Что написано в минских соглашениях
Кремль опубликовал минское соглашение (полный текст)
Текст документа «Комплекс мер по выполнению минских соглашений» опубликован на официальном сайте президента РФ. Ниже приводится полный текст.
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00:00 ч. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке трехсторонней контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен не позднее чем на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая такие социальные переводы, как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании [1], до конца 2015 года. (См. примечание)
12. На основании закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений. Они будут отражать состав трехсторонней контактной группы.
Такие меры в соответствии с законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Документ подписали спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма, посол РФ на Украине Михаил Зурабов, главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. Напомним, переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались в Минске более 16 часов.
Сделать БО основным источником новостей в Яндексе
Что написано в минских соглашениях
Как подписывали Минские соглашения
Антон Лисицын
Ровно пять лет назад в Минске подписали документ, который должен был положить конец вооруженному конфликту в Донбассе. Но там по-прежнему стреляют, региону особый статус до сих пор не предоставили, пленных так и не поменяли «всех на всех», а украинские «патриоты» угрожают властям новым Майданом. О том, зачем Киев в 2015-м взял на себя обязательства, которые не выполняет, — в материале РИА Новости.
Ведра с кофе
Вооруженные силы Украины раз за разом терпели поражение в Донбассе. В январе ополченцы блокировали под Дебальцево несколько тысяч украинских военных. Перед Киевом замаячила угроза масштабной катастрофы, как уже было под Иловайском в августе 2014-го.
Петр Порошенко усилил активность на дипломатическом фронте. В конце месяца министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции провели предварительные встречи. В ночь на 10 февраля в Берлине общались заместители министров иностранных дел. Утром сообщили, что завтра в Минске состоится саммит.
В минский Дворец независимости Петр Порошенко прибыл первым.
Вскоре приехали французский президент Франсуа Олланд и канцлер ФРГ Ангела Меркель — они уже пообщались по дороге, на борту самолета немецких ВВС.
Время шло, журналисты дремали на мраморном полу. Из-за дверей показался министр иностранных дел России Сергей Лавров. Его засыпали вопросами.
Он был полон оптимизма: «(Переговоры. — Прим. ред.) идут активно, лучше, чем супер».
Несколько раз «суперпереговоры» прерывались. Порошенко с сопровождающими поднялся на другой этаж. Как выяснилось позднее, в это время украинские военные пытались пробиться из почти закупоренного дебальцевского котла. Президент Украины связывался с Генеральным штабом, чтобы узнать, не изменилась ли военная обстановка. Услышав неутешительные вести, Порошенко вернулся к собеседникам.
Только около полудня двери зала распахнулись. Встреча продлилась семнадцать часов.
Хозяин саммита Александр Лукашенко с удовольствием делился подробностями: «Выпили кофе несколько ведер. Посменно спали только эксперты, потому что голова должна быть светлая при формулировках таких документов. Главам государств не удалось отдохнуть».
Итоговый документ опубликовали спустя несколько часов. Его подписали члены Контактной группы по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины — представители Киева, Москвы, самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это и есть так называемое Второе минское соглашение, или «Минск-2». «Минск-1» приняли в 2014 году, в 2015-м стороны договаривались на его основе.
Первое соглашение предусматривало прекращение огня, мониторинг ОБСЕ, вывод незаконных формирований, децентрализацию власти, освобождение пленных, отказ от уголовного преследования ополченцев. «Минск-2» добавил к этому отвод тяжелых вооружений, законодательное обязательство не преследовать «лиц, участвовавших в конфликте», конституционную реформу с децентрализацией, обмен пленными по формуле «всех на всех», возобновление социальных выплат населению.
Киев получал контроль над границей только после выборов в Донбассе.
Танки, гаубицы, зенитно-ракетные комплексы
Тем не менее бои продолжались. Отвод тяжелых вооружений начался только в двадцатых числах февраля. Состоялся обмен пленными: ДНР и ЛНР вернули Киеву почти полторы сотни военных, украинские власти освободили только чуть больше пятидесяти задержанных. Формула «всех на всех» не сработала.
Периодически на фронте устанавливалось шаткое затишье. Но в мае 2015-го наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ «ежедневно видели присутствие или использование такого вооружения, как, например, основные боевые танки (Т-72, Т-64), гаубицы, зенитно-ракетные комплексы («Стрела-10», 120 миллиметров)». Огонь на линии соприкосновения не прекратился, Киев и республики обвиняли в этом друг друга.
Децентрализации тоже никакой не произошло. В марте Верховная рада утвердила новый вариант закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Срок действия нормативного акта истек в 2017-м. С тех пор украинский парламент каждый год голосует за его продление. В августе 2015 года Рада в первом чтении приняла соответствующие поправки в конституцию страны, но об особом статусе Донбасса речь не шла. Голосование сопровождалось беспорядками у здания парламента.
В конце прошлого года на сайте Верховной рады опубликовали законопроект о децентрализации власти, который внес на рассмотрение парламента президент Украины Владимир Зеленский. Но в тексте по-прежнему нет ничего об особом статусе Донбасса. Не платят и социальные пособия. Законопроект, который даст жителям неподконтрольных Киеву территорий право на пенсию, прошел первое чтение только сейчас.
То, что Киев не готов исполнять политическую часть Минских соглашений, было ясно и пять лет назад. Осенью 2015-го лидеры четверки одобрили «Формулу Штайнмайера» (ее автор Франк-Вальтер Штайнмайер возглавлял тогда германский МИД).
Киев должен был принять закон о выборах в Донбассе под контролем представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Это служило бы механизмом исполнения «Минска-2», но Киев отказывался принимать «формулу».
Только осенью 2019-го представитель Киева, бывший президент Украины Леонид Кучма поставил автограф под отдельным листком с текстом «формулы». Это вызвало на Украине массовые волнения и обвинения со стороны «патриотических» политиков в том, что власть «предает страну».
Не может и не хочет
«Украина находится в ситуации, когда не может и выполнять Минские соглашения — по внутриполитическим причинам, и отказаться от выполнения — по внешнеполитическим, — объясняет украинский политтехнолог Андрей Золотарев. — Камень преткновения — последовательность действий: Киев требует сначала контроль над границей, а потом уже выборы в Донбассе. Самопровозглашенные республики на это не согласны».
Неприемлем для политиков националистического спектра и особый статус Донбасса.
Андрей Д. (имя изменено по его просьбе), бывший военнослужащий ВСУ, вспоминает, в каких условиях Киев подписывал «Минск-2». По его словам, тогда ополченцы выдыхались от высоких темпов наступления. «Под Дебальцево, в поселке городского типа Мироновский, мой батальон оставил одиннадцать человек. Помню картину: стоит наш «Урал», недалеко танк, экипаж вылез на улицу. Мы слышим в эфире — открытым текстом кричат: «Стреляйте, чего вы ждете?! «Укропы» (украинские военные. — Прим. ред.) бегут!» В ответ: «У нас боекомплект кончился». Пацаны на «Урале» грузятся и уезжают на глазах у экипажа танка. Это единичный случай, потери к тому времени были серьезные. Танкисты могли положить всех из пулемета, намотать на гусеницы, но не сделали этого», — рассказывает он.
Полный текст Минских соглашений
МОСКВА, 12 февраля – РИА Новости. В распоряжении журналистов оказался документ о мерах по выполнению Минских соглашений, подписанный главами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, представителями России и Украины и представителем от ОБСЕ по выполнению Минских соглашений, и декларация глав России, Украины, Франции и Германии в поддержку комплекса этих мер. Ria.ru публикует полный текст документов.
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года
В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.
Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.
Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между Европейским союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие «зимнего газового пакета».
Они также поддерживают трехсторонние переговоры между Европейским союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом.
Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.
Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.