков будет использование в качестве связующего вещества льняного масла. Краска с его добавлением довольно быстро высыхает и не требует дополнительной обработки. Единственным его недостатком является то, что при высыхании оно придаёт краске светло-коричневый оттенок. Для избавления от этого нежелательного изменения используют искусственные осветлители.
Покупая масляные краски, первым делом обратите внимание на их срок годности. Если он уже вышел или кончается, то откажитесь от покупки или поищите более «свежие» материалы.
Масляные краски выпускаются в огромном количестве цветовых вариантов. Новичку в этом деле не следует покупать их все. Достаточно приобрести базовые цвета и научиться с ними работать. Получив определённые навыки, вы всегда сможете докупить краску недостающего оттенка. Масляные краски выпускают много фирм, поэтому их цена варьируется в очень широком диапазоне. Если вы делаете только первые шаги в освоении живописи, то лучшего всего отказаться от дорогих вариантов и отдать предпочтение более простым и дешёвым.
Покупка растворителей
Выбор растворителя также очень важен при подготовке к работе. Неправильно подобранный материал может испортить ваши краски и сделать их непригодными для рисования. Чаще всего для разбавления красок используют:
Подготовка основы
Перед началом изучения мастер-класса по живописи маслом для начинающих, следует правильно подобрать и подготовить основу, на которую будет наноситься краска. Работу можно выполнять на таких поверхностях:
Любую из этих основ нужно предварительно грунтовать. Это необходимо для того, чтобы краски лучше ложились на поверхность и держались на ней. А также грунтовка предотвращает растрескивание и сжатие слоя нанесённой краски.
Выбранные и подготовленные холсты натягиваются на подрамник (деревянную рамку) или прикрепляются к плотному картону. Важным критерием при выборе холста для работы является его зернистость. Если вы собираетесь наносить краски пастозно, то оптимальным вариантом для вас станет крупнозернистая поверхность, если «тонко» — холст с мелким зерном. Для новичков лучше всего выбирать нечто среднее, а затем уже исходить из своих предпочтений.
Готовую основу можно купить в любом магазине, специализирующемся на продаже товаров для живописи. Самым дешёвым вариантом является грунтованный картон. Его и другие виды основы можно не только приобрести в магазине, но и заказать по интернету.
Кисти и мастихины
Для полноценного изучения мастер-класса картины маслом, необходимо подготовить кисти. Их изготавливают из щетины, натурального ворса или синтетики. По форме их разделяют на:
Найти кисти можно в любом специальном магазине или отделе. Их цена напрямую зависит от качества изготовления и дороговизны используемого материала. Для новичков подойдут самые простые варианты. При должном уходе они могут прослужить вам не один месяц.
Для того чтобы продлить их срок службы необходимо мытьё после каждого использования. Сперва их отмывают любым растворителем, а затем промывают при помощи обыкновенного мыла. Если краска на кисти уже успела подсохнуть, то её нужно поместить в ёмкость со скипидаром и подержать там несколько минут. После этого она моется растворителем и хозяйственным мылом. Чистые кисточки сушатся в горизонтальном или вертикальном положении.
В процессе изучения рисования картины маслом для начинающих, поэтапно используются такие виды кистей:
Мастихины — инструменты, которые используются для смешения красок и исправления дефектов. Для новичков оптимальным вариантом будет покупка ромбообразного инструмента для живописи и закруглённого — для палитры.
Палитра и рабочее место
Палитра предназначена для смешивания красок различного цвета. Этот предмет можно без труда найти в любом магазине для художников или сделать самому из куска пластика или стекла. После каждого использования, палитру необходимо чистить. Если вы не хотите тратить на это время, то можно использовать любую картонку или разрезанный пакет от сока или молока.
Для получения максимального удовольствия от рисования, важно правильно выбрать место для работы. Лучше всего заниматься живописью при естественном освещении. Если это невозможно, то необходимо стараться как можно лучше осветить рабочую поверхность. Следите, чтобы лампы не отбрасывали блики на вашу картину и не мешали творческому процессу.
