Что написать в мотивационном письме
Как написать мотивационное письмо: советы и примеры
Тем, кто прежде не сталкивался с этим жанром, написать мотивационное письмо на русском или иностранном языке бывает сложно.
В нашей статье мы собрали основные рекомендации относительно того, как написать эффективное мотивационное письмо, которое вызовет интерес комиссии и ясно расскажет, почему вы заинтересовались тем или иным вузом или вакансией.
Типы мотивационного письма
Советы, как написать мотивационное письмо, незначительно различаются в зависимости от того, какова его конечная цель:
В целом принципы составления этих писем достаточно похожи.
Типы мотивационного письма
Как написать мотивационное письмо в университет
Сегодня многие из ведущих вузов России позаимствовали опыт западных коллег и всё чаще при поступлении в магистратуру требуют не только представить определенный пакет документов, но и написать мотивационное письмо для поступления. Оно оценивается наряду с результатами вступительных экзаменов и помогает комиссии понять, насколько абитуриент заинтересован в поступлении, что движет им при выборе учебного заведения и конкретного профиля обучения.
Мотивационное письмо для поступления в вуз обычно бывает двух типов:
Среди обязательных пунктов структурированного эссе обычно встречаются следующие:
Как начать мотивационное письмо
Начать мотивационное письмо любого типа лучше всего с краткой презентации: представить данные о своём предыдущем образовании и сфере интересов, оформить краткое резюме своих достижений (публикации, участие в конференциях, методическая работа).
Далее в обоих видах мотивационного письма (в структурированном эссе этот пункт прописан, в свободном – подразумевается его обязательное наличие) необходимо отразить основную мысль такого письма – почему вы хотите поступить в конкретное учебное заведение на конкретную программу.
Основная мысль мотивационного письма для учёбы должна стать определенным «узлом», который свяжет личность абитуриента и выбранное им направление обучения. Ключевая особенность данного узла в том, что он не должен быть банальным, т.е. не должен говорить только о вашем «увлечении» или финансовой стороне будущей специальности, которую вы получите после выпуска.
Чтобы сделать действительно интересный «узел», «зацепить» приёмную комиссию, вам нужно отразить связь между вашей жизнью и вашими намерениями продолжить учёбу в данном вузе, а также продемонстрировать конечную цель – чего именно вы хотите достичь, работая в выбранной сфере.
Образец мотивационного письма
Это может выглядеть следующим образом:
«В школьные годы я принимала участие в постановках английского театра, и это показало мне всю красоту английского языка, заставило заинтересоваться его семантикой и грамматикой. Свои навыки и умения в области английской филологии, полученные на уровне бакалавриата в соответствующем вузе, я бы хотела развить и отшлифовать в магистратуре. Я уверена, что после её окончания смогу стать квалифицированным переводчиком – человеком, который выступает посредником между разными культурными пространствами, помогает людям разных национальностей слышать и понимать другу друга».
В такой формулировке есть всё необходимое: она в небанальной, «личной» форме объясняет интерес к языку, рассказывает о предыдущем образовании, а также демонстрирует представление соискателя о своей будущей профессии, т.е. показывает непосредственно его мотивацию.
Как правильно составлять мотивационное письмо
Как обосновать выбор вуза
Другим важным элементом мотивационного письма в институт должно стать обоснование выбора конкретного вуза. Приёмная комиссия должна понимать, что именно абитуриент ценит в их учебном заведении, кроме всё тех же банальностей: «престижа», «долгой истории», «квалифицированного преподавательского состава».
Чтобы сделать этот раздел письма конструктивным, необходимо ознакомиться с описанием выбранной вами магистратуры, её учебной программой.
После этого вы сможете оперировать конкретными данными: «Изучив различные варианты магистратур, я выбрала именно данный вуз, т.к. в его магистерской программе предусмотрено наличие в учебном плане таких важных для меня дисциплин, как «…»; а фундаментальная теоретическая подготовка органично сочетается с широкой базой практики, где можно приобрести необходимый опыт, применить полученные знания и умения».
Именно эти пункты являются решающими при анализе мотивационного письма комиссией, поэтому им следует уделить максимальное внимание. Конечно, определённую важность имеет и оформление мотивационного письма: оно должно быть выдержано в деловом стиле, написано классическим чёрным шрифтом, в тексте рекомендуется использовать шрифтовое выделение важной информации.
Мотивационное письмо для получения гранта
Мотивационное письмо для получения гранта в целом строится по той же схеме. Вам также необходимо нащупать и отразить «узел», который свяжет ваши стремления с возможностями, предоставляемыми грантом. В таком типе письма основное внимание должно быть уделено решению проблем, которому будет способствовать получение гранта.
