Что написано пером не вырубишь топором смысл пословицы объяснить 5 класс
Смысл пословицы «Что написано пером, того не вырубишь топором»?
Появление письменности – важный этап в развитии человечества.
В былые времена умение писать было доступно не всем, да и теперь не каждый может грамотно и складно зафиксировать мысли на бумаге.
Об этом важном навыке сложено немало пословиц. «Что написано пером, того не вырубишь топором» — одна из них.
Разберёмся, откуда она происходит и что означает.
Смысл пословицы
Про значимость слов, записанных пером, говорят в двух значениях:
Например, семейная пара подписывает кредитный договор, расписываясь на последней странице.
Перед этим сотрудник банка предупреждает, что текст соглашения нужно прочитать внимательно.
Не обратив внимания на это напоминание, через месяц супруги с возмущением приходят в банк и жалуются на комиссию по обслуживанию ссудного счёта.
«Что написано пером, того не вырубишь топором, — с полным правом скажет им менеджер, указав на подпись, поставленную на документе. — Я предупреждал, что договор нужно читать внимательно».
Гусиное перо — перо гуся, использовавшееся в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера. В современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.
Особую ответственность за слово несут люди, для которых оно является орудием труда: писатели, журналисты, блоггеры. Сами знаете, как можно навредить, пустив сплетню или намеренно исказив информацию.
Пословица «Что написано пером, то не вырубишь топором» нгапоминает нам о том, что в нашем мире слова имеют очень высокое значение, в особенности изреченные в письменном виде. А так же напоминает об ответственности за то, что мы пишем (или подписываем).
Когда возникло выражение
В нашу страну пословица пришла во времена образования Древнерусского государства.
Государственность связывается не только с наличием общей территории и сформированного аппарата управления. Ещё один её признак – общий язык.
На нём говорит большинство граждан, составляются своды законов и литературные памятники.
Потребовалось в короткие сроки обучить письменности большое количество людей, для чего на Руси (во Пскове, Новгороде и Киеве) были открыты первые монастырские школы.
Простому люду грамота была в диковинку и считалась привилегией высших классов. Этим отчасти обеспечивалась вера в букву закона: что написано пером, того не изменить. Закон дан свыше!
Литература тоже зародилась в лоне монастырей и была духовной. Создавались летописи, поучения, переводились с греческого богослужебные книги.
Только на рубеже 16-17 веков в России стали появляться собственно авторские, светские произведения.
Они унаследовали древнерусскую просветительскую традицию: старались поучать читателя, исправлять общественные нравы, воспевать высшие духовные идеалы.
Именно поэтому литература в нашей стране стала чем-то вроде второй религии, а поэты стали почитаться как пророки.
Уважение к письменному слову, вера в то, что оно останется в вечности, в нашем отечестве до сих крепка. Вот почему пословица о слове, которое не вырубишь топором, остаётся актуальной.
Синонимичные выражения
В русском языке пословицу можно заменить синонимом:
А иностранным первоисточником стало латинское изречение
Так же в современных иностранных языках есть такие синонимы:
Получается, каждую мысль нужно хорошенько обдумать, прежде чем предать гласности. Так что повнимательнее делайте посты в соцсетях, дорогие носители письменной культуры!
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
Значение словосочетания «что написано пером, того не вырубишь топором»
что написано пером, того не вырубишь топором
1. никогда не пиши того, что не решаешься подписать
2. Если написанное стало известно, вошло в силу, его уже не изменишь, не исправишь.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мерительный (прилагательное):
Ассоциации к слову «перо»
Ассоциации к слову «вырубить»
Ассоциации к слову «топор»
Синонимы к словосочетанию «что написано пером, того не вырубишь топором»
Предложения со словом «перо»
Предложения со словом «вырубить»
Предложения со словом «топор»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «что написано пером, того не вырубишь топором»
Сочетаемость слова «перо»
Сочетаемость слова «вырубить»
Сочетаемость слова «топор»
Афоризмы русских писателей со словом «перо»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «перо»
Я вернулся в свой кабинет и снова открыл тетрадь в бархатном переплёте, в которую так до сих пор и не удосужился внести ни одной строки, взял гусиное перо из стеклянного стакана и обмакнул его в чернила.
Она смотрела, как летят в морозном воздухе хлопья снега, словно белые перья сказочной птицы. И мечтала о чуде.
Золотое перо ручки несколько раз пролетело поперёк листа, безжалостно зачёркивая набросок.
Предложения со словом «вырубить»
Его можно вырубить топором, а не какой-то нелепой палочкой, которая даже от тепла руки размягчается.
И как бы она смогла вырубить этого бегемота? – пробасил он, кивая на лежащую на полу смотрительницу, которая вновь начала поднимать голову.
Достаточно было срыть часть холма и проложить дорогу, начать разрабатывать месторождение полезных ископаемых или вырубить деревья, и благополучие места уходило навсегда.
Предложения со словом «топор»
Конечно, при всех своих достоинствах кожаный панцирь плохо защищал от рубящих ударов боевым топором.
Стараясь тесать вровень с чёрной отметиной, проведённой по стволу, они каждым ударом топора отделяли огромные щепы.
Они строили где-нибудь в дремучем лесу высокий деревянный помост и клали на него покойника, положив ему в одну руку каменный топор, а в другую – копьё.
Смысл пословицы «Что написано пером, того не вырубишь топором»?
Смысл
Значения у пословицы два:
Но не всегда поговорку произносят, подразумевая исконное значение. Некоторые люди запоминают лучше, когда записывают нечто на бумаге. Например, студент, готовящийся к экзамену, гарантированно пройдет испытание лучше, если сделает себе небольшие конспекты с ответом на каждый вопрос. Можно, конечно, назвать это шпаргалками, но их необязательно нести с собой на процедуру зачета.
Достаточно того, что человек сначала прочитал, потом выписал главное, затем снова прочитал. И так каждый вопрос. Неправда ли, здесь тоже подойдет поговорка «что написано пером, не вырубишь топором»? Потому что вызубренное таким образом запомнится навсегда!
Англоязычная школа и русская пословица
Есть и совсем неожиданные смысл пословицы, который дарит нам повседневность. В школах Англии и Америки есть такого наказание: если ребенок провинился, например стал хулиганить в классе, а его за этим делом застала учительница, то бузотер должен остаться после уроков и написать на доске 500 раз «я больше не буду вести себя плохо на уроке». По логике этого метода, ребенок не только должен запомнить, что себя нужно держать в рамках приличий в общественном месте, но и, страшась повторного подобного наказания, не повторять подобных выходок. И так получается: пословица «что написано пером, не вырубишь топором» приобретает карательный смысл.
Чтобы убедиться в правдивости вышесказанного, нужно посмотреть мультсериал «Симпсоны», а конкретно те серии, где Барта наказывают. Либо если лень, то можно включить фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса». В нем главного героя также наказывали написанием одних и тех же слов, но так как мы имеем дело с волшебным миром, то Гарри писал их на бумаге, а отпечатывались они у него на руке, и выходило, что писал он своей кровью. В итоге, как помнит внимательный зритель, дело окончилось шрамами на руке. В этом случае пословица «написано пером – не вырубишь топором» приобретает пугающий смысл. В ситуации юного волшебника перо и топор сливается в единый инструмент пыток.
Что написано пером, того не вырубишь топором
Ну здравствуйте, я тот, кого задалбывают и бесят аудиосообщения.
Дело не в неофобии или ещё каком неприятии новых технологий, дело именно в том, что они — аудио.
Для меня все события, люди и предметы вокруг всегда как-то взаимосвязаны. Вы говорите: «Вася из соседнего отдела», — я вспоминаю этого Васю, или не вспоминаю если не знаю его. Вы говорите: «Поворот возле торгового центра», — я вспоминаю этот торговый центр и этот поворот. Вы говорите: «Нужно сделать то-то и то-то», — и я думаю как это надо сделать, что для этого понадобится, к каким последствиям приведёт и ещё о множестве других, взаимосвязанных вещей, касающихся Васи, торгового центра, поворота, дороги, действий, последствий и всего остального, включая мои собственные планы.
Это если вы написали, что нужно встретить этого самого Васю у торгового центра и что-то ему передать. Хоть в мессенджер, хоть в почту, хоть в СМС, хоть на клочке бумажки. Я читаю, и меняю свою картину окружающего мира под новые обстоятельства.
Но вы решили, что писать — несовременно и надиктовали аудиосообщение.
Теперь, для того чтобы понять его, надо найти менее шумное место, отвлечься от окружающего мира, внимательно выслушать ваше бла-бла-бла в вашем темпе, запомнить всё сказанное (и ничего не перепутать), а потом вспоминать и раскладывать по полочкам, что было важным, что для завязки разговора, что просто отвлечения на свободные темы, и вот только потом уже думать как это делать.
Особенно прелестно услышать номер телефона Васи, по которому ему надо позвонить. Вы надеетесь, что я его запомню, что ли? На слух?
Нет, это точно не неофобия. Точно так же было в институте на лекциях: прочитанный учебник давал на порядки больше точной и структурированной информации, чем бла-бла-бла преподавателя, то застревающего на всякой ерунде, то проскакивающего галопом важные нюансы, при этом, как правило, слишком медленно передающего свои мысли.
Никогда не понимал смысла лекций. После изобретения книгопечатания они явно утратили смысл.
Но, видимо, не для всех. Иначе сложно объяснить огромное количество видеороликов в интернете, где медленный диктор пытается объяснить что-то простое и понятное, долго-долго рассказывая об этом. Точнее, с автором-то всё понятно — реклама, а вот кто это всё выслушивает потом?
Вам проще услышать, чем прочитать? Вам проще надиктовать, чем написать? Мои соболезнования, а мне неудобно слушать.
Поэтому, либо напишите текстом, либо послушаю потом, когда-нибудь, долгими зимними вечерами.
И вообще, если столько людей «плюётся ядом», если столько людей ненавидят эти аудиосообщения — может быть, это не просто так? Задумайтесь.
Или надиктовать ролик на Ютубе?
Написанное слово до сих пор сильнее устного
В справедливости заголовка без труда может убедиться любой человек. Люди мало обращают внимания на то, кто что сказал. Разве что женщины-соседки, но речь не о них. История знает относительно мало примеров того, когда человека преследовали за сказанное. А вот сжигание книг или незавидная доля некоторых писателей памятна многим.
Действительно, что написано пером, не вырубишь топором. Смысл пословицы понятен почти каждому сейчас и даже без всяких экскурсов в историю, ибо в человеке с давних пор вмонтированы страх и трепет перед словом, но непременно перед словом написанным.
Главные новости Калужской области
Область вынуждена запасать резервного топлива больше, чем, по мнению промышленников, требуют реалии сегодняшнего дня. В конце пошлого месяца Калужская область оказалась в весьма сложном положении в плане подготовки к зиме.
В случае резкого понижения температуры воздуха (а синоптики не исключают повторения прошлогодних аномальных морозов) и как следствие пиковых напряжений в газотранспортной системе промышленные предприятия, включенные в так называемый график № 1, обязаны переходить с газа на резервные виды топлива. Многие предприятия, скажем так, не сильно озаботились приближением самого сурового времени года. В итоге в целом по области на конец октября запасы резервного топлива составляли всего 12 процентов от установленного норматива. И это на тот момент было самым низким показателем в Центральном федеральном округе.