При выборе помещения, следует отдавать предпочтение тем, которые находятся максимально далеко от спальни, игровой комнаты детей и животных. Помещение обязательно должно хорошо проветриваться, так как во время работы используются материалы с неприятными запахами. Комната не должна быть слишком влажной и пыльной.
Дополнительные материалы
Для работы над своей картиной вам понадобятся несколько карандашей, ластик и мольберт. Для рисования эскизов будущих картин лучше использовать кальку, а не простую бумагу. На ней проще делать исправления и при стирании ластиком она не скатывается.
В некоторых случаях вам может понадобиться лак для покрытия поверхности картины. Чаще всего, его наносят по истечении года после написания полотна или сразу после высыхания краски. Важно следить за тем, чтобы до нанесения лака поверхность картины полностью высохла. В противном случае краски могут потечь и испортить ваш «шедевр». Лучше всего покрывать картины лаком через полтора месяца после написания.
Руководство по написанию
После того как выбраны и подготовлены все необходимые материалы и инструменты, можно приступать к написанию картины. Важно заранее продумать все детали, чтобы в процессе работы не отвлекаться на них.
Подбор сюжета
Для успешного написания картины очень важно правильно подобрать тематику, которая будет вам близка. Для новичков лучше всего выбирать простые сюжеты. Чаще всего, в качестве первой картины выступает натюрморт (композиция из предметов неживой природы). Если рисовать с натуры, то следует использовать предметы, которые не изменяют свой вид на протяжении длительного времени. Это необходимо сделать из-за того, что на первую картину у вас может уйти очень много времени.
Для начинающих художников оптимальным вариантом будет копирование изображения или фотографии. Старайтесь выбирать такие рисунки, на которых нет большого количества мелких и трудных для новичка деталей. Ни в коем случае не берите в качестве своей первой картины портрет. Он очень сложен и написать его может только настоящий профессионал.
Рисование пейзажа и цветов
Если вы очень любите природу, то можно попробовать нарисовать понравившийся пейзаж и украсить им стену своей комнаты. Работу следует начинать с прорисовки заднего плана, постепенно переходя к более мелким деталям.
При написании картины на природе, следует предварительно сфотографировать рисуемый пейзаж. Это нужно для того, чтобы избежать проблем при внезапной смене погоды и освещения.
При написании картины с изображением цветов, лучше всего в качестве объекта выбирать астры, ромашки, сирень, подсолнухи, мимозу. Задача любого художника не точно перерисовать объект, а передать свои впечатления от наблюдения за ним.
Этапы написания
Существуют стандартные правила, по которым пишутся картины маслом. Большинство начинающих художников принимают их во внимание, но работают исходя из своих предпочтений и техники.
Независимо от того какой сюжет вы выбрали, следует соблюдать такую последовательность написания картины:
Нарисовать картину маслом на холсте для начинающих довольно просто. Для этого потребуется немного фантазии и творческих способностей. Не бойтесь пробовать и браться за новое дело. Возможно, оно так вас увлечёт, что станет неотъемлемой частью жизни.
Originally posted 2018-04-19 05:23:00.
Как рисовать масляными красками: пособие для начинающих
Приветствую вас, дорогие читатели!
В этой статье будем говорить про основы работы масляными красками. Безусловно это самая популярная техника в мире. Величайшие мастера живописи на протяжении веков изучали, улучшали и творили масляными красками.
Кстати, а знаете ли вы, когда появились первые краски на масле? Вероятнее всего вы подумали о 14-15 веке и… ошиблись. Так думают многие. Но вот совсем недавно ученые сделали потрясающие открытия о маслянных красках… Откройте и вы эту новость!
Детализация картины тонким лайнером
Вполне логично, если и вы хотите начать свое творчество именно с масляных красок. И если раньше вы никогда этим не занимались, но очень хотите начать, стоит сначала узнать, что должно быть под рукой у начинающего художника и как начать рисовать масляными красками.
