Что нарисовать черной тушью легко для детей
Как рисовать тушью: инструменты и материалы
Тушь – это гибкий материал, дающий художнику большие возможности. Превосходно сочетается с любыми красками, карандашами, постобработкой в редакторах и т.д. Даже если, на первый взгляд, кажется, что с тушью работать скучно, то после некоторого количества практики вы можете изменить свое мнение и полюбить ее. Это хобби очень увлекательное, так же как и вязание, научиться вязать может любой желающий, в этой статье вы можете почитать об этом http://sovets.net/8775-kak-nauchitsya-vyazat-kryuchkom.html
Состав туши
Тушь известна человечеству с древних времён. Это краситель, который делают из сажи. Для того, чтобы суспензия мелких частиц сажи не расслаивалась в воде, в состав добавляют шеллак или желатин.
Виды туши
Тушь выпускают в жидком и твердом виде. Если жидкая недостаточно концентрированная, её можно открыть на несколько дней, чтобы лишняя влага испарилась. Твердую тушь нужно растереть и разбавить водой непосредственно перед использованием, иначе она скиснет.
Помимо обычной бывает цветная и влагостойкая тушь, но они распространены меньше.
Инструменты для рисования тушью
Тушью можно рисовать любым инструментом. Это могут быть:
— кисти;
— перья;
— рапидограф;
— лайнеры;
— изограф;
— waterbrush;
— палочки из дерева;
— ватные палочки.
Изначально для работы тушью использовали перья птиц. Чаще всего утиные, а для более тонкий линий вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов.
Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.
С тех пор появились разнообразные металлические, тростниковые, бамбуковые и деревянные перья. Одни нужны для письма, другие для графики. Различаются они шириной кончика. Есть особый вид перьев — рондо. У них утолщенный кончик, который позволяют получать одинаковую линию независимо от угла наклона пера. Расщеп позволяет добиться того, чтобы тушь стекала именно на кончик. Если надеть тушедержатель, он позволит реже заправлять перо. Однако следуют выделить кисточку для этой цели и стараться попадать в пространство между тушедержателем и самим пером. Перья нуждаются в уходе, поэтому избегайте скопления осадка на них. Чаще промывайте и после рисования их нужно тоже. Обычного мыла достаточно, чтобы стереть тушь. Не забудьте вытереть перья, убрав влагу. Если ручка имеет металлические части, дабы защитить её от коррозии, предварительно выньте перо.
Новые перья обычно покрыты составом для защиты от ржавчины. Его следует убрать перед началом работы. Для этого подержите кончик над открытым огнём.
При выборе держателя главное, чтобы он был удобен. В качестве материала предпочтителен пластик, но так же можно взять деревянную ручку, если она покрыта лаком. В противном случае будет размокать.
Если выбираете waterbrush, то перед тем, как залить тушь, разбавьте ее водой. После использования обязательно помойте волоски.
BrushPen — это нечто похожее. Обычно используется для рисования красками, но можно заправить не водой, а тушью.
Кисти лучше брать синтетические, потому что они достаточно упругие. Хорошо подходят предназначенные для каллиграфии. Тонкие кисти дадут хороший диапазон толщины линии.
Изограф и рапидограф отличаются высокой ценой. Но ещё один их недостаток заключается в том, что они нуждаются в тщательном уходе. Нельзя разбирать их больше, чем написано в инструкции. Нельзя заправлять обычной тушью. Также вредно трясти. Но при всех своих недостатках эти инструменты обладают и рядом достоинств. Наряду с другими письменными принадлежностями их используют мангаки. У них самая высокая градация толщины линий. Изографом и рапидографом можно нарисовать идеальную тонкую линию без помарок.
Для тех, кто не хочет так сильно тратиться существуют лайнеры. Они позволяют добиваться аккуратных линий, но разнообразие толщины не так велико, как у более дорогих собратьев. Кроме того, их нельзя заправить и они быстро кончаются.
Заточенная палочка тоже может служить инструментом для рисования тушью.
Существуют и другие необычные инструменты. Здесь огромное поле для экспериментов.
На чем рисовать тушью
Подберите плотную и гладкую бумагу. Излишняя фактура будет мешать, потому что ворсинки будут застревать в кончике пера. Тонкая бумага будет деформироваться или рваться от влаги. Купите ватман или специальную бумагу.
Идеи для рисования на каждый день 🎨
Учим ребенка рисовать в интересной технике граттаж
Рисование — один из наиболее доступных и любимых детьми видов творчества. Разнообразить этот процесс, внести в него новые ноты и впечатления способна техника граттажа. Часто дети знакомятся с ней на внешкольных художественных кружках, но можно с успехом ее использовать и дома или в детском саду.
Граттаж: история и особенности техники
Граттаж, или воскография, — техника процарапывания изображения на специально заготовленной основе. Она пришла в Россию из Франции еще сто лет назад и сразу стала популярна у художников, потому что в искусстве того времени очень ценилось все новое, необычное, даже фантастичное. Еще раньше, в XIII веке в Италии было известна техника сграффито. Мастера наносили на стену несколько слоев штукатурки разных цветов, а потом специальными скребками процарапывали в них изображения так, что из-под верхних уровней проступали нижние, складываясь в прекрасные картины во всю стену. Именно сграффито считается предшественником граттографии.
Секрет граттажных картин не в красках и кистях, а в том, как был заготовлен фон и какие узоры на нем процарапаны. Соответственно, отличается от привычного и инструментарий художника. Для творчества понадобятся:
Если ребенку подарили набор с готовой граттажной раскраской, после его использования не выбрасывайте пластиковое перо, входящее в комплект. Эта заостренная палочка пригодится и для домашних художеств.
Для дошкольников подходят разные способы выполнения рисунков, которые можно использовать в рамках одной и той же пошаговой инструкции:
С основой обращайтесь очень аккуратно: на ней будут хорошо заметны отпечатки пальцев и другие мелкие повреждения. Чтобы защитить грунтовку, подкладывайте под руку лист чистой бумаги.
Как сделать картину в манере граттажа: примеры
Глядя на работы профессионалов, не верится, что такое можно сделать своими руками. Но даже неопытный художник способен создать удивительную картину — нужно лишь ответственно подойти к делу и проявить фантазию.
Взгляд из космоса
Черный фон часто наводит детей на космические ассоциации. Чтобы изобразить загадочное ночное небо, основу можно закрасить любыми цветами: от оранжевого до фиолетового. Лучше всего использовать масляную пастель, чтобы потом растушевать границы пятен — так переходы между тонами станут более плавными. Самым маленьким художникам понравится идея изобразить ночной город под сияющими звездами, за жизнью которого наблюдает дружелюбный инопланетянин, путешествующий в своей «летающей тарелке».
Волшебное дерево
Павлин
Небольшие цветовые пятна, расположенные хаотично, и тонкие линии рисунка дают эффект более нежного, едва уловимого перелива красок. Чтобы изобразить павлина, художнику следует запастись терпением, это повышает сложность картины. Не потерять симметрию помогут заранее намеченные голова, тело и основные перья хвоста птицы. Когда эти главные линии будут готовы, можно приступать к методичной детализации рисунка: процарапыванию тонких черточек-бородок и чешуеобразного оперения на шее и груди павлина.
Идей для создания граттажных полотен различной сложности бесконечное множество. Для работы с группой детей взрослые часто сами готовят загрунтованные листы. Но для более близкого знакомства с техникой лучше разделить занятие на две части. В течение первой юные художники сами загрунтуют основу так, как им хочется, а на втором занятии будут процарапывать свои рисунки.
Что нарисовать черной тушью легко для детей
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Том Ричмонд. Методы работы тушью.
Когда я впервые стал задумываться о карьере художника-карикатурщика, меня очень интересовала, обводка тушью. Мне казалось, что это искусство требует много времени для освоения, а хуже всего было отсутствие хороших пособий. Я нашел одну книгу, которую рекомендую всем, она называется «Искусство рисования комиксов тушью» Гэри Мартина (The Art of Comic Book Inking by Gary Martin), которая до сих пор является лучшей, на мой взгляд. У меня было много проблем, чтобы найти хорошее пособие по рисованию тушью.