Губернатор забил тревогу. В воскресный день он вызвал в «белый дом» на совещание практически весь промышленный генералитет. Присутствовали члены правительства и прокурор области. Глава региона назвал ситуацию чрезвычайной, поскольку она может привести не только к ограничению подачи газа, но и к снижению темпов газификации населенных пунктов. «Газпром» дал понять, что он жестко увязывает наличие у регионов резервных видов топлива и объем помощи, который он им будет оказывать в проведении газификации. Нет резервного топлива — нет помощи. Такой поворот, естественно, неприемлем для нашей области, объявившей газификацию (особенно в сельской местности) одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Анатолий Артамонов, вооружившись справкой (кто сколько мазута заготовил), начал по очереди беседовать с директорами предприятий. Требование ко всем было одно: записано тебе по плану иметь, условно говоря, 1000 тонн, значит, столько и надо иметь в резерве. И ни тонной меньше. А лучше — тонн на 100-200 больше. Как говорится, за себя и за того парня. Ведь наверняка найдется кто-нибудь, кто дело провалит. А области в целом необходимо выходить на нормативную цифру.
На директоров нельзя было смотреть без сочувствия. Одна тонна мазута стоит приблизительно пять тысяч рублей. А ведь многим предстояло добрать сотни и даже тысячи тонн этого топлива. Как тут вырвешь одномоментно такие деньжищи из оборотных средств? Ну на это можно было бы ответить прописной истиной: люди дорогие, расходы надо планировать заранее, а мазут можно запасать загодя и понемногу. Небось в теплое время года, летом, он и стоит подешевле (хотя на специфическом отечественном рынке — не факт, что это именно так и есть). А теперь-то что рассуждать, все резервное топливо запасать придется.
Открыто противоречить по поводу свалившейся необходимости крепко потратиться никто не решался. Не только из-за опасения попасть под горячую руку. Просто никому не хотелось прослыть человеком, исповедующим принцип: моя хата с краю, ничего не знаю. Родной завод директору, конечно, дорог, но и о свой малой родине забывать нельзя, тем более когда она в опасности из-за жесткой позиции могущественного естественного монополиста.
В общем, не шли руководители предприятий на споры с руководством области. Однако то один, то другой как бы к слову, в порядке легкой дискуссии поднимал вопрос: а откуда вообще взялись эти явно завышенные, по мнению директоров, объемы резервного топлива, которые их предприятиям надобно иметь? Кому-то записано в запасе иметь восемь тысяч тонн, а по расчетам хватило бы и двух тысяч. Кому-то записано две тысячи, а хватило бы четырехсот тонн.
Историческое исследование вопроса провел гендиректор ОАО «Кировский стройфарфор» Валерий Михалев. На сей труд его сподвигла безвыходность ситуации. Михалев отказался от мазута и стал переделывать систему под более эффективное дизельное топливо. Потратил немалые деньги. И теперь тысячи тонн мазута ему ни к чему.
Так вот, Валерий Васильевич докопался-таки до истоков и явно огорошил собравшихся, объявив, что его заводу объемы резервного топлива установлены в 1983 году и утверждены еще Госпланом СССР.
Устаревшие нормы менять, наверное, надо. Но это дело будущего. На этот год предприятиям и всей области запланировано иметь резервного топлива столько-то и столько-то. На этот счет есть соответствующие документы, имеющие юридическую силу. Существующие цифры, какими бы неадекватными они ни казались, никто не отменял. Ведь известно: что написано пером — не вырубишь топором.
Взявший слово прокурор области Александр Руднев предостерег: не дай бог случится ЧП, а у предприятия не окажется резервного топлива. Спрос с руководителей будет по всей строгости закона. Вплоть до уголовного дела.
На октябрьском совещании губернатор потребовал от директоров форсировать создание запаса резервного топлива, дал ряд поручений различным ведомствам и обещал вернуться к этому вопросу в ближайшее время.
Почти в том же составе собрались 7 ноября. Заместитель министра строительства и ЖКХ Валерий Белобровский сообщил о своей поездке в Москву и о полученном согласии Минпромэнерго РФ рассмотреть расчеты предприятий области с обоснованием величин объемов резервного топлива, которых им будет достаточно для работы в течение десяти дней.
Опять был опрос директоров, которые вновь ссылались на завышенные, по их мнению, требования. Однако задача, поставленная главой региона, не претерпела изменений: до конца этого года предприятия должны завершить создание запасов топлива в пределах установленных объемов.
А какова ситуация сейчас? По данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на 20 ноября запас резервных видов топлива по области составляет 17 тысяч тонн, или четверть от объема, установленного графиком № 1 на четвертый квартал. Но 17 тысяч тонн — это то, что уже находится в емкостях. Если сюда приплюсовать топливо, которое уже оплачено и находится в пути, цифры будут гораздо выше. Подвижки налицо, но не будем забывать, что устроить всех может только одна цифра: 100 процентов.
Владимир НИКОЛАЕВ
Что написано пером, того не вырубишь топором: Смысл пословицы, значение
Пословица: Что написано пером, того не вырубишь топором.
Варианты написания:
Похожие по смыслу русские пословицы:
Русская пословица «Что написано пером, того не вырубишь топором» имеет аналоги на латинском языке:
Возник уже и современный вариант пословицы: «Что написано клавиатурой — не выдолбишь арматурой» 🙂
Происхождение:
Считается, что возникла эта старинная русская пословица в момент распространения письменности на Руси. В то время всему, что написано (будь то письмо или документ), придавалось огромное значение. Написал князь приказ — его нужно было непременно огласить простому народу. Документ обсуждению не подлежал и был обязательным к выполнению. Написано — значит законно, «железно» и поменять нельзя.
Смысл, значение
Одна из самых популярных и употребляемых по сей день пословиц! Пословица русская, но имеет аналоги на латинском языке (см. выше).
Основное значение высказывания в том, что все написанное на бумаге и ставшее известным людям, изменить нельзя. Это касается документов, заверенных подписью, литературных произведений, писем и интернет-сообщений. В русском языке есть похожая по смыслу пословица, но относящаяся к устной речи: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».
Обе пословицы указывают нам на ценность и весомость слова. Они имеют скрытый призыв следить за речью, взвешивать решения и только потом высказывать мысли или выражать их в письменной форме.
Пословица применима также и к деловой сфере. Документы, закрепленные подписями, вступают в юридическую силу и приобретают официальное значение. Передумав, человеку будет крайне сложно изменить ситуацию. Не поможет даже топор.
Словом, если написанное вступило в силу и стало известно людям, то его уже не изменить, не исправить.
Смысл пословицы «Что написано пером, того не вырубишь топором»?
Главная страница » Пословицы » Смысл пословицы «Что написано пером, того не вырубишь топором»?
Автор: Мария Знобищева
Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:30.04.2019
Появление письменности – важный этап в развитии человечества.
В былые времена умение писать было доступно не всем, да и теперь не каждый может грамотно и складно зафиксировать мысли на бумаге.
Об этом важном навыке сложено немало пословиц. «Что написано пером, того не вырубишь топором» — одна из них.
Разберёмся, откуда она происходит и что означает.
Смысл пословицы
Про значимость слов, записанных пером, говорят в двух значениях:
Например, семейная пара подписывает кредитный договор, расписываясь на последней странице.
Перед этим сотрудник банка предупреждает, что текст соглашения нужно прочитать внимательно.
Не обратив внимания на это напоминание, через месяц супруги с возмущением приходят в банк и жалуются на комиссию по обслуживанию ссудного счёта.
«Что написано пером, того не вырубишь топором, — с полным правом скажет им менеджер, указав на подпись, поставленную на документе. — Я предупреждал, что договор нужно читать внимательно».
Гусиное перо — перо гуся, использовавшееся в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера. В современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.
Особую ответственность за слово несут люди, для которых оно является орудием труда: писатели, журналисты, блоггеры. Сами знаете, как можно навредить, пустив сплетню или намеренно исказив информацию.
Пословица «Что написано пером, то не вырубишь топором» нгапоминает нам о том, что в нашем мире слова имеют очень высокое значение, в особенности изреченные в письменном виде. А так же напоминает об ответственности за то, что мы пишем (или подписываем).
История
Раньше, когда еще книгопечатания не существовало, процесс производства книги был жутко трудоемким, и писцы сильно страдали. Так как книги были редким товаром, то, соответственно, их ценность была значительно выше сегодняшней. Хотя некоторые книголюбы могут не согласиться и указать на порой космические цены в магазинах. Все это так, но ценность древних книг превосходит даже самые смелые фантазии.
Другими словами, когда люди только стали пользоваться письменностью, то ценность слова, зафиксированного на бумаге, была высока. Когда же Иоганн Гутенберг совершил революцию и открыл книгопечатание, то возникновение книги из чуда превратилось в технологический процесс. Но, правда, массово доступна печатная продукция стала только в XVI веке, если говорить о Европе, а в России в то время только вышла первая печатная книга, называлась книга «Апостол», ее готовили долго и кропотливо. Как мы знаем из учебников истории, грамотный человек встречался в России редко вплоть до XX века, когда Советская Россия объявила решительную войну безграмотности. Поэтому книги и не могли распространяться легко и свободно, как в Европе, где образованных людей было значительно больше. И, если бы не необходимость индустриализации, то никто бы и не озаботился проблемой грамотности населения страны.
Читатель думает, наверное, что мы сильно отклонились от темы, но нет, все это непосредственно касается пословицы «написано пером – не вырубишь топором». Потому что дает понять, какую роль играло печатное слово в нашем царстве-государстве.
Когда возникло выражение
В нашу страну пословица пришла во времена образования Древнерусского государства.
Государственность связывается не только с наличием общей территории и сформированного аппарата управления. Ещё один её признак – общий язык.
На нём говорит большинство граждан, составляются своды законов и литературные памятники.
Потребовалось в короткие сроки обучить письменности большое количество людей, для чего на Руси (во Пскове, Новгороде и Киеве) были открыты первые монастырские школы.
Простому люду грамота была в диковинку и считалась привилегией высших классов. Этим отчасти обеспечивалась вера в букву закона: что написано пером, того не изменить. Закон дан свыше!
Литература тоже зародилась в лоне монастырей и была духовной. Создавались летописи, поучения, переводились с греческого богослужебные книги.
Только на рубеже 16-17 веков в России стали появляться собственно авторские, светские произведения.
Они унаследовали древнерусскую просветительскую традицию: старались поучать читателя, исправлять общественные нравы, воспевать высшие духовные идеалы.
Именно поэтому литература в нашей стране стала чем-то вроде второй религии, а поэты стали почитаться как пророки.
Уважение к письменному слову, вера в то, что оно останется в вечности, в нашем отечестве до сих крепка. Вот почему пословица о слове, которое не вырубишь топором, остаётся актуальной.
Значение пословицы – Что написано пером, того не вырубишь топором
“Что посеешь, то и пожнешь“
Издавна готовили для посева лучшие семена, чтобы получить хороший урожай, что и отражает эта старая пословица. Смысл: чем лучше семена, тем лучше, больше урожай. В переносном смысле пословица употребляется в значении: как сам поступишь, как поведёшь себя, таковы будут и последствия твоего поведения.
Говорится, когда чьи-либо неудачи, неприятности, несчастья являются следствием собственного поведения. Примеры из литературы: 1) Что посеешь, то и пожнёшь — говорит пословица. Об этом не стоит забывать всем руководителям и специалистам хозяйств.
В стране к севу уже готово около 18 миллионов тонн семян зерновых и зернобобовых культур (Газета “Правда”, 22 марта 1976).
2) — Ты пренебрёг моими советами и с упорством продолжал держаться своих ложных взглядов; мало того, в свои заблуждения ты вовлёк также сестру.. Теперь вам обоим приходится нехорошо. Что ж? Что посеешь, то и пожнёшь! (А. Чехов, “Моя жизнь”).
“Что с возу упало, то (и) пропало“
Смысл: что потеряно, утрачено, того не вернёшь. Говорится обычно с сожалением о безвозвратно утраченном, о том, чего лишился и чего нельзя вернуть. Примеры из литературы: 1) В доме пропадало много вещей. Их никогда не разыскивали.
Все мы усвоили твёрдо: “Что с возу упало, то пропало” (Морозова, “Одна судьба”); 2) — Видно, что с возу упало, то и пропало. Что и толковать о старом: не воротишь (И. Кокорев, “Саввушка”); 3) На Ольгу я махнул рукой.
Что с воза упало, то пропало; а она была именно тем, что упало с моего воза и, как я думал, безвозвратно пропало. Я не думал о ней и думать не хотел (А. Чехов, “Драма на охоте”);
4) — Что отдали да продали, того не вернуть, с воза упало — считай, пропало (Н. Озеров, “Трудные годы”).
“Чужая душа — потемки“
Смысл: не узнаешь, что у человека на душе, о чём он думает, каков он. Говорится, когда трудно понять истинную сущность человека, его настроение, поведение, намерения.
Примеры из литературы: 1) — Вы думаете, что родные тётки станут оспаривать имение у моего сына? — Почему знать, сударыня: чужая душа — потёмки, говорит пословица (П.
Селиванов, “Деревенские письма”); 2) Разве мог он, Никита, знать, каков будет Игнатий? В чужую душу не влезешь, чужая душа — потёмки (В. Костылёв, “Иван Грозный”);
3) Три месяца с ней живу, а ведь, многого ещё, пожалуй, не знаю про неё… Верно говорят: “Чужая душа — потёмки” (В. Тендряков, “Не ко двору”).
1. Снявши голову, по волосам не плачут 2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь 3. С миру по нитке — голому рубаха 4. Рад бы в рай, да грехи не пускают 5. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми
Синонимичные выражения
В русском языке пословицу можно заменить синонимом:
А иностранным первоисточником стало латинское изречение
Так же в современных иностранных языках есть такие синонимы:
Получается, каждую мысль нужно хорошенько обдумать, прежде чем предать гласности. Так что повнимательнее делайте посты в соцсетях, дорогие носители письменной культуры!
Другие пословицы
Ученье – свет, а неученье – тьма
Жизнь без просвещенья ограничена, темна, лишена ярких красок.
Не всё то золото, что блестит
При оценке чего-либо важно обращать внимание не на внешние, а внутренние свойства.
Дарёному коню в зубы не смотрят
Когда вам от всей души что-то преподносят, не стоит проявлять невоспитанность, рассматривая подарок на предмет качества.
В тихом омуте черти водятся
За ангельской внешностью часто скрываются опасные склонности.
Все пословицы
Интересные тесты
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи пройдя тест на знание фразеологизмов.
Помните ли вы какие города изображены на российских купюрах?
Хорошо ли вы помните вид купюр, которыми пользуетесь ежедневно?
Тест на знание пословиц
Оцените насколько хорошо вы знаете пословицы русского языка.
Тест: хорошо ли вы разбираетесь в кино?
Отгадайте фильм по кадру.
Все тесты
Беседа с родителями «Что написано пером, того не вырубишь топором»
Геннадием Никандровичем Волковым — доктором педагогических наук, профессором, академиком Российской академии образования выдвинута «золотая» формула этнопедагогики: «…без памяти — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа».
В данной статье я хочу поделиться с опытом работы в детском саду. В своей работе я использую мудрость народа, воплощенную в пословицах, которая играет важную роль в развитии, обучении и воспитании детей.
Пословицы — это краткие законченные изречения, имеющие поучительный смысл. Обычно они состоят из одного предложения и часто прямо указывают, например, на то, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, как относиться к труду, дружбе, учению.
В пословицах в сжатой и образной форме отразилась мудрость народа, его отношение к жизни, к окружающему миру. Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться. Пословица развивает и обогащает речь. В них найдешь ответы на многие вопросы.
Как всем известно, дети — наше богатство, наше будущее, наше счастье. В них продолжение нашего рода, нашего имени. Потому у наших предков-якутов появилась пословица: «Семье с детьми радуется даже огонь», у русского народа — «Дети- благодать божья», у азербайджанского — «Ребенок- украшение дома», у восточных народов — «Дом, в котором дети — базар, в котором нет — кладбище».
Пословицы о детях: «Умел дитя родить, умей и научить», «Детки — радость? детки же и горе», «Детушек воспитать — не курочек пересчитать».
Если мы не сумели воспитать полезного для общества человека, по словам Макаренко, — это наши слезы и горе на старости лет. Эту же мысль о правильном воспитании детей мы может встретить в пословицах многих народов мира.
Киргизы говорят: «Если жена плохая — нет гостей, если сын плохой — нет счастья», у якутов: «Сытый пес лает на хозяина, а сытое дитя изводит мать».
У русских эта пословица звучит так: «Человек без воспитания — тело без души», у японцев: «Хорошее воспитание важнее хорошей родины, потакать капризам ребенка — значит бросит его». У китайского народа есть похожая пословица: «Учение для мальчика лучше ящика с золотом».
Эти мудрые мысли, родившиеся в стародавние времена, не потеряли своей нравственной силы и до сих пор могут служить жизненным кредом.
Лучше всего знакомить детей с пословицами в возрасте 5- 6 лет. В этом возрасте ребенок стремительно развивается, увеличивается словарный запас, любознательность, он учиться различать хорошее от плохого. И вот тут следует познакомить его с пословицей, как с драгоценной вещью, бережливо.
Очень важно использовать пословицу к месту и ко времени. Только в этом случае дети чутко отреагируют на ее содержание. Взрослые могут объяснить смысл пословиц и зарисовать их. Например: «Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит» можно объяснить так: «У волка там дом, вот туда и смотрит.
Дом — лес для него важнее, чем еда». Пословицу «Утро вечера мудренее» — следующим образом: «Утро только проснулось, оно свеженькое, а вечер уже устал и не сможет дать правильный ответ». А пословицу «Кашу маслом не испортишь» — таким образом: «От масла каша вкуснее, мягче, аппетитнее становится.
Точно не испортишь».
Нельзя полагать, что ребенок часто будет использовать пословицы и поговорки в своей речи, их можно только вклинивать в свой рассказ. В основном, использовать пословицы и поговорки можно, вводя их в рассказ или сказку.
Например, вместо того чтобы сказать «пришло время отдать долги» можно сказать «долг платежом красен».
Вместо «строго воспитывать» — «держать в ежовых рукавицах», вместо «будем и мы когда-то счастливы» — «будет и на нашей улице праздник» и т. д.
Не менее часто, чем пословицы, в нашей речи встречаются и поговорки. Поговорка — короткое и меткое народное выражение. Поговорка украшает речь и делает ее более яркой. Детям можно объяснить их кратко, в нескольких словах.
Например, задирать нос — «хвастается, ведет себя высокомерно». Если кто-то не чувствует себя виноватым и ведет себя по-прежнему, то говорят, с него как с гуся вода. Проще пареной репы — «очень просто, проще не бывает», работать спустя рукава — «плохо, небрежно работать».
Так, посредством пословиц и поговорок можно развить навыки, необходимые детям: творческое мышление, развитая речь, усидчивость, сообразительность, умение вычленять главное понимание себя и близких.