Когда- то давно в Ницце я сама решила научиться рисовать масляными красками.… Оказалось, что нужно запастись целым набором обязательных материалов и при их выборе есть свои секреты, которыми я хочу поделиться с вами.
Как создать свой собственный набор художника?
Мой главный совет начинающим художникам: покупайте качественные краски сразу, не пытайтесь сэкономить! От дешевых красок польза не велика, зато головной боли будет уйма. Когда вы будете постоянно практиковаться, то сможете оценить качество ваших работ, которые напрямую будут зависеть от качества красок.
Совершенно не обязательно покупать большой набор, так как всегда остаются цвета, которые никогда не используются. Чтобы начать писать масляными красками, достаточно ограничиться несколькими отдельными тюбиками. Для выработки навыка, начинающему художнику рекомендуется иметь такую палитру:
Для начинающих художников достаточно 12-14 тюбиков качественных красок
Вообще же, палитра красок состоит из 3-ех основных (первичных), из которых путем смешивания получаются все остальные цвета (вторичные и третичные) И когда вы научитесь смешивать их, то поймете, как и из чего получается. Все вокруг нас, состоит только из красного, синего и желтого… Удивительно, не правда ли?
Второй важный совет художникам- новичкам: будьте внимательными при покупке кистей! Осмотрите их, чтобы соединение (зажим) между ворсом и ручкой был максимально плотный. Поверьте, мало приятного в том, когда вылезает ворс из кисти и его все время приходиться снимать с влажного холста!
По опыту скажу, что хорошие кисти прослужат вам не один год, если они качественные и вы с ними правильно обращались.
Начинающим рисовать масляными красками я рекомендую начать с плоских и полукруглых плоских кистей. Достаточно приобрести 4-6 разных размера. Также нужны и круглые кисти для детализации предметов в картине
Качественные кисти зачастую становятся любимыми
Со временем можно добавить в коллекцию ретушные, веерные кисти и лайнеры. В другой статье- подсказке вы можете подробнее узнать, какие кисти бывают по размеру, форме и как правильно их выбрать.
Чтобы разбавлять (разжижать) масляную краску до нужной консистенции, необходимо специальные жидкие вещества: в основном терпентин или очищенное льняное масло. Также многие художники пользуются «Двойниками» и «Тройниками» — вспомогательными средствами для разведения краски. На рынке иностранных производителей имеются различные медиумы, которыми пользуюсь и я. В принципе, это те же тройники в нашем понимании.
Важные вещи для каждого художника
Не рекомендуется для разбавки использовать растворители в чистом виде (уайт-спирит, скипидар), потому что они ломают структуру масляной краски и «крадут» ее блеск. Но растворитель вам все равно будет нужен для очистки кистей и других инструментов, а также запачканные руки от краски.
Невозможно представить работающего художника над картиной, без палитры в руках! Эта полезная вещь выполняет несколько функций: на ней размещают краски, на ней смешивают краски, на нее крепятся масленки (специальные емкости) с разбавителями масляных красок.
Поэтому, чтобы правильно рисовать масляными красками и создавать множество оттенков, рекомендую обзавестись подходящей палитрой. Деревянной или пластиковой, большой или маленькой, квадратной или круглой.… Тут выбор за вами.
В качестве основы для масляной живописи, чаще всего используют холст. К счастью, современный художник может купить готовый грунтованный холст на подрамнике.
Практически в каждом художественном магазине в продаже есть холсты разных размеров и из разных материалов: натуральные (лен, хлопок) и синтетика. Я же советую натуральные материалы, они более плотные и не сильно провисают со временем.