Тушь кажется пугающей, кажется, что в случае ошибки вы не сможете что-либо исправить. Я часто чувствовал, что разрушил бы карандашный рисунок, растворил бы его энергию, своей неуверенной техникой рисования тушью. Чтобы научиться, я смотрел на настоящих мастеров, чтобы увидеть, как они делают то, что делают. Это были такие художники как: Уолли Вуд, Джек Дэвис, Вилл Эиснер, Милтон Канифф, Хал Фостер, Морт Друкер … список можно продолжить.
Однако я обнаружил, что каждый из них использовал свою технику и свой стиль, подражание их методам только заставило бы мои рисунки быть похожими на рисунки Друкера или Вуда (о’кей, на плохие рисунки Друкера или Вуда). Для меня стало очевидно, что подражание их способам, позволило узнать как тот или иной художник передает форму или объем тушью, это была лишь практика проб и ошибок, учило рисовать с твердостью и эффективностью.
К сожалению, я был очень нетерпелив, чтобы нарабатывать сой собственный стиль, поэтому я донимал других художников, зная, что они дадут мне совет или некоторые инструкции. Чаще всего говорили, что мне стоит больше практиковаться, однако за это время я все же узнал немало хитростей, уловок и способов. Мне даже было позволено иногда наблюдать за работой мастеров, стоя у них за плечом. Множество вещей я открыл самостоятельно, они просто накапливались с годами и сделанными рисунками.
Я разработал небольшую обучающую программу по рисованию тушью и сейчас поделюсь ею с вами. Только с небольшой оговоркой, я считаю себя «проходимым» контуровщиком на данном этапе моей карьеры. Я не думаю, что со своим способом я получу какую-нибудь премию, или встану в один ряд с мастерами вроде Вуда или Эйснера. Однако я больше не приближаюсь к перу и туши с опаской и ненавистью, я даже получаю огромное наслаждение от работы до тех пор… пока ручка не делает «сссссссскккриииттччч» и не забрызгивает всю страницу. Тогда я начинаю проклинать все на свете.
Начнем с карандашного наброска
Это карандашный рисунок, на примере которого я буду показывать вам мой способ контруровки:
Данный рисунок, в конечном счете, станет цветным постером. Это важно учитывать, поскольку, если бы я захотел оставить работу в черно-белом варианте, потребовалось куда больше времени для прорисовки форм и объемов. Здесь придется приложить больше усилия на этапе колорирования, но ради обучения работе с тушью, я выполню чуть больший объем рисования, чтобы показать различные способы, понятия и методы. Обратите внимание, что карандашные линии легки и в некоторых местах прерывисты, некоторые линии я не буду использовать в дальнейшем.
При работе я пользуюсь как кистями, так и перьями. Перья Gillott 303, кисти Winsor Newton Series 7 № 2 и № 6 (для закрашивания больших площадей). Тушь Pelican’s Drawing Ink для перьев и Dr. Martin’s Black Star под кисточку. Я использую Black Star для рисования кистью, потому что она дает плотный цвет и не становиться серой, после стирательной резинки как Pelican. Линии от кисти ложатся более тонким слоем, и после стирания получается светлее, чем линия от пера.
Из бумаги я предпочитаю Strathmore 500 Bristol из 3-4 проклеенных слоев с немного шероховатой поверхностью. Мне нравится бумага с шероховатой поверхностью, потому, что она придает линиям некоторую теплоту и очарование, в отличие от бумаги с гладкой, хорошо проклеенной поверхностью.
Есть свои за и против относительно применения любого из этих инструментов. В основном, это сводится к результату, которого вы хотите достичь, и вашим предпочтениям. Мне нравятся оба инструмента, поэтому я использую их вместе. Но все же, чаще я использую перо, потому что мне нравится его более грубая, несовершенная линия в противоположность очень гладкой линии от кисти. Я думаю, что у пера больше индивидуальности. Кисть стоит применять для больших, широких кривых линий, которые трудно провести в одно движение. Также использую кисть, чтобы прокладывать сплошной черный тон или, например, когда рисую длинные волосы или оперение и хочу, чтобы они выглядели гладкими.
Кисть расходует намного меньше туши, ложится на поверхность тонким слоем и высыхает намного быстрее, что позволяет раньше приступать к работе над следующим слоем. Кисть позволяет рисовать линии различной толщины за один прием – от волосяной до очень толстой. Есть у кисти и отрицательные стороны. Она требует большой концентрации внимания, если я устал или несосредоточен рисование ею может очень быстро меня расстроить. Ею трудновато нарисовать, острые углы и мультинаправленные линии. Работа кистью очень сильно отличается от работы карандашом и пером. Я очень люблю использовать кисть в работе с тушью. Но всему свою подход.
Перо позволяет делать мне самые разнообразные движения. 303 не цепляет бумагу, как игла рапидографа, таким образом, могу проводить линии так, как я это делаю карандашом. Если я аккуратен, то могу менять направление и даже делать загогулины или резкие повороты. Я могу получить линию различной толщины, 303 дает прекрасную ровную линию, такую как нужно. Отрицательные стороны перьевой ручки: перо не всегда идет мягко. Иногда я провожу пером две линии и вынужден его выбросить и взять другое. В другой раз мне попадается хорошее перо, которым я рисую много часов. Пера с жестким кончиком хватит, вероятно, на две работы. Этот инструмент оставляет на бумаге очень толстый слой туши, так что требуется много времени, чтобы она просохла, иначе ее можно размазать или украсить отпечатками своих рук часть работы. Это заставляет одновременно работать сразу над несколькими частями рисунка и ждать 10-15 минут пока они просохнут. Перья расходуют очень много туши и необходимо постоянно окунать их в чернильницу.
Наблюдая за несколькими контуровщиками во время работы, я понял, что самое главное что нужно, когда рисуешь тушью – это уверенность. Вы не можете быть робким, рисуя тушью, иначе, потеряется вся экспрессивность и энергия, и финальный результат будет далек от идеала. Вы должны верить в то, что сможете провести линию именно там, где хотите. Если будете очень много рассуждать и наносить штрихи медленно, никогда не добьетесь уверенно выглядящей работы.
Это похоже на езду на велосипеде… вы можете поставить на него дополнительные колеса (медленные и неуверенные штрихи), и вы, несомненно, доберетесь до пункта назначения, но это не будет изящно и симпатично. Если вы снимете дополнительные колеса, то первые разы будете падать, а ваши локти и колени украсятся царапинами, но, в конце концов, вы научитесь! Не торопитесь, но и не медлите. Выработайте хороший ритм, и, прежде всего – рисуйте. Рассмотрите свои линии и нарисуйте их вновь. Думайте о форме, которую вы рисуете, она должна занять место в вашем воображении, чтобы затем попадать оттуда в вашу работу.
Я всегда начинаю работу с главного элемента рисунка, а затем работаю над задними и маловажными элементами. Могу заметить, что это заставляет первостепенные элементы выделиться, а все остальное отступить. Обычно, объекты, на которых надо сосредоточиться, будут иметь самые тяжелые и смелые линии, больший контраст и детали, тогда как маловажные будут прорисованы гораздо более слабыми линиями.
Данное утверждение не работает, когда изображается объект, который должен выделяться из темноты, являясь самой простой и легкой ее частью.
В данном случае, это сцена на открытом воздухе при дневном свете, поэтому остановимся на первом варианте. Пожилая леди на переднем плане, сопровождаемая другой дамой и двумя больших парнями позади – центр картины. Остальные – только дополнение, за исключением парня, лежащего на земле в правом нижнем углу – он также часть переднего плана, уравновешивает картину.
Следующая вещь, над которой стоит задуматься – источник света. Это дневное время и действие происходит на улице, следовательно, источником света будет солнце, расположенном сверху и спереди перед персонажами. Самый простой способ обозначить источник – линии, удаленные от источника света сделать толще и насыщеннее, тех, которые расположены к источнику ближе… это разумный и последовательный подход. Есть и другие.
Некоторые контуровщики рисуют более тяжелый наружный контур вокруг объекта, используя более тонкие линии во внутренних областях. Это создает более плоский и стилизованный, но эффектный вид. Лично я не использую методы, которые жестко определяют источник света.
Мне кажется, что часто важнее подчеркнуть глубину изображения, чем рисовать далекие от источника света контуры темными, а близкие светлыми. Иногда вы должны утолщить линию, чтобы отделить один объект от другого, независимо от источника освещения. Однако я всегда учитываю источник, когда начинаю работу.
Держим перо правильно
Перво-наперво, следует удостовериться, что ты держишь перьевую ручку или кисть правильно. Не стоит держать инструмент далеко от наконечника – это неустойчивое положение, любая малейшая неровность на поверхности бумаги приведет к искривлению линии. Держите перо или кисть рядом с наконечником, это дает куда лучший контроль.
Также важен угол, под которым вы держите перо о время работы. Вы задумывались, что рисование пером возможно лишь благодаря силе поверхностного натяжения жидкости (чем острее угол, тем больше сила поверхностного натяжения). Так что старайтесь держать ручку как можно параллельнее плоскости рисования.
Очевидно, что ваша рука будет вам мешать, но все же держите ручку за наконечник, это заставит ее двигаться ровнее и менее нервно. Расположите рабочую поверхность под удобным для вас углом. Линия от пера может потечь, когда вы рисуете по направлению вниз, и стать бисерной при движениях вверх – а это уже проблема.
Я подставляю колени под край моего рабочего стола, чтобы добиться переменного угла и облегчить себе работу.
Движение при рисовании
Большинство людей имеют максимальный контроль над проведением линии по направлению от тела к краю листа. Если вы правша, как и я, то вам проще всего совершать движения по направлению вправо. При рисовании сверху вниз ваша рука упирается в тело, если вы развернете плечо наружу, то вам придется вывернуть запястье назад, чтобы удержать рабочую поверхность в неподвижном состоянии. По крайней мере, для большинства это будет проблемно. Попробуйте провести несколько линий по направлению от тела. Это особенно заметно при работе с кистью… попробуйте нарисовать широкую, плавную линию по направлению от вас, а затем проведите такую же линию по направлению к себе. Вторая линия, наверняка, получилась не такой красивой. К коротким линиям применим тот же принцип. Я часто верчу лист, и даже переворачиваю его вверх тормашками, чтобы можно было проводить линии в максимально удобном направлении.
Используйте руку целиком, но не используйте запястье.
Итак, для начала я покажу некоторые принципы работы кистью. Я начинаю с пожилой леди в центре. При макании кисти в тушь, я стараюсь окунуть ее кончик не более чем на 2/3 длины щетины. Тушь очень быстро разрушает металлический держатель щетины, так что не позволяйте набираться ей под него.
Вы можете заметить, что я повернул лист, чтобы моя рука свободно двигалась вправо.
Обратите внимание, я использую руку целиком, чтобы проводить линии, они получаются ровные и красивые. Самые толстые линии я рисую с правой стороны леди (левой для нас) и снизу, что связано с источником освещения. Я еще немного поработаю кистью, а затем продолжу пером – буду рисовать внутренние детали. Тонкие линии, проведенные пером, являются отличным дополнением к толстым штрихам кисти.
Я не рисую кистью медленно, иногда я даже наношу штрихи даже слишком динамично. Помните, что ошибки могут быть исправлены, не расстраивайтесь, если у вас получиться не очень красивая линия… одна, две, три… Просто продолжайте работать.
Не переживайте, если не можете за одно движение сделать линию требуемой толщины. Пробуйте и варьируйте толщину линии в зависимости от источника света, но знайте, что, вероятнее всего, некоторые потребуется откорректировать, особенного после добавления фона. Возможно, идеалом является рисовать линию в одно смелое движение, но большинство контуровщиков делают это в несколько движений. Для меня было шоком узнать, что Ал Хиршфелд, король рисунков с изящными и ровными линиями создает свои работы при помощи коротких волосатых штрихов.