Небольшой совет: если вы претендуете на обучение за рубежом и являетесь соискателем стипендиального гранта, необходимо указать, что иностранное образование поможет вам стать квалифицированным специалистом в соответствующей области, которые так нужны вашей родной стране.
Мотивационное письмо для работодателя
Что касается мотивационного письма для приёма на работу, его ключевым «узлом» должна стать ваша связь как специалиста с выбранной организацией. В письме стоит отразить ваш предыдущий профессиональный опыт, актуальные знания и навыки, которые делают вас подходящим кандидатом для соответствующей вакансии, (т.е. то, чем вы будете полезны компании).
Как и в случае с вузом, обязательно следует указать, почему вы выбрали именно эту организацию, что вас в ней привлекает: интересная сфера занятости, возможность профессионального роста и саморазвития, решение важных производственных проблем и пр. (не стоит указывать лишь уровень зарплаты или условия работы). Кроме того, в таком письме следует обозначить ваши карьерные перспективы в компании: какие точки роста вы видите на этой работе.
Если всё же приведенные в статье советы не помогли, и вы сомневаетесь в своих силах, написать эффективное мотивационное письмо вам поможет студенческий сервис. Не пренебрегайте услугами профессионалов, ведь их помощь поможет вам получить качественное образование в престижном вузе или работу мечты.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Учимся писать мотивационное письмо
Именно мотивационное письмо (Statement of purpose) станет одним из важнейших документов при вашем поступлении в зарубежный университет – вот почему так важно уделить его написанию максимум прилежности, внимания и труда. Правильная структура, отсутствие ошибок, правильный посыл и подача себя как успешного и перспективного студента – все это для неподготовленного студента может оказаться более чем трудно. Специально для вас мы составили подробное руководство, основанное на советах и рекомендациях Винса Готтера (профессор, Университет Северной Айовы).
Смотрите видео: как написать крутое мотивационное письмо быстро
Чего ждет комиссия от абитуриента?
Приемная комиссия хочет видеть живую, динамичную, интересную и в то же время краткую историю перспективного молодого человека. Что представляет собой их будущий студент? Чего он хочет добиться, каковы его цели? Что он может дать вузу и чему университет может его научить?
Обычно приемная комиссия благосклонна к студенту:
Конечно, все это в 300 слов вместить очень сложно – поэтому сосредоточьтесь на тех моментах, которые вы сможете раскрыть лучше всего (и, конечно, данный порядок качеств соблюдать совсем необязательно). Постарайтесь быть собой, но выражаться чуть более ярко и кратко, чем в обычной жизни: письменная речь лишена невербальных знаков, поэтому ваше личное обаяние, увы, здесь будет бессильно.
Основные форматы мотивационного письма
Можно выделить не структурированное письмо и эссе-интервью, представляющее собой ответы на конкретные вопросы приемной комиссии. Первое – не структурированное эссе – позволяет вам презентовать свои лучшие качества, достижения и перспективы, интересы и цели в свободной форме, тогда как во втором случае (он очень распространен для отбора кандидатов на MBA) вы ограничены краткими вопросами точно по существу. Поэтому мы считаем нужным более подробно остановиться на формате и структуре первого варианта эссе – можно условно выделить три варианта написания:
3) Что-почему-с какой целью
Как правильно оформить письмо и выдержать формат?
Основные требования к текстовому оформлению письма вы сможете прочитать ниже – но помните, что это только примерный стандарт, и конкретные требования могут отличаться в зависимости от выбранного вуза!
Важные детали в написании мотивационного письма
Не опускайте руки – практически 100% абитуриентов, в первый раз составляющие Statement of purpose, делают это неправильно. Разберем часто встречающиеся ошибки и напротив, яркие и хорошие примеры верной подачи абитуриента.
1. Вот яркий пример из реального письма:
«Я бы хотел поступить на программу магистра изящных искусств, потому что уверен, что мое писательское мастерство расцветет во всей красе на вашей программе, так как я буду регулярно принимать вызовы от преподавателей и оттачивать свои навыки».
С одной стороны, все требования соблюдены и написано все грамотно – но фраза абсолютно неинтересна и только занимает лишнее место в документе. Специалисты приемной комиссии направления изящных искусств читают нечто подобное постоянно, и вы для них сольетесь в единый невнятный поток писем. Учитывая, что в среднем объем МП составляет 300 слов, более 15% студенты обычно тратят на ненужные, слабые и блеклые слова, которые ничего не скажут приемной комиссии. Будьте точны и индивидуальны!
2. Не забудьте вставить в МП так называемый “крючок” – то есть факт, который служил ключевым для выбора вашей профессии и специальности. Вот отличный пример правильного “крючка”:
«Когда мне было 11 лет, моя бабушка Гретчен скончалась и оставила мне то, что изменило мою жизнь — библиотеку величиной в 5000 томов. Одни из моих лучших дней были проведены в чтении и упорядочивании её книг. С тех пор я захотела стать библиотекарем» (претендентка на магистерское место по программе библиотечного искусства).
Все предельно четко и понятно: откуда взялась страсть к книгам, когда она стала основной частью жизни, почему проявилось желание заботиться о книгах и.т.д. Члены комиссии, как образованные интеллектуалы, наверняка подумают, что и они бы обрадовались такому щедрому подарку в свои 11 лет – а значит, прекрасно запомнят это письмо и его автора. А ведь “крючок” бы мог звучать и по-другому, абсолютно никого не заинтересовав:
«Я имею честь подавать заявку на программу магистра библиотечного искусства, потому что всю свою сознательную жизнь я любила читать книги. С 11 лет я знала, что хочу стать библиотекарем».
3. Вспомните и расскажите, что именно вас подтолкнуло к выбору направления, специальности, профессии и карьеры. Что вы сможете сделать для себя и для окружающих, овладев выбранной профессией?
Ну а если вы успели пройти стажировку или рабочую практику, имеете практический опыт по специальности – об этом точно молчать не стоит! Кратко расскажите о деталях вашего трудоустройства и обязанностях, достигнутых результатах, приобретенных навыках и впечатлении вашего начальника.
4. Оригинальность определенно будет вашим плюсом – но и здесь нужно тонко чувствовать границы. Да, если ваше письмо будет безукоризненно составлено и безошибочно написано, но состоять из шаблонных, безликих фраз – вы, увы, не запомнитесь приемной комиссии и не будете стоять в приоритете на зачисление.
Однако часто ставка на оригинальность – это либо все, либо ничего. Известен любопытный пример абитуриента Стэнфордского университета, чье эссе уложилось в 22 слова:
«Я хочу изучать английский язык на уровне магистра. Для этого мне нужен бакалаврский диплом. По этой причине я подаю заявку на поступление».
Разумеется, данный студент запомнился всем и каждому! В первую очередь как рисковый, деловой и достаточно резкий молодой человек. Однако учтите, что какому-либо члену приемной комиссии такая дерзость может показаться оскорбительной, и вы достигнете прямо противоположного результата. Будьте осторожны и правильно взвешивайте свои шансы и право на риск.
Но оригинальным можно сделать и “безопасные” заявления. Сравните:
«Я работал на конвейере завода телевизоров и однажды решил пойти в колледж, чтобы не прожить жизнь зря и окончательно пропасть» => «Однажды во вторник я запаял 112-й зеленый провод на 112-м пульте от телевизора и осознал, что эта однообразная работа не дает мне возможностей для развития и реализации моего потенциала. Я решил, что колледж будет моим спасением».
И там, и там – всего 25 слов. Но какая из фраз зацепит приемную комиссию? Комментарии, думаем, излишни.
6. Обязательно подтвердите всевозможные ваши достижения: таланты и способности, спортивные кубки, победы в олимпиадах и конкурсах любого уровня, получение стипендий или грантов, участие в образовательных обменах и.т.д. Причем необязательно, чтобы эти достижения были Олимпийского уровня – любая победа характеризует вас как целеустремленного и в меру амбициозного человека, готового побеждать. Если подобных примеров очень много – опишите те, которые вызывают особую теплоту в вашем сердце: это сделает письмо более человечным, выделит его среди сотен шаблонных вариантов.
7. Если вы внимательно ознакомились с вашим будущим университетом, факультетом и специальностью, то наверняка в курсе нескольких профессоров, которые будут у вас преподавать. Напишите, у кого и чему вы бы хотели научиться, чем вас привлекают особенности программы у конкретного преподавателя – это дополнительно покажет вашу заинтересованность и осведомленность. Причем конкретных имен можно даже и не называть – поверьте, представители комиссии знакомы со всем преподавательским составом! Постарайтесь также не “мошенничать”, указывая самого известного профессора с мировой славой – наверняка его упомянут и другие ученики, что нивелирует ваши труды и нисколько не отметит ваше МП.
Список полезных фраз и выражений
Конечно же, мы не настаиваем, чтобы вы строго обязательно использовали все данные фразы в вашем мотивационном письме! Но, возможно, вам пригодятся корректные, вежливые формулировки и вводные фразы для оформления вашего текста – пользуйтесь с удовольствием:
Самые частые ошибки в написании мотивационного письма: ТОП-10
МП – ваш шанс сообщить новое, дать комиссии максимум информации о вас как о талантливом и перспективном студенте. Не упускайте его, не копируйте ваше резюме!
Не представляйтесь в течение целого абзаца – начинайте “с места в карьер”: например, со второго же предложения опишите случай-“крючок”, повлиявший на ваше решение учиться именно в этом вузе.
В корне неправильный подход, способный загубить все ваше поступление. Каждый вуз отличается собственными достоинствами, особенностями и преимуществами, и не отмечать эти уникальные факты в мотивационном письме – значит лишить университет его гордости и идентичности, что не сможет не задеть приемную комиссию.
Обезличенность письма, шаблонные фразы, банальность и универсальность суждений не будут вам помощниками – комиссия решит, что вы ничем не отличаетесь от других, а значит, лучше поискать более яркого и самобытного кандидата на место.
Но и оригинальность, чувство юмора хороши в меру. Если вы не уверены в безобидности, точности вашей шутки – не вставляйте ее в письмо (для отсева отлично подойдут ваши друзья, знакомые профессоры и преподаватели). Обязательно учитывайте менталитет принимающей стороны, национальные особенности характера, темперамента и такта.
Логично, что вы стремитесь рассказать о себе как можно больше – но старайтесь каждый абзац посвящать отдельной единственной теме, которая будет детально раскрывать новую информацию о вас. Не частите, не пытайтесь вместись в письмо невместимое.
Если вы сдали письмо без проверки, и оно пестрит ошибками, неточностями, опечатками, синтаксическими и пунктуационными ляпами – приемная комиссия, скорее всего, отложит его в сторону, каким бы талантливым оригиналом вы ни были.
Мы еще не убедили вас, что письмо нужно писать заранее, оставляя достаточно времени для его проверки и редактуры?
Не стоит приписывать себе чужие достижения и дела, которых на самом деле за вами не числится. Как уже говорилось – будьте собой: ведь именно вы претендуете на место в вузе! Если обман раскроется в ходе личного интервью – вам будет как минимум неловко, а у приемной комиссии сложится очень неприятное впечатление.
Внимательно проверяйте свое письмо, и не один раз
Помните, что после отправки письма вы уже бессильны его редактировать и корректировать! Поэтому проверке стоит уделить максимум внимания. В целом чек-лист для проверки письма включает в себя следующие пункты –проверьте, что они присутствуют в вашем МП:
Внимательно пересмотрите его содержание, проверьте, выдержали ли вы стиль и логичность, последовательность изложения, исправьте все виды ошибок – грамматику, стилистику, синтаксис, пунктуацию. Попросите проверить ваше письмо коллегу-студента, товарища по группе, а также устройте несколько самостоятельных проверок с перерывами в несколько дней (чтобы глаз не “замылился”).
Просто отлично, если вам удастся показать письмо знакомому преподавателю или профессору: у них гораздо больше опыта и знаний, поэтому их советы по оформлению и содержанию могут быть особенно ценными. Кроме того, профессионалы могут быть хорошо знакомы с особенностями МП для определенного вуза, факультета или случая, что также будет очень полезно для вас.
Как правильно написать мотивационное письмо?
Мотивационное письмо, оно же Personal Statement или Motivation Letter, — один из самых главных документов при поступлении. Оно должно убедить приемную комиссию в том, что именно вы — идеальный кандидат, претендующий на место в выбранном вузе. Если оценки и уровень английского языка — требования понятные, и конкретные баллы можно уточнить на сайте вуза, то мотивационное письмо всегда оставляет много вопросов.
Оформление мотивационного письма
Говоря об оформлении, стоит отметить, что большой объем письма не гарантирует положительную оценку проверяющего. Важно лаконично изложить все свои мысли, поэтому не стоит писать длинными, сложными предложениями.
Мотивационное письмо должно занимать не более одной страницы А4 печатного текста шрифта 12 Times New Roman.
Письмо должно быть четко структурировано, разделено на смысловые абзацы.
Как правильно написать мотивационное письмо для поступления в зарубежный вуз?
Содержание мотивационного письма
Цель написания мотивационного письма поступающего должна быть выражена в первом предложении: на какую программу вы решили поступать, в какой вуз и по какой специальности.
Важно: не стоит начинать письмо с цитаты, принадлежащей известной личности, или с афоризма.
Основная часть письма должна содержать ответы на следующие вопросы:
Советы по написанию мотивационного письма
Разберём каждый пункт плана по порядку.
Совет №1. Что писать во введении?
Как мы уже отметили ранее, в первом предложении нужно представиться и выразить своё намерение поступить в выбранный вуз. Продолжить мотивационное письмо можно с помощью яркой личной истории или с интересующего вас вопроса, которые повлияли на выбор будущей специальности.
Введение должно быть запоминающимся и «цеплять» читателя. Приемная комиссия проверяет несчетное количество эссе и писем за весь период своей работы. Если введение будет стандартное и ничем не приметное, то скорее всего проверяющий такое письмо до конца не дочитает.
Совет №2. Что писать в основной части?
В основной части письма необходимо аргументировать ответы на указанные выше вопросы.
Заинтересованность в программе должна быть искренняя, не стоит говорить о том, что это был выбор исключительно ваших родителей.
При этом не бойтесь говорить о личном опыте, даже если он основан на чем-то негативном. Допустим, если у вас в течение какого-то времени были проблемы с успеваемостью по предмету. Важно признать, что «сомнительные» факты вашей биографии — это тоже опыт, но вы с этим справляетесь.
Конечно же, лучше, чтобы ваше мотивационное письмо раскрывало вас только с положительных сторон. Расскажите, где вы сейчас учитесь, какие дисциплины вам больше всего нравятся, какой у вас средний балл. Также вспомните весь путь изучения английского языка, занимались ли вы с репетитором или на курсах. Может быть, вы ездили за рубеж на курсы английского языка или проходили курс, относящейся к выбранной профессии. Все эти события обязательно нужно указать.
Далее стоит поподробнее обосновать выбор университета и страны. Вузы разделяются по профилям обучения и по соответствующему рейтингу, что безусловно повлияет на выбор.
Обязательно перейдите на сайт вуза и посмотрите информацию об университете: когда был основан, каковы ценности этого вуза. Не выдавая себя, вы можете упоминать о тех же самых моментах в своем письме, чем покажете общность взглядов с учебным заведением.
Второй критерий выбора вуза — учебная программа, возможности стажировок, карьерные перспективы. Третий критерий — расположение вуза, город и страна. Если вам импонируют столицы и большие города, то можно сказать о том, что вы активный и энергичный человек. Если вам нравятся небольшие города и страны, то уместно будет упомянуть то, что вас привлекает культура и традиции небольших государств.
О чем не следует говорить, так это о том, что та или иная страна более открыта к миграции. Тогда на вас будут смотреть, как на потенциального мигранта, а не как на идеального студента.
Но все же расскажите о своих планах на будущее. Это придаст серьезности вашим намерениям: вы не просто выбрали специальность под чьим-то влиянием, вы действительно хотите работать и развиваться в этой сфере. Возможно, у вас уже есть опыт работы по этой или смежной специальности, или у ваших родственников есть семейное дело, в которое вы хотите быть вовлечены. Здесь же можно сказать, что хотели бы пройти стажировку, предлагаемую вузом (если такая возможность есть), и будете стремиться к высоким академическим результатам, чтобы эту стажировку получить.
Совет №3. Что писать в заключении?
В последнем абзаце подведите итоги всего ранее сказанного. Пропишите заново в одном предложении, почему вам интересна эта программа.
Также добавьте, что со своей стороны вы можете привнести большой вклад в жизнь университета, а именно – международный опыт, сильный академический бэкграунд, желание много работать, стать профессионалом, а также активно участвовать в академической и внеклассной жизни университета.
Закончить письмо нужно вежливо, поблагодарив приемную комиссию за то, что рассмотрели вашу заявку и уделили вам время.
Совет №4. Можно ли использовать одно письмо для всех вузов?
В заключение также не рекомендуем использовать одно и то же письмо для всех вузов, куда вы отправляете документы. В мотивационном письме важно учесть особенности вуза и выбранной программы, ссылаясь на определенные дисциплины, интересующие вас, и возможно, даже на преподавателей, которые вас привлекли сферой своих научных интересов. Вся эта информация есть в открытом доступе на сайтах университетов.
Принимая во внимание все наши советы и рекомендации, вы сможете правильно и грамотно составить свое мотивационное письмо. Оно обязательно выделит вашу заявку среди прочих кандидатов и даст вам преимущества при поступлении!
Идея для всех сомневающихся: запишитесь на бесплатную индивидуальную консультацию, чтобы составить с экспертом план поступления, в том числе обсудить необходимые документы для поступления и правильность их составления.