Если у вас есть желание подготовить холст самостоятельно, то для этого нужно подготовить подрамник и очень туго натянуть на нее ткань. Потом необходимо загрунтовать ткань, чтобы получился холст. Провисания холста обычное явление, поэтому после грунтовки нужно перетянуть холст чуть плотнее. Подробнее о том, как сделать холст своими руками читайте в отдельной статье
Готовим холст сами
Примечание: самой лучшая основа для холста – лен. Он бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. От зернистости холста зависит мазок на поверхности. О выборе холста читайте здесь
Конечно, научиться рисовать масляными красками можно и без мольберта, прикрепив холст к любой поверхности. Но все же с мольбертом намного удобнее: он устанавливается под нужным углом на уровне глаз и дает лучший обзор картины.
С мольбертом удобно не только писать, но и находить недочеты в работе, и сразу же исправлять их. Мольберт- надежная подставка для вашей будущей картины! Они бывают разные по высоте и удобству, а также настольные мини- мольберты для маленьких размеров холстов.
Вы уже подумали, где будут стоять ваши кисти? А где вы их будете мыть? Чем будете оттирать краску с рук и других принадлежностей? Обязательно запаситесь баночками, в которых будете мыть кисти, бумажными салфетками, старыми газетами и несколькими хлопчатобумажными тряпочками.
Эти важные мелочи всегда должны быть у вас под рукой, чтобы вы могли спокойно работать и сосредоточить свое внимание на картине, а не на материалах. Все это будет вам незаменимо в работе, чтобы очистить кисть или мастихин, или, например, снять с холста лишнюю краску и вытереть испачканные руки.
Незаменимый инструмент для работы с маслом — мастихин! С его помощью удобно снимать излишек краски с холста и переносить его на палитру. А еще он оставляет восхитительно объемные мазки! В принципе, достаточно одного мастихина.
Но если вы решили научиться хорошо рисовать масляными красками и посвятить этому занятию много времени, лучше приобрести несколько таких инструментов разных форм и размеров.
Этюдник – специальный ящик для транспортировки красок и принадлежностей для живописи. Очень понадобится вам, если вы решите выйти писать маслом на природу или пленэр, как это еще называют (от французского Plain air – на открытом воздухе, на свежем воздухе)
Масленки— маленькие емкости с зажимом, с помощью которых они прикрепляются к палитре. Бывает двух видов: простая и двойная.
Еще один важный элемент — защитный лак. Готовую картину обычно покрывают лаком через 6-8 месяцев после завершения работы. Лак защищает картину от ультрафиолета, влаги и потемнения…. Ну, и еще ряд причин, зачем покрывать картину лаком. Кроме того, лак делает краски насыщеннее и ярче, придавая интенсивности красочному слою. Как покрыть картину лаком можно узнать из другой статьи
Как начать правильно писать масляными красками, когда набор художника собран?
Итак, вы собрали все необходимое, грунтованный холст закрепили. Что же делать дальше? Начинайте писать!
Я знаю, что у многих начинающих художников возникает страх перед белым холстом, что то может пойти не так и все будет испорчено. Не бойтесь, ведь главное, просто начать! А вот как перестать бояться и начать писать картины, читайте в статье-мотивашке.
Можно начать с незамысловатого сюжета, что в голову придет… Например, мозаичный рисунок выбранными яркими красками, который состоит из разных фигур, форм и символов. Ну, как древнеегипетские, помните? А можно взять готовое изображение, и попытаться его скопировать на холст…
Такой подход к творчеству рекомендуют в арт- терапии и цветотерапии. Это здорово помогает людям избавиться от многих недугов. Не верите? А вы попробуйте, почувствуйте силу цвета!
Начните рисовать — почувствуйте силу цвета!
Существуют разные техники письма масляными красками. Самые распространенные их них — многослойная живопись и Алла-прима. В них написано большинство самых знаменитых полотен, хотя есть и множество других техник.
Для тех, кто только начинает путь художника, сейчас главное начать, чтобы просто почувствовать структуру масляной краски, как она ложится на холст, как получается красочный слой.
Кстати, знаете ли вы, что творческие люди обладают определенными качествами характера? Почитайте, может вы от природы творческая личность, просто об этом не догадывались!
Вот еще несколько советов:
Дополнительные Видео- советы:
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы