Что нарисовать акварелью или гуашью
АКВАРЕЛЬ ИЛИ ГУАШЬ? ЧТО ЛУЧШЕ?
В чем отличие акварельных красок от гуаши? Каковы их особенности и как лучше использовать их в смешанной технике рисования? Эти вопросы привели художницу Кассию Когер к интересной идее: нарисовать одинаковые картины с использованием разных материалов, и выяснить как они будут отличаться. Ниже продемонстрировано, как Когер отвечает на свои вопросы, наглядно сравнивая работы, сделанные гуашью и акварелью. Итак, приступим!
Эксперименты с художественными средствами и материалами позволяют художникам находить новые способы их использования. Однако, перед тем, как начать исследование, необходимо изучить основные свойства и характеристики этих материалов.
Обе краски изготавливаются из схожих материалов (пигмента, камеди, всевозможных добавок), имеют схожее применение и требуют одинакового ухода. Акварель по своей природе прозрачна, светопроницаема и часто нравится художникам своей водянистостью, текучестью, легкими и нежными, как бы размытыми тонами. В то время как гуашь содержит большее количество пигментирующих частиц, которые несколько крупнее, чем в акварели. Именно это делает гуашь непрозрачной, а после высыхания придает замечательный матовый вид. Эти свойства сильно отличаются от акварельных.
Но как может помочь сравнение обеих красок в технике смешанного рисования? Дело в том, что знание свойств гуаши и акварели открывают множество различных вариантов их применения в смешанном рисовании.
Используемые материалы
Для своего эксперимента я использовала акварельные краски фирм “Holbein” и “ Winsor & Newton”, и гуашевые – “Turner Acryl Gouache” (благодаря содержанию связывающего компонента в акриловых красках они долго держатся после высыхания на бумаге). Я постаралась выбрать схожую цветовую палитру.
Мною были нарисованы две картины – обычный цветочный этюд на шероховатой акварельной бумаге и четкий, колоритный графический рисунок на гладкой акварельной бумаге. Один из них я раскрасила акварелью, а другой – гуашевыми красками.
Эксперименты с акрилом и гуашью в технике рисования “по-сухому” на бумаге горячего прессования (гладкой акварельной бумаге)
Графический рисунок я нарисовала на двух листах бумаги горячего прессования (гладкой акварельной бумаге), обе работы выполнила техникой “мокрого по сухому”, рассчитывая, что рисунок получится четким и ярким. Я позволила первому слою каждого рисунка полностью высохнуть, прежде чем начала рисовать на них дополнительные узоры.
Акварельные краски плавно и мягко растекались по бумаге и я позволила каждой секции рисунка полностью высохнуть, прежде чем начать красить новую. Акварель высыхала медленно, но я была удивлена, как хорошо держался узор, положенный вторым слоем.
Благодаря массивному наложению красок, картина приобрела сатиновый блеск. Но в некоторых местах виднелся штрих кисти, и нарисованная зеленая деталь на коричневом основании просматривалась не так четко, как мне бы хотелось, но тем не менее ярче, чем я ожидала.
Поведение гуаши меня в схожей работе впечатлило меньше. Так же как и в эксперименте с акварелью я позволила каждой окрашенной секции высохнуть, прежде чем начать красить соседний участок. Гуашь высыхала быстрее.
Однако, меня восхитило, как четко и ярко лег второй слой узора. Штрих кисти не просматривался. И даже зеленые детали на коричневом основании цветка были невероятно четкими и непрозрачными.
Эксперимент с красками в технике рисования “по-мокрому” с использованием бумаги холодного прессования (слегка шероховатой)
Как и предполагалось, акварель начала активно плавно растекаться, распространяясь по всей смоченной поверхности бумаги. Я снова ждала, когда полностью высохнет каждая секция рисунка, прежде чем начать красить следующую, и так же как и в предыдущей картине, акварель сохла дольше. Контрастную форму в виде облака я выполнила краской Небесный (Cerulean), которая имеет довольно сильный пигмент, но тем не менее она получилась водянистой и прозрачной.
Во второй работе гуашь удивила сильнее. В большинстве случаев ее поведение было идентичным поведению акварели в технике “по-мокрому”. Она также равномерно и плавно разливалась по всем мокрым поверхностям рисунка.
Но даже при этой технике рисования гуашь высыхала быстрее. И форма облака, выполненного краской Голубой Светлый (Aqua Blue), легла совершенно непрозрачным плотным вторым слоем.
ЧТО МОЖНО ПОЧЕРПНУТЬ ИЗ ДАННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И КАК ЭТИМИ ЗНАНИЯМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?
Я уверена, что гуашь больше подходит для изображения ровных, красочных, форм сочных цветов. Кроме того, она быстрее сохнет. Эту краску лучше применять в качестве первого слоя в многослойных работах, либо она может использоваться как единственный слой рисунка, как четкая форма-основа картины. После высыхания красок, картина приобретает приятную матовую бархатистость.
Что касается акварели, то она тоже может быть использована аналогично гуаши, но требует больше навыков и умений от художника, чтобы достигнуть четкости рисунка. Акварель великолепно подходит для творческих многослойных работ (выполняемых лессировкой), ее краски смешиваются, очертания приобретают более размытый, загадочный вид. Такие картины позволяют проявить фантазию и интерпретировать ее каждому по-своему.
О ХУДОЖНИКЕ
Художник, учитель и автор художественных произведений, Кассия Когер, человек вдохновленный и творческий, создает специальные курсы и семинары, которые открывают прекрасный мир искусства, превращают живопись в действительно значимую частью жизни. Ее воодушевляют цвета, формы и вообще все прекрасное, но еще больше она любит сам процесс творчества и те открытия, которые он приносит.
Её работы были представлены в Музее дизайна Национальной академии в Нью-Йорке, в журнале «Художник-акварелист» наравне с другими работами авторов, названных «восходящими звездами». Узнайте больше о Кассии и ее работе, посетив ее веб-сайт здесь.
Акварель или гуашь? Что лучше?
В чем отличие акварельных красок от гуаши? Каковы их особенности и как лучше использовать их в смешанной технике рисования? Эти вопросы привели художницу Кассию Когер к интересной идее: нарисовать одинаковые картины с использованием разных материалов, и выяснить как они будут отличаться. Ниже продемонстрировано, как Когер отвечает на свои вопросы, наглядно сравнивая работы, сделанные гуашью и акварелью. Итак, приступим!
Эксперименты с художественными средствами и материалами позволяют художникам находить новые способы их использования. Однако, перед тем, как начать исследование, необходимо изучить основные свойства и характеристики этих материалов.
Обе краски изготавливаются из схожих материалов (пигмента, камеди, всевозможных добавок), имеют схожее применение и требуют одинакового ухода. Акварель по своей природе прозрачна, светопроницаема и часто нравится художникам своей водянистостью, текучестью, легкими и нежными, как бы размытыми тонами. В то время как гуашь содержит большее количество пигментирующих частиц, которые несколько крупнее, чем в акварели. Именно это делает гуашь непрозрачной, а после высыхания придает замечательный матовый вид. Эти свойства сильно отличаются от акварельных.
Но как может помочь сравнение обеих красок в технике смешанного рисования? Дело в том, что знание свойств гуаши и акварели открывают множество различных вариантов их применения в смешанном рисовании.
Используемые материалы
Для своего эксперимента я использовала акварельные краски фирм “Holbein” и “ Winsor & Newton”, и гуашевые – “Turner Acryl Gouache” (благодаря содержанию связывающего компонента в акриловых красках они долго держатся после высыхания на бумаге). Я постаралась выбрать схожую цветовую палитру.
Мною были нарисованы две картины – обычный цветочный этюд на шероховатой акварельной бумаге и четкий, колоритный графический рисунок на гладкой акварельной бумаге. Один из них я раскрасила акварелью, а другой – гуашевыми красками.
Эксперименты с акрилом и гуашью в технике рисования “по-сухому” на бумаге горячего прессования (гладкой акварельной бумаге)
Графический рисунок я нарисовала на двух листах бумаги горячего прессования (гладкой акварельной бумаге), обе работы выполнила техникой “мокрого по сухому”, рассчитывая, что рисунок получится четким и ярким. Я позволила первому слою каждого рисунка полностью высохнуть, прежде чем начала рисовать на них дополнительные узоры.
Акварельные краски плавно и мягко растекались по бумаге и я позволила каждой секции рисунка полностью высохнуть, прежде чем начать красить новую. Акварель высыхала медленно, но я была удивлена, как хорошо держался узор, положенный вторым слоем.
Благодаря массивному наложению красок, картина приобрела сатиновый блеск. Но в некоторых местах виднелся штрих кисти, и нарисованная зеленая деталь на коричневом основании просматривалась не так четко, как мне бы хотелось, но тем не менее ярче, чем я ожидала.
Поведение гуаши меня в схожей работе впечатлило меньше. Так же как и в эксперименте с акварелью я позволила каждой окрашенной секции высохнуть, прежде чем начать красить соседний участок. Гуашь высыхала быстрее.
Однако, меня восхитило, как четко и ярко лег второй слой узора. Штрих кисти не просматривался. И даже зеленые детали на коричневом основании цветка были невероятно четкими и непрозрачными.
Эксперимент с красками в технике рисования “по-мокрому” с использованием бумаги холодного прессования (слегка шероховатой)
Как и предполагалось, акварель начала активно плавно растекаться, распространяясь по всей смоченной поверхности бумаги. Я снова ждала, когда полностью высохнет каждая секция рисунка, прежде чем начать красить следующую, и так же как и в предыдущей картине, акварель сохла дольше. Контрастную форму в виде облака я выполнила краской Небесный (Cerulean), которая имеет довольно сильный пигмент, но тем не менее она получилась водянистой и прозрачной.
Во второй работе гуашь удивила сильнее. В большинстве случаев ее поведение было идентичным поведению акварели в технике “по-мокрому”. Она также равномерно и плавно разливалась по всем мокрым поверхностям рисунка.
Но даже при этой технике рисования гуашь высыхала быстрее. И форма облака, выполненного краской Голубой Светлый (Aqua Blue), легла совершенно непрозрачным плотным вторым слоем.
Что можно почерпнуть из данного эксперимента и как этими знаниями пользоваться?
Я уверена, что гуашь больше подходит для изображения ровных, красочных, форм сочных цветов. Кроме того, она быстрее сохнет. Эту краску лучше применять в качестве первого слоя в многослойных работах, либо она может использоваться как единственный слой рисунка, как четкая форма-основа картины. После высыхания красок, картина приобретает приятную матовую бархатистость.
Что касается акварели, то она тоже может быть использована аналогично гуаши, но требует больше навыков и умений от художника, чтобы достигнуть четкости рисунка. Акварель великолепно подходит для творческих многослойных работ (выполняемых лессировкой), ее краски смешиваются, очертания приобретают более размытый, загадочный вид. Такие картины позволяют проявить фантазию и интерпретировать ее каждому по-своему.
О художнике
Художник, учитель и автор художественных произведений, Кассия Когер, человек вдохновленный и творческий, создает специальные курсы и семинары, которые открывают прекрасный мир искусства, превращают живопись в действительно значимую частью жизни. Ее воодушевляют цвета, формы и вообще все прекрасное, но еще больше она любит сам процесс творчества и те открытия, которые он приносит.
Её работы были представлены в Музее дизайна Национальной академии в Нью-Йорке, в журнале «Художник-акварелист» наравне с другими работами авторов, названных «восходящими звездами». Узнайте больше о Кассии и ее работе, посетив ее веб-сайт здесь.
Чем отличаются гуашь и акварель
Чем лучше рисовать гуашью или акварельными красками? Рассказываю, в чем главная разница акварели и гуаши в работе над рисунками. Какая краска лучше для рисования.
Еще со школы мы знаем эти две краски – гуашь и акварель. И каждая из этих красок прекрасна, имеет свои сильные и слабые стороны, и каждой из них можно рисовать профессионально.
Но какой краске отдать предпочтение? Что выбрать начинающему художнику? И что лучше – гуашь или акварель?
Конечно, непросто сравнивать эти две краски, ведь каждая по-своему может раскрыть ваши художественные способности. Акварель вся такая нежная и изящная, работая с ней, нужно быть всегда на чеку, ведь ошибок она не любит. Но и гуашь тоже довольно интересна – ей можно создавать фактурные и экспрессивные работы, а ее насыщенная цветовая палитра понравится всем любителям ярких красок.
В этой статье я постаралась сравнить обе эти краски, рассказав о каждой, дав характеристику акварели и гуаши. Я не призываю вас выбрать какую-то одну краску и рисовать только ей. Цель статьи – познакомить вас с двумя яркими средствами художественной выразительности, чтобы вы в полной мере смогли раскрыть свой творческий потенциал.
Состав и цвет акварельных и гуашевых красок
По своему составу и акварель, и гуашь имеют определенное сходство. Но то, как обрабатываются пигменты, которые добавляют в краску, составляет существенную разницу. Давайте рассмотрим, чем отличается акварель от гуаши по составу:
Теперь посмотрим на состав гуаши:
А теперь давайте рассмотрим обе эти краски по цвету:
Так как в составе гуаши есть белила, то их цвет будет отличен на бумаге/холсте, чем тот, который мы видим в баночке.
Это и есть, пожалуй, одно из главных отличий гуаши от акварели. Какой бы яркой гуашь не казалась в баночке/тюбике, со временем она начнет белеть и приобретать пастельный оттенок. К тому же, если вы будете дополнительно использовать белила, чтобы разбавить яркие гуашевые цвета, то это естественно, что рисунок «побелеет» после высыхания.
Акварель же, напротив, сохраняет свой цвет – прозрачный и светонепроницаемый. Он надолго может сохраниться, особенно если вы оформите работу в рамку со стеклом.
Но, из-за того, что акварель так сильно разбавляют водой, достичь желаемого цвета бывает очень сложно. В этом и особенность акварельных красок – нужно научиться накладывать краску слой за слоем, чтобы получить нужный оттенок, тогда как в случае с гуашью все намного проще.
А вот белила в акварели используются редко – для прорисовки света, нанесения бликов и так далее.
Отличия гуаши от акварели
Теперь давайте посмотрим, какие еще есть отличия у гуаши и акварели, кроме состава и цветовой палитры. Для этого сравним основные особенности этих двух красок.
Свойства и особенности | Гуашь | Акварель |
Белый цвет | В наборе есть баночка с белой краской | В наборе нет белого цвета, если это профессиональная краска, но его можно найти отдельно в кюветах |
Плотность | Довольно плотная краска, через которую не просвечивает слой бумаги | Полупрозрачная, из-за тонкого помола красящих пигментов |
Насыщенность | Насыщенные яркие цвета из-за небольшого содержания воды в составе | Сама по себе, краска не такая насыщенная, но если использовать технику лессировки (наложения одного слоя краски на другой), то можно получить довольно яркие цвета |
Долговечность | При покрытии лаком сохраняет свои свойства долгие годы | Хорошо сохраняет цвет с течением времени, единственное, чувствительна к солнечным лучам |
Можно ли исправить | При высыхании одного слоя, можно спокойно нанести другой слой краски, который перекроет неудачные мазки | Из-за невысокой плотности невозможно до конца изменить предыдущий слой краски, нанеся на него новый слой |
Чем обычно рисуют | Упругие кисточки, например, синтетика, для фоновой заливки. Кисточки пожестче, например, щетина – для прорисовки мелких деталей, спонжики и губки – для придания текстуры | Кисти из натурального ворса – белка, колонок, подойдет также очень мягкая синтетика |
Жанр изобразительного искусства | Графика | Живопись |
Как видите из таблицы, у этих двух красок, несмотря на схожий состав, очень много отличий. Но, есть также и некоторые сходства. Давайте рассмотрим и их.
Сходства гуашевых и акварельных красок
Чем рисовать лучше и легче
Так какой же краской рисовать лучше, легче и интереснее? С одной стороны, акварелью рисовали многие известные художники. Эта живопись позволяет создавать очень легкие и воздушные рисунки в нежных тонах. Но и учиться ей рисовать будет очень сложно.
С другой стороны, гуашевые краски, дают более яркие и насыщенные цвета, приятную бархатную и матовую текстуру. Если вы не знали, какая краска быстрее сохнет, то это, конечно же, гуашь. Благодаря этому, можно также быстро и безболезненно исправить неудачное место в работе, просто нанеся еще один слой краски. Но также, многим гуашь не подходит из-за белого цвета, который она приобретает после высыхания из-за белил в составе.
Я бы посоветовала вам попробовать порисовать и той, и другой краской, чтобы на практике проанализировать все свойства гуаши и акварели. Точно также нет однозначного ответа, чем легче рисовать детям – многие считают, что гуашью, так как она все-таки проще в использовании, но я считаю, что и для акварели найдется место в жизни творческого ребенка.
Если вам понравилась эта статья, буду рада любым отзывам в комментариях!
Сколько стоит рисовать акварелью
Я начала рисовать акварелью в 2016 году.
На каком-то сайте увидела картину с цветами и статью, в которой девушка рассказывала об акварельной технике. Дома у меня уже были нужные акварельные краски: в 2011 году я купила их в подарок маме. Все сошлось, я обрадовалась и пошла рисовать копию той картинки с цветами. Получилась кошмарная мазня, но процесс меня очень захватил.
Я задумалась о том, как освоить акварельную технику с нуля и что для этого нужно. В этой статье я собрала базовую информацию, которая оказалась для меня очень полезной: где учиться, какие материалы покупать и во сколько обойдется новое увлечение.
Если боитесь, что ничего не получится, то у меня для вас два рисунка.
Что вы узнаете
Что такое акварель
Профессиональные акварельные краски состоят из двух основных элементов — гуммиарабика и пигмента — и добавок, которые улучшают свойства материала. Гуммиарабик — это твердая прозрачная смола из сока разных видов акации. Она служит связующим звеном для пигмента, легко размывается водой и застывает на воздухе. Пигмент — это красящее вещество. Вместе они образуют цветную клейкую пасту — это и есть акварельная краска.
Акварельные краски отличаются от любых других тем, что они прозрачные. Для сравнения: слой гуаши, темперы или масляных красок полностью закрывает лист — это корпусные, укрывистые краски. В отличие от акварельного слоя, укрывистый не пропускает через себя свет, а просто дает цвет бумаге. Поэтому бумага или холст почти не работает с такими красками. В акварели же появляется эффект свечения: белая бумага отражает лучи света, которые падают на нее сквозь красочный слой.
В акварельной живописи почти не используют белую краску: ее роль играет бумага — светлые места просто не закрашивают. Поэтому, начиная картину, лучше сразу определить, какие участки должны быть светлыми, и не закрашивать их.
Еще одна особенность акварельных красок — их разводят большим количеством воды. Чем больше краски в воде, тем насыщеннее акварельный слой, и наоборот. Кроме того, вода позволяет создавать красивые эффекты и заливки.
Здесь я пыталась добиться свечения на воде, поэтому почти не закрасила ее область
В Европе до 18 века акварель применяли для второстепенных задач, например для эскизов и набросков, и как подготовительную краску для более серьезных живописных техник, например перед работой с маслом. Сейчас акварельная живопись — это отдельный вид искусства.
При этом акварелью легко рисовать дома — для этого не нужна отдельная мастерская. Понадобятся одна или две емкости с водой, хорошая бумага, краски, кисти и немного вспомогательных материалов. Как все это выбрать, я расскажу дальше в статье.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Где учиться рисовать акварелью
С точки зрения техники рисовать акварелью непросто. Когда я впервые взяла в руки акварельные краски, я использовала их как гуашь — плотно набирала краску на кисть и просто закрашивала лист толстыми мазками, как красят стены. Думаю, так начинают многие.
Акварель работает по-другому : ее берут только с большим количеством воды и наносят тонким прозрачным слоем. Сообразить самому, как делать правильно, сложно. Поэтому есть большой риск разочароваться в технике, когда ничего не получится.
Чтобы не бросить все после неудачной попытки, стоит посмотреть, как опытные художники пишут акварелью, изучить их приемы. И у начинающих с нуля сейчас есть много возможностей это сделать.
В офлайн-школах могут учиться рисовать и дети, и взрослые. Преимущество таких школ в том, что студентам не нужно беспокоиться об оборудовании и материалах: им дают мольберты, планшеты, бумагу и краски. Кроме того, преподаватели общаются с учениками напрямую, разбирают их ошибки, помогают поставить руку и технику. Даже на коротких курсах такая обратная связь очень ценна.
Очные курсы в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону есть в школе Вероники Калачевой. В каждом городе свой набор курсов, но обязательно есть программы для начинающих с необходимым набором тем — от знакомства с материалами и цветовым кругом до создания рисунка по предложенному сюжету.
Школа акварели Сергея Андрияки — это один из главных мастеров академической живописи акварелью — в Москве подойдет тем, кто хочет получить профессию живописца. Это серьезное образование — программа по академическому рисунку и акварельной живописи длится 4 года.
Занятия проходят раз в неделю и длятся 3 часа. Всего за учебный год школа проводит 35 уроков. В прошлом учебном году — 2020—2021 — занятия в группах для взрослых стоили 8200 Р в месяц, или 73 800 Р в год.
Мастер-классы — это короткие разовые уроки рисования. Один МК может длиться до шести часов. Как правило, на нем мастер пишет картину с нуля и комментирует каждое свое действие, а участники все за ним повторяют. Я ни разу не участвовала в МК, но хотела бы попробовать.
В Москве мастер-классы и пленэры часто проводит художница Анастасия Кустова. Она пишет городские пейзажи, горы, людей и работает на больших форматах. У нее узнаваемая техника живописи — контрастные картины, написанные резкими мазками. И интересная цветовая палитра — приглушенные цвета и много коричневых оттенков.
До пандемии классы проводили и другие художники. Например, Сергей Курбатов и художник-самоучка Игорь Дубовой. Также МК бывают на крупных выставках, например на «Мастерах акварели».
Онлайн-школы продают видеоуроки, которые можно смотреть в любом месте. В таких школах часто бывает бесплатный доступ к некоторым обучающим материалам, чтобы студент познакомился с курсом, но основной контент платный.
Курс Сергея Курбатова «Сияние чистого творчества» в «Энтерклассе» подойдет взрослым и детям среднего и старшего возраста, которые уже рисовали акварелью. Совсем новичкам будет трудно, хотя уроки построены от простого к сложному.
На курсе нужно нарисовать четыре сюжета:
Мне понравились технические приемы, о которых рассказывал Сергей. Некоторые из них я стараюсь применять и в своих рисунках. Например, использую маскировочную жидкость — этим специальным составом покрывают участки рисунка, которые должны остаться светлыми. Жидкость хорошо защищает бумагу под собой от краски, когда высыхает. Поэтому можно рисовать прямо поверх покрытия и не бояться, что краска затечет туда, куда не надо. В конце состав можно легко снять с бумаги ластиком.
Также Сергей научил меня делать фактурные светлые участки острыми предметами — канцелярским ножом или лезвием. Им просто трут красочный слой и соскабливают краску в нужных местах.
На «Лекторуме» курсы в основном для взрослых. Здесь я проходила две практики-интенсива:
У практик одинаковая структура. Сначала студенты изучают теорию, разбирают свет и тень в конкретном сюжете и делают его карандашный набросок. Дальше перерыв 30 минут. Затем практика и работа с цветом: преподаватель пишет картину в цвете с нуля и показывает студентам, как правильно применить теорию, комментирует все свои действия. На этом этапе ученики должны работать одновременно с преподавателем.
По ходу практики можно задавать вопросы в чате. Также не запрещают рисовать свой сюжет, но на ту же тему.
Преимущества таких практик в том, что интенсивная работа в течение пяти часов прокачивает выносливость и терпение. Плюс на «Лекторуме» можно найти интенсивы на интересные и редкие темы. Например, я нигде больше не встречала такого подробного разбора по построению теней, какой был на практике «Строим тени правильно».
В школе Вероники Калачевой есть курсы для взрослых и детей. Здесь я проходила только бесплатные курсы и вебинары, которые проводила Вероника. Часть из этих уроков еще осталась на ютуб-канале школы, например «Облако акварелью».
Инстаграм-аккаунт с анонсами новых курсов и прямых эфиров
Плюс таких занятий в том, что их ведут преподаватели с большим опытом рисования и обучения. И даже на бесплатных курсах рассматривают важные и полезные темы, а информацию структурируют от простой к сложной.
Обучение во всех этих школах проводят известные в российском акварельном сообществе художники и художницы. Перед покупкой курса рекомендую посмотреть работы каждого мастера и выбрать стиль, который больше понравится, а потом идти к нему учиться.
Ютуб-каналы — это возможность учиться бесплатно. Я рекомендую начинать с видео на канале Екатерины Голанд — это художница, которая занимается разными видами творчества: акварелью, витражной росписью, росписью шелка, линогравюрой.
Когда я не знала, с чего начать, наткнулась на небольшой бесплатный курс Екатерины «Месяц акварели» — в нем было пять видеоуроков и статьи об акварельной живописи. Информацию подавали от основ к более сложным темам. К сожалению, сейчас этого курса уже нет. Но на ютуб-канале осталось несколько простых упражнений, которые тогда очень помогли мне понять суть акварельной техники.
Вот какие уроки Екатерины Голанд стоит посмотреть:
Ко всем урокам есть базовые упражнения. Рекомендую обязательно их выполнять, чтобы узнать и прочувствовать, как краски взаимодействуют с водой и бумагой.
Еще один сильный ютуб-канал и блог у Анастасии Кустовой — я о ней уже рассказывала. На канале есть сложные полноценные видеоуроки с подробным объяснением, как все работает в акварели, и наглядной демонстрацией. Для новичка выглядит страшно, но художница поясняет каждое свое решение в работе, поэтому уроки подходят всем.
Начать можно с видео про цвет и тон и дальше смотреть темы по порядку — они расположены от простого к сложному. И обязательно выполняйте задания.
Также рекомендую бесплатные уроки по теории цвета от иллюстратора Татьяны Ширбидовой:
Татьяна объясняет основы теории цвета, рассказывает о работе с цветовым кругом, законах смешивания цвета и о теплых и холодных цветах. Все на примере рисунков.
В «Инстаграме» много блогов акварелистов. Это удобная площадка для художников: результат их работы — картинка, и ее надо показывать, как и процесс ее написания. Вот интересные страницы, на которые я рекомендую подписаться:
Инстаграм-уроки удобно смотреть в разделе IGTV.
В «Инстаграме» часто проходят марафоны, на которых можно учиться и получать поддержку от единомышленников самого разного возраста и уровня подготовки. Художники организуют их, чтобы привлечь больше подписчиков, — чем лучше они объяснят и покажут процесс рисования, тем лучше для них. Поэтому участников бывает очень много — 200, 300, 500 человек.
Когда я в 2018 году начинала участвовать в марафонах, они были похожи на мини-курсы : материалы подавали красиво, понятно, на видео в хорошем качестве. Интересно было участвовать в онлайн-трансляции : садишься за компьютер, и еще 300 человек одновременно с тобой стараются и рисуют такую же картинку.
Сейчас в марафонах бывают длинные и короткие уроки — по 5 минут. А бывает просто создание рисунка на заданную тему, где рисуешь любой свой сюжет. Чаще всего такие уроки проводят в прямых эфирах. Новичкам рекомендую выбирать марафоны с длинными уроками: там дадут больше полезной информации.
Мой первый марафон — «Акварельная зима» от Нины Петровской — был бесплатным и очень добротным. У него была история: организаторы взяли рассказ писательницы на тему зимних романтических приключений, и студентам нужно было выполнить рисунок по предложенному референсу к каждой главе, всего их было пять или шесть.
Референс — картинка или фото, с которого художник пишет работу
Я не участвую в марафонах с 2019 года: ничего нового там уже не узнаю, поэтому неинтересно. Но для новичка это отличный формат, в том числе и потому, что можно познакомиться с людьми, с которыми у вас общий интерес к живописи.
Вот несколько особенностей марафонов, которые нужно понять и принять:
Я считаю, что хорошее знание теории бесполезно без практики, поэтому рекомендую выделять минимум по 15 минут в день на простые зарисовки. Если у вас нет идей, рисуйте все, что видите перед собой: кружку, собаку, облако или любой другой предмет.
Как выбрать краски
Детские акварельные краски не подойдут: их часто делают из дешевого сырья, поэтому они дают неожиданные цвета. По свойствам детская акварель тоже сильно уступает профессиональной: быстро выцветает, недолговечная, малопигментированная. Поэтому сразу выбирайте краски из профессиональной линейки — привыкайте к тому, как они себя ведут.
Например, мне нравятся краски российского производства от завода «Невская палитра». Также хорошие и яркие краски по доступной цене у Pinax, их стоимость — 145—250 Р за тюбик.
Акварельные краски бывают сухими и пастообразными. Первые продают в кюветах, вторые — в тюбиках. Состав у них одинаковый. Но краски в кюветах нужно размачивать, поэтому их сложнее набрать для большой заливки. Зато их комфортно носить с собой на пленэры. Краску в тюбиках надо только выдавить на палитру и добавить воды — это удобно. С тюбиками хорошо работать дома.
На упаковке акварели всегда указывают состав пигментов — их может быть до пяти в одной краске. Также бывает однопигментная акварель — такая больше подойдет новичкам, потому что с ней удобнее учиться смешивать краски.
Для начала хватит шести красок: красной, синей и желтой в теплых и холодных оттенках. Все остальные цвета можно смешать из этих шести. Названия красок у каждого производителя свои, поэтому не ориентируйтесь на них, а смотрите на пигментный состав.
Профессиональные бюджетные краски хорошего качества — «Невская палитра», Pinax — стоят 80—100 Р за кювету и 150—200 Р за тюбик 15 мл. Но есть варианты и дороже.
Но не стоит совсем игнорировать пигменты: знание состава красок помогает подобрать нужный цвет в картине, создать эффекты, например грануляцию. А еще это помогает сэкономить: большую часть красок в наборе обычно не используют, а вот ходовые цвета — красный, синий, желтый — быстро заканчиваются, их приходится докупать поштучно.
Грануляция — это когда от большого количества воды краска выпадает в осадок. В результате получается неоднородный красочный слой. Красками с таким эффектом удобно рисовать шероховатые поверхности — фактуры, землю
Оттенок | Цвет | Название | Пигмент |
---|---|---|---|
Теплые оттенки | Желтый | Кадмий желтый средний | Py35 |
Синий | Ультрамарин | Pb29 | |
Красный | Кадмий красный светлый или алая | Pr108 или Pr188 | |
Холодные оттенки | Желтый | Лимонная | Py3 |
Синий | Голубая или синяя | Pb15 | |
Красный | Розовый хинакридон, карминовая. Идеально — розовая в один пигмент | Pv19, Pr19 или Pr122 |
На какой бумаге рисовать
Бумага — самое важное в рисовании акварелью, потому что от ее качества всегда напрямую зависит результат. На хорошей бумаге раскрываются все возможности акварели. Она стойкая, меньше повреждается при трении ластиком или кистью, на ней получаются красивые заливки. Еще она устойчива к старению — не выцветает и не портится, а значит, картины будут долго вас радовать.
Дешевая бумага может размокать, при трении на ней появляются катышки, с нее некрасиво стекает вода, лист быстро сохнет, сильно коробится от воды и собирает на поверхности лужи, которые совсем не нужны во время работы.
Акварельная бумага бывает:
Мне больше нравится хлопковая бумага. Она отлично держит воду, краску, долго сохнет, на ней получаются красивые заливки и разводы краски. Минус хлопка в том, что он приглушает яркость красок. То есть действует как ткань — хорошо впитывает краску и оставляет ее внутри листа.
На целлюлозе слой остается ярким, потому что она вообще не впитывает воду с краской и оставляет ее на поверхности. Целлюлозная бумага с хлопком ведет себя как целлюлозная, но, по моим ощущениям, высыхает чуть медленнее.
Для пробы пера можно взять самую простую целлюлозную бумагу, но приятнее рисовать на бумаге из стопроцентного хлопка.
Хлопок 100% фактуры сатин — гладкая. С целлюлозы, даже в которой есть хлопок, можно полностью смыть краску, потому что весь пигмент остается на поверхности. С хлопка — нет: часть пигмента попадает внутрь листа и там остается
У акварельной бумаги различают несколько фактур:
Чем плотнее бумага, тем меньше она деформируется от воды. Плотность бывает от 175 г/м² до 850 г/м². Тонкую бумагу обычно натягивают на подрамник — это специальная деревянная рама.
Я пробовала рисовать только на бумаге плотностью 200 и 300 г/м². Мне нравится бумага 300 г/м², и новичкам рекомендую брать такую. Она незначительно деформируется в процессе и собирает меньше луж — при условии, что ее правильно закрепили на планшете.
Обычно я выбираю для своих рисунков среднезернистую бумагу плотностью 300 г/м²
Акварельную бумагу продают отдельными листами разного размера, в альбомах или склейках — это когда несколько листов соединяют клеем с торцов. Порисовал — оторвал законченную картинку, творишь на следующем.
Варианты бумаги для рисования акварелью
Тип бумаги | Формат | Особенности | Недостатки | Цена |
---|---|---|---|---|
Хлопок 100%, среднее зерно, плотность 300 г/м² | ≈А1 | Долго сохнет, поэтому идеально подходит для сырых и многослойных техник | Цвет тускнеет после высыхания красок | 564 Р |
Хлопок 50%, целлюлоза 50%, плотность 300 г/м² | ≈А1 | Яркий красочный слой. Свойства близки к целлюлозе, но бумага коробится при смачивании сильнее, чем хлопок 100% | Быстро сохнет — не подходит для многослойных техник | 317 Р |
Хлопок 25%, целлюлоза 75%, плотность 300 г/м² | Альбом 240 × 320 мм, 12 листов | Яркий красочный слой. Свойства близки к целлюлозе, но бумага коробится при смачивании сильнее, чем хлопок 100% | Быстро сохнет — не подходит для многослойных техник | 954 Р |
Целлюлоза 100%, плотность 280 г/м² | Склейка ≈А3, 15 листов | Яркий красочный слой | Быстро сохнет — не подходит для многослойных техник | 668 Р |
Папки с бумагой А4, 5 листов, плотность 200 г/м² | Папка с листами А4 | Подходит для черновиков и быстрых зарисовок | Сложно рисовать — появляются катышки | 36 Р |
Какие кисти понадобятся
Для акварели подойдут кисти как из натурального ворса, так и из синтетики. Но они по-разному себя ведут.
Из натуральных распространены:
Синтетические кисти отличаются упругостью, они быстро возвращают себе форму и более долговечны, плохо держат воду, но отлично набирают пигмент. Эти кисточки хорошо использовать для детализации.
Еще кисти различаются по форме. Существуют следующие типы:
Производством кистей в России занимается много компаний. У меня есть кисточки от Roubloff, Pinax, Vista-Artista и «Альбатроса». Они производят натуральные и синтетические кисти. Все, что я у них покупала, мне нравится.
Что еще понадобится для рисования акварелью
Планшет нужен для фиксации листа, чтобы он не ерзал по столу и меньше коробился от воды. Лист крепят к планшету малярным скотчем по краям. После того как рисунок высохнет, его можно легко отклеить от планшета.
Новичку подойдет любой планшет — лишь бы выполнял свою главную задачу. Выбирайте комфортный по цене вариант.
Материал и цены планшетов
Малярный скотч — это клейкая лента, которой бумагу крепят к планшету. Такой скотч не сильно повреждает бумагу в месте крепления и легко снимается после окончания работы. Им удобно крепить небольшие форматы, он хорошо удерживает бумагу до полного высыхания, но иногда отходит в месте сильного намокания — такие моменты придется отслеживать.
Коробки нужны для хранения красок. Они бывают:
Где покупать материалы
В Москве есть несколько крупных маркетов, в которые можно прийти и сразу взять что нужно: «Красный карандаш», «Арт-квартал» и «Передвижник». У каждого из них есть интернет-магазин с доставкой по стране. Еще мне нравится интернет-магазин Etudesite — у него нет офлайн-магазина, но можно забрать заказ из пункта самовывоза.
В британском магазине Jackson’s Art можно заказать редкие штучки, которые к нам не привозят, например пигменты, чтобы самостоятельно готовить краски, красивые кисточки европейских производителей, все виды красок. Иногда я захожу туда просто посмотреть: это целый музей, фото очень красивые. Мои знакомые художники иногда делают большой общий заказ в этом магазине, чтобы получить хорошую скидку.
Еще есть известный магазин товаров для хобби — «Леонардо». В нем не такой большой выбор акварели, но всегда можно собрать минимальный набор. В отличие от остальных магазинов, «Леонардо» есть во многих городах России.
Сколько стоит рисовать акварелью — 2418—75 918 Р
Обучение | 0—73 500 Р |
Краски — кюветы, 6 шт. | 576 Р |
Бумага — хлопок 100% | 564 Р |
Кисти, 4 шт. | 533 Р |
Планшет из фанеры | 499 Р |
Пластиковая коробка для хранения красок | 153 Р |
Малярный скотч | 93 Р |
Палитра-тарелка | 0 Р |
Вот что я рекомендую, если хотите рисовать акварелью
Потихоньку рисую несколько лет. Особенно нигде не учусь, смотрю мастер класс на Художник онлайн, хожу на пленеры с разными художниками. На фото моя работа с одного из плееров на крыше в Петербурге
В этом году начала рисовать. Никак не могла найти школу, подходящую мне по графику. В результате занимаюсь с частным преподавателем в удобное мне время за те же деньги.
Спасибо за статью, очень интересно. Взяла кое-что на заметку. Очень люблю акварель как раз собираюсь прокачивать скилл по ней)
Доброго времени суток, я рисовать начала в 2021 году осенью, пробую все материалы, но больше всего мне нравится техника по-сырому, акварель замечательная штука и я в неё влюбилась. Эта работа уехала в Екатеринбург на выставку.
Сам я вряд ли займусь хоть каким-либо видом рисования, но статья очень интересная
Хорошая статья, полезная) хотела бы добавить, что у всех производителей кистей своя маркировка, и зачастую кисти под одним номером могут у разных производителей отличаться в разы.
Еще хочу порекомендовать хлопковую бумагу от Невской Палитры, особенно 100% 300мг. Очень хорошее сочетание цены и качества, если пока не готовы покупать дорогую иностранную бумагу.
Я учусь акварели уже года полтора, только онлайн, и могу месяц рисовать каждый день по несколько часов, а потом пару месяцев вообще не подходить к краскам. За это время успела пройти несколько курсов в школе Художник Онлайн с обратной связью (в том числе и по академическому рисунку) и в школе Вероники Калачевой (только акварель, без обратной связи). Посмотрела множество видео по теме на ютубе, периодически почитываю учебную литературу.
Хочу попробовать онлайн курсы Вероники Калачевой с обратной связью, но пока не решилась — они стоят значительно дороже, чем курсы без обратной связи, которые я накупила по акции.
Из двух вышеперечисленных школ у каждой есть свои плюсы и минусы — в Художнике онлайн лучше сняты и смонтированы уроки, но при этом мне показалось, что там само обучение устроено странно. Я не почувствовала большого прогресса в рисовании, хоть работы получались крутыми для зрителей и всем очень нравились) там будто бы ты скорее повторяешь шаг за шагом за преподавателем, но почти не учишься самостоятельному рисованию.
В школе Вероники Калачевой на курсах как раз много таких тем, объяснений и практики, которые позволяют научиться мыслить как художник и создавать свои собственные работы. Поэтому отдаю предпочтение именно этой школе.
Проходила несколько лет назад акварельный курс в школе Вероники Калачевой. Мне очень понравилось как выстроено обучение, получила истинное удовольствие, акварель в итоге к сожалению забросила: уткнулась в то что без академического рисунка в акварели никуда, пыталась начать несколько курсов по рисунку, но не закончила ни один из них, увы.
Боюсь забрызгать краской все вокруг, да и раскладывать кисти и краски долго, цифра побыстрее 🙁
Совет «Не скупайте всё подряд!» на мой взгляд, самый важный! А то приходишь в тот же Леонардо и глпза разбегаются. 😁😀😂 Так что за примеры минимальных наборов нужных покупок на первых шагах ОГРОМНОЕ спасибо. 🤗 🙏🙏🙏