Что написать в назначении платежа при переводе
Что написать в назначении платежа при переводе
3 МИН
Почему важно правильно указывать назначение платежа
Иногда бухгалтеры и предприниматели считают, что поле «назначение платежа» в платёжном поручении не важно. Назначение указывают формально и не пишут, кому переводят деньги и за что.
Разобрались, как заполнять поле «назначение платежа» и чем вы рискуете, если игнорируете это поле или заполняете неправильно.
Связь «антиотмывочного» закона 115-ФЗ и назначения платежа при переводе
Корректное назначение платежа поможет контрагенту правильно учесть ваш платёж: как оплату за товар или услугу, возврат долга или заём. Но это поле видит не только получатель денег, но и банк. При проверке платежей он следует правилам внутреннего контроля против отмывания доходов и финансирования терроризма (согласно закону 115-ФЗ ).
Какие могут быть последствия
Если назначение платежа не прописано, банк не может его идентифицировать. Отсюда могут появиться вопросы к операциям расчётного счёта бизнеса. 115-ФЗ даёт банкам право запросить подтверждающие документы, если экономический смысл платежа неясен. Бизнес рискует столкнуться с ограничительными мерами.
Как правильно заполнять поле «назначение платежа»
Независимо от того, на какую сумму вы создаёте платёжное поручение, всегда корректно заполняйте поле «назначение платежа» и требуйте того же от контрагентов. Отправьте эту статью своему бухгалтеру или сотруднику, который создаёт платёжные поручения. Вот три основных правила:
Как правильно написать назначение платежа при переводе между своими счетами
Назначение платежа при переводе между своими счетами — какие формулировки в платежном поручении не вызовут претензий банкиров? Каких правил нужно при этом придерживаться? Заполнять ли назначение платежа ИП при перечислении денег с расчетного на личный счет? Ответы вы узнаете из нашего материала, а также найдете в нем образцы возможных формулировок для юридических лиц и ИП.
Указываем назначение платежа в платежном поручении: какие требования учесть
Поле «Назначение платежа» в платежном поручении обычно является предметом пристального внимания банкиров и налоговых инспекторов. Платежку попросту могут не провести или запросить у плательщика дополнительную информацию, связанную с назначением перевода денег.
В каком порядке банкиры рекомендуют заполнять поле «Назначение платежа», смотрите на рисунке:Как видите, особый порядок заполнения назначения платежа при перемещении средств компании между своими счетами в законодательстве отсутствует. Трудно назвать основание, по которому в таком денежном перемещении компании будет отказано: фактически деньги никуда не уходят, а лишь перераспределяются. Что писать в назначении платежа юридическому лицу в такой ситуации, узнайте далее.
Что писать компании и ИП при перечислении денег со счета на счет
Юридическим лицам нет особого смысла придумывать замысловатые формулировки, чтобы угодить банкирам. Достаточно коротко и ясно изложить в одной фразе причину перемещения средств компании с одного счета на другой.
Поскольку строгих правил на этот счет не придумали, каждая компания вправе заполнить поле «Назначение платежа» по своему усмотрению.
Примеры формулировок назначения платежа при переводе средств между своими счетами:
Аналогичным образом вправе поступить и индивидуальные предприниматели.
Многие банки при формировании платежных поручений в электронном виде позволяют вообще не заполнять поле «Назначение платежа», если перевод осуществляется между счетами клиента.
Как ИП грамотно заполнить назначение платежа при переводе между личным и расчетным счетом
В ситуации с ИП при заполнении назначения платежа не все так очевидно и однозначно, как у юридических лиц. Закон не обязывает предпринимателя открывать расчетный счет, а только предоставляет ему такое право (ст. 11 НК РФ). Однако при проведении безналичных расчетов в целях предпринимательской деятельности использовать личный счет не допускается. А расплачиваться по безналу ИП в отдельных случаях приходится:
Чтобы перевести деньги с расчетного на личный счет, предпринимателю, как и юридическому лицу, необходимо оформить платежное поручение.
Формулировки для ИП
При перечислении средств с личного счета на расчетный возможно указание следующих формулировок.
Варианты заполнения поля «Назначение платежа» для ИП:
А вот при переводе с расчетного счета на личный нужно быть предельно внимательным, т. к. переводы ИП на личный счет контролируют налоговики (для обеспечения полноты начисления налогов) и банкиры (с целью противодействия незаконному обналичиванию средств). Банкиры при переводе больших сумм могут затребовать справку об уплате налогов. Но суды, как правило, встают на сторону бизнесмена и признают отказ банка в осуществлении перевода незаконным, т. к. банкиры не вправе требовать документы об уплате налогов (постановление АС ДВО от 07.05.2015 № Ф03-1619/2015).
Чтобы не спорить с банками, рекомендуем указывать следующие формулировки:
Обратите внимание! Банковскому контролю подлежат суммы свыше 600 тыс. руб. При этом если переводы ИП осуществляет регулярно и они несоразмерны масштабам деятельности предпринимателя, то суд может принять сторону банка и согласиться с тем, что такой перевод является обналичкой (постановление АС УО от 14.07.2016 № Ф09-7507/16).
Кроме того, банки часто удерживают комиссию за перевод с расчетного счета ИП на личный. Но это незаконно. В данном случае суды однозначно встают на сторону предпринимателей (постановления АС ВВО от 04.09.2017 № Ф01-3432/2017, АС СЗО от 10.02.2017 № Ф07-13845/2016).
Назначение платежа при переводе со счета на счет обычно не является предметом пристального внимания банкиров и налоговиков. Но во избежание лишних вопросов и возможных претензий с их стороны безопаснее это поле грамотно заполнить. Строгих правил в законодательстве на этот счет не предусмотрено, поэтому формулировку плательщик придумывает сам. Можно воспользоваться приведенными в нашем материале примерами.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
С карты на карту: что писать в назначении платежа?
Многие получают серую и черную зарплату. Чего уж скрывать. Но у налоговиков могут возникнуть вопросы:
Некоторые специалисты рекомендуют указывать: «Возврат долга». Но смотрите, какая ситуация:
Сделки устно можно заключать, если сумма по договору не превышает 10 тыс. рублей. Если на вашу карту будут постоянно присылать деньги и указывать, что это возврат долга, то у налоговой возникнет вопрос: что это за долг такой, а нет ли тут нарушений? Потребуют договор, который, конечно, на практике оформляют задним числом. Но не всегда это реально сделать. Например, если контрагент находится в другом городе, то можно просто не успеть.
Неплохой вариант — писать в назначении платежа: «Алименты». Но понятно, что он подойдет минимуму людей: супругам и бывшим мужу и жене. С алиментов налог не взимается.
Самый безопасный вариант — это писать: «Дарение». Или менее формально: «К празднику. ». Праздник выбирается по вкусу. Хоть тот же День взятия Бастилии.
В чем преимущества такого назначения платежа:
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Какое назначение платежа указывать, когда переводишь деньги
В 2020 году количество банковских карт у граждан выросло на десять процентов и составило почти 68%. Безналичные платежи увеличились почти на шесть пунктов и достигли отметки в 70,3%, сказано в отчете Центробанка России. В этом же документе сказано, что онлайн переводы совершают уже три четверти россиян.
Россияне перевели друг другу около 53,6 трлн рублей. Это на 27% больше суммы 2019 года, подчеркивается в исследовании Frank RG «Тренды денежных переводов в России».
Когда мы отправляем деньги родным или друзьям, мы пишем в назначении платежа что-то вроде «долг», «на день рождения», «на одежду», «за коммуналку» и другое. А вот за какие формулировки в назначении платежа могут заблокировать перевод изданию «Аргументы и Факты» рассказал адвокат, кандидат юридических наук, член Совета Московского областного отделения Ассоциации юристов России Геннадий Нефедовский.
По его словам, банк может заблокировать карту, если в графе о назначении платежа есть данные о возможном коммерческом характере перевода. Блокировка может быть и в том случае, когда деньги, которые переводятся на карту сразу же снимаются. И это происходит регулярно.
Если сумма перевода менее десяти тысяч рублей, можно написать в назначении платежа о возврате долга, советует Нефедовский. Поскольку такие платежи не облагаются налогом. Однако прибегать к этому часто не нужно, иначе банк может взять вас, что называется «на карандаш».
Что можно указать в назначении платежа?
Используйте формулировки «подарок», «к празднику», «на день рождения» и тому подобное. Однако такие формулировки можно использовать только для переводов между физическими лицами.
А вот, что точно нельзя указывать, так это формулировки, намекающие на коммерческий доход, например, «за аренду», «за товар», «за жилье» и тому подобное. Любые предложения, которые говорят о том, что владелец карты имеет доход, привлекут повышенное внимание налоговой службы.
