Что написать в платежном поручении при оплате самозанятому
Как оформить платежное поручение самозанятому: образец
kak_oformit_platezhnoe_poruchenie_samozanyatomu_obrazec.jpg
Похожие публикации
Сотрудничество юрлиц и ИП с самозанятыми может оказаться весьма выгодным: с оплат, произведенным в адрес плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) не требуется удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы. Оплата самозанятым может производиться любым способом, в том числе и безналичным. Как оформить платежное поручение самозанятому лицу от юридического лица, расскажем в этой статье.
Оформление платежного поручения самозанятому: какие документы потребуются
Профессиональный доход – это доход физлица от его деятельности (включая доход от использования имущества), которую он ведет самостоятельно, не имея работодателя и не привлекая работников по трудовым договорам. Применять НПД могут как обычные физлица, так и ИП. При этом они освобождаются от уплаты со своих «самозанятых» доходов НДФЛ и не обязаны платить с них страховые взносы. Доход самозанятого облагается по ставке 4% при получении оплаты от физлиц, и по ставке 6% при оплате ИП и юрлицами.
Оплата может производиться наличными деньгами, электронными средствами платежа или безналичным способом. При безналичной оплате самозанятому лицу за оказанные им услуги, выполненные работы и т.п. компании потребуется составить платежное поручение.
В свою очередь, самозанятый обязан выдать компании-покупателю (заказчику) чек, сформированный в приложении «Мой налог». Чек при безналичных расчетах передается покупателю (электронно либо на бумаге) не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в которым произведен расчет (п. 3, 4 ст. 14 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018). Если компания, перечислившая деньги самозанятому, чек от него так и не получит, произведенные расходы она не сможет включить в свою налоговую базу по налогу на прибыль, ЕСХН или УСН «доходы минус расходы» (п. 8, 9 ст. 15 закона № 422-ФЗ).
Заключать с самозанятым письменный договор не требуется в случаях, когда это не является обязательным (ст. 159 ГК РФ), но стороны вправе оформить любые отношения договором, а также составить акт приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг). Самозанятый может выставить счет на оплату. Если договор заключался, его реквизиты указываются в платежном поручении на оплату самозанятому. Но при этом основным подтверждением расходов для плательщика все равно остается чек, выданный ему самозанятым лицом.
Перед оплатой желательно проверить, действительно ли физлицо является плательщиком НПД. Это можно сделать с помощью ]]> специального сервиса ]]> на сайте ФНС, указав лишь ИНН самозанятого и дату, на которую требуется узнать статус.
Оплата самозанятым от юридического лица: платежное поручение
Каких-либо особенностей для оформления платежек при оплате самозанятому лицу не предусмотрено. Перечисление денег за товары, оказанные услуги, выполненные работы производится в обычном порядке.
Платежное поручение самозанятому: образец для физлица
Перечисление самозанятому гражданину, не являющемуся ИП, возможно на его банковскую карту или текущий банковский счет. В платежке необходимо указать ФИО физлица (поле «Получатель»), его ИНН, номер счета, корсчет и БИК банка.
Важно учесть, что с 01.06.2020 г. при перечислении любых выплат физлицам в платежке необходимо указывать соответствующий код вида дохода. Эти коды утвердил Центробанк своим указанием № 5286-У от 14.10.2019 (подробнее о них мы рассказывали в одной из наших статей). Код дохода в платежном поручении самозанятым указывается в поле 20 «Наз. пл.». Поскольку профессиональный доход самозанятый получает на основании гражданско-правового договора с покупателем (заказчиком), удержания из него могут производиться на основании ст. 99 закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007. Соответственно, при перечислении физлицу-самозанятому в платежном поручении необходимо указать в поле 20 код «1».
В поле «Назначение платежа» следует раскрыть, за что производится оплата физлицу (наименование товара, вида работ, услуг). Если был заключен договор, покупателю выставлялся счет, реквизиты этих документов (номер, дату) следует отразить в платежном документе.
Ниже приведен пример заполнения платежки на оплату услуг физлица-самозанятого, не имеющего статуса ИП.
platezhnoe_poruchenie_samozanyatyy_bez_ip.jpg
Как оформить платежное поручение самозанятому ИП
Режим НПД могут применять и предприниматели. В этом случае платежным поручением оплата услуг производится на расчетный счет самозанятого ИП.
При перечислении денег ИП-самозанятому код дохода в платежном поручении не указывается.
Образец платежного поручения самозанятому лицу в статусе ИП может выглядеть следующим образом:
platezhnoe_poruchenie_samozanyatyy_ip.jpg
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Как ООО работать с самозанятым гражданином
Как работать с самозанятыми юридическим лицам:
Какие преимущества работы с самозанятым для ООО
Организационно работа самозанятых с юридическими лицами в 2021 году практически ничем не отличается от взаимодействия двух организаций или ИП. Стороны заключают соглашение и выполняют обязательства друг перед другом.
Плательщики НПД — это физические лица, выполняющие работу или услуги по соглашению. Основное преимущество от работы с ними в том, что заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы с перечисленного вознаграждения самозанятому.
Как оформить взаимоотношения ООО с самозанятыми
Официальная работа ООО с самозанятыми в 2021 году ведется через заключение соглашения гражданско-правового характера. Если проводите сделку на сумму свыше 10 000 рублей, требуется письменный договор (ст. 161 ГК РФ). Контракт на подряд, выполнение работ, оказание услуг в этом случае не подходят.
Присвойте гражданскому договору основные реквизиты — номер и дату. Включите в соглашение с плательщиком НПД такие пункты:
В пункте оплаты укажите, как платить самозанятому: с расчетного счета ООО или наличными. В реквизитах проставьте Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации и номер счета (в случае безналичной оплаты) самозанятого. Внесите информацию о том, что исполнитель зарегистрирован как плательщик НПД. Отдельно пропишите такую фразу: «В стоимость услуг не включается НДС: исполнитель является самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП перейти на самозанятость. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы все сделать правильно.
Как рассчитаться с самозанятым
В 422-ФЗ разъясняется, как оплатить услуги самозанятому от ООО, — по безналичному расчету или наличными деньгами. У каждого способа оплаты есть преимущества и недостатки:
Как заполнить платежку
Если рассчитываетесь с плательщиком НПД безналично, отправьте в банк платежное поручение. Платежку составьте по базовым правилам — укажите номер и дату, сумму, плательщика и получателя, реквизиты банков.
Необходимо сформулировать корректное назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, иначе у компании возникнут проблемы с банком и налоговой инспекцией. Писать «зарплата», «вознаграждение» нельзя: банк заблокирует счета за отсутствие платежей по НДФЛ и страховым взносам. Правильные варианты:
Выплата по счету №000 за бухгалтерские услуги» или «Оплата консультационных услуг по договору №55 от 25.11.2020.
На соглашение ссылаются в том случае, если оплата производится без выставления счета.
Как заплатить самозанятому: инструкция для 1С
Режим самозанятости уже более года как распространился на всю страну, число сазанятых растет и вопросов по применению спецрежима всё еще много, как у самозанятых, так и у представителей бизнеса. Более того, для некоторых сама фраза «оплата физику от юрика» является своего рода негативным триггером.
Мы регулярно общаемся с представителями малого и среднего бизнеса и пришли к выводу, что многие до сих пор не сотрудничают с самозанятыми, потому что не знают, как это делать. В частности, как провести в учете выплату самозанятому. Поэтому мы составили пошаговую инструкцию по проведению платежей на примере программы 1С.
Это занимает всего несколько минут, но снимает множество рисков.
2. Сотрудничество с самозанятыми допускает как за наличный, так и за безналичный расчёт. Юридическим лицам и ИП необходимо отражать эти выплаты в бухгалтерском учёте. Вот как это сделать в 1С.
Шаг 1 : Создайте платёжное поручение.
Шаг 2: В графе «Вид операции» выберите «Прочие расчёты с контрагентами», чтобы можно было ввести код вида дохода, который необходимо указывать при перечислениях физическим лицам с 01 июня 2020 года.
