Что написано на памятнике ивану сусанину в костроме
Памятник Ивану Сусанину в Костроме
Памятник Ивану Сусанину в Костроме — это единственный монумент в России, возведенный в честь народного героя, спасшего царя. Памятник Ивану Сусанину расположен в центре города, на Сусанинской площади, в непосредственной близости от главных достопримечательностей Костромы.
Свой подвиг Иван Сусанин совершил в 1613 году после позорного десятилетия Смутного времени. Именно русский крестьянин спас Михаила Федоровича, с царства которого началось 304-летнее правление династии Романовых. За три века Россия из царства Московского превратилась в крупнейшую Российскую Империю.
Монумент, который Вы видите на Сусанинской площади сравнительно молодой, он был возведен в Советской время, в 1967 году, а прежде на этом месте возвышалась композиция, выполненная известным скульптором Василием Демут-Малиновским.
Памятник представлял собой установленный на колонне бюст царя в шапке Мономаха с крестом на груди, а рядом, преклонив колено, располагалась фигура молящегося Ивана Сусанина.
Скульптурная композиция была разрушена в 1918 году, когда повсеместно шла борьба с памятниками царю и их слугам. Сначала были снесены фигуры царя Федора Михайловича и Ивана Сусанина, а через несколько лет уничтожили и колонну.
Новый монумент совсем не похож на старый. На высоком постаменте мы видим мощную фигуру крестьянина, взор которого обращен в сторону Волги. Это памятник патриоту, готовому в любую минуту защитить Родину.
О жизни Ивана Сусанина сохранилось очень мало фактов, но известно, что в феврале 1613 года польско-литовский отряд разыскивал молодого царя Михаила Федоровича, который жил в своей вотчине Домнино в Костромской губернии. Поляки хотели пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол или захватить его, чтобы потребовать выкупа.
На окраине села поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина, который вместо того, чтобы указать убежище царя, завел врагов на болота. За обман крестьянин был замучен и зарублен, а Михаил Федорович вместе со своей матерью инокиней Марфой укрылся в Ипатьевском монастыре.
Для справки: Памятник Ивану Сусанину в Костроме выполнен из желтого известняка, его высота — 12 метров, автор работы — скульптор Никита Антонович Лавинский.
Памятник Ивану Сусанину в Костроме
В октябре 1834 года император Николай I, посетив Кострому, принял решение выделить средства на сооружение в колыбели Дома Романовых двух памятников: Михаилу Федоровичу на территории Ипатьевского монастыря и Ивану Сусанину на Екатерининской площади — в центре города. В Академии художеств был объявлен конкурс на разработку проектов этих монументов, в котором приняли участие В.Демут-Малиновский, Б.Орловский и Е.Гольберг. Рассмотрев представленные проекты, в 1838 году Николай I изменил свое первоначальное решение и поручил скульптору В. Демут-Малиновскому составить новый проект памятника, в котором отразить роль царя Михаила Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина.
Работа над глиняными статуями Михаила Федоровича и Сусанина в натуральную величину заняла у В.Демут-Малиновского много времени и сил, а статую Сусанина пришлось делать дважды, так как первая модель в 1839 году рухнула и все пришлось делать заново. Как считают некоторые историки, при всей своей одаренности и таланте скульптура, сумевшего мастерски объединить две фигуры в единой скульптурной композиции, ему не удалось правдиво воплотить широкий патриотический смысл мужественного подвига Ивана Сусанина.
По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года – на день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых. Памятник представлял собой высокую колонну из красного гранита, увенчанного бюстом Михаила Федоровича, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая бронзовая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами. Силуэт памятника-колонны хорошо вписывался в архитектуру центральной городской площади.
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки:
«Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий дедушка
Некрасов «выпрямил» Сусанина и предвосхитил общенациональное понимание его подвига.
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила Федоровича и скульптура Ивана Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году. Колону вывезли за город, где она и пролежала почти семьдесят лет. В 70 годы, на месте, где лежала колона, велись строительные работы и многие костромичи (в том числе и я) использовали фрагмент памятника в качестве мостика через канаву, не зная о том, что находится у них под ногами. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак, туда же перевезена и найденная колона. Для жителей города появился новый ориентир для обозначения мест встречи: «Встретимся в центре, у колонны».
img_5476.jpg
В Костроме обсуждение модели памятника, выполненного Лавинским, проходило в ноябре 1965 года. На месте, отведённом под будущий памятник, установили фанерный макет в натуральную величину. Для участия в обсуждении, народу собралось не так уж много – около сорока человек, хотя информация о том, когда и где оно состоится, прошла по областному радио. В основном это были представители костромской общественности, в том числе ветераны. Присутствовал и автор проекта – скульптор Никита Лавинский. Большинство высказавшихся находили модель памятника неудачной, статичной. Прозвучали высказывания и такого рода, что всё, дескать, проверяется временем, привыкнем…В конце концов, обсуждение свелось к вопросу, в какую сторону будет смотреть Сусанин – на Волгу или на город. Склонились к первому варианту.
Позднее, когда открылся санаторий им. Ивана Сусанина, на его территории был установлен ещё один памятник народному герою – копия (не совсем точная) памятника, выполненного Лавинским, изготовленная костромским скульптором Алиной Усовой.
susanin-ivan.jpg
28 сентября 1967 года белокаменный памятник, установленный на высоком берегу Волги в окруженном старинными торговыми рядами сквере, был торжественно открыт. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской».
В районе, на месте гибели Сусанина, рядом с Исуповским болотом, был установлен большой черный камень с надписью «Иван Сусанин. 1613». Существует традиция среди молодоженов района — возлагать цветы к данному постаменту.
О Сусанине
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Протоиерей А.Д.Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в селе Домнине предания, первым указал, что Иван Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Сомнения в историчности подвига Ивана Сусанина высказал ещё в 1862 году Николай Костомаров.
По сообщениям прессы, в 2003 году в некрополе села Исупово (Сусанинский район Костромской области) были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность этой находки.
Интересные факты
С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
Спустя 330 лет, во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.
Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И.В.Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира).
Что это за памятник и где он находиться? и что за надпись на нем закрашена?
В 1918 году памятник был разрушен.
Между Красными и Мучными рядами раскинулся широкий сквер, выходящий к волжской переправе. На южном конце сквера открыт памятник Ивану Сусанину, сельскому старосте, который жил в 50 верстах к северо-востоку от Костромы, где теперь село Сусанине.
Ходовая в прошлом версия, будто Иван Сусанин зимой 1613 г. завел в непроходимые леса отряд польских интервентов, чтобы спасти скрывавшегося в имении Домнино 16-летнего Михаила Романова, опровергается советскими исследователями. Как утверждает костромской историк и литератор А. Румянцев, бояре Романовы были в сговоре с польскими аристократами, и гораздо вероятнее, что отряд пробирался к новоиспеченному царю вовсе не затем, чтобы его погубить. Свой же подвиг Сусанин совершил не ради спасения молодого Романова, а из ненависти к захватчикам, разорявшим его родной край.
В середине 20 века молодой скульптор Лавинский создал проект нового памятника. 28 сентября 1967 года белокаменный памятник, установленный на высоком берегу Волги, был торжественно открыт. С высоты постамента на горожан взирал гордый крестьянин. Был переосмыслен сам подвиг: Сусанин спасал не молодого Романова, а Землю Русскую.
Новый памятник органично влился в ансамбль старой архитектуры центра города. И как напоминание о прошлом, в центральном сквере Костромы лежит мраморная колонна старого памятника, на том самом месте, где в позапрошлом веке он располагался.
В 1918 году памятник был разрушен.
Между Красными и Мучными рядами раскинулся широкий сквер, выходящий к волжской переправе. На южном конце сквера открыт памятник Ивану Сусанину, сельскому старосте, который жил в 50 верстах к северо-востоку от Костромы, где теперь село Сусанине.
Ходовая в прошлом версия, будто Иван Сусанин зимой 1613 г. завел в непроходимые леса отряд польских интервентов, чтобы спасти скрывавшегося в имении Домнино 16-летнего Михаила Романова, опровергается советскими исследователями. Как утверждает костромской историк и литератор А. Румянцев, бояре Романовы были в сговоре с польскими аристократами, и гораздо вероятнее, что отряд пробирался к новоиспеченному царю вовсе не затем, чтобы его погубить. Свой же подвиг Сусанин совершил не ради спасения молодого Романова, а из ненависти к захватчикам, разорявшим его родной край.
В середине 20 века молодой скульптор Лавинский создал проект нового памятника. 28 сентября 1967 года белокаменный памятник, установленный на высоком берегу Волги, был торжественно открыт. С высоты постамента на горожан взирал гордый крестьянин. Был переосмыслен сам подвиг: Сусанин спасал не молодого Романова, а Землю Русскую.
Новый памятник органично влился в ансамбль старой архитектуры центра города. И как напоминание о прошлом, в центральном сквере Костромы лежит мраморная колонна старого памятника, на том самом месте, где в позапрошлом веке он располагался.
Памятник Ивану Сусанину
В октябре 1834 года император Николай I, посетив Кострому принял решение выделить средства на сооружение в колыбели дома Романовых двух памятников: Михаилу Федоровичу на территории Ипатьевского монастыря и Ивану Сусанину на Екатерининской площади (ныне Сусанинская площадь).
В Академии художеств был объявлен конкурс на разработку проектов этих монументов, в котором приняли участие В. И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский и Е. Гольберг. Рассмотрев представленные проекты, в 1838 г, Николай (изменил свое первоначальное решение, и поручил В. И. Демут-Малиновскому составить новый, проект памятника, в котором отразить роль Михаила Романова и подвиг Ивана Сусанина. При всей одаренности и таланте скульптора, сумевшего мастерски объединить две фигуры в единой скульптурной композиции, ему не удалось правдиво воплотить широкий патриотический смысл мужественного подвига И. Сусанина.
14 марта 1851 года состоялось торжественное открытие памятника. У высокого ствола колонны из красного гранита, увенчанного бюстом Михаила Федоровича, помещена бронзовая фигура коленопреклоненного Ивана Сусанина. На лицевой стороне пьедестала помещен рельеф со сценой гибели героя. Силуэт памятника-колонны хорошо вписался в архитектуру центральной городской площади.
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки:
«Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий — дедушка
Мужик на площади.
Чей памятник? Сусанина».
Некрасов «выпрямил» Сусанина и предвосхитил общенациональное понимание его подвига. Памятник был разрушен в 1918 г. Над проектом памятника в 1930-1940-е гг. работали известный советский скульпторы Н. В. Томский, Г. И. Мотовилов, Г.В. Дзюбанов. В 1952 г. выпускник Московского государственного института имени В.И. Сурикова Н.А. Лзвинский успешно защитил дипломную работу- проект памятника Сусанину для Кострому. Его научный руководителем был народный художник СССР Н.В. Томский. Государственная экзаменационная комиссия рекомендовала Лавинскому продолжить работу над монументом и установить его в старинном волжском городе.
Простой геометрии, узор, напоминающий деревянную кружевную резьбу, опоясывает постамент. Ниже – надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Высеченная в камне фигура Сусанина очень цельная, компактная, она почти сливается с объемом постамента. Фигура крестьянина крепко стоит на земле, его вытянутая рука как бы является символом смертного приговора врагам, посягнувшим на нашу землю. Левая рука с посохом, служит опорой на родную землю, откуда герой черпает мужество и волю. Простой, скромный, цельный по силуэту памятник Ивану Сусанину органично влился в ансамбль старой архитектуры и стал доминирующим повтором вертикали Пожарной каланчи, придав площади художественную и идейную завершённость.
Кострома. Иван Сусанин. Памятник неизвестному крестьянину
В Костроме уничтожили памятник Сусанину – скульптурную композицию Демут-Малиновского. Площадь во времена оные именовалась Екатеринославской (в честь Екатерины Алексеевны), с появлением на ней памятника была переименована в Сусанинскую; после известных событий стала площадью Революции.
Может быть, костромской монумент не был шедевром. Нет, не шедевр – просто добротная работа талантливого мастера. Памятник Сусанину поставили в 1851 году. Создавали его долго, много труда приложили. И не зря: он сразу же вписался в ансамбль и стал символом города. Главной достопримечательностью, такой же значимой для Костромы, как для Петербурга – Медный всадник, а для Новгорода Великого – Тысячелетие России.
На старом монументе они были вместе: царь Михаил Романов и крестьянин Иван Сусанин.
Скульптурный портрет юного царя на высоком гранитном постаменте поднимался над городом.
У подножия пьедестала застыл коленопреклонённый Сусанин. Нет, не так: не коленопреклонённый, а… как бы сказать точнее.
Вот что удивительно: чувства, которые удалось художнику передать в бронзе, не так-то просто выразить словами.
Сусанин благоговейно сложил руки на груди и медленно опускается на колени. В это мгновение запечатлел его скульптор.
Удивительная находка мастера! Поистине творческая удача.
Памятный знак вблизи места гибели установлен не был. Памятник в центре Костромы появился в 1967 году. Добротный памятник. Смотрится внушительно. В скульптуре действительно есть что-то сусанинское. Очевидно, борода.
Именно борода свидетельствует о принадлежности персонажа к крестьянскому сословию.
Эпоха не угадывается. Даже намёком не обозначены обстоятельства совершения подвига. Хотя, конечно, «дореволюционная» отечественная история в те годы перестала быть запретной наукой. Её преподавали и даже изучали. Но не полностью, а фрагментарно. Исключались фрагменты, под которые невозможно подвести марксистско-ленинскую методологию.
Подвиг Ивана Сусанина преподавался фрагментарно. Крестьянин-патриот герой завёл интервентов в непроходимые дебри. Сам погиб, и врагов погубил. Это понятно. Непонятно другое: как польско-литовские интервенты оказались в российской глубинке?
С какой-то секретной миссией. Впрочем, неважно, куда они шли. Неважно, зачем. Главное, что не дошли.
Обратимся к туристическому буклету, изданному в 1968 году:
Между Красными и Мучными рядами раскинулся широкий сквер, выходящий к волжской переправе. На южном конце сквера открыт памятник Ивану Сусанину, сельскому старосте, который жил в 50 верстах к северо-востоку от Костромы, где теперь село Сусанино. Прежний памятник Сусанину в центре площади Революции (быв. Сусанинской) был снесён после Февральской революции, так как он оскорблял чувства народа: на мраморной колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножия колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина
Правдивость приведённого выше словесного описания вызывает сомнения. Однако проверить невозможно. Памятника-то нет. Осталось несколько старых фотографий.
Да ещё смутные воспоминания костромских старожилов, записанные краеведами. Сравнивая два памятника, старый и новый, старожилы замечали, что на новом Сусанин непохож, а на старом был похож.
Значит, скульптура Демут-Малиновского обнаруживала сходство…С кем же? Ведь ни единого портрета не осталось.
Вот и всё. Как выглядел герой, науке неизвестно. Народные предания об это умалчивают.
На кого же был похож Сусанин Демут-Малиновского?
Говорят, он был похож на крестьянина Костромской губернии. Лицо крестьянское, простое. Таких лиц много в здешних краях. Собственно, такие лица встречаются на Руси повсеместно. Живое, настоящее лицо. И фигура как будто живая… Душевный был памятник.
Что же, неудивительно. Василий Иванович Демут-Малиновский к делу подошёл серьёзно. Посетил Кострому, побывал в сусанинских местах. Вероятно, прототипом бронзового Сусанина служил кто-то из здешних крестьян.
К нынешнему памятнику костромичи привыкли. Он стал фирменным знаком города. Двенадцатиметровый монумент и впрямь смотрится неплохо. Однако никто в нём не узнаёт (и даже не пытается узнать) истинного Сусанина. Просто крестьянин, патриот Земли Русской.
А ведь верно: они были подлинными патриотами. Хотя слова «патриот» вряд ли было им знакомо. Не из крестьянского словаря словечко. Крестьяне не рассуждали о патриотизме. Они были немногословны. Не умели говорить попусту, не уважали болтунов. Просто работали. Изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение. Кормили свою державу. И не только свою: вся Европа кормилась российской аграрной продукцией. Российский хлебушек кушала, да нахваливала…