Что написано пером не вырубишь топором рисунки
Что написано пером, того не вырубишь топором: Смысл пословицы, значение
Пословица: Что написано пером, того не вырубишь топором.
Варианты написания:
Похожие по смыслу русские пословицы:
Русская пословица «Что написано пером, того не вырубишь топором» имеет аналоги на латинском языке:
Возник уже и современный вариант пословицы: «Что написано клавиатурой — не выдолбишь арматурой» 🙂
Происхождение:
Считается, что возникла эта старинная русская пословица в момент распространения письменности на Руси. В то время всему, что написано (будь то письмо или документ), придавалось огромное значение. Написал князь приказ — его нужно было непременно огласить простому народу. Документ обсуждению не подлежал и был обязательным к выполнению. Написано — значит законно, «железно» и поменять нельзя.
Смысл, значение
Одна из самых популярных и употребляемых по сей день пословиц! Пословица русская, но имеет аналоги на латинском языке (см. выше).
Основное значение высказывания в том, что все написанное на бумаге и ставшее известным людям, изменить нельзя. Это касается документов, заверенных подписью, литературных произведений, писем и интернет-сообщений. В русском языке есть похожая по смыслу пословица, но относящаяся к устной речи: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».
Обе пословицы указывают нам на ценность и весомость слова. Они имеют скрытый призыв следить за речью, взвешивать решения и только потом высказывать мысли или выражать их в письменной форме.
Пословица применима также и к деловой сфере. Документы, закрепленные подписями, вступают в юридическую силу и приобретают официальное значение. Передумав, человеку будет крайне сложно изменить ситуацию. Не поможет даже топор.
Словом, если написанное вступило в силу и стало известно людям, то его уже не изменить, не исправить.
Смысл пословицы «Что написано пером, того не вырубишь топором»?
Появление письменности – важный этап в развитии человечества.
В былые времена умение писать было доступно не всем, да и теперь не каждый может грамотно и складно зафиксировать мысли на бумаге.
Об этом важном навыке сложено немало пословиц. «Что написано пером, того не вырубишь топором» — одна из них.
Разберёмся, откуда она происходит и что означает.
Смысл пословицы
Про значимость слов, записанных пером, говорят в двух значениях:
Например, семейная пара подписывает кредитный договор, расписываясь на последней странице.
Перед этим сотрудник банка предупреждает, что текст соглашения нужно прочитать внимательно.
Не обратив внимания на это напоминание, через месяц супруги с возмущением приходят в банк и жалуются на комиссию по обслуживанию ссудного счёта.
«Что написано пером, того не вырубишь топором, — с полным правом скажет им менеджер, указав на подпись, поставленную на документе. — Я предупреждал, что договор нужно читать внимательно».
Гусиное перо — перо гуся, использовавшееся в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера. В современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.
Особую ответственность за слово несут люди, для которых оно является орудием труда: писатели, журналисты, блоггеры. Сами знаете, как можно навредить, пустив сплетню или намеренно исказив информацию.
Пословица «Что написано пером, то не вырубишь топором» нгапоминает нам о том, что в нашем мире слова имеют очень высокое значение, в особенности изреченные в письменном виде. А так же напоминает об ответственности за то, что мы пишем (или подписываем).
Когда возникло выражение
В нашу страну пословица пришла во времена образования Древнерусского государства.
Государственность связывается не только с наличием общей территории и сформированного аппарата управления. Ещё один её признак – общий язык.
На нём говорит большинство граждан, составляются своды законов и литературные памятники.
Потребовалось в короткие сроки обучить письменности большое количество людей, для чего на Руси (во Пскове, Новгороде и Киеве) были открыты первые монастырские школы.
Простому люду грамота была в диковинку и считалась привилегией высших классов. Этим отчасти обеспечивалась вера в букву закона: что написано пером, того не изменить. Закон дан свыше!
Литература тоже зародилась в лоне монастырей и была духовной. Создавались летописи, поучения, переводились с греческого богослужебные книги.
Только на рубеже 16-17 веков в России стали появляться собственно авторские, светские произведения.
Они унаследовали древнерусскую просветительскую традицию: старались поучать читателя, исправлять общественные нравы, воспевать высшие духовные идеалы.
Именно поэтому литература в нашей стране стала чем-то вроде второй религии, а поэты стали почитаться как пророки.
Уважение к письменному слову, вера в то, что оно останется в вечности, в нашем отечестве до сих крепка. Вот почему пословица о слове, которое не вырубишь топором, остаётся актуальной.
Синонимичные выражения
В русском языке пословицу можно заменить синонимом:
А иностранным первоисточником стало латинское изречение
Так же в современных иностранных языках есть такие синонимы:
Получается, каждую мысль нужно хорошенько обдумать, прежде чем предать гласности. Так что повнимательнее делайте посты в соцсетях, дорогие носители письменной культуры!
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
Методическая разработка «Что написано пером, того не вырубишь топором» ( История письменности)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ История письменности.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
С древнейших времен люди стремились фиксировать и передавать потомству информацию о накопленном в разных сферах жизни опыте. Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Древние художники изображали реальные объекты. Подтверждение тому древние наскальные рисунки.
Постепенно изображения становились все более условными и символичными, рисунок превратился в знак. Стремительно развивающиеся торговля и ремесла, требующие учета, привели к созданию письменности. Самым древним видом письма считается пиктографическое.
Постепенно значки все меньше походили на рисунки, появились стандартные условные знаки. Месопотамские писцы писали на плитках из сырой глины. Знаки наносились стилосами – тростниковыми перьями с треугольным концом, поэтому шумерское письмо стало называть клинописью. После того как плитки высушивали на солнце или обжигали в печи, они становились прочными и могли храниться не одно тысячелетие.
На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук. История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в Древнем Египте в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.
Возникновение славянской письменности
Руническое письмо было первой, предварительной стадией развития письменности, когда особой нужды в ней не испытывали: с новостями посылали гонцов, жили все вместе, знания хранились у старейшин и жрецов, а песни и сказания передавались из уст в уста. Руны употреблялись для кратких надписей на могильных камнях, пограничных знаках, оружии, украшениях, монетах
Согласно общепринятой версии, первая русская письменность зародилась в Древней Руси в IX веке вместе с принятием христианства. После крещения возникла потребность в богослужебных книгах.
Настоящим прорывом в культуре Древней Руси стало появление первой единой славянской азбуки. Она была создана братьями – Кириллом и Мефодием, которые вошли в историю как одни из первых славянских просветителей. Благодаря им появились книги и письменность.
Некоторое время в обиходе были две азбуки: глаголица и кириллица. По мнению ученых, глаголица была более древним вариантом азбуки, однако она так и не прижилась на Руси. Более простой, удобной и понятной оказалась именно кириллическая азбука.
Появление кириллицы способствовало распространению книг. В те времена их переписывание было очень трудоемким процессом, на который нужно было затратить немало времени и сил. Книги ценились на весь золота и бережно хранились среди прочих богатств. Древнейшей книгой, написанной кириллицей и сохранившейся до наших дней, является Остромирово Евангелие (1057 г.).
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Что написано пером.docx
«Что написано пером – того не вырубишь топором»
Познакомить учащихся с истоками возникновения древней письменности, зарождением славянской письменности.
Формировать умения анализировать исторические изменения, происходившие в письменности в течение времени.
Развивать культуру речи, обогащать словарный запас, развивать навыки и умения анализировать и обобщать.
Воспитывать уважение к народной мудрости, к культуре своего народа и народов мира.
Об этом важном навыке сложено немало пословиц. «Что написано пером, того не вырубишь топором» — одна из них.
Появление письменности – важный этап в развитии человечества.
Предлагаю познакомиться с краткой историей возникновения мировой письменности и с тем как она появилась на Руси- с возникновением славянской письменности.
С древнейших времен люди стремились фиксировать и передавать потомству информацию о накопленном в разных сферах жизни опыте. Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Древние художники изображали реальные объекты. Подтверждение тому древние наскальные рисунки.
Постепенно изображения становились все более условными и символичными, рисунок превратился в знак. Стремительно развивающиеся торговля и ремесла, требующие учета, привели к созданию письменности. Самым древним видом письма считается пиктографическое.
Постепенно значки все меньше походили на рисунки, появились стандартные условные знаки. Месопотамские писцы писали на плитках из сырой глины.
Знаки наносились стилосами – тростниковыми перьями с треугольным концом, поэтому шумерское письмо стало называть клинописью. После того как плитки высушивали на солнце или обжигали в печи, они становились прочными и могли храниться не одно тысячелетие.
На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.
лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.
Некоторое время в обиходе были две азбуки: глаголица и кириллица. По мнению ученых, глаголица была более древним вариантом азбуки, однако она так и не прижилась на Руси. Более простой, удобной и понятной оказалась именно кириллическая азбука.
Руническое письмо было первой, предварительной стадией развития письменности, когда особой нужды в ней не испытывали: с новостями посылали гонцов, жили все вместе, знания хранились у старейшин и жрецов, а песни и сказания передавались из уст в уста.
Руны употреблялись для кратких надписей на могильных камнях, пограничных знаках, оружии, украшениях, монетах
Согласно общепринятой версии, первая русская письменность зародилась в Древней Руси в IX веке вместе с принятием христианства. После крещения возникла потребность в богослужебных книгах.
Настоящим прорывом в культуре Древней Руси стало появление первой единой славянской азбуки. Она была создана братьями – Кириллом и Мефодием, которые вошли в историю как одни из первых славянских просветителей. Благодаря им появились книги и письменность.
Некоторое время в обиходе были две азбуки: глаголица и кириллица. По мнению ученых, глаголица была более древним вариантом азбуки, однако она так и не прижилась на Руси. Более простой, удобной и понятной оказалась именно кириллическая азбука.
Появление кириллицы способствовало распространению книг. В те времена их переписывание было очень трудоемким процессом, на который нужно было затратить немало времени и сил. Книги ценились на весь золота и бережно хранились среди прочих богатств. Древнейшей книгой, написанной кириллицей и сохранившейся до наших дней, является Остромирово Евангелие (1057 г.).
Корригирующая гимнастика для глаз.
Игра «Пишем глаголицей»
Воспитатель: Ребята, перед вами карточки, на которых изображена азбука «Глаголица». Выполните, пожалуйста, два задания:
1.Запишите с помощью букв глаголицы свое имя.
2.Придумайте и запишите короткое предложение глаголицей.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклониться вправо, влево
И беремся вновь за дело.
Слово к слову – речь готова
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Со временем наша речь меняется, появляются новые слова, а старые постепенно уходят из нашей речи или мы их употребляем в ином значении. Давайте вспомним старославянские слова.
Вертеп – пещера, подземелье
Зыркать – бросать быстрые взгляды
Надо покумекать – надо подумать
Игра «Перевертыши» (Назови пословицу)
Много против одного – один против всех.
Будешь ждать одного волка, со всеми встретишься.
В бурной реке ангелы не живут.
Ложь в огне тонет и в огне горит.
Умные ноги – голова отдыхает.
Зайца накормишь – он в лес не побежит.
Новый враг хуже старого врага.
Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.
Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором!»
I. Вступительная часть.
II. Конкурсная программа.
III. Подведение итогов занятия.
I. Вступительная часть
К празднику ребята могут самостоятельно подготовить задания и положить их в конверт. В ходе мероприятия открывается каждый конверт, и все выполняют задание. Учащихся можно разделить на две команды. Член команды, чье письмо (задание) зачитывают, не участвует в обсуждении и ответе команды. Если ≪присланных≫ заданий (в конвертах) окажется мало, можно больше использовать данный сценарий.
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам… что?
В русском языке около 500 тысяч слов. Это один из самых распространенных языков в мире. Русский язык занимает пятое место в мире по числу людей, говорящих на нем. Далеко не всякий язык может сравниться с русским языком по красоте и богатству.
Наш праздник мы посвящаем русскому языку.
II. Конкурсная программа
Некоторые вопросы нам прислали иностранцы, изучающие русский язык.
1. Гансу идет девятый год. Это значит, что ему…
а) больше девяти, но меньше десяти;
б) больше восьми, но меньше девяти;
в) больше семи, но меньше восьми;
Ответ: б) больше восьми, но меньше девяти.
2. Англичанин, изучающий русский язык, написал сочинение о весне.
В небе, возвращаясь, ухают журавли.
За окном каркают голуби.
Под окнами воркуют воробьи.
На деревьях курлыкают вороны.
А по ночам чирикают филины.
Похоже, он перепутал слова, обозначающие голоса птиц. Помогите исправить ошибки.
Ответ: В небе, возвращаясь, курлыкают журавли. За окном воркуют голуби. Под окнами чирикают воробьи. На деревьях каркают вороны. А по ночам ухают филины.
3. Трудности перевода. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Мир Древней Греции.
Давайте жить в тире.
Игра не стоит встреч.
Ответ: Горе луковое, мифы Древней Греции, давайте жить в мире, трубка мира, глухое село, игра не стоит свеч, медвежья услуга.
4. К какой из этих пар можно добавить еще одно русское слово?
Ответ: г) сорт – трос – (рост, торс).
5. Костя придумал шифр для секретной переписки. Фраза ≪я ушел≫ после зашифровки выглядит так: ≪б хъзн≫. А как расшифровать фразу ≪атв кезф≫?
д) ни один из вариантов не подходит.
6. В предложении ≪Бумага истлела≫ спрятано слово ≪аист≫.
В четырех из пяти предложений спрятаны названия овощей, а в одном – название цветка. Найдите спрятанные слова.
7. В каждом из приведенных словосочетаний пропущены гласные буквы. Во всех ответах, кроме одного, одно слово означает цвет, а другое – предмет мебели. Для какого ответа это правило нарушено?
Ответ: г) СНМР (синее море).
8. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: ≪врачи≫, ≪жара≫, ≪часы≫, ≪грибной≫… Какое слово пятое?
Ответ: г) трава (безударные гласные).
9. Что можно сказать и мальчику, и девочке?
д) Ни один из вариантов не подходит.
Ответ: б) Расти большой!
10. Отгадайте загадки. (Парные звонкие и глухие согласные.)
Еду, еду – следу нету. ( Лодка. )
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями с деревьев. ( Жираф. )
Хозяюшка богатая, рогатая. ( Улитка. )
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. ( Гвоздь. )
Она на белых камушках сидит.
Не подходите близко – закричит. ( Наседка. )
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. ( Варежка. )
Ей набили мясом рот,
Жует, жует и не глотает –
В тарелку отправляет. ( Мясорубка. )
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
Они опять встают. ( Городки. )
В новой стенке, в круглом окне
Днем стекло разбито,
А за ночь вставлено . ( Прорубь. )
Кто такая? Каши зачерпнет
И отправит в рот. ( Ложка. )
Из дерева вырубается,
А в руках плачет. ( Скрипка. )
Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. ( Арбуз. )
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. ( Мороз. )
11. Инсценируйте русскую народную песню, в которой есть словарные слова. Например: ≪Во поле березка стояла≫, ≪Калинка-малинка≫ и т. д.
12. Нарисуйте картину на тему ≪Лето≫, используя слова с безударными гласными. Например: ≪река≫, ≪поля≫, ≪тропинки≫, ≪цветы≫, ≪облака≫, ≪трава≫, ≪лиса≫, ≪грибы≫, ≪леса≫ и т. д.
III. Подведение итогов занятия
Определение победителей. Вручение призов. Слово учителя и гостей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
I. Вступительная часть.
II. Конкурсная программа.
III. Подведение итогов занятия.
I. Вступительная часть
К празднику ребята могут самостоятельно подготовить задания и положить их в конверт. В ходе мероприятия открывается каждый конверт, и все выполняют задание. Учащихся можно разделить на две команды. Член команды, чье письмо (задание) зачитывают, не участвует в обсуждении и ответе команды. Если ≪присланных≫ заданий (в конвертах) окажется мало, можно больше использовать данный сценарий.
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам… что?
В русском языке около 500 тысяч слов. Это один из самых распространенных языков в мире. Русский язык занимает пятое место в мире по числу людей, говорящих на нем. Далеко не всякий язык может сравниться с русским языком по красоте и богатству.
Наш праздник мы посвящаем русскому языку.
Номер материала: ДБ-814437
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что написано пером, того не вырубишь и топором
(Короткий ответ на два длинных обвинения)
Идти мимо запросов жизни – дело непохвальное, но и не приносящее реального вреда! Гораздо хуже идти против запросов жизни, намеренно искажать и заподозривать в благонадежности всякое живое начинание и сознательно вводить общественное мнение в заблуждение на счет действительного смысла поднимаемых самою жизнью вопросов.
Вот несколько полемических перлов из ответа редактора: «статья (Спасского) обнаруживает решительную беспечность автора по части передачи чужих мыслей (120)», «идет против очевидности (125)». «доказывает, что дважды два – пять (126)», «содержит одно отрицание и порицание с примесью значительной дозы дешевого глумления (128)». «составляет бестактную и часто непристойную полемическую выходку (138)». Автор ее «принадлежит к числу несдержанных и неразборчивых в словах людей (127; прим.)», «разменивает вопрос на мелкую монету личных укоризн (129)»; он – «новый рыцарь литературного беспорядка, высадивший из седла прежнего ратоборца. Выезжает на полемическое ристалище без страха, но. с мелкими уколами по адресу чужих самолюбий. и притом уколами каким-то первобытным, тупым копьем, которое полемист предварительно всякий раз обильно смачивает в своей собственной желчи (135). и т. д. и весь этот букет преподносится нам под именем «тонкой и изящной полемики (135)».
Термин «подмена вопроса» заимствован нами от редакции Душ. Чт. Употребляя его, мы хотели в точной формулировке возвратить обвинение на о. Архим. Евдокима по его собственному адресу. Лично мы предпочли бы другой оборот.
Мы здесь считаемся лишь с той точкой зрения арх. Никона, какая развита им в Окт. кн. Душ. Чт. за 1902 г.
См. ст. о. архим. Евдокима в Нояб. кн. Бог. Вест.; статью инока в С. П. Б. Вед., отчасти Стран., Март, 1903, стр. 387. 488; главным же образом напечатанное в прошлой кн. Богосл. Вестн. исследование С. И. Смирнова; см. особенно стр. 719. 738. 739. 742. 743. 746. 747.
О «православно-богословской науке» в нашей заметке не было и речи; мы говорили лишь о публицистической деятельности г. Введенского в области современных церковно-общественных вопросов. А это, – надеемся, – не одно и тоже.
См. Душ. Чт. Май, 1903, стр. 128.
См. Душ. Чт. Май, 1903, стр. 128.
См. Душ. Чт. Май, 1903, стр. 128.
Источник: Спасский Aн. Что написано пером, того не вырубишь и топором: (Короткий ответ на два длинных обвинения) // Богословский вестник 1903. Т. 2. № 5. С. 188-195 (2-я пагин.).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»