Что написано в коране про кошек
Что написано в коране про кошек
Удивительная история кошек в Исламе
Любимцами большинства людей являются кошки. В исламе этому животному уделяется особое внимание, но это не значит, что другие животные не имеют права на хорошее обхождение.
Сподвижник Пророка (мир ему) Абд аль Рахман также разделял любовь пророка к кошкам. Его прозвищем стало Абу Хурайра, отец кошечек, поскольку всюду, куда бы он ни шел, в рукаве одежды он носил с собой кошку.
Персидский историк, богослов Ат-Табари записал легенду, согласно которой, во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега, тогда Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей.
Немало хадисов посвящено этому животному. Возможно, после прочтения данных хадисов, гладя вашего четвероногого друга или встретив на улице очередного мурлыкающего приятеля, вы будете относится к нему гораздо лучше.
Кошки – чистые животные
Передают, что Кабша бинт Ка‘бибн Малик рассказывала, что однажды к ней вошел Абу Катада, да будет доволен им всевышний Аллах, который был отцом ее мужа. Она налила ему воды для совершения омовения, но тут к воде подошла кошка. Она принялась пить воду, и Абу Катада наклонил сосуд для того, чтобы ей было удобно пить.
Он заметил, что Кабша смотрит на него и спросил: «Ты удивлена, племянница?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о кошках: «Они не являются нечистыми. Они суть одни из тех, кто ходит вокруг вас».
Во время посланника Аллаха (мир ему) кошки могли свободно передвигаться среди людей, заходя в дома, и сложно людям было бы предостеречься от них, и если бы Аллах назвал ее наджас, то это было бы сильным затруднением и трудностью для людей и для самих кошек, в этом милость Аллаха каждому своему существу.
Когда Анаса ибн Малика спросили о кошке, он сказал: «Однажды я отправился вместе с Посланником (мир ему) в место, называемое Бухтани, он (мир ему) сказал приготовить ему воду для омовения. Затем посланник Аллаха (мир ему) подошел к сосуду и увидел, что кошка пьет из него воду. Тогда он (мир ему) стал ждать, пока она не закончит пить. Когда я спросил его, заменить воду или нет, он (мир ему) ответил: «О Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют».
В хадисе сказано: «Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и воды и не позволила ей самой искать пропитания».
Если человек берет в дом кота, он должен помнить, что ему придется отвечать за свое отношение к нему в день Суда. Животные в Судный день будут требовать от тех, кто их притеснял, ответа. В этот день будет спрошено с людей, которые обижали, приносили вред животным.
Судный день коснется всех, и животных тоже. В Судный день воздастся каждому: и джинну, и человеку, и каждой живой твари. Но, в отличие от людей, после получения расчета Всевышний превратит их в прах.
«В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» (Муслим, ат-Тирмизи). Затем Аллах скажет им: «Превратитесь в землю!», и они превратятся в землю.
Животный мир создан Всевышним разнообразным. Одни животные пугают нас, вызывают неприятные ощущения, другие – умиление и становятся нашими домочадцами. В любом случае, Аллах Всевышний предписал хорошее обхождение согласно их природе и пользе с каждым из них. Религия ислам такова, что ценит каждое создание – творение Аллаха и вознаграждает за доброе отношение к ним.
Кошки в Исламе
Всевышний Аллах создал животный мир разнообразным, и есть такие животные, которые вызывают у нас позитивные чувства, а есть такие, которые вызывают неприятные ощущения. Но для всех животных на земле Всевышний Аллах предписывает по Исламу хорошее обхождение и доброе отношение. Религия Ислама ценит абсолютно каждое живое создание, потому что каждое из них является творением Аллаха, и за доброе отношение к каждому живому созданию люди будут вознаграждены в Судный день.
Кошки являются любимыми домашними питомцами для огромного количества людей в мире, и мусульмане – не исключение, в истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ можно встретить кошек и собак, но в отличии от собак д ержать дома кошек по исламу является дозволенным, при соблюдении определенных условий и требований.
Кошки в хадисах
Кошки в Исламе упоминаются и в связи с тем, что человек несет ответственность в День Суда за тех питомцев, которых берет в свой дом, и если человек притеснял своих питомцев, то он ответит за это перед Всевышним. В Судный день сами животные будут требовать ответа от тех людей, которые притесняли их при жизни, которые наносили им вред, и каждому в Судный день воздастся – человек ли это, джинн или любая живая тварь. В хадисе приводится история о том, как одна из женщин попала в Ад за то, что заперла кошку, лишив ее воды и еды, не позволяя ей найти себе пропитание.