Заблокировать карту могут за формулировки типа «оплата по договору», «за услуги» и другое. Банк может заподозрить получателя перевода в осуществлении незарегистрированной предпринимательской деятельности. Кроме того, по закону гражданин не может использовать личную карту для предпринимательской деятельности.
Не нужно писать в назначении платежа слова «зарплата», «аванс», так как без подтверждения это тоже может считаться незаконной предпринимательской деятельностью.
Юрист не рекомендует указывать в назначении платежа фразы «заем», «денежный заем» и другое. Если владелец карты является юрлицом или индивидуальным предпринимателем, служба безопасности может заподозрить его в незаконном обналичивании денежных средств и также заблокирует его счет навсегда.
Если ваш перевод вызывает сомнения у банка, вам придется написать ему объяснительную и предоставить документы, которые подтверждают перевод средств на законных основаниях. Если банк сочтет ваши объяснения неубедительными, он может перечислить их на специальный счет в Центробанке и расторгнуть с вами договор. Поэтому лучшим вариантом будет вообще ничего не писать в назначении платежа. Это совершенно необязательно, советует эксперт.
Как заполнить платежное поручение
Чтобы платеж дошел быстро и без проблем
Платежное поручение — это документ, которым вы как бы говорите банку: «Переведи с моего расчетного счета столько-то денег такому-то контрагенту вот на этот счет». В разговорной речи платежные поручения часто называют платежками.
Чаще всего платежные поручения используются, чтобы:
Для чего нужно платежное поручение
Это распоряжение для банка о том, кому, сколько и куда мы хотим перечислить денег. То есть ИП или компания доверяет банку перевести кому-то свои деньги.
С помощью платежки мы даем банку поручение списать с расчетного счета компании или ИП деньги в пользу получателя. Так можно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками и клиентами. А еще — с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и другим платежам.
Отличие платежного поручения от ордера и требования
Бывают ситуации, когда деньги списываются без вашего разрешения — по распоряжению получателей денег. Это называется «безакцептный платеж». Списать деньги может:
Чтобы списать деньги в пользу приставов, банк использует инкассовое поручение: в банк приходит исполнительный лист, а он списывает по нему деньги без вашего акцепта — разрешения. Если нужно списать задолженность по налогам, в банк придет решение о списании.
Для списания процентов по кредиту или, наоборот, начисления процентов на остаток по счету банк использует банковский ордер.
А бывают ситуации, когда вы сами предоставляете право списывать с вашего расчетного счета деньги, например поставщику. Это редкая ситуация, и для нее обычно используют платежное требование с акцептом плательщика.
Что такое электронное платежное поручение
Раньше платежные поручения были бумажными: их распечатывали на принтере, подписывали, штамповали и везли в отделение банка.
Сейчас бумажные платежки используются в исключительных случаях. Большая часть денег уходит по электронным платежам. Компании и ИП в личном кабинете банка или через мобильное приложение заполняют реквизиты, сумму и назначение платежа. Платежное поручение формируется автоматически, предпринимателю остается только подписать его электронной подписью и отправить.
Изменения в 2020 году. С 1 июня 2020 года вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений. При переводе физлицам компании и ИП должны указать код вида дохода.
Коды должны помочь банкам различать, с каких доходов можно удерживать долги по исполнительным листам, а с каких — нет. Например, если клиент банка — должник по алиментам, банк должен понимать, с каких сумм он может эти алименты взыскать.
Что теперь нужно делать. При заполнении платежки в поле 20 — «Назначение платежа» — необходимо указывать код вида дохода — 1, 2 или 3:
Код 1 — разрешены взыскания с ограничениями по сумме. Этот код нужно поставить, если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.
Код 2 — взыскания запрещены. Действует для перечисления алиментов, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.
Код 3 — с этих сумм взыскать можно только алименты. Это код для возмещения вреда здоровью.
Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-УPDF, 1,41 МБ
Если ваш платеж не относится к этим трем, код указывать не надо. Например, если переводите деньги под отчет на хозяйственные нужды. Или если ИП перечисляет деньги с расчетного счета на личный.
Также в поле 24 нужно указывать информацию о ВЗС — взысканной сумме — в такой форме: //ВЗС//сумма цифрами//.
Если сумма указывается рублями, нужно отделять копейки символом «-». Если сумма выражена в целых рублях, то после символа «-» указываются два нуля. Например, сумма будет выглядеть так: //ВЗС//1000-00//.
Обязательства банка и плательщика
Банк исполняет платежное поручение в срок, который указан в договоре банковского обслуживания, или в срок, который предусматривает закон.
Если платежка заполнена некорректно или по счету есть блокировка, может возникать сообщение об ошибке: «Невозможно отправить платежное поручение». Вот что в этом случае нужно проверить:
Когда исправите ошибки, попробуйте отправить платежку снова.
Срок действия платежного поручения
В обычных условиях платежка действует до пяти банковских дней. Банковский день — это то же самое, что платежный и операционный день, то есть время, когда банк отправляет и принимает деньги.
По закону банк должен исполнить платежное поручение в течение двух банковских дней, если деньги отправляются в пределах субъекта РФ. Например, когда банки обоих контрагентов находятся в Москве. Если платеж идет по России, например из Владивостока в Москву, то процесс может затянуться до пяти банковских дней.
На деле все происходит быстрее, конечно, если это предусмотрено в условиях обслуживания. Например, в Тинькофф все платежи срочные, внутри банка деньги ходят круглосуточно, в любые регионы РФ отправляют с 01:00 до 21:00.
На расчетный счет деньги должны зачисляться не позднее, чем на следующий рабочий день после поступления в банк. Например, если деньги пришли в среду, то в четверг будут на счете. А если в пятницу, то компания увидит их на счете в понедельник.
Если платежка создана, а денег на счете не хватает, то платеж встает в очередь. Когда появятся деньги, все платежи уйдут по очереди.
Виды платежных поручений
Нет какой-то специальной классификации платежных поручений, но вот самые популярные назначения платежей:
Могут быть и другие платежи.
Форма платежного поручения
Реквизиты, форма для платежного поручения на бумаге и номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1—3 к Положению Банка России № 383-П.
Бумажная форма платежки встречается очень редко, но бывают ситуации, когда она нужна. В этом случае можно подготовить бумажную платежку или попросить подготовить ее в банке.
Можно ли разработать свой бланк платежного поручения
Чтобы принести в банк в бумажной форме — нет. Для этого есть установленная форма. А в электронной форме достаточно заполнить поля в личном кабинете или мобильном приложении банка.
Где взять бланк. Платежное поручение можно заполнить в любой бухгалтерской программе и выгрузить в личный кабинет банка. Если по каким-то причинам нужно отнести бумажное поручение в банк, то распечатайте столько экземпляров, сколько просит банк.
Платежку можно заполнить прямо в личном кабинете или мобильном приложении банка, если у банка есть такой функционал. Это удобно, если платежных поручений немного.
Формирование платежных поручений в «1С: Бухгалтерия». Документ «Платежное поручение» можно найти в главном меню слева: «Банк и касса» → «Банк» → «Платежные поручения».
Расшифровка и правила заполнения полей
В платежном поручении много полей, которые надо заполнить. Неважно, бумажный это документ или форма в онлайн-банке.
Номер и дата — поля 3 и 4. Дату нужно писать цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Номер платежного документа не может быть больше 6 знаков.
Вид платежа — поле 5. Обычно в этом поле ставят только отметку «срочно», если это срочный платеж. Во всех остальных случаях ничего не указывают или это решает банк. За срочность банк может брать дополнительную комиссию.
Сумма платежа — поля 6 и 7. В бумажной платежке в поле 6 пишут сумму прописью. С начала строки с заглавной буквы указывается сумма платежного поручения — прописью в рублях, в именительном падеже, а копейки — цифрами. Слова «рубль» и «копейка» пишут в соответствующем падеже — «рублей», «рубля» и т. д. — без сокращений. Например, три тысячи четыреста рублей 00 копеек.
В поле 7 пишут сумму цифрами без пробелов. Рубли отделяются от копеек символом «-», например 5000-55. Если сумма в целых рублях, то копейки можно не указывать, а в конце нужно поставить знак равенства. Например, 5000=.
В электронном поручении сумма ставится в формате банка. В Тинькофф просто пишете свою сумму, а банк приводит ее в нужную форму.
Информация о плательщике — поля 8, 60 и 102. Сначала указывают название:
Потом — банковские реквизиты плательщика:
Информация о получателе платежа — это тот, кому вы отправляете деньги. Здесь указываем:
Вид операции — поле 18. Указывается шифр: для платежного поручения — 01, инкассового поручения — 06, платежного требования — 02.