После того, как я взял перо, я начинаю работать над добавлением деталей и линий. Перо используется, чтобы добавить форму, нарисовать морщины и некоторые мелочи персонажу. Далее, я еще не раз вернусь к кисти, но на данном этапе вся работа ведется пером.
Есть куча вещей, над которыми стоит задуматься при рисовании: форма, свет, тень, контраст и т.д. Этого может оказаться многовато, поэтому важно помнить некоторые моменты, которые контуровщик может применять для большинства иллюстраций, выполненных тушью.
Варьирование толщины линий
Я уже говорил немного об этом, но повторю еще раз – это один из ключевых моментов. Оставим в стороне рассуждения о некоторых стилистических подходах, но нет ничего скучнее, чем линии одной толщины. Это выглядит плоско и безжизненно. Мы уже обсуждали вопрос изменения толщины линии в зависимости от источника света, но это не единственное. Это создает визуальный интерес, динамику, дает жизнь рисунку, подчеркивает движение и энергию. Вес линии добавляет массу, форму и новое качество двухмерному изображению. Рассмотрите некоторые линии, обратите внимание, что формы стали гораздо более выразительными, чем были бы с линией постоянной толщины.
Глобальная логика при варьировании толщины не требуется. Иногда вы добавляете вес линии, чтобы заставить казаться что-либо более тяжелым, или однозначно поместить один объект перед другим, или подчеркнуть источник света. но иногда вы делаете это только для того, чтобы придать рисунку выразительность. Капли туши, «слишком влажные линии» и другие несчастные случаи часто могут оказаться «счастливым несчастным случаем», потому что спонтанно добавляют интерес рисунку, который иначе был бы бесплоден. Так что, то, куда вы будете размещать свои толстые и тонкие линии зависит от вашего стиля и вкуса.
Заливка черным может применяться для разных целей, например, создать глубину картины, заставить двигаться взгляд по странице, установить контрасты, определить сильные источники света, массу и форму. Многие контуровщики начинают свою работу с заливки черным, но я делаю это в последнюю очередь, перед финальными штрихами. Я рассматриваю изображение, находя области, которые могу залить черным. На рисунках ниже я буду использовать кисть, чтобы добавить черного к героям на первом плане.
Вы были бы поражены узнав, сколько цветов мы бы воспринимали как сплошной черный, если бы видели мир в черно-белых тонах. Большинство темных оттенков красного, фиолетового, синего, зеленого станут черными в черно-белом мире. Скосите ваши глаза в сторону и попробуйте рассмотреть объекты за границами ваших ресниц. Вы сможете разглядеть только неопределенные формы. Посмотрите, какое количество объектов, которые казались нам цветными, оказываются черными. Конечно, это вовсе не обозначает, что мы должны заливать черным почти все изображение – это было бы безумством, но немного я все-таки добавлю. Я делаю ботинки леди глянцево-черными, рисую падающие тени, для придания формы и массы. Заодно я мог бы добавить тень от головы на ее плечо, но пока я это пропущу. Позже определюсь и с количеством черного на заднем плане. Это нужно для того, чтобы черные области в разных частях рисунка уравновешивали друг друга.
Добавление интереса рисунку посредством штриховки
В некоторые стилях рисования для создания объема используется только тушь (посмотрите на комикс «Город Греха» Стива Миллера – оцените его потрясающее владение графикой). В наши задачи входит придать некоторый интерес рисунку, что практически полностью возложено на дальнейший цвет, однако я все-таки хочу кое-что сделать и при помощи туши. Так как я не использую отмывку, придется штриховать.
Есть одна тонкость – при штриховке не располагайте линии под прямым углом друг к другу – это делает рисунок плоским и безжизненным. Располагайте линии под разными углами даже в пределах небольшой области. Безумным мастером штриховки был Джек Дэвис, который знал, как с ее помощью сделать рисунок красивым.
Я добавлю немного штрихов к подошве обуви пожилой леди. Штриховкой очень легко злоупотребить. Помните, никогда не поздно добавить несколько штрихов в конце работы, убрать ее намного труднее (и грязнее).
Добавление интереса рисунку при помощи текстур
В действительности это просто другой способ штриховки. Штриховка дает представление о форме и объеме объекта, в то время как текстура дает представление об его поверхности. Например, я мог бы добавить полоски на рубашку мужчины, чтобы придать ей «серый» оттенок или нарисовать листья с одной стороны куста, чтобы придать некоторую затененность. Я сделаю это на некоторых частях одежды, тени на траве, но не более, поскольку хочу получиться яркие цвета.
Вот изображение главного персонажа, уже практически завершенное. Я, определенно, еще несколько раз вернусь к работе над ней, добавить несколько штрихов, где именно станет понятно после проработки фона. Ее восприятие нами изменится, когда вокруг будут другие линии, а не пространство белого листа.
Самое время заняться фоном. Есть персонажи посреди игрового поля, я начну с них и перейду к объектам на заднем плане. Я все еще буду варьировать толщину линии и насыщенность черного, однако буду делать их куда менее выразительными, чем на переднем плане. Заметьте, как часто я переворачиваю лист. Я делаю это не только для того, чтобы проводить штрихи в удобном для меня направлении, таким образом, я могу рисовать на сухих участках, давая просохнуть свежим линиям.
Обратите внимание, что иногда я подкладываю левую руку, понятия не имею, почему я так делаю, но это придает большую устойчивость правой руке, что особенно помогает при работе над деталями. Возможно это привычка после моих деньков с аэрографом. Сэм Вивиано сказал мне, что это подобно специальному приспособлению, которое использовали некоторые живописцы и контуровщики, чтобы держать руку над влажной поверхностью. Так или иначе, я этим пользуюсь.
Я использую все более легкие и тонкие штрихи по мере удаления от центра к периферии. Деревья и кустарники на самом заднем плане будут иметь лишь контур, возможно несколько веток с листьями… ничто не сделает рисунок более плоским, чем тонна деталей, создающая визуальный шум на заднем плане. Однако эта методика верна, если художник использует плотность фона, чтобы подчеркнуть объекты переднего плана… трюк с обратным восприятием.
Вот небольшая хитрость, которую я узнал от Сэма Вивиано – не дорисовывайте до конца контур объекта, находящегося позади другого объекта. Посмотрите:
Это добавляет немного места, воздуха вокруг объекта переднего плана, отделяет их от объектов позади. Бываю случаи, когда так и хочется довести контур до края, особенно, если задний объект темнее переднего, но «пространственная» уловка хороша для большинства линейных рисунков.
Как только я заканчиваю первичную контуровку, я беру ластик и стираю все карандашные линии. Если использовать более плотную тушь для работы кистью, то после стирания она не сильно вытрется. Убедитесь, что вы дали просохнуть своей работе никак не менее получаса… удивительно, как долга тушь после пера может оставаться влажной. Нет ничего хуже, чем растереть невысохшую тушь резинкой.
Мои последние шаги кистью должны увеличить толщину линий в некоторых местах, добавить больше черного и немного штрихов. Я заметил, что линии на левой половине тела леди тонковаты, ну что ж, с кистью это не проблема.
Как я упоминал ранее, чтобы достигнуть тонового баланса я буду заливать некоторые заштрихованные места сплошным цветом, как штаны на мужчине справа.
Не имейте никаких сомнений относительно черного цвета, если это позволит сделать вашу работу более сильной. Черные области – самые сильные части любого рисунка, выполненного тушью. Я добавляю черного к некоторым рубашкам, ботинкам, на левую часть юбки леди и в некоторых других местах.
Цвет доделает эту часть, мне не стоит слишком озадачиваться этим сейчас. Наконец, последние штрихи. Я беру тонкую связку маркеров и шариковых ручек, чтобы добавить немного текстур и деталей. Я добавляю немного мелочей объектам, чтобы сделать рисунок более интересным, смягчаю линии, которые выглядели жесткими, все то чего нельзя было нарисовать пером.