Это интересно! Отличие кошек и других животных от людей в Судный день заключается в том, что после получения отчета о своих грехах, Всевышний обратит их в прах, за исключением тех животных, которых человек любил в своей мирской жизни и был к ним привязан.
Грязные ли кошки животные?
Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».
Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.
По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.
Содержание кошек в доме
Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.
Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.
Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.
Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.
Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.
При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.
Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.
Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Любимые кошки пророка Мухаммада
Отношение к кошкам в разных религиях было разным, но в основном их подозревали в связях с потусторонними силами и даже сжигали на кострах, как ведьм. Чуть реже — признавали божеством, как это было, например, в Египте. В исламе кошке тоже принадлежит особое место. Ей, единственной из животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. Где хочешь, там и валяйся. И никто не обидит, не прогонит.
Все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца и была она белоснежной разноглазой красавицей. Хотя, по некоторым легендам, она была абиссинской, табби, и даже сплошь черной. (легенды мало заботятся о том, чтобы соответствовать друг другу) Одно известно точно — она была кошечкой.
Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Так же она любила спать на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как любая любимая домашняя кошка. Однажды киска уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Не долго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремал зверек, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.
Согласно легенде, котики лишали Мухаммада элементов одежды не единожды. Безвестный больной котенок пришел и умостился на краю халата Пророка, пока тот общался с учениками. Урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Мухаммаду нужно было уходить, он не смог заставить себя прогнать котенка, и опять отрезал полу одежды в угоду хвостатому.
Читайте также: Мухаммад: пророк, покоривший полмира
Так и видится картина — дрожащая от волнения ладонь Мухаммада касается лба кошки, а в ответ раздается уверенное тррр-тррр… Кроме того, из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, коты почти никогда не падают на спину, но приземляются на лапки. Еще Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.
Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра, отец котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось. Котопапа свое прозвище оправдывал.
И вот, со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. И не просто почитаются! В их честь слагались стихи, мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего усатых-полосатых использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.
Как-то грамматик ибн Бабшад сидел с товарищем на крыше Каирской мечети и перекусывал. Мимо по карнизу проходила кошка, и ученый бросил ей несколько кусочков. Кошка схватила их и убежала. Затем вернулась опять и мяуканьем потребовала добавки. Она возвращалась несколько раз, и ученые решили проследить за ней. Каково же было их удивление, когда кошка привела их к крыше, на которой сидел слепой кот. Ему она и носила угощение. Бабшад был так тронут этим, что в тот же день отказался от всего своего имущества, прожив остаток жизни в бедности, полагаясь только на милость Бога, который добр даже к слепым котам.
Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе (чем не прообраз миссис Норрис из Гарри Поттера?). Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: «Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен».
В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый «кошачий сад», где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.
С кошками связаны и суеверия. Согласно им, добрый дух гарина ночью поселяется в кошке. Поэтому ни копты, ни мусульмане не смеют ударить кота, особенно вечером, боясь разгневать гарину.
И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Любовь к кошкам – признак веры в исламе
Кошки, как известно, считаются неблагодарными, в то время как собаки известны своей преданностью. Однако в исламской и турецкой культуре это не так, и кошки с собаками занимают в ней совершенно другое место Кошки Стамбула так же известны, как и собаки. В наши дни новым увлечением среди жителей этого города стало кормление уличных кошек. Когда такие люди выходят на улицу, все соседские кошки собираются вокруг них с открытыми ртами, будто бы объявили мобилизацию. Они вовсе не думают о том, чтобы ловить крыс, не говоря уже о том, чтобы копаться в мусорных кучах.
Домашний любимец
Мыши всегда были нежелательными обитателями старых деревянных домов, а кошки были их смертельными врагами. В прошлом дом без кошки был просто немыслим. Не каждая кошка может поймать мышь, так как она должна была быть мышеловом.
Кошек кормили не только для того, чтобы они ловили мышей, но и чтобы они были друзьями детям и старикам. Люди, которые не видят преданности от своих родственников или друзей, или люди, у которых нет детей, проявляют особую любовь и сострадание к кошкам. Один из наследных принцев османского престола Шерефеддин Эфенди (ум. 1966) был изгнан со своей родины и обречен жить в Бейруте в одиночестве. Его неизменным спутником всегда был его кот, который уведомил соседей о смерти своего хозяина.
Любая домашняя кошка почти что считается в доме еще одним ребенком. Когда кто-то в семье проявляет немножко больший интерес к ребенку, она ревнует. В истории Стамбула были люди, которые присматривали за десятками и даже сотнями уличных кошек и кормили их. В городских историях, главными героями которых являются джинны, всегда присутствовали кошки, облик которых часто принимали джинны.
Кошки – умные животные с очень чутким восприятием. Даже если они уходят далеко от дома, они могут найти дорогу обратно. Согласно распространенному мнению, кошки неблагодарны, в то время как собаки славятся своей преданностью. Однако религиозные ученые предпочитают кошек, которые ожидают от Бога свое пропитание, не выражая никому благодарности, но не любят собак, которые оскверняют своих хозяев.
В исламе, если кошачья моча оставит пятно на одежде, та не считается грязной, в то время как слюна собаки считается грязной, и если она окажется на вашей одежде, вы не сможете в ней молиться в том случае, если пятно не смывается. На самом деле, согласно шафиитской правовой школе, если слюна собаки оставила пятно на одежде, это пятно необходимо смыть семь раз, чтобы иметь возможность молиться в ней снова.
Кошки и люди
Любовь пророка Мухаммада (САВ) к кошкам передается в хадисе: “Любовь к кошкам – это часть веры”. Таким образом, любовь к кошкам – это признак того, что кто-то является верующим. Когда Пророк Мухаммад застал в пути черно-белую абиссинскую кошку за грудным вскармливанием котенка во время похода на Ухуд, он поменял маршрут движения своих солдат. На обратном пути он подобрал эту кошку и дал ей имя Муизза. Однажды он слегка наклонил свою чашку, чтобы проходившая мимо кошка могла выпить немного воды.
Одному из сподвижников Пророка Мухаммада дали имя Абу Хурайра, что означает «отец кошечки». Абу Хурайра получил это имя, потому что, куда бы он ни пошел, с ним всегда была его кошка. В народе говорят, что Пророк Мухаммад погладил спину кошки за удушение змеи, которая вот-вот могла причинить кому-то вред, а потому кошки приземляются на четыре лапы, а не падают на спину.
Один из преемников Руми по имени Пир Асад, известный своей любовью к кошкам, был прозван “Писили Султан” (Султан с кошочками). Когда умерла его любимая кошка, он похоронил ее прямо у ног. Говорят, однажды суфийский шейх Ахмад ар-Рифаи сидел, а его кошка пришла и уснула на рукаве халата. Когда пришло время пятничной молитвы, он не хотел беспокоить кота, а потому отрезал свой рукав, а не стал будить его.
Кошка учителя
В Дамаске есть мечеть, которую называют Масджид Аль-Китат. “Китат” означает по-арабски “кошки”. Она также представляет собой вакф, который был создан, чтобы защитить кошек, выброшенных на улицу. Хранитель мечети покупает на часть доходов вакфа печень и кормит ей сотни кошек каждый день.
Исмаил Саиб Сенджер, начальник Библиотеки Баязида в Стамбуле, кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли “Библиотекой кошек”.
Нашлись и те, кто не слишком любит кошек. У Султана Абдульмеджида была аллергия на кошек, и он не хотел находиться в одной комнате с ними. История гласит, что однажды утром, читая Коран, он вышел на некоторое время, а когда он вернулся, то увидел, что кошка исцарапала и испачкала страницы книги. Это был последний раз, когда он подходил к кошкам. На самом деле, когда он и его люди однажды вошли во дворец Бейкоз, ему на встречу вышла кошка, и он сразу же приказал своим людям “повернуть назад”. Однако его сын Султан Абдулхамид обожал кошек. У этого султана была белая длинношерстная кошка по имени “Ага Эфенди”.
В стамбульском районе Зивербей установили скульптуру в память о недавно умершем стамбульском коте по кличке Томбили, прославившемуся в соцсетях благодаря своей характерной позе
Реквием по кошкам
С появлением квартир славные дни в жизни кошек подошли к концу. Нынешние дома не подходят для того, чтобы кормить кошек. Кошки чистоплотные животные, но они хотят жить в доме с садом. Теперь, когда кошки служат лишь домашней игрушкой, они находятся в состоянии онемения и забвения своей истинной природы. Более того, хотя ислам не позволяет стерилизовать людей и животных, они вынуждены терпеть эту операцию так, чтобы хозяевам были комфортно.
Кошкам также отводится особое место в восточной литературе. Поэт Маали, живший во времена Султана Сулеймана Великолепного, написал целый реквием по кошкам. Намык Кемаль, один из видных турецких поэтов 19 века, написал другое стихотворение, в котором в юмористической манере описал достоинства и преимущества кошек.
Есть также множество историй, легенд и анекдотов о кошках. Как гласит одна история, однажды жена Ходжи Насреддина приготовила и съела 3 килограмма печени, которую он принес. Вечером, когда он вернулся домой, она обвинила кошку. Тогда он взвесил кошку, и весы показали 3 килограмма. “Дорогая, если это кошка, то где мясо? А если это мясо, то где кошка?” – спросил он у своей жены. Хотя кошки, действительно, славятся воровством, бедных животных обвиняют в любой пропаже.
Экрем Бугра Экинджи / Daily Sabah
Суеверие. Во всем виноваты черные кошки и совы?
В Исламе нет суеверий.
Многие заблуждаются, считая, что некоторые люди, животные, местность, месяцы и дни могут быть злосчастными, видя в этом «злое предзнаменование» и «плохой знак». И если их постигает неудача, несчастье, они связывают это с каким-то днём или месяцем, или с чем-то ещё, забывая при этом о предопределении Аллаха и о своих грехах, которые и являются истинными причинами всех бедствий и болезней!
Также в другом аяте передаётся такой смысл: народ племени самуд считал их пророка Салиха (аляйхи салям) зловещим знаком, и в Коране так говорится о них: «Они сказали: «Мы видим в тебе и в тех, кто с тобой, предзнаменование дурное».
В доисламский период арабы считали месяц сафар несчастливым и из-за этого отказывались от совершения тех дел, которые без страха совершали в другие месяцы. Но с приходом Ислама это заблуждение исчезло, поскольку наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нет суеверий, связанных с больными, и нет суеверий, связанных с совой, и нет суеверий, связанных с сафаром (путешествие)».
Некоторые считают, что в месяц сафар нельзя жениться. Арабы считали таким месяцем шавваль, но Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) также опроверг это, женившись на Айше и Умму Салиме именно в месяце шавваль.
Что касается суеверий, которые связаны с днями и месяцами, об этом можно сказать следующее. Время, которое человек проводит в грехах и неподчинении Аллаху, обернётся для него временем, приносящим беды и несчастья. Вспомните хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), в котором говорилось, что место, где не выплачивается закят, будет лишено дождя, а в месте, где распространено прелюбодеяние (зина), появятся такие болезни, которых не было раньше. И если мусульманин окажется в том месте, где распространено совершение больших грехов, то нет гарантии, что и его не постигнет бедствие, посланное Всевышним. Желательно как можно скорее покинуть это место, ибо туда может в любой момент обрушиться гнев Аллаха. Так, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), проходя с асхабами мимо местности, где когда-то жили самудяне, наказанные Аллахом каменным дождём, поторопил асхабов, чтобы они там не задерживались.
Хорошее и плохое, беды и несчастья происходят по предопределению Аллаха и, как сказано в Коране: «Скажи: «Всё от Аллаха».
Что же может предупредить беды, несчастья и болезни? Совершение благих поступков, которые стирают предыдущие, греховные; искреннее покаяние; повеление совершать благое и предостережение от совершения худого; борьба с несправедливостью: если это возможно совершить рукой, то рукой, если словом, то словом, а если и это невозможно, то необходимо хотя бы быть недовольными несправедливостью в сердце. Суеверия появились на почве невежества и отсутствия знаний, вот почему Аллах так высоко ценит знающих людей, вот почему поиск знаний поощряется, даже если для этого придётся идти в Китай. Поэтому учёные люди Ислама подобны пророкам из сынов Исраиля. Все мы обязаны искать знания, поскольку Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил, что стремиться к знаниям обязан каждый мусульманин и мусульманка. И ещё он говорил: «Знающие занимают такое же положение по отношению к незнающим, как я по отношению к самому низкому из вас». Да поможет нам Всевышний избавиться ото всех ложных суеверий и дурных примет!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.