Срок платежа — поле 19. Это поле не заполняем.
Код назначения платежа — поле 20. С 1 июля 2020 вступили в силу новые правила заполнения этого поля:
Код 1 — для заработной платы, премий, отпускных, выплат самозанятым.
Код 2 — для выплат, с которых нельзя делать взыскания. Это алименты, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.
Код 3 — с этих выплат можно взыскать только алименты. Это суммы для возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф.
Во всех остальных случаях код не ставим и поле оставляем пустым.
Если перечисляете сотруднику суммы с разными кодами, например отпускные и пособие по уходу за ребенком, нужно заполнить два платежных поручения: с кодом 1 и с кодом 2.
Очередность платежа — поле 21. Когда на расчетном счете плательщика недостаточно денег, то заводится картотека. Грубо говоря, это порядок, в котором платежи будут списываться при поступлении денег.
В первую очередь происходит списание по исполнительным листам:
Во вторую очередь списываются все прочие платежи, например оплата поставщику или платежи в бюджет — налоги, взносы.
Код платежного поручения — поле 22. Это поле нужно только в некоторых случаях, например при уплате госпошлины.
В этом поле указывается код УИП — уникальный идентификатор платежа — или код УИН — уникальный идентификатор начисления, если это предусмотрено договором с получателем этого платежа. Например, госорган-получатель выдал вам квитанцию на оплату с указанием УИП. Если этого кода у вас нет, ставьте 0.
Назначение платежа — поле 24. В платежном поручении указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов. А еще — с НДС платеж или нет. Для платежей в бюджет указывают вид налога или взноса и период, за который их платят.
Например, «Оплата по Договору № 52 от 01.07.20 за аренду офисного помещения за июль 2020. Сумма 30 000-00. Без НДС». Или «Оплата по Счету № 5685 от 24.07.20 за канцелярские товары. Сумма 2000-00. В т. ч. НДС (20%) 333-33».
Статус плательщика — поле 101. Это поле используется при уплате налога или другого платежа в бюджет. Тогда пишут один из кодов:
Для других платежей поле оставляют пустым.
Поля 104—109 заполняются для платежей, перечисляемых в бюджет. В том числе на уплату налогов, взносов, пеней, штрафов.
КБК — код бюджетной классификации — поле 104. Коды зависят от вида налога, сбора и платежа. Если ИП или ООО — налоговый агент, например перечислили заработную плату сотруднику по трудовому договору, то при перечислении удержанного НДФЛ в бюджет и ИП, и ООО укажут один и тот же КБК — 18210102010011000110. Проверить нужный код можно на сайте налоговой.
ОКТМО — поле 105. Код ОКТМО — это код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
Проверить ОКТМО можно по ИНН на сайте Росстата.
Второй вариант — на сайте налоговой по юридическому адресу компании. Поставьте галочку «Определить по адресу», напишите адрес компании и получите верный код ОКТМО.
Основание платежа — поле 106. В одной платежке можно указать только одно основание платежа. Поэтому если вы хотите заплатить НДС за второй квартал 2020 года и долг по НДС за первый квартал 2020 года, то нужно делать разные платежки с разными основаниями:
Налоговый период — поле 107. В этом поле указывают периодичность уплаты налога:
Например, МС.06.2020 — платеж за июнь 2020 года.
Образцы заполнения платежных поручений
Платежи контрагентам. Если заполняете платежное поручение для поставщика, главное — не ошибиться в номере счета получателя. Иначе деньги могут уйти не туда. Вот пример заполненной платежки.
Платежи физлицам. Если переводите деньги физлицам — зарплату, премии, отпускные, выплаты подрядчикам или самозанятым, в поле 20 нужно указывать код вида дохода:
Код 1 — если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.
Код 2 — для перечисления алиментов, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Код 3 — для возмещения вреда здоровью.
Чаще всего у вас будет код 1.
Платежи в бюджет. Реквизиты для уплаты зависят от видов налогов и взносов. Например, если платите в бюджет НДФЛ как налоговый агент, то нужно указывать:
На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев.
Что делать, если одно из полей было заполнено неверно и деньги ушли не туда
Обратитесь в банк — в определенные сроки можно вернуть платеж. Если период, когда деньги можно отозвать, закончится, попросите вашего контрагента вернуть деньги. Если не получится в мирном порядке, можно обратиться в суд.