В поле «Получатель» укажите самозанятого исполнителя, а в «Назначении платежа» — «Без НДС».
Шаг 3: Чтобы выгрузить документ нажмите «Отправить в банк», а затем «Выгрузить».
Шаг 4: Когда банк проведёт платёж, отразите его в разделе «Банк и касса» — «Банковские выписки».
Первый способ : предварительно выгрузите проведённые платёжные поручения из интернет-банкинга, для этого нажмите кнопку «Загрузить» в банковской выписке.
Второй способ : Нажмите кнопку «Подобрать» для выбора одного из платёжных поручений, которые банк исполнил.
Третий способ : Вернитесь к платёжным поручениям в программе, выделите нужное и кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите операцию «Создать на основании» — «Списание с расчётного счёта».
Шаг 5: В списании с расчётного счёта проверьте счёт расчётов с контрагентом. Можно использовать как счёт 60.01, так и счет 76.09.
Шаг 6: Теперь нужно отразить расходы предприятия. Для этого перейдите в раздел «Покупки» и выберите пункт «Поступление (акты, накладные)».
Шаг 7: Нажмите кнопку «Поступление» в раскрывающемся меню и выберите операцию «Услуги (акт)».
В графе «Акт №» можно указать номер акта, если он был составлен, либо номер чека от самозанятого. Далее укажите, какие услуги были оказаны и на какой счёт затрат их следует отнести.
Шаг 8: Программа создаст проводки по дебету затратного счёта и в нашем примере кредит 60.01 (или кредит 76.09).
Ещё раз напомним: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо хранить чеки, полученные от самозанятых. Если заключался договор, то акты тоже нужны. Считайте, что это дополнительно обезопасит вас.
Современные решения упрощают взаимодействие с исполнителями, позволяют перейти на безбумажный документооборот. Кроме того, партнёрство с Рокет Ворк позволяет комфортно, безбумажно и без рисков сотрудничать с индивидуальными предпринимателями и исполнителями по договорам ГПХ.
Если у вас есть вопросы по сотрудничеству с внештатными исполнителями и автоматизации «операционки», смело задавайте вопросы в комментариях или пишите напрямую.
Как организации заплатить самозанятому гражданину и не попасть на неприятности с банком?
С 1 января 2019 года в России появилась новая категория налогоплательщиков — самозанятные, уплачивающие налог на профессиональный доход. Несмотря на то, что самозанятые работаю сами по себе, с их появлением проблем прибавилось и у бухгалтеров.
Один из проблемных вопросов обсуждается в Красному уголке бухгалтера — что писать в платежном поручении при оплате самозанятому? Ведь известно, что банки сейчас бдят и могут просто не пропустить платеж, если им не понравится назначение платежа.
Самозанятые. Актуальный вопрос. Пришел. Хочет денег на карту. Будем переводить с расчётного счета ООО. Что писать в назначении платежа чтоб банк не возбудился по 115-фз? Есть уже подобный опыт? — интересуется Елена.
Бухгалтер Ирина рассказала, что они упоминают в тексте платежки номер чека и указывают, за какую услугу идет оплата. Однако против такого варианта высказались другие участники группы:
А как же он вам чек выставляет. Те он не получив денежных средств указывает себе доход? А если денег он так и не дождется? — удивляется Любовь
Какой чек до получения оплаты? Вы о чем? «Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных рас четов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.»
Это не спецсчета, а возможность зарегистрироваться как самозанятому через банк. Продолжение серии «госуслуги через банк». Все счета самозанятого и так будут, наиболее вероятно, под мониторингом с обоснованием, что они — предприниматели, хотя и не зарегистрированы как ИП (абз. второй п. 1 ст. 23 ГК РФ, п. 1.1, 2 ст. 86 НК РФ), — поясняет Антон.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Расчеты с самозанятыми физлицами в 1С
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц — самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С 1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса — https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
При этом с самозанятыми можно заключить:
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов.
Законом № 422-ФЗ установлено, что для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.