Что написано на колокольне ивана великого

Колокольня Иван Великий

КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»

Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух московский,
Гуди во все колокола.
Александр Полежаев

Все значительное, о чем размышлял род человеческий, он запечатлел в камне.
Виктор Гюго

Продолжаем рассказывать о строениях, расположенных на Соборной площади Московского Кремля. Мы уже познакомились с Успенским собором («Радость» №11, 2003), Благовещенским собором («Радость» №3, 2004), Архангельским собором (№7-8, 2004). Теперь встретимся с величественной трехъярусной белоснежной златоглавой башней, украшающей Соборную площадь и весь Московский Кремль- колокольней «Иван Великий». Она построена на восточной стороне Соборной площади в 1505-1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом колокольни, сделанная золочеными буквами: «. повелением Великого Государя царя и Великого князя Бориса Федоровича. храм совершен и позлащен во второе лето государства их 7108 (1600)».

Почему колокольня называется «Иван Великий»?

Известно, что не на пустом месте возникла эта колокольня. Вот о чем говорит летопись «Рогожский летописец» о годе 1329-м: «1329. Месяца мая в 21-й день, на память святого правоверного царя Константина и матери его Елены, основана была церковь каменная на Москве во имя святого Иоанна Лествичника. В том же году была завершена и освящена месяца сентября в 1-й день, на память святого отца Симеона Столпника». Из той же летописи известно, что церковь эта была расписана в 1346 году. Эта церковь, возведенная при Иване Калите, была с колокольней («иже под колоколы»).
Так как со временем эта церковь обветшала, то на ее месте и возвел в 1505-1508 годах зодчий Бон Фрязин новую колокольню высотой около 60 метров (два нижних и часть третьего яруса нынешней колокольни). Известно, что в нижней части первого яруса располагалась церковь Иоанна Лествичника, а выше находились парадные помещения, назначение которых неизвестно. Название «Иван Великий» колокольня получила после увеличения ее высоты по указанию Бориса Годунова. Древняя церковь была построена во имя Ивана (Иоанна Лествичника), а колокольня, построенная на ее месте, включала в себя церковь во имя того же святого Иоанна Лествичника, но имела значительно большую высоту. Отсюда и появилось ее имя- Иван Великий. Слово «Великий» и указывает на ее необыкновенную высоту.

Почему Борис Годунов решил надстроить колокольню?

Рассказ Юрия Жданова «Колокольня «Иван Великий» опубликован:
Юрий Жданов. Живи, цвети, Иван Великий. Газета «Радость» № 9-10, 2004. Стр. 18-19

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).

Источник

ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»

Строительство нового храма-колокольни осуществил в 1508 году итальянский архитектор Бон Фрязин. В первом ярусе колокольни, представляющей собой трехъярусный столп высотой около 60 м, был размещен престол древней церкови Иоанна Лествичника храма. Два ее нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой.

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве мин, заложенных во время Отечественной войны 1812 года французскими войсками под соборные звонницы. Видимо, характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента. Он возведён на сплошном свайном поле — на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу. На этом свайном поле был сложен фундамент, а выше него — ступенчатый белокаменный стилобат. На нём из кирпича был возведён уникальный столпообразный храм «под колоколы», достигавший сначала более 60 метров в высоту.

Что написано на колокольне ивана великогоЧто написано на колокольне ивана великогоЧто написано на колокольне ивана великогоЧто написано на колокольне ивана великого

Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни — «Иван Великий». Значение столпа как главной и поэтому самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше «Ивана Великого». Факт запрещения не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на «Иване Великом». В народе о высоком человеке говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

Что написано на колокольне ивана великогоЧто написано на колокольне ивана великогоЧто написано на колокольне ивана великогоЧто написано на колокольне ивана великого

В начале XVIII века князь А.Д. Меншиков поставил в Москве церковь Архангела Гавриила (Меншикову башню). Первоначально над существующими ныне четырьмя каменными ярусами башни возвышался деревянный пятый, украшенный часами и увенчанный высоким шпилем со статуей архангела Гавриила, так что в общей сложности башня была на 3 метра выше «Ивана Великого». Меншикову башню стали называть в народе «сестрой Ивана Великого». Но главенствовала она в небе Москвы недолго. Ударом молнии огромный шпиль Меншиковой башни снесло. И опять Иван Великий стал самым высоким зданием в Москве. В народе это событие было немедленно истолковано как наказание светлейшему князю, поставившему себя выше царских особ, за гордыню. И даже в 1913 году при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы ее высота была одним метром ниже кремлевской звонницы.

На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

Москва. Колокольня Ивана Великого

Что написано на колокольне ивана великого

1. Лебедь
2. Медведь (вседневный колокол) 1501 год.
3. Широкий
4. Новгородский
5. Ростовский
6. СлободскийЧто написано на колокольне ивана великого
На фото: слева лебедь, а справа медведь. Колокол «Лебедь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин. Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус. Колокол «Медведь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин. Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:
Купола колокольни

1. Новый (переименован из Успенского);
2. Немчин
3. Безымянный
4. Даниловский
5. Глухой
6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия. В нынешнее время на звоннице и колокольне присутствуют 24 колокола, датированные XVI-XVII веками. А весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».Что написано на колокольне ивана великого
Звук колокола зависел не только от его массы, которая варьируется в колоколах Ивана Великого от 123 кг до 7 тонн, но и от состава медного сплава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорция меди, серебра и золота в сплаве устанавливалась по наитию.
Московские колокольные заводы в XIX веке считались лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — местности за Сухаревой башней (нынешние Балканские переулки).
«Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки.
…Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого и сложилась известная поговорка «колокола льют», когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе. » А.П.МилюковЧто написано на колокольне ивана великого
Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов верили в силу подобных действий, а изобретатели таких слухов получали хороший гонорар. Если колокол получался удачный, то слух опровергали: мол, это на таком-то заводе колокол лили — очень звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались, и слух превращался в легенду.Что написано на колокольне ивана великогоВ одном из «колокольных» рассказов говорилось, как в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у брачующихся с голов, вылетели из окон и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Они росли и воспитывались в разных местах, никогда не видали друг друга, случайно встретились, приняли родственное влечение друг к другу за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак таким чудесным образом.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшены золочеными венцами. Смотрели, удивлялись, ахали, но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут спокойно разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве долгое время ходила легенда, что венцы на церкви Воскресения поставлены потому, что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с Разумовским.
Что написано на колокольне ивана великого
А однажды вся Москва только и говорила, что о происшествии накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, и вдруг, в самый разгар танцев, ударил колокол на Иване Великом. Вмиг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и леденящим холодом повеяло на танцующих. Испуганные гости бросились к дверям, но двери с громом захлопнулись, и никакая сила не могла их открыть. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных, погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор.
Газеты объявили, что это сказка, и генерал-губернатор жив-здоров. Но слухи о замерзших еще долго ходили по городу.
Московская полиция, расследуя слухи, иногда добиралась до источника. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов. Но они продолжали придумывать все новые и новые нелепости. А в словаре Даля так и осталась поговорка «Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести».Что написано на колокольне ивана великогоКолокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921 году, этот запрет нарушили.

После этого звона Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 году на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.
Известно, что колокольня Иван Великий выполняла в старой Москве еще и функцию главной дозорной сигнальной башни. С нее хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км.

«Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал! «
М.Ю.Лермонтов

Источник

АНСАМБЛЬ КОЛОКОЛЬНИ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Что написано на колокольне ивана великого

Колокольня была возведена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату — 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532–1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом — Филаретову пристройку.

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп «Иван Великий» устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814–1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI–XVII веков.

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям. Осмотр музея сопровождают индивидуальные аудиогиды. По окончании аудиоэкскурсии посетители выходят на обходную галерею, откуда открывается прекрасный вид на Кремль и окрестности с высоты птичьего полёта.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Что написано на колокольне ивана великого
Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле

Колокольня Ивана Великого или Колокольня «Иван Великий», общеупотребительное название Московского кремлёвского храма-колокольни во имя преподобного Иоанна Лествичника Московской епархии

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля и является его композиционным центром. Храм-колокольня почти вплотную с юга примыкает к Успенской звоннице с Филаретовой пристройкой, составляя вместе единый архитектурный ансамбль. Храм Николы Гостунского, расположенные в Успенской звоннице, ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Первый храм

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника относятся к 1329 году. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о её последующем освящении:

В 1346 году храм был расписан. В том же году «мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя» [5]; согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение.

В 1475 году в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного второго Успенского собора:

Указание на то, что храм был «под колоколы» делает его старейшей известной подколокольной церковью. Об объёмном решении храма ныне можно судить только по результатам раскопок 1913 года под руководством П. П. Покрышкина, в ходе которых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В восточной части внутри были открыты экседра, которая может быть интерпретирована как апсида, и кладка северной и южных стен. Эти фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как «средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой» [7], сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей «под колоколы» XVI века. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма-наследника, можно лишь условно относить к храму 1329 года постройки, что не позволяет делать заключений о его наружном убранстве.

Что написано на колокольне ивана великого
Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).

Возведение Боновской колокольни

По сообщениям летописи,

Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора архангела Михаила, происшедшей 21 мая 1505 года, из чего можно сделать вывод о начале сооружения нового Иоанно-Лествичницкого храма весной того же года. Его строительство было завершено через 3 года, в 1508 году, одновременно с Архангельским собором и церковью Рождества святого Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Новый храм, хотя и следовал в русле образцов архитектуры Ренессанса и итальянской традиции колколен, но отличался рядом новых решений, лёгших в основу развития характерной русской традиции центрических подколоколенных сооружений. Здание Бона Фрязино является столпом в виде «восьмерика на восьмерике» высотой около 60 метров, с храмом на первом ярусе. Каким было завершение столпа неизвестно: реконструкция, предполагающая завершение третьего яруса куполом наподобие завершения собора Московского Высокопетровского монастыря оспаривается. Сравнение с аналогами и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итальянских кампанил [10]. Храм не был расписан внутри. Снаружи, как и другие постройки итальянских мастеров того времени, храм-колокольня был раскрашен «под кирпич» и украшен белокаменными деталями.

С середины XVI века Иоанновский храм-колокольня стал соседствовать с неоднократно перестраивавшейся звонницей.

Что написано на колокольне ивана великого
Московский Кремль. Фрагмент иконы блж. Максима Московского. XVIII в., Москва, ГТГ.

Заключительным элементом, завершившим облик колокольни Ивана Великого, стала перестройка третьего яруса и навершия, произведённая при царе Борисе Годунове в 1600 году. По сообщению Пискарёвского летописца:

Что написано на колокольне ивана великого
Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.

От Романовых до наших дней

В 1812 году французские войска заложили под колокольню и звонницы мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Звонницы оказались полностью уничтожены, а колокольня треснула, но устояла. Французы также предприняли снятие креста с колокольни в том же году, в виду существовавшей в то время московской легенде о том, что крест на Иване Великом был выполнен из чистого золота. Крест оказался отнюдь не золотым, а деревянным, обитым позолоченной медью. Русский предатель снявший крест был тут же расстрелян по приказу Наполеона. После ухода французов на колокольню был сделан новый крест. Впервые после изгнания Наполеона москвичи услышали звон колоколов Ивана Великого в декабре 1813 году. Полностью ансамбль колокольни был восстановлен в 1814-1815 годах. Храм Иоанна Лествичника на нижнем ярусе был возобновлён профессором Мудровым и вновь освящён в 1822 году.

Колокольня служила одновременно Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам Кремля. Она также использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX века на втором её ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации императора-страстотерпца Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. При этом всё это время колокольня оставалась открытой для паломников, посещавших кремлёвские святыни. Храм колокольни был возобновлён в 1874 году тщанием московских хоругвеносцев. В 1913-1914 годах колокольня была отреставрирована, а на месте древнего храма 1329 года были проведены раскопки. В помещениях колокольни, кроме храма, находилась часть Патриаршей ризницы (с 1898 года); под нижним ярусом колокольни жили пономари и сторожа соборов.

Храм-колокольня был формально передан Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов, но богослужения не совершались. В 2008 году, после 90-летнего перерыва, в отреставрированную кремлёвскую колокольню вновь допустили посетителей. В декабре того же года было объявлено об открытии музея в колокольне, и вскоре здесь расположился музей истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно, по состоянию на 2017 год, Ивановский храм-колокольня числился действующей церковью в составе Центрального благочиния Московской (городской) епархии [12].

Что написано на колокольне ивана великого
Колокольня Иван Великий

Архитектура

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования первого яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжёлые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому архитектор создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое восьмигранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются три камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, которая предположительно предназначалась для подъёма сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метров) сузил стены восьмигранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны которой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Источники и особенности

Несмотря на отсутствие прямых аналогий, церковь Иоанна Лествичника вписывается в ряд итальянских колоколен. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. В XII-XV веках в различных областях Италии строились восьмигранные столпообразные сооружения. Также во многих итальянских кампанилах используется приём уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (ср. восьмигранную колокольню при церкви Сан-Никола в Пизе, XII-XIII вв.).

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464 годы) [13]. Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов области Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336).

Документы, литература

Использованные материалы

[1] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на Рогожский летописец, ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 45.

[2] Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 74.

[3] Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 75-76.

[4] Предположение высказано А. Ф. Малиновским. См. Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.

[5] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на Симеоновскую летопись, ПСРЛ, т. 18, с. 95.

[6] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 157.

[7] Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., «Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля», Культура средневековой Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 77.

[8] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 258-259.

[10] Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, сс. 80-82.

[11] Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, http://www.pravenc.ru/text/577898.html со ссылкой на пуб. Яковлевой О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 202.

[12] Профиль храма на официальном сайте Центрального благочиния Московской епархии, http://centralnoe-blagochinie.ru/temples/detail.php?ID=400

[13] Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 81.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *