Что написать больному в реанимацию
Что написать больному в реанимацию
Проблема поражения легких при вирусной инфекции, вызванной COVID-19 является вызовом для всего медицинского сообщества, и особенно для врачей анестезиологов-реаниматологов. Связано это с тем, что больные, нуждающиеся в реанимационной помощи, по поводу развивающейся дыхательной недостаточности обладают целым рядом специфических особенностей. Больные, поступающие в ОРИТ с тяжелой дыхательной недостаточностью, как правило, старше 65 лет, страдают сопутствующей соматической патологией (диабет, ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярная болезнь, неврологическая патология, гипертоническая болезнь, онкологические заболевания, гематологические заболевания, хронические вирусные заболевания, нарушения в системе свертывания крови). Все эти факторы говорят о том, что больные поступающие в отделение реанимации по показаниям относятся к категории тяжелых или крайне тяжелых пациентов. Фактически такие пациенты имеют ОРДС от легкой степени тяжести до тяжелой.
В терапии классического ОРДС принято использовать ступенчатый подход к выбору респираторной терапии. Простая схема выглядит следующим образом: низкопоточная кислородотерапия – высокопоточная кислородотерапия или НИМВЛ – инвазивная ИВЛ. Выбор того или иного метода респираторной терапии основан на степени тяжести ОРДС. Существует много утвержденных шкал для оценки тяжести ОРДС. На наш взгляд в клинической практике можно считать удобной и применимой «Берлинскую дефиницую ОРДС».
Общемировая практика свидетельствует о крайне большом проценте летальных исходов связанных с вирусной инфекцией вызванной COVID-19 при использовании инвазивной ИВЛ (до 85-90%). На наш взгляд данный факт связан не с самим методом искусственной вентиляции легких, а с крайне тяжелым состоянием пациентов и особенностями течения заболевания COVID-19.
Тяжесть пациентов, которым проводится инвазивная ИВЛ обусловлена большим объемом поражения легочной ткани (как правило более 75%), а также возникающей суперинфекцией при проведении длительной искусственной вентиляции.
Собственный опыт показывает, что процесс репарации легочной ткани при COVID происходит к 10-14 дню заболевания. С этим связана необходимость длительной искусственной вентиляции легких. В анестезиологии-реаниматологии одним из критериев перевода на спонтанное дыхание и экстубации служит стойкое сохранение индекса оксигенации более 200 мм рт. ст. при условии, что используются невысокие значения ПДКВ (не более 5-6 см. вод. ст.), низкие значения поддерживающего инспираторного давления (не более 15 см. вод. ст.), сохраняются стабильные показатели податливости легочной ткани (статический комплайнс более 50 мл/мбар), имеется достаточное инспираторное усилие пациента ( p 0.1 более 2.)
Достижение адекватных параметров газообмена, легочной механики и адекватного спонтанного дыхания является сложной задачей, при условии ограниченной дыхательной поверхности легких.
При этом задача поддержания адекватных параметров вентиляции усугубляется присоединением вторичной бактериальной инфекции легких, что увеличивает объем поражения легочной ткани. Известно, что при проведении инвазинвой ИВЛ более 2 суток возникает крайне высокий риск возникновения нозокомиальной пневмонии. Кроме того, у больных с COVID и «цитокиновым штормом» применяются ингибиторы интерлейкина, которые являются выраженными иммунодепрессантами, что в несколько раз увеличивает риск возникновения вторичной бактериальной пневмонии.
В условиях субтотального или тотального поражения дыхательной поверхности легких процент успеха терапии дыхательной недостаточности является крайне низким.
Собственный опыт показывает, что выживаемость пациентов на инвазивной ИВЛ составляет 15.3 % на текущий момент времени.
Алгоритм безопасности и успешности ИВЛ включает:
В связи с тем, что процент выживаемости пациентов при использовании инвазивной ИВЛ остается крайне низким возрастает интерес к использованию неинвазивной искусственной вентиляции легких. Неинвазивную ИВЛ по современным представлениям целесообразно использовать при ОРДС легкой степени тяжести. В условиях пандемии и дефицита реанимационных коек процент пациентов с тяжелой формой ОРДС преобладает над легкой формой.
Тем не менее, в нашей клинической практике у 23% пациентов ОРИТ в качестве стартовой терапии ДН и ОРДС применялась неинвазивная масочная вентиляция (НИМВЛ). К применению НИМВЛ есть ряд ограничений: больной должен быть в ясном сознании, должен сотрудничать с персоналом. Допустимо использовать легкую седацию с целью обеспечения максимального комфорта пациента.
Критериями неэффективности НИМВЛ являются сохранение индекса оксигенации ниже 100 мм рт.ст., отсутствие герметичности дыхательного контура, возбуждение и дезориентация пациента, невозможность синхронизации пациента с респиратором, травмы головы и шеи, отсутствие сознания, отсутствие собственного дыхания. ЧДД более 35/мин.
В нашей практике успешность НИМВЛ составила 11.1 %. Зав. ОАИР: к.м.н. Груздев К.А.
«У нас все хорошо, только тебя не хватает». В Кемерове пациентам с коронавирусом медики читают письма от родных
В российском городе Кемерове ковид-госпиталь ввел в палатах реанимации необычную практику. Родственников всех находящихся там пациентов просят писать больным письма и записки. Затем послания адресатам доставляют и читают медсестры и санитары.
В Кемерове пациентам с коронавирусом медики читают письма от родных
No media source currently available
Это почти всегда очень личное, поэтому письма читают вполголоса. Других способов познакомить пациентов с содержанием посланий нет. Санитары и медсестры кемеровского ковид-госпиталя приносят и озвучивают письма родных тем, кто не может развернуть и прочитать их самостоятельно.
– Здравствуй, дорогая бабушка Маша! Как себя чувствуешь?
– Мамулечка, моя хорошая, у нас все хорошо, только тебя не хватает, поправляйся быстрее…
Этого нет ни в одной должностной инструкции. И младший медицинский персонал имеет полное право от обязанности читать больным письма отказаться. Но пока никто из врачей и медсестер об этом не просил, несмотря на очень большую нагрузку.
«Они спрашивают, когда разбирают передачу, когда от родственников приходит передача, кому-то принесли водичку, кому-то средства гигиены принесли, они спрашивают: «А что письма сегодня не было?» Это медсестры и санитарки уже спрашивают», – рассказывает завотделением реанимации Кузбасской клинической больницы Василий Жданов.
В самые тяжелые для больных моменты, говорят доктора, нет ничего более важного, чем даже самые короткие сообщения от родных. Увидеть лица авторов посланий и даже просто поговорить с близкими у многих пациентов ковид-госпиталя получится еще не скоро.
«У нас эпидемиологические условия таковы, что свидания с родственниками запрещены в принципе. Пациенты оказываются в информационном вакууме, и поэтому решение о том, чтобы родственники передавали записки, было максимально естественным в данной ситуации», – продолжает Василий Жданов.
Традицию передавать больным не только продукты и средства гигиены, но и рукописные послания в клинической больнице Кузбасса поддерживают уже больше полугода. За это время медсестры и санитары успели познакомиться со всеми разновидностями современного эпистолярного жанра.
«Все пишут по-разному, и бывают даже письма на две страницы, пишут даже о кошках, т.е. вплоть до животных, что ждут. Они все трогательные. Даже маленькая такая записочка, она и то бывает на три предложения, но так трогательно, что слезы на глаза наворачиваются», – говорит медицинская сестра реанимации Ольга Мищенко.
Главная причина, по которой была организована служба передачи сообщений и писем, – они дают больным почувствовать поддержку близких и ощущение, что они не забыты.
«Когда ты чувствуешь поддержку, у тебя больше шансов выбраться, больше шансов победить болезнь. И вторая часть гуманистическая, к сожалению, коронавирус – это очень тяжелое заболевание и не всем суждено его победить», – продолжает Василий Жданов.
По словам Жданова, минимум одного человека удалось спасти именно благодаря такому письму. Пожилой мужчина, оказавшись в реанимации, наотрез отказывался выполнять требования врачей, но неожиданно получил письмо от детей, с которыми долгое время не общался.
«И вот медсестра начала читать ему это письмо, а там очень простые, трогательные слова: «Папа, мы тебя любим, папа, пожалуйста, слушайся доктора». По щелчку пальцев его как подменили. Еще 10 минут назад он отказывался нас слушаться и выполнять рекомендации. И вот через 10 минут совершенно другой человек. Для него это оказался решающий фактор», – говорит Жданов.
Мужчину вскоре выписали из реанимации, а затем и отпустили домой, к родным. После того случая письма и записки от близких пациентам кемеровского ковидария врачи читают каждый день.
Как узнать состояние больного в реанимации
Ситуация, когда близкого человека забрала «Скорая» всегда вызывает сильный стресс. В таком душевном состоянии люди нередко забывают выяснить подробности и уточнить, как узнать состояние больного в реанимации, можно ли его посещать, передавать вещи? Мы постараемся помочь.
Как узнать, в какую больницу увезла «Скорая»
Если близкого забирают в больницу в вашем присутствии, то номер больницы можно уточнить у сотрудников «Скорой помощи», ведь, чтобы для пациента выделили место, они должны обратиться с такой просьбой и сообщить, госпитализируют ли человека, к которому приехали на вызов.
В других регионах может быть другая ситуация. Звонить стоит в первую очередь на станцию «Скорой помощи».
Что происходит в реанимации
Если вашего близкого поместили в отделение интенсивной терапии (реанимацию), значит его состояние оценивается, как тяжелое или средней тяжести, поэтому не стоит пугаться, если вы слышите такую формулировку в справочной, она стандартная.
Пациенты в реанимации лежат, как правило, без одежды или в специальной рубашке. Это связано с тем, что реанимационные действия могут потребовать быстрого реагирования и на освобождение от одежды тратится драгоценное время. Кроме того, врачу важно видеть кожные покровы больного.
К пациенту может быть подключено сразу несколько медицинских приборов, отслеживающих основные показатели: пульс, сатурацию, давление. В реанимации человек не всегда находится в сознании или может встать, поэтому, вероятнее всего, у него будет мочевой катетер или памперс. Если пациента подключают к ИВЛ, у него также будет трахеостома. Кормят некоторых больных через желудочный зонд. Наличие или отсутствие такого оборудования зависит от состояния пациента и основного заболевания.
Иногда пациента фиксируют бинтами. Это делается для того, чтобы при выходе из наркоза он не сбил оборудование или не навредил себе случайно.
Пациентам проводят все обычные гигиенические процедуры. За неимением возможности принять душ, применяется обтирание, обработка против пролежней.
В отделении реанимации обычно две палаты на шесть коек, это стандартное количество коек, их может быть больше или меньше. Тяжелых больных отделяют от тех, чье состояние внушает меньше опасений, так врачам будет легче приступить к реанимационным действиям, если они понадобятся.
Реанимационное отделение может выглядеть пугающе для человека, далекого от медицины, но там всё устроено для того, чтобы помогать пациентам.
Как узнать о состоянии больного в реанимации
В каждой больнице есть общий справочный телефон и телефон отделения, по которому врач в определенные часы общается с родственниками пациента.
Надо запастись терпением, так как лечащий врач не всегда может общаться по телефону. В реанимации строгие санитарные требования и иногда даже взять в руки телефон не представляется возможность. Кроме того, именно в момент звонка врач может реанимировать кого-то из пациентов.
Иногда врачи реанимации назначают часы для личного приема родственников больных. Решение о лечении медик принимает самостоятельно, ни супруг, ни дети, ни друзья пациента не являются его медицинскими представителями, если не была составлена специальная доверенность (но и ее юридическая сила в некоторых вопросах может вызывать сомнения у персонала). Так при жизнеугрожающих состояниях помощь больному будет оказана, независимо от желания его родных.
Можно ли посетить человека в реанимации
Юридических препятствий для посещения человека в реанимации нет. В случае, если вам говорят обратное, можно сослаться на ст. 6 323-ФЗ. Эту информацию дублируют два письма Минздрава (№ 15-1/2603-07 от 09.07.2014 и № 15-1/10/1-2884 от 21.06.2013).
При этом иногда стоит прислушаться к мнению врачей, ведь в больнице может просто не быть условий для постоянного пребывания родственника или запрет связан с карантинными мерами в периоды эпидемий.
В любом случае, никакие внутренние правила больницы не могут быть выше Федерального закона, и вы можете добиться права сопровождать родственника в реанимации.
Существуют и исключения из этого правила. При наличии очевидного респираторного заболевания, алкогольного и наркотического опьянения, посещать реанимацию нельзя.
Обычно больницы всячески способствуют возможности пациентов пообщаться с близкими, ведь психологическое состояние влияет на ход лечения. Для этого посетителей инструктируют, и говорят о наиболее удобном времени для посещения.
Чтобы попасть в реанимацию к родственнику надо:
Когда трудно подобрать слова: психолог рассказывает, как поддержать тяжело больного родственника
5 февраля 2020 года
Болезнь внезапно вмешивается и переворачивает жизнь с ног на голову. Когда-то полный сил, человек уже не может встать с постели, проходит тяжелое лечение или ожидает опасную операцию. Непросто в этот период приходится близким и родным. Как правильно выстроить общение с тяжелобольным родственником, рассказывает психолог «Мой семейный центр СЗАО» Екатерина Виниченко.
ШОК — ЭТО НОРМАЛЬНО
Это не значит, что не нужно помочь тяжелобольному предпринять срочные меры, если они необходимы и предписаны врачом. Просто будьте рядом, внимательны к его состоянию.
ВЫПЛЕСНУТЬ ЭМОЦИИ
Шок может перейти в стадию протеста и агрессии: переживается сильная эмоциональная реакция, гнев, злость. Агрессия может быть направлена как на врачей, так и на близких, или на судьбу, на общество.
Дайте человеку выговориться, пусть выскажет свое возмущение, выплескивает наружу все страхи, переживания, негодование. «При проговаривании тяжелых чувств эмоциональное напряжение так или иначе снижается», — отмечает специалист.
НАРИСОВАТЬ СВОЕ ГОРЕ
Когда агрессия стихнет, могут быть полезны приемы арт-терапии: предложите больному нарисовать свои переживания, слепить или даже пропеть.
ПОВЕРИТЬ В ПОБЕДУ
Специалисты также выделяют стадию сделки (торга) — человек может пытаться «договориться» с судьбой или Богом. Например: «если я буду делать каждый день определенное действие, то болезнь уйдет».
На этом этапе важно поддерживать веру в лучшее, дать человеку как можно больше позитивной информации, рассказывать истории болезни с позитивным концом, показывать вдохновляющие фильмы и книги. Вера и надежда на выздоровление очень важны для заболевшего. «Если ваш близкий заболел, но начинает просто верить в чудо и перестает лечиться, очень важно, чтобы родные мотивировали его на квалифицированное лечение. Ведь если человек верит на самом деле — он делает все необходимое. А если он „верит“, но ничего не предпринимает — чаще всего такая „вера“ прикрывает бессознательный отказ от борьбы, скрытое отчаяние», — рассказывает психолог.
ПОДСТАВИТЬ ПЛЕЧО
На стадии депрессии больной осознает тяжесть болезни и иногда теряет надежду. Может закрываться от общения, ничего не хотеть и уже ничего не ждать. Мало кто избежал этой фазы. «Дайте больному максимальную поддержку, покажите, что он не один на один со своим горем. Продолжайте говорить о его и своих чувствах и самое главное — просто быть рядом», — советует специалист.
НЕ ПЕРЕГНИТЕ ПАЛКУ
Когда врачи дают плохие прогнозы, не стоит пытаться вселить в больного оптимистические настроения во что бы то ни стало, слишком активно его мотивировать: «соберись, не вешай нос». Это может привести к еще большему отчуждению человека от вас, к ощущению, что его не понимают.
Когда больной в депрессии, нужно просто общаться без утешений и стенаний. Важно соблюдать режим, строить планы на каждый день, радовать мелочами.
«Тяжелая болезнь члена семьи всегда влечет за собой перераспределение семейных ролей, дополнительные обязанности и эмоциональную нагрузку. Поэтому если вы понимаете, что болезнь близкого человека тяжело сказывается на вашем психологическом состоянии, лучше обратиться к специалисту», — подвела итог психолог.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что делать, если близкий человек — в реанимации?
«Он умрет?»
Важно! Само попадание в ОРИТ не значит, что ваш близкий умрет.
После успешной интенсивной терапии в ОРИТ пациента обычно переводят продолжать лечение в другое отделение стационара, например, в хирургию или кардиологию. Прогноз зависит от тяжести состояния пациента, его возраста, сопутствующих заболеваний, действий и квалификации врачей, оснащения клиники, а также многочисленных случайных факторов, иными словами — удачи.
Что вам делать?
Успокоиться, сконцентрироваться и в первую очередь позаботиться о собственном психическом и физическом состоянии. Например, не следует впадать в отчаяние, заглушать страх и панику алкоголем, обращаться к гадалкам и экстрасенсам. Если вы будете действовать рационально, вы сможете увеличить шанс на выживание и ускорить выздоровление своего близкого. Узнав, что ваш родственник в реанимации, оповестите максимальное количество близких, особенно имеющих отношение к медицине и здравоохранению, а также оцените, сколько у вас денег и сколько при необходимости вы сможете найти дополнительно.
Могут ли вас не пустить в реанимацию?
Да, могут. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» довольно противоречив. Он гарантирует свободное посещение больных их родственниками и законными представителями, но при этом категорично требует соблюдать требования, установленные внутренними распорядками клиники. Причины для запрета на допуск родственника в реанимационное отделение у клиники могут быть вполне понятные: наличие инфекции, неадекватное поведение, занятость персонала при проведении реанимационных мероприятий.
Если вам кажется, что ваше право на общение с родственником в ОРИТ нарушается, конфликтовать по этому поводу с охранниками, медицинскими сестрами, санитарками или дежурными врачами, как правило, бесполезно и даже вредно. Для разрешения конфликтных ситуаций целесообразнее обратиться к руководителю отделения или администрации клиники. Хорошая новость —сотрудники большинства реанимационных отделений ведут себя приветливей, если продемонстрировать желание сотрудничать и адекватность.
Что полезно спросить у врачей?
Задавайте эти вопросы.
— Есть ли необходимость в приобретении каких-то препаратов, которые отсутствуют (например, дорогостоящие антибиотики)?
— Нужно ли купить дополнительные средства ухода? Например, «утку» из синтетического материала, а не металла, противопролежневый матрас, подгузники.
— Стоит ли нанять индивидуальную сиделку? Если да, то необходимо ли договариваться с младшим персоналом отделения или нужно привести человека со стороны (например, из патронажной службы)? Помните, что при некоторых заболеваниях от ухода напрямую зависит жизнь пациента. Не жалейте денег на сиделку, если она необходима.
— Как организовано питание и есть ли необходимость в покупке специального питания для тяжелобольных?
— Нужны ли консультации специалистов со стороны? Предположим, в клинике отсутствует штатный нейрохирург, а его консультация при заболевании вашего близкого целесообразна. Формально, врачи сами обязаны позаботиться о подобном, на практике — это часто организуют родственники.
Напоследок спросите, что еще вы можете принести близкому человеку. Какие-то привычные вещи: игрушки ребенку, личные лекарства, предметы гигиены и обихода. Иногда — телефон, планшет и, даже, телевизор.
Как вести себя в реанимации?
Оденьтесь так, как вам скажут. Как правило, это одежда из синтетических тканей (никакой шерсти), удобная сменная обувь, одноразовый халат, шапочка, маска (можно купить в аптеке). Если у вас длинные волосы, соберите их в пучок. Имейте с собой антисептическую жидкость и обрабатывайте руки. Иногда даже имеет смысл завести собственный сменный хирургический костюм (можно купить в магазине медицинской одежды).
Умерьте свои эмоции. Вы попадете в крайне непривычную обстановку, вокруг будут тяжелобольные люди, будет много запахов и звуков. Не мешайте персоналу. Для вас это стресс, для сотрудников — повседневность. Ваш близкий может не говорить, либо говорить не так и не то, из него могут торчать многочисленные трубки, на нем могут быть повязки, наклейки. Он может быть странного цвета, отечный, пахнуть необычно.
Не пугайтесь, это не навсегда. Он просто болеет.
Как вы можете ему помочь?
Никто не знает, как это работает, но опытные врачи-практики еще при первом разговоре с больным могут определить вероятность выживания больного при осложнениях. От психологического состояния пациента зависит очень многое. А это состояние почти полностью зависит от близких, то есть от вас.
По возможности, говорите с больным, как со здоровым. Ни в коем случае не рыдайте, не истерите, не смотрите на него с отчаянием и болью, даже если вы их испытываете, не заламывайте руки, не кричите: «Ах что же, что с тобой?!». Не обсуждайте по своей инициативе обстоятельства травмы, если дело в травме. Не обсуждайте негативное. Говорите о максимально практических вещах, как связанных с заболеванием, так и чисто бытовых, семейных.
Помните: пока ваш близкий болен, но жив, он может и должен участвовать в жизни своей семьи.
А что говорить, если он боится смерти?
Я не знаю, решать вам. Но, во всяком случае, выслушать. Если близкий просит о встрече со священником, организуйте ее. Как правило, тех пускают в реанимацию даже к терминальным пациентам. Если близкий имеет хроническое нарушение сознания (например, находится в коме), уделяйте много времени вербальному и невербальному (прикосновение, массаж, привычные для него вещи в зоне доступности) общению с ним. Последние научные работы показывают, что это положительно влияет на процесс реабилитации. Многие пациенты, кажущиеся неспециалисту «коматозными», на самом деле видят и слышат все происходящее вокруг.
Если вам приходится выхаживать своего близкого долгими неделями, месяцами или годами, реанимация становится значимой частью жизни. Вам потребуется выдержка и хладнокровие. Помогайте персоналу, как только почувствуете, что овладели основными навыками. Мне известны случаи, когда родственники реанимационных больных впоследствии меняли свой жизненный путь и становились медсестрами, врачами.
Для родственников своих пациентов написал практикующий нейрохирург Алексей Кащеев.