Что написано на дельфийском храме

Дельфийский оракул: история, особенности пророчества и интересные идеи

Что написано на дельфийском храме

Дельфийский оракул — одно из наиболее известных мистических явлений древности. Под этим словосочетанием обычно понимают как место прорицания — храм Аполлона в греческом городе Дельфы, так и самого прорицателя, а точнее — прорицательницу, жрицу-пифию. Кроме того, иногда называют Дельфийским оракулом и гадание на картах Таро.

Оракулы в Древней Греции

В античные времена общепринятой была практика обращения к посланникам богов в поисках решения трудной ситуации. При некоторых храмах жили специально обученные жрецы, которых мы сейчас называем оракулами — от латинского слова ōrāre «говорить». Греческое же слово, обозначающее предсказателя будущего, звучит как «хризмос».

Что написано на дельфийском храме

Чаще всего оракулами были мужчины, и только в Дельфах пророчествовала жрица. Обращение в храм было доступно только состоятельным людям, а простой люд довольствовался предсказаниями бродячих ворожеев. Предсказания оракула также стояли особняком от других видов гаданий — через жреца-посредника боги давали прямой ответ на заданный вопрос, а не посылали требующий разгадки знак, как в мантических гаданиях.

Храм Дельфийского оракула

Храм Аполлона в Дельфах стал прибежищем для наиболее мощных сил толкования будущего. Предсказания пифии из храма считались наиболее верными и точными, что приводило сюда все новых и новых посетителей.

Что написано на дельфийском храме

Затем Аполлону понадобились жрецы для нового храма. Обернувшись дельфином, он бросился в море и догнал критский корабль, проходивший неподалеку. Аполлон рассказал морякам о новом святилище и они повернули в сторону горы Парнас. Эти мореходы стали первыми жрецами в Дельфийском храме, который был назван так в честь явления Аполлона в образе дельфина. А первой жрицей-пифией, по легенде, была Фемоноя — дочь Аполлона. Ей приписывают изобретение стихотворного размера гекзаметра — того самого, которым написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Реальная история

В мифах и преданиях отображена реальная история Дельфийского оракула, гаданий и храма. Судя по всему, на этом месте действительно находилось святилище еще до прихода греческой культуры на эти земли. Считается, что храм был основан в IX-VIII веке до н.э., а его расцвет пришелся на VII-V века до н. э. Здание храма несколько раз перестраивалось, нынешние руины — это остатки здания IV века до н.э. Окончил свое существование храм в IV веке уже нашей эры, когда почитавший христианскую веру римский император Феодосий повелел закрыть его как оплот язычества.

Культ жрицы-пифии

Точно не известно, каким именно образом избиралось главное действующее лицо Дельфийского оракула — жрица-пифия. Первоначально это была целомудренная юная девушка, ведущая праведную жизнь. Вступив в права жрицы, она завещала свою жизнь Аполлону и не могла иметь мужа и семью. Правда, история упоминает о случае, когда пришедший просить совета у богов мужчина воспылал страстью к молодой и красивой жрице и похитил ее. После этого жриц избирали уже из взрослых женщин, возраста 50 лет и старше, но наряжали их в одежды, полагающиеся юным девам, чтобы отдать дань традиции. Пифию могли выбрать и из числа замужних женщин — тогда она оставляла семейную жизнь и полностью посвящала себя богу.

Что написано на дельфийском храме

Ритуал предсказания

Процесс предсказания в храме Аполлона был не просто гаданием: Дельфийский оракул требовал соблюдения ритуала как от самой жрицы, так и от просящего. Тот, кто намеревался просить совета у богов, должен был предварительно пройти очищение (быть чистым физически и духовно), принести некую жертву богам и определенную плату жрецам. Первоначально просить можно было только раз в год в день рождения Аполлона. По мере роста популярности храма паломников стали принимать каждый месяц.

Сама жрица перед ритуалом должна была пройти церемонию омовения в Кастальском источнике рядом с храмом и облачиться в золотые одежды, а на голову надеть венок из лавровых ветвей — растения, считавшегося символом Аполлона. Непосредственно перед предсказанием жрица жевала лавр и пила воду из родника. Затем она шествовала внутрь храма, где начиналось самое интересное.

Что написано на дельфийском храме

Считалось, что возможность толковать будущее жрица получала благодаря чудодейственным парам, поднимающихся из-под земли. Храм располагался прямо над расселиной — на полу была трещина, откуда и поднимались загадочные испарения. Свидетельства современников Дельфийского оракула расходятся: одни указывают, что жрица, надышавшись паров, пребывала в полубезумном состоянии. Находясь в этом трансе, она бормотала неясные слова и предложения, интерпретацией которых занимались другие жрецы. Другие утверждают, что жрица сохраняла здравый рассудок и сама отвечала вопрошающему на его просьбу. Что интересно: никаких следов трещин в полу на современных развалинах Дельфийского храма не сохранилось.

Как бы ни было на самом деле, сохранилось много свидетельств о точности ответов пифии. В поисках подсказок здесь побывали многие знаменитые деятели древности — к Дельфийскому оракулу гадать на судьбу приходили царь Крез и отец Александра Македонского царь Филипп.

Не только оракул: Дельфы как центр мира

Дельфийский храм был известен не только как обитель предсказательницы будущего. По легенде, именно здесь находился центр тогдашнего мира, попросту именуемый Пуп Земли. Фактически Пупом Земли именовалось не просто место, а конкретный предмет — Омфал, большой камень, которые, по легенде, Зевс сбросил на Землю в том месте, где столкнулись два орла, летящих с разных концов света. По другой версии, Омфал был тем самым камнем, который проглотил вместо младенца-Зевса его отец, Кронос, поедавший своих детей из-за пророчества, что одному из них суждено отобрать у него власть над миром и остальными богами. Камень-омфал хранился внутри храма, а по бокам от него располагалось два золотых орла — две статуи, напоминающие о происхождении святыни.

Что написано на дельфийском храме

В каком-то смысле Дельфы действительно стали центром античной Греции. Жрецы Дельфийского оракула были влиятельной силой — сюда приходили спрашивать совета даже государственные деятели перед важными политическими и экономическими решениями. В руках жрецов были сосредоточены многие ниточки управления обществом — ничто не мешало им интерпретировать волю богов согласно собственным желаниям. Древние историки приводят несколько известных примеров лжепророчеств, совершенных в корыстных целях жрецов. Правда, они же свидетельствуют и о том, что боги не терпят обмана, и для всех участников подобные сделки заканчивались несчастьями вплоть до смерти.

Пифийские игры

Город Дельфы вошел в историю также как место проведения так называемых Пифийских игр. Кроме Олимпийских, в Элладе было еще три подобных общегреческих состязаний, проводившихся каждые четыре года — Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Пифийские были вторыми по важности после Олимпийских и проводились за год до последних. Считалось, что учредил эти игры сам Аполлон после победы над драконом Пифием. Об этом событии перед каждыми играми напоминало театрализованное представление, символически изображающее победу Аполлона над хтоническими силами в лице змея.

Расклад на Таро “Дельфийский оракул»

Слава прорицательниц из Дельф тянется и до сегодняшних дней. Часто обычный расклад из трех карт на Таро называют Дельфийским оракулом (как и на игральных картах). Скорее всего, такое название возникло из-за простоты и точности данного расклада. В нем фигурируют всего три вытянутые по очереди карты, символизирующие:

Некоторые практики рекомендуют убрать из колоды Таро младшие арканы, чтобы гадание стало еще более точным. Если же вы используете гадание “Дельфийский оракул” на игральных картах, то, понятное дело, вам понадобится полная колода, так как количество интерпретаций обычной колоды не такое обширное, как в случае карт Таро.

Что написано на дельфийском храме

Другие гадания: как еще предсказывали судьбу в Древней Греции

В древности различные магические практики занимали почетное место в ежедневном быту. Распространявшиеся по античному миру другие способы предсказаний будущего составляли немалую конкуренцию Дельфийскому оракулу: гадания по поведению птиц, на внутренностях животных, толкования снов, линий на руке, в конце концов, астрология.

У каждой разновидности предсказания будущего со временем появилось свое название, чаще всего позаимствованное из латинского языка (собственно, как и название “Дельфийский оракул”). Гадание на яйце, например, называлось оомантией или овомантией. Гадание по поведению птиц — ауспиция. А людей, которые предсказывали будущее по внутренностям жертвенных животных, стали называть гаруспиками.

Современные оракулы

В современной интерпретации слово «оракул» часто используют для любой предсказательной системы, будь это онлайн-гадание или гадание на игральных картах. Дельфийский оракул в этом плане можно считать эдаким символом роли предсказаний в человеческой жизни.

Что написано на дельфийском храме

Часто оракулом называют карточную колоду, в которой на каждой карте уже написано готовое предсказание. В чем-то можно уловить схожесть с Дельфийским оракулом: гадать на такой колоде можно без умения интерпретировать карты. Будто вы приходите в храм и боги сообщают вам свою волю устами жрицы-пифии.

Источник

Кто такой Дельфийский оракул, и Почему он был так важен для древних греков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что написано на дельфийском храме

Консультации оракулов проводились в постоянных местах и святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. Царь богов, Зевс, имел престижных оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Были также оракулы Аполлона и в Дидиме, в Малой Азии и на острове Делос. Однако самым известным и долговечным из них был Дельфийский Оракул Аполлона.

Что написано на дельфийском храме

Дельфийский оракул на протяжении тысячелетий очаровывал цивилизации и как институт, и как концепция. Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракула, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Дельфы также пленили более поздних художников и писателей. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях гимназии, когда посетил это место в 1809 году. Все это литературное внимание подчёркивает важность Дельф, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?

Что написано на дельфийском храме

Любой посетитель Дельфы сегодня будет поражён его замечательным расположением. По мере того, как туман рассеивается и священные руины являют себя любопытным странникам, появляется осязаемое ощущение потусторонности. Нетрудно понять, почему древние греки называли его «пупом Земли».

Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В том месте, где пересеклись орлы, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представлен таинственным маркером, найденным на месте раскопок, известным как омфалос (омфал), или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером гробницы Диониса.

Что написано на дельфийском храме

Несмотря на своё высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы изначально представляли собой небольшое поселение. Однако город располагался на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до нашей эры возросший уровень торговли вокруг Греции сделал Дельфы более посещаемыми. К V веку до нашей эры Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.

Что написано на дельфийском храме

Одной из многих причин, почему Дельфы стали столь важными, была их независимость. Расположение Дельф в Греции означало, что они не были связаны ни с одним из крупных и могущественных городов-государств, таких как Афины, Спарта или Коринф. Это позволяло городу сохранять нейтралитет, что, по крайней мере теоретически, делало его убежище доступным для всех.

Ко всему прочему, важность Дельф и растущее богатство делали город мишенью для нападений время от времени. Но он был защищён и управлялся советом, известным как Амфиктиония. Этот совет состоял из представителей со всей Греции. Среди ключевых членов были представители Фессалии, Афин и Сикиона. Амфиктиония играла важную роль в росте святилища на протяжении веков.

Что написано на дельфийском храме

Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен. Он был доступен для консультаций только в один день каждого месяца. В течение трёх месяцев в году, зимой, не было никаких консультаций. Считалось, что это произошло потому, что Аполлон искал более тёплый климат в холодные месяцы. Поэтому консультации были возможны только в течение девяти дней в году.

Даже в эти девять дней происходил дальнейший процесс, чтобы определить, был ли Аполлон счастлив получить консультацию. На жертвенного козла брызгали холодной водой. Если козёл вздрогнет, значит, Аполлон дал своё согласие, и день может идти по плану.

В каждый день консультаций стояла очередь из желающих задать свой вопрос и получить на него ответ. И все эти люди должны были очиститься в родниковой воде возле святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними шли люди, имевшие своего представителя в Амфиктионии, а затем и все остальные греки. Не-греки были допущены последними.

Каждый пришедший к Оракулу должен был заплатить деньги и предложить пеланос, своего рода жертвенный пирог, перед консультацией. Ещё одна жертва была сожжена как приношение всем богам, а также жителям Дельф. После пройденной церемонии, каждый из очереди мог встретиться со жрицей Аполлона, иначе известной как Пифия и Дельфийский оракул.

Что написано на дельфийском храме

К сожалению, о Пифиях мало что известно, за исключением того, что все оракулы должны были быть дельфийскими женщинами из уважаемых семей. Однажды избранные, они будут служить всю жизнь. К IV веку до нашей эры Пифия постоянно жила в доме при святилище. В дни консультаций она купалась в Кастальском источнике возле святилища. Затем она отправлялась в храм, где сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки.

Очевидно, что наибольшей привлекательностью Дельф был тот факт, что они открывали доступ, хотя и косвенно, к богу Аполлону. Гомеровский гимн Аполлону, написанный примерно в VII веке до нашей эры, даёт объяснение связи Аполлона с Дельфами. В поисках места для своего оракула он в конце концов остановился на Дельфах из-за красоты их расположения. Но сначала он должен был победить чудовищного дракона, который жил неподалёку. Убив дракона своими стрелами, он оставил его тело гнить под палящим солнцем. Греческое слово «гнить» означает «пифеин», и считается, что именно отсюда произошло название Пифии. Город Дельфы был ранее известен как Пифон в бронзовом веке.

Что написано на дельфийском храме

Источники сильно расходятся в том, что произошло дальше. По общему мнению, Пифия принимала консультантов, сидя на треножнике во внутренней части храма. Более поздние древние источники упоминают о пропасти в полу храма. Из этого отверстия, по-видимому, поднимался какой-то пар, который Пифия вдыхала. Затем она входила в своего рода транс и произносила божественные слова Аполлона.

Что написано на дельфийском храме

Желающие получить ответ на свой вопрос посещали Дельфы с запросами как от частных лиц, так и от имени целых городов-государств. Самые распространённые просьбы о помощи от людей касались личных вопросов, например, брака и перспектив работы. Иногда им хотелось знать, стоит ли пускаться в долгое и опасное путешествие. Просьбы о лекарствах от болезней и недугов также были распространены.

Что написано на дельфийском храме

Люди, которые посещали Дельфийский оракул от имени своего города, часто искали совета по поводу серьёзных споров между общинами. Города также хотели знать, благосклонно ли Дельфы отнесутся к развитию их колоний за границей. Подъём Дельф, особенно в VI веке до нашей эры, совпал с ростом демократии и ростом городских районов по всей Греции. Одной из самых важных сильных сторон Дельф была их способность помогать устанавливать закон и порядок. Таким образом, Дельфийский оракул стал одним из главных звеньев и советчиков в развитии греческого мира.

Что написано на дельфийском храме

Некоторые учёные считают, что жрецы, которые работали вместе с Пифией, помогали в процессе интерпретации. Но это не может быть окончательно доказано. Также неясно, были ли ответы записаны и затем переданы получателям для их интерпретации. Ясно, что в своей двусмысленности Оракул подчёркивал тот факт, что божественные слова изначально были непонятны смертным. Они не могли быть восприняты непосредственно, божественная мудрость должна была быть сначала тщательно истолкована.

Что написано на дельфийском храме

Крез попытался проверить Дельфийский Оракул, попросив его сказать, что он делал в определённый момент времени в Лидии. Оракул правильно ответил, что Крез разрезал черепаху и ягнёнка, а затем поместил их в бронзовый котёл. Ободрённый такой точностью, Крез спросил Оракула, будет ли он успешен в военной кампании против Персии. Оракул ответил, что Крез «уничтожит великую империю». Крез высокомерно предположил, что это означает, что он добьётся успеха. Он не смог понять, что эта великая империя на самом деле была его собственной, и вскоре он был порабощён персами.

Что написано на дельфийском храме

Имея дело с высокомерными личностями таким образом, независимо от того, насколько они были важны, Оракул утверждал свою власть. Примеры таких, как Крез, служили предостережением другим. Дельфийский оракул не любил манипуляций и небрежных толкований.

К V веку до нашей эры Дельфы стали самым важным оракульским святилищем в Греции. Он привлекал посетителей со всего греческого мира и за его пределами, из таких мест, как Малая Азия и Египет. Около 590 года до нашей эры первые Пифийские игры также проводились в Дельфах в честь Аполлона. Эти спортивные состязания стали одним из великих панэллинских игр-фестивалей Греции и заняли место на арене наряду с Олимпийскими играми.

Что написано на дельфийском храме

Одной из причин, по которой Дельфы смогли завоевать свою репутацию и стать столь важными, было растущее богатство. Это место было опустошено пожаром в VIII и VI веках до нашей эры. Но, благодаря очень щедрой поддержке и пожертвованиям, впоследствии были построены большие и лучшие священные здания. Они включали в себя огромный храм Аполлона, а также многочисленные здания городской казны.

Богатство Дельф происходило от пожертвований и посвящений, сделанных отдельными людьми и городами-государствами. Многие из этих подношений поступали от восточных царей. Большое количество этих иностранных посвященных отражало международное значение Оракула. Крез Лидийский, например, подарил цельную золотую статую льва и большие чаши из золота и серебра.

Что написано на дельфийском храме

Среди самых известных посвящений были две статуи архаического стиля, подаренные городом Аргосом в конце VII века до нашей эры. Эти статуи считаются либо близнецами Кастором и Поллуксом, либо братьями Клеобисом и Битоном. Клеобис и Битон принадлежали к аргивянскому мифу, в котором они проявляли большую преданность как своей матери, так и богине Гере.

Ещё одно невероятное подношение было сделано Иероном I, тираном Сиракуз. В 470 году до нашей эры Иерон выиграл гонку колесниц на Пифийских играх. В благодарность Аполлону он посвятил бронзовую колесницу в натуральную величину с четырьмя лошадьми и возницей. На сегодняшний день обнаружен только возничий. Сегодня статуя занимает почётное место в музее в Дельфах.

Что написано на дельфийском храме

Прекрасные статуи и драгоценные предметы в Дельфах отражают желание людей и городов постоянно находиться в святилище. Для древних греков Дельфы были не просто священным местом. Оракул занимал непревзойдённое положение в обществе, которое длилось более тысячи лет. Дельфийский оракул, обладавший способностью влиять на могущественных людей, а также на крупные города-государства, сыграл решающую роль в развитии западной цивилизации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что написано на дельфийском храме

Дельфы лежат в Фокиде — области средней Греции, недалеко от берегов Коринфского залива, глубоко вдающегося в материк Балканского полуострова. Фокида соседствует на западе и севере с Локридой и на востоке с Беотией. Широкие просторы равнин сменяются на северо-западе Фокиды отрогами высокого Парнаса, спускающимися сюда из Этолии и Локриды. Парнас — огромный район с равнинами, ущельями, высокими горами, отвесными, дикими скалами, широкими плодородными долинами. Он связан со многими древнейшими легендами греков. На одной из его вершин— горе Ликории —. по преданиям остановился после всемирного потопа ковчег родоначальника эллинов Девкалиона. В хвойных, большей частью еловых лесах Парнаса в древности в изобилии водились волки, медведи, кабаны. В одной из своих поэм Гомер описывает, как Одиссей охотился здесь на медведя; в поэтическом отрывке из «Одиссеи» он рассказывает о природе Парнаса.

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос, Автоликоновы все сыновья, на охоту собравшись,

Сейчас в Дельфах можно действительно видеть мраморное изваяние, на поверхности которого показаны перетягивающие его ленты, — так называемый «пуп земли». Мысль о том, что оракул Аполлона находится в центре мира, нашла отражение и в географических картах древних. На карте, составленной Гекатеем, святилище расположено в центральной части обитаемой земли, окруженной водами океана.

Что написано на дельфийском храме

Вид на Дельфы и скалы Федриады

Что написано на дельфийском храме

Человека, впервые попавшего в Дельфы, поражает своеобразие ландшафта. С одной стороны отвесной стеной поднимаются к облакам неприступные коричнево-бурые скалы Федриады. У их подножия, на узкой полоске склона, ютился древний город и сравнительно небольшой по площади участок святилища Аполлона. Взгляд человека, обращенный в сторону, противоположную Федриадам, не встречает границ. Перед ним открываются широкие дали и покрытая зелеными оливковыми рощами пойма реки Плейста — Крисейская равнина, названная так по имени города Крисы, располагавшегося здесь в древности.

Контрасты природы поражают в Дельфах сильнее, чем где бы то ни было в Греции. Пейзаж кажется не подходящим для святилища светлого и гармоничного бога Аполлона. Лишь предания

несколько объясняют это впечатление. Легенды сообщают о поклонении в Дельфах в различные времена Дионису. Немалую роль в культах, распространенных здесь, играл, очевидно, этот греческий бог виноделия — олицетворение умирающей и воскресающей природы. Дионис — божество, непохожее по своему характеру на Аполлона. Аполлон — символ светлого начала, покровитель искусств, воплощение гармонической сущности мира. Дионис— бог неуравновешенных, контрастных, противоборствующих сил природы.

О некоторых особенностях дельфийской природы, способствовавших возникновению в этом месте оракула, сообщает писатель III века н. э. Юстин: «Голоса людей и звуки труб, если доведется им здесь прозвучать, обыкновенно слышатся многократно,

Что написано на дельфийском храме

Пифия на треножнике. Рисунок на вазе

В греческих легендах, мифах, древнейших поэмах сохранились предания о возникновении оракула Аполлона. В гомеровском гимне Аполлону Пифийскому рассказывается, как бог

Составитель гомеровского гимна Аполлону Пифийскому повествует о том, как Аполлон выбрал себе первых жрецов — критян, и сообщает, почему его святилище стало называться Дельфами:

«Начал в уме своем тут размышлять Аполлон-Дальновержец,
Как бы ему и кого из людей привести в это место.

Чтобы жрецами его они стали в Пифоне скалистом.

Так размышляя, узрел он в дали винно-черного моря
Быстрое судно. Везло оно много мужей благородных,

Выскочил он из воды, уподобившись видом дельфину,

Там и остался лежать он чудовищем странным, огромным.
. К Крисе пришли они, издали видной, богатой лозами,

В гавань. И врезался в берег песчаный корабль мореходный.
Из корабля поднялся тут наверх Аполлон-Дальновержец. |
Видом средь белого полдня звезде уподобившись, искры
Сыпались густо с нее: достигло до неба сиянье.

Так как впервые из моря туманного в виде дельфина
Близ корабля быстроходного я поднялся перед вами,

«Сын у нее родился — ни богам не подобный, ни смертным, Страшный, свирепый Тифон, для смертных погибель и ужас. Тотчас дракону его отдала волоокая Гера,

Зло приложивши ко злу. И дракон принесенного принял. Славным людским племенам причинил он несчастий немало. День роковой наступал для того, кто с драконом встречался. Но поразил наконец-то стрелою его многомощной Царь Аполлон-Дальновержец. Терзаемый болью жестокой, Тяжко хрипя и вздыхая, по черной земле он катался.

Шум поднялся несказанный, безмерный. А он, извиваясь,

По лесу ползал туда и сюда. Наконец кровожадный

Эта поэтическая легенда, дошедшая до нас в гомеровском гимне, проливает свет также на наименование древнейшего поселения в округе святилища, первого города, который находился в этих местах и имел название Пифон.

«. Глаза же драконовы мглою покрылись.

Гелиос в гниль превратил его силой своею святою.

Вот почему он Пифоном зовется теперь, а владыку Мы называем пифийским, на месте на этом сгноила Острого Гелия сила останки свирепого гада». 10

Около Пифона располагался другой город — Ликория. Лишь позднее эти два поселения слились в одно — Дельфы.

Древнегреческие мифы сохранили рассказ также о том, как право оракула перешло от первой прорицательницы, нимфы Дафны, к Аполлону. С Дельфами связана легенда о преследовании Аполлоном прекрасной Дафны, которая, чтобы спастись, превратилась в лавровое дерево. О любви Аполлона к Дафне повествует древнеримский поэт Овидий в «Метаморфозах».

«Установил он тогда состязанья, священные игры,

Звали пифийскими их по имени павшего змея.

Ежели юноша там побеждал рукою, ногами

Иль колесом, получал, как отличье, дубовые листья:

Не было лавров еще; прекрасные с волосом длинным
Феб окружал им виски любою древесною ветвью.

Первая Феба любовь — Пенеева Дафна; послал же
Деву не случай слепой, а гнев Купидона жестокий.

Как-то Дельфиец, тогда над змием победою гордый,

Видел, как мальчик свой лук, тетиву натянув, выгибает.

Сын же Венерин: «Пусть всё, — говорит, — Феб, лук твой

Мой же тебя да пронзит! И насколько вся тварь уступает
Богу, настолько меня ты все-таки славою ниже».

. Одну стрелу он в нимфу вонзил, в Пенееву дочь, а другою,
Ранив до мозга костей, уязвил Аполлона, и тотчас Он полюбил, а она и слова «любовь» избегает».

Что написано на дельфийском храме

Менада. Рисунок вазописца Ксенофонта на вазе. V в. до н. э.

Что написано на дельфийском храме

Бог преследовал полюбившуюся Дафну, но она умолила своего отца — поток Пеней превратить ее в лавровое дерево:

«Молвит: «Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков,

Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ». Только скончала мольбу — цепенеют тягостно члены,

Нежная девичья грудь корой окружается тонкой;

Волосы в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви, Легкая раньше нога ленивым впивается корнем.

Кроет вершина лицо-—одна лишь краса остается.

Феб ее любит и так, к стволу прикасаясь рукою,

Чувствует: все еще грудь под свежей корою трепещет.

Ветви, как тело, обняв, целует он дерево нежно,

Но поцелуев его избегает и дерево даже.

Бог — ей: «Если моей супругою стать ты не можешь,

Деревом станешь моим, — говорит, — принадлежностью

Именно поэтому лавровое дерево считается священным деревом Дельф. Лавр, позднее связываемый очень тесно с Аполлоном, так же символичен для Дельф, как дуб для святилища Зевса в Додоне.

Дельфийское святилище Аполлона с оракулом, дававшим предсказания, играло в жизни древних греков огромную роль во все времена их истории, начиная от ранних периодов развития греческого общества до веков, когда греческая цивилизация распространила свое влияние на близлежащие племена и народы, и даже позднее, когда она попала под власть Рима. В Дельфы, к храму Аполлона и прорицательнице — пифии, шли паломники из многих греческих городов и деревень. Сюда приезжали из далеких могущественных стран за ответом. Ни одно более или менее

серьезное мероприятие, носило ли оно частный характер или было делом целого государства, не начиналось без совета всеведущего светлого бога Аполлона. Могучие владыки и простые люди искали ответа на волновавшие их вопросы у дельфийской пророчицы пифии. Слава дельфийского оракула распространялась далеко за пределы собственно греческих полисов. К оракулу Аполлона обращались за советом цари Мидас фригийский, Тарквиний Гордый, царь Лидии и многие другие. Вера в пророчества Аполлона существовала не только у эллинов, но и у многих народов, живших рядом с Древней Грецией. Широко известен эпизод о том, как лидийский царь Крез перед войной с Персией отправил послов в Дельфы спросить у пифии совета, начинать ли борьбу. Ответ пифии на первый взгляд был прост. Он гласил: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Царь начал войну, но разрушенной оказалась его собственная держава. Ответы жрецов оракула таким образом нередко носили двойственный характер, чтобы в зависимости от обстоятельств их можно было истолковать и в том и в другом смысле.

О существовании дельфийского оракула в древнейшие времена свидетельствуют различные источники: гомеровские поэмы, греческий географ Страбон, а также писатели Плутарх, Павсаний и другие. О сокровищах в Пифоне скалистом говорит, славя жизнь, в «Илиаде» Гомера могучий герой Ахилл:

«С жизнью, по мне, не сравнится ничто: ни богатства, какими Троя, то слухам, владела — прекрасно отстроенный город, В прежние мирные дни, до нашествия рати ахейской,—

Или богатства, какие за каменным держит порогом Храм Аполлона, метателя стрел, на Пифоне скалистом» 12

Оракул Аполлона упоминается также в «Одиссее». В поэме можно прочитать о получении Агамемноном предсказания от

пифии: в одной из глав слепой аэд поет о распре между Ахиллом и Одиссеем и о том, как радуется этой ссоре Агамемнон.

Несомненно, во времена сложения гомеровских поэм оракул Аполлона был уже весьма прославленным и вызывал большое доверие греков. Считают, что оракул на месте Дельф существовал в конце второго тысячелетия до н. э. До VIII века до н. э. поблизости от оракула находилась лишь небольшая деревня, но уже тогда в святилище было много посвятительных даров. После основания дорических полисов южной Греции Дельфы становятся центром амфиктионии — союза городов для охраны святилища.

О возникновении оракула в Дельфах в глубокую древность свидетельствуют не только письменные источники и мифы. На территории святилища было обнаружено много памятников раннего периода греческой истории — микенской эпохи (XV—XII вв. до н. э.), времени процветания городов Микен, Тиринфа, Пилоса и других. Теперь эти находки хранятся в Дельфийском музее. Они дают представление о том, какого рода посвятительные дары приносились оракулу в эти ранние века существования святилища. На памятниках микенской эпохи из Дельф можно также почувствовать характер ранних эллинских художественных форм.

Что написано на дельфийском храме

Микенские идолы из Дельф. Терракота, краска. 0,12 м и 0,2 м. XV—XIII вв. до н. э.

Найденные на территории святилища терракоты микенской эпохи — это фигурки, вылепленные из глины, раскрашенные и для прочности обожженные в печах. Чаще всего это изображения женских божеств. Исследователи связывают их с тем периодом в истории дельфийского оракула, когда первенствующую роль здесь играла богиня земли Гея. Фигурки кажутся примитивными. Очень общо показаны руки, напоминающие крылья. Сильно выступают острые, будто птичьи, носы. Кружками с помощью краски обведены глаза, слегка намечены возвышенности груди. Особенно много таких статуэток было найдено на окраине Дельф — на месте святилища Афины.

Много даров приносили паломники Аполлону и в гомеровскую эпоху. Дельфийский музей хранит прекрасные памятники времени становления греческого искусства, в частности бронзовые статуэтки эпохи ранней архаики VII века до н. э. В одной из таких отлитых в бронзе фигурок высотой около 20 см представлен обнаженный юноша с короткой, но сложной прической. Очертания головы и верхней части тела сводятся к треугольнику, как

Что написано на дельфийском храме

Юноша (возможно, Аполлон). Бронза. 0,2 м. 2-я половина VII в. до н. э.

Что написано на дельфийском храме

Юноша (возможно, Аполлон). Бронза. 0,41 м.

это было распространено в предшествующие периоды греческого искусства, в гомеровскую эпоху, в мелкой пластике и рисунках на вазах геометрического стиля. В статуэтке проступает желание скульптора наметить мускулатуру рук, ног, груди, хотя это еще и не очень ему удается. Тип прически, форма лица дают основание некоторым ученым считать статуэтку выполненной критским скульптором. Действительно, Крит был близок дельфийскому оракулу в ранние века его существования. Достаточно вспомнить в этой связи, что первыми жрецами у оракула были критяне.

Святилище Дельф в эти ранние века истории оракула имело отношения и с городами ионической Греции. К образцам ранней ионической пластики, найденным на территории святилища и хранящимся в Дельфийском музее, относится бронзовая статуэтка обнаженного юноши, также принесенная в дар Аполлону. Она

Что написано на дельфийском храме

Голова грифона. Украшение треножника. Бронза. 0,21 м. VI в. до н. э.

крупнее первой, ее высота 41 см, но сохранилась она хуже — у нее отбиты и потеряны руки. В моделировке объемов, в трактовке фигуры, лица, мускулатуры заметно не только большее пластическое мастерство художника, но прежде всего свойственная памятникам ионических центров сочность форм, плавность контурных линий. В статуэтке юноши ярко проявляются вкусы греков, живших в ионических центрах. Чувствуется их любовь к украшениям— мастер изображает браслет на шее юноши. Заметно увлечение изысканными прическами: длинные завитые, как у девушки, локоны спускаются на его спину и грудь. Рядом с фигурой этого изнеженного и щеголеватого юноши, образ, воплощенный в критской статуэтке, воспринимается как выражение мужества, силы, готовности к действиям.

Особенно процветают Дельфы после победы над соседним городом Крисой в 590 году до н. э. В период VI—V веков до н. э. в святилище велось интенсивное строительство культовых сооружений — храмов, сокровищниц, а также воздвижение статуй и различного рода монументов.

В отличие от таких общегреческих святилищ, как Олимпия, оракул Зевса в Додоне или святилище Аполлона на острове Делос, не принадлежавших определенным городам, святилище в Дельфах не только находилось около Дельф, но являлось его владением, подобно святилищу Аполлона в Дидимах, близ Милета. Город Дельфы был небольшой, но самостоятельный, и являлся обычным греческим полисом (городом-государством) с собственным управлением — архонтами. Жители Дельф говорили на дорийском наречии. Почти все найденные там надписи — дорийского диалекта. Еще древние историки отмечали, что в Дельфах всегда было сильным влияние Спарты. В VI—V веках до н. э. этот небольшой город сумел вести дела такого большого святилища, каким был оракул Аполлона.

Что написано на дельфийском храме

1) Святилище Афины — Мармария; 2) Гимнасий и палестра; 3) Кастальский ключ; 4) Святилище Аполлона; 5) Стадион; 6) Музей.

После Пелопоннесской войны в конце V века до н. э. и войны с фокейцами в 356—346 годах до н. э. дельфийцы не чувствуют себя так уверенно, как прежде. Оратор Демосфен (IV в. до н. э.) в одной из своих речей обвинил македонского царя Филиппа в подкупе дельфийской пифии. В эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) и в период эллинизма (III—I вв. до н. э.) памятников в святилище воздвигалось меньше. В века, последовавшие за временем его расцвета, основные постройки подновлялись, реконструировались, было много различного рода перепланировок и перемещений статуй, монументов, но, в основном сформировавшись в VI—V веках до н. э., облик Дельф изменялся незначительно.

Позднее римский полководец Сулла завоевывает Дельфы. Римляне часто грабили святилище и увозили в свою столицу многие драгоценные дары, принадлежавшие Аполлону: золотые и серебряные изделия, прославленные памятники искусства, мраморные и бронзовые статуи, искусно расписанные художниками глиняные вазы. Постепенно значение дельфийского оракула слабело, пока наконец после его запрещения Феодосием в IV веке н. э. о нем окончательно не забыли.

Немногим более столетия назад составить представление о Дельфах можно было лишь на основании письменных источников— свидетельств древних авторов, сохранившихся мифов, поэм, гимнов. Однако место, где располагалось святилище, было известно. Над поверхностью земли выступали стены, покрытые надписями, виднелись руины построек. Дельфы привлекли внимание антиковедов в XIX веке, когда археологи начали в разных районах Средиземноморья открывать один за другим памятники древней культуры.

С 1861 года в Дельфах работают французские ученые Фукар и Вешер. Они начинают археологические раскопки святилища. Финансировал исследования Наполеон III, но после изгнания из Греции короля Отона работы приостановились до 1880 года. Их продолжил французский археолог Оссулье, раскрывший часть священной дороги и стою афинян.

С 1882 года раскопками начал руководить французский ученый Омоль, занимавший пост директора французской Археологической школы в Афинах. Первоначально работы были затруднены тем, что на территории святилища находились земельные участки крестьян деревни Кастри. Надо было выкупать у них землю, порой переносить постройки, встречая сопротивление местных жителей. Необходимо было проложить к месту святилища хорошие дороги на сложном по рельефу участке горных